Какие существуют меры для предупреждения банкротства. Меры по предотвращению банкротства предприятия

Одной из стадий банкротства является его предупреждение. При этом процедура необязательно доходит до последней стадии. Имеется ряд факторов, препятствующих ее завершению, например, наличие эффекта при проведении . Банкротство является долгосрочным многоэтапным процессом, направленным на предупреждение финансового неблагополучия компании.

Арбитражный суд не стремится любыми средствами ликвидировать обанкротившееся юридическое лицо. Задачей организации является предупреждение невыгодных для владельца и его кредиторов последствий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Меры по предупреждению банкротства предприятия определяются законодательством. Учредители компании-должника уведомляются о признаках банкротства, после чего они обязаны предпринять меры предупреждения банкротства.

Одной из них является досудебная санация, представленная финансовыми выплатами в размере задолженностей фирмы. При этом должник принимает на себя определенные обязательства перед лицом, погасившим его долги.

Суть

Мероприятия по предупреждению банкротства – это комплекс мер по оптимизации отношений и характеристик компании.

Процесс подразумевает поиск и устранение тех факторов, которые распространяют фиктивное банкротство, а также разрушение негативного влияния отдельных сотрудников фирмы. С этой целью разрабатывается система, которой контролируется экономическая несостоятельность компании.

В законодательстве государства указывается, что юридическое лицо должно приложить все усилия, чтобы не стать банкротом. Удачное предотвращение банкротства определяется правильным анализом состояния компании, ситуации в стране и в своей экономической сфере. Отдельно определяются наиболее типичные причины развития банкротства.

Существует система по предотвращению банкротства, состоящая из органов государственной власти и общественных организаций. Ее работа осуществляется посредством сотрудничества между собой субъектов предупреждения банкротства, в ходе которого используются комплексные стратегии прогнозирования негативных эффектов.

Перечислим активно используемые стратегии:

Экстраполяция
  • С помощью экстраполяции определяется прогноз на краткий период. Учитывается общий фактор, который влияет не только на благосостояние компании, но и на финансовое положение в стране.
  • При прогнозировании пользуются теми же характеристиками, что и в прошлых периодах. Анализ начинается с них, а затем достраивается для прогнозируемого периода. В результате получается статистический ряд.
Способы экспертной оценки
  • Этот метод применяется, когда необходимо сделать прогноз на долгосрочный период. Набирается группа экспертов, каждый из которых оценивает ряд показателей, предполагая, какой будет динамика их развития.
  • Дополнительно определяется значимость каждого из параметров.
Моделирование
  • Широко используется метод моделирования, в котором показатели подвергаются компьютерному анализу с использованием статистики и математических моделей.
  • Этот способ позволяет быстро оценить экономическую, социальную и демографическую информацию. Особенностью метода является возможность отдельно проанализировать деятельность каждого сотрудника компании.
  • При проведении прогнозирования обязательно нужно действовать в соответствии с законодательством. Нарушение коммерческой тайны допустимо лишь в некоторых крайних случаях.
  • Правоохранительные органы, которые могут работать в данной области, — это арбитражный суд, налоговая полиция, прокуратура и прочие государственные организации, так или иначе связанные с налогообложением.

Из чего состоит

Выявить признаки

Обнаружить можно и в договорных, и в недоговорных отношениях субъекта.

К ним относятся:

  • наличие долгов по заключенным договорам контракции, поставок за услуги, выполнение работ;
  • внезапное обогащение без каких-либо оснований;
  • наличие задолженностей по выплате зарплаты и выплатам в фонды;
  • невыплаченные полностью или частично займы;
  • долги по отношению к учредителям;
  • задолженности из-за нанесения ущерба имуществу кредитора.

Детали закона

Законодательное регулирование мер, которые субъекты могут принять по отношению к должнику, определяются статьей 30.

Субъектами являются учредители фирмы-должника, собственники имущества на унитарном предприятии, органы исполнительной власти (федеральные или на уровне субъектов Российской Федерации), в некоторых случаях – органы местного самоуправления.

В соответствии с указанной статьей вышеперечисленные субъекты обязаны принимать меры по предотвращению банкротства, однако ответственность за бездействие статьей не регламентирована.

На практике взаимосвязь между действиями субъектов и банкротством доказать практически невозможно. При условии соглашения с должником принимать меры могут еще и кредиторы.

Конкретные меры предупреждения законом не определяются, упоминается только досудебная санация (статья 31). Поэтому меры могут быть любыми, как юридическими, так и экономическими. Их целью является повышение платежеспособности и обеспечение ресурсами фирмы-должника.

Пункт 1 статьи 30 определяет обязанности руководителя предприятия-должника на досудебном этапе. Он должен известить учредителей компании о возникновении признаков банкротства, перечисленных в пункте 2 той же статьи. За нарушение этого положения не предусмотрено никаких мер ответственности.

В 31 статье определяется разработка досудебных мероприятий, в частности досудебной санации, которая представляет собой короткое решение – прямую выдачу должнику финансовой компенсации, достаточной для погашения всех долгов. Фактически, это непоименованный договор субъекта-санатора и должника.

В пункте 2 данной статьи регламентируется возможность принятия должником обязательств по отношению к санатору. Субъект может и не налагать обязательств на должника, однако тогда санацию стоит дифференцировать от дарения, так как ГК запрещает оформление договора дарения между несколькими коммерческими организациями.

Как совершается предупреждение банкротства

Антикризисное управление

Антикризисные меры государства производятся в тот период цикла предприятия, когда наблюдается резкое падение его платежеспособности. Однако определенные антикризисные процедуры производятся на всем протяжении жизненного цикла мероприятия.

Основной целью антикризисного управления является организация поиска возможных источников вложений в бизнес. Подразумевается использование в том числе и нетрадиционных для российского бизнеса источников и новых способов поиска.

Часто большие производства не имеют возможности обеспечить не только социальное развитие и оплату ЖКХ, но и покупку сырья, выдачу заработной платы и возмещение задолженностей за электроэнергию. Естественно, нет и инвестиционных ресурсов.

Как сообщает Госкостат, у большинства региональных промышленных организаций имеются большие задолженности по кредитам бюджета, контрагентов и небюджетных фондов. Многие из них уже характеризуются признаками несостоятельности.

Более выгодное положение имеют сырьевые предприятия по экспорту энергоисточников, металлов и т.д., однако и они терпят определенные трудности из-за растущих издержек и уменьшения уровня продаж. Не стоит забывать и про роль финансового менеджмента, который зачастую бывает неэффективным.

Поэтому большое значение имеет антикризисное управление, сочетающее в себе общие принципы управления и специфические процедуры, основанные на борьбе с кризисом. В первую очередь определяется специфическая цель, обусловленная кризисом.

Формируется экономика банкротства, в которой убытки компании перекладываются на других. Основной характеристикой антикризисной стратегии является жестко ограниченные сроки, например, сроки внешнего управления или появление признаков банкротства. Для соблюдения сроков решения должны приниматься быстро и немедленно вводиться в исполнение.

Краткосрочной целью антикризисного управления является сохранение рентабельности предприятия. Для этого управляющий разрабатывает бизнес-стратегию, включающую снижение издержек производства, реструктуризацию существующего долга и т.д:

  1. Предприятие делится на правильно функционирующую часть и те подразделения, которые уже не приносят прибыль.
  2. Нетрудоспособные части расформировываются.
  3. Производится реорганизация предприятия.

Способы

Основные методы предотвращения банкротства — это:

Контроль задолженности кредиторам
  • Стоит задуматься о том, как избежать накопление долгов. Залогом успеха является обеспечение ликвидности активов предприятия, а также наиболее безопасное использование свободных средств.
  • Кредитную задолженность необходимо структурировать, в первую очередь погасить краткосрочные задолженности. Еще одним важным фактором является обязательное соблюдение сроков расчета. В крайнем случае можно пойти на преднамеренный риск и самостоятельно начать процесс банкротства.
Оптимальная корпоративная структура
  • нужно проанализировать вертикальные и горизонтальные связи в управлении компанией, реорганизовать дочерние компании, распределив между ними рабочие функции и денежные потоки;
  • при наличии дружественных компаний можно передать им собственное имущество под залог, что позволит создать дополнительное обременение.
Анализ ликвидности и реализация активов Это позволит погасить долги через продажу имущества компании.
Повышающие кредитоспособность сделки Такой метод позволит быстро рассчитаться с кредиторами.
Обращение в милицию и судебная защита в ответ на криминальное действие В случае если процесс банкротства уже начат, то можно возбудить дело о незаконном захвате имущества продумать правильную тактику поведения в суде.

Дополнительные меры

К дополнительным мерам восстановления платежеспособности для малого, среднего или крупного бизнеса относятся:

Обращение к государственным или частным кредиторам Финансовая помощь от этих организаций позволит предприятию-должнику разобраться с кредитными обязанностями и частично вложить средства в развитие бизнеса.
Взыскать долги со своих покупателей Произведя окончательный расчет с покупателем за взятые в кредит товары и услуги, организация получит необходимые активы.
Увеличение уставного капитала Такое решение, принятое на собрании учредителей предприятия, принесет взносы участников в денежном эквиваленте.
Продажа организации Третьим лицам.
Новая эмиссия акций предприятия Такая стратегия организации привлечет в компанию вступительные взносы новых членов.
Поиск частных инвесторов Интересующихся отраслью, в которой работает компания.

Надёжные стратегии

Регламентирует особые меры, направленные на предупреждение банкротства стратегически важных организаций.

К ним относятся:

  • проведение анализа платежеспособности компании;
  • реорганизация;
  • погашение долга предприятия, работающего по оборонному заказу государства;
  • реструктуризация задолженности между бюджетом государства и специализированными внебюджетными фондами;
  • досудебная санация – компенсация долга государством с наложением на должника обязательств;
  • содействие при соглашении организации и кредитора о реструктуризации долга, то есть предоставляет государственную гарантию погашения задолженности;
  • прочие меры, определяемые индивидуально.

Введение 2

1. Понятие и причины банкротства 4

2. Досудебные процедуры законодательства о несостоятельности 8

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (ст.2 Закона).

Данный вопрос является достаточно актуальным в настоящее время, так как сегодня уже очевидно, что банкротство не является частным вопросом отдельного предпринимателя. Банкротство крупных производителей или массовые банкротства мелких организаций влекут за собой ухудшение социальной обстановки в регионе и (или) в отрасли в целом и не могут оставаться без внимания государства. В этой связи можно говорить о заинтересованности в оздоровлении предприятий как со стороны государства, так и кредиторов.

Меры по восстановлению платежеспособности, недопущению банкротства – являются общей обязанностью добросовестного предпринимателя. В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

В соответствии с п.2 ст.32 Закона, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Осуществляемые в рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми - как экономическими (модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификации персонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими (получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либо прекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений, заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужого незаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное, чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность его экономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновения признаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсного процесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.

Задача данной контрольной работы – рассмотрение меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятия.

1. Понятие и причины банкротства

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов.

Основным законодательным актом в данной области является Гражданский кодекс Российской Федерации, который содержит отдельные положения о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст.25 ГК РФ) и юридических лиц (ст.65 ГК РФ). Положения о банкротстве содержатся и в других статьях ГК РФ.

26 октября 2002 г. вступил в силу новый (третий по счету) Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ст.3 Закона о несостоятельности к признакам банкротства относят следующие: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:

1) неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;

2) неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

3) состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

Неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

Снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

Снижение объемов производства;

Снижение качества и цены продукции;

Неоправданно высокие затраты;

Низкая рентабельность продукции;

Слишком большой цикл производства;

Большие долги, взаимные неплатежи;

Слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

Разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

2. Досудебные процедуры законодательства о несостоятельности

Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы.

По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К ним относятся не только мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организаций как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко применяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые как по инициативе должника, так и кредиторов.

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии». Более жесткие, принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В реформированном Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с переходной экономикой, к каким относится и Россия, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах по коммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебным процедурам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные.

С принятием же нового Закона уровень банкротств в России, разрешаемый внесудебными процедурами за последние годы динамично развивается, поскольку создана нормативная база для проведения внесудебных процедур, введена гражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия, законодательно закреплен контроль Государственным органом за участниками делового оборота, начато создание института специалистов по банкротству, все большее количество хозяйствующих субъектов вовлекается в сферу действия законодательства о несостоятельности, понимая необходимость банкротства в обществе. Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» со статьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», с изъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагает определенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это может быть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мирового соглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросы банкротства без вмешательства арбитражного суда.

Остановимся подробнее на одной из предупредительных процедур – досудебной санации. В рамках досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такую помощь может практически любое лицо, в том числе и учредители (участники) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторы.

Очевидно, что финансовая помощь не может предоставляться безвозмездно. Закон предусматривает возможность принятия должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, но не указывает, какого рода обязательства могут принять на себя должник или иные лица. Скорее всего, это могут быть обязательства как финансовые, так и не имеющие финансового характера.

Если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаются соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на текущий год либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Специалисты уверены, что оказание финансовой помощи государством должникам является недопустимым, так как это противоречит принципу конкуренции. Более того, законодательство многих государств запрещает оказание помощи предприятиям государством посредством их финансирования в любой форме.

Вместе с тем ученые приходили к выводу, в соответствии с которым на переходном этапе для экономики России указанная процедура является необходимой.

Для принятия решения о проведения досудебной санации необходима проверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощь оказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенного периода времени восстановить их платежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренности с его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой.

Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо и поверхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационной процедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы, определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарную ответственность всех участников санации независимо от их отношения к выполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробно регулировать содержание соглашения участников санации, и в особенности в части определения их прав в случае достижения результатов санации – восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Непродуманная налоговая политика, поспешность в приватизации, неготовность руководителей хозяйствующих субъектов жить в условиях рыночной экономики привели к спаду производства, кризису неплатежей, сокращению рабочих мест, росту социальной напряженности. В настоящее время подъему многих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторская задолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни один инвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут на погашение долгов предприятия. Во всех случаях проще обанкротить предприятие, вывести имущество законным или незаконным способом, а затем на основе материальных ценностей и денежных средств, «вырученных» с предприятия, создать новое и вложить в него.

Заключение

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

Меры досудебного предупреждения несостоятельности (банкротства) предприятия принимаются на основании соглашения с должником (например, продление кредитного договора или заключение нового).

Помимо названных мер, названными субъектами может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановление платежеспособности должника (досудебная санация).

Как подчеркивают эксперты, по сути своей досудебная санация - это договор между должником и субъектом, предоставляющим средства (санатором), причем договор непоименованный, так как он не назван в качестве такового ни ГК РФ, ни даже Законом, который исходит из договорной конструкции данных отношений, однако прямо термин «договор» применительно к досудебной санации не употребляет.

В заключение подчеркнем, что меры по предупреждению банкротства отдельных видов юридических лиц предусмотрены специальными законодательными актами. Такие меры, например, предусмотрены в отношении кредитных организаций (глава II ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации»); сельскохозяйственных организаций («О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»).

Список литературы

    Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 2004.

    Кулаков Г.Ф. Об отдельных вопросах, возникающих в практике рассмотрения споров, связанных с ликвидацией предприятия // Вестник ВАС РФ. 2003.

    Лебедев К.К. Комментарии к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»/ К.К. Лебедев. - М.: Законодательство, 2003.

    Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Изд-во «Статут». 2006.

    Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства)/ М.В. Телюкина.- М.: Дело. 2002.