Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Госпожа Безопасность. Занятие по ОБЖ для детей старшей группы (5—6 лет) «Путешествие в страну безопасности Занятия в старшей группе детского сада обж

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Приключение по основам безопасности жизнедеятельности с дядей Федором»

Котько Наталья Андреевна, воспитатель МБДОУ № 151, г.Кемерово
Пояснительная записка. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведения и дома и на улице, и в быту.
Цель: формировать навыки безопасного поведения.
Задачи:
1.Закрепить представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
2.Закрепить полученные детьми знания о знаках, объяснить их связь с безопасностью участников уличного движения.
3.Стимулировать развитие мышления и речи. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.
4.Развивать наблюдательность, а также зрительное и слуховое внимание.
5.Способствовать развитию познавательного интереса.
6.Совершенствовать координацию движений, помощь в снятие мышечного напряжения.
7.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия.
Предварительная работа:
Работа с наглядными материалами;
Работа со знаками дорожного движения;
Дидактическая игра «Дорожная азбука»;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо. Вот оно, смотрите на конверте нарисован мальчик. Вызнаете этого мальчика? Верно, ребята, это дядя Федор, а где живет дядя Федор? Верно, в деревне Простоквашино. Видимо, письмо нам он написал, ну давайте прочтем и все узнаем. Читают письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Мне очень нужна ваша помощь. У нас в деревне решили новый микрорайон построить, больших домов пятиэтажных настроили, скоростную дорогу провели, как в городе. Я и мои друзья решили осмотреть новый микрорайон, да там на разных остановках и потерялись, чтобы нам вместе встретиться, нужно на вопросы разные ответить, а у нас без вас, ребята, никак не получается. Поэтому, обращаемся к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, мне с друзьями встретиться.» Ну что, ребята, поможем дяде Федору и его друзьям. Тогда, давайте возьмемся за руки, чтобы образовать круг и поехали:
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
Воспитатель: Давайте сойдем с автобуса и присядем на стульчики.
ОСТАНОВКА 1. «Маленького огонька».
Воспитатель: А поджидает нас на этой остановке кот Матроскин,

Который потерялся здесь потому, что очень любит тепло и теплую печку, а про огонь он, оказывается, ничего не знает. Когда он услышал название остановки, он так растерялся, что теперь не может вспомнить, как ему найти дядю Федора. Чтобы к Матроскину вернулась память, мы должны ему рассказать, что мы знаем про огонь. А начнем мы с того, что у огня два лица – доброе и злое. А потому так, что, когда мы говорим про огонь, мы представляем теплую печку, теплую комнату, горячие пироги, яркий костер, праздничный фейерверк, но помимо этого мы можем представить и пожар, и много бед из-за него. Огонь подчиняется только взрослым, которые знают, что ему приказать. Скажут:
- Зажги газ! – Он зажжет.
- Затопи печь! – Он затопит.
- Разожги костер! – Он разожжет.
А детей огонь не слушает. Зажигалкой, а также горячей спичкой или свечой можно обжечь палец, подпалить волосы. Итак, ребята, давайте рассмотрим ситуации, в которых участвуют дети (рассматривают сюжетные карточки).








А начинается все с крошечной беспомощной искорки, которая, когда подкрепится (бумагой, берестой, сухой травой, стружками, дровами, углем, бензином, газом) превращается в бойкого огонька, который прыгает всюду в поисках еды и растет, растет, превращаясь в огонь, у которого большой аппетит, он с треском пожирает все на пути и начинается пожар. Ребята, а какие приборы могут вызвать пожар? Кухонная плита, телевизор, компьютер, фен, утюг, обогреватель, электрический чайник, электророзетки. Этими приборами без взрослых пользоваться нельзя.
Воспитатель: Ну вот, мы все рассказали Матроскину про огонь: что играть с огнем нельзя, какими приборами без взрослых пользоваться нельзя и что огонь подчиняется только взрослым, думаю, что теперь Матроскин с легкостью доберется до дяди Федора, а нам пора двигаться к следующей остановке.
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
ОСТАНОВКА 2. «Перекрёсток ВСЕЗНАЙКА».
Воспитатель: А вот и пес Шарик,

Который на этой остановке потерялся, а потерялся он, ребята, потому, что не знает правила дорожного движения. Давайте, ребята, вспомним об известных правилах безопасности на дороге.
- На дороге нельзя играть.



- Переходить улицу можно только по пешеходному переходу.


-Водители едут по проезжей части, пешеходы ходят по тротуару, велосипедисты передвигаются по велосипедной дорожке.


- Знаки используют водители и пешеходы.


Ребята, чтобы нам помочь Шарику, мы должны рассказать ему про знаки дорожного движения. Каждый возьмет карточку со знаком, присядет на свое место и каждый расскажет, что означает этот знак.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»


Каждый ребенок берет карточку со знаком дорожного движения, называет знак и что он обозначает.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила Шарику рассказали, теперь он без труда найдет дорогу к дяде Федору. А нам нужно отправляться к следующей остановке:
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!

ОСТАНОВКА 3. «Улица непонятных теней».
Воспитатель: Поджидает нас на этой остановке почтальон Печкин,

А заблудился он здесь, т.к. очень любит поговорить, и разговаривает со всеми встречными людьми и совершенно не знает, что это может привести к беде, потому что в общении с незнакомыми людьми нужно быть осторожными, а почему, мы ему сейчас расскажем.
Давайте рассмотрим ситуации с незнакомыми людьми (рассматривают сюжетные карточки)





Воспитатель: Итак, ребята, с незнакомыми людьми мы не должны:
- разговаривать,
- брать у них какие любо вещи, игрушки или еду,
- садиться к незнакомцам в машину,
- ходить с ними куда либо,
- и вообще должны быть предельно внимательны.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли всем друзьям дяди Федора, они снова все вместе. И мы можем отправляться в наш детский сад. Ну что поехали:
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
Давайте сойдем с автобуса, присядем на стульчики.

Воспитатель: ребята, а здесь нас ждет новое письмо и, смотрите, на письме снова нарисован дядя Федор, давайте прочтем. Читают письмо: «Добрый день, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Вы сегодня были такие молодцы, очень помогли мне и моим друзьям. И за то, что вы такие умные, смелые, добрые ребята, я и мои друзья хотим подарить вам пламенные сердца, что бы вы не забывали нашего приключения, и были такими же добрыми по отношению друг к другу и помогали друг другу в сложных ситуациях. Спасибо за помощь, ребята, и до новых встреч!»

Конспект ОД в старшей группе на тему:«Путешествие в страну «Безопасность».

Использование здоровьесберегающих технологий.
Форма организации подгрупповая.
Задачи приоритетной образовательной области: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
-физическое развитие;
-речевое развитие.
Цель: учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Закреплять знания детей о том к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о том, что главное в жизни человека это здоровье. Закрепить знания о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными», наносящих ущерб человеку, о навыках действия в экстремальных условиях.
Развивающие: развивать умение находить решение в сложных ситуациях, применять элементарные приемы оказания первой медицинской помощи.
Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Оборудование: дидактический материал «ОБЖ», демонстрационный материал «если малыш поранился», жгуты, дуга, канат, кегли, куклы.

Ход ОД:

Ребята, сегодня к нам в группу пришел необычный гость – Незнайка. Он очень хочет, чтобы его приняли в детский сад, он для этого уже научился считать, и даже выучил буквы, но его все равно не берут в детский сад, а знает почему? Потому, что он не знает правила безопасности, он не знает, как нужно вести себя в опасных ситуациях и поэтому он пришел к нам в группу – он просит нас рассказать ему правила безопасности. И поэтому я предлагаю вам сегодня отправится в путешествие в необычную страну – страну «Безопасности». Ну что отправляемся в путь? На чем предлагаете поехать? Я предлагаю поехать на автобусе. Слава расскажи нам, пожалуйста, правила поведения в общественном транспорте, ведь и здесь нам пригодятся правила безопасности. (рассказ ребенка) Итак, отправляемся в путь. Первая остановка: Пожар.
Игра «Доскажи словечко»
(В эту игру будут играть половина детей, а остальные получат задание по плакату, будут готовится рассказать, что нужно сделать если в доме начался пожар)
1. Упал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой).
2. Раскалился если вдруг
Электрический утюг
Что должны вы делать, детки?
Вынуть вилку из… (розетки)
3. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу спички… (отобрать)
4. Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить,

О пожаре… (сообщить)
5. Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен,
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем)
6. Если хочешь ты гулять,
Вскачь не надо убегать,
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил… (проверь)
Молодцы, отлично справились с заданием. А теперь давайте послушаем, что нам расскажут дети про пожар. (рассказ детей).
Отлично, молодцы!
Воспитатель: А теперь перед вами карточки: 01, 02, 03,04. Слушайте задание: «После сигнала показать карточку с номером телефона, по которому надо вызвать пожарную команду, если в доме начнется пожар. Молодцы!
Итак, запомните.
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Если к вам пришла беда –
Позвони скорей туда.
Если нету телефона –
Позови людей с балкона.
Давайте попросим Ваню и Вову показать нам как они в случае пожара будут звать людей с балкона. (Дети показывают)
Хорошо, молодцы. Я думаю, что наш гость Незнайка, хорошо запомнил правила поведения во время пожара, но самое главное он запомнил, что лучше пожар не тушить, а его предотвратить!
А нам пора в путь нас ждет следующая остановка «Безопасность в доме»
В каждом доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и даже жизни человека, если с ними не правильно обращаться. Назовите домашние предметы, которые можно назвать опасными.
А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
(Одна половина детей играет, а другие выбирают из различных вещей, вещи которые опасны, с которыми нельзя играть).
1.Дома острые ножи
Ты на полку…(положи)
2.Если ножницы достал,
Убери, откуда…(взял).
3.Не раскидывай иголки,
Убери их все на…(полку)
-Незнайка, если выполнять все эти правила, то: «Ни девочки, ни мальчики не порежут свои…(пальчики).
-Представьте, что вы со своим другом, пока мама и папа на работе, решили выпить чаю, вдруг ваш друг нечаянно взялся рукой за горячий чайник и сильно обжег руку. Рука покраснела, и ребенок стал горько плакать. Скорее бегите к аптечке, ему надо помочь, но чем? (дети показывают, чем именно они помогут другу.) Вы оказали первую помощь, а теперь надо вызвать скорую помощь. Перед вами номера телефонов: 01, 02, 03, 04., покажите по какому номеру вы это сделаете.
-Молодцы, все отлично справились с заданием, Незнайка, ты запомнил какой номер нужно набрать на телефоне чтобы вызвать скорую помощь? Да!
Ребята, смотрите здесь развешены картины, с различными опасными ситуациями, посмотрите на них внимательно, кто сможет рассказать Незнайке, что нужно делать в этих ситуациях? (Дети по одному рассказывают по картинам). Молодцы! Незнайка ты запомнил!
А сейчас мы с вами разделимся на две команды и поиграем в игру: «Отнеси лекарство другу»
-Представьте, что ваш друг заболел и не может сам сходить в аптеку, но живет он далеко, туда никакой городской транспорт не ходит. Чтобы до него добраться, нужно перепрыгнуть через канаву(жгуты), пролезть через тоннель (дуга), пройти по узкому мостику (канат), перепрыгнуть через большие кочки (кубики). Чья команда быстрее справится с задачей? (У каждого ребенка по кегле – флакон с лекарством, на стульях кукла – друг, которому это лекарство надо доставить.)
-Молодцы ребята, Незнайка, я думаю, что в этом задании победила дружба, так как все ребята старались как можно быстрее вылечить своего ДРУГА. А это значит, что наши ребята отличные товарищи и друзья, так как всем известно, что друг познается в беде.
-Незнайка, в жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить или даже убить человека. Сейчас мы посмотрим умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.
Я задам вам вопросы, а вы сначала подумайте хорошо, а потом отвечайте:
-Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, что ты будешь делать?
-Если дома нет телефона, что ты будешь делать? (Показывают, как и что они будут кричать из окна или с балкона, как звать на помощь)
-Ты один дома, зазвонил телефон:«Здравствуй! Куда я попала, чья это квартира? Как тебя зовут? Ты один дома?» Что ты ответишь?
-Молодцы, справились с заданием. А сейчас Никита прочитает нам стихотворение про безопасность в доме.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник так хитер!
Притворится, что монтер,
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Спасатели» и узнаем, знаете ли вы, как нужно оказывать первую медицинскую помощь в случае травмы. Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (выбирают детей). Во время пожара вы пострадали. Назовите, какие у вас могут быть травмы? (ответы детей).
Воспитатель: Кто хочет быть спасателем? (выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из пожара, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.
Дети играют, выполняя нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.
В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры и дать оценку действиям детей.
Воспитатель: Ребята, очень важно знать, что делать в опасных ситуациях, и я надеюсь, если вдруг случится такая ситуация, что вы не растеряетесь сами, успокоите и поможете другим. Знания, которые вы получили на занятии, помогут вам в этом.


Также, осуществляя проектирование игрового урока, педагогу необходимо учитывать следующие факторы: возраст детей, развитие их умственных и физических способностей, особенности протекания познавательных процессов, сплоченность детского коллектива, материально-технические возможности учебного заведения.

Ниже приводятся примеры уроков, проводимых в форме игры.

Урок-игра для учащихся 5 классов «Пожару - нет!»

Цели: закрепление знаний учащихся по вопросам пожарной безопасности; развитие умения анализировать.

Оборудование: медицинская аптечка, огнетушитель, плакаты противопожарной тематики, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, видеомагнитофон, телевизор.

Все участники игры делятся на 3-4 группы, за каждый правильный ответ группа получает по 2 балла.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели урока.

Учащимся демонстрируется фрагмент видеофильма о пожарах, после которого обозначается цель урока.

2. Игра.

2.1. «Без отгадки не загадка».

Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:

1) Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
2) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
3) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)
4) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)
5) Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым.)
6) Черный дым валит в окно - очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)
7) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая... (Спичка.)
8) На полу ковер зажег, выпав на пол... (Уголек.)

2.2. «В чем причина?»

Каждая команда называет основные причины возникновения пожаров в жилых домах, общественных зданиях, на улице, на природе (за каждую названную причину команда получает один балл). Основные причины:

Неисправность газового и печного оборудования;
нарушение правил эксплуатации газового и печного оборудования, электроприборов;
неисправность электрооборудования;
неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
молния;
нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ;
шалости с огнем, горючими и взрывоопасными веществами;
нарушения правил безопасного поведения в здании (брошенный окурок, непотушенная спичка);
нарушение правил поведения на природе (оставленный без присмотра костер, брошенный окурок);
обрыв линии электропередачи;
прорыв трубопровода (нефте-, газопровода);
стихийные бедствия (извержение вулкана, торфяной и лесной пожар).

2.3. «Немного творчества».

Командам необходимо выполнить рисунок, иллюстрирующий одну из причин возникновения пожара (время выполнения 5 минут).

В это время можно провести игру со зрителями. Зрителям необходимо назвать основные средства пожаротушения, а также службы, участвующие в ликвидации пожаров и их последствий.

2.4. «Есть проблема».

Участникам игры предлагают ситуации, в которых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку поступкам героев, прогнозируют возможное развитие событий .

1) Оставшись один дома, одиннадцатилетний Коля решил проверить исправность электроприборов. В розетки одного удлинителя он включил обогреватель, электрофен, магнитофон, телевизор и видеомагнитофон.
2) Во время просмотра телепередачи находящийся один дома семилетний Павел почувствовал запах паленой проводки. Он принял решение сходить за знакомыми, живущими в соседнем доме.
3) После уборки территории школы ребята решили сжечь на костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
4) Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала последние новости. Забыв про телевизор, девочки побежали гулять.

2.5. «Ситуация».

Каждой команде предстоит обыграть чрезвычайную ситуацию, в которой может оказаться любой человек. Участники демонстрируют действия, необходимые для ее ликвидации.

Ситуации:

1) загорелся телевизор;
2) воспламенилось белье под утюгом на гладильной доске;
3) пострадавший находится под завалом в задымленном помещении;
4) возник пожар в общественном транспорте.

2.6. «Маленькие Айболиты».

Участники демонстрируют навыки оказания первой помощи пострадавшему при пожаре. У «пострадавшего» может быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное кровотечение.

В заключение заранее подготовленные учащиеся исполняют песню (на мотив песни из мультфильма «Лето кота Леопольда»), показывающую важность соблюдения правил пожарной безопасности.

Ты с огнем, дружок, осторожней будь. С ним ты не шути, кроха! Делать будешь так - будет хорошо, А когда наоборот - плохо.

Ты в лесу костер забросай землей, Не давай огню воли. Ветер налетит, и тогда костер Может, кроха, привести к боли.

Мудрость есть одна: спички не игра - Это все должны помнить. Если вдруг беда, «01» звони, И придет желанная помощь.

Урок-игра для учащихся 5 классов «Азы безопасности - 5»

Цели: систематизация знаний по ОБЖ, развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету.

Оборудование: пронумерованные карточки с вопросами и соответствующие им карточки с рисунками.

К уроку, который проводится в конце учебного года, необходимо подготовить карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, номеров телефонов экстренных служб, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций, содействия сохранению здоровья. Отдельно готовятся карточки с вопросами. Номера карточек с вопросами и соответствующими им рисунками должны быть одинаковыми.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на 3-4 команды, каждая получает одинаковое количество карточек с рисунками. Ведущим может быть как учитель, так и один из учащихся.

2. Игра.

Ведущий зачитывает вопрос с карточки, не называя ее номер. Игроки должны определить, к рисунку с каким номером он относится, описать его сюжет, сформулировать основные правила поведения (пользования), определить первоочередные действия (составить план), возможные последствия развития события.

Таблица 1. Примерное содержание карточек


№ карточки Вопрос Рисунок
1 Ситуация, возникающая при неосторожном обращении с газовой плитой
2 Опасность на пляже
3 Главная опасность дорог
4 Телефон пожарной службы МЧС России
5 Из-за его поломки может произойти затопление жилища
6 Средство индивидуальной защиты органов дыхания
7 По этому телефону необходимо звонить в случае криминальной опасности
8 Одно из средств спасения на воде
9 Нарушение правил поведения в поезде, которое может привести к тяжелым последствиям
10 Электроприбор, используемый для обогрева жилища
11 По этой лестнице можно покинуть здание в случае возникновения в нем пожара
12 Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты
13 Взрывоопасный баллон, который нельзя хранить дома
14 Средство пожаротушения, которое должно быть в каждом здании и в каждом транспортном средстве
15 Медикаменты и медицинские средства, которые должны быть в каждом автомобиле
16 Опасности парка отдыха
17 Ситуация криминального характера в жилище
18 Не знаешь дна - не прыгай в воду!
19 Электроприбор, перед которым люди готовы сидеть до глубокой ночи
20 Пересечение автомобильной дороги с железнодорожным полотном
21 Их используют при зажигании конфорки кухонной плиты или дров в печи
22 Запах чувствуя в квартире, позвоните...
23 Инструмент, используемый для выполнения хозяйственных работ
24 Предмет кухонной утвари, в котором кипятят воду
25 Опасность зимних водоемов
26 Телефон скорой медицинской помощи
27 Природное явление, при котором возможно разрушение зданий
28 Неосторожное обращение с печным отоплением
29 Автоматический регулировщик на дорогах
30 Нарушение правил содержания домашних животных
31 Нарушение правил поведения в метрополитене
32 Министерство, занимающееся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций
33 Транспортное средство, которое нужно обходить спереди
34 Рядом с этою трубой не купайся, дорогой
35 Электроприбор, при обращении с которым нередки ожоги
36 Средства, используемые для остановки кровотечений

3. Подведение итогов.

— закреплять умение ориентироваться в экстремальных ситуациях;

— развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, навыки коллективного взаимодействия;

— воспитывать бережное отношение к своему здоровью и безопасности окружающих.

Материал и оборудование к занятию по ОБЖ: «автобус» из стульчиков, детские костюмы пожарных, макет горящего дома, вёдра с песком и водой, детские лопата, огнетушитель, пожарный рукав, игрушечная пожарная машина, сухие ветки, бумага, утюг, спички, металлический поднос, аквариум, парафиновые свечи, ёмкости с водой и песком, стеклянная колба, аудио- запись «Треск огня», микрофон.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, скажите, пожалуйста, что такое безопасность? (Когда твоей жизни ничто не угрожает, когда вокруг всё спокойно, когда нет пожаров и т.д.) Правильно! Давайте вспомним с вами правила безопасности. А чтобы их вспомнить отправимся в увлекательное и полезное путешествие по стране безопасности. Приглашаю вас пройти в «автобус» и занять свои места. (Воспитатель и дети занимают свои места. Раздаётся телефонный звонок, а затем звучит текст, записанный на диктофон.)

Незнайка. Алло, алло, это детский сад? Это ребята старшей группы? Наконец-то я до вас дозвонился. Привет, ребята! Это я Незнайка. У меня тут такое, такое произошло! Срочно требуется ваша помощь!

В. Не беспокойся, Незнайка. Ты лучше расскажи, что у тебя случилось? Как мы можем тебе помочь?

Незнайка. Хорошо, расскажу всё по порядку, ну а вы сами подумайте, чем мне подсобить. Вчера у себя дома под столом я решил развести костёр, чтобы согреться. Но он, этот огонь, оказался таким прыгучим! Сперва он перепрыгнул на скатерть, после этого на шторы и… начался пожар! Приехали пожарные. Но им пришлось потрудиться, чтобы меня найти: ведь я умный - от этого огня я в шкафу спрятался! А вредные пожарники, когда меня нашли, то сказали мне, что я не знаю каких-то правил пожарной безопасности! А чего это за правила такие, я на самом деле не знаю. Ребята, может быть вы мне сможете помочь с этим разобраться?

В. Ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей.) Не волнуйся, Незнайка, расскажем тебе о правилах пожарной безопасности. Кстати, мы с ребятами сейчас едем в страну безопасности, и то, что там увидим, запишем на диск и пришлём его тебе по почте.

Незнайка. Ой, спасибо вам! Я буду ждать от вас письма. До свидания!

В. Ребята, а какие правила пожарной безопасности нарушил Незнайка? (Ответы детей.) Молодцы, правильно. Детям ни в коем случае нельзя брать в руки спички или зажигалки, играть с огнём дома и на улице, прятаться во время пожара. Вот мы и приехали. Наша первая остановка - «Экспериментальная лаборатория».

Здесь мы с вами будем проводить эксперименты. Как вы думаете, какие? (Дети рассматривают материал и отвечают.) Мы проведём несколько экспериментов с огнём, поэтому будем очень и очень осторожны.

(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.)

Когда мы зажгли свечи, что увидели? (Огоньки). Он яркие, красивые, так и привлекают к себе внимание. Как вы считаете, можно ли к ним прикоснуться? (Нет.) Объясните, почему? (Можно обжечься, а если свеча упадёт на пол или ковёр, то может возникнуть пожар.)

На самом деле, огонь - стихия яркая и привлекательная, но очень опасная.

Эксперимент первый

В. Если огонь становится слишком опасным, то как может с ним справиться человек? (Его нужно потушить.) Чего очень боится огонь? (Воды, снега, земли.) Теперь давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории есть разный материал, которым можно пользоваться при тушении огня. Что это? (Ответы детей.) Проведём такой опыт: на горящую свечу прольём немного воды. Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды.)

Эксперимент второй.

Аналогичный опыт проводятся с песком.

Эксперимент третий.

В. А теперь проведем последний опыт. Горящую свечу плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнём? (Он гаснет.) Почему наш огонёк через некоторое время погас? Я вам подскажу: без воздуха огонь не может гореть. Если доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Поэтому пожар, который только начинается, можно потушить, если набросить на пламя плотную ткань.

После проведения опытов воспитатель задаёт вопросы: Чем можно тушить пожар? Что нужно делать, если пожар всё-таки случился? (Следует позвать взрослых, позвонить в пожарную службу по номеру «101» и уходить из квартиры.)

В. На этом наша работа в лаборатории закончена.

В. А теперь продолжим наш путь. (Все занимают места в «автобусе».) Пока мы будем ехать, предлагаю игру «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав те, которые относятся к пожару, хлопните в ладоши. (Называет слова: торт, пила, пожарный, пакет, огнетушитель, стул, дверь, пожарный рукав, мяч, огонь, коробка, спички.)

Наша следующая остановка - «Музей пожарной безопасности».

Дети проходят в музей безопасности, выбирают 2-х экскурсоводов, которые знакомят посетителей с его объектами.)

1-й экскурсовод. Здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре (рассказывает о том, что на них изображено.)

В. Ребята, если мы будем соблюдать все эти правила, то с нами никогда не случится беда.

2-й экскурсовод. В нашем музее находятся также различные игры, игрушки, атрибуты. Здесь можно поиграть в пожарных. Сейчас мы расскажем о костюмах пожарных.

В. А нам можно их примерить?

Дети примеряют костюмы пожарных, «экскурсоводы» рассказывают о них.)

1-экскурсовод. Этот костюм белого цвета. Он не горит, не промокает, такая ткань защищает от огня. В этом костюме можно войти в горящий дом и спасти людей.

2-экскурсовод. Этот костюм красного цвета, потому что красный - цвет огня, с которым сражаются пожарные, а ещё в красный цвет окрашена пожарная машина, чтобы её было видно издалека.

1-экскурсовод. Этот костюм жёлтого цвета. Его одевают для спасения, когда спасают людей и животных, которым угрожает опасность.

В. Много интересного мы узнали в музее. Ребята, давайте поблагодарим наших экскурсоводов и продолжим путешествие. (Приглашает детей в автобус.)

Игровая ситуация «Дом в огне».

Слышится звукозапись «Треск огня». Воспитатель обращает на это внимание детей и предлагает подумать, на что похож этот звук. Дети высказывают предположения.

В. Наверное, где-то горит дом. Давайте выйдем из «автобуса» и поможем потушить пожар.

Ребята, а кто профессионально и умело помогает людям справиться с пожаром? (Пожарные.) Дети, кто из вас может стать пожарным? (Предлагает детям самим выбрать пожарных из числа товарищей.). Почему выбрали именно этих детей? (Объясняют причину выбора.) Прежде чем приступить к тушению пожара, надо надеть специальную форму пожарного. (Дети-пожарные надевают костюмы. В это время остальные дети предлагают пожарным предметы и средства, которые имеются для тушения пожара. Ребята-пожарные имитируют тушение пожара.)

В. Молодцы, ребята, вы быстро справились с огнём. А какие предметы остались неиспользованными? (Бумага, сухие листья и т.д.) Почему? (Если бросить эти предметы в огонь, то он разгорится ещё сильнее.)

Наше путешествие по стране безопасности закончено, мы возвращаемся в детский сад.

Дети садятся в «автобус» и поют «Марш юных пожарных».

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей.)

Игра «Цепочка пожеланий».

В. Ребята, давайте обратимся к Незнайке со своими пожеланиями. Они должны касаться выполнения правил пожарной безопасности. Ведь вы же знаете, что всё наше путешествие записывалось на видео. Чтобы запись пожеланий получилась громкой и чёткой, будем говорить в микрофон.

Дети выполняют правила пожарной безопасности.

Программное содержание:

1. Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;

2. Развивать способность делать выводы;

3. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах

4. Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом»

Ход занятия:

Письмо от Феи сказок.

Я, сегодня поучила письмо, написано ребятам нашей группы, прочтем?

«Здравствуйте ребята, я знаю вы любите сказки. В моей сказочной стране многие герои попадают в беду, потому что не знают как правильно себя вести! Научите их! Ключик я вам посылаю! Фея сказок. »

Ну что поможем сказочным героям?

А, вот и ключик. Только злая колдунья, его заколдовала, для того, чтобы его расколдовать нужно отгадать название сказки, где герои попали в беду, не зная как себя вести. За правильный ответ вы получите деталь ключика и сможете его расколдовать. (Силуэт ключика разрезан на 6 частей, дети должны собрать его)

· Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. («Колобок»)

· В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)

· Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)

· А этот герой поверил обманщикам коту Бразилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»)

· Героине этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. («Красная Шапочка»)

· А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. («Гуси – лебеди»)

Молодцы! Теперь у нас есть ключик от сказочной страны и мы можем туда попасть: «1, 2 – покружись, в стране сказок очутись»

В сказочной стране нас солнышко встречает.

Зрительная гимнастика

Солнышко с тучками в прятки играло,

Солнышко тучки – летучки считало (круговые вращения глазами)

Серые тучки, черные тучки (влево – вправо)

Легких 2 штучки (вверх, тяжелых 2 штучки (вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза)

Солнце на небе во всю засияло (поморгать)

Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Кошкин дом»

Вы узнали эту сказку? Как называется?

Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом)

Как вы думаете почему? (У кошки были гости, они веселились, оставили дверцу печи открытой, огонь попал на ковер прожег его, пополз по занавескам и возник пожар)

Кто помнит отрывок из этой сказки? (… рассказывает отрывок: «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила, бежит курочка с ведром, а собачка с помелом)

Кошка выскочила, глаза выпучила, почему? (Она растерялась, испугалась)

А кто не растерялся? (Курица, она взяла ведро воды заливать пожар)

А можно ли еще чем – то затушить огонь? (Можно засыпать песком, землей)

А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар? (Позвонить по телефону 01, 112 и вызвать пожарных)

И что не забыть сказать? (Назвать точно адрес, где и что горит)

Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Собери пазл». Сейчас вы разделитесь на команды и соберёте номера телефонов экстренных служб. (Собирают номера телефонов 01, 112, 02, 03, 04).

Отлично у вас все получилось. Отправляемся дальше?

Следующее задание «Отгадай загадку»

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (пылесос)

Я не хвастая скажу:

Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые –

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые –

Весёлые и гладкие!

Значит, я надёжный друг,

Электрический … (утюг)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (холодильник)

Дома печка у меня

Дров не просит и огня,

Не дымит и не коптит –

Тихо в уголке стоит.

Это печка не простая,

Ею очень дорожу.

Сразу в печь ее включаю,

Как в холодный дом вхожу.

Обогреть готов весь дом

Электрическим теплом!

Это верный мой приятель,

Электро… (обогреватель)

А вот этот так похож

На пропеллер самолета.

Не летает? – ну и что ж!

У него своя работа.

Свой мотор ни на мгновенье

Он крутить не устает,

В жарком, душном помещенье

Свежий ветер создает! (вентилятор)

А она бельё стирает,
В быту очень помогает,
Сама воду наливает,
Постирает,выливает.
Прополощет,отожмёт,
Время тикает,идёт,
Лишь программу ей задай,
Порошка для стирки дай.
Вот такая,брат,картина,
Это-... (Стиральная машина.)

Этот электроприбор

Не видал я до сих пор.

В нем согреется еда

Без особого труда.

Он готовит вкусно очень

И не долго, между прочим.

Нравится мне новая

Печь …. (микроволновая)

Может жарить, может печь,

Щи и вкусный борщ сварить,

Может чайник вскипятить.

В кухни главная она,

Словно воздух нам нужна.

Обойдемся я и ты

Как без электро… (плиты)

Хоть вместо сердца в нём мотор,
Но он – не бессердечный.
Да, с ним ворчливый разговор,
Но друг он – безупречный:
Чтоб стал прекраснее Ваш лик,
Он сделает укладку,
Подсушит волосы Вам вмиг…
О ком моя загадка? (фен)

Молодцы, умеете отгадывать загадки. А как одним словом называются все эти предметы? Можете ли вы подсказать нашим героям правила обращения с электроприборами. Молодцы, отлично потрудились.

Предлагаю вам поиграть в игру «Если возник пожар» (Игра с мячом, мяч по кругу, играющий должен досказать последнее слово стихотворения)

Раз, два, три, четыре – у кого пожар в …. ? (Квартире)

Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …. ? (Утюг)

Красный отблеск побежал. Кто со спичками …. ? (Играл)

Стол и шкаф сгорела разом. Кто сушил бельё над …. ? (Газом)

Помни, каждый гражданин, этот номер …. (01)

Дым увидел – не зевай. И пожарных …. (Вызывай)

Это всем должно быть ясно, что шутить с огнём …. (Опасно)

Поиграли! Присаживайтесь на стульчики.

А вот ещё одна сказочная героиня. Узнали? (Красная Шапочка)

Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)

А вы знаете эта трагедия бы не произошла если бы Красная Шапочка и бабушка знали о личной безопасности на улице и дома. Давайте скажем какие правила безопасности нарушили Красная Шапочка и бабушка. (Красная Шапочка заговорила с волком и рассказала, где живёт её бабушка. А бабушка сказала волку как открыть дверь)

Давайте сформулируем правила личной безопасности на улице и дома.

1. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.

2. Нельзя открывать дверь если дома одни.

3. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай нет.

4. Если в дверь звонит почтальон, слесарь, врач всё равно не открывай. Преступники могут переодеться в любую форму.

Вот теперь я думаю Красная Шапочка будет поступать правильно.

В стране сказок полно волшебства, а вы хотите быть волшебниками, тогда давайте поиграем в игру:

«Волшебники»

«Кто сегодня всех красивей, кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись на волшебный стул садись»

(Дети идут по кругу, на последние слова кто – то из детей садится на стул и говорит «Я хочу чтобы вы превратились в бабочек» - дети имитируют движения бабочки)

А вот ещё одна героиня сказки, узнали? (Спящая красавица)

Что приключилось в этой сказке? (Принцесса не послушалась запрета короля, укололась веретеном и уснула вечным сном)

Давайте вспомним какие опасные предметы вы знаете? (Пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник)

Посмотрите, у меня на столе много всяких предметов. Посмотрите какими нельзя пользоваться категорически без взрослых? (Пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки)

А какими предметами можно пользоваться с осторожностью? (Нож, вилка, игла, ножницы)

Для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места.

Помогите мне их разложить.

Дети раскладывают:

Инструменты (В ящик)

Таблетки (В аптечку)

Иголки, нитки (В шкатулку)

Отлично, Настя расскажи правила пользования опасными предметами.

«Дома острые ножи,

Ты на место положи,

Не раскидывай иголки

Убери их все на полку.

Если ножницы достал

Убери откуда взял,

Тогда ни девочки

Ни мальчики, не порежут себе пальчики»

Ну вот я думаю, что наши герои теперь в безопасности – они, знают как поступать!

А нам пора в группу, в группе мы нарисуем плакат «Что можно, что нельзя» и пошлём его в сказочную страну!

-« 1, 2 покружись в нашей группе очутись! »

Ну вот мы в группе!

Вам понравилось наше путешествие? Я надеюсь, что вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили и будете их соблюдать вместе со своими родителями. Спасибо!