Что означает черно желтый флаг. Имперские флаги что означают? Российский имперский флаг

Наряду с привычным сегодня трёхцветным флагом нашей Родины, во время различных народно-патриотических мероприятий приходится видеть и чёрно-жёлто-белые знамёна. Их вид порой вызывает недоумение: какое они имеют отношение к российской символике? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Введение нового государственного флага

Официальный государственный российский флаг, цвета и внешний вид которого были утверждёны именным Указом императора Александра II, являл собой полотнище, разделённое на три равные горизонтальные полосы. Из них верхняя была окрашена в чёрный цвет, средняя - в жёлтый или золотой, а нижняя - в белый или серебряный. В историю он вошёл под своим традиционным названием - имперский флаг России.

Следует сразу отметить, что использовать его предполагалось лишь для украшения в торжественных случаях правительственных и административных учреждений. Частные же лица, переполняемые патриотическими чувствами, обязаны были для их выражения довольствоваться традиционным бело-сине-красным стягом, известным в России уже в течение двух с лишним столетий.

Отвечает на этот вопрос в своём Указе сам император. Согласно его трактовке и установившейся традиции, цвета имперского флага России, или, как они называются в геральдике, тинктуры, объясняются следующим образом.

Несмотря на то что 11 декабря 1993 года бело-сине-красный триколор был утверждён в качестве государственного флага России, у его альтернативного варианта существует немало сторонников. Известно, например, что ряд депутатов вносил на рассмотрение Госдумы предложение об избрании символом нашей страны именно чёрно-жёлто-белого стяга.

В наши дни он не является официальным государственным флагом, но тем не менее широко используется различными монархическими, националистическими и казачьими организациями - от занимающих умеренные позиции до крайне радикальных. Популярен он и среди футбольных болельщиков.

Почему Александр II решил провести «цветовую перезагрузку» - вопрос до сих пор открытый. Существует версия, что царь после неудачной Крымской войны и бесславной кончине отца Николая I решил перетряхнуть империю и начал со смены флага. Но, на мой взгляд, все гораздо банальнее… Просто, как часто было в русской истории, однажды появился «ученый немец»…

В 1857 году у гербового отделения департамента герольдии империи появился новый начальник – Бернгард Карл (он же – Борис Васильевич) Кёне, известный нумизмат и коллекционер. Борис Васильевич, сын берлинского архивариуса, к тому моменту имел динамичную карьеру на чужбине: будучи протеже обосновавшегося в России герцога Лейхтенбергского Кёне попал в число основателей Русского археологического общества и получил должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа. Вступление в должность Кёне отметил тем, что популярно объяснил ответственным государственным лицам, что флаг у Российской империи неправильный. Все дело в комбинации цветов: согласно немецкой геральдической школе цвета флага должны соответствовать доминирующим цветам герба. А где, скажите на милость, у вас в гербе синий цвет? И действительно – где? Орел – черный, в золоте, святой Георгий – белый… Долго уговаривать государя не пришлось, и летом 1858 года Александр II подписывает судьбоносный указ:

«Описание высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в желтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе».

Депутат Госдумы от партии ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил .

В настоящее время чёрно-жёлто-белое знамя используется русскими националистическими, монархическими и патриотическими организациями, футбольными фанатами.

Имперский штандарт имел официальный статус с 1858 по 1883 годы. Считается, что под чёрно-жёлто-белым знаменем Россия ни разу не проигрывала в войнах.

Что такое имперский флаг?

Имперским флагом в просторечии именуют гербовый флаг Российской империи, утверждённый во второй половине XIX века. Бело-сине-красное знамя считалось торговым флагом, «скопированным» Петром I у голландского флота. Имперский штандарт также называли «флагом романовских цветов», «государственным флагом», «национальным флагом», «флагом гербовых цветов».

Значение флага

Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Чёрный цвет был взят с герба России, на котором изображался чёрный двуглавый орёл. Чёрный цвет символизировал величие России, самодержавие, государственную стабильность, незыблемость исторических границ и непобедимость.

Жёлтый (или золотой) цвет на гербе означал поле, над которым парил чёрный орёл. Также этот цвет символизировал духовность, устремление к нравственному совершенствованию и твёрдость духа.

Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона.

О том, кто такой Георгий Победоносец,

История флага

  • До 1858 года

Первые упоминания о флаге относятся ко временам правления императрицы Анны Иоанновны . В 1731 годув драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотыми нитями.

В 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном (а впоследствии во все праздничные дни) на зданиях стали вывешивать торжественные трёхцветные знамена; кроме того, подобную расцветку приобрела и армейская символика (орденские ленты, знамёна, а также кокарды, распространившиеся и среди гражданских чиновников).

В 1819 году появился жолнерский значок с номером батальона в полку, выполненный в виде трёх горизонтальный полос — чёрной, жёлтой, белой.

Российский имперский флаг. Фото: www.russianlook.com

  • 1858 - 1917

Официально чёрно-жёлто-белый флаг был утверждён указом императора Александра II от 11 июня 1858 года. Он был государственным символом Российской империи в течение 25 лет.

В 1883 перед коронацией Александра III императору на утверждение представили два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный. Царь выбрал из них последний, назвав его исключительно русским. После этого был издан закон, согласно которому для украшения зданий можно было использовать только бело-сине-красный стяг.

Однако чёрно-жёлто-белые флаги также вывешивали в торжественные дни, как при коронации Александра III , так и впоследствии. В итоге у России появились сразу два штандарта: чёрно-жёлто-белый и бело-сине-красный.

Для того, чтобы решить вопрос с официальным флагом империи, в преддверии коронации Николая II в апреле 1896 года созвали специальное совещание. На нём было решено, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие:

«Если для определения народных цветов России обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.

Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека что красно, то хорошо и красиво…

Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром».

В начале XX века чёрно-жёлто-белый флаг использовался российскими правоконсервативными силами, приверженцами Российской империи и императора. Черносотенцы «переворачивали» штандарт и трактовали его в соответствии с идеологией народности:

  • белый - «православие» (чистота веры);
  • жёлтый - «самодержавие» (блеск и слава царской власти);
  • чёрный - «народность» (цвет земли, к которой близок простой люд).

Во время Первой мировой войны Российскому правительству пришлось использовать бело-сине-красное знамя по причине того, что флаги государств-противников содержали в себе чёрный, жёлтый и белый (Германская и Австро-Венгерская империи), а страны-союзники, наоборот, имели на своих знаменах белый, синий и красный (США, Франция, Британская империя).

  • После 1917 года

После Февральской революции 1917 года Временное правительство назначило бело-сине-красный флаг государственным, а чёрно-жёлто-белый отменило как носитель имперского духа.

В 30- 40-е годы XX века имперский штандарт использовала крупнейшая русская белоэмигрантская антисоветская организация — Российская фашистская партия.

В конце 1980-х годов значительная часть монархистов и сторонников консервативных движений стала использовать чёрно-золото-белый флаг, противопоставляя его бело-сине-красному, который, начиная с 1988 года, стал использоваться демократическим движением.

Во время «Августовского путча» в 1991 году чёрно-жёлто-белый флаг, наряду с бело-сине-красным, использовался противниками ГКЧП.

В настоящее время под имперским знаменем зачастую встают русские монархические, националистические, патриотические организации и футбольные фанаты.


Флаг имперский — представляет собой трёхцветное полотно с горизонтально располагающимися цветами (сверху вниз) – чёрный, жёлтый и белый.

Российский императорский флаг Романовых

Имперский флаг значение цветов

Из официального описания про имперские флаги следует, что жёлтая и чёрная полосы тождественны государственному гербу (черном орлу). Белая же – серебряному всаднику, т.е. Георгию Победоносцу. Однако каждый из цветов имеет и собственное значение:

  • Чёрный цвет обозначает государственную стабильность, самодержавность, крепость государства и незыблемость его границ;
  • Жёлтый (цвет золота) является аллюзией на Византийскую Империю, в знаменах которой золотой цвет преобладал. Помимо этого смысловая нагрузка цвета в духовности и стремление к самосовершенствованию, твёрдости духа;
  • Белый (или же серебряный) цвет по смысловой нагрузке един практически для всех народов и означает чистоту и вечность. Отдельный смысл белого цвета для России связан с Георгием Победоносцем, т.е. образом бескорыстной и жертвенной борьбы за Отечество.

Отдельное внимание уделяется расположению полос, нанесенных на имперский флаг. Значение цветов расшифровывалось по-разному, в зависимости от порядка их чередования. Так, до 1858 года полосы были перевернуты.

Чёрный цвет трактовали как российский народ, основу самодержавия и православия. Белая полоса обозначала православие и церковь, а жёлтая, соответственно, государя и мощь государства. Таким образом, цвета полотнища символизировали геральдический смысл, что означает имперский флаг России: «Православие, Самодержавие, Народность» .

Почему в 1858 году данный символ был перевёрнут и нарушен традиционный цветовой порядок, до сих пор неясно. В геральдике перевернутый флаг трактуется как символ траура.

Черно-желтый-белый флаг с гербом по государственному указу получил название «Гербового народного флага».

История монархического стяга России

Появление императорского флага Романовых

Впервые монархический флаг России появился при Алексее Михайловиче – красно-сине-белый триколор использовался при строительстве корабля «Орёл». Однако активно в обиход вводить подобное знамя начал Пётр I. При нём использовался и императорский штандарт.



Имперский флаг России, использовавшийся со времён Петра I

Появление каноничного имперского изображения приходится на середину XVIII века. В годы правления Анны Иоановны сенатом издаётся указ, по котором отдельные войска (например, драгунские полки) обязаны были использовать шарфы и головные уборы, повторяющие цвета и символы, которые имел гербовый флаг Российской империи.

При Елизавете Петровне изготавливается государственный имперский флаг России. История свидетельствует, что полотнище того времени напоминало знамя: на золотом фоне располагался герб страны, а по краям шли гербы различных княжеств и земель Российской Империи.


Российский императорский флаг времен Елизаветы Петровны

Утверждение триколора в XIX веке

Чёрно-желто-белое сочетание на различных кокардах, элементах одежде и зданий всё чаще используется в XIX веке, особенно во время Отечественной войны. Чуть позднее символика стала использоваться на жолнерских значках с номерами батальонов в полку.

При Николае I цвета эти активно используются гражданскими служащими, а при Александре II начинается настоящая геральдическая реформа, признанная упорядочить государственную символику. Император изменил малый государственный герб, внёс серьёзные изменения в средний и большой герб Империи.

в этот день Александр II утвердил флаг

По сути, имперский триколор существовал и до этого, однако имела иное расположение цветов, а именно сверху вниз – белый, жёлтый, чёрный.



Кроме того, в международной торговле использовался триколор времён Петра I, который за границей и считался российским государственным символом. Фактически во второй половине XIX установилось несколько флагов. И указ императора, по которому новый имперский стяг должен был стать «флагом национальной русской кокарды» не внесли должной ясности.

Несмотря на утверждение, статуса имперский флаг так и не получил.

Потому в историографии встречаются его различные упоминания – от романовского флага до флага имперских цветов.

Современниками символика и цвета имперского флага воспринимались как правительственная и государственная в отличие от т.н. торгового флага России (бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом).

Торговый флаг мог вселять миролюбие и стремление к новому, а имперский – олицетворял собой грозность и силу, историческую судьбу и вечность. За время активного использования (1858-1883 гг.) нового варианта, Российская держава не проиграла ни одной войны, провела ряд успешных реформ, оправилась от Крымской войны.

Потому-то решение Александра III наделить официальным статусом петровский триколор вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Однако и после этого решения, имперский флаг использовался во множестве земель государства, использовался на официальных церемониях семьи императора.

Имперский флаг сегодня

В настоящее время флажки имперского окраса широко используется в националистических кругах, футбольными фанатами, иными организациями (преимущественно монархического или патриотического толка). Современные монархисты и националисты широко отмечают дату официального утверждения имперского флага (24 июня по новому стилю).

день официального утверждения имперского флага

В этой связи и в обществе флаг национализма воспринимается неоднозначно и даже подвергается «гонениям». Например, чёрно-жёлто-белый флаг с гербом является запрещённым для использования на трибунах матчей РФПЛ.

Историческая судьба флага остаётся неясной. Помимо активного использования правыми силами, он был замечен и у защитников Верховного Совета РФ. С другой стороны в 1991 году, на улицы с этим стягом выходили и противники ГКЧП.

Так, в 2014 году в Государственную Думу было подано обращение с просьбой предоставить ему особый статус. Имперский триколор — бело-сине-красный флаг с орлом активно стараются сделать официальными цветами Новоросии.

Несмотря на все противоречия и то, как трактуются цвета имперского флага России, следует признать значимость этого символа для отечественной истории. И не смотря на его активное использование правыми организациями, флаг не внесён в список экстремисткой символики.

или «пусти козлов в огород»…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году.

Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный? На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях ». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.



Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II , а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I (который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны ».

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых .

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур , это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.

Васнецов В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 год

На картине Васнецова , посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 « о расположении гербовых цветов » в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877—1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг - трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Розанов , «Ярмарка на Арбатской площади»

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный - монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».

При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.

В 1958 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год

Для примера Герб, изображенный на монетах.

Вот монеты Николаевские, 1858 года

А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло ). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:


Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне». Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:

1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;
2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;
3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного , теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;
4) Хвост. Все понятно без комментариев.

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин - 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, его внук был уже православным).


Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель , служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль ) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием - так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов - это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича . Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII ) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией . В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».

При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Что же, это еще один показательный урок - уже на государственной символике - не допускайте козлов огород…




ключевые слова -- русский вопрос, ри, флаг, геральдика, синод,