Основные идеи сахаровской Конституции. I

Русский физик. В последние годы жизни - диссидент.

«…чудом и было в советском государстве появление Андрея Дмитриевича Сахарова - в сонмище подкупной, продажной, беспринципной технической интеллигенции, да ещё в одном из главных, тайных, засыпанных благами гнёзд - близ водородной бомбы. (Появись он поглуше - его упроворились бы задушить.)

Создатель самого страшного оружия XX века, трижды Герой Социалистического Труда, как бывают генеральные секретари компартии, и заседающий с ними же, допущенный в тот узкий круг, где не существует «нельзя» ни для какой потребности, - этот человек, как князь Нехлюдов у Толстого , в какое-то утро почувствовал, а скорей - от рождения вечно чувствовал, что всё изобилие, в котором его топят, есть прах, а ищет душа правды, и нелегко найти оправдание делу, которое он совершает, До какого-то уровня можно было успокаивать себя, что это - защита и спасение нашего народа. Но с какого-то уровня уже слишком явно стало, что это - нападение, а в ходе испытаний - губительство земной среды.

Десятилетиями создатели всех страшных оружий у нас были бессловесно покорны не то, что Сталину или Берии , но любому полковнику во главе НИИ или шарашки (смотря куда изволили изобретателя помещать), были бесконечно благодарны за золотую звездочку, за подмосковную дачу иди за стакан сметаны к завтраку, и если когда возражали, то только в смысле наилучшего технического выполнения желаний самого же начальства. (Я не имею свидетельств, что «бунт» П. Капицы был выше, чем против неудовлетворительности бериевского руководства.) И ядру, Андрей Сахаров осмелился под размахнутой рукой сумасбродного Никиты , уже вошедшего в единовластие требовать остановки ядерных испытаний - да не каких-то полигонных, никому не известных, но - многомегатонных сотрясавших и оклублявших весь мир. Уже тогда попал он в немилость, под гнев, и занял особое положение в научном мире, - но Россия ещё не знала, не видела этого. Сахаров стал усердным читателем Самиздата, одним из первых ходатаев за арестованных (Галанскова-Гинзбурга), но и этого ещё не видели. Увидели - его меморандум, летом 68-го года.

Уже тут мы узнаём ведущую черту этого человека: прозрачную доверчивость, от собственной чистоты. Свой меморандум он раздаёт печатать по частям служебным машинисткам (других у него нет, он не знает таких путей) - полагая (! он служил в наших учреждениях - и не служил в них, парил!), что у этих секретных машинисток не достанет развития вникнуть в смысл, а по частям - восстановить целое. Но у них достало развития снести каждая свою долю копий - в спецчасть, и та читала меморандум Сахарова ещё прежде, чем он разложил экземпляры на своём столе, готовя Самиздат. Сахаров был менее всего приспособлен (и потому - более всех готов!) вступить в единоборство с бессердечным зорким хватким, неупустительным тоталитаризмом! В последнюю минуту министр атомной промышленности пытался отговорить, остановить Сахарова, предупреждал о последствиях, - напрасно. Как ребёнок не понимает надписи «эпидемическая зона», так беззащитно побрёл Сахаров от сытой, мордатой, счастливой касты - к униженным и оскорблённым. И - кто ещё мог это, кроме ребенка? - напоследок положил у покидаемого порога «лишние деньги», заплаченные ему государством ни за что» - 150 тысяч хрущёвскими новыми деньгами, до миллиона сталинскими.

Когда Сахаров ещё не знал либерального-самиздатского-мыслящего мира, на поддержку к нему пришёл молодой бесстрашный историк (с его грандиозными выводами, что всемирная закономерность была загублена одним неудачным характером) - как же не обрадоваться союзнику! как же не испытать на себе его влияния! Прочтите в первом сахаровском меморандуме - какие реверансы, какое почтение снизу вверх к Рою Медведеву. Виснущие предметы отягчают воздушный шар. Предполагаю, что задержка сахаровского взлёта значительно объясняется этим влиянием Роя Медведева, с кем сотрудничество отпечатлелось на совместных документах узостью мысли, а когда Сахаров выбился из марксистских ущербностей, закончилось выстрелом земля-воздух в спину аэронавту».

Солженицын А.И. , Бодался телёнок с дубом. Очерки литературной жизни, Париж, «YMCA-press», 1975 г., с. 395-397.

«Небольшая двухкомнатная квартира. В той комнате, где я был, стояла широкая тахта. Андрей Дмитриевич ещё не полностью выздоровел: лежал и часто кашлял. А его супруга непрерывно дымила сигаретой.

Меня это обозлило, я сказал:

Вы бы не дымили на больного - он же кашляет!
- Ничего, он знал, на ком женится, пусть терпит.

Эту, реплику запомнил хорошо. Антипатия ещё больше усилилась. С Сахаровым мы обсудили идеи из моей книжки. Он её принял и опять же я запомнил реплику:

Такие модели нужны любому правительству, хоть коммунистам, хоть капиталистам.

Потом обсуждали саму суть разных идеологий. Мне даже неловко писать, но создалось впечатление, что Андрей Дмитриевич мыслит... скажу осторожно: неглубоко. Считать, что социализм в экономике вполне можно примирить с западной демократией, правами и прочим «набором фраз»!

А уж моих идей о значении биологии в поведении человека он совершенно не принимал. Я не пытался переубеждать: давил авторитет и тормозили ядовитые реплики Боннэр.

Пили чай, приходили диссиденты, фамилии некоторых я слышал потом в «голосах». Обсуждали, как можно помочь кому-то из заключённых. Я ненадолго окунулся в эту среду. И не скажу, что очень прельстился. Всё равно, как если бы встретился с фантазерами-народниками девятнадцатого века.

То есть всё правильно, но наполовину - нереалистично».

Амосов Н.М. , Голоса времён, «Вагриус», 1999 г., с. 316.

Академик А.М. Будкер об академике А.Д. Сахарове: «Он был вундеркинд, но часто больше «кинд», чем «вунд»…

ИДЕИ САХАРОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ r


http://grani.ru/opinion/bonner/m.172054.html
"Защитить наследие Сахарова "

Сахарова

Сахарова


Именно из-за того, что эти идеи

Всё ли потеряно?

Думаю, что не потеряно!

Сахарова

Оксанов

ИДЕИ САХАРОВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ r

В "Гранях.ру" опубликовано обращение Елены Боннэр
http://grani.ru/opinion/bonner/m.172054.html
"Защитить наследие Сахарова "

Привожу то, что она выделила, как главное в сахаровских идеях.

Сахарова по многим проблемам современности было свое, как теперь принято говорить, "особое мнение". И это особое мнение не воплотилось в реальность при его жизни. Не воплотилось и теперь - спустя двадцать лет. Я перечислю некоторые из его основных идей.

1. Идея конвергенции, при которой должны объединиться все лучшие черты капитализма и социализма.

2. Развитие ядерной энергетики, без которой страны Запада не смогут достичь энергетической независимости и потеряют свою свободу и без которой невозможно поднять уровень жизни в странах третьего мира, преодолеть в них голод и нищету.

3. Сахаров считал и неоднократно писал, что США после челночной дипломатии Киссинджера взяли на себя обязательство по поддержанию безопасности Израиля и не имеют права отказаться от этого.

4. Сахаров считал, что ООН, созданная в ореоле победы над Германией и отражающая в своей структуре сильное давление сталинской дипломатии, должна быть реорганизована. А в идеале он поддерживал идею, высказанную ранее Эйнштейном, Бором, Силардом и другими учеными, о роспуске ООН и создании Мирового правительства. Он также с сожалением писал о том, что страны арабского Востока и страны третьего мира часто безответственно голосуют в ООН.

5. Сахаров утверждал, что ядерное оружие должно быть только оружием сдерживания и никогда войны. Оно подлежит постепенному сокращению вплоть до 5-10 процентов от уровня 90-х годов. А полное его уничтожение возможно при благоприятном развитии человечества не раньше середины ХХI века или к его концу. Он также с большим сомнением относился к ПРО как к оружию возможной защиты.

6. Политика может и должна быть нравственна. Без моральной основы она становится политиканством. Кредо Сахарова в личной и общественной жизни укладывалось в две короткие фразы - "Делай что надо и будь что будет" и "В конечном итоге нравственный выбор является самым прагматичным". Я думаю, что весь смысл данной конференции в этих словах."

Наиболее острыми проблемами нынешней России являются проблемы конвергенции.

Именно они были безжалостно затоптаны за время "гайдаровских реформ".
Именно из-за того, что эти идеи были затоптаны, Россия дорого заплатила сверхсмертностью, разворовыванием национального богатства чекистской, партийной и комсомольской номенклатурой,сбросом за рубеж нескольких годовых ВВП страны, нынешним авторитаризмом и фашизмом, уничтожением демократии, стагнацией, нищетой, промышленной отсталостью.

Всё ли потеряно?

Думаю, что не потеряно!

У России ещё сохранились шансы вернуться на путь конвергенции!

Для этого нужно уничтожить российский марксовский капитализм далёкого прошлого и обеспечивающий его существование российский фашизм.

Но не ради возвращения к советскому социализму, пусть и в улучшенном виде - такой социализм снова приведёт Россию к советскому фашизму, а ради строительства современной смешанной рыночной экономики с использованием всего лучшего и опробированного, что имеют страны современного развитого мира, недопущения их ошибок, и привнесения в эту современную и демократическую систему современного уважения к человеку, как к творцу всего в этом мире.

Именно такой путь СССР и России предвидел Андрей Дмитриевич Сахаров: лучшее от советского и лучшее от мирового.

Очень хочется надеяться, что в России всё-таки найдутся продолжатели идей Сахарова , и предложат конкретные пути не только возвращения России в цивилизацию, но и её успешного движения по созданию нового более совершенного, чем современное мировое, общества.

И это будет самым вечным памятником Андрею Дмитриевичу Сахарову.

Оксанов

В "Гранях.ру" опубликовано обращение Елены Боннэр
http://grani.ru/opinion/bonner/m.172054.html
"Защитить наследие Сахарова"

Привожу то, что она выделила, как главное в сахаровских идеях.

"У Сахарова по многим проблемам современности было свое, как теперь принято говорить, "особое мнение". И это особое мнение не воплотилось в реальность при его жизни. Не воплотилось и теперь - спустя двадцать лет. Я перечислю некоторые из его основных идей.

1. Идея конвергенции, при которой должны объединиться все лучшие черты капитализма и социализма.

2. Развитие ядерной энергетики, без которой страны Запада не смогут достичь энергетической независимости и потеряют свою свободу и без которой невозможно поднять уровень жизни в странах третьего мира, преодолеть в них голод и нищету.

3.Сахаров считал и неоднократно писал, что США после челночной дипломатии Киссинджера взяли на себя обязательство по поддержанию безопасности Израиля и не имеют права отказаться от этого.

4.Сахаров считал, что ООН, сСаозданная в ореоле победы над Германией и отражающая в своей структуре сильное давление сталинской дипломатии, должна быть реорганизована. А в идеале он поддерживал идею, высказанную ранее Эйнштейном, Бором, Силардом и другими учеными, о роспуске ООН и создании Мирового правительства. Он также с сожалением писал о том, что страны арабского Востока и страны третьего мира часто безответственно голосуют в ООН.

5. Сахаров утверждал, что ядерное оружие должно быть только оружием сдерживания и никогда войны. Оно подлежит постепенному сокращению вплоть до 5-10 процентов от уровня 90-х годов. А полное его уничтожение возможно при благоприятном развитии человечества не раньше середины ХХI века или к его концу. Он также с большим сомнением относился к ПРО как к оружию возможной защиты.

6. Политика может и должна быть нравственна. Без моральной основы она становится политиканством. Кредо Сахарова в личной и общественной жизни укладывалось в две короткие фразы - "Делай что надо и будь что будет" и "В конечном итоге нравственный выбор является самым прагматичным". Я думаю, что весь смысл данной конференции в этих словах."

Наиболее острыми проблемами нынешней России являются проблемы конвергенции.

Именно они были безжалостно затоптаны за время "гайдаровских реформ".
Именно из-за того, что эти идеи были затоптаны, Россия дорого заплатила сверхсмертностью, разворовыванием национального богатства чекистской, партийной и комсомольской номенклатурой,сбросом за рубеж нескольких годовых ВВП страны, нынешним авторитаризмом и фашизмом, уничтожением демократии, стагнацией, нищетой, промышленной отсталостью.

Всё ли потеряно?

Думаю, что не потеряно!

У России ещё сохранились шансы вернуться на путь конвергенции!

Для этого нужно уничтожить российский марксовский капитализм далёкого прошлого и обеспечивающий его существование российский фашизм.

Но не ради возвращения к советскому социализму, пусть и в улучшенном виде - такой социализм снова приведёт Россию к советскому фашизму, а ради строительства современной смешанной рыночной экономики с использованием всего лучшего и опробированного, что имеют страны современного развитого мира, недопущения их ошибок, и привнесения в эту современную и демократическую систему современного уважения к человеку, как к творцу всего в этом мире.

Именно такой путь СССР и России предвидел Андрей Дмитриевич Сахаров: лучшее от советского и лучшее от мирового.

Очень хочется надеяться, что в России всё-таки найдутся продолжатели идей Сахарова, и предложат конкретные пути не только возвращения России в цивилизацию, но и её успешного движения по созданию нового более совершенного, чем современное мировое, общества.

И это будет самым вечным памятником Андрею Дмитриевичу Сахаров

Это из ЕЖа...

Дополню по размышлении...

Возможно, я и неправ: реализовать идеи конвергенции по Сахарову для России уже невозможно.
Дело в том, что когда Сахаров выдвигал идеи конвергенции, СССР и Россия были совсем другой нацией. Тогда были очень сильны коллективистские принципы как результат долгой пропагандистской политики СССР.

В середине-конце 80-х большую роль в промышленности играли идеи самоуправления трудовых коллективов, активно развивалось трудовое самоуправление на предприятиях, было сильное противодействие авторитарному руководству министерств и красных директоров.

Внутренния атмосфера на предприятиях было более "семейной", взаимопомощь и взаимовыручка были естественными внутри коллективов. Большую роль играли, при всей их формализованности, бригадные прицципы - бригады коммунистического труда, бригадный подряд, соцсоревнование, роль профсоюзов в подведении итогов работы и т.п.
Нужно отметить, что в 70-х именно эти "советские" идеи коллективизма широко изучались на Западе, и во многом были тогда использованы в западных фирмах.

Эти тенденции, развиваясь, могли бы способствовать иному, чем на Западе, соотношению индивидуализма и коллективизма на производстве при конвергенционном развитии страны.

Да и на Западе 70-е-80-е характеризовались большой ролью участия работников в производственном самоуправлении, в расширении программ собственности работников ESOP в США и аналогичных в мире.
Тогда же папа Иоанн Павел II выступил с энцикликой "Совершая труд", в которой роль работников на производстве называлась доминирующей, выше роли собственника средств производства ("работник становится хозяином своего продукта на своём рабочем месте").

Но 90-е ознаменовались ростом индивидуализма на производстве.
Резко увеличились доходы и бонусы руководителей корпораций, именно профессиональный менеджер стал той фигурой, на которую делали ставку бизнесы.
На Западе стали утрачивать ценности идеи teem - роли команды в результатах производства.

В России за эти 20 лет произошло резкое изменение национальных приоритетов.
Коллективизм всячески отрицался, шла активноая пропаганда индивидуализма.
"Каждый должен сам обеспечивать свой успех" - ныне это основной принцип российской морали.
По существу произошла смена национальных приоритетов: нация коллективистов исчезла, на смену ей пришла нация не просто индивидуалистов, а, извините, беспринципных индивидуалистов.

Такое бывает с нациями...Так немецкая нация конца 19-го-начала 20-го века исчезла полностью
к 40-ым 20-го века, на смену законопослушным и порядочным бюргерам пришли жестокие убийцы, творившие невиданные в мире зверства.

Так что после 20-ти лет в условиях жесточайшего стресса, который пережил российский народ, вполне вероятно, в нем не осталось основ для традицинно-российского соборного пути.

И если Россия сможет пойти по пути современного развития, то маловероятно, что Россия сможет предложить миру какой-то особый конвергационный путь развития, скорее всего, Россия просто будет заимствовать то, через что уже прошёл мир.

Если так, то можно только сожалеть о том, что идеи конвергенции не будут реализованы в ближайшем будущем, и мир пойдёт по иному пути, уже не обогащённый тем, что, несомненно, было у народов Советского Союза.

  • Каковы основные созидательные идеи сахарова о преобразовании нашего общества
  • 1-Свобода слова, против беспредела в армии, за свободу СМИ
    2- он был против войны в АфГАНИСТАНЕ, В Чечне и вообще против любой войны, где льётся кровь наших мальчиков. А ведь он был Лауреатом Нобелевской премии за создание атомной бомбы.

  • Вопросы для самопроверки: стр. 194. 3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации. 4. Охарактеризуйте основные черты современного межнационального сотрудничества. , стр. 206. 2. Каким образом общество влияет на семью? Приведите конкретные примеры. 3. Перечислите функции семьи. Поясните в чем они заключаются. , стр. 217. 1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества? 2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи? Помогите
  • Стр 217
    1)Отсутствие защищенности и уверенности в ней со стороны правительства России
    - нет четкого понимания истории что хорошо что плохо (постарались демократы)
    -разобщенность общества и нации
    -отсутствие национальной идеи
    -низкий уровень образования
    -коррупция
    -недоступность дороговизна спортивных секций и кружков
    - отсутствие массового спорта
    - развращение ТВ и прессой.
  • 1. Немецкий учёный Вильгельм Швебель писал, что в демократическом обществе даже безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или покупателя. Почему гражданин демократич. общества становится опасным? Для кого? Объясните.

    2. Один ученик писал:"Граждане первобытного общества подчинялись обычаям, которые передавались из рода в род. " Докажите, что в этой фразе есть ошибочная мысль.

    3. Известный учёный, академик Дмитрий Лихачев одним из первых назвал Сахарова пророком. Можно ли считать Сахарова пророком? Если да, то почему?

  • 1. Гражданин демократического общества опасен прежде всего для самого себя, так как он вправе менять свою жизнь и жизнь других людей, так как демократическое общество предполагает участие в управлении государством, то есть от выбора этим гражданином власти зависит его жизнь в этом государстве. Гражданин может поддаться популизму и выбрать не того кандидата, тем самым вверив власть не тому, поэтому гражданин может быть опасным, становясь избрателем.

    2. Ошибка состоит в том, что слово граждане абсолютно не относится к данному выражению. Само слово гражданин означает человека, живущего в государстве, имеющего определённые права, которые защищены конституцией или иными законадательными актоами. Граждан в первобытном обществе быть не могло, т. к. государство зародилось позже. В первобытном обществе существовало человеческое стадо.

    3. Такого выдающегося человека как академик Сахаров можно назвать пророком, так как он практически предсказал появление интернета, говоря что через 50 лет будет создаваться всемирная информационная система, чем интернет и является в наши дни.

  • Текст тут есть! Напишите хорошие ответы на вопросы! !

    1)Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
    2)Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук является психическое взаимодействие?
    3)Объясните характер описанных в параграфе социальных взамимодействий, используя текс Сорокина.


    Документ

    Размышления об обществе pyccкoгo социолога, ocнoвoпoложника отечественной и американской социологических школ п. А. Сорокина из книги «Человек. Цивилизация. Общество».

    Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагaeм наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не coставляет. Значит, общество означает прежде вceгo coвoкупность нескольких единиц (индивидов, существ, ocoбей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но И предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в пpoцессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой.

    Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) (тeорганические) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие цeнтры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.

  • Первый и второй вопросс связаны. Общество предполагает под собой площадку для общего развития людей, личностей. Лишить человека окружения, значит сделать его ассоциальным существом. Вообще, человек и общество не раздилимы, если их разделить, то смысл общества теряется. Всем известны примеры развития человека, индивида, отделенного от общества - это дети маугли, теряя контакт с себе подобными индивид теряет свойства характерные хомо самиенсу сапиенсу.
    Социальные, т. е общественные науки, считать, что предметом данных наук является псизология, можно опираясь на то, что взаимоотношения людей в обществе довольно сложные, и поняв их мы поймем все общество в целом. Я понимаю это так.

  • 1. При меняя системный подход, проанализируйте российское общество начала ХХ в.
    2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на при мере института образования. Используйте мaтeриал и рекоменДации практических выводов данного параграфа.
    3. В коллективной работе российских социологов говорится: «... Общество существует и функционирует в многообразных формах. .. Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями - леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
  • 1) общество как система имеет сложный характер, т. к. включает в себя множество уровней, подсистем, элементов;

    2) наличие в обществе разнокачественных элементов, как материальных, так и идеальных;

    3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности;

    4) Общество представляет собой упорядоченную целостность: все подсистемы и элементы общества взаимосвязаны – интегративное качество;

    5) Самодостаточность: способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни;

    6) Общество – самоуправляемая система. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема

    7) Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество.

  • Каковы основные признаки гражданского общества?
  • Основными признаками гражданского общества являются: наличие в социуме свободных владельцев производственных средств; защищённость граждан, основанная на праве; развитая демократия; достаточное обеспечение свобод и прав человека; существование определённого уровня культуры; некоторая конкуренция различных групп людей и организаций, образующих его структур; самоуправление; плюрализм и свободно формирующиеся мнения людей.

  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
  • Личность - это человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели. на становление личности влияют: 1)окружение

    2)осознание своих ошибок

    3)делать то, чего хотите добиться от жизни

    4)обшение

    Семья несет в себе функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственная, рекреационная. Эти функции необходимы обществу, для продолжения жизни.

    Человеку нужна взаимосвязь с обществом для реализации его потребностей

    исторический процесс-ход человеческой жизни, ее результаты, развитие

  • 1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и охарактерезуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 4. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов? Приведите пример. 5. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характирезующие роль народа в историческом процессе. 6. Верно ли утверждение, что мировозрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мнение, потвердите его примерами.
  • Личность это человек, приносящий пользу обществу. Что бы стать личностью надо приносить пользу обществу. Мы проходили по обществознанию.

    Семья как была ячейкой общества, так и осталась. Потому что во времена перемен, для человека - это место, в котором он может получить поддержку, понимание и теплоту для души, чтобы противостоять всем стрессовым состояниям, которые сопряжены с большим напрягом выжить, обеспечить потомство всем необходимым и выстоять в это суровое время перемен. В одиночку прожить сложнее, даже если у тебя есть карьера и деньги.

    Общество образуют люди, которые вступают в определённые отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для общества как целого. Общество нуждается в управлении. Его осуществляют прежде всего государственные учреждения. Производственная деятельность направлена прежде всего на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще её называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей.

    • Почему гражданин - имя ответственное?
    • Как открывалась эпоха прав человека?
    • Что значит быть свободным?
    • Какое звание самое почетное среди людей?

    Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Во-первых, гражданин - это житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Скажем, гражданин России, гражданин Франции и т. д. Во-вторых, начиная с античных времен (Древней Греции, Рима) и до наших дней оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью.

    Гражданин - человек, имеющий права . В Древней Греции быть гражданином считалось возможностью редкой и почетной, гражданином называли не каждого свободного человека, не говоря уже о рабах. В Афинском государстве гражданами были только мужчины - коренные жители Аттики (область на юго-востоке Средней Греции). Гражданин обладал важными правами как в личной (мог иметь землю, дом), так и в политической жизни (мог обращаться в суд, участвовать в народном собрании, занимать государственную должность). Но были у граждан и серьезные обязанности: прежде всего строго соблюдать законы и защищать Отечество.

    В Римской империи постепенно все представители свободного населения получили права римского гражданина. Римские юристы (по латыни juris значит «право», юрист - человек, изучающий право, правовед) понимали, что свобода гражданина определяется его правами: чем большим количеством прав пользуется гражданин, тем он свободнее.

    Права римских граждан были четко разработаны. Все права разделили на две группы: публичные, т. е. общественные, и частные, которые приносили «пользу отдельному лицу», как определял их один знаменитый римский юрист. К публичным отнесли прежде всего политические права: право голоса в народном собрании и право занимать государственную должность. Сюда же включили и право нести военную службу. Частные права закрепляли право граждан на недвижимую собственность и землю, а также право на брак с римской гражданкой. Если гражданин пользовался всеми правами, он был полноправным гражданином. А если у него были только частные права и не было публичных (например, у вольноотпущенного раба или жителя римской колонии), то такой человек считался неполноправным гражданином. Неполноправным мог стать и римский гражданин, если суд лишал его публичных прав за какой-либо поступок, опозоривший честь гражданина. Как видите, звание гражданина со времен классической древности было связано не только с правами, но и с ответственностью за свои поступки и за судьбу государства.

    В Средние века, при феодальном строе, многие свободные люди, особенно крестьяне, попали в жесткую крепостную зависимость. Феодальное государство абсолютно подавляло человека, господствовало над личностью. Звание гражданина померкло и употреблялось редко.

    Открытие эпохи прав человека . Буржуазные революции X!VII - XIX вв., заложившие фундамент нового, демократического строя, возродили гордое и красивое понятие «гражданин».

    В тот период были созданы знаменитые документы, которые как бы заново открыли историю прав человека. Среди них - Конституция США (1787) - первая в истории человечества писаная конституция (напомним: «конституция» означает установление, основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую, т. е. правовую, силу и требующий неукоснительного соблюдения), где были изложены новые демократические принципы организации государственной власти. Несколько раньше была провозглашена американская Декларация независимости (1776). Ученые считают ее первой в истории декларацией (декларация - заявление, объявление) прав человека. Наконец, в 1789 г., во время Великой французской революции, провозглашается Декларация прав человека и гражданина, обобщившая наиболее передовые достижения юридической и политической мысли своего времени.

    Основой этих документов стали гуманистические идеи эпохи Возрождения, о которых вы знаете из истории. Главная мысль документов - обеспечить защиту жизни и свобод человека путем провозглашения его естественных прав. Что это значит?

    Согласно этой теории, как вы помните, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.

    В связи с таким подходом к вопросу о правах человека авторы названных выше документов поставили и определенные цели перед государственной властью. Цель государства, утверждали они,- обеспечить естественные права человека. А права человека - это свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению - именно так и было записано во французской Декларации прав человека и гражданина.

    Естественно, что авторы документов должны были объяснить, как они понимают, что такое свобода. Ответ был замечательным по своей краткости и выразительности: свобода состоит в праве человека делать все, что не вредит другому человеку. Все, что не запрещено законом, дозволено. Только закон должен устанавливать необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как по закону.

    Если вдуматься, мы встречаем знакомую мысль: человек, гражданин имеет права, но и несет ответственность за свои поступки, ответственность перед законом, т. е. правовую ответственность.

    Завершая краткое знакомство с документами, открывшими эпоху прав человека, отметим еще одну замечательную мысль. Авторы утверждали, что единственной причиной «общественных бедствий и порчи правительства» является забвение прав человека. Поэтому, считали они, должны быть созданы специальные документы, которые будут постоянно напоминать всем - и гражданам, и аппарату власти - о правах человека, будут служить образцом права и способствовать всеобщему счастью. Такие документы были созданы в XX в. (о них мы еще будем говорить).

    Великий гражданин России . Разговор о гражданине хотелось бы продолжить рассказом об одном из самых замечательных людей XX в.- об академике Андрее Дмитриевиче Сахарове. Он родился в 1921 г., а умер 14 декабря 1989 г.

    Сейчас Сахарова во всем мире называют Великим Гражданином, Совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может. Но так было не всегда. Жизнь Сахарова была очень нелегкой.

    Он был крупнейшим ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, «отцом» советской водородной бомбы. Он изобрел ее, считая, что тем самым укрепит могущество своей Родины и никто никогда не посмеет напасть на нас. Он удостоился большого количества наград от правительства СССР, даже звание Героя Социалистического Труда ему присваивали трижды.

    Однако свою почетную награду, пожалуй, самую почетную в мире - Нобелевскую премию мира, он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую деятельность, как выдающийся защитник прав и свобод человека. Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые испытания, а имя его стало бессмертным.

    Изучение жизни Сахарова, его книг, выступлений, а также воспоминания тех, кто близко знал Андрея Дмитриевича, убеждают в том, что главной чертой его личности была любовь к людям, понимание ценности жизни каждого человека. Он умел поставить себя на место другого, понять боль человека, сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Он был гуманистом. И в этом, наверное, следует искать разгадку тайны личности академика А. Д. Сахарова, ответ на вопрос, почему выдающийся физик стал выдающимся правозащитником.

    Он, конечно, был патриотом, испытывал глубокую боль за Отечество, не мыслил себя без него, всегда стремился к его возвышению, к тому, чтобы граждане страны жили свободно и достойно. Патриотизм Сахарова был высокодуховным чувством. Процветание Родины он мыслил как счастливую, полную смысла жизнь, свободу материальную и духовную, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле, независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения.

    Это подлинные слова Сахарова, он написал их в конце жизни в своем проекте новой Конституции нашей страны. Они стали как бы его духовным завещанием, в них сконцентрированы главные идеи его мировоззрения, т. е. мысли, представления о жизни, о мире. Советуем подумать над ними. Родина для Сахарова - это прежде всего люди, граждане. А цель всего народа - счастливая и свободная жизнь. Но, заметьте: счастье он не сводил только к материальному обеспечению, хотя оно, конечно, является обязательным условием свободной жизни. Сахаров считал, что жизнь гражданина должна быть наполнена смыслом, духовно богатой, а также безопасной. И не только для граждан нашей страны, но и для всех - всех! - людей на Земле, независимо от происхождения, национальности и положения в обществе. Вот при этих условиях гражданин может стать свободным и счастливым.

    Можно сказать, что высокие чувства гуманности и патриотизма Сахарова сочетались со столь же высоким чувством ответственности. Он первым поднял свой голос против ввода советских войск в Афганистан: «Как гражданин... я чувствую ответственность за происходящие трагические события».

    Обратите внимание: слово «гражданин» Сахаров поставил рядом со словом «ответственность». А ответственный человек способен сознательно, мужественно выполнять свой моральный долг. Притом действует он не вслепую, а хорошо понимает все возможные последствия своих поступков. Но он готов к ответу за них.

    В 60-х гг. XX в. А. Д. Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс и права человека. Позже правозащитников назвали диссидентами, т. е. инакомыслящими (хотя Андрей Дмитриевич говорил, что ему больше по душе старинное слово «вольномыслящие»). В 1970 г. вместе с группой единомышленников он основал Комитет прав человека. Такой организации, защищающей права человека, в СССР не было никогда. Члены комитета своей задачей поставили защиту людей, которых власти несправедливо преследовали за убеждения, т. е. за то, что люди осмелились мыслить самостоятельно, свободно. Подобной дерзости власти, конечно, не могли простить. И на членов комитета обрушились репрессии (наказания): многих лишили работы, бросили в тюрьмы, выгнали из страны. Сахарова отправили в ссылку на долгие семь лет...

    Почему же он проявил такую гражданскую активность? Что было внутренним двигателем его поступков? Ответ мы находим у самого Сахарова: «Я почувствовал свою большую ответственность перед обществом».

    В результате долгих и мучительных размышлений он пришел к выводу, что СССР стал тоталитарной империей (вспомните, что такое тоталитаризм), в которой совершенно бесконтрольно правит единственная партия КПСС.

    По мнению Сахарова, СССР достиг огромной военной мощи, мог уничтожить весь мир, держал в страхе все человечество. Но как ученый Сахаров отлично понимал, что вся эта гигантская мощь досталась народу ценой страшных жертв и лишений, перенапряжения всех сил. И он не побоялся открыто, перед всем миром заявить, что уровень жизни советских людей, за исключением узкой группы партийных и военных начальников, крайне низок, а уровень свободы граждан СССР даже ниже, чем в других социалистических странах (теперь уже бывших социалистических). В СССР, утверждал Сахаров, нарушаются права человека, очень не хватает свободы убеждений, свободы печати, свободы информации, свободы передвижения, свободы выбора места работы и жительства. С болью в сердце он говорил, что многие тысячи советских людей преследуются властями за убеждения - за религиозные верования, за чтение нежелательной властям литературы, за стремление к гласности, правдивой информации. Выступающих за свободу бросают в тюрьмы, лагеря, «психушки» (специальные больницы-тюрьмы для якобы психически больных), изгоняют из страны.

    Ныне тот период в истории СССР, о котором говорил Сахаров,- 70-е - начало 80-х гг. XX в. - называют периодом застоя. А ведь именно Сахаров одним из первых предупреждал, что в СССР начался застой и упадок. Он считал, что причины застоя кроются прежде всего в отсутствии духовной свободы. Без свободы мысли, духа ни одно общество не может нормально развиваться, оно загнивает, разлагается и идет к полному разрушению.

    Но не подумайте, что Сахаров только критиковал. Он находил ответы на самые сложные вопросы. Все его работы, выступления подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить, чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. «Главное,- утверждал Сахаров,- это человек: надо защитить человека, надо первой заботой государства и общества сделать интересы человека».

    Но, призывая бороться против несправедливости, Сахаров никогда не звал к насилию - экстремизм был ему глубоко чужд. Он говорил, что нужно не сокрушать, а созидать, действовать «не дубинкой, а разумом». Нам нужны реформы, а не революции - вот его основная конструктивная, созидательная идея. Нужно спокойно работать, трудиться и спокойно создавать лучшее, более доброе, демократическое общество.

    Известна такая древняя пословица: «Нет пророка в своем отечестве». Пророк - это мудрец, призывающий своих современников не забывать о моральных ценностях ради будущего, которое он умеет предсказывать. Пророков плохо понимали во все времена. Их «побивали камнями» - обижали, преследовали, гнали. Вспомните трагическую судьбу Сократа, убитого своими же согражданами-афинянами. Родина Сахарова, увы, не сделала для него исключения: его объявили пособником западных реакционеров, преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали.

    Но Великий Гражданин не дрогнул. Он знал, что его ждут тяжелые испытания, и ничего не боялся. Мужество тоже было яркой чертой его личности. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы граждан. Наше с вами будущее.

    Чему же учит трудная, но прекрасная, судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова? У каждого из вас может быть свой ответ.

    Мы полагаем, что судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом.

    Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле - воин!

      Основные понятия

    • Гражданин, право, права человека, ответственность, конституция.

    Вопросы для самопроверки

    1. Охарактеризуйте основные идеи документов, «открывших» историю прав человека, суть позиций, на которых стояли авторы документов. Какие цели они ставили перед государством? Как понимали, что такое свобода? Докажите, что ничего общего со вседозволенностью в таком подходе нет. Какие черты остаются типичными для гражданина на протяжении веков?
    2. В чем суть учения о естественном праве? Чему противостоит это учение? Докажите, что оно имеет глубоко гуманистический характер.
    3. Назовите основные черты личности Андрея Дмитриевича Сахарова. Что вы раньше знали о Сахарове? Какие черты его личности оказались для вас неожиданными?
    4. Каковы основные созидательные идеи Сахарова о преобразовании нашего общества?
    5. Выскажите ваше мнение: чему учит судьба академика Сахарова?

    Задания

    1. Немецкий ученый Вильгельм Швебель писал, что в демократическом обществе даже безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или покупателя.

      Раскройте смысл этого высказывания. Почему гражданин демократического общества становится опасным? Для кого? Объясните.

    2. Один ученик написал: «Граждане первобытного общества подчинялись обычаям, которые передавались из рода в род». Докажите, что в этой фразе есть ошибочная мысль.
    3. Известный ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев одним из первых назвал Сахарова пророком. Если вы согласны с этим мнением, постарайтесь объяснить, почему Сахарова можно считать пророком.
    4. Имя Сахарова пользуется огромным авторитетом во всем мире. Существует много общественных организаций, названных его именем. В начале 1992 г. в Лос-Анджелесе (США) одна такая организация учредила Международную премию Сахарова в размере 100 тыс. долларов за выдающиеся достижения в области...

      Подумайте: за какие достижения будет присуждаться Премия имени Сахарова? Какую цель может преследовать организация, учредившая премию?

    5. Вы уже много узнали о замечательном, гордом понятии «гражданин». Предлагаем вам самим дать обобщенный портрет гражданина: определить сущность, главные, по вашему мнению, черты.

    «Идеи Сахарова сегодня» - под таким названием 14-15 декабря 2009 года в Москве прошла международная конференция, посвященная великому гражданину России, академику и лауреату Нобелевской премии мира А. Д. Сахарову.

    В конференции приняли участие Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг, Председатель подкомитета по правам человека Европейского Парламента Хейди Хаутала, заместитель директора Бюро по демократическим инициативам и правам человека ОБСЕ Даглас Уэйк, другие международные и российские правозащитники, профессора права, знакомые и родственники Андрея Дмитриевича. Одни из самых авторитетных международных организаций по правам человека: ОБСЕ, Представительство Европейской Комиссии Совета Европы, Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека - направили свои приветствия этому форуму, максимально подняв его международный статус.

    И в этой связи сразу бросилось в глаза интересное обстоятельство. Этот высокий форум так и не принял в себя ни одного высокого российского государственного чиновника, как и высокие государственные чиновники, в последнее время, демонстративно игнорируют соблюдение прав и свобод человека в России. И приветствие Президента Д.А.Медведева на этом фоне лишь резонансом подчеркнуло полное фиаско путинской политики, разъевшей основы демократического правового государства.

    В средствах массовой информации бытует стереотип об Андрее Дмитриевиче Сахарове как об отце советской водородной бомбы, защитнике диссидентов и борце за права человека.

    Лично для меня этот стереотип растаял благодаря трогательным историям из жизни Сахарова, рассказанным Татьяной Янкелевич – дочерью Елены Боннэр, правозащитника Сергея Ковалева, писателя Владимира Войновича, помощника А. Сахарова Бориса Альтшулера и других.

    Перед глазами встал образ интеллигента и интеллектуала с большой буквы. Человека, который искренне любил людей, уважал мнение каждого, заботился о величии страны, которое зиждется, прежде всего, на благополучии ее граждан.

    Александр Дмитриевич был убежден, что за термоядерной энергией – будущее, которое позволит обеспечить достойный уровень жизни всех людей на планете. Его научные труды сейчас являются фундаментом для создания принципиально новых термоядерных электростанций, основанных на мирной и чистой энергии. Именно А. Д. Сахаров является создателем модели «удержания плазмы», которая представляется наиболее перспективным направлением развития термоядерной энергии в мирных целях. В этом направлении идут сейчас основные научные и прикладные разработки: «Спасти человечество от энергетического голода и стать практически неисчерпаемым источником энергии могут управляемые термоядерные реакции в плазме» («Новая энергетика», 2003, № 02). Эта информация формирует новый образ известного физика-ядерщика не как отца водородной бомбы, а как родителя мирной и чистой термоядерной энергии.

    Наряду с выдающимися достижениями в ядерной физике Андрей Дмитриевич активно выступал в защиту прав человека. В его квартире находилось большинство рукописей диссидентов того времени и просто несогласных с положением прав человека в России, рукописей которые стали «золотым фондом» истории борьбы за правовые и нравственные идеалы. Эти самиздатские рукописи, которые зачитывались до дыр и перепечатывались множество раз, позволяли народу узнать «голос иной мысли», мысли не согласной с директивой ЦК КПСС. Впоследствии журналы «Юность» и «Новый Мир», немного осмелев, тоже начали печатать талантливых авторов, которые не желали прославлять счастье, снизошедшее людям от правящей коммунистической партии. Эти журналы стали той путеводной звездочкой, которая открыла и для меня Фазиля Искандера, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, Даниила Гранина, Александра Солженицина и других.

    Активная общественно-политическая деятельность российского академика не давала спать спокойно лидерам нашей государства. Призывы А. Сахарова к освобождению узников совести – Буковского, Марченко, Осипова, Щаранского, Ковалева и других - позволили сформировать тот нравственный климат диссидентства, который помог выжить нашей стране духовно.

    Идея Александра Дмитриевича о необходимости переустройства ООН, создания нового мирового правительства, которое бы отстаивало интересы всех народов мира, сейчас тоже жива и актуальна как никогда. В этом он был полностью солидарен с Нильсом Бором, который в 1950 году обратился к ООН с письмом о переустройстве мирового порядка со свободным доступом к информации. Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел и другие также впоследствии поддержали эту идею.

    Возвращаясь к главной теме конференции, надо отметить, что наиболее часто звучал вопрос о том, в чем же сейчас развитие идей великого гражданина мира, где та новая парадигма, которая изменит слишком «заматеревший» мир с кумиром «золотого тельца»?

    Размышления на эту тему явили необычайно широкий спектр направлений деятельности для изменения ситуации в России: активизация взаимодействия правозащитного движения внутри самой России; усиление давления международных правозащитных структур на правительство нашей страны для защиты попранных гражданских свобод; воспитание нового поколения на принципах толерантности и нравственности и т.д. Но, на мой взгляд, конференция обошла стороной главную перспективу развития мировоззрения и философии Сахарова.

    Известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев в своей статье-докладе «А. Д. Сахаров: ответственность перед разумом», указал еще на одно открытие академика: «Одно из выдающихся достижений Сахарова-ученого состоит в применении закономерностей физики микромира – квантовой механики в области космологии – науки о происхождении и эволюции галактик. Результат этого подхода – ныне общепризнанную гипотезу, объясняющую так называемую «барионную асимметрию вселенной» - он опубликовал в 1967 году».

    По сути, это, то же самое, что и высказывание известного Гермеса Трисмегиста, который упоминается в трактате Цицерона «О природе богов», даровавшего египтянам письменность и законы. Гермес Трисмегист заявил: «Что внизу, подобно тому, что наверху», соединив, таким образом, микромир с макромиром.

    Понятие микромира, по моему мнению, тесно связано с сознанием человека и его знаниями, которые он приобретает в ходе своего духовного роста. Ведь от сознания самого человека начинает меняться внешний окружающий мир, изменения которого проще всего увидеть в микромире. Именно от нашего сознания микрочастицы (например, фотоны света) могут вести себя в отдельных случаях как материя, а в других случаях как волна, приобретая совершенно иные свойства. Это мы уже знаем из школьных учебников средних классов. А у физиков ядерщиков существует понятие, что инструмент замера может быть грубее самого объекта замера. То есть приборы, изучающие микромир, сами влияют на этот внутренний мир, изменяя его свойства.

    Именно физики ядерщики первыми доказали, что мысль материальна. Концентрируя свое сознание, человек выделяет кванты света, которые можно фиксировать чувствительными приборами, а японские мастера уже создали программное обеспечение, позволяющее с помощью импульсов мозга управлять компьютером. Таким образом, человек принимает активное участие в формировании материи вселенной через свое сознание. И именно сознание человека становится определяющим фактором получения новых знаний.

    Ярким примером такого влияния человеческого сознания на внешний мир стали опыты японского ученого Масару Эмото. Его фильм-бестселлер «Великая тайна воды» наглядно показывает работу ученых Англии, Австрии, Израиля, Казахстана, Китая, России, США, Японии, которые проводили опыты на молекулах и кристаллах воды. Ученые, включая Нобелевского лауреата Курта Вютриха, пришли к выводу, что наше сознание, наше восприятие формирует внутреннюю структуру воды, когда раздражение, ругань и оскорбления разрушают кристаллы, а духовная музыка, произнесенные слова любви, наоборот, создают симметричные завершенные формы (кристаллов воды) снежинок.

    Постижение знаний о мире через самый совершенный инструмент во Вселенной созданный Богом - через организм человека - являет нам новую парадигму развития. Так называемые экстрасенсорные возможности человека, которые он приобретает через духовные практики развития своего сознания, подтвержденные бесконечным множеством опытов и экспериментов в разных странах мира, свидетельствуют о безграничных возможностях человека.

    В этой связи понятие религии приобретает новое значение. Религия в таком случае становится наукой о реальности, где пассивное изучение внешних объектов реальности (как это делает ортодоксальная наука) заменяется активным, личным участием человека в управлении реальностью через свое духовное развитие. Этому и учит Христос, призывая пробудиться ото сна и войти в Царствие Божие, в новое состояние духа и сознания, когда пробуждаются способности и знания, данные Господом каждому человеку.

    Поэтому для меня, естественно, что следующим логичным шагом в развитии космологической философии Сахарова является обращение к постулатам такой религии, то есть системе знаний, которая опирается на внутренний, духовный опыт человека.

    Сейчас подобная точка зрения по слиянию в одно целое науки и религии как раз и дает ту парадигму нового мировоззрения, основанного на «новой нравственности», соединяющей возможности научных открытий человечества с бескрайними возможностями самого человека.

    Постижение религии как науки управления реальностью, изучение своих внутренних способностей и потенциала в эпоху безверия и нравственной пустоты является столбовой дорогой развития человеческого прогресса. Именно соединение науки и такой религии позволяет формировать политику с «нравственным лицом», то есть то, о чем и говорил Андрей Дмитриевич.

    Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921, Москва - 14 декабря 1989, Москва) - советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

    Его отец, Дмитрий Иванович Сахаров, - преподаватель физики пединститута им. Ленина, мать Екатерина Алексеевна Сахарова (ур. Софиано) - дочь потомственного военного Алексея Семёновича Софиано - домохозяйка. Бабушка со стороны матери Зинаида Евграфовна Софиано - из рода белгородских дворян Мухановых.

    Крёстный отец - известный музыкант Александр Борисович Гольденвейзер. Детство и ранняя юность прошли в Москве. Начальное образование Сахаров получил дома. В школу пошел учиться с седьмого класса. По окончании средней школы в 1938 году Сахаров поступил на физический факультет Московского университета. После начала войны, летом 1941-го пытался поступить в военную академию, но не был принят по состоянию здоровья, в 1941 году эвакуирован в Ашхабад. В 1942 году закончил университет с отличием.

    Сергей Васильевич Вонсовский рассказал, со слов И. Е. Тамма, как Тамм и Леонтович принимали у студента Сахарова экзамен по теории относительности - и поставили ему тройку. Потом, чуть ли не ночью после экзамена, Тамм позвонил Леонтовичу и сказал что-то вроде: «Слушай, так ведь этот студент всё правильно говорил?! Это мы с тобой ничего не поняли - это нам надо тройки ставить! Надо с ним ещё поговорить». Так Сахаров стал учеником Тамма. (из воспоминаний М. И. Кацнельсона о С. В. Вонсовско )

    В 1942 году был распределён в распоряжение Наркома вооружений, откуда был направлен на патронный завод в г. Ульяновск. В том же году сделал изобретение по контролю бронебойных сердечников и внёс ряд других предложений.

    С 1943 по 1944 год сделал самостоятельно несколько научных работ и послал их в Физический институт им. Лебедева руководителю теоретического отдела Игорю Евгеньевичу Тамму. В начале 1945 года был вызван туда для сдачи аспирантских экзаменов, после сдачи был зачислен в аспирантуру института.

    В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию.

    В 1948 году был зачислен в специальную группу и до 1968 года работал в области разработки термоядерного оружия, участвовал в проектировании и разработке первой советской водородной бомбы по схеме, названной «слойка Сахарова». Одновременно Сахаров вместе с И. Таммом в 1950–51 гг. проводил пионерские работы по управляемой термоядерной реакции.

    Доктор физико-математических наук (1953 год). В этом же году, в возрасте 32 лет, избран действительным членом Академии наук СССР. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот» против печально известной деятельности академика Т. Д. Лысенко.

    С конца 1950-х он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Внёс вклад в заключение Московского Договора о запрещении испытаний в трёх сферах. С конца 1960-х являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР.

    В 1968 году написал брошюру «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована во многих странах.

    В 1970 году стал одним из трёх членов-основателей «Московского Комитета прав человека» (вместе с Андреем Твердохлебовым и Валерием Чалидзе).

    В 1971 году обратился с «Памятной запиской» к советскому правительству.

    В 1974 году собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключённых в СССР.

    В 1975 году написал книгу «О стране и мире». В том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира.

    В сентябре 1977 года обратился с письмом в организационный комитет по проблеме смертной казни, в котором выступил за отмену её в СССР и во всём мире.

    В декабре 1979 года и январе 1980 года выступил с рядом заявлений против ввода советских войск в Афганистан, которые были напечатаны на передовицах западных газет.

    В Большой советской энциклопедии (вышедшей в 1975 году) и затем в выходивших до 1986 г. энциклопедических справочниках статья о Сахарове завершалась фразой «В последние годы отошёл от научной деятельности». По некоторым данным, формулировка принадлежала М. А. Суслову.

    22 января 1980 года по дороге на работу был арестован и со своей второй женой Еленой Боннэр без суда сослан в город Горький. Тогда же, указом Президиума Верховного Совета СССР, был лишён звания трижды Героя Социалистического труда и постановлением Совета Министров СССР - звания лауреата Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий (также медали "Серп и Молот", звания члена АН СССР лишён не был).

    В Горьком Сахаров провёл три самых длительных голодовки. В 1981 году он, вместе с Еленой Боннэр, выдерживает первую, семнадцатидневную, - за право выезда к мужу за рубеж Л. Алексеевой (невестки Сахаровых). В мае 1984 года вторую (26 дней) - в знак протеста против уголовного преследования Е. Боннэр. В апреле–октябре 1985 года - третью (178 дней) - за право Е. Боннэр выехать за рубеж для операции на сердце. Сахарова насильно госпитализировали и насильно кормили.

    В течение всего времени горьковской ссылки А. Сахарова во многих странах мира шла кампания в его защиту. Например, площадь в пяти минутах ходьбы от Белого Дома, где находилось советское посольство в Вашингтоне, была переименована в «Площадь Сахарова». В различных мировых столицах регулярно, начиная с 1975 года, проводились «Сахаровские Слушания».

    Был освобождён из горьковской ссылки лишь с началом Перестройки, в конце 1986 года - после почти семилетнего заключения. 22 октября 1986 года Сахаров просит прекратить его депортацию и ссылку жены, снова (ранее он обращался к М. С. Горбачеву с обещанием сосредоточиться на научной работе и прекратить общественные выступления, если поездка жены для лечения будет разрешена) обещая закончить свою общественную деятельность. 15 декабря в его квартире был неожиданно установлен телефон (во время всей ссылки телефона у него не было), перед уходом чекист сказал: «Завтра Вам позвонят». На следующий день действительно раздался звонок: «Здравствуйте, это говорит Горбачев. Вы получите возможность вернуться в Москву. Возвращайтесь к патриотическим делам.»

    В конце 1986 года вместе с Eленой Боннэр Сахаров триумфально возвращается в Москву. После возвращения он продолжил работать в Физическом институте им. Лебедева. Консультировался с Софьей Калистратовой по вопросам права.

    В ноябре–декабре 1988 года состоялась первая поездка Сахарова за рубеж (состоялись встречи с президентами Р. Рейганом, Дж. Бушем, Ф. Миттераном, М. Тэтчер).

    В 1989 году избран народным депутатом СССР, в мае–июне того же года участвовал в 1-ом Съезде Народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов, где его выступления зачастую сопровождались захлопыванием, выкриками из зала, свистом со стороны части депутатов, которых позднее лидер МДГ, историк Юрий Афанасьев и СМИ характеризовали как агрессивно-послушное большинство.

    В ноябре 1989 года представил проект новой конституции, в основе которой - защита прав личности и права всех народов на государственность.

    14 декабря 1989 года, в 15:00 - последнее выступление Сахарова в Кремле на собрании Межрегиональной депутатской группы (II Съезд народных депутатов СССР).

    Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

    Вклад в науку

    Один из создателей водородной бомбы (1953) в СССР. Труды по магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике, гравитации.

    Награды и премии

    • Герой Социалистического Труда (1953, 1955, 1962) (в 1980 «за антисоветскую деятельность» лишён звания и всех трёх медалей);
    • Сталинская премия (1953) (в 1980 лишён звания лауреата этой премии);
    • Ленинская премия (1956) (в 1980 лишён звания лауреата этой премии);
    • Нобелевская премия мира (1975);
    • Лауреат Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (12 августа 1953 года);
    • также награда иностранных государств;

    (так и не был восстановлен в наградах, которых его лишили в 1980 году. Он сам от этого категорически отказался, и Горбачёв не стал подписывать соответствующий Указ)