Что положено при сокращении работника пенсионера. Увольнение пенсионера по сокращению штатов

05.08.2013 66-летняя Ольга И. была уволена из ООО «Азимут» в связи с сокращением штата. Организация выплатила ей выходное пособие в размере среднего заработка. В течение двух недель после увольнения женщина встала на учет в Центр занятости населения как ищущая работу, но за два месяца так и не смогла найти подходящую вакансию. В связи с чем ООО «Азимут» выплатило ей средний заработок за второй месяц со дня увольнения. Еще через месяц Ольга И. снова обратилась в компанию с требованием выплатить ей средний заработок за третий месяц. Она представила соответствующее решение Центра занятости населения (образец на стр. …). Но работодатель отказался выплачивать деньги, поскольку бывшая сотрудница не признана безработной и получает пенсию по старости.

Статьи в тему:
«Как убедить суд, что при сокращении учли преимущественное право сотрудника на работу» (№ 5, 2013)
«Как оформить уход на пенсию» (№ 10, 2010)
«Сокращение работников: штатное расписание и выплаты при увольнении» (№ 5, 2009)

Можно ли сократить пенсионера?
На работающих пенсионеров распространяется общий порядок увольнения сотрудников. Это значит, что когда работодатель решает уволить пожилого работника в связи с сокращением численности (штата), он обязан:
- убедиться, что тот не относится к категории, которую запрещено увольнять (например, на попечении работника находятся несовершеннолетние дети, которых он воспитывает без родителей (с. 261 ТК РФ));
- выяснить, имеет ли пенсионер преимущественное право на то, чтобы остаться на работе (ст. 179 ТК РФ, абз. 5 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ, ст. 35 Закона СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-1 и др.);
- издать приказ о сокращении численности или штата;
- за два месяца до предполагаемой даты увольнения письменно уведомить сотрудника, орган занятости населения, профсоюз (при его наличии) о предстоящем высвобождении работника (ст. 82, ч. вторая ст. 180 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (далее - Закон о занятости));
- до дня увольнения предлагать сокращаемому сотруднику-пенсионеру все вакансии, которые он может занять (ч. третья ст. 81 ТК РФ);
- издать приказ об увольнении работника и оформить кадровые документы (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- выплатить сотруднику выходное пособие и компенсации (ст. 178, ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Выходное пособие, средний заработок и компенсация
В день увольнения сокращаемый сотрудник получает окончательный расчет и выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка (ст. 178, 318 ТК РФ).
Если пенсионер и работодатель приходят к согласию о прекращении трудовых отношений до даты, указанной в уведомлении о сокращении, то дополнительно работнику полагается компенсация в размере среднего заработка за время, оставшееся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
Кроме того, компания обязана сохранить за работником среднемесячный заработок на время трудоустройства. По общему правилу не больше чем за два месяца со дня увольнения, в районах Крайнего Севера - не больше чем за три месяца (с зачетом выходного пособия, выплаченного при увольнении).
Средний заработок на период трудоустройства выплачивается на основании трудовой книжки и заявления сотрудника.

Совет. Начислите пенсионеру средний заработок на период трудоустройства, даже если он придет за деньгами через год после увольнения. Законодатель не устанавливает предельный срок, в течение которого сокращенный сотрудник должен обратиться в компанию за такой выплатой

Внимание! Если сотрудник так и не обратился в организацию за средним заработком на период трудоустройства, то его не нужно начислять

Совет. Вы можете выплатить пожилым сотрудникам, попавшим под сокращение, больше, чем два средних заработка. Но только если повышенные размеры компенсаций закреплены в трудовом или коллективном договоре (ч. четвертая ст. 178 ТК РФ)

Может ли пенсионер встать на учет в центре занятости?
Государство гарантирует каждому гражданину бесплатную помощь в подборе подходящей работы и трудоустройстве (ст. 9, ст. 12 Закона о занятости). Это значит, что обратиться в Центры занятости населения и зарегистрироваться в качестве ищущих работу могут не только безработные, но и люди, состоящие в трудовых отношениях и желающие сменить работу, учащиеся, студенты, пенсионеры (п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Таким образом, пенсионер может встать на учет в центре занятости как ищущий работу, но не может быть признан безработным и получать одноименное пособие (п. 3 ст. 3 Закона о занятости).

Надо ли выплачивать пособие за третий месяц после увольнения?
По закону за уволенным по сокращению штата может быть сохранен средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения (в районах Крайнего Севера еще и в течение четвертого - шестого месяцев). Такое решение вправе принять служба занятости населения, если соблюдены сразу три условия (ч. вторая ст. 178, 318 ТК РФ):
- работник обратился в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения (в районах Крайнего Севера - в течение одного месяца);
- служба занятости не смогла трудоустроить работника;
- обстоятельства, препятствующие трудоустройству работника, признаны исключительными.
Поскольку законодатель не дает определение термину «исключительные случаи» нетрудоустройства, это приводит к неожиданным и иногда курьезным выводам (схема на стр. …).

Внимание! Выходное пособие при увольнении в связи с сокращением численности или штата не выплачивается только тем сотрудникам, с которыми трудовой договор заключен на срок до двух месяцев (ч. третья ст. 292 ТК РФ)

Если ООО «Азимут» обратится в суд
Напомним, ООО «Азимут» посчитало, что не обязано сохранять средний заработок в течение третьего месяца за бывшей работницей, поскольку она уже получает пенсию и на этом основании не признана безработной. В такой ситуации очень вероятен судебный конфликт. Такие дела рассматриваются судом общей юрисдикции по месту нахождения органа службы занятости (ответчика). Бывшая работница будет участвовать в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика (ст. 42 ГПК РФ). Есть ли у работодателя шансы на победу? Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Позиция 1. Cредний заработок по решению службы занятости сохраняется за уволенным пенсионером за сам факт нетрудоустройства. Как отметил Верховный суд Республики Бурятия, статус пенсионера не является препятствием для того, чтобы получить средний месячный заработок за третий месяц после увольнения. Ведь такого ограничения в статье 178 Трудового кодекса нет (апелляционное определение от 27 августа 2012 г. по делу № 33-2353). Аналогичный вывод содержится и в апелляционном определении Курского областного суда от 15 марта 2012 г. по делу № 33-598-2012. Такую же позицию ранее высказали специалисты из Роструда в письмах от 13 сентября 2005 г. № 1539-6-2 и от 28 декабря 2005 г. № 2191-6-2).

Краснодарский краевой суд пришел к выводу, что юридическое значение имеют лишь два факта (апелляционное определение от 11 октября 2012 г. по делу № 33-20474/12):
- обращение пенсионера в центр занятости населения в двухнедельный срок после увольнения;
- невозможность трудоустройства пенсионера центром занятости населения в течение трех месяцев.
Таким образом, судами фактически игнорируется третий фактор - наличие исключительного случая (ч. вторая ст. 178 ТК РФ).

Позиция 2. Для сохранения за пенсионером среднего заработка нужны исключительные обстоятельства. Советский районный суд г. Волгограда принял довод работодателя о том, что при вынесении решения служба занятости населения должна была установить факты, подтверждающие исключительность ситуации (решение от 5 мая 2011 г. № 2-1418/2011). Работодатель основывал свою позицию на значении термина «исключительный случай». В связи с этим суд подчеркнул, что право на средний заработок не может быть основано только на том, что бывшая работница в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена. Указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных. Поэтому применяются положения части первой статьи 178 Трудового кодекса (определение Московского областного суда от 29 июля 2010 г. по делу № 33-14602).
Следуя этой позиции, ООО «Азимут» может потребоваться лингвистическая экспертиза, которую можно заказать на филологическом факультете вуза (ст. 55, 79 ГПК РФ).
Ворошиловский районный суд г. Волгограда посчитал, что решение (справка) службы занятости населения о сохранении среднего заработка за третий месяц, в котором не обосновано, что случай нетрудоустройства исключительный (решение № 2-60/2012 от 21 декабря 2011 г.): не соответствует требованиям части второй статьи 178 Трудового кодекса; нарушает экономические права истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность выплатить уволенному работнику-пенсионеру денежные средства.

Запомните главное

Екатерина АРАКЧЕЕВА, директор ГБУ Московского городского правового Центра «Защита» (Москва): При сокращении работника-пенсионера организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если работник согласен расторгнуть договор до той даты, что указана в уведомлении об увольнении, ему положена дополнительная компенсация в размере среднего заработка. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока.

Екатерина САМЦОВА, юрист, ООО «Юнистафф Пейрол Солюшнс» (Москва):
В исключительных случаях средний месячный заработок может быть сохранен за пенсионером в течение третьего месяца со дня увольнения на основании трудовой книжки, заявления и решения службы занятости населения. При условии, что сотрудник обратился в этот орган в двухнедельный срок после увольнения, и не был им трудоустроен.

Ну вот, возраст уже солидный, опыт колосальный, желание работать еще не пропало, да и сил хватает и вдруг — сокращение. И ни для кого не секрет, что первыми кандидатами на увольнение станут пенсионеры. Так чего же ожидать пенсионеру, при сокращении с постоянной работы?

Как происходит сокращение пенсионеров?

Казалось бы, пенсионеры — одна из наименее защищенных с точки зрения трудовых прав категория лиц, поскольку вероятность их устройства на "приличную" работу стремится к нулю. Так неужели можно сократить пенсионера?

Законодательство, регулирующее трудовые отношение, ограничивает лишь возраст начала осуществления трудовой деятельности, уравнивая таким образом пенсионеров в правах с остальным трудоспособным населением.

В связи с указанным выше порядок увольнения пенсионера по сокращению штатов ни чем не отличается от общего порядка увольнения по данному основанию.

ТК предусмотрены гарантии для всех без исключения работников, уволенных в связи с сокращением. Наличие статуса пенсионера не является препятствием для признания его работником, значит, гарантии, установленные трудовым законодательством в отношении работников, увольняемых по сокращению, распространяются и на работающих пенсионеров.

Платить или не платить?

Основные споры при сокращении пенсионера возникают относительно его права на получение компенсации за третий месяц после увольнения (для лиц, трудившихся в районах Крайнего севера, — за четвертый, пятый и шестой). Указанная компенсация назначается нетрудоустроенным гражданам по решению службы занятости населения.

П. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 прямо определено, что граждане, обладающие статусом пенсионера, не признаются безработными. Этим и пользуются работодатели, отказывая пенсионерам в выплате спорной компенсации.

Однако не стоит забывать, что служба занятости призвана содействовать в поиске работы всем и регистрировать каждого, кто к ней обратился, следовательно, сохранение среднего заработка не связано с фактом признания уволенного пенсионера безработным. Непризнание пенсионера безработным влечет для него лишь отсутствие возможности получать пособие по безработице.

Роструд разъяснил, что под понятием "уволенный работник" следует понимать любое физическое лицо, у которого до расторжения трудового договора в связи с сокращением имели место трудовые отношения. В связи с чем у органов службы занятости отсутствуют основания для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними спорной выплаты при соблюдении установленных ТК условий:

  • обращение в центр занятости населения;
  • отсутствие возможности устроиться на работу.

Дополнительные гарантии для работников предпенсионного возраста.

Работники предпенсионного возраста имеют право на увеличение продолжительности периода выплаты пособия по безработице. Основанием для получения такой гарантии является наличие у указанных лиц страхового стажа не менее 25/20 лет (у мужчин/у женщин), а так же предусмотренного законодательством стажа, необходимого для досрочного трудовой пенсии по старости.

По предложению службы занятости указанным гражданам, сокращенным работодателем, при отсутствии возможности устроиться на работу с их согласия может быть досрочно назначена пенсия, но не ранее чем за два года до наступления пенсионного возраста.

При поступлении на работу выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается.

Нередко можно услышать мнение о том, что увольнение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в первую очередь касается лиц, достигших пенсионного возраста. Однако это не согласуется с требованием ч. 1 ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой производительностью труда и квалификацией. Достижение пенсионного возраста не является основанием для первоочередного увольнения таких лиц. Они могут быть уволены только в соответствии с общими правилами.

Про выплаты пенсионерам при сокращении и ликвидации

Вопрос: Пенсионер уволен с работы в связи с сокращением штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ). В двухнедельный срок зарегистрирован в центре занятости для поиска подходящей работы. Имеет ли он право на получение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения?

Статья 178 ТК РФ не проводит никаких различий между уволенными пенсионерами по старости (по возрасту) и иными работниками. Как и всем остальным работникам, пенсионерам, уволенным по п. 2 ст. 81 ТК РФ, выплачивается выходное пособие в размерах, определенных ст. 178 ТК РФ. За ними сохраняется и средний месячный заработок на период трудоустройства, в том числе и в течение третьего месяца по решению органов службы занятости населения.

Письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Федеральной службы по труду и занятости, изложенное в его Письме от 27.10.2005 N 1754-61, согласно которому у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка.

Части 1 и 2 ст. 178 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) регламентируют вопросы предоставления гарантий работникам при их увольнении в связи с сокращением численности или штата. Единообразное применение указанных норм является важной задачей в обеспечении работников одинаковой степенью правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при увольнении. Однако в отношении пенсионеров, с которыми расторгается трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, единства в судебной практике в вопросах предоставления выходного пособия нет.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, удовлетворяя заявление ЗАО "Волгоградский инструментальный завод", кассационная инстанция исходила из того, что суды первой (12.12.2006) и апелляционной (08.02.2007) инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате за счет средств Общества среднемесячной заработной платы бывшему работнику Общества за третий месяц со дня увольнения, поскольку гражданка А.Г. Каширина, являясь пенсионером по старости, социально защищена государством в виде гарантированной выплаты пенсии. Аналогичные решения содержатся в Постановлении ФАС Центрального округа от 02.04.2007 N А54-2967/2006, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-20261/06. Судебные органы при рассмотрении и разрешении споров пришли к выводу, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных. При этом суды ссылаются на п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с которым безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

Однако суды не учли того факта, что критерии статуса безработного, которые определены в ст. 3 Закона о занятости, дают право безработному гражданину на гарантии, указанные в ст. 28 Закона о занятости, и не влияют на гарантии и компенсации работникам, уволенным из организации, которые установлены ст. 27 Закона о занятости.

Статья 27 Закона о занятости устанавливает, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. Сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца, так же как и в течение второго месяца, со дня увольнения действующим трудовым законодательством не поставлено в зависимость от получения пенсии по старости. Если следовать логике судов, то получается, что сохранение за уволенным работником среднего месячного заработка в течение второго месяца после увольнения также не должно признаваться правомерным, поскольку уволенный, но не трудоустроенный гражданин, получающий пенсию по старости, не должен признаваться нетрудоустроенным, т.е. безработным.

Необходимо отметить, что не все суды решают этот вопрос не в пользу работника-пенсионера. В Постановлении ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174 суд мотивировал свое решение, что выплачивать средний заработок за третий месяц необходимо, тем, что поскольку стороной трудового договора в силу положений ст. ст. 56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста), то иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций).

На основании этого суд делает справедливый вывод, что из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Такую же позицию ФАС ВВО ранее выразил в Постановлении от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.

Позиция Арбитражного суда Волго-Вятского округа является справедливой по сравнению с другими решениями судов по этому вопросу, поскольку не допускает дискриминации прав работников, которые в соответствии со ст. 3 ТК РФ не могут быть ограничены в трудовых правах и свободах независимо от различных причин и условий, в том числе от возраста.

Возвращаясь к Постановлению ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, необходимо отметить, что это дело получило продолжение. Определением ВАС РФ от 19.11.2007 N 11725/07 это Постановление, а также, соответственно, Решение суда первой инстанции (12.12.2006) и Постановление апелляции (08.02.2007) было передано для пересмотра в порядке надзора. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.02.2008 N 11725/07 указал, что суды при рассмотрении дела не учли характера правоотношений, которые возникли из трудовых и не связаны с осуществлением ЗАО "Волгоградский инструментальный завод" предпринимательской или иной экономической деятельности, а поэтому арбитражным судам не подведомственны. Производство по делу было прекращено.

Согласно ст. 23 ГПК РФ дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, подведомственны мировому судье. Иными словами, вышеуказанные споры должны были рассматриваться в системе судов общей юрисдикции, а не арбитражными судами.

Однако отсутствие единства в арбитражной практике относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ свидетельствует о том, что этот вопрос является дискуссионным и спорным.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. И хотя в соответствии с Законом о занятости граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными, это положение не должно влиять на трудовые права, закрепленные в трудовом законодательстве. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не связываются с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости.

Иное толкование норм ст. 178 ТК РФ на основании установления факта получения пенсии по старости приведет к дискриминации указанных работников, что недопустимо при сокращении численности или штата, поскольку сокращение численности или штата работников как правовое явление исключает возможность на любом этапе проведения данных мероприятий перехода на "личности" и должно выражаться в распространении одинаковой правовой защиты на уволенных работников независимо от их правового статуса.

В сложной экономической ситуации работодатели используют кардинальные меры - сокращение сотрудников. Причины этого явления могут быть различными. Это реорганизация, уменьшение производства, смена типа деятельности. Часто происходит сокращение пенсионеров при сокращении штатов. Выполняется это на основе норм законодательства.

Понятие сокращения

Сокращение штата предусмотрено законом. Увольнение по этому основанию осуществляется по Трудовому кодексу РФ. Если наниматель не исполняет условия, то это может повлечь восстановление уволенного работника. Также ему положены выплаты за незаконные действия за все время вынужденного отсутствия. Часто споры относительно увольнения решаются через суд.

Вопросы трудоустройства регулируются ТК РФ. Основные аспекты присутствуют в следующих статьях:

  • 178 и 179 - порядок выполнения процедуры, нормы о выходном пособии;
  • 261 - охранные гарантии;
  • 296 - сокращение сезонных работников.

Привилегии пенсионеров

Хоть увольнение пенсионера по сокращению штата может выполняться, все же эти категории граждан имеют следующие привилегии:

  • запрещается возрастная дискриминация пенсионеров;
  • право на труд есть у всех граждан страны, включая тех, которые освобождены от труда из-за возраста;
  • в приоритете остается высокая квалификация, знания, опыт, улучшение производительности труда;
  • у пенсионера есть право на внеочередной дополнительный отдых, равный 14 дням, но без выплаты зарплаты;
  • если пенсионер желает уволиться по своей инициативе, то ему не нужно отрабатывать 2 недели.

Дискриминация по возрасту устанавливается тогда, когда нет согласия между нанимателем и сотрудником-пенсионером. При различных вариантах разрешения споров обеим сторонам надо принять обоюдное решение. Для работников-пенсионеров используются те же нормы закона, что и для всех остальных.

Если лицо не является ценным подчиненным, не обладает высокой квалификацией и богатым опытом, то оно попадает под увольнение вместе с остальными. Пенсионный возраст не освобождает от таких рисков.

Закон

Прописано сокращение штатов в В статье 78 указаны причины и основания для расторжения трудового соглашения между сторонами. Но там не написано, что при сокращении в приоритет может ставиться возраст работника.

В ФЗ №79 «О гражданской службе» содержится, что предельный возраст для гражданской службы составляет 60 лет, но этот срок можно продлить до 65. Лишь в исключительных случаях период увеличивается до 70 лет и то по указу президента РФ. На основе этих документов предусмотрено сокращение пенсионеров при сокращении штатов.

Гарантии пенсионерам

При сокращении штатов некоторые сотрудники пенсионного возраста в будущем могут иметь приоритет во время перевода на другие доступные вакансии и специальности. Но это правило распространяется на работников, которые имеют примерно одинаковую квалификацию или специальность с одинаковой производительностью.

Это касается:

  • инвалидов ВОВ;
  • инвалидов и участников боевых действий.

Приоритет имеют пенсионеры с 2-мя и более иждивенцами (внуками или детьми) и если человек является одним работающим в семье. Если человеком на предыдущей работе была получена профессиональная травма или сложное заболевание, которые не получится устранить с помощью перевода на другие должности и сокращения штатов, то он приоритетнее других работников.

Если пенсионеру ранее приходилось повышать квалификацию, то при сокращении штатов он будет пользоваться преимуществами по сравнению с другими сотрудниками из-за высокой квалификации и продуктивности труда. В документах и договорах организации могут быть указаны приоритеты по поводу переводов и сокращения штатов.

Процедура сокращения

Существует пошаговая инструкция сокращения штата, которая предусмотрена законом. Ее используют для простых сотрудников и пенсионеров. Уведомление о сокращении штата происходит за два месяца до этого события. Работодатель должен отсылать оповещение об этом. Уведомляются Центр занятости РФ и профсоюз. Если сокращение будет массовым, то оповещается ЦЗН за три месяца.

Сокращение пенсионеров при сокращении штатов начинается с издания руководителем приказа о формировании комиссии. Она решает, по какой должности нужно уменьшить численность работников. Также определяется, какие сотрудники остаются. Но этот этап не считается обязательным.

Чтобы произошло сокращение пенсионеров по сокращению штатов, создается приказ, где фиксируются работники должностей, которые будут убраны из штатного расписания. В документе обозначаются реквизиты организации, ФИО руководителя, дата расторжения трудовых соглашений и другие важные сведения.

Не позже 2-х месяцев каждый сотрудник, попавший под сокращение, получает уведомление о сокращении штата. Оповещение закрепляется подписью работника. Если по каким-то причинам нет возможности ознакомиться с этим, в документе ставится отметка, подтверждающая отказ или невозможность получения информации.

Сокращение пенсионеров, штата работников предполагает, что всем сотрудникам предлагаются другие должности или вакансии, на которые можно перейти в будущем. Важно, чтобы специальность подходила работнику по квалификации.

Выплаты

Выплаты пенсионерам при сокращении штата предусмотрены Суммы должны соответствовать среднему заработку. В последний день работы выплачивается выходное пособие. А в течение 2-х месяцев оплачиваются средства за период трудоустройства, но с решением ЦЗН срок продлевается до 3 месяцев. Пособие при сокращении штатов у всех разное. Все зависит от получаемого дохода.

Таким образом, увольнение пенсионера по сокращению штата практически не имеет отличия по сравнению с сокращением обычных работников. Исключения касаются некоторых категорий граждан (инвалиды, участники боевых действий). Принуждать пенсионера уволиться по своему желанию никто не должен, иначе это может привести к нежелательным последствиям.

Выходное пособие зависит от среднемесячного заработка сотрудника. Оно рассчитывается по следующим нормам:

  • 4-7 месяцев безработицы - 75% от среднего заработка;
  • 4 после выше обозначенного срока - 60%;
  • последующий период - 45%.

Льготы

При сокращении действуют допущения и исключения. Во многих коллективах есть льготники, которым в первую очередь гарантируется рабочее место. Преимуществами пользуются граждане, которые относятся к социально слабо защищенным слоям населения, а также лицам, которые имеют заслуги перед Отечеством.

К льготникам относят:

  • участников боевых действий в ВОВ;
  • инвалидов ВОВ и других боев;
  • пенсионеров, у которых есть иждивенцы до 18 лет;
  • сотрудников, указанных в коллективном договоре как приоритетные;
  • опекунов-пенсионеров, которые единственные в семье приносят доход.

Эти граждане могут остаться работать даже при сокращении. В эту категорию входят привилегированные подчиненные, которые были отправлены на повышение квалификации. Пока сотрудник не закончит обучение, его нельзя увольнять.

Основания

Увольнение по сокращению выполняется при:

  • сокращении единиц штата по определенной должности;
  • полной ликвидации должности.

По закону работодатель не должен говорить причины, повлекшие сокращение. Но желательно предоставить подтверждение избытка трудовых кадров.

Сокращение штата и должности

Штатом на любом предприятии называют численность должностей, находящихся в фирме. Сокращение выполняется по причинам, которые не зависят от руководства. Но все же в этой ситуации должны использоваться нормы сокращения штатов ТК РФ. В отдельных ситуациях эта процедура предполагает не увольнение, а только перераспределение числа сотрудников.

Сокращение должностей - удаление их из штатного расписания. Оформляется новое расписание, в котором предыдущих должностей нет. Сокращение пенсионеров выполняется на стандартных основаниях.

Гарантии

Законом предусмотрены гарантии для тех сотрудников, которые потеряли доход. Им дается время, за которое надо найти новую работу. Наниматель может предложить занять вакантное место, если оно есть. Если у фирмы есть несколько филиалов, то руководитель может предложить работу в одном из них, если она есть.

Обращение в суд

После увольнения по сокращению, которое оформлено документально, работник может в течение месяца подать иск в суд для обжалования решения. Следует учитывать, что судебная инстанция не всегда возвращает истца на занимаемую должность.

Судом иногда отклоняется иск, если бывший сотрудник не входит в категорию с охранными гарантиями, а процедура сокращения выполнена законно. Может быть изменена формулировка записи об увольнении, которая заносится в трудовую книжку. Суд обеспечивает выплаты работникам в размере среднего дохода.

Наниматель должен предоставить подтверждение правомерности расторжения договора:

  • старое и новое расписание по форме Т-3;
  • личные дела кандидатов;
  • письменный отказ уволенного от перехода на новую должность.

Сокращение работников, в том числе пенсионеров, должно выполняться по нормам закона. Если какие-либо действия противоречат им, то можно решить дело в суде. Такое право предусмотрено законодательством.

Живёт себе человек спокойно, ходит на работу, зарплату/премии получает, все довольны. И вдруг – раз! – сокращение! И сокращают только его, и, главное объяснение на словах: «Ну, вы же уже на пенсии! А у нас сокращение, пенсионеров – в первую очередь!»

И вроде работа тяжёлая, и ходить на неё не очень хотелось. И ворчанья было много, что всё, хватит, доработаю до отпуска и уйду!

А когда получил бумажку о сокращении, обиделся: «Почему меня? Я же – лучший! Я же делал всё быстрее! Я же за десятерых тянул!»

Кто будет сокращён – пенсионер или молодой сотрудник?

А, правда, почему пенсионеров сокращают первыми? Или это только кажется?

До 1992 года при достижении пенсионного возраста, человека могли проводить на так называемый «заслуженный отдых». Хотелось-не хотелось, а рабочее место пенсионеры должны были освободить. В хорошем советском фильме «Старики-разбойники» герой Юрия Никулина как раз пытается доказать своему руководству, что на пенсию его ещё очень и очень рано списывать.

В наше время работодатель не может уволить пенсионера в связи с возрастом, так как на языке закона это называется дискриминацией и может повлечь за собой нежелательные для работодателя штрафы.

Так ли происходит на практике? Кого сократят в первую очередь – пенсионера или более молодого сотрудника?

Того, кто менее нужен предприятию/организации/учреждению.

А кто менее нужен? – Конечно, тот, кто хуже работает.

Только в общественном транспорте пожилым уступают место.

На работе у пенсионера и права и обязанности, как и у других сотрудников.

И работодатель оценивает уровень квалификации, уровень производительности, профессиональный опыт и реальную пользу, которую работник приносит предприятию/организации/фирме.

Ни возраст, ни количество отработанных лет не являются причинами для увольнения, как не являются и основанием для продолжения трудовых отношений, если возникла необходимость в сокращении штата или его численности.

Когда возникает необходимость в сокращении?

  1. Когда происходит реорганизация предприятия. Например, слияние в единые Центры образования детских садов, школ, учреждений дополнительного образования детей.
  2. Когда падают объёмы производства, происходит резкое снижение спроса на продукцию. Например, массовое закрытие птицефабрик Ленинградской области из-за переизбытка их продукции на рынке.
  3. В случае оптимизации производства. Сейчас, например, узкие специалисты, высокотехнологичное оборудование концентрируются в центральных больницах и поликлиниках, в сельских амбулаториях происходит сокращение численности работников.
  4. Из-за смены основной сферы деятельности. Была фабрика по изготовлению, стал цех по ремонту.

И если сокращение численности штатов неизбежно, надо провести его, конечно, не как сокращение пенсионеров при сокращении, а так, как положено по закону. Закон один и для пенсионеров, и для других сокращаемых сотрудников.

Что должен сделать работодатель

Пошаговая инструкция:

  • Создать (не обязательно, но желательно) специальную комиссию, которая составит план мероприятий по увольнению людей из-за сокращения.
  • Написать приказ о грядущем сокращении, в котором указывает почему, когда и кто (поимённо) будет подвергнут сокращению.
  • За два (в случае массового увольнения – за три) месяца предупредить районный Центр занятости населения и профсоюзный орган (если кто-то из сокращаемых является членом профсоюза) о грядущем увольнении, в том числе пенсионеров.
  • За два месяца вручить уведомление с приказом о сокращении увольняемому работнику, в том числе пенсионеру.

Важно! Нельзя давить на пенсионера, заставляя его уволиться за один день. Это – незаконно. Пенсионер, в случае давления, может и пожаловаться в трудовую инспекцию.

  • Одновременно с вручением уведомления, предложить сокращаемому работнику другую работу на предприятии в соответствии с его квалификацией и должностью.

Важно! На основании статьи 180 ТК РФ, пенсионеру,при сокращении штатов, при отсутствии вакансий его ранга и квалификации, допустимо предложение с более низкой оплатой и минимальными требованиями к квалификации.

  • При отказе работника поставить подпись на приказе об увольнении, проследить, чтобы работник расписался в акте об отказе подписать приказ.
  • В случае отказа работником и от этой подписи, пригласить двух свидетелей, которые подписывают акт о том, что работник ознакомлен в их присутствии с приказом о сокращении.
  • В последний день работы оформить увольнение работника приказом, в котором работник должен расписаться, выдать ему под роспись трудовую книжку, произвести расчёт с работником с выплатой всех причитающихся вознаграждений, компенсаций, пособий.

На что имеет право сокращаемый пенсионер?

  1. Ознакомиться с приказом о сокращении, выяснить причину сокращения.
  2. Подписать или отказаться подписывать приказ о сокращении, акт об отказе подписать приказ о сокращении.
  3. Отказаться или согласиться занять новую должность, предложенную работодателем.
  4. Уволиться досрочно, не дожидаясь окончания положенных двух месяцев с выплатой всех причитающихся пособий.
  1. Уволиться в последний день после двух месяцев со дня предупреждения, написав такое же заявление, какое было рекомендовано выше.
  2. Получить на руки копию приказа об увольнении и трудовую книжку. Так как зарплата всем, и пенсионеру тоже, приходит сейчас на банковскую карту, получить расчётный лист, в котором проверить: все ли причитающиеся выплаты начислены.
  3. В течение двух недель, несмотря на то, что пенсионер, – встать на учёт в Центре занятости населения.

Важно! Чтобы не потерять все, причитающиеся по сокращению пособия, необходимо правильно составить заявление о досрочном увольнении. В заявлении надо указать


Кого оставят, кому предложат новую работу

Если пенсионер, которому предложили сокращение,

– он имеет правобыть первым среди других работников при рассмотрении новой вакансии. За заслуги перед Отечеством.

Пенсионер, получивший инвалидность из-за многолетнего труда на предприятии, тоже обладает преимущественным правом перед другими работниками при рассмотрении новой вакансии. За заслуги перед предприятием.

Пенсионера оставят на работе, если

  • на его иждивении находятся 2 и больше несовершеннолетних членов семьи;
  • он – единственный работник в семье, и его пенсии в совокупности с пенсиями других членов не хватает на жизнь;
  • он является опекуном, и в семье его опекаемого нет никого, кто бы мог трудиться и приносить доход.

Такой пенсионер относится к социально незащищённым слоям населения и не может быть уволен без предоставления другой должности.

Пенсионер не может быть сокращён, когда он имеет открытый больничный лист по нетрудоспособности, находится в отпуске по уходу за ребёнком, в учебном отпуске, в обычном отпуске до закрытия больничного, окончания отпуска.

Пенсионер не будет сокращён, если он попал в категорию приоритетных сотрудников, привилегии которых в отношении сокращения оговорены внутренними нормативными документами предприятия. Один из таких документов – коллективный договор.

Сколько денег получит пенсионер при сокращении?

Достаточно, чтобы прожить несколько месяцев так, как будто с работы не увольнялся.

  1. Зарплата за отработанное до увольнения время, за вычетом полученных в течение этих двух месяцев авансов.
  2. Отпускные за текущий год.
  3. Компенсация за отпуск, который пенсионер не использовал.
  4. Выходное пособие, в размере двухмесячного среднего заработка. Первое – в день увольнения. Второе – через два месяца, при предъявлении трудовой, как доказательства, что пенсионер не устроился на новую работу. Получение третьей выплаты – вопрос до сих пор спорный.

Это тот самый нюанс, который отличает сокращение пенсионеров от сокращения не пенсионеров.

Как получить третье пособие?

Пенсионер, уволенный по сокращению, вставший на учёт в двухнедельный срок в Центре занятости населения, не получит, в отличие от более молодого сокращённого, статуса «безработный».

Из-за этого Центры занятости населения отказываются выдавать пенсионерам справку для получения третьего пособия.

Без этой справки работодатель отказывает пенсионеру в начислении средней заработной платы в третий раз.

Эти отказы неправомерны как со стороны Центров занятости, так и со стороны работодателя.

Термин «уволенный работник», по законодательству РФ, относится ко всем уволенным по сокращению с постоянной работы, в том числе и пенсионерам.

Поэтому третье выходное пособие положено всем, утратившим старую работу в связи с сокращением и не нашедшим за три месяца новую работу.