Какую опасность для водителя и пассажиров представляет. Какие системы обеспечивают безопасность людей в автомобиле

Обеспечение защиты собственной жизни, а также здоровья является первоочередной задачей каждого человека. Для ее выполнения необходимо знать и соблюдать определенный алгоритм действий, характерный для каждой конкретной зоны нахождения гражданина. Так, поговорим о том, каковы правила безопасности в автомобиле. Подобные рекомендации могут быть крайне полезны не только для самого автовладельца, но и для его пассажиров.

Правила для водителя

Безусловно, по большей части правила безопасности в автомобиле должны соблюдаться владельцем транспортного средства и его водителем. Большинство активных участников дорожного движения предпочитают придерживаться двух основных постулатов, соблюдение скоростного режима и следование установленным на дороге знакам. Такое решение вполне оправдано и сказывается на безопасности самым положительным образом. Однако подобная терминология является чрезмерно общей и трудной для восприятия, так как содержит большое количество следующих деталей:

Правила для пассажира

Соблюдение в автомобиле должно осуществляться не только водителем, но и пассажирам. Так, наиболее адекватные требования, к которым рекомендуется прислушиваться ответственным гражданам, заключаются в следующем:


Детский вопрос

Отдельно следует коснуться такой темы, как соблюдение правил безопасности в автомобиле при перевозке детей в возрасте до 10-12 лет. Согласно требованиям здравого смысла и действующего законодательства, каждое автотранспортное средство, в котором находятся дети, должно быть оборудовано специальным устройством под названием "детское автокресло". Установка дополнительного защитного сидения для малышей может быть произведена абсолютно на любую машину за исключением:

  • спортивных автомобилей;
  • транспортных средств специальной разработки;
  • двухместных автомобилей.

У многих родителей возникает вопрос о том, чем детские автокресла отличаются от обычных сидений в машине? В первую очередь необходимо отметить более выверенную и точную фиксацию положения тела. Во вторую - наличие дополнительных элементов защиты, обеспечивающих надежную охрану от ударов.

Защита от преступных действий

Правила безопасности в автомобиле подразумевают не только оценку состояния дорожного движения на предмет потенциальных аварий, но и ряда других опасностей. Так, защитить свою жизнь и имущество от грабежа или преступного нападения, вы сможете при условии соблюдения следующих базовых правил:


Почему это важно?

Почему в автомобиле нужно соблюдать правила безопасности? Запомните: подобные меры обеспечивают сохранность вашей жизни и вашего здоровья, а также состояния окружающих вас лиц. Часть требований зафиксирована в ПДД, другие же определяются исключительно логикой, здравым смыслом и уровнем воспитания каждого конкретного индивидуума.

Управление машиной подразумевает определенную ответственность не только водителя, но и пассажиров, это следует четко помнить. В случае возникновения непреднамеренной ситуации все участники движения должны предпринять коллективные меры по защите жизни, здоровья.

Правила поведения в поезде

Совсем нелишне знать не только правила безопасности в автомобиле, но и в поезде. При путешествии на данном средстве передвижения вы будете пассивным участником процесса, то есть пассажиром. При этом вам также потребуется соблюдать определенные рекомендации, обеспечивающие сохранность вашего здоровья:

  • не запрыгивайте в движущийся вагон, дождитесь его полной остановки, а лишь затем займитесь погрузкой вещей;
  • не складывайте тяжелый багаж на верхние полки, уберите его под спальные сидения, такие меры снизят риски травматизма вследствие удара;
  • обеспечьте хранение личных вещей в непосредственной близости от вас, в постоянном поле зрения;
  • не контактируйте с неизвестными, не вступайте в дебаты, а любые споры решайте при помощи полиции или проводника, если вы ночуете в купе, обязательно закройте двери изнутри;
  • не высовывайтесь из открытых окон и не пытайтесь покинуть поезд через дверь на ходу;
  • соблюдайте спокойствие и аккуратность.

Общие правила безопасности в автомобиле, поезде, самолете и другом транспортном средстве по большей части едины. Основным ответственным за ситуацию при передвижении является водитель, однако каждый пассажир должен адекватно оценивать существующие риски и не забывать о том, что здоровье, а, главное, собственная жизнь в его же руках. Если вы не уверены в благополучном исходе путешествия по той или иной внешней причине, лучше откажитесь от поездки и подберите альтернативный способ передвижения. Если вы все еще сомневаетесь в том, что необходимо соблюдать правила безопасности в автомобиле, фото различных аварий обязательно расскажут вам о возможных печальных последствиях.

| Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 14
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле




Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле .

Автобус - один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров. 

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу .

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой - выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности - наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40% троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров.

Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.

Метро - транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро - турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности - эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности - перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.

Четвёртая зона опасности - вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;
не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;
не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;
не подходить к краю платформы;
не подходить к вагону до полной остановки поезда;
рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;
не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;
не паниковать, если поезд остановился в тоннеле;
ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;
не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;
помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

■ многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;
■ автомобили обладают высокой скоростью движения;
■ в потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

■ во время движения нельзя открывать двери;
■ нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;
■ в машине надо иметь аптечку и огнетушитель;
■ во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;
■ нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него - полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками - в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство - блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.
2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.
3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.
4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?
5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.
6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?
7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.

ЗАДАЧА 18. Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.
2. Открыть коробку и посмотреть, что там.
3. Сообщить машинисту.
4. Выкинуть коробку в окно.

ЗАДАЧА 19. Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.
2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.
3. Поехать в поликлинику.
4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.

ЗАДАЧА 20. Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °С. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.
2. Пойти через лес.
3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.
4. Вернуться домой.
5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).

ЗАДАЧА 21. Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.
2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.
3. Посмотреть, что будет дальше.
4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

ЗАДАЧА 22. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.
2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.
3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.
4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.
5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.

ЗАДАЧА 23. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.
2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.
4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.
5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.
6. При остановке покинуть машину.

В Правилах дорожного движения «Пассажир» это: лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким – либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Многие думают: «Правила дорожного движения касаются водителей и пешеходов. А я - пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает водитель». На самом деле от пассажиров также зависит безопасность на дорогах, и в Правилах дорожного движения есть раздел определяющий обязанности пассажиров.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, обозначенных указателями, тротуаре или обочине, не выходя на проезжую часть.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

    • Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропусти выходящих пассажиров.
    • Не входи в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон свободен, при резком толчке или тор­можении ты рискуешь испачкать других пассажиров.
    • Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон. В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.

    • Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.
    • Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Большинство автобусов и троллейбусов имеют двери, которые открываются автоматически из кабины водителя. Водитель не всегда видит, что делается в дверях, если их придержал кто-то из пассажиров. Водитель, будучи уверен, что двери закрыты, отправляет автобус или троллейбус. В результате пассажир может оказаться зажатым между створками дверей. Не пытайтесь открыть их самостоятельно: это очень опасно!

    • Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.
    • Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.
    • Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств;
    • Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.
    • При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.
    • Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.
    • В случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении попытайтесь в падении сгруппироваться и закрыть голову руками, и в идеале - увидеть место приземления.
    • При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком.

    • Внутри трамвая, троллейбуса и особенно более подвижного автобуса старайтесь держаться за поручни на случай экстренного торможения или остановки. Лучшая точка опоры - поручень над головой.
    • Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.
    • Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями.
    • Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, опасно также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.
    • В любом общественным транспортом есть надписи: «Места для пассажиров с детьми и инвалидов». Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, слепому человеку.
    • К выходу необходимо подготовиться заранее по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. Дети старшего возраста должны помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.
    • Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

  • Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!
  • Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ

Современные средства передвижения (морские корабли, речные пароходы, само­леты, железнодорожные поезда, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро и др.) по­стоянно совершенствуются, их скорости увеличиваются. Такая тенденция представ­ляет повышенную опасность для пассажиров и обслуживающего персонала.

Аварии на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт - самый опасный вид транспорта: на его долю при­ходится наибольшее количество транспортных потерь и человеческих жертв.

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 300 тыс. человек. Общее число лиц, получивших травмы в результате ДТП, достигает 15 млн человек. Ежегодно в России регистрируется 200 тыс. ДТП в которых гибнут 34-35 тыс. и получают травмы различной степени тяжести 240-250 тыс. человек.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь.

Правила дорожного движения РФ определяют дорожно-транспортное проис­шествие (ДТП) как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспорт­ного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен другой материальный ущерб».

Внезапная смерть пассажира в транспортном средстве в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие не связано с движением автомо­биля. Нельзя также отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящей машине.

Причинами аварий на дороге (рис. 6.1) являются: нарушение правил дорожного движения: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, игнори­рование дорожных знаков и т.д.; человеческий фактор: управление в нетрезвом со­стоянии, переутомление; плохие дороги, главным образом скользкие; неисправность машин - тормозов, рулевого управления, колес и шин.

Действия при неизбежном столкновении. Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. Максимально напряги­те все мышцы, не расслабляйтесь до пол­ной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомо­биля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом опаснее, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо.

Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности (что является грубым нарушением!), прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и зава­литесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

В целях безопасности, находясь в автомобиле, НЕЛЬзя

  • сажать детей на переднее сиденье;
  • перевозить в салоне и багажнике горючие и взрывчатые вещества;
  • находиться внутри потерпевшего аварию автомобиля при сильном запахе бен­зина;
  • вытаскивать людей, зажатых в обломках машины, применяя силу.

Действия после аварии. Определите, в какой части салона автомобиля и в ка­ком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше, так как возможен взрыв.

Порядок действий при погружении автомобиля в воду:

  • включите фары (чтобы машину потом было легче искать); активно провентилируйте легкие - глубокие вдохи и выдохи позволяют на­полнить кровь кислородом «впрок» (однако при слишком частых глубоких вдохах может возникнуть обморок вследствие переполнения головного мозга кислородом);
  • избавьтесь от лишней одежды; захватите документы и деньги;
  • выбирайтесь из машины через дверь или окно, как только она заполнится во­дой наполовину (позже вам помешает поток воды, идущей в салон);
  • при необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предме­тами и протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины;
  • покинув машину – резко плывите вверх.

Помните, машина может держаться на плаву некоторое время, которого доста­точно для того, чтобы покинуть салон. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть.

Если вы свидетель ДТП, при котором водитель скрылся, - запомните и за­пишите номер, марку, цвет и любые другие приметы автомобиля. Окажите помощь пострадавшим, вызовите и дождитесь службы ГИБДД. Если вы на машине, поста­райтесь остановить преступника.

Пожар в автомобиле. Признаками пожара в автомобиле является запах горелой резины, подтекающего бензина или масла, струйки дыма из-под капота. В горящей машине можно находиться 1-2 минуты, так как при горении синтетических матери­алов выделяются токсические вещества, опасные для человека. Почувствовав запах дыма, необходимо:

  • остановить автомобиль и вытащить ключ зажигания;
  • поставить машину на ручной тормоз, взять огнетушитель, аптечку и покинуть машину;
  • осторожно открыть капот машины, из-под которого валит дым, палкой. Помни­те, возможен выброс пламени из-за притока кислорода;
  • направить струю огнетушителя на очаг загорания;
  • тушить можно песком, снегом.

Нельзя тушить пожар, если только что работали с бензином или маслом. Сгорите раньше автомобиля!

Основные правила поведения детей на дороге:

  • Нельзя переходить улицу на красный свет светофора
  • Нельзя выбегать на дорогу и играть на ней.
  • Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен переходить улицу в сопровождении родителей или группы пешеходов.
  • При переходе улицы необходимо сначала посмотреть налево, перейти до сере­дины дороги, посмотреть направо и пересечь оставшуюся часть дороги.
  • Автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай - спереди, чтобы ви­деть приближающийся автотранспорт, а водители транспорта могли видеть пе­шехода.
  • Двигаться вдоль дороги нужно по тротуару или по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту.

Безопасное поведение мотоциклиста и велосипедиста. Управляя мотоциклом или велосипедом, нужно помнить о следующем:

  • не ехать против движения;
  • держаться строго правой стороны
  • оповещать об изменении движения заранее;
  • не тормозить резко во избежание скольжения;
  • быть внимательными к автомобилистам, которые во время обгона создают воз­душную волну, что может вызвать потерю равновесия;
  • двигаться друг за другом;
  • ночью использовать яркоокрашенную одежду и следить за тем, чтобы свето­отражающие детали были чистыми;
  • возить сумки или пакеты только на багажнике; выполнять требования дорожных знаков, чтобы избежать происшествий и штрафов;
  • пользоваться велосипедными дорожками там, где они есть;
  • не буксировать других и не ездить самому не буксире;
  • не устраивать гонок на скорость;
  • держать дистанцию при движении в потоке;
  • снижать скорость на дороге, покрытой песком, льдом, снегом или на спуске. Помните, что в случае аварии наиболее вероятными жертвами становятся вело­сипедисты и мотоциклисты.

Безопасность в общественном транспорте

Система автобусного сообщения - самая развитая транспортная связь в нашей стране. Автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними.

Основные правила безопасности в общественном транспорте: не входить и не выходить до полной остановки транспорта, не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки из окна, внутри транспорта держаться за поручни на случаи экстренного торможения (надежная точка опоры - поручень над головой), стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать, в случае столкновения и падения попытайтесь сгруппи­роваться, закрыть голову руками.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП быстро покиньте салон и отойдите от транспорта на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовании затора вос­пользуйтесь запасными выходами. Разбивайте окна подручными тяжелыми пред­метами: огнетушителем, твердым предметом. В крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ног в угол окна, повиснув на руках на поручнях.

В случае пожара транспорт горит очень быстро, при этом образуется большое ко­личество токсических веществ. Иногда достаточно сделать несколько вдохов, чтобы потерять сознание. Поэтому закройте рот и нос шарфом, платком, полой одежды.

В городском электротранспорте во время пожара опасность представляет обго­рающая проводка. В этой ситуации самые безопасные места - сидячие, нельзя при­касаться к стенам и металлическим деталям корпуса, нельзя заливать огонь водой и другими жидкостями. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновре­менно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь. Запрещается стоять на земле и помогать людям выходить из транспор­та, так как можно получить электротравму.

Определенную угрозу в транспорте представляет излишняя скученность пасса­жиров в салоне. Люди страдают от давки, нехватки воздуха, жары, психологического стресса. Если человеку плохо, необходимо открыть форточку, расстегнуть верхнюю одежду, посадить его на сиденье.

Безопасность в метрополитене

Сегодня метро стало одним из самых распространенных и надежных способов передвижения, но и здесь периодически возникают «нештатные» ситуации. Во из­бежание возникновения ЧС в метро следует строго соблюдать правила поведения и пользования его услугами. ЧС на станциях, в тоннеле и вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалатора, падения пассажиров с платформы на пути, террористических акций.

Опасности метрополитена начинаются с входа в метро. Во время массовых празд­ников люди могут быть прижаты к дверям и получить травмы. Можно получить трав­му при проходе через турникет, особенно опасно это для детей. При движении по эскалатору:

  • стойте с правой стороны (лицом по направлению движения), а проходите - с левой;
  • держитесь за поручень, и не прикасайтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • держите детей за руку, а самых маленьких на руках;
  • придерживайте полы длинной одежды;
  • придерживайте вещи, которые вы поставили на ступеньки эскалатора;
  • при сходе с эскалатора не задерживайтесь;
  • если эскалатор начал разгоняться, а тормоза не сработали, единственно верное решение - перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу.

Находясь на платформе, не заходите за ограничительную линию во избежание па­дения на пути. На платформе в ожидании поезда размещайтесь равномерно по длине платформы. При падении вещей на пути нужно сообщить дежурному по станции, который обесточит линию и поднимет предмет. Если человек оказался на пути, не пытайтесь ему помочь самостоятельно подняться на платформу, так как именно под ней расположен 825-вольтный контактный рельс. Человеку, оказавшемуся на путях, необходимо, если нет поезда, двигаться вперед по направлению к часам. Если поезд приближается, то нужно лечь в желоб между рельсами, плотно прижавшись к полу. Если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, немедленно по­дайте знак машинисту круговыми движениями руки, затем вызовите любого работ­ника метрополитена. При пожаре в вагоне поезда пассажиры должны по внутренней связи сообщить машинисту о возгорании. Тушить огонь огнетушителем (под сидением в торце вагона) или подручными средствами пожаротушения. Закрыть окно для уменьшения сквозня­ков. Защитить дыхательные пути платком или одеждой. Помните, что во время пожара нельзя останавливать состав в тоннеле. Пока поезд движется, есть шанс, что он успеет доехать до следующей станции и тогда начнется эвакуации пассажиров.

Если поезд стоит в тоннеле из-за аварии или технических неполадок на линии, сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополите­на. Если вагон стоит долго, пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок, разбейте окна (например, огнетушителем).

  • заходить за ограничительную линию у края платформы и подходить к вагону до полной остановки поезда;
  • сидеть на ступеньках эскалатора, облокачиваться и класть вещи на поручни, бежать по эскалатору и платформе;
  • спускаться на пути и ходить по путям;
  • открывать двери вагона во время движения, задерживать закрытие и открытие дверей вагонов на остановках;
  • входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии;
  • курить на станциях и в вагонах;
  • провозить пожароопасные, взрывчатые, отравляющие, ядовитые вещества и предметы, бытовые и газовые баллоны;
  • без крайней нужды ходить по неработающему эскалатору - он может начать двигаться.

Безопасность на железнодорожном транспорте

Ведущим видом транспорта в нашей стране является железная дорога.

На долю железных дорог России и стран СНГ приходится более 50 % мирового грузо­оборота и 47 % - пассажирских перевозок. Общая протяженность наших железнодорож­ных линий составляет 11 % от протяженности мировых железнодорожных путей. Средняя грузонагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8-15 раз больше, чем в других странах. Товарные составы ежедневно перевозят большое количество легковос­пламеняющихся, горючих, химических и других веществ, представляющих в случае аварии значительную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего вблизи железнодорожной магистрали.

Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте быва­ют двух видов: аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, непосредственно не связанных с движением поездов (аварии на заводах, в депо, на станциях и др.), и аварии поездов во время движения.

Первый вид аварий (катастроф) для объектов железнодорожного транспорта но­сит общий характер, второй - имеет специфический.

Железнодорожная авария - опасное происшествие на железной дороге, при­ведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до сте­пени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, при­чинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время. При катастрофах последствия намного тяжелее.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на пере­ездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

Стихийные бедствия (наводнения, обвалы, ураганы, пожары и т.п.) могут вы­звать аварии (катастрофы) обоих видов, стать причиной человеческих жертв на объ­ектах железнодорожного транспорта. В районе землетрясений железнодорожные объекты подвергаются разрушениям, повреждениям и обвалам. Для защиты желез­нодорожных путей от природных стихий используют соответствующие инженерные сооружения: специальные галереи и подпорные стенки, водоотводные и берегоукре­пительные сооружения (канавы, дамбы, траверсы и др.).

Правила безопасного поведения на территории действия железнодорожного транспорта. Всем людям, оказавшимся на территории действия железнодорожно­го транспорта, следует учитывать, что они находятся в зоне повышенной опасности и должны соблюдать правила безопасного поведения:

  • при движении вдоль железнодорожных путей не подходить ближе чем на 5 м к крайнему рельсу;
  • не ходить по рельсам и шпалам;
  • не появляться около железнодорожного полотна в нетрезвом виде;
  • на электрифицированных участках не подниматься на опоры, не прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, а также к лежащим на земле про­водам;
  • переходить железнодорожные пути сле­дует только в установленных местах, где есть пешеходные мосты, тоннели, переходы. При их отсутствии переходить пути по настилам и в местах, где устанолены указатели «Переход через пути»;
  • не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;
  • в ожидании поезда не устраивать на перроне подвижные игры;
  • не бегать рядом с вагоном идущего поезда, подходить к нужному вагону толью после полной остановки состава;
  • садиться в вагон и выходить из него только со стороны перрона или остановоч­ной платформы;
  • не выходить из вагона, если время стоянки ограничено 1-3 минутами;
  • не стоять ближе 2 м от края платформы, если поезд идет транзитом.

Правила поведения в поезде. Всем, кто отправляется в поездку на железнодо­рожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне - это полки купе, расположенные в сторону движения. В этом случае при экстренном торможе­нии или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажи­ры с противоположных полок слетят на пол.

На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой и избежите травмы шейных позвонков.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда.

В целях безопасности, находясь в поезде, нужно:

  • укладывать детей в вагоне на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда;
  • убрать с пола и столика острые и опасные вещи;
  • полностью до фиксации закрывать или открывать двери купе, чтобы они при резкой остановке не травмировали попавшие в проем руки и ноги;
  • передвигаясь по вагонам и между ними, придерживаться за поручни, так как всегда возможно экстренное торможение.

НЕЛЬЗЯ:

  • перегружать верхние багажные полки;
  • загромождать тамбуры и проходы вагонов различными предметами, вещами и багажом;
  • срывать стоп-кран, даже при пожаре, если поезд находится на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация пассажиров.

В момент аварии нужно:

  • ухватиться за выступающие детали полок;
  • в момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками;
  • после аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы;
  • оказать первую помощь нуждающимся.

НЕЛЬЗЯ:

  • выпрыгивать из поезда до его полной остановки;
  • выходить в сторону, где располагается встречный путь;
  • уходить после аварии далеко от поезда.

На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность! Передвигаться не спеша, внимательно осматривать дорогу пред собой. Любые свисающие или лежащие на земле контактные провода обходить, помня, что оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! К проводам, лежащим на земле, не подходить ближе 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое на­пряжение (см. главу 4). В случае попадания в зону напряжения необходимо скорее покинуть ее. Передвигаться надо мелкими шажками или прыжками, отрывая одно­временно обе ступни от земли и приземляясь одновременно двумя ногами.

Пожар в поезде страшен в первую очередь ядовитыми продуктами горения син­тетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании - секунды.

Если вы почувствуете запах горелой резины или увидите очаг возгорания, не­медленно сообщите об этом проводнику, одновременно пытаясь затушить очаг. При задымлении вагона закройте дыхательные пути смоченной в воде тряпкой - по­лотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. Предупредите об опасности пассажиров соседних купе. Если возгорание в вагоне не удалось зату­шить и оно переросло в пожар, надо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя и приток свежего воздуха не усилил горение. Уходить следует в передние вагоны, а если это невозможно, надо идти в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери; а в остановившемся поезде - на улицу, по возможности в полевую сторону (где нет железнодорожных путей). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.

Если пожар начался ночью, то необходимо разбудить спящих пассажиров.

В целях противопожарной безопасности в поездах нельзя перевозить легковос­пламеняющиеся и взрывчатые вещества, курить разрешается только в тамбуре, не включать кипятильники в бритвенные розетки. При малейшем запахе дыма вызы­вайте проводника.

Тем не менее ехать в поезде примерно в 3 раза безопаснее, чем летать на само­летах, и в 10 раз безопаснее, чем ехать на автомобиле.

Безопасность на авиационном транспорте

Воздушный транспорт в настоящее время занимает одно из ведущих мест в об­щей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов.

За сутки самолеты перевозят более 300 тыс. пассажиров, за год - более 100 млн человек. Протяженность воздушных трасс - более 1 млн км. По мере освоения человеком воздуш­ного пространства возросло и число воздушных аварий и катастроф. Ежегодно в России ре­гистрируется 50-60 авиационных происшествий, в том числе 10-15 авиакатастроф, причем более чем в половине случаев гибнут все находившиеся в самолете люди.

По статистике авиационный транспорт по безопасности уступает лишь железно­дорожному.

Согласно Воздушному кодексу РФ, авиационная безопасность обеспечивается посредством соблюдения пассажирами обязательных правил до и во время полета воздушного судна:

  • не выходите на перрон и к стоянкам воздушных судов;
  • не ходите по перрону и у стоянок воздушных судов без сопровождения работ­ника аэропорта;
  • займите места согласно номерам, указанным в билетах;
  • не перевозите в ручной клади и багаже окисляющие вещества, способные к образованию воспламеняющихся и взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; ядовитые и отравляющие вещества; едкие и коррозирующие вещества;
  • не перевозите оружие; при приобретении билета ознакомьтесь с действующим правилами на воздушном транспорте порядком перевозки оружия и безоговорочно выпол­няйте его, если вы имеете разрешение на право ношения оружия, а также хотите перевезти его;
  • соблюдайте правила поведения, которые вам сообщает бортпроводник или член экипажа;
  • не пользуйтесь на борту самолета электронными аппаратами, телефонами и биноклями;
  • при различных видах аварий строго выполняйте команды экипажа, не допуская при этом паники;
  • не ставьте на полку для ручной клади тяжелые вещи, так как на это в самолете есть спрочно закрепите на полке ручную кладь;
  • перед взлетом обязательно проверьте, нет ли над головой тяжелых предметов;
  • перед полетом внимательно прослушайте и запомните информацию бортпро­водника о том, где находятся аварийные люки, медицинская аптечка, огнетуши­тели, кислородная маска, когда и как ее надевать, а если полет будет проходить над водой, - где находится спасательный жилет и как им пользоваться;
  • при взлете и посадке пристегните ремни безопасности: об этом напомнят борт­проводник и световое табло «Пристегните ремни!». Тщательно подгоняйте ремни перед каждым взлетом и посадкой, плотно закрепив их как можно ниже у бедер;
  • во время взлета и посадки не вставайте со своего места и не ходите по салону;
  • не курите в салоне самолета и не распивайте на его борту спиртные напитки;
  • после посадки самолета не вставайте сразу со своего места - дождитесь его полной остановки и выхода экипажа;
  • покидайте салон только после распоряжения бортпроводницы.

Работа современного самолета протекает в условиях большой плотности воз­душного потока, постоянной вибрации, резких перепадов забортных температур и других неблагоприятных обстоятельств, что может способствовать возникновению авиационных происшествий.

Авиационное происшествие - это полное или частичное разрушение воз­душного судна, имеющего на борту пасса­жиров, а также его бесследное исчезнове­ние. Авиапроисшествия могут произойти как в воздухе, так и на земле. Их подразде­ляют на катастрофу, аварию и поломку.

Авиационная катастрофа - это авиапроисшествие, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, частичное или полное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария - это авиапроисшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее настолько значительное разрушение самолета, что восстано­вительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиационная поломка - это незначительные повреждения воздушного судна, отдельных его узлов, механизмов или конструкций, которые не вынуждают прервать полет и устраняются зачастую в процессе следования самолета.

Распределение авиапроисшествий по этапам полета, согласно статистическим данным, свидетельствует о том, что большинство их происходит при посадке (36 % происшествий) и взлете (30 %); наименьшее число - при заходе на посадку (16 %) ив течение крейсерского полета (18%)

Причины аварий на авиационном транспорте:

  • человеческий фактор (50-80 %): недочеты в наземном обеспечении, несоблюде­ние правил пилотирования, низкий уровень проведения технического обслужи­вания, стрессовые ситуации в жизни членов экипажа, переутомление и т.д.);
  • технический фактор (15-30 %): неисправность техники, физический износ, контрафактные детали и т.д.; неблагоприятное воздействие внешней среды (10-20 %): столкновение само­летов в воздухе и на земле с птицей, туманы, наземное обледенение, перепады температур и т.д

Эти эксцессы приводят к тяжелым последствиям: разруше­нию конструкций самолета, отказу двигателя, нарушению функционирования систем управления, электропитания, недостатку топлива.

Аварии самолетов на высоте более 7000 метров нередко сопровождаются деком­прессией. Декомпрессия - это разряжение воздуха в салоне самолета в результате нарушения герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушитель­ного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом, резко снижается видимость. Из легких человека быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теря­ет сознание от удушья.

Действия человека при декомпрессии. Надо немедленно надеть кислородную маску на себя самого. Она находится в спинке расположенного впереди кресла. За­стегнуть ремни безопасности, так как самолет начнет резко снижаться, отчего вас может выбросить из кресла. После этого помочь другим надеть кислородную маску. Не вставать со своих мест и не поддаваться панике.

Серьезную опасность представляют на воздушном транспорте пожары и взры­вы. В случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым. Следует защитить дыхательные пути смоченной в воде тканью. При сильном за­дымлении передвигаться лучше на четвереньках у самого пола. Если проход блоки­рован, ползите поверх опущенных спинок самолетных кресел. После приземления немедленно покиньте самолет и отойдите на безопасное расстояние, так как возмо­жен взрыв

Основы безопасности жизнедеятельности

Работы по спасению терпящего бедствие самолета ведет экипаж во главе с коман­диром и наземные службы. При аварии экипаж подает сигнал бедствия, докладывает местонахождении, курсе полета, принятии решения. При вынужденной посадке применяются меры повышенной безопасности. Оказывается первая медицинская помощь. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобож­даются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние по надувным трапам.

Действия пассажиров при аварийной посадке. Необходимо снять сережки, очки, убрать острые и колющие предметы. Застегнуть ремни безопасности. Принять позу безопасности - голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь положить мягкие вещи. Детей посадить на колени и за­крыть своим телом. В случае эвакуации по надувному трапу снять обувь на каблу­ках. При вынужденной посадке на воду каждому пассажиру необходимо достать и надеть спасательный жилет. Используются при эвакуации с воздушного судна груп­повые спасательные плавучие средства (плоты), на которых в первую очередь пере­правляют детей, раненых, больных и пожилых пассажиров.

Безопасность на водном транспорте Под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят свыше 55 тыс. крупнотоннажных судов и 200 млн мелких - туристических и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов. Около 4/5 транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по Мировому океану. Ежесуточно в его водах находятся 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн человек. По данным Регистра судоходства Ллойда (лондонское классификационное об­щество), ежегодно гибнет 350-400 судов общим весом судов и грузов 600-800 тыс. тонн. В ре­зультате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек. Так катастрофа теплохо­да «Булгария» на Волге (июль 2011 г.) унесла жизнь более 120 чел. Кроме того, еще на 7-8 тыс. судов случаются серьезные аварии, не приводящие к катастрофическим последствиям.

Принята следующая классификация происшествий на водных судах:

  • катастрофа - это происшествие, при котором есть человеческие жертвы;
  • кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;
  • авария - повреждение судна или его нахождение на мели более 40 ч, а для -. пассажирского судна - 12ч;
  • аварийное происшествие - нарушения и сбои в работе судна, относительно легко устранимые в процессе его эксплуатации, а также нахождение на мели менее 40 ч, а для пассажирского судна - менее 12ч.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит из-за ураганов, штормов, туманов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов эки­пажа. Зачастую аварии случаются из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, по­садка на мель, взрывы и пожары, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Советы пассажирам, отправляющимся в плавание на водном судне:

  • перед плаванием запаситесь лекарствами, в том числе от морской болезни;
  • заранее ознакомьтесь с местами хранения спасательных средств индивидуаль­ного пользования и правилами их применения;
  • запомните места крепления спасательных средств коллективного пользования;
  • запомните дорогу из своей каюты к спасательным средствам коллективного пользования, так как во время катастрофы ориентироваться трудно, особенно при задымлении и крене судна;
  • не паникуйте и пресекайте панические и нецелесообразные действия других людей; трезвое спокойствие - одно из основных условий выживания в чрез­вычайной ситуации;
  • не покидайте терпящее бедствие судно без команды капитана.

Помните: кораблекрушение не грозит фатальной неизбежностью гибели на море. Действия при высадке с судна:

Покинуть судно можно только по команде капитана. При высадке действуют следующие правила

  • в первую очередь места в шлюпках предоставляются женщинам, детям, ране­ным и старикам;
  • перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот нужно надеть на себя по­больше одежды, а сверху - спасательный жилет;
  • если есть возможность, в шлюпку грузят одеял

Вопрос № 1. опасности, которые могут возникнуть при пользовании различными видами транспорта. Правила безопасного поведения на транспорте.

Современный транспорт является зоной повышенной опасности для человека. Существуют следующие виды транспорта – общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро), а также железнодорожный, водный и авиационный транспорт. При посадке и высадке из транспорта пассажира могут подстерегать опасности. Он может быть прижат преждевременно закрывающейся дверью, в зимний период может поскользнуться и получить травму, может быть вытолкнут из общественного транспорта при наличии давки. Кроме того, водитель может непреднамеренно открыть дверь автобуса или троллейбуса до полной его остановки. Большую опасность представляют экстренные торможения, при которых велика возможность получить серьезную травму из-за падения или из-за того, что при торможении вследствие сил инерции навалится большое количество людей. Также случаются катастрофические поломки автобусов и троллейбусов из-за лопнувшего или отсоединившегося колеса. Особую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия. Во время езды в легковом транспортном средстве следует пристегиваться ремнем безопасности, так как это уменьшает количество и тяжесть травм при аварии. При движении общественного транспортного средства нужно держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя во время движения. Не рекомендуется стремиться попасть в транспортное средство во время давки. Выходить из автобуса и троллейбуса следует только после их полной остановки. При возникновении пожара, задымления салона или в случае дорожно-транспортного происшествия необходимо сохранять самообладание и покинуть транспортное средство через двери или аварийные выходы, в случае необходимости оказать первую доврачебную помощь нуждающимся.

При передвижении на железнодорожном транспорте возможны такие происшествия, как крушение поезда, пожар в вагоне, авария токоснабжения, экстренное торможение и пр. в случае необходимости экстренного торможения на поезде следует сорвать стоп-кран и срочно сообщить проводнику или начальнику поезда о причине остановки.

водные транспортные средства могут терпеть аварии, получать пробоины, садиться на мель. При аварии на воде необходимо соблюдать хладнокровие и постараться успокоить окружающих, так как при возникновении паники, давки и неразберихи шансы на спасение и благоприятный исход резко уменьшаются. При эвакуации с судна нужно пользоваться коллективными (плоты, лодки) и индивидуальными (спасательные жилеты, круги) спасательными средствами.

Авиационный транспорт также является источником опасности для пассажира. При взлете и посадке следует сидеть на своих местах, пристегиваться, неукоснительно выполнять все требования членов экипажа. В самолете не рекомендуется курить. При вынужденной посадке нужно сидеть пристегнутым и крепко упереться руками в впередистоящее кресло либо уцепиться в подлокотники. При захвате самолета террористами нужно неукоснительно выполнять их требования. При штурме транспортного средства группой захвата следует лечь на пол подальше от прохода, пригнуться или забиться в место, безопасное при перестрелке.

Вопрос № 2. оказание первой медицинской помощи при ушибах.

Ушибы – это механические повреждения тканей, при которых не нарушается целостность кожи и костей. В зависимости от силы удара и локализации травмы возникают различные по тяжести ушибы: от небольших, не нарушающих функций, до обширных повреждений внутренних органов, опасных для жизни (например, ушиб мозга, сердца, живота с повреждением внутренних органов). Характерными признаками ушибов являются боль, припухлость, кровоподтек. Возможны также осложнения в виде повреждения внутренних органов, нервов, сосудов.

Для оказания первой медицинской помощи необходимо прежде всего обеспечить полный покой конечности, наложить тугую давящую повязку, приложить к месту ушиба холод. Повязка должна состоять из двух частей: внутренняя и внешняя. Бинт нужно держать в правой руке, а левой удерживать повязку и разглаживать ходы. Ушибленному месту нужно обеспечить покой. При обширных ушибах и подозрении на травму внутренних органов пострадавшего следует срочно госпитализировать.

Ушиб головы очень опасен из-за развития осложнений, которые выражаются сотрясением головного мозга, ушибом мозга и сдавлением. Признаками являются потеря сознания, тошнота и рвота, сильные головные боли, головокружение. Первая медицинская помощь при ушибах головы заключается в создании полного покоя, прикладывании холода на область головы, обязательная транспортировка в травмапункт.

Самым опасным видом ушибов является ушиб мозга. Признаки: головные боли, подташнивание, сознание сохранено. Первая помощь такая же, как и при ушибах головы.