Аффилированные лица в 44 фз. Является ли участие в аукционе аффилированных юридических лиц основанием для признания его недействительным? Аффилированные лица и конфликт интересов

Такое мнение выразило ведомство в своем письме. Министерство уже давало подобные разъяснения в августе прошлого года.

Госорган в новом письме также отмечает: надо помнить о соблюдении положений Закона о защите конкуренции. Они запрещают действия, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции при закупках.

Из документа неясно, кого касается эта рекомендация. Полагаем, ее нужно учитывать как заказчикам, так и участникам закупки по 223-ФЗ - аффилированным между собой лицам.

Напомним, аффилированными лицами считаются физлица и юрлица, которые способны оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Например, аффилированными лицами организации будут лица , имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016 N ОГ-Д28-12371

Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016 N ОГ-Д28-12371

Вопрос: Об участии в закупке аффилированных между собой лиц.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ положения о закупке. В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Участником закупки в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ построен на принципах равноправия, отсутствия необоснованных ограничений, добросовестной конкуренции, информационной открытости и прозрачности закупки, что, в свою очередь, позволяет любому вышеназванному лицу, в том числе аффилированным между собой лицам, быть участниками закупки.

При этом часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Подскажите пожалуйста существуют ли в контрактной системе какие либо ограничения по аффилированности? Например при расчете НМЦК взяты три коммерческих предложения по завышенным ценам от организаций с одними и те ме же учредителями или один и тот же директор и регистрация у них по одному адресу, либо в котировках участвуют организации с одними и теми же учредителями?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Обоснованию НМЦК посвящена ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Одним из методов обоснования НМЦК согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ указывается метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ указывает, что данный метод для определения и обоснования НМЦК является приоритетным.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В свою очередь, согласно ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. № 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (п. 3.7-3.7.1.) в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, среди которых: направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").

Количество поставщиков является рекомендуемым. В тоже время, использование при обосновании НМЦК на поставку лекарств "нескольких коммерческих предложений от одного и того же юридического лица" по сути будет являться предложением одного и того же лица, поэтому не будет отвечать признакам "сопоставимости цен" разных поставщиков.

Соответственно, от одного лица (поставщика) для обоснования и определения НМЦК следует брать одно предложение. Остальные предложения, могут быть получены от других юридических лиц, в том числе аффилированных, запрета на это закон не содержит. Отметим, что заказчик не всегда может обладать информацией об аффилированности тех или иных юридических лиц, и у него нет обязанности эту аффилированность выявлять.

В ПИСЬМЕ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 21.10.2015 № ОГ-Д28-13720 указано следующее: «Требования, установленные Законом № 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителя таких участников закупки.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условии участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная образом обстоит ситуация при осуществлении закупки по Закону № 223-ФЗ у аффилированных с заказчиком участников закупки. Закон № 223-ФЗ в силу своих диспозитивных особенностей не запрещает заказчику осуществлять такие закупки.

При этом злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона № 135-Ф3.».

Требования, установленные Законом № 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке, а также не запрещают заказчику использовать коммерческие предложения , полученные от аффилированных лиц, от лиц с одним и тем же учредителем, директором. Однако, заказчику необходимо учитывать положения п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Евгений Маляр

# Бизнес-словарь

Определение термина

Аффилированная компания – это структура, подконтрольная более крупному или влиятельному юр. лицу.

Навигация по статье

  • Всегда ли аффилированность запрещена?
  • Аффилированные лица: кто это такие?
  • Законодательство РФ о защите конкуренции
  • Аффилированные компании и Налоговый кодекс РФ
  • Что такое аффилированный сайт?

Понятие аффилированности чаще всего ассоциируется с преступным сговором. Под видом независимых компаний в торгах и сделках участвуют субъекты хозяйствования, связанные между собой общими собственниками. Государство стремится искоренить подобные явления, но чтобы этого добиться, необходимо тщательно изучить их природу и разновидности.

Из этой статьи можно узнать, что означает понятие «аффилированность юридического лица» и в каких случаях такие отношения считаются противозаконными.

Всегда ли аффилированность запрещена?

Английское слово affiliated в переводе означает «присоединенный», без всякого негативного оттенка. Всем известно, что крупные компании часто практикуют открытие своих отделений, дочерних фирм и филиалов. Они делают это открыто и нередко с использованием в названиях связанных с ними предприятий известных логотипов и торговых марок.

Значение слова само по себе не содержит намека на преступный сговор, который всегда составляет тайну его участников.

Примером опасных связей заинтересованных лиц могут служить злоупотребления при проведении государственных закупок. Может показаться, что участие аффилированных лиц в торгах должно быть категорически запрещено, но это не так. В российских правовых нормах дается их определение. По закону 44-ФЗ (ст. 39, ч.6) ими считаются супруги, близкие родственники, в том числе неполнородные, усыновители, усыновленные и пр.

При этом нет прямого запрета участия аффилированных с членами комиссии лиц в закупках по государственным заказам. Другой закон, 135-ФЗ указывает на недопустимость ограничения или устранения конкуренции с использованием взаимных связей заинтересованных сторон. Аналогичные положения присутствуют и в 223-ФЗ.

Иными словами, аффилированность как таковая юридически не означает наличия преступно-коррупционных намерений. Тем не менее, она потенциально создает для них условия в тех случаях, когда ее скрывают.

Аффилированные лица: кто это такие?

В русской и англоязычной трактовках термина «аффилиат» есть некоторые отличия. Для начала о том, как правильно пишется это слово: исключительно с двумя «Ф» и одним «Л» – в этом филологи единодушны. Теперь о том, что это значит.

В зарубежной юридической практике аффилированные компании – это дочерние, то есть вторичные и подчиненные фирмы.

У нас это понятие считается двусторонним. Под его признаки подпадают и аффилируемые, и аффилирующие лица. Связь между ними как бы взаимная, хотя на практике всегда один из субъектов главнее. Возможно, российское право со временем придет к необходимости их различать.

Примером прямого подчинения является любой сайт-аффилиат. Википедия под таковым понимает ресурс-близнец, содержащий ту же информацию, что и «материнская» страница. Его политика если и колеблется, то только вместе с «генеральной линией».

Именно этот аспект позволяет понять, в чем разница между взаимозависимыми и аффилированными структурами. В отечественной трактовке это, простыми словами, синонимы. Зарубежные юристы видят разницу между прямым подчинением и способностью партнеров влиять друг на друга.

При раскрытии возможных злоупотреблений главная проблема состоит в том, как доказать аффилированность физического лица, ответственного за принятие определенного решения с предприятием, в нем заинтересованным. Если он чей-то родственник или деловой партнер, то выводы напрашиваются сами. Сложнее, когда он просто приятель, друг или добрый знакомый. Особенно когда об этом мало кто знает.

Так кто же объективно считается физическим или юридическим аффилированным лицом? Каковы критерии, по которым его можно однозначно отличить от всех остальных?

Зависимость проявляется в нескольких возможных обстоятельствах.

  • Субъект хозяйствования полностью контролирует предприятие по причине наличия прав собственности или владения.
  • Владеет определенной частью уставного капитала предприятия, дающей право голоса при принятии коллективных управленческих решений.
  • Занимает должность генерального директора или иной ключевой пост в менеджменте компании или обладает правовым статусом, дающим возможность управления. Для юридического лица это выражается правом на указания, обязательные для исполнения.
  • Лицо связано с собственниками компании родственными или семейными узами.
  • Владеет более чем пятой частью акций, составляющих капитал предприятия.
  • Входит с руководством и менеджментом компании как минимум в одну группу, объединенную общими деловыми интересами. Это могут быть бизнес-клубы или иные подобные сообщества.

Главным критерием отнесения физического или юридического лица к аффилированным служит его способность оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия.

Законодательство РФ о защите конкуренции

С учетом основания, в силу которого лицо признается аффилированным, следует отметить участие сторонних организаций в управлении российскими государственными компаниями, в том числе естественными монополиями. В этом факте нет ничего удивительного. Столь крупные субъекты бизнеса обязательно окружают связанные стороны, принимающие финансовое участие в их деятельности.

Аффилированность обусловлена наличием пакета акций, дающего возможность участвовать в управлении корпорацией. Действующее законодательство, последующие изменения в ГК РФ и прочие нормативные документы обязывают предоставлять списки структур, имеющих непосредственные эффективные деловые связи с каждой стратегически важной корпорацией.

Эта информация общедоступна. Она представляет собой перечень аффилированных компаний с указанием процента их доли в общем капитале.

В частности, каждый желающий может узнать, что АО (акционерное общество) Роснефть имеет такую структуру акционерного капитала:

  • 50,00000001% – АО Роснефтегаз;
  • 19,75% – BP Russian Investments Limited;
  • 19,50% – QHG Oil Ventures Pte. Ltd.;
  • 10,39% – АО Национальный расчетный депозитарий.

В конечном счете можно прийти к выводу о том, что перечисленные четыре субъекта практически полностью контролируют Роснефть – на остальных держателей акций приходится ничтожная доля капитала, измеряемая десятыми долями процента.

Подобные отчеты предоставляют и другие госкорпорации.

Компания Структура акционеров
Газпром РФ – 38,37%

Роснефтегаз – 10,97%

Росгазификация – 0,89%

Держатели АДР – 25,20%

Прочие юр. и физлица – 24,57%

Сбербанк Банк России – 50% + 1 акция

Юридические лица – нерезиденты – 45,64%

Юридические лица – резиденты – 1,52%

Частные инвесторы – 2,84%

Внешэкономбанк Внешэкономбанк – 99,7745%

Акционеры – миноритарии – 0,2255%

Ростелеком Акции в свободном обращении – 38,98%

Российская Федерация в лице Росимущества – 45,04%

Внешэкономбанк – 3,96%

ООО «Мобител» – 12,01%

Следует различать данные об аффилированных лицах и выгодоприобретателях, зачастую пользующихся оффшорными схемами для сокрытия своих личностей, то есть тех, кто относится к бенефициарам.

Во-первых, в правоустанавливающих документах указываются официальные акционеры, владеющие минимум пятой частью капитала. Не менее четверти, то есть на 5% больше (ФЗ-115), имеют бенефициары. В чем разница еще? Больше ни в чем. И те и другие получают доход от данного предприятия и являются его долевыми собственниками.

Деятельность аффилированных лиц в Российской Федерации регламентируется шестнадцатью нормативными актами, в том числе ФЗ «О конкурентной борьбе», «Об аудиторской работе», Указом Президента, письмами Минфина и пр. Есть планы по принятию особого Федерального Закона, специально посвященного аффилированным субъектам.

Аффилированные компании и Налоговый кодекс РФ

Термин «аффилированность» в официальных правовых документах РФ используется как вспомогательный и указывается в скобках. В Налоговом кодексе Российской Федерации фигурирует основное понятие взаимозависимости участников.

Внимание, уделяемое в НК аффилированным лицам, обусловлено тем, что схемы с их участием часто разрабатываются с целью оптимизации фискальной нагрузки, иными словами, ухода от налогообложения при заключении сделок.

Применение особых методов налогового контроля компаний предусматривает обязательное раскрытие информации о взаимосвязанных субъектах-участниках бизнеса.

Признаки взаимозависимости юридических и физических лиц и степени их участия изложены в главе 14.1 и статье 105.1 НК РФ и последующих к ним изменениях. В отличие от Гражданского кодекса, в этих документах речь идет не о 20, а о 25% прямого или косвенного участия в капитале предприятия. Также указывается процентное отношение представительства в коллегиальном исполнительном органе или совете директоров организации – более половины.

На основании Ст. 93 ФЗ «Об АО», на акционерные общества возлагается обязанность вести учет и отчетную документацию аффилированных с ними лиц. Это же требование закреплено другими законодательными актами РФ (постановлениями ФКЦБ и пр.).

Акционерные общества должны каждый квартал предоставлять сведения об аффилированных лицах в государственный регистрирующий орган. Списки таковых публикуются в открытом доступе с указанием изменений в сроки, не превышающие три дня после того, как они произошли.

Образец заполнения списка 2018 года включает следующие сведения:

  • полное наименование аффилированного лица (для ФЛ – Ф.И.О.) с указанием всех реквизитов;
  • дата, начиная с которой юридическое или физическое лицо может быть признано аффилированным;
  • реквизиты документа, на котором основан факт аффилированности;
  • доля участия лица в общем капитале АО;
  • дата изменения списка аффилированных лиц и его описание;
  • подпись руководителя акционерного общества.

Этот документ может заполняться в виде электронной анкеты на сайте ФКЦБ РФ, откуда информация попадает в единый реестр.

При возникновении подозрений об уклонении от налогообложения посредством аффилированных лиц, следует проверка предприятия. Признаками злоупотребления могут служить следующие факты:

  • Во время проведения проверки или непосредственно перед ней учредителями компании зарегистрировано новое юридическое лицо.
  • Фактические адреса и контактные данные обеих фирм совпадают.
  • С началом проверки сумма активов компании резко уменьшилась.
  • Договоры поставок в срочном порядке переоформляются на другую фирму, в ее же пользу переуступаются права и обязанности.
  • Сотрудники переходят в другое акционерное общество, меняется управленческая структура предприятия и его штатное расписание.
  • Выручка перечисляется на банковские реквизиты новообразованной компании.

Каждый из перечисленных признаков представляет собой косвенное доказательство скрытой аффилированности (взаимозависимости). Выявление попытки уклонения от налогов становится основанием для принятия мер по взысканию недоимки уже с аффилированного субъекта (НК РФ, п. 2, п/п 2 ст. 45).

Ответственность общества с ограниченной ответственностью и аффилированных с нею лиц за неполное, искаженное или несвоевременное предоставление указанных сведений предусматривает три основные формы.

  • Административная – в случае формальных нарушений (нарушение сроков, ненамеренные упущения и т. п.).
  • Налоговая – если действия повлекли необоснованное изменение рыночных цен. Последствие – доначисление налогов плюс пеня с безакцептным списанием со счета.
  • Гражданско-правовая – при наступлении последствий, предусмотренных ГК РФ.

При проведении торгов на госзакупки и в других сходных обстоятельствах ускорить проверку позволяет письмо-справка об отсутствии аффилированных лиц среди сотрудников, руководителей или учредителей фирм-контрагентов. Этот документ выполняется на фирменном бланке и включает ссылку на источник (реестр), позволяющую убедиться в правдивости информации.

Что такое аффилированный сайт?

Интернет-сайты, как и фирмы, могут быть аффилированными. Правда, при создании ресурсов-аффилиатов ставятся другие задачи. Цель их организации состоит в максимальном расширении информационного потока. Для этого формируются сайты-близнецы (их еще называют клонами), идентичные по содержанию, а иногда даже сходные внешне.

Объяснить это понятие помогает пример из реальной, а не виртуальной жизни, когда один и тот же продукт фасуется его продавцом в разные упаковки. В этом случае вероятность того, что покупатель выберет именно этот товар возрастает в разы (по количеству фиктивных разновидностей).

С этим явлением поисковые системы борются. Определить зависимость интернет-ресурсов достаточно просто: чаще всего у них общий IP-адрес, тождественный контент, одинаковая структура и верстка.

В Законе о контрактной системе нет такого понятия, как «аффилированные лица». Расскажем, кто это такие, что понимается под аффилированностью в 44-ФЗ и 223-ФЗ и могут ли такие лица участвовать в государственных закупках.

Кто такие аффилированные лица

Этот термин раскрывается в Законе РСФСР от 22.03.1991 № 948-1. Под аффилированными лицами понимают тех, кто способен оказывать влияние на деятельность предпринимателей и компаний. Аффилированными могут быть как физические, так и юридические лица. Для компаний это:

  • члены совета директоров;
  • лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и юридическое лицо;
  • лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% голосов и др.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Для ИП аффилированными лицами считаются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит бизнесмен, а также те, кто может распоряжаться более чем 20% голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады.

Аффилированность по 44-ФЗ

Об аффилированных лицах в госзакупках косвенно говорится в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ. В ч. 1 ст. 17 этого документа установлен запрет на действия, которые нарушают конкуренцию, в том числе на координацию деятельности и создание преимущественных условий участия в процедуре. То есть в государственных закупках не должны участвовать лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов .

При этом прямого запрета на участие аффилированных лиц в государственных закупках нет. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития от 21.10.2015 № ОГ-Д28-13720. Министерство обращает внимание на то, что . И эта норма не содержит упоминаний об заинтересованных лицах.

Но в то же время заказчик должен следить за соблюдением условий честной конкуренции. Злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона № 135-ФЗ. Кстати, при определении начальной цены контракта заказчик вправе использовать коммерческие предложения, полученные от аффилированных лиц, от лиц с одним и тем же учредителем, директором. Такого запрета в законах нет.

По каким статьям уголовного кодекса судят сотрудников заказчика

Если в деле фигурирует взятка, сотруднику заказчика инкриминируют преступление по статье 290 УК. Если речь идет о мошеннических схемах, например о закупке товара у аффилированного лица, то вменяют мошенничество по статье 159 УК. Пункт статьи зависит от суммы и от того, кто именно фигурировал в деле - один сотрудник или группа лиц. Посредничество при взятке - отягчающее обстоятельство. Суд приравняет такую схему передачи взятки к группе лиц. Нецелевой расход бюджетных средств - преступление по статье 285.1 УК. Служебный подлог - статья 292 УК, халатность - статья 293 УК. Ограничение конкуренции - статья 178 УК и превышение должностных полномочий - статья 286 УК.
Какие действия в закупках потянули на Уголовный кодекс и закончились тюрьмой, условным сроком и лишением права занимать должности на госслужбе?

Аффилированность по 223-ФЗ

Что касается закупок отдельными видами юрлиц, разъяснения по аффилированности содержатся в Письме Минэкономразвития от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371. Ведомство напомнило, что участник торгов может быть любое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям заказчика. Министерство указало на то, что 223-ФЗ не запрещает любому вышеназванному лицу, в том числе аффилированному с другими участниками или с заказчиком, участвовать в закупке.

Однако следует помнить о соблюдении требований законодательства о защите конкуренции. Несмотря на отсутствие официального запрета, заказчики зачастую в своих положениях ставят ограничения на участие в процедурах аффилированных лиц.

К примеру, положение компании «Мобильные ГТЭС» содержит такую обязанность закупающего сотрудника: «Незамедлительно ставить в известность руководство заказчика о случаях установления фактов и признаков участия и (или) победы в закупках юридических или физических лиц, аффилированных с закупающими сотрудниками, в том числе членами закупочных комиссий и привлекаемыми экспертами, а также сотрудниками исполнительного аппарата, сотрудниками филиалов и (или) ДЗО, курирующими исполнение договора».

Также ответственным за закупки специалистам запрещено «иметь с участниками закупок связи, иные, нежели чем возникающие в процессе обычной хозяйственной деятельности (например, быть аффилированным лицом с участником закупки), о которых он не заявил закупочной комиссии».

Пример: в закупке участвовал сотрудник заказчика Участник через суд потребовал отменить итоги закупки и признать договор недействительным. Основание: в конкурентных процедурах участвовал работник заказчика – индивидуальный предприниматель. Заказчик признал нарушение, но возразил против требований заявителя. Аффилированное лицо не победило на процедурах и никак не повлияло на итог.

Суд установил: работникам заказчика или организатора запрещено участвовать в закупке. Факт, что сотрудник заказчика не победил, – не отменяет факта нарушения. Однако, чтобы признать закупку и договор недействительными, нужно установить негативные последствия для заявителя. Участник не доказал, что нарушение повлияло на его права. Итоги закупки не отменили. Суд сослался на пункт 4 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ ().

Аффилированные лица и конфликт интересов

Не нужно путать аффилированность и конфликт интересов. О последнем сказано в ст. 31 Закона о контрактной системе. Отсутствие такого конфликта - одно из требований к участнику закупки. Конфликт интересов складывается, если среди сотрудников компании-участника есть родственники работников заказчика, в том числе членов комиссии и контрактной службы. Если они приходятся друг другу мужем и женой, родителем и ребенком, дедушкой или бабушкой и внуком, усыновителем и усыновленным и т.д., нарушение налицо.

В Российской Федерации понятие «аффилированные лица» определяется антимонопольным законодательством, поэтому уместно начать рассмотрение поставленного вопроса именно с него.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В этой же норме перечислены лица, являющиеся аффилированными по отношению в отдельности к юридическому лицу и к физическому лицу. Кроме того, указано, что аффилированными считаются лица, принадлежащие к одной группе.
В свою очередь, понятие «группа лиц» определено в ст. 9 Закона о защите конкуренции. Так, «группой» признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам, перечисленным в этой норме (таких признаков насчитывается девять, среди них разнообразные корпоративные и родственные связи). Выделение категории «группа лиц» является технико-юридическим приемом, позволяющим рассматривать совокупность лиц в качестве особой структурной единицы рынка.
Если участники торгов по ряду признаков представляют собой «группу лиц», то они действуют как единый хозяйствующий субъект. С точки зрения антимонопольного законодательства участники торгов, входящие в одну группу лиц, должны рассматриваться как один (единый) участник. (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 г. по делу № А33-9235/2012).
Однако даже если участники торгов формально аффилированными лицами по отношению друг к другу не являются, не принадлежат к одной группе лиц, их поведение на торгах может быть расценено как нарушающее требования антимонопольного законодательства в связи со следующим.
В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести в частности, к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Согласно подп. 3 ч. 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие в совокупности следующим условиям:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
2) действия каждого из хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что суды обязаны выяснять фактические обстоятельства совершения действий, в том числе по вопросу о том, было ли о них заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов (родственные связи между руководителями или учредителями субъектов, нахождение по одному адресу, один номер телефона, выход в сеть «Интернет» с одного IP-адреса и т.д.). (Постановление ФАС Центрального округа от 31.01.2013 г. по делу № А36-2298/2012).
Важно подчеркнуть, что в таких делах оцениваются действия самих хозяйствующих субъектов на предмет их согласованности, но не результат проведенных с участием таких субъектов торгов. Участники торгов привлекаются антимонопольным органом к административной ответственности в рамках расследования дел о нарушении антимонопольного законодательства (Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 19.03.2013г. по делу № А53-24753/2012; постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 г. по делу № А82- 19494/2009-45).
Торгам − особому способу заключения договора − изначально присуща свободная конкуренция, состязательность является конститутивным признаком заключения договора на торгах.
Участие в торгах заранее известных, аффилированных по отношению друг к другу лиц, свидетельствует о заинтересованности участников торгов в сохранении либо незначительном изменении установленной начальной стоимости подлежащего реализации на торгах имущества (Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2007 г. № КГ-А41/2729-07, от 26.11.2007 г. № КГ-А41/12330-07-П по делу № А41-К1-10042/06).
Наличие на торгах группы лиц, участники которой связаны между собой единым экономическим интересом, а равно и согласованные действия участников торгов, не входящих в одну группу лиц, препятствует достижению самой цели проведения торгов, заключающейся в определении лучшей цены отчуждаемого имущества на основе конкуренции предложений участников.
Однако, несмотря на, казалось бы, предсказуемый результат подобных торгов и очевидную квалификацию действий участников торгов в контексте антимонопольного законодательства, оспаривание торгов в судебном порядке сопряжено с серьезными сложностями ввиду следующего.
В действующем законодательстве Российской Федерации нет ни одной нормы, которая запрещала бы участие в открытом аукционе аффилированных лиц. Напротив, проведение торгов в форме открытого аукциона предполагает участие в них любых лиц, данные обстоятельства не могут являться самостоятельным основанием для признания судами соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
У организатора торгов нет оснований для отказа юридическим лицам в допуске к участию в открытом аукционе в связи с тем, что они являются аффилированными между собой (Определение ВАС РФ от 25.10.2010 г. № ВАС-13951/10 по делу № А32-19496/2009-68/318; Постановление ФАС Уральского окру- га от 22.04.2009 г. № Ф09-2218/09-С6 по делу № А07-12908/2008-Г-ГЕА; Постановление ФАС Центрального округа от 12.12.2013 г. по делу № А48- 657/2013). Важно отметить, что сама процедура торгов, проводимых для удовлетворения публичных интересов (государственные и муниципальные закупки, приватизация государственного и муниципального имущества, продажа имущества должника в исполнительном производстве) детально регламентирована законом, а потому организатор торгов не вправе предпринимать какие-либо действия по своему усмотрению. В частности, организатор подобных торгов не может отклонять заявки претендентов по основаниям, которые законом не предусмотрены; организатор торгов не вправе принимать решение о квалификации двух и более заявок в качестве одной и т.д.
Таким образом, участие в торгах аффилированных лиц либо группы лиц само по себе не является основанием для признания торгов недействительными. Для признания результатов торгов недействительными должны быть доказаны нарушения организатором торгов порядка их проведения, должна быть доказана недобросовестность действий участников торгов наличие сговора, направленного на ограничение конкуренции на торгах.
Оспаривание торгов возможно только после того, как они уже фактически проведены, по иску заинтересованного лица и исключительно в судебном порядке. Исковые требования при этом основываются на норме п. 1 ст. 449 ГК РФ и направлены на признание торгов недействительными в связи с нарушением правил их проведения.
В ст. 12 ГК РФ среди способов защиты гражданских прав названы признание недействительной сделки и признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В свое время Пленум ВАС РФ в порядке судебного толкования разъяснил, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. (Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В настоящее время данное постановление утратило силу согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 23. Вместе с тем в настоящее время высшие судебные инстанции продолжают придерживаться данной позиции. п. 44 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Конечно, торги не являются сделкой, они представляют собой достаточно сложный механизм, включающий в себя действия многих лиц, поэтому можно говорить о применении правил об оспоримых сделках к торгам лишь по аналогии, здесь имеет место особый порядок рассмотрения споров.
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. При этом под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, которые установлены в ГК РФ и других законах.
Исходя из прямого толкования указанной нормы права, торги могут быть признаны недействительными только в случае нарушения порядка их проведения, и основанием для признания торгов недействительными может служить нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов других участников торгов либо потенциальных участников таких торгов.
Следовательно, истец, требуя признания торгов недействительными, должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2010 г. по делу № А75-3404/2009; Постановление ФАС Уральского округа от 09.10.2012 г. № Ф09-8328/12 по делу № А50-25246/2011). Какие-либо нарушения порядка проведения торгов не являются основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы этими нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенного по итогам торгов договора.
Таким образом, оспаривая торги, истец должен доказать суду конкретные факты нарушения: 1) установленных правил организации и проведения торгов; 2) его собственных имущественных прав и интересов.
В судебно-арбитражной практике выработан подход, согласно которому не любое формальное нарушение установленных правил организации либо проведения торгов может служить основанием для их признания недействительными.
Во-первых, допущенное нарушение должно иметь существенный характер. «Существенное нарушение» это оценочное понятие, его определение находится в компетенции суда. Только суд может определить, насколько критичными были выявленные нарушения, можно ли оставить результаты торгов в силе или необходимо признать их недействительными. Если допущенные нарушения, по мнению суда, являются незначительными и не оказали влияния на результаты торгов, то последние пересмотру не подлежат. Существенными следует считать такие нарушения, которые привели к неправильному определению победителя торгов.
К примеру, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании недействительными торгов, в которых приняли участие аффилированные лица (две организации, созданные одним и тем же учредителем), суд отметил, что истцом не представлено доказательств невозможности участия в этих торгах иных лиц (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2011 г. по делу № А58- 1380/2011). Иными словами, участники торгов, будучи аффилированными друг с другом, не помешали кому-либо принять участие в торгах.
Во-вторых, в каждом конкретном случае отступление от установленной процедуры проведения торгов оценивается с точки зрения наличия их причинно-следственной связи с нарушением прав и законных интересов истца. Суд вправе не отменять результаты торгов, если, несмотря на наличие оснований для их оспаривания, серьезных нарушений прав и интересов истца выявлено не будет (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.04.2007 г. № Ф04-435/2007 (31436-А27-13)).
Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы. Нормами действующего законодательства не предусмотрен запрет участия в торгах для аффилированных лиц. Организатор торгов (открытого аукциона) не вправе отказать в приеме заявок на участие в торгах от аффилированных лиц. Поэтому само по себе участие в торгах аффилированных лиц не является основанием для признания таких торгов недействительными.
Признание торгов недействительными возможно только по иску заинтересованного лица, заявленному в пределах срока исковой давности. При этом истцом должны быть доказаны конкретные нарушения правил проведения торгов, допущенные их организатором, существенность допущенных нарушений, причинно-следственная связь между этими нарушениями и нарушением прав и законных интересов истца.