Экологическое право план егэ. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Человек имеет право на благоприятную среду . Что такое благоприятная среда, как законы РФ защищают права граждан на данное право, каковы способы его защиты? Об этом материал данной статьи.

Благоприятная окружающая природная среда — это такое состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

В РФ есть отрасль права, которая регулирует отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Это экологическое право.

Источники экологического права:

  • Конституция РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • Водный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Лесной кодекс РФ
  • законы РФ «О животном мире», «О мелиорации земель», «О недрах РФ», «Об охране окружающей природной среды» и др.

Основные экологические права человека и гражданина в РФ:

(Из Конституции РФ, статья 42)

Права тесно связаны с обязанностями.

В статье 58 Конституции РФ отмечается, что «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Правонарушение в области природы называют экологическим правонарушением.

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее законы по охране природы, и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Способы защиты гражданами права на благоприятную окружающую среду

  • Несудебные способы:

участие в общественных организациях, цель которых — защита окружающей среды;

обращения граждан в органы государственной и местной власти при обнаружении фактов загрязнения природы, а также с целью получения необходимой информации о состоянии окружающей среды.

участие в митингах в защиту природы

личное участие в сохранении чистоты природы, например, в субботниках.

  • Судебные способы:

обращение в суд при получении вреда здоровью из-за загрязнения природы

для получения необходимой информации от соответствующих органов, если запрос на неё остался без ответа

при отказе на проведение экспертизы среды органами власти и др.

Мероприятия государства по защите окружающей среды:

  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
  • Проведение экологической экспертизы деятельности предприятий и организаций
  • Систематическая проверка состояния окружающей среды — воздуха, воды и пр.
  • Создание заповедников, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных
  • Проведение санкций к нарушителям законодательства оп охране окружающей среды и др.

Организации по охране природы:

Международный уровень:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП (англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN ) .основан в 1948 г. При ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
  • ЮНЕСКО — организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
  • Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г. Цель — обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
  • Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
  • Гринпис (англ..green peace - «зелёный мир») - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы: глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
  • Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.

Российский уровень:

  • Государственные органы : Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
  • Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы .
  • Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
  • Всероссийское общество охраны природы.
  • Сибирский экологический центр
  • Союз охраны птиц России
  • «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
  • «Зелёный патруль»- общественная организация
  • Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В

(в каждом субъекте РФ).

Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».

(Ф.Бэкон)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Учитель истории и обществознания Бычков Н.Е.

Тест «Экологическое право» 11 класс

Часть А
1. Экологическое право в РФ формировалось:
а) вместе с уголовным правом, несколько столетий
б) стремительно и за несколько десятилетий прошлого века
в) начало формироваться в современное время

2. Главным объектом экологического права является:
а) природная среда
б) окружающая среда
в) человек

3. К источнику экологического права относится:
а) судебный прецедент
б) правовые акты, содержащие нормы экологических взаимоотношений
в) естественное право

4. Высшей юридической слой, по сравнению с другими, обладает:
а) конституция субъекта РФ
б) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
в) нормативный акт исполнительной власти субъекта РФ

5. В основе экологического права лежат определенные принципы, закрепленные в:
а) законе «Об охране окружающей среды»
б) федеральном законе «О недрах»
в) конституциях субъектов РФ

6. Такое правонарушение, как незаконная добыча рыбы регулируется:
а) Кодексом РФ об административных правонарушениях
б) Уголовным Кодексом РФ
в) Гражданским Кодексом РФ

1. Добавьте недостающее:

3. Что содержится в Конституции РФ, а именно в статье 42:
а) право человека на благоприятную окружающую среду
б) право человека на информацию о состоянии окружающей среды
в) право на пользование недрами земли, расположенными на его территории
г) право на покупку разрешения для охоты в заповедниках
д) право на приобретение редких видов животных, занесенных в Красную книгу

4. Соотнесите:
1. болото в лесу А. природный объект
2. парк в городе Б. природно-антропогенный объект
3. огород с овощами В. антропогенный объект
4. мост с клумбами
5. заповедник
6. деревья, посаженные рядом с домом

1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к нему.

«Из экологической доктрины Российской Федерации» (одобрена Правительством РФ в 2002 г.)

Стратегической целью государственной политки в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы
сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;
обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Как вы понимаете слово «доктрина»? В чем смысл государственной политики в области экологии? Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства? Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»?

Ответы:
Часть А
1-б
2-б
3-б
4-б
5-а
6-б

Часть В
1-отношения по охране окружающей среды
2-д
3-аб
4-АББВАБ

План темы:

I. Благоприятная окружающая среда

1.1 Понятие «благоприятная окружающая среда»

1.2 Основные экологические права граждан и иных физических лиц

II. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду

III. Нормативы качества

Благоприятная окружающая среда – это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВА СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т.е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

— с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти;

— с собственными определенными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

— с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти;

— с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его – федеральный доклад, который затем обнародуется;

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду.

НЕСУДЕБНЫЕ:

🔻 Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в органы государственной власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам: 1. В целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране 2. С жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее;

🔻 Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

🔻 Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

🔻 Оказание содействия органам государственной власти РФ, ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

🔻 Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действий/бездействий органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры;

СУДЕБНЫЕ:

🔻 Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путем вынесения решения, например, 1. В возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием 2. Об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды 3. Об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера

🔻 Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например. 1. Отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование 2. Нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании своих обязанностей и др.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

🔻 Планирование и финансирование природоохранных мероприятий

🔻 Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

🔻 Введение экологического нормирования – закрепленных в нормативных правовых актах экологических критериев предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду:

✔︎ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды воздействия;

✔︎ предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии;

✔︎ возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека , относящееся к разряду экологических прав . По времени конституционализации это право относится к самому последнему "поколению". Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.