Что будет за оставление места ДТП? Штраф за скрытие с места дтп и другие последствия такого уезда.

В наше время, к сожалению, достаточно рядовым явлением стало оставление водителями места ДТП. Часто это происходит из-за боязни быть привлеченным как к административной, так и уголовной ответственности за совершенное правонарушение. Нередко возникают ситуации, когда водители оставляют место ДТП, посчитав, что они урегулировали спор на месте, не учитывая причинение вреда третьим лицам. В представленном материале можно узнать, какое наказание за оставление места ДТП предусматривает законодательство, и что грозит водителю, который оставил место ДТП.

Оставление места ДТП: закон и наказание

До июля 2015 года ПДД закон не позволял участнику аварии обойтись без оформления документов о ДТП и покинуть место происшествия даже на законных основаниях. Это приводило к тому, что законопослушные водители даже при малейшей царапине без пострадавших создавали преграду, парализующую движение остального транспорта.

Чтобы изменить ситуацию, Правительство РФ приняло Постановление от 06.09.2014 № 907 “О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090”, которым внесло поправки в ПДД, установив перечень исключительных случаев, когда стало возможно оставление места ДТП. Несмотря на это, скрытие с места ДТП является серьезным правонарушением, последствия которого могут повлечь крайне суровое наказание.

Ответственность и санкции по КоАП

Что значит уезд с места ДТП? Для начала приведем понятие дорожно-транспортного происшествия, указанное в Федеральном законе от 10.12.1995 №196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В случае аварии пункт 2.5 ПДД обязывает немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Следовательно, скрытие с места ДТП означает совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.27 КоАП РФ.

Важно! Если Вы умышленно или неумышленно приняли решение покинуть место ДТП - это не означает фактическое признание Вами вины в происшествии. Такие вопросы могут устанавливаться только при расследовании инцидента.

Данное правонарушение является самостоятельным, для его квалификации не имеет значения, в каком качестве выступает водитель, который покинул место ДТП - потерпевшего или виновника аварии. За уезд с места ДТП наказание в 2017 году составляет:

В каких случаях можно покинуть место ДТП?

До 2003 года, когда действовала ст. 265 УК РФ, за покидание места ДТП, водителю грозила уголовная ответственность. С момента отмены этой нормы, но до июля 2015 года, в любом случае наступало наказание за оставление места ДТП, за исключением двух ситуаций:

  • водитель оставил место ДТП, чтобы спасти пострадавшего (требовалось предварительно оставить личные данные сотрудникам ГИБДД);
  • участник ДТП покинул место аварии после оформления европротокола .

Наказание за уезд с места ДТП в 2017 году также наступает, за исключением следующих ситуаций:

  • Участник аварии принял решение доставить пострадавшего человека в больницу, так как последнему требовалась помощь, не терпящая отлагательств.

Важно! Даже при такой ситуации участник обязан незамедлительно вернуться на место ДТП после оказания помощи пострадавшему!

  • Если расположение машин на дороге затрудняет движение других транспортных средств.
  • Если в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, а водители сами урегулировали спор путем оформления европротокола.

Данные исключения по оставлению места ДТП начали действовать с 01.07.2015 года.

Важно! Основное правило осталось неизменным - водитель обязан зафиксировать все данные ДТП до того, как покинет место происшествия даже в указанных случаях. В иной ситуации оставление места ДТП непременно повлечет наказание.

Штраф за оставление места ДТП в 2017 году

По состоянию на 2017 год наказание за скрытие с места ДТП будет устанавливаться с учетом следующих обстоятельств:

  • действующая редакция КоАП РФ не предусматривает штраф за оставление места ДТП в 2017 году;

Таким образом штраф за оставление места ДТП в 2017 году не применяется. Санкции в виде ареста или лишения прав могут применяться только по результатам судебной процедуры.

Когда дают арест 15 суток и как не попасть под арест

Постановление об аресте может вынести только суд, сотрудники ГИБДД не обладают такими полномочиями. Присутствие нарушителя в суде является обязательным, если грозит ответственность за оставление места ДТП в виде ареста.

Участника ДТП могут арестовать, если протокол был направлен на рассмотрение в суд по месту совершения нарушения. На практике, данная санкция применяется только в тех случаях, когда ДТП повлекло серьезные последствия в виде погибших граждан и водителю грозит реальное лишение свободы.

Важно! Статья 12.27 КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание за оставление места ДТП в 2017 году - арест или лишение прав. Одновременное применение указанных санкций не допускается.

Лишение прав - как себя вести

Какое наказание является самым распространенным за покидание места ДТП? Безусловно, это лишение прав . Чтобы защитить свои интересы и не лишиться прав, рекомендуем воспользоваться следующими советами опытных юристов:

  • Незамедлительно после ДТП позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся.

Важно! Если характер повреждений несущественный, стороны могут обойтись без вызова ГИБДД и оформить европротокол.

  • До принятия решения о покидании места ДТП максимально подробно зафиксировать место происшествия на схему, фото- или видео аппаратуру; записать данные об участниках аварии и свидетелях.

Если существовали законные основания для покидания места ДТП, наказание в 2017 году не грозит при соблюдении указанных выше правил.

Если водитель покинул место ДТП без законных оснований, ответственность в виде лишения прав будет наступать в следующих случаях:

  • водитель скрылся с места ДТП без уважительных причин, указанных в ПДД;
  • водитель транспортировал пострадавшего в медицинское учреждение, но не сообщил об аварии в ГИБДД, а также не зафиксировал первоначальное место нахождения машины при столкновении;
  • авария была незначительной, участники договорились на месте, но виновник не оформил надлежащим образом документы об отсутствии претензий (в этом случае потерпевший может через некоторое время вызвать сотрудников ГИБДД и потребовать наказание за скрытие с места ДТП);
  • водитель решил освободить проезжую часть, предварительно не зафиксировав первоначальное местоположение автомобиля при столкновении.

В данных случаях оставление места ДТП практически неминуемо влечет ответственность по КоАП РФ.

На основании чего выносится постановление о покидании места ДТП

Привлечение к ответственности допускается только в судебном порядке. Сотрудники ГИБДД составляют необходимые процессуальные документы по факту ДТП и устанавливают личности участников данного происшествия. А также характеристики их транспортных средств. Для подтверждения правонарушения может проводиться процедура осмотра автомобиля при скрытии с места ДТП.

Если водитель скрылся с места аварии, наказание в 2017 году ему будет выносить мировой судья. Это происходит с обязательным уведомлением виновника правонарушения, который имеет право не только представлять доказательства своей невиновности, но и оспаривать судебный акт. В любом случае, штраф за оставление места ДТП применяться не может, водитель будет лишен прав или арестован.

Срок давности за оставление места ДТП составляет три месяца. Если прошло три месяца, а процессуальные документы о привлечении к ответственности не вынесены, никакая санкция за оставление места ДТП применяться не может.

Покидание места ДТП в особых случаях

Рассмотрим, какое наказание может последовать за покидание места ДТП в отдельных случаях:

  • авария без пострадавших - при составлении европротокола и отсутствие претензий участников, ответственность за оставление места ДТП без пострадавших не наступает;
  • неумышленное оставление места ДТП - ст. 12.27 КоАП РФ применяется, если только виновник не докажет отсутствие умысла на сокрытие правонарушения;
  • если есть расписка об отсутствии претензий - ответственность не наступает;
  • если водитель ушел с места ДТП, оставив там машину - наказание не последует, если виновник своевременно уведомил об этом факте ГИБДД;
  • если сокрытие с места ДТП произошло в первый раз - однократность или повторность правонарушения не повлияет на ход рассмотрения дела.

Неумышленное оставление места ДТП?

Можно ли лишиться прав за неумышленное оставление места ДТП? Такие ситуации нередко возникают, если водитель уехал с места ДТП и даже мог не знать, что произошло ДТП. Например, при проезде автомобиль поцарапал зеркалом заднего вида стоящую на обочине машину, а виновник не заметил этого.

В такой ситуации потерпевший видит, что произошло ДТП и выполнит требования закона о запрете на оставления места ДТП. Нарушитель, который мог не заметить данное происшествие, узнает о случившемся намного позже, фактически оставив место происшествия.

Основной задачей водителя, уехавшего с места аварии, будет являться доказывание отсутствие умысла на сокрытие правонарушения. Важную роль сыграют показания очевидцев, находившихся в момент происшествия в автомобиле, или результаты экспертиз.

В каких еще случаях не лишают прав

Помимо исключительных случаев, о которых говорилось выше, есть и другие способы избежать наказания. Если водитель соблюдал все требования об уведомлении ГИБДД, а сотрудники так и не подъехали, то возможен следующий алгоритм действий:

  • после звонка в ГИБДД прошло не менее 3 часов;
  • при повторном звонке в ГИБДД выяснилось, что инспектор приедет еще очень нескоро;
  • можно покинуть место ДТП в соответствии с законом.

В статье 27.5 КоАП РФ указано про ограничительную меру в виде административного задержания. Обязанность участника ДТП не покидать место происшествия - не что иное, как административное задержание, ограничивающее вашу свободу передвижения.

Срок такого задержания не может превышать трех часов. Следовательно, участник, зафиксировавший ДТП звонком в ГИБДД, заснявший на фото или видео место положения автомобилей, участвующих в аварии, а также повторно позвонивший в ГИБДД через 3 часа, может оставить место ДТП и поехать по своим делам. При этом, сотрудники ГИБДД позже могут вызвать водителя для составления протокола и получения справки о ДТП.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Покинувшим место ДТП вменяется наказание – водитель может оказаться лишенным прав или его могут арестовать. Среди наказаний, которые могут быть назначены за это нарушение, штрафа не предусмотрено. При назначении наказания используют ст.12.17 КоАП , ч.2. При этом стоит знать, что ответственность будет одинаковой как при умышленном отъезде с места ДТП, так и при неумышленном .

Нарушителю, скрывшемуся с места ДТП, могут дать 15 суток ареста или лишить прав на 12-18 месяцев. Иногда водителю более выгоден один из вариантов – если наличие прав непосредственно связано с его деятельностью, более предпочтительным в плане наказания будет арест. Но суд все же принимает решение по своему усмотрению, поэтому вероятность получить более удобное наказание крайне мала.

ВАЖНО : Права при скрытии с места ДТП можно сохранить лишь в том случае, если действия автомобилиста не противоречили правилам дорожного движения. В законодательстве предусматриваются ситуации, когда покинуть место ДТП водителю дозволено безнаказанно.

Есть ли уголовная ответственность за скрытие с места дорожно-транспортного происшествия?

Прежде водителя, оставившего место дорожного происшествия, можно было подвергнуть уголовной ответственности. Но впоследствии эта статья утратила силу. В настоящее время при ДТП с тяжкими телесными повреждениями или со смертельным исходом суд может на этом основании дать максимально жесткое наказание в пределах ст. 264 УК .

Как избежать наказания или смягчить его?

Чтобы ответственность по ст. 12.27 КоАП не была применена по отношению к автомобилисту, уехавшему с места аварии, следует представить убедительные доказательства оснований для этого.

Это могут быть :

Лишения прав можно избежать, если истек срок, когда можно привлекать нарушителя к ответственности по закону. При отъезде с местоположения аварии срок этот составит 12 месяцев. При рассмотрении дел о нарушениях в судебном порядке во время заседания могут быть выявлены неточности, неправильное оформление. При любых процессуальных нарушениях велика вероятность прекращения дела, поскольку автомобилиста освобождают от ответственности.

При отсутствии пострадавших

ВНИМАНИЕ : При отсутствии в ДТП пострадавших и отсутствии разногласий между его участниками они могут спокойно покинуть место аварии, выполнив некоторые условия. Необходимо составить схему происшествия, заверить ее подписями участников, затем отправляться на ближайший пост ДПС и выполнить необходимые действия для оформления происшествия.

Если имеются пострадавшие, то водитель, являющийся участником ДТП, имеет право уехать с этого места для доставки их до ближайшего медицинского пункта. Но в таком случае после передачи пострадавших для оказания им помощи медработникам водителю следует вернуться назад . Перед тем, как покинуть место ДТП, следует обозначить, как именно были расположены автомобили, участвующие в аварии, следует заручиться показаниями свидетелей.

Крайне желательно выполнить фиксацию всех действий на видео – при возникновении спорной ситуации это поможет восстановить начальную картину происходящего. При оформлении происшествия по европротоколу отъезд с места аварии также не считается нарушением. Регистрация произошедшего выполняется без привлечения третьих лиц.

Для этого должны быть выполнены некоторые условия :

При наличии положительных ответов на каждый из пунктов водители могут заполнить извещение о происшествии – в дальнейшем этот документ поможет при общении с представителями страховых компаний. После подписывания его каждым из водителей они могут ехать дальше. Ни лишения прав, ни ареста в этом случае опасаться не стоит, поскольку нарушения нет.

В случае неумышленного оставления места аварии

В некоторых случаях водителю удается убедить суд, что место аварии он покинул не специально . Например, повреждения, причиненные его автомобилем, были незначительными, и он договорился с собственником поврежденного авто о компенсации ущерба, но по какой-то причине письменного заявления они не составили. Иногда водитель, слегка поцарапавший чужое авто во время движения, даже не догадывается об этом. Зато владелец поврежденной машины может зафиксировать данное обстоятельство и обратиться в суд.

СОВЕТ : Водитель, который известил органы ГИБДД о произошедшем и указал место, где было совершено ДТП, не должен находиться в машине лично.

Если автомобилист прождет более трех часов, а сотрудники ГИБДД так и не приехали, можно покинуть место ДТП. Такое обстоятельство будет рассмотрено судом как значимое.

Если договориться с потерпевшим

Если повреждения авто незначительны, некоторые автомобилисты, вина которых очевидна, пытаются договориться с потерпевшим . Например, можно постараться убедить его не узнавать вас на процедуре опознания. Либо пообещать ему возместить ущерб в обмен на заявление о прекращении дела. Часто потерпевшие, понесшие небольшой ущерб, охотно соглашаются на такой вариант.

Другие способы

Чтобы суд не назначил наказание по ст. 12.27 КоАП, автомобилисту необходимо представить доказательства того, что его отъезд с места происшествия был совершен в соответствии с законом.

Статья 12.27 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

  1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Например, доказательства используют такие :

  • показания свидетелей, которые наблюдали аварию, в их числе могут быть лица, транспортированные водителем для получения медицинской помощи;
  • материалы, полученные при помощи фото- или видеосъемки;
  • схема, на которой указаны места расположения машин после ДТП, оставленная водителем перед отъездом.

Процедура лишения прав за скрытие с места ДТП

Если в материалах с места ДТП имеются документы, где рекомендуется сотрудниками ГИБДД лишение прав, судом чаще принимается именно такое решение.

Процедура лишения осуществляется следующим образом :


По результатам рассмотрения дела и будет приниматься решение. Нарушителю будет вынесено наказание с учетом фактических обстоятельств дела и представленных материалов. В течение десяти дней с момента получения постановления о лишении прав нарушитель может попробовать обжаловать судебное решение. Процедура проходит в вышестоящей судебной инстанции.

Водитель может доверить защиту своих интересов опытному юристу . При установлении нарушений правовых норм судебное постановление может быть отмененным.

Кто лишает водительского удостоверения?

Права на вождение автомобиля водителя лишают решением суда. Во многих случаях автомобилисты считают, что решение о лишении прав вынесено несправедливо. Но стоит понимать, что решения суда обуславливаются стремлением к справедливости.

Нередко в деле имеются обстоятельства, которые заставляют судью счесть административный арест недостаточным наказанием для допущенного водителем нарушения. Поэтому вариант с лишением прав за то, что водитель покинул место аварии, выбирается чаще. Прочитать о том, законна ли езда без прав после лишения, а также о возможных наказаниях, вы можете .

В некоторых случаях не допускается такого наказания, как арест :

  • для несовершеннолетних лиц;
  • для беременных женщин;
  • для женщин, имеющих детей младше 14 лет;
  • для лиц, относящихся к категории военнослужащих и инвалидов.

Если нарушитель относится к одной из вышеперечисленных категорий, наказание будет непременно, но в виде лишения водительского удостоверения.

С какого момента идет отсчет срока?

Ответственность по ст. 12.27 наступает немедленно после того, как оформлен протокол официальными лицами. Ответственность может быть снятой, если водитель успел прибыть назад до того, как приедет инспектор ГИБДД.

Как вернуть документ после окончания наказания?

По истечении срока наказания водителю можно будет получить их назад. Потребуется предъявить некоторые документы и сдать экзамен по правилам дорожного движения. Документы для возвращения прав необходимо будет собрать по следующему списку :

  1. Копия судебного постановления.
  2. Паспорт автомобилиста, лишенного прав, для подтверждения его личности.
  3. Подтверждение того, что автомобилист сдал свое удостоверение.
  4. Заявление на возврат водительских прав.

Согласно ПП РФ №1210 от 10.10.2018 , документ будет возвращен в день обращения.

Также может потребоваться подготовить справку о прохождении медицинского осмотра. Обязательной она не является, но лучше позаботиться о ее наличии заранее.

Полезное видео

Смотрите видео о юридическом наказании за скрытие с места ДТП:

Заключение

Если автомобилист, попавший в ДТП, уехал оттуда, а причина этого не предусмотрена законодательством, наказанием будет с большой вероятностью лишение водительского удостоверения. Ситуация непростая и отстоять права у водителя вряд ли получится. Но при умелом подходе к делу и тщательной подготовке доказательств шансы на успех все же имеются.

Экспресс оценка перспектив дела

Оставление места ДТП: наказание в 2019 году

Дорога - это потенциально опасное место, так как тут очень высокий риск возникновения различных внештатных ситуаций, в частности, ДТП. В результате ДТП могут пострадать не только транспортные средства, но и люди.

Как показывает практика, чаще всего ДТП происходит из-за несоблюдения правил дорожного движения. Однако ситуации могут быть разными. Нередко такое случается из-за непредвиденных обстоятельств.

Тем не менее любое ДТП может заставить водителя изрядно понервничать. Немало людей поддается панике. Из-за этого ситуации, при которых водитель покинул место ДТП, не являются редкостью. Тут важно понимать, что оставление места ДТП - это достаточно серьезное нарушение закона. Что грозит водителю, если он скрылся с места ДТП?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь нужно определиться с тем, что представляет собой ДТП. Чтобы считать происшествие таковым, необходимо три ключевых условия:

  • должно участвовать транспортное средство. Оно необязательно должно быть механическим. Например, это вполне может быть и велосипед;
  • происшествие должно произойти на месте, которое предназначается для движения ТС;
  • происшествие должно быть результатом движения.

Что из этого следует? Например, если водитель выезжал из гаража, расположенного во дворе его собственного дома, и случайно задел машину жены, это не авария. А вот если автомобиль наехал на идущего по тротуару пешехода - это ДТП. Соответственно, в первом случае наказания не последует. Во втором случае, если водитель скрылся, налицо оставление места ДТП. Такой проступок влечет за собой определенные последствия.

К сожалению, такие случаи - не редкость. Какая ждет правонарушителей за оставление места ДТП ответственность в 2019? Об этом, а также о прочих важных нюансах данного вопроса, написано ниже.

Причины незаконного бегства

Случаи, когда водителю приходит идея просто уехать с места происшествия, случались ранее и будут, к сожалению, случаться и в 2019 году. Сразу нужно отметить, что это худшая идея, которая может прийти в голову. Чаще всего такое случается по следующим причинам:

  • незнание закона. Достаточно часто водители уезжают с места ДТП только потому, что не знают, что этого делать нельзя. И это несмотря на то, что информацию о действиях в таких ситуациях можно найти в ПДД;
  • страх ответственности. Это также частая причина, по которой водитель может уехать с места ДТП. Чаще всего это случается, если причинен небольшой ущерб, особенно если автомобиль был припаркован, а его владельца не было поблизости;
  • наезд на пешехода. В такой ситуации оставление места аварии часто является следствием сильного шока.

Важно помнить, что какой бы ни была причина, за оставление места наказание последует. Такой поступок - это правонарушение, причем достаточно серьезное.

Наказание в 2019 году

За оставление места ДТП наказание может быть разным. Данное правонарушение считается административным. В этом году в КоАП по этому вопросу не было внесено изменений. Это обозначает, что и в 2019 году за оставление места ДТП следует наказание согласно ст. 12.27, ч. 2. Ею предусматривается два типа наказания:

  • водителя могут лишить водительского удостоверения (не менее чем на 1 год, но не более чем на 1,5 года);
  • водителя могут арестовать. Срок ареста составляет до пятнадцати суток.

Важно понимать, что выбор наказания для правонарушителя - это дело суда. Выбрать его самостоятельно не представляется возможным.

В некоторых случаях мерой наказания может быть только лишение прав. Это относится к нескольким категориям граждан - беременным женщинам, матерям, у которых дети не достигли возраста 14-ти лет, военнослужащих, инвалидов и т. д. В таких ситуациях применять административный арест запрещается законом.

Следует отметить, что и в других случаях такую меру наказания, как административный арест, применяют крайне редко. Оставление места ДТП, как правило, карается лишением прав. Такое решение суду вынести проще.

Скрытие с места ДТП представляет собой нарушение ПДД. Независимо от того, какое наказание выберет суд и имеются ли пострадавшие, правонарушителю потребуется оплатить штраф ГИБДД за факт ДТП. Его размер составляет от 500 до 1 тысячи рублей.

По всем этим причинам, прежде чем уехать с места ДТП, следует сто раз подумать. Причем важно учесть, что наказание ожидает водителя вне зависимости от того, является он виновником или пострадавшим в ДТП.

Когда можно избежать наказания?

Можно ли не оставаться на месте аварии без серьезных последствий? Такое действительно возможно. Более того, такие случаи предусматривает законодательство. Такое возможно, если:

  • участники аварии решили самостоятельно оформить ДТП согласно европротоколу. Такое возможно, если у них имеется страховой полис ОСАГО. Однако тут следует учитывать, что такое возможно не всегда. Это законно в ситуации, когда участников аварии только двое, если они достигли взаимопонимания, а ДТП обошлось без пострадавших. Тогда у участников происшествия нет необходимости оставаться на месте аварии;
  • участник происшествия покинул место ДТП, чтобы доставить пострадавшего в медучреждение. В такой ситуации важно позаботиться о наличии свидетелей. Места оставления ДТП в этом случае покидаются только до того момента, пока водитель не выполнить свой гражданский долг. После того как пострадавший доставлен в больницу, нужно вернуться к месту аварии.

Как еще можно избежать ответственности?

Допустим, что на месте ДТП водитель не остался без уважительной причины. Обязательно ли ему грозит наказание за его проступок? Несмотря на строгие законы, существуют нюансы, позволяющие правонарушителю избежать ответственности.

В первую очередь это возможно благодаря такому понятию, как срок давности. Этот вопрос подробно рассмотрен в КоАП. Согласно статье, срок давности в 2019 году, если имело место сокрытие с места ДТП, составляет 1 год. Если в течение этого времени водитель не будет найден, дело будет прекращено.

Как это работает на практике? Можно привести простой пример: произошло столкновение двух транспортных средств. Оба водителя решили не привлекать ГИБДД и разобраться самостоятельно. Они договариваются о компенсации и не остаются на месте ДТП. Затем один из участников подает в ГИБДД заявление. Если с момента аварии прошло год и более, суд не будет рассматривать это дело.

Тут важно понимать, что срок давности имеет отношение именно к административному правонарушению. Если имел место летальный исход или тяжкие телесные повреждения, водителя в любом случае приговорят к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ. То, что он не остался на месте ДТП, будет не самой серьезной его проблемой.

Также следует понимать, что в этом случае вы имеете возможность избежать именно административного наказания. Если вы нанесли материальный/моральный ущерб, нужную сумму все равно придется оплатить пострадавшему, как того требует Гражданский кодекс. Срок исковой давности при этом составляет 3 года.

Существует и другой способ избежать ответственности за содеянное. Можно попробовать доказать в суде, что на месте ДТП вы не остались по невнимательности, неумышленно. Например, вы просто не заметили, как задели фару чьего-то автомобиля. Такие случаи - не редкость. Однако такой способ работает только тогда, когда ваши интересы будет защищать юрист по ДТП. Тогда оставление места аварии может и не иметь последствий.

Стоит отметить, что доказать, что место ДТП вы покинули неумышленно, невероятно сложно. В подавляющем большинстве случаев суд становится на сторону пострадавшего. Именно его интересы учитываются в первую очередь.

Значит ли это, что вы в любом случае понесете наказание? Действительно, за такое административное правонарушение водители чаще все-таки расплачиваются потерей водительского удостоверения. Однако в некоторых случаях неумышленность своих действий можно доказать. Самостоятельно это, конечно, сделать практически нереально. Однако если к делу привлечь профессионального адвоката, который специализируется на ведении подобных дел, исход может быть положительным для вас.

Увы, в 2019 году количество аварий на дорогах страны не уменьшилось. Если вам не повезло стать виновником дорожно-транспортного происшествия, не впадайте в панику, не пытайтесь скрыться. Лучше повести себя так, как того требуют Правила дорожного движения. И, конечно же, даже в стрессовой ситуации надо оставаться человеком и оказать помощь пострадавшим.

Поскольку при вождении делается много ошибок, нужно знать способы их исправления. Эта статья подробно опишет, как лучше всего поступить, если , не поняв, что это было ДТП. Принципиальное значение в такой ситуации имеет факт добровольной явки нарушителя. В некоторых случаях спровоцировавшим ДТП даже удается . Обо всем этом, а также о том, когда можно оставить место ДТП, читайте в нашем обзоре.

Что делать, если уехал с места ДТП, не заметив повреждений

Не всякий контакт с другим транспортным средством может быть замечен водителем. Вследствие этого и возникает большинство проблем у ответственных автовладельцев. Чаще всего они сталкиваются с ситуацией, когда , но сам этого не заметил и покинул место ДТП. То есть в конкретном случае имеет место неумышленное правонарушение.

Оставление места происшествия, независимо от его тяжести, – это проступок, носящий административный характер. Ответственность за него регламентируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Поэтому виновному нужно знать, как минимизировать тяжесть последствий своего неумышленного поступка. Однако в этом случае все зависит от оперативности пострадавшего. Если он заметит ущерб и вовремя обратится с этой проблемой в соответствующие органы, то нужно быть готовым нести ответственность.

Однако в некоторых случаях нарушителям улыбается удача. Если водитель , не нанеся тяжелого ущерба имуществу пострадавшего и не причинив вред здоровью человека, то данное правонарушение имеет статус административного. Следовательно, существует определенный срок давности, по истечении которого претензии к виновному гражданину предъявляться не могут. Об этом говорится в ст. 4.5 КоАП (п. 1) :

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения …безопасности дорожного движения.

То есть если с момента незначительного ДТП прошло более 2 (или 3, если дело было подано в суд) месяцев, то виновник может просто забыть об инциденте.

Если срок давности еще не прошел, то законопослушный гражданин, виновник ДТП, для смягчения наказания должен добровольно явиться в дорожную инспекцию и сообщить о совершенном деянии, если он каким-то образом узнал о нем. Согласно ст. 4.2 (ч. 1.3, 1.4) КоАП , это является смягчающим обстоятельством:

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: …добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Что грозит, если скрылся с места ДТП, не зная, что задел машину


Последствия такого инцидента могут быть более чем серьезными. Тем, кто до сих пор не знает, чем грозит неумышленное оставление места аварии в 2019 году, рекомендуем обратиться к законодательной базе. Цитата из ст. 12.27 КоАП имеет однозначную трактовку:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Наказание виновнику ДТП за уезд с места аналогично наказанию при таком же нарушении на дороге. При этом не принимается во внимание вероятность того, что виновный мог не заметить произошедшего инцидента. В случае если при данном происшествии были свидетели, то виновный может быть определен довольно быстро. Наказанием за такие нарушения обычно служат:

  • лишение прав;
  • арест на 15 дней.

Бывали ли с Вами случаи неумышленного скрытия с места ДТП?

Однако это могут быть еще не все последствия за то, что водитель своевольно покинул место происшествия. вправе переложить ответственность по осуществлению страховых выплат на водителя, который не заметил удара и скрылся.

В каком случае можно покинуть место происшествия

Следует знать, что даже отгон своего автомобиля на несколько метров в сторону до прибытия сотрудников ГИБДД (или ) законодательство трактует, как покидание места аварии. Поэтому делать это нельзя, даже если из-за происшествия образовалась пробка, до того момента, пока ДТП не будет зафиксировано ГИБДД или не составлен Европротокол между участниками аварии.


Раздел 2.6 ПДД прописывает, когда можно уехать с места происшествия до совершения вышеуказанных действий:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан: …в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию …и возвратиться к месту происшествия; освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию.

Вывод – покинуть место ДТП можно в следующих ситуациях:

  1. Участники ДТП обоюдным решением пришли к соглашению, что ущерб настолько незначителен, что факт происшествия фиксировать не нужно. Оптимальный вариант в такой ситуации – взаимное написание . Это необходимо для предотвращения возможных недоразумений в дальнейшем;
  2. Водители (участники ДТП) обоюдным решением решили не привлекать сотрудников ГИБДД, а . После фиксации всех деталей происшествия с помощью письменного описания в Европротоколе, видео- или фотосъемки, водители могут уехать с места аварии;
  3. . Они могут уехать с места происшествия после фиксации факта аварии сотрудниками полиции и получения устного разрешения;
  4. При необходимости отвезти пострадавшего участника ДТП в мед. учреждение.

Все остальные причины покидания места аварии являются незаконными, и в таких случаях придется нести ответственность.

Судебная практика неумышленного оставления места аварии


Судебная практика по скрытию с места аварии насчитывает множество судебных дел. Чаще всего возникновение таких ситуаций спровоцировано незнанием водителей ПДД.

Пример первый. Гр. Иванов, выезжая с парковки у супермаркета, слегка задел крыло стоящей машины. В автомобиле водителя не было. Гр. Иванов решил отвезти своего 3-летнего ребенка, находящегося с ним, домой и вернуться на парковку. С этой целью он оставил записку с номером своего телефона под дворником поцарапанной им машины. Придя на парковку, владелец поврежденного автомобиля вызвал ГИБДД. Несмотря на то, что виновник вернулся на место инцидента, он был лишен права управлять машиной в течение года согласно ст. 12.27 КоАП. Суд не признал причины, вызвавшие отъезд с места ДТП, основаниями крайней необходимости.

Пример второй. Гр. Сидоров, совершая маневры по выезду с места парковки в своем дворе, сдавая назад, уперся задним бампером в машину соседа. Не заметив этого, он уехал на работу. Спустя некоторое время ему позвонил знакомый, который видел произошедшее. Гр. Сидоров добровольно явился в отделение ГИБДД, где проинформировал сотрудников о сложившейся ситуации. В результате после судебного разбирательства, принимая во внимание смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП), суд не стал лишать гр. Сидорова водительских прав.