Безопасность работы на автопогрузчиках. Инструкция по охране труда для машинистов фронтальных погрузчиков Техника безопасности при движении погрузчика под уклон

Сегодня многие склады используют для работы специальное подъемно-транспортное оборудование, такое как тележки, штабелеры или погрузчики. Как известно, штабелеры и погрузчики - это техника, требующая наличия не только специальных навыков по ее управлению, но и техника, работа с которой требует строгого соблюдения техники безопасности. В противном случае, водитель погрузчика может причинить вред не только себе, но и другим сотрудникам склада, грузу или стеллажной конструкции. К сожалению, очень часто сотрудники склада пренебрегают нормами безопасности, предпочитая делать «как быстрее» и «как проще».

Практика показала, что к самым частым аварийным ситуациям относятся:

  • Наезд на сотрудников склада;
  • Опрокидывание погрузчика;
  • Получение травм водителем при перемещении груза;
  • Получение травм сотрудником склада при перемещении груза;
  • Падение водителя из кабины;
  • Падение плохо закрепленного груза и его порча;
  • Наезд на стеллажные конструкции;
  • Другие аварийные ситуации.

Чтобы не допустить возникновения опасных моментов, которые могут привести к несчастному случаю, водитель погрузчика должен пройти специализированное обучение и четко знать технику безопасности. Разрабатывая внутренний документ, регламентирующий работу водителя погрузчика, следует учесть такие разделы как действия водителя перед началом работы, действия по перемещению груза, действия по окончании работ. Какие же требования должны быть включены в данный документ?

Начало работы. Осмотр погрузчика

Перед началом работы водитель погрузчика должен пройти медицинский осмотр, переодеться в спецодежду, при необходимости надеть средства индивидуальной защиты (каска, очки, специальная обувь). После этого водитель должен произвести осмотр своего погрузчика.

Зачастую, серьезных проблем можно избежать только за счет того, что перед началом работы водитель провел тщательный осмотр техники и, заметив неисправность, передал погрузчик на ремонт. Что должен проверить водитель?

  • Состояние шин. Если погрузчик оснащен пневмошинами, то необходимо проверить давление в них. Если же техника оснащена шинами типа «Суперэлатик», необходимо проверить, нет ли на шинах выбоин или оторванных кусочков материала.
  • Фары, стоп-сигналы, проблесковые маячки. В случае неисправности каких-либо элементов, водитель должен поставить в известность ответственное лицо.
  • Заряд аккумулятора , если у вас электропогрузчики.
  • Состояние топливной системы , если у вас погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. Водитель должен посмотреть, нет ли утечек топлива. Если погрузчик работает на сжиженном газе, водитель должен проверить надежность крепления газового резервуара.
  • Подъемный механизм, цепи, мачту и каретку, сварные швы кронштейнов. В случае обнаружения каких-либо дефектов необходимо сообщить о них ответственному лицу.

После визуального осмотра погрузчика водитель должен проверить исправность тормозной системы (как ручного тормоза, так и ножного), исправность гидравлической системы, а также исправность звукового сигнала. Только после того, как погрузчик был осмотрен внешне и протестирован на предмет полной работоспособности, водитель может приступать к работе.

Перемещение груза, разгрузочно-погрузочные работы

Прежде всего, важно знать, что водитель погрузчика должен выполнять только те функции, которые входят в его обязанности. Перемещение груза должно производиться по принятой руководством безопасной технологии переработки груза, а не по технологии «так проще, так быстрее». Безопасная работа по перемещению груза предполагает соблюдение следующих предписаний:

  • При движении погрузчика с грузом или без, рама должна быть установлена в транспортное положение, при котором рама отклонена назад, а вилы подняты над землей на 20-30 сантиметров;
  • Если водитель должен переместить груз, заслоняющий дорогу, его должен сопровождать сотрудник склада. Сотрудник склада указывает дорогу и подает сигналы. Транспортировка такого груза производится задним ходом.
  • При наклоне рамы с поднятым грузом водитель должен соблюдать особую осторожность. Водитель не должен резко тормозить или резко перемещать рычаг управления цилиндра наклона. В противном случае, погрузчик может опрокинуться или груз, находящийся на вилах, может выпасть.
  • Водитель погрузчика обязать подавать сигнал при движении задним ходом, при поворотах, когда погрузчик трогается с места, а также при движении в местах скопления людей, при движении через ворота и при движении в проходах.
  • Водитель должен соблюдать особую осторожность при движении по узким проходам. В противном случае погрузчик может задеть конструкцию стеллажной системы, что может привести к повреждению техники, конструкции системы хранения и ее обрушению.
  • Если погрузчик потерял равновесие (например, задние колеса оторвались от земли), водитель должен опустить груз вниз.
  • Наклон грузоподъемника с поднятым вверх товаром можно производить только после того, как погрузчик подъехал к штабелю вплотную.
  • Перемещение груза может осуществляться только в том случае, если груз расположен вплотную к раме грузоподъемника, а сам груз расположен равномерно относительно вил.
  • Перемещаться по складу нужно плавно, избегая резких поворотов. Особенно, когда погрузчик перевозит груз.
  • Негабаритные грузы должны быть надежно зафиксированы, чтобы предотвратить их падение во время их перемещения.
  • К месту разгрузки водитель должен подъезжать только на низшей передаче, чтобы не допускать резкого торможения.
  • Водитель должен перемещаться по складу только с разрешенной скоростью, которая составляет не более 5 километров в час.

Теперь давайте поговорим о том, что категорически не должен делать водитель погрузчика.

Водителям погрузчика категорически запрещается:

  • Выполнять работу, которая не включена в их служебные обязанности.
  • Работать на неисправном погрузчике.
  • Осуществлять самостоятельный ремонт погрузчика, если это не включено в служебные обязанности.
  • Применять способы перемещения товара, не предусмотренные принятой технологией обработки грузов.
  • Осуществлять работу в неосвещенном или плохо освещенном помещении.
  • Перемещаться по складу со скоростью более 5 километров в час.
  • Перемещаться по складу с поднятым грузом.
  • Поднимать или опускать груз во время движения.
  • Перевозить плохо закрепленный груз.
  • Перевозить груз, превышающий грузоподъемность транспорта.
  • Работать на уклоне более 10 градусов.
  • Выходить из кабины погрузчика при поднятом грузе.
  • Высовывать голову из кабины погрузчика.
  • Поднимать на погрузчике людей.

Перед началом рабочего дня нового водителя необходимо провести для него вводный инструктаж и обязательно ознакомить водителя с техникой безопасности. Конечно, при прохождении курсов управления погрузчиков, будущим водителям дают ознакомиться, а зачастую и сдать тест по технике безопасности. Рекомендуем вам сделать тоже самое. Проводите тест несколько раз в год, чтобы водители не забыли о правилах безопасности.

Правила безопасной работы с вилочными погрузчиками

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов
Рисунки предоставлены немецким концерном Jungheinrich

Вилочные погрузчики – непременная часть индустриального пейзажа многих современных предприятий и складских комплексов. Их широко применяют для обработки и транспортировки разнообразных грузов, а высокая производительность делает практически незаменимыми в работе с тяжелыми и габаритными изделиями, но здесь есть оборотная сторона. При обращении с этими машинами, как и с любой другой колесной автотехникой, требуется строго соблюдать целый ряд правил. Зачастую персонал, имеющий дело с погрузчиками, настолько привыкает к ним, что забывает об опасности, которой чреваты неправильная эксплуатация и техническое обслуживание или даже недостаточно внимательный осмотр машины перед началом работы. Если несчастные случаи происходят при участии вилочных погрузчиков, они, как правило, носят тяжелый характер из-за большой массы и мощности этих машин.

Работников предприятий следует знакомить с правилами безопасной работы с вилочными погрузчиками не только один раз, когда они приступают к работе, но регулярно. Занятия, на которых опытному оператору в очередной раз напомнят основные приемы безопасной работы, не менее важны, чем первый инструктаж новичка. Очень полезно обучить всех работников несложным приемам оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Технический осмотр вилочного погрузчика

Хотя вилочные погрузчики и предназначены для тяжелых работ, при неправильном использовании их можно серьезно повредить. Вот почему важно внимательно и всесторонне проверить машину перед работой. Перед каждой сменой следует осмотреть погрузчик визуально, убедиться, что он очищен от грязи и вымыт, проверить общее состояние, работоспособность систем и механизмов. Если обнаружится что-либо, что может помешать нормальной работе машины, немедленно надо сообщить об этом руководителю или инспектору по охране труда.

Карта визуального технического осмотра. Прежде всего необходимо удостовериться в отсутствии:

  • препятствий и массивных предметов на полу в пределах рабочей зоны, которые могут стать возможной причиной аварии при наезде на них вилочного погрузчика;
  • опасных препятствий над машиной или предметов, свисающих с потолка или стен помещения;
  • препятствий или массивных предметов вблизи погрузчика, которые могут помешать выехать ему с места стоянки.
  • на погрузчике есть полностью заряженный и работоспособный огнетушитель;
  • количество топлива в баке (для бензиновых, дизельных погрузчиков и машин на сжиженном газе), уровни масла в двигателе и жидкости в системе охлаждения находятся в пределах нормы;
  • аккумуляторные батареи полностью заряжены и надежно закреплены на погрузчике, уровень электролита в банках аккумулятора соответствует норме, а вентиляционные отверстия пробок аккумуляторных банок не засорены;
  • проложенные снаружи электрические провода полностью защищены специальной оболочкой;
  • клеммы проводов, присоединенных к аккумуляторной батарее, прочно закреплены, исправны и не загрязнены;
  • в наличии все болты, гайки, защитные решетки, цепи и крепления шлангов гидросистемы и что они исправны и надежно закреплены;
  • колесные диски и шины не изношены и не повреждены;
  • давление в пневматических шинах соответствует норме;
  • вилы не погнуты и не имеют трещин;
  • стопорные приспособления находятся в хорошем рабочем состоянии;
  • зубья звездочек подъемных цепей не поломаны и не изношены;
  • опорные штифты цепи не изношены, не погнуты и крепление их не ослабло;
  • под машиной нет влажных или масляных пятен, нигде не заметно капель, свидетельствующих об утечке масел и жидкостей;
  • гидравлические шланги надежно закреплены, не прослаблены, не замяты, не изношены и не трутся о соседние детали.


Карта проверки работоспособности узлов и систем перед началом смены. Следует убедиться, что:

  • звуковой сигнал работает, звук громкий и хорошо слышен, несмотря на окружающий шум или шум работающего двигателя, а прочие предупреждающие приборы погрузчика исправны;
  • педаль рабочего тормоза не "проваливается", погрузчик останавливается плавно;
  • стояночный тормоз удерживает погрузчик на месте при легком нажатии на педаль акселератора;
  • тормозная система, срабатывающая при отсутствии оператора на рабочем месте, останавливает машину, как только оператор приподнимается с сиденья;
  • сцепление и механизм переключения передач работают удовлетворительно, переключение происходит плавно, без рывков;
  • все контрольные лампы, индикаторы и указатели панели приборов исправны;
  • рулевое управление работает легко и ровно;
  • грузоподъемный механизм работает плавно (его следует проверить, подняв вилы на максимальную высоту и затем полностью опустив их), вилы перемещаются без рывков и надежно удерживаются в заданном положении;
  • механизм наклона грузоподъемника работает удовлетворительно (его работу проверяют, полностью наклонив мачту вперед и назад);
  • после завершения указанных выше проверочных операций на гидроцилиндрах и шлангах отсутствуют следы утечки жидкости;
  • при работе машины не слышно никаких необычных звуков;
  • техническое обслуживание и ремонт погрузчика выполняли только квалифицированные специалисты.





Общие правила работы

Управлять вилочным погрузчиком и работать на нем разрешается только специально обученным операторам с достаточной квалификацией, которые способны в любой ситуации справиться с управлением машиной, умеют плавно останавливаться и начинать движение, поднимать грузы и наклонять мачту. Ниже приведены наиболее важные правила безопасной эксплуатации вилочных погрузчиков.

Движение. Во время движения запрещается высовывать из кабины погрузчика руки, ноги или голову. Вилы должны быть опущены как можно ниже, а мачта до отказа наклонена назад. Водитель обязан строго выполнять требования дорожных знаков и указателей, снижать скорость перед поворотом, предупреждать о своем движении звуковым сигналом, внимательно следить за тем, чтобы не зацепить при маневрировании кого-либо/ что-либо задней частью погрузчика или грузом. Надо стараться не тормозить резко. Если груз закрывает обзор, следует медленно двигаться задним ходом. Во время движения нужно внимательно следить за дорожной обстановкой, не отвлекаясь и не оглядываясь по сторонам. По возможности следует избегать движения по участкам трассы, где разлито масло или другие жидкости, рассыпан гравий, песок и иные сыпучие материалы, объезжать ямы и выбоины, люки.


Нельзя забывать о зонах, закрытых для обзора, особенно при движении с грузом: там могут оказаться люди. Если люди или самоходная техника пересекают траекторию движения вашего погрузчика, следует остановиться и пропустить их, при этом надо опустить вилы с грузом на пол и подождать, пока проезд не освободится.


Перемещение на подъемах и спусках. При движении на уклоне (не важно – вверх или вниз) погрузчик надо развернуть так, чтобы вилы были направлены вниз по уклону, если на них нет груза, или вверх по уклону, если на них лежит груз. Запрещается выполнять развороты на уклоне, можно разворачивать погрузчик только на горизонтальной площадке!

Работа рулевого управления. Масса груза должна приходиться на передние колеса погрузчика, направление его движения меняется поворотом задних колес. Нельзя резко поворачивать рулевое колесо, особенно при движении с высокой скоростью. Чем больше нагружен погрузчик, тем большее усилие приходится прикладывать к рулевому колесу, и в результате управление машиной затрудняется. Не следует нагружать погрузчик свыше допустимого. Надо помнить, что увеличение массы противовеса не поможет улучшить качество работы рулевого управления.

Установка грузов. Важно знать предельную грузоподъемность вилочного погрузчика (она указана на заводской табличке) и величину допустимой нагрузки на вилы. Категорически запрещается превышать эти величины. Груз должен быть размещен таким образом, чтобы его центр тяжести находился вблизи места, рекомендованного в паспорте машины. Не допускается утяжелять противовес машины для того, чтобы компенсировать превышение грузоподъемности. Следует располагать груз как можно ближе к передним колесам в целях сохранения устойчивости машины. Работая на погрузчике или вблизи него, соблюдайте осторожность, будьте внимательны и не отвлекайтесь. О любых столкновениях, повреждениях и опасной ситуации докладывайте руководителю или инспектору по охране труда.

Подъем и перемещение паллет. Запрещается поднимать и опускать вилы с грузом до тех пор, пока погрузчик не будет остановлен и поставлен на тормоз. Не следует поднимать груз выше мачты, если существует вероятность того, что он целиком или частично может соскользнуть и упасть вниз. Прежде чем поднимать груз, надо убедиться, что над погрузчиком достаточно места для нормальной работы. Груз всегда должен находиться на безопасном расстоянии от натянутых сверху электрических проводов, если они есть. Его следует поднимать вертикально вверх, а затем немного наклонить мачту назад. Надо внимательно следить, чтобы груз не задел находящиеся рядом грузы или иные предметы и препятствия. Поставив груз на место, нельзя давать задний ход до тех пор, пока не убедитесь, что вилы полностью свободны.

Когда груз поднят, устойчивость погрузчика снижается, и в этом случае оператору запрещено покидать рабочее место. Не допускается, чтобы люди стояли или проходили под поднятыми вилами, даже если на них ничего нет. Перед тем как завести вилы в паллету, надо убедиться, что они расположены ровно и опущены достаточно низко; мачта при этом должна располагаться вертикально, а вилы войти под груз на всю длину. Расстояние между вилами должно быть достаточным для того, чтобы обеспечивалось равномерное распределение массы груза.

Не рекомендуется, находясь на погрузчике, перемещать, поправлять или выравнивать груз или какую-либо его часть, регулировать узлы машины или расположенное поблизости оборудование. Запрещается использовать поднятую на вилах погрузчика паллету в качестве импровизированной рабочей платформы для подъема людей.

Стоянка. Оставлять погрузчик можно только в предназначенном для стоянки месте. Если машину оставляют без присмотра, надо включить стояночный тормоз, опустить вилы или груз на пол, установить в нейтральное положение органы управления и выключить зажигание, а кроме этого отсоединить аккумуляторную батарею или перекрыть подачу газа, если погрузчик работает на газовом топливе.

Погрузка-разгрузка кузовных грузовиков, полуприцепов и железнодорожных вагонов

Подготовка транспортного средства к погрузке-разгрузке. Включите стояночный тормоз транспортного средства, подложите под колеса тормозные башмаки. Если полуприцеп не присоединен к тягачу, установите под него стационарные опоры, чтобы полуприцеп не перевернулся. Установите предупредительные таблички, запрещающие заводить транспортное средство и начинать движение. Убедитесь, что высота входного проема грузового отсека не менее чем на 5 см превышает габаритную высоту погрузчика, а пол грузового отсека способен выдержать вес вилочного погрузчика с грузом. Убедитесь, что в грузовом отсеке нет мусора, посторонних предметов или иных препятствий для погрузчика, нет отверстий в полу и освещение достаточно для работы. Скользкие места пола покройте нескользящим материалом. Убедитесь, что на погрузочной эстакаде и на пандусе нет предметов, которые помешают движению погрузчика, нет скользких масляных или влажных пятен.



Погрузка-разгрузка транспортных средств. Во время работы надо следить, чтобы погрузчик находился на безопасном расстоянии от края эстакады, железнодорожного полувагона и пандуса.

Кромки эстакады и пандусов должны быть ярко окрашены и отчетливо видны. Не допускается буксировать или толкать железнодорожные вагоны или грузовые тележки вилочным погрузчиком. Запрещено работать на погрузчике продолжительное время внутри грузовых отсеков транспортных средств, если в помещении не организована достаточная вентиляция. Следует убедиться, что пандус надежно закреплен и способен выдержать вес погрузчика с грузом (грузоподъемность пандуса должна быть четко обозначена). Въезжать и съезжать с пандуса на платформу надо с особой осторожностью. Следите, чтобы колеса погрузчика не буксовали. Железнодорожные рельсы следует пересекать по диагонали. Перед тем как въехать на погрузчике в вагон, положено убедиться, что включен ручной тормоз вагона и колесные тормоза, а под его колеса подложены тормозные башмаки. Запрещается оставлять на стоянке погрузчик на расстоянии менее 3 м от железнодорожных рельсов. Запрещается открывать двери железнодорожного вагона, упирая в них вилы погрузчика.


Как поднимать вилочный погрузчик на грузовом лифте

Запрещается въезжать на погрузчике в грузовой лифт, если он не предназначен для подъема транспортных средств. В иных случаях сначала необходимо убедиться, что суммарный вес погрузчика и груза не превышает грузоподъемности лифта. Въезжать в кабину лифта следует осторожно: сначала погрузчик останавливают на безопасном расстоянии от дверей лифта, затем медленно въезжают под прямым углом. В кабине лифта необходимо установить органы управления погрузчиком в нейтральное положение, выключить двигатель и включить тормоз.


Для безопасной и эффективной работы погрузчика, водитель-оператор должен овладеть знаниями, касающимися особенностей конструкции, управления и правил эксплуатации. Некоторые правила выглядят в виде официальных документов, регламентируемых законодательством. Есть также инструкции, предоставленные производителем с оборудованием. В обоих случаях, инструкции содержат информацию, без знания которой не рекомендовано приступать к эксплуатации погрузчика.

Основные правила по эксплуатации погрузчиков согласно законодательству

Профессиональные погрузчики – это такое же транспортное специализированное средство, владельцы которого должны нести за него ответственность. Поэтому эксплуатация погрузчика предприятием возможна только со специальным разрешением. Законодательством регламентируются:

  • Регистрация погрузчика;
  • Проведение техосмотра;
  • Экспертная диагностика;
  • Организация обслуживания и контроля;
  • Соблюдение правил безопасности.

Инструкция по эксплуатации фронтального погрузчика

Неправильная эксплуатация специализированной техники приводит к уменьшению срока службы его силовых агрегатов и рабочих инструментов. Игнорируя правила, его оператор подвергает не только технику, но и окружающих людей опасности. Соблюдение инструкций по эксплуатации спецтехники позволит избежать негативных последствий.

  • Навесное оборудование. Основной сменный компонент фронтального погрузчика – ковш, габариты и вес которого должны полностью соответствовать техническим характеристикам погрузчика, чтобы избежать напряженных режимов, повышенного расхода топлива и ускоренного износа агрегатов. Многие производители предлагают разные сменные комплекты и адаптеры, которые помогут оптимизировать работу погрузчика.

  • Требования к шинам. Шины подбираются в соответствии с покрытием поверхности, на которой работает погрузчик. Например, внедорожные шины во время работы на ровном твердом грунте или асфальте быстрее изнашиваются. Неправильный тип шин при работе на сыпучих грунтам приведет к пробуксовкам, во время которых возникают сложности с забором материала.
  • Управление нагрузками. Контроль тоннажа загружаемых грузов, позволит увеличить оценку эффективности работы техники и не допустить поломок вследствие возможных перегрузов. Делается это с помощью специальных динамических систем взвешивания, которые дополнительно устанавливаются на погрузчик.
  • Конструктивные особенности. Каждая модель погрузчика имеет набор присущих только ей, опций. Перед эксплуатацией погрузчика следует детально изучить инструкцию, чтобы дальнейшая работа погрузчика проводилась в соответствии заявленным характеристикам и возможностям техники.
  • Двигатель. Избежать перегрева и излишних нагрузок двигателя поможет предварительное прогревание перед работой. Также важно давать турбированному дизельному двигателю остыть перед окончательной остановкой. Не рекомендована работа двигателя на холостых более 10 мин.
  • Тормозная система. Не допускается перегрев тормозной системы. Это возникает при резких разгонах и торможениях, что свойственно неопытным водителям. Выжатое сцепление пред нажатием тормоза – обязательно правило торможения фронтальным погрузчиком.
  • Маневрирование. Резкие изменения направления движения на высоких скоростях изнашивает трансмиссию. Рекомендовано во время маневрирования использовать специальную опцию изменения реверса путем торможения.
  • Забор груза. Забор сыпучих грузов часто сопровождается пробуксовкой колес. Чтобы избежать этого, необходимо включать блокировку дифференциалов. При наборе части груза, необходимо приподнять ковш, колеса вдавятся в грунт, чем можно избежать дальнейшей пробуксовки.
  • Организация работы. Перед работой следует позаботиться о разметке мест загрузки-выгрузки и освободить подъезды к ним. Необходимо согласовывать действия оператора погрузчика с водителем транспортного средства, в которое осуществляется погрузка.
  • Техобслуживание. Использование всех методов проверки и поддержания рабочего состоянии погрузчика позволит увеличить срок службы его агрегатов. Уход за зубьями ковша, проверка состояния шин, заправка качественным топливом в конце рабочего дня – минимальная обязанность обслуживающего рабочего.

Инструкция по эксплуатации вилочного погрузчика

Чтобы обеспечить безопасность и эффективность работы вилочного погрузчика, необходимо придерживаться общих правил и инструкций, предоставленных дилером или производителем для каждой модели. Это поможет изучить возможности погрузчика, методы управления, безопасные пределы рабочих устройств:

  • Начало работы. Вилочный погрузчик подлежит визуальному осмотру перед началом работы. Необходимо проверить работоспособность тормозной системы, блока контроля, состояние мачты и шин. Нельзя начинать работу, если в погрузчике нет водителя. Работу с нагрузками можно начинать только после прогрева двигателя.

  • Организация деятельности. Перед эксплуатацией происходит обязательная разработка маршрута передвижения погрузчика по складу. Также оценивается нагрузка в соответствии с возможностями погрузчика. При перевозке крупногабаритных грузов, проверить все пути подъезда к месту погрузки-выгрузки, чтобы не возникало препятствий. Учесть возможные нагрузки на погрузочные мостики и проверить состояние полов в фурах, в которых предстоит работать.
  • Работа с грузом. Габариты груза не должны перекрывать уровень глаз оператора, а его тоннаж не превышать грузоподъемность погрузчика. Разведение вил необходимо устанавливать на максимально возможную ширину в равном расстоянии от центра груза. Исключить перемещение грузов на неисправных поддонах или при неправильном распределении. Перемещать грузы на высоте 15-20 см от пола, ни в коем случае не на кончиках вил. Перегруз подъемника может привести к опрокидыванию.
  • Маневрирование. Вес груза подъемника распределяется на передние колеса, а маневрирование осуществляется задними. При движении с грузом вилы необходимо держать направленными вверх. На наклонную поверхность въезд осуществляется передом, а съезд – задним ходом. Перед совершением маневра обязательно снизить скорость. Исключить резкий старт, торможение или смену направления движения.
  • Безопасность. Во время работы необходимо придерживаться правил безопасности во время манипуляций с грузами. Вилочный погрузчик не предназначен для транспортировки людей. Ответственность за контроль над погрузчиком и его эксплуатацией полностью ложится на оператора погрузчика. Эксплуатировать погрузчик можно только при наличии специального удостоверения.

Инструкция для машиниста-погрузчика

Основные правила для эксплуатации и управления погрузчиками одинаковы для всех операторов погрузчиков, независимо от назначения техники.

  • правильная рабочая одежда, не препятствующая нормальному управлению;
  • обязательное соблюдение правил перемещения в рабочей зоне;
  • проверить наличие линий электропередач в рабочей области;
  • опыт и квалификация оператора должна подтверждаться соответствующими документами;
  • следить за присутствующими на рабочей площадке рабочими, чтобы избежать их случайного попадания в зону деятельности погрузчика.
  • исключить касание руля и кнопок руками, на которых остались следы смазочных материалов.

Видео

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для водителя фронтального колесного погрузчика.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К управлению фронтальным колесным погрузчиком допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право управления самоходными машинами соответствующей категории (согласно мощности двигателя). Перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности медицинские осмотры (обследования) для определения годности, по состоянию здоровья, к выполнению работ;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте;
— проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Водители фронтальных колесных погрузчиков (далее – водители погрузчиков) обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
— передвигаемые грузы;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
— эмоциональные перегрузки.
1.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений обязаны использовать предоставляемые работодателем средства индивидуальной защиты.
1.4. Находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, водители погрузчиков обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии. Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
1.5. В процессе повседневной деятельности водители погрузчиков должны:
— применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
— поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил дорожного движения, правил работы на угольном складе и весовой платформе;
— быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда;
— выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в обязанности водителя погрузчика;
— при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке грузов придерживаться принятых способов выполнения технологических операций. Применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности, не допускается;
— содержать погрузчик в чистоте;
— в темное время суток выполнять работу при наличии достаточного искусственного освещения проездов и рабочих площадок;
— соблюдать в течение рабочей смены правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.
1.6. Водители погрузчиков обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.7. Водители погрузчиков несут ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Предъявить руководителю работ удостоверение на право управления погрузчиком и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ.
2.2. Надеть средства индивидуальной защиты установленного образца.
2.3. После получения задания водитель погрузчика обязан:
— осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
— убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т. п.;
— убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
— перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
— после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу гидравлических механизмов; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
— произвести осмотр рабочих органов (ковша, зубьев и т.п.);
— убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия. Если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены, от снега, а при гололеде посыпаны песком или шлаком;
— проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
— проверить работу концевых выключателей механизма подъема;
— не допускать запрыгивание в погрузчик или выпрыгивание из него. Никогда не делать этого на ходу;
— при посадке и высадке из погрузчика находиться лицом к машине, держась за поручни и пользуясь подножкой. При посадке и высадке из погрузчика никогда не держаться за рычаги управления, для гарантии безопасности поддерживать контакт в трех точках — с поручнями и подножкой.
2.4. При наличии следов масла, смазки или загрязнения на поручнях и подножке немедленно удалить их.
2.5. Отремонтировать поврежденные детали и затянуть ослабленные болты.
2.6. Водитель погрузчика не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
— наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
— обнаружении течи в топливной, масляной и системе охлаждения;
— падении давления в шинах;
— наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
— неисправности стояночного или рабочего тормоза;
— неисправности грузозахватных приспособлений;
— недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
— наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
— несоответствии характера поднимаемого груза рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
2.7. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это водитель погрузчика обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание погрузчика в исправном состоянии.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При передвижении погрузчика по территории предприятия и за ее пределами водитель обязан:
— убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
— при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
— соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на территории предприятия;
— не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
— избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде;
— пользоваться только установленными проездами на территории предприятия. Скорость движения не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях 5 км/ч. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
3.2. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водитель погрузчика обязан:
— при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
— приближаться к транспортному средству для производства погрузо-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
— не допускать подъем груза, масса которого превышает грузоподъемность погрузчика. Нарушение этого условия может привести к потере управления и продольной неустойчивости в зоне работы погрузчика. Одновременное производство погрузочно-разгрузочных работ, ручная переноска и перевозка грузов не допускаются;
— производить подъем груза плавно, без рывков, медленным передвижением рычага;
— производить подъем (опускание) груза во время остановки погрузчика;
— соблюдать особую осторожность при движении погрузчика по узким проездам (проходам). В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз;
— погрузку сыпучего материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
— очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
— не допускать приближения к краю обрыва;
— не допускать контакта ковша с кузовом самосвала или со склоном канала. При перемещении грунта через край обрыва или когда машина достигает вершины склона, нагрузка внезапно снижается, и имеется опасность внезапного увеличения скорости движения. В этом случае необходимо обязательно снизить скорость;
— при неполной загрузке ковша никогда не осуществлять резкого старта, поворота или остановки машины;
— при разгрузке в самосвал убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне и уменьшить ударную силу при разгрузке;
— не допускается оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, покидать пост управления при поднятом грузе.
3.3. Водителю запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных – свыше 20°.
3.4. При работе на снегу или обледененных трассах даже легкий уклон может привести к сползанию машины, поэтому необходимо двигаться на низкой скорости и избегать резкого старта, остановки или поворота.
3.5. При работе по уборке снега необходимо обращать особое внимание на скрытые под снегом обочины и прочие опасности.
3.6. При движении по заснеженным трассам необходимо одевать цепи, при движении по заснеженным склонам опускать ковш вниз перед торможением.
3.7. Никогда не тормозить резко.
3.8. При погрузке не допускайте чрезмерной загрузки, чтобы избежать скольжения.
3.9. При работе в местах с установленным пределом высоты, например в туннелях, под мостами, под электропроводами или в гаражах будьте чрезвычайно осторожны, чтобы не задеть их рабочим оборудованием.
3.10. Необходимо избегать использования погрузчика слишком близко к краю обрывов, выступов и глубоких траншей, при их обвале машина может упасть или опрокинуться, что может привести к серьезной травме или смертельному исходу. В этих местах грунт ослаблен после сильного ветра и дождя. Грунт вблизи траншей рыхлый и может обрушиться под весом и от вибрации машины.
3.11. При необходимости перевозки погрузчика водителю следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган (ковш), подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
3.12. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
3.13. При проведении технического обслуживания водитель погрузчика обязан:
— поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
— пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
3.14. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам водитель погрузчика обязан:
— привести рабочий орган (ковш) в транспортное положение;
— определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
— сохранять включенной передачу при движении под уклон;
— переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
— при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
— выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
— применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
— выполнять Правила дорожного движения.
3.15. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи водитель обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации-владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
3.16. В зимнее время запрещается:
— подогревать двигатель открытым пламенем;
— работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
— выполнять работы, лежа под погрузчиком без применения утепленного мата.
3.17. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение фар допускается в качестве дополнительного источника света.
3.18. Движение по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям может привести к опрокидыванию или скольжению. При движении по наклонным поверхностям, крутым склонам и прочим препятствиям держите ковш приблизительно в 20-30 см над поверхностью.
3.19. Никогда не поворачивайте на склонах и не двигайтесь поперек склонов. Для выполнения этих действий всегда перемещайтесь на ровную поверхность.
3.20. Для недопущения скольжения не двигайтесь по траве, опавшей листве или влажным стальным плитам. При движении по краю склонов пользуйтесь пониженной передачей.
3.21. При движении под уклон пользуйтесь пониженной передачей и избегайте остановок двигателя.
3.22. При остановке двигателя во время движения по склону немедленно нажмите на педаль тормоза, опустите ковш вниз, переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение и используйте стояночный тормоз.
3.23. При движении по склону с загруженным ковшом пользуйтесь передним ходом при подъеме и обратным ходом при спуске.
3.24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
4.2. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить ковш, что поможет остановить машину и предотвратить опрокидывание. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) необходимо незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю и по телефону 101 в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию и порядок подъезда к объекту). Принять, по возможности, меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.
4.4. При несчастном случае немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить руководству, сохранить по возможности обстановку (или зафиксировать на фото /видео), при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Отвести погрузчик на стоянку.
5.2. Опустить рабочий орган на землю или установить на подставку.
5.3. Привести рычаги управления в нейтральное положение, затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель.
5.4. Очистить рабочее оборудование.
5.5. Проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства.
5.6. Обо всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.3. К самостоятельному управлению погрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Машинисты погрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

1.4. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению погрузчиком только после прохождения ими:

1.4.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

1.4.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

1.4.3. Стажировки в течение 2-14 смен под наблюдением механика или бригадира.

1.5. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

1.6. Машинист погрузчика должен иметь при себе:

Удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
- регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

путевой лист или сменный рапорт.

1.7. Обучение рабочих безопасным методам производства работ проводится в течение месяца со дня принятия на работу по программе, утвержденной главным инженером предприятия. Проверка знаний проводится экзаменационной комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

при переходе машиниста с другого предприятия,

по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией погрузчика.

1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист погрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.9. При переводе машиниста с одного погрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же погрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.10. Для всех машинистов проводится:

1.10.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

1.10.2. Внеплановый инструктаж при –

изменении правил по охране труда,

изменении условий работы,

нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

перерывах в работе более, чем 30 календарных дней.

1.10.3. Целевой инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

1.11. Администрация предприятия обязана:

1.11.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

1.11.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

1.11.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы, не допускать к управлению погрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда.

1.11.5. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания погрузчика.

1.11.6. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

1.11.7. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания погрузчика.

1.11.8. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

1.11.9. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

1.11.10. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

1.11.11. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

1.12. Машинист погрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации погрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

1.12.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять погрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

1.12.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

1.12.3. Паспортные данные, устройство погрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации погрузчика.

1.12.4. Факторы, влияющие на устойчивость погрузчика, и причины потери устойчивости.

1.12.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

1.12.6. Порядок выполнения погрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

вблизи линии электропередачи,

вблизи откосов котлована и траншей,

при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях.

1.12.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

1.12.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и СИЗ.

1.13. Машинист погрузчика подчиняется инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию о закреплении дорожно-строительной техники, а также инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает погрузчик.

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

1.15. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

1.16. Во избежании поражения электрическим током:

1.16.1. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

1.16.2. Машинисту погрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину погрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса погрузчика.

1.17. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъ-

емного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

комплектность и состояние инструмента,

уровень и качество масла в картере двигателя,

наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

электроосветительных приборов,

звукового сигнала,

амперметра,

датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

2.10. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

2.11.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

2.11.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

2.11.3. Территория площадки, на которой должен работать погрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

2.11.4. Уклон площадки, на которой должен работать погрузчик, превышает допустимый уклон.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Управлять погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение «нейтраль», стояночный тормоз включить.

3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

3.11. При вынужденной стоянке машины, для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, необходимо включить аварийную сигнализацию.

производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе,

производить обслуживание электрооборудования при включенной «массе», за исключением случаев проверки работы электрооборудования,

разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением,

при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом,

производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси,

производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ,

производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками,

при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении,

работать на площадках с уклоном более 50,

поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике,

наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах,

находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости,

производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах.

транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы,

становиться на ковш и под ковш во время работы и движения,

работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов,

выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины),

оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре,

работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

3.12. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений, погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружения было не менее 1м.

3.13. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.14. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице №1.

Таблица №1.

3.15. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.16. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.17. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80,

СНиП 12-04-2002:

3.17.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2.

Таблица №2

3.17.3. Работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.18. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.19. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.20. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

прокола шины или недостаточного давления в ней,

неисправности рулевого управления,

неисправности гидравлической системы,

каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

неисправности тормозов.

3.21. Машинисту погрузчика не разрешается:

3.21.1. Работать на неисправном автопогрузчике,

3.21.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте.

3.21.3. Производить резкое торможение при движении с грузом.

3.21.4. Допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика.

3.21.5. Выходить из машины когда груз поднят рабочим органом.

3.21.6. Перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей.

3.21.7. Поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

3.21.8. Оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

3.21.9. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

3.21.10. Выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д., машинист должен:

4.1.1. Немедленно прекратить работу погрузчика.

4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист погрузчика обязан:

4.2.1. Оказать первую помощь.

4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

5.2 Опустить ковш на грунт, все рычаги управления установить в нейтральное положение, вклю-

чить стояночный тормоз и остановить двигатель.

5.3 Очистить погрузчик от пыли и грязи.

5.4 Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в

условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

Главный инженер _______________/ /

СОГЛАСОВАНО:

Инженер по охране труда _______________/ /