Что означает изображение на гербе татарстана. Государственный герб рт

Государственный герб Республики Татарстан утвержден 7 февраля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан ". (Конституция Республики Татарстан, статья 161 )

Поиски символа для герба Республики Татарстан проходили сложно. В ряде проектов предлагалось в качестве центральных атрибутов использовать изображения крылатого (летучего) змея - дракона, так называемого Зиланта , и башни Сююмбеки . Башня Сююмбеки Казанского кремля, построенного в XVI веке, является дозорной. Сооружение ее относится к концу XVII - первой половине XVIII веков, высота башни 58 метров. Крылатый змей, в свою очередь, является древнетюркским и болгарским символом. "Царь-змей" - мифологическое существо - выступал защитником слабых и символом власти и силы. Не случайно, видимо, среди татар с давних пор широко распространены поверья о змеях.

С крылатым змеем связана татарская легенда об основании Казани и ее герба. В соответствии с легендой, территорию города первоначально занимали змеи. В XVIII веке был записан более подробный вариант этой легенды, по которому крылатый змей после гибели своих сородичей перелетел на пригородный холм Джилантау, с которого долгое время наводил ужас на город, пока не был убит.

После взятия Казани русские основали на холме Джилантау монастырь, именуемый в писцовых книгах XVI века Илантовым . В писцовых книгах XVII века он стал значиться Зилантовым . Такое название за ним и сохранилось. Крылатый змей Зилант стал гербом Казани. К названию герба имеет прямое отношение и название холма. Джилантау означает "змеиная гора" . Змея и змей по-татарски имеют одно и то же наименование "елан" . В некоторых тюркских языках и наречиях "елан" звучит как "джилан" , тюркский же звук "дж " в древней Руси передавался как "з ". Выходит, Джилантау имеет еще одно значение: гора крылатого змея - Зиланта.

Русские геральдисты внесли существенные изменения в образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзенного мечом. Затем, в 1781 году ему добавили красные крылья и ноги. А в 1856 году священная "белая змея" превратилась в черного петуха со змеиным хвостом.

Депутаты не приняли изображение крылатого змея в качестве государственного символа. Причин тому несколько. Во-первых, его образ не получил достаточно широкого распространения среди волжских болгар. Зилант использовался как символ только некоторыми болгарскими племенами. Наконец, фантастическое существо обладает недобрым началом, способно убить взглядом все живое.

В ходе дискуссии о гербе свой вариант предложил кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Ш. Марджани (известный татарский историк-бытописатель XIX века) Н. Ханзафаров . Он считал, что центральное место в гербе Татарстана должен занять крылатый барс . Еще в VII веке волжские болгары использовали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства, покровитель данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость.

На боку барса изображен щит , в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры . Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.

Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Татары издавна говорили о нем как о самом священном и могущественном источнике света и жизни на земле. Красное солнце имеет не только божественное значение, но и символизирует безоблачность, непорочность и чистоту, олицетворяет доброе знамение.

Обрамляет герб по зеленому колцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, так как Республика расположена в междуречье трех крупных рек Европы: Камы, Волги, Вятки. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана (изображение тюльпана всегда преобладало в орнаменте казанских татар). Орнамент ниспадает к надписи "Татарстан", как бы переходит в нее. Круглая форма герба обозначает щит.

В таком варианте герб исполнил художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов . Так произошло возрождение древнего крылатого барса - символа независимости Республики Татарстан.

(По материалам статьи В. Сапрыкова "Крылатый барс Татарстана"
в журнале "Наука и жизнь"
#10/1994)

Современный герб Татарстана утвержден 7 февраля 1992 года. С тех пор в этот день в Республике проходят памятные мероприятия. Центральная фигура герба – крылатый барс с круглым щитом на боку и приподнятой правой лапой. Изображен он на фоне солнечного диска, обрамленного национальным татарским орнаментом, в основании которого расположена надпись "Татарстан".

Только вперед!

Крылатый барс у волжских булгар издавна считался божеством плодородия и покровителем детей. Приподнятая правая лапа – геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти, а также движение вперед. Щит означает правовую, экономическую и силовую защищенность, а украшающий его цветок астры с восемью лепестками - вечный источник жизни и долголетия.

В популярный национальный орнамент вписан тюльпан – цветок весны, символизирующий возрождение природы и страны в целом. Эмблему охватывают три золотых круга. Так автор герба художник-монументалист Риф Фахрутдинов выразил идею единства, бесконечности и стремления к совершенству.

Зилант, джилан, елан

Первый татарский символ, дошедший до нас, связан с Казанским царством - это лежащий и смотрящий назад черный дракон со стреловидными хвостом и языком. Ещё один древний татарский знак - черная сова на желтом фоне.

В 1552 году Казанское царство было присоединено к Российскому государству, а царь Иван IVпринял титул "Царь Казанский". С того времени сохранилась эмблема Казани, представляющая собой печать, в сущности повторяющую Большую печать Ивана Грозного. Это дракон-василиск (зилант) в короне.

Зилант или крылатый змей - олицетворение власти, защитник слабых, древнетюркский и болгарский персонаж.

Легенда гласит, что в стародавние времена в Казани жило множество змей, но татарский колдун с помощью магического заклинания их всех уничтожил. Спасся один зилант, улетев на гору Джилантау. Но и оттуда он не давал покоя людям, и лишь после того, как волшебник одолел и его, в городе, наконец, воцарились мир и покой. Кстати, елан, джилан и зилант на разных тюркских языках означают одно – змея.

В указе царя Алексея Михайловича от 1666 года есть такие слова "Печать Казанская, на ней в каруне василиск, крылья золото, хвост золот". С зилантом на знаменах казанские полки в составе русских войск ходили в бой вплоть до начала XIX века. А в 1856 году Александр II сделал дракона шагающим, увенчал его имперской короной, а щит окружил дубовыми листьями, перевитыми андреевской лентой, то есть всячески подчеркнул принадлежность губернии к Российской империи.

Леопард с хоругвью

В 1920 году на территории Казанской губернии была образована Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика. Ее герб, как у всех республик, повторял герб СССР. Хотя на первых порах и существовал отдельный проект, где над традиционными серпом и молотом располагался лук, а щит держали рабочий и колхозник, но он так и не был утвержден.

Прообраз же нынешнего герба с барсом можно найти в "Титулярнике" 1672 года - первом русском гербовнике, где среди прочих вариантов есть и связанная с Татарстаном эмблема князя Болгарского: шагающий с церковной хоругвью леопард.

Перестав быть советским и социалистическим, Татарстан в 90-е годы озаботился созданием собственной государственной символики. Специальная комиссия рассмотрела множество проектов. В качестве основного элемента на них предлагались башня Сююмбике, уже известный дракон, полумесяц со звездой и голова волка – тотема огузов-кыпчаков. Однако с большим перевесом голосов барс одержал победу и стал символизировать Республику Татарстан.

Как и во всех державах, автономных и территориально-административных единицах, герб и являются государственными символами. Они были разработаны и утверждены Верховным Советом Республики 7 февраля 1992 года. Детальное описание флага и герба содержится в Постановлении правительства Татарстана № 1415-XII. Эти знаки государственности также внесены под номером 377 в Геральдический регистр Российской Федерации. Закон Республики Татарстан «О государственных символах» строго регламентирует правила и порядок их использования. Что же изображено на гербе Татарстана и что этот имидж символизирует? Менялся ли он на протяжении долгой истории этого края? Давайте узнаем подробности.

Что собой представляет герб Татарстана

Он круглой, так называемой «византийской» формы. В гербе отображены основные цвета флага Татарстана: красный внизу, а сверху зеленый, разделенные между собой тонкой белой полосой. Идея геральдического изображения принадлежит доктору филологических наук Назыму Габдрахмановичу Ханзафарову, а воплотил ее известный в Татарстане мастер, член Союза художников Фахрутдинов Риф Загреевич. В центре двухцветного круга красуется крылатый белый барс на фоне красного восходящего солнца. Изображение обрамляет татарский народный орнамент, по низу которого написано «Татарстан». У крылатого зверя приподнята правая передняя лапа, на боку имеется щит в виде круглой астры с восемью лепестками.

Что означает герб Татарстана

В геральдике каждое изображение, жест, цвет имеют определенное значение, что-то символизируют. Разработчик идеи герба Татарстана Ханзафаров Н. Г. детально изучил местную мифологию. Согласно ей, восходящее солнце красного цвета означает нарождающуюся жизнь, успех, рост, счастье. А само светило в древности было языческим божеством многих восточных народов. Особого внимания заслуживает зверь на гербе Татарстана - крылатый барс. Проанализировав мифы волжских булгар, Ханзафаров открыл, что это животное символизировало божество плодородия, являлось тотемным покровителем края.

Геральдические жесты

Поза барса, движения его лапы и хвоста - все это имеет значение в геральдике. Крылья с семью перьями в каждом из них символизируют то, что сила мифического зверя распространяется как на земле, так и на небе. Изогнутый хвост означает дружелюбие, мирные помыслы, но в то же время острые зубы и когти свидетельствуют о том, что барс умеет постоять за себя и защитить тех, кому он покровительствует. Традиционным геральдическим жестом является приподнятая передняя правая лапа - он встречается во многих гербах, где фигурируют животные. Это означает хорошее начало движения, правоту верховной власти, успех на пути обновления. Круглый щит, как нетрудно догадаться, означает защищенность жителей Татарстана, а вот астра - долголетие, вечный источник жизни.

Символические цвета

Не меньшее значение, чем изображение, имеет и раскраска герба, которая дублирует национальный флаг. Зеленый цвет символизирует весну, а значит, бесконечное возрождение страны. На это указывает и тюльпан, а также которым окантован герб Татарстана. Красный цвет означает жизненную энергию, решимость и силу жителей края. Непорочная белизна присутствует в окрасе крылатого мифического животного, а также в розетке на щите. В геральдике это символ чистоты помыслов. Герб охватывают три золотых пояса, выражающие идею бесконечности, совершенствования и единства. Этот цвет в геральдике является символом богатства, процветания и красоты. Ним выполнена и надпись с названием республики.

Каким он был раньше

Что же представляли собой герб Татарстана и другие национальные символы края до распада Советского Союза? Ведь эта земля имеет древнюю историю, берущую начало еще с ханской эпохи. К сожалению, мы не знаем. Ученые могут проследить изменение геральдической символики только со времен Казанского царства, когда оно в 1552 году перешло в руки Ивана Грозного. На древнейшем гербе этого королевства был изображен лежащий черный дракон на жёлтом фоне. Василиск имел четыре лапы, пару крыльев, язык и хвост в виде стрелы, а голова его была повернута назад, словно зверь оглядывался. унаследовавший в числе прочих и титул царя Казанского, в заказал знамя с гербом. Он так описывает свою символику: «В короне василиск, золото - крылы его, хвост тоже золот». Похожее изображение мы видим и в царском титулярнике от 1672 года. Царский Змей является защитником слабых у всех тюркских народов. Поэтому этим василиском (в мифологии его имя Зилант) и был украшен герб Татарстана вплоть до упразднения Казанской губернии и образования Советского Союза. Но ученые находят и иные изображения, которые можно назвать символами Казанского царства: черную сову на золотом фоне.

Символы ТАССР

С 1920 года рабочие и крестьяне принялись и за перекраивание геральдических символов земель бывшей Российской империи. В составе РСФСР была учреждена Для этой территориально-административной единицы требовался новый герб. Он должен был отображать счастье, которым лучился местный пролетариат от новой власти. Разработчикам геральдических знаков не понравился тот, кто изображен на гербе Татарстана: какой-то Змей-Горыныч, да еще и в имперской короне - символе царизма. Было решено его переделать. На одном из проектов герба был изображен натянутый лук на фоне восходящего солнца в обрамлении колосьев. Крестьянин с косой и рабочий с киркой, изображенные внизу, должны были иллюстрировать уровень научно-технического прогресса. Но и этот невинный символ не понравился новой власти. Был учрежден проект, фактически повторяющий с той только разницей, что внизу шла надпись «Татарстан АССР». Кстати, до 1937 года этот текст был выполнен «латинкой». Когда в 1981 году страна вступила в фазу «развитого социализма», гербы всех территорий СССР дополнились в верхней части красной

7 февраля 1992 года в качестве государственного герба Татарстана был утвержден крылатый белый барс.

Почему барс?

В качестве главных символов герба Татарстана предлагали сделать башню Сююмбике, белого волка или белого барса. Однако геральдисты остановились на последнем варианте. Выбор образа был обусловлен тем, что барс - один из любимых героев сюжетов булгар, он является защитником народа и родного края. Этот символ сохранил свою популярность и в золотордынскую эпоху, проник в культуру Казанского ханства, использовался русскими геральдистами. Образ барса прочно ассоциируется с историей Волго-Камского края.

Что несет в себе герб Татарстана?

Крылатый барс с приподнятой правой лапой означает движение вперед и несет в себе воодушевление. Барс изображен на красном фоне - это солнце, которое означает доброе знамение, успех, счастье. На левом боку барса — круглый щит, т. е. защищённость жителей Татарстана.

Герб выполнен в цветах флага Татарстана - зеленый (цвет жизни, весны), белый (означает чистоту) и красный (возрождение).

Какие ранее были гербы?

Первое дошедшее до наших дней печатное изображение Казанского и Болгарского царств с коронованным драконом и барсом с поднятой лапой известно на Большой государственной печати Ивана Грозного (1577-1578 гг.).

Дальнейшая эволюция государственных символов связана с утверждением официальных гербовидных символов на полковых знаменах, которые соответствовали гербу территории дислокации полка.

В 1781 официально утвержденным гербом Казанской губернии и Казани стал змей Зилант.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Герб Республики Татарстан является государственным символом республики Татарстан Утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан № 1415-XII от 7 февраля 1992. В настоящее время правила использования Государственного герба регламентируются Законом «О государственных символах Республики Татарстан».

Описание

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет - изящество , красота , богатство земли Татарстана; зелёный цвет - зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет - зрелость , энергия , сила , жизнь , жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро , справедливость , благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс .

Исторические символы

Ханская эпоха

Символами Казанского царства были на жёлтом фоне лежащий и смотрящий назад крылатый четырёхногий чёрный дракон со стреловидными языком и хвостом, а также на жёлтом фоне чёрная сова с персями желтоватыми . В Золотой Орде двуглавый орел встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая ( -) . Позже двуглавый орел встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты , Джанибека , Узбека и Тохтамыша , широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.) .

Царская эпоха

В 1552 году Казанское царство прекратило своё существование и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к Русскому государству, а царь Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».

Древнейшая дошедшая до нас достоверная эмблема Казани - печать Казанская с Большой печати Ивана Грозного (1577 год). Эмблема представляла собой изображение дракона-василиска (зиланта) в короне. Подобный дракон изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И. М. Воротынского (1596 год), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией, под оброчной грамотой архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герасиму (1637 год), на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 год) и на других документах.

27 мая 1920 года Декретом ВЦИК на территории, выделенной из бывшей Казанской губернии и прилегающих территорий была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР (тат. Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy ).

На одном из фигурировавших проектах герба республики в красном щите, обрамленном пшеничными колосьями были изображены восходящее солнце и над ним лук, а внизу серп и молот . Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках.

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Казань Набережные Челны
Районы : Агрызский Азнакаевский Аксубаевский Актанышский Алексеевский Алькеевский Альметьевский Апастовский Арский Атнинский Бавлинский Балтасинский Бугульминский Буинский Верхнеуслонский Высокогорский Дрожжановский Елабужский Заинский Зеленодольский Кайбицкий Камско-Устьинский Кукморский Лаишевский Лениногорский Мамадышский Менделеевский Мензелинский Муслюмовский Нижнекамский Новошешминский Нурлатский Пестречинский Рыбно-Слободский Сабинский Сармановский Спасский Тетюшский Тукаевский Тюлячинский Черемшанский Чистопольский Ютазинский

Отрывок, характеризующий Герб Татарстана

– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.