Целевая программа жилье молодым семьям. Цели государственной программы «Жилище»

Основным предназначением данной программы является не только обеспечение семей льготным жильем, но и развитие других направлений:

Благодаря повышению спроса на жилье развивается деятельность многих строительных компаний. Это приводит к появлению новых организаций, работающих в данной области, за счет чего увеличивается доход федерального бюджета.

Согласно изложенным данным в ныне действующем Постановлении №1015, государство преследует и иные цели, касающиеся только граждан:

Подпрограммы ФЦП «Жилище»

На сегодняшний день согласно условиям «Жилища» действуют подпрограммы, с которыми можно ознакомиться в таблице:

Название программы Условия для участия
Обеспечение жильем молодых семей Возраст до 35 лет Отсутствие подходящей для проживания недвижимости Официально зарегистрированный брак или воспитание ребенка родителем в одиночку
Выполнение государственных функций по обеспечению жилищем отдельных граждан

Регистрация на учете в соцзащите или администрации до 01.03.2005

Молодые семьи, признанные муниципальными органами нуждающимися после 01.03.2005

Официальный брак. Неполная семья не может участвовать

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры (заселение неосвоенных земель)
Развитие строительства жилых домов в регионах Признание семьи нуждающейся Зарегистрированный в ЗАГСе брак. На неполные семьи не распространяется
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Служба в рядах ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС Граждане, признанные вынужденными переселенцами Молодые ученые в возрасте до 35 лет

Для чего нужна программа «Жилище» гражданам?

По статистике, каждая вторая молодая семьи приобретает жилье через фонд ИЖС или в ипотеку. В последнем случае приходится ежегодно выплачивать до 12% годовых за пользование займом, в результате чего повышается размер ежемесячных платежей. Это накладывает финансовое бремя на несколько лет, ведь их стартовая величина начинается с 15-20 000 руб. в месяц.

Чтобы облегчить жизнь граждан, государство создало программу «Жилище», главным критерием которой является компенсация за счет бюджета до 35% стоимости жилья гражданам, соответствующим определенным критериям и подавшим заявки на участие.

При расчете цены жилья здесь используется не рыночная, а оценочная стоимость.

Как это работает?

Чтобы понять принципы реализации ФЦП «Жилище» и ее пользу для людей, достаточно ознакомиться с примером, когда она реально помогает:

Семья Алферовых решила приобрести квартиру в ипотеку. У них есть 10-летний ребенок. Кредит был оформлен в 2015 году, и через некоторое время они узнали о существовании программы. Супруги Алферовы стояли на учете как нуждающиеся в жилье, поэтому решили обратиться за помощью в местную администрацию. Через 10 дней было принято решение компенсировать 35% от уплаченной стоимости недвижимости, деньги ушли на погашение займа, и им удалось избавиться от долговых обязательств перед ним.

ТОП-3 популярных вопроса

Вопрос №1: Если моему супругу 36 лет, а мне только 33, можем ли мы участвовать в ЦФП?

Нет, участие невозможно, т.к. требования ФЗ №1050 касаемо возраста одинаково для всех граждан.

Вопрос №2: Могу ли я потратить деньги на строительство дома, если стройкой занимаюсь сам?

По закону такие траты не компенсируются, т.к. денежные средства перечисляются только на банковские счета организаций-подрядчиков, занимающихся строительством.

Вопрос №3: Можно ли подать заявку на участие, если первичный платеж по ипотеке я оплатила маткапиталом в 2010 году, а теперь хочу погасить долг деньгами по этой программе?

Ранее действительно запрещалось использовать одновременно две программы, но в 2014 году КС РФ постановил, что такой запрет является незаконным, т.к. цель «Материнского капитала» – повышение рождаемости, а «Жилища» – улучшение условий проживания.

Кто может принять участие?

К участию в программе допускаются граждане или супружеские пары, если их возраст не превышает 35 лет. Также есть и другие требования:

Как можно использовать государственную субсидию по программе «Жилище»?

Перечисляемые государством средства можно использовать в следующих направлениях:

  • Приобретение квартиры в новостройке.
  • Оплата услуг подрядчика, строящего частный дом.
  • Погашение последнего платежа по паевому взносу.
  • Перечисление первого взноса по ипотеке.
  • Погашение процентов и основной части долга по ипотечному займу.

Размер субсидии

Здесь все зависит от нескольких параметров: наличия детей и величины площади в квадратных метрах, с учетом которой определяется величина выплаты.

Куда обращаться за субсидией, какие документы нужны?

Для принятия участия в ФЦП необходимо посетить отдел по решению жилищных вопросов Администрации своего муниципального района или округа, предоставив пакет документов:

  • Два экземпляра заявления. Один из них впоследствии отдается обратно с датой и пометкой о принятии.
  • Паспорта взрослых и свидетельства о рождении детей (оригиналы и копии).
  • Свидетельство о регистрации брака. Для разведенных – о прекращении.
  • Справка из Соцзащиты, подтверждающая, что семья стоит на учете.
  • Реквизиты банковского счета, куда будут перечислены деньги.
  • Справки с мест трудоустройства супругов для подтверждения доходов.
  • Выписка из домовой книги.

Могут понадобиться и другие документы в зависимости от того, с какой целью будет использована субсидия: ипотечный договор, справка об части неуплаченной суммы в по паевому взносу, сведения об остатке неуплаченных процентов и остатка долга по жилищному кредиту, и т.д. Полный перечень необходимо уточнять в администрации, предварительно пояснив ответственному сотруднику всю ситуацию.

Сроки включения в список участников программы

Администрации дается 10-дневный срок на рассмотрение представленных гражданами документов, после чего работники должны направить решение об одобрении или об отказе во включение в список участников программы.

Если было принято положительное решение, заявителю отдается на руки соответствующее Свидетельство. Впоследствии для перечисления денег по заявке банка средства будут перечислены на открытый счет в течение двух месяцев. Если этот срок пропущен, Свидетельство считается недействительным. Все деньги переводятся только безналичным расчетом вне зависимости от цели использования субсидии.

Причины возможного отказа

Основной причиной отказа в участии является использование аналогичной субсидии ранее, т.к. она предоставляется только один раз. Есть и другие факторы, способствующие принятию отрицательного решения госорганами:

К сожалению, экономическая ситуация в России такова, что большая часть населения не состоянии самостоятельно обеспечить себя жильем или улучшить имеющиеся жилищные условия. В связи с этим, в 2010 году Правительство приняло постановление, где обозначены основанные направления в области развития жилищного строительства. Данное постановление определило основные положения новой программы «Жилище», срок действия которой установлен до 2020 года.

Благодаря таким мерам социальной поддержки, россияне смогли воспользоваться правом на приобретение доступного жилья, но только при соблюдении определенных условий. Эта программа сразу стала федеральной. Соответственно, так как все пособия, предназначенные на приобретение жилья, производятся из бюджета федерации, у семей появилась возможность получать специальные госсубсидии.

Федеральная программа «Жилище» в РФ в настоящий момент продлена до 2020 года, однако, так как это уже не первое продление такого постановления, есть все основания полагать, что в дальнейшем граждане смогут продолжать активно пользоваться этой мерой государственной социальной поддержки, нюансы которой регламентированы федеральным законодательством.

Официально, такая программа направлена на формирование рынка жилья эконом класса, которое смогут приобрести практически все граждане, проживающие в России. При осуществлении таких мероприятий, Правительство устраняет недостаток комфортного жилья, повышение качестве российского жилищного фонда.

Минстрой, такими действиями, стимулирует спрос на жилые помещения. Благодаря такой программе, граждане могут получить субсидии на готовое жилье или льготные ипотечные кредиты от банков.

Цели и задачи госпрограммы

Федеральная целевая программа предназначена для решения различных проблем с жильем, с которыми может столкнуться молодая семья и ряд других нуждающихся категорий граждан. Главная задача, которую выполняет эта социальная программа, — строительство качественного и доступного жилья, которое может приобрести любой гражданин, нуждающийся в поддержке со стороны государства.

В соответствии с законодательством, применение такой программы направлено также и на развитие тех отраслей, которые тесно связаны с капитальным строительством. Следовательно, помимо социальной поддержки населению, меры помощи отражаются и на предпринимательской деятельности.

Категории нуждающихся лиц, которые могут воспользоваться такой мерой социальной поддержки, определены на законодательном уровне. Причем отдельными нормативными правовыми актами урегулированы различные отдельные подпрограммы, которыми могут воспользоваться те или иные категории граждан.

Как правило, такая социальная программа применяется к следующим льготникам:

  1. Для молодых ученых;
  2. Для врачей;
  3. Для нуждающихся семей.

Участие многодетной семьи в такой программе возможно только в тех случаях, когда они официально признаны малоимущими. В законе также есть возможность участие в , где один из супругов младше 35 лет.


Доступное жилье для молодых семей

Программа «Жилище» состоит из нескольких подпрограмм. Одна из них – подпрограмма », предусматривающая возможность получения такими гражданами субсидий, которые позднее можно будет потратить на строительство жилья.

На данный момент в список людей, которые могут воспользоваться такой привилегией, входят:

  1. Субсидии для матерей-одиночек;
  2. Выплаты для лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  3. Субсидии для военнослужащих;
  4. Выплаты молодым семьям.

По закону, такие граждане могут использовать полученные денежные средства не только на строительство дома, но и на приобретение жилья экономкласса.

Рассчитывать точный размер субсидии должна местная администрация, на основании требований государственного законодательства, регионального и федерального бюджета.

Основные условия участия

Основная группа нуждающихся, на которых ориентирована федеральная целевая программа «Жилище» — молодые семьи. Поэтому Постановление в 2018-2020 году предполагает возможность получения государственной помощи на приобретение собственного жилья только для лиц в возрасте до 35 лет. Помимо этого, кандидат должен соответствовать следующим условиям:

  1. Работоспособный;
  2. Официально-зарегистрированный брак;
  3. Есть достаточный капитал для первоначального взноса по кредиту или для погашения остатка займа.

Жилищная программа может действовать только в отношении этих граждан. Причем достаточно, чтобы в семье был хотя бы один супруг, возраст которого не превышает установленную на законодательном уровне отметку.

Заявление на участие в такой программе должно быть подано в местную городскую или районную администрацию, до 1 сентября.

При положительном решении местной администрации, человек может стать участником программы в течение следующего календарного года. По нормам законодательства, ответ на заявление будет дан в течение 10 дней с даты сдачи специалисту документов.

На что можно рассчитывать

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета строго регламентированы законодательством. На первый взгляд может показаться, что попасть в категорию граждан, которые могут рассчитывать на получение этой льготы, достаточно сложно, но это совсем не так.


Предоставление субсидий осуществляется Министерством строительства, и на данный момент этим правом смогли воспользоваться десятки тысяч людей из разных социальных групп и регионом страны.

Расчет денежных средств, которые может получить льготник, зависит от направления выплат: на приобретение или строительство нового жилого помещения с нуля. В первом случае, финансирование производится исходя из общей площади жилого помещения, выбранного или находящегося в собственности на момент обращения человек.

Как правило, полученной от государства суммы вполне хватает на погашение оставшейся части ипотечного кредита, получение сниженной ставки по займу (если полученные средства используются в качестве первоначального взноса ), или на строительство небольшого жилого дома.

Сроки действия программы

Сейчас точно известно, что программа «Жилище» будет действовать на 2018-2020 годы . Однако специалисты предполагаются, что позднее эта госпрограмму будет продлена еще на 5 лет, как это было несколько раз до этого.

Как оформить и подать документы

Порядок осуществления подачи документов на получение государственной меры социальной программы в виде субсидии на улучшение жилищных условий, определен на уровне федерального законодательства. По нормам Постановления, лицо, заинтересованное в участии в такой госпрограмме, должно:

  1. Обратиться в администрацию по месту своего постоянного проживания с заявлением. Этот документ обязательно должен быть составлен в 2 экземплярах по одному для каждой из сторон;
  2. Следующий шаг – предоставление доказательств того, что у гражданина есть возможность самостоятельно оплатить остальную стоимость приобретаемого жилого помещения;
  3. Рассчитывать вместе со специалистом размер субсидии, которая полагается по закону;
  4. По результатам проверки всех представленных документов, жилищная комиссия этого муниципального образования выносит положительное решение;
  5. На основании решения, человек должен оформить свидетельство о праве получения социальной выплаты для строительства жилья или приобретения квартиры в многоквартирном доме.


Как правило, получению свидетельства сразу же после комиссии препятствует еще один шаг – человек должен встать в очередь на получение субсидии.

Несмотря на то, что граждан, рассчитывающих на такую государственную поддержку, достаточно много, чаще всего, они успевают воспользоваться своим правом в течение года, следующего за подачей документов. К сожалению, до 2020 году эта сложная система не изменится.

Стать участником этой государственной программы можно только после обращения в банк с документом, подтверждающим положительное решение местной администрации. Сделать это нужно в течение 2 месяцев с момента получения свидетельства.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее – свидетельство) в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

В договоре банковского счета устанавливаются условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также порядок перевода средств с банковского счета.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению владельца счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты) Банк выдает владельцу счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.

Участник подпрограммы имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого(ых) помещения(ий) как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое(ые) помещение(я) для постоянного проживания.

Приобретаемое жилое(ые) помещение(я) должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве.

Документы, предоставляемые владельцем счета в банк для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) (Приложение №1 к Договору банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы).

1. Для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) Договор на жилое(ые) помещение(я);

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка из ЕГРН должна содержать полные данные о каждом лице, за которым зарегистрировано право на жилое помещение. Выписка из ЕГРН предоставляется самим правообладателям или их законным представителям, или физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя. Для получения в органе регистрации прав Выписки из ЕГРН, содержащей полные данные о каждом правообладателе, необходимо обратиться всем правообладателям одновременно или их законным представителям, или лицам, имеющим нотариально удостоверенную(ые) доверенность(и) от правообладателя(ей) или его(их) законного(ых) представителя(ей);

г) документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(й) в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В Договоре на жилое(ые) помещение(я) указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого(ых) помещения(й), приобретаемого на основании этого договора, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

2. В случае приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) договор с уполномоченной организацией.

Условия примерного договора с уполномоченной организацией утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В договоре с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников Подпрограммы, указываются реквизиты свидетельства (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) уполномоченной организации и ее банковского счета (банковских счетов), а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, необходимой для приобретения жилого(ых) помещения(й) экономкласса на первичном рынке жилья.

3. В случае использования социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого(ых) помещения(й) или строительство индивидуального жилого дома владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

в) в случае приобретения жилого(ых) помещения(й) - Договор на жилое(ые) помещение(я);

г) в случае строительства индивидуального жилого дома - договор строительного подряда.

4. В случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, владелец счета представляет в банк:

а) договор банковского счета;

б) кредитный договор (договор займа);

в) выписку из Единого государственного реестра недвижимости или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома;

г) справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

5. В случае направления социальной выплаты в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере, после чего это жилое помещение переходит в собственность молодой семьи - члена кооператива (или одного из членов молодой семьи - члена кооператива), владелец счета должен представить в банк:

а) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им/ими права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его/их пользование;

б) копию устава кооператива;

в) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;

г) копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для молодой семьи - участницы Подпрограммы;

д) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

6. В случае направления социальной выплаты для оплаты цены договора строительного подряда владелец счета должен представить в банк:

а) документы, подтверждающие право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения членов молодой семьи на земельный участок;

б) разрешение на строительство, выданное одному из членов молодой семьи;

в) договор строительного подряда, предусматривающий информацию об общей площади жилого дома, планируемого к строительству, и расчет стоимости производимых работ по строительству жилого дома.

Программа разрабатывалась с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса со столичными, административными и финансовыми функциями, в котором должны быть созданы комфортные условия для проживания.

Все еще остаются актуальными проблемы доступности жилья для жителей города; отсутствие развитого рынка найма жилых помещений; старение жилого фонда; низкий уровень комфорта жилой застройки. Все это в совокупности требует концептуально новых подходов решения проблем в сфере жилищного строительства.

Москва в «старых» границах занимает площадь более 108,1 тыс. га, на которой доля территорий жилых зон составляет 23%. Объем строительства жилья в столице с 2000 по 2011 год составил порядка 44 млн кв. м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет городского бюджета. В 2012 году московские строители ввели в эксплуатацию 3,05 млн кв. м жилых домов, превысив показатели 2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн «квадратов». В последующие годы темпы роста увеличивались: в 2013 было введено 3,15 млн кв. м жилья, в 2014 - 3,33 млн, в 2015 - 3,92 млн, в 2016 - 3,36 млн, в 2017 - 3,42 млн, в 2018 - 3,45 млн «квадратов». Согласно прогнозу, 2019 и 2020 ежегодно будет сдаваться более 3 млн кв. м жилья.

На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных и жилых домов, подлежащих реновации, в рамках городских жилищных программ, а также на создании условий для строительства жилья за счет средств инвесторов.

На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т. ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты).

Цели программы:

  • Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.
  • Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
  • Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.

Задачи:

  • 1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.
  • 2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы:
    . предоставление жилых помещений в многоквартирных и малоэтажных домах, построенных
    (приобретенных) за счет средств бюджета города Москвы;
    . оказание финансовой поддержки в жилищной сфере (предоставление социальных и иных выплат
    установленным законодательством категориям граждан);
    . развитие системы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей
    и многодетных семей для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.
  • 3. Проведение капитального ремонта и модернизации существующего жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками.
  • 4. Совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве:
    . осуществление комплекса мер по обеспечению безопасной эксплуатации недвижимости, в том
    числе находящейся в собственности города;
    . дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение
    количества застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества собственников
    помещений в многоквартирных домах от рисков гибели, утраты и
    повреждения;
    . развитие системы найма жилых помещений из жилищного фонда города Москвы и жилищного
    фонда, находящегося в собственности физических и юридических лиц, нацеленной на
    удовлетворение потребности в жилых помещениях различных категорий жителей города
    Москвы с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности.
  • 5. Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства:
    . осуществление комплекса мер по обеспечению надлежащей эксплуатации дворовых территорий;
    . благоустройство территорий жилой застройки;
    . обеспечение надлежащего содержания принадлежащих городу объектов недвижимости.

В рамках Государственной программы в три этапа реализуются 5 подпрограмм. В комплексе они обеспечивают достижение поставленных целей и решение программных задач.

Первый этап: 01.01.2012 - 31.12.2012

В рамках первого этапа была начата реализация мероприятий, направленных на достижение целей и задач Государственной программы.

Уровень развития жилищного фонда города Москвы с 2010 года составил 3%.

Второй этап: 01.01.2013 - 31.12.2013

В рамках второго этапа осуществлялась реализация Государственной программы по результатам 2012 года и формирование массива данных для ее последующей корректировки.

Уровень развития жилищного фонда города Москвы с 2010 года составил 4,3%.

Третий этап: 01.01.2014 - 31.12.2020

В рамках третьего этапа осуществляется реализация мероприятий Государственной программы, направленных на создание системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств, повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.

По итогам третьего этапа уровень развития жилищного фонда в городе Москве с 2010 года составит 14,8%.

Подпрограмма 1 «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»

Подпрограмма подразумевает жилищное строительство за счет всех источников финансирования, завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов, реновацию существующей застройки, формирование комплексной жилой среды, защиту прав граждан в области долевого строительства .

Подпрограмма 2 «Выполнение государственных обязательств»

Подпрограмма охватывает мероприятия по выполнению обязательств Правительства Москвы перед различными категориями граждан, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.

В подпрограмме предусмотрено совершенствование механизмов постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и учета предоставления жилья очередникам; введение электронных способов работы с гражданами и организациями координация в рамках подпрограммы различных способов улучшения жилищных условий для молодых семей, многодетных семей, детей-сирот и других категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, с различным уровнем имущественной и финансовой обеспеченности.

Подпрограмма 3 «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда»

Целью подпрограммы является повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда.

Подпрограмма подразумевает оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и обновлению лифтового оборудования.

Подпрограмма 4 «Управление жилищным фондом в городе Москве»

Подпрограмма направлена на совершенствование системы управления жилищным фондом, формирование единого информационного пространства в сфере учета жилищного фонда, развитие и легализацию рынка найма и аренды жилья в городе Москве, развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере.

Подпрограмма 5 «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства»

Подпрограмма направлена на повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве. Она подразумевает обеспечение безопасной эксплуатации недвижимости и оборудования в собственности города Москвы, повышение информированности населения по вопросам прав и обязанностей в сфере управления многоквартирными домами.

Контроль за выполнением программы возложен на заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина . Программа была утверждена в 2011 г. постановлением московского правительства.

Постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. (№ 237-ПП) в программу внесены изменения.

В декабре 2010 года Правительство РФ одобрило Федеральную программу «Жилище», которая стала переломным моментом в жилищной политике России. Изначально идея о её создании была предложена в Министерстве строительства и ЖКХ. Позже Правительство утвердило данный проект Постановлением № 1050. В 2011 году он получил соответствующее название «Жилище». Что же собой представляет эта программа?

Федеральная программа «Жилище» представляет собой комплекс мероприятий, который позволяет переселенцам, молодым семьям, ликвидаторам аварии АЭС, военнослужащим, сотрудникам прокуратуры и МЧС приобрести жильё при финансовой поддержке государства. Расчёт субсидий осуществляется согласно действующему закону. Данный проект был распределён на 3 периода: 2011-2015, 2016-2017, 2017-2020 гг. Текущий год стал заключительной фазой первого периода программы. Однако вопрос о том, наступит ли второй период «Жилище» (2016-2020) пока остаётся открытым.

Среди приоритетных задач федерального проекта выделяют таких 2 пункта:

1) сформировать жилой фонд эконом-класса;

2) стимулировать рождаемость в регионах.

Постановление № 1050 предусматривает возведение жилых объектов рядом с развитой инфраструктурой, а также на участках, которые предназначены для городских застроек. Основной целью бюджетного строительства является активное насыщение рынка недвижимости комфортным жильём по доступной цене . Стоит отметить, что данная социальная программа начала своё существование ещё в 2002 году. Только спустя 8 лет, доказав свою целесообразность, она была продлена. За это время было:

  • увеличено объём строительства и количества частного жилья;
  • решено более 287 000 жилищных проблем для семейных пар;
  • разработано концепции интенсивного развития ипотечного кредитования.

Что же касается первого периода программы (2010-2015), здесь Минстрой поставил более амбициозные задачи. Данный проект предусматривал улучшение бытовых условий и обеспечения жилой площадью до 247 тыс. участников. Как показывает результат, более 300 семейных пар уже приобрели себе недвижимость. В этом году государственное финансирование на материальную помощь было увеличено на 41 % и предусмотрено на 47 тыс. семей.

Ключевые особенности программы

  • создание экономичного, экологического и энергоэффективного жилья для отдельных категорий граждан РФ;
  • массовое обеспечение недвижимостью этих категории граждан;
  • модернизация коммунальной инфраструктуры;
  • обеспечение гособязательств перед определёнными категориями граждан;
  • стимуляция региональных программ, касающихся строительства жилья.

В начале года президент РФ поручил департаменту финансов Минстроя доработать программу «Жилище» на 2016-2020 годы. Позже новая редакция проекта была внесена и согласована в Правительство РФ. В настоящее время этот документ ещё не утверждён. Директор департамента Владимир Мешков заявил, что указанная редакция программы предусматривает 5 подпрограмм:

  • стимулировать программу жилищного строительства;
  • обеспечить жильём как можно больше молодых семей;
  • модернизировать коммунальную инфраструктуру.

Также чиновник отметил, что финансирование по модернизации объектов к/и в рамках проекта не снизится.

Условия участия в программе

Требования к кандидатам были утверждены ещё в 2010 году и остались прежними:

  • регистрироваться могут люди, которые живут в стесненных условиях (до 15 кв.м площади на человека). Также это касается и граждан, нуждающихся в улучшении бытовых условий по причине непригодности их жилья;
  • для собственников квартир государственная помощь не предусмотрена;
  • установленное ограничение по возрасту – до 35 лет;
  • наличие российского гражданства;
  • ежемесячный заработок соответствует следующим цифрам: бюджет бездетной пары составляет 21 621 руб., а сумма дотаций – 30 % от стоимости жилья; родителям с одним ребёнком необходимо зарабатывать не менее 32 510 руб.; в семьях с 2 детьми ежемесячная прибыль должна составлять 43 350 руб.;
  • в неполной семье родитель может подать заявку на выплату субсидий.

Категории граждан, которые нуждаются в обеспечении жильём, установлены в статье 51 Жилищного кодекса РФ. Для участия в программе россияне, подпадающие под определённую категорию, должны обратиться в районную или же городскую администрацию к своему жилищному инспектору. Специалисты госадминистрации предоставят вам всю необходимую информацию, касающуюся реализации субсидий. Законодательством России установлены следующие нормативы, предусматривающие обеспечение жильём:

  • семьи, состоящие из 2 человек – 42 кв.м;
  • одинокие граждане – 33 кв.м;
  • семьи с детьми (3-х и более чел.) – 18 кв.м на человека.

Данная программа действует по всей территории РФ. В апреле 2014 года Правительство приняло Постановление № 323, в котором было внесено ряд поправок, касающихся участия в программе в 2016 году. В новой редакции были исключены следующие возможности:

  • погашение кредитных долгов;
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счёт субсидированного капитала.

Эти поправки не одобрили будущие участники, которые не успели зарегистрироваться в программе. А вот все остальные пункты остались без изменений. Стоит отметить, несмотря на то, что ранее Президент страны поручил Минстрою РФ рассмотреть вопрос о продлении этой программы, информация о его решении отсутствует до сих пор. Будет ли продлён этот проект, неизвестно. Остаётся только ждать окончательного решения Правительства России.