Чистые вещества и смеси. Правила работы в лаборатории.
А1 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Воспламенившийся бензин тушат водой.
Б. При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2 В перевёрнутый вверх дном сосуд можно собрать:
1) аммиак 2) кислород 3) углекислый газ 4) сернистый газ
А3 Методом вытеснения воды можно собрать:
1) оксид углерода (IV ) 3) кислород
2) аммиак 4) оксид серы (IV)
А4 Для получения бензина из нефти используют способ:
1) перегонки 3) отстаивания
2) фильтрования 4) кристаллизации
А5 Для разделения однородных смесей нельзя использовать метод:
А6 К неоднородным смесям относятся:
1) воздух 3) смесь хлорида натрия и воды
2) смесь железа с серой 4) сталь
А7 При приготовлении раствора серной кислоты необходимо наливать в воду, так как:
выделяется большое количество теплоты
поглощается большое количество теплоты
образуются гидраты
происходит диссоциация
А8 Для разделения смеси этанола и воды можно использовать:
1) фильтрование 3) кристаллизацию
2) перегонку 4) отстаивание
А9 Для приготовления раствора серной кислоты:
необходимо кислоту наливать в воду
необходимо воду наливать в кислоту
последовательность не имеет значения
необходимо кислоту и воду смешать в равных соотношениях
А10 Для получения азота из жидкого воздуха применяют способ:
1) отстаивания 3) возгонки
2) перегонки 4) кристаллизации
А11 Для разделения неоднородных смесей используют метод:
1) фильтрования 3) выпаривания
2) перегонки 4) кристаллизации
А12 Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории?
А. Для фиксации пробирки во время нагревания можно использовать тигельные щипцы.
Б. Излишек раствора из пробирки можно перелить в ёмкость с исходным раствором.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А13 Верны ли следующие суждения о правилах работы с лабораторным оборудованием?
А. Мензурку используют для измерения объёма жидкостей.
Б. Для прекращения горения спиртовки необходимо закрыть её фитиль колпачком.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Родниковая вода является чистым веществом.
Б. Воздух является смесью веществ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А15 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Яблочный сок – это чистое вещество.
Б. Раствор уксусной кислоты в воде является неоднородной смесью .
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А16 Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?
А. Смесь песка и медных опилок можно разделить с помощью магнита.
Б. Смесь сахара и поваренной соли можно разделить фильтрованием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17 Верны ли следующие суждения об отличиях чистых веществ от смесей?
А. Чистые вещества, в отличие от смесей, имеют постоянный состав.
Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью фильтрования и выпаривания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18 Верны ли следующие суждения о видах смесей?
А. Раствор сахара в воде является однородной смесью.
Б. Задымлённый воздух является неоднородной смесью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А19 Наименее токсичны из перечисленных соли
1) ртути 3) бария
2) свинца 4) кальция
А20 Медные опилки можно очистить от примеси железных с помощью
1) воды 2) магнита 3) HNO 3 (конц) 4) H 2 SO 4 (конц)
А21 Взрывчатой является смесь газов:
метана с кислородом
сернистого газа с азотом
гелия и хлороводорода
углекислого газа и сероводорода
Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории и с веществами (А13):
В лаборатории можно знакомиться с запахом. При определении запаха вещества пробирку с веществом нельзя близко подносить к носу и глубоко вдыхать (нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу).
Не все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа.
Перегонка является физическим способом разделения смесей.
Очистить водопроводную воду от растворённых в ней примесей нельзя с помощью фильтрования.
При работе с жидкими чистящими препаратами для ванн и раковин рекомендуется использовать резиновые перчатки.
Столовый уксус нельзя хранить вместе с препаратами бытовой химии.
Разделить стальные и древесные опилки можно с помощью магнита.
Смесь воды и нефти можно разделить с помощью делительной воронки.
Гранит не является чистым веществом.
Смесь растительного масла и воды является неоднородной смесью.
При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду (кислоту в воду! а не наоборот ).
При нагревании жидкости нельзя закрывать пробирку пробкой.
Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.
При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.
Воспламенившийся бензин и натрий нельзя тушить водой.
Столовый уксус можно хранить вместе с другими продуктами питания.
Для осуществления процесса фильтрования необязательно всегда использовать штатив.
Для проведения реакций между твердыми веществами можно использовать пробирку.
При нагревании пробирки с реактивами пробиркодержатель нельзя закреплять в центре пробирки.
Для нагревания жидкости используют колбу.
Для измерения объёма жидкостей используют мензурку (но нагревать в ней воду нельзя).
Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть нельзя выбрасывать в мусорное ведро.
Мерный цилиндр нельзя использовать для нагревания раствора кислот.
В лаборатории нельзя работать одному.
При попадании раствора щёлочи на кожу рук его надо смыть водой, а затем обработать раствором борной кислоты.
Прежде, чем поджечь водород, его необходимо проверить на чистоту.
Получаемый из бертолетовой соли хлор нельзя определять по запаху.
Углекислый газ можно собрать в сосуд способом вытеснения воздуха.
Кислород можно собрать в сосуд и способом вытеснения воздуха, и способом вытеснения воды.
Метан образует взрывчатые смеси с воздухом.
Калий хранят под слоем керосина.
При хранении витаминов необходимо строго соблюдать указанные в инструкции правила.
Кисломолочные продукты в герметичной упаковке нельзя хранить при любом температурном режиме.
Тема № 13.
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Методы разделения и очистки веществ
Разделение смесей веществ
Техника безопасности в кабинете химии
Техника безопасности в химической лаборатории
Лабораторная посуда
Теоретический материал
В жизни редко встречаются чистые вещества, чаще - смеси веществ. Воздух – это смесь азота, кислорода и других газов, морская вода – смесь воды и растворенных солей.Чистое вещество
имеет определенный постоянный состав или структуру (соль, сахар).
Чистое вещество может быть элементом или соединением.
Смеси
- это физические сочетания чистых веществ, не имеющие определенного или чистого состава.
Смеси могут быть однородными и неоднородными.
Примеры однородных (гомогенных) смесей
Истинные растворы (поваренная соль + вода, раствор спирта в воде)
Твёрдые растворы, сплавы, например, латунь, бронза.
Газовые растворы (смеси любых количеств и любого числа газов)
Способы разделения однородных (гомогенных) смесей
Дистилляция (лат. distillatio - стекание каплями) - перегонка, испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров
(вода-поваренная соль).
Кристаллизация - процесс фазового перехода вещества из жидкого состояния в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов (вода-сахар).
Выпаривание – это выделение нелетучих твердых веществ из раствора в летучем растворителе – в частности в воде (вода-поваренная соль).
Перегонка - способ разделения или очистки веществ, основанный на различных температурах кипения (нефть)
Неоднородными (гетерогенными) называют смеси, в которых частицы можно обнаружить либо визуально, либо с помощью оптических приборов. Причём эти вещества находятся в разных агрегатных состояниях (фазах).
Примеры неоднородных (гетерогенных) смесей
Суспензии (твёрдое+жидкость), например вода+песок
Эмульсии (жидкость+жидкость), например вода +жир
Аэрозоли (газ+жидкость), например туман
Способы разделения неоднородных (гетерогенных) смесей
Фильтрование – это способ, основанный на различной способности фильтра пропускать вещества, из которых состоит смесь (вода-песок).
Отстаивание – это способ, основанный на различной плотности веществ (вода-мел).
Центрифугирование (вода-мел).
Магнитная сепарация (железо-медь) .
Правила поведения в химической лаборатории (шуточные)
1. Если вы откупорили что-либо - закупорьте!2. Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошок - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу!
3. Если включили - выключите!
4. Если открыли - закройте!
5. Если разобрали - соберите!
6. Если не можете собрать - позовите на помощь!
7. Если не разбирали, то и не вздумайте собирать!
8. Если одолжили что-нибудь - верните!
9. Если пользуетесь чем-нибудь - держите в чистоте!
10. Если сдвинули что-нибудь - верните на место!
11. Если не знаете, как это действует, не трогайте!
12. Если не можете понять что-либо - почешите в затылке!
13. Если все же не поймете, то и не пытайтесь!
14. Если что-либо взорвалось, проверьте: осмотрите себя и убедитесь, что помощь не нужна!
Если вы не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!
Правила работы в химической лаборатории
Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельность - это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами
выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.