Заявка участника открытого конкурса: Должна или не должна быть прошита отдельно в составе тома заявки? Не подшита опись к заявке Как сшивать документы правильно в делопроизводстве, в архив, для налоговой.

Госзаказчик не может настаивать и на прошивке такой объемной заявки в виде единого пакета документов. Закон N 44-ФЗ не предполагает права устанавливать эти требования, указывает Минфин.

Если в заявке есть несколько отдельно прошитых томов, в каждом из них должна быть опись, напоминает ведомство.

Кроме того, том должен быть подписан участником или уполномоченным лицом и скреплен печатью при ее наличии.

Документ: Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-05-08/37735

Текст письма Минфина России от 16.06.2017 N 24-05-08/37735

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Также положениями Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе может быть как подана в форме единого пакета документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, так и состоять из нескольких томов (частей), содержащих в себе указанные документы.

а) в форме единого пакета документов такая заявка должна содержать опись (также вшитую в такую заявку) входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписана участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса;

б) состоящей из нескольких томов (частей), такая заявка должна содержать опись (вшитую в каждый том (часть) заявки) входящих в состав каждого тома (части) документов, каждый том (часть) должен быть скреплен печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписан участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

При этом требований о том, что заявка на участие в открытом конкурсе, состоящая из нескольких отдельно прошитых томов (частей), должна сшиваться дополнительно в единый пакет документов, а также содержать опись такого единого пакета документов, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона;

2) полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса выписка из единого государственного реестра юридических лиц или заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, копия такой выписки;

3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

4) копии учредительных документов участника размещения заказа;

6) документы, подтверждающие выполнение участником размещения заказа требований, установленных статьей 24.4

8) предлагаемый участником размещения заказа размер вознаграждения оператора;

9) предполагаемый участником размещения заказа прогноз выручки от проведения лотереи в течение всего срока ее проведения и распределения прогнозируемой выручки по нормативам, установленным статьей 10 настоящего Федерального закона;

10) документы, подтверждающие профессиональный опыт организации и проведения лотерей;

11) копии документов, подтверждающие наличие исключительных прав на лотерейные программы, либо копии лицензионных договоров о предоставлении права использования таких программ.

4. Все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

5. Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов.

6. При получении заявки на участие в конкурсе, поданной в форме электронного документа, организатор лотереи обязан подтвердить в письменной форме или в форме электронного документа ее получение в течение одного рабочего дня со дня получения такой заявки.

8. Участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, организатор лотереи обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в таких заявках до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в конкурсе и заявок на участие в конкурсе, поданных в форме электронных документов, не вправе допускать повреждение таких конвертов и заявок до момента их вскрытия в соответствии со статьей 24.11 настоящего Федерального закона.

9. Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, организатор лотереи обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, отозвавшему заявку на участие в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня поступления организатору лотереи уведомления об отзыве заявки на участие в конкурсе.

10. Каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются организатором лотереи. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике размещения заказа, подавшем такой конверт, а также требование предоставления таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, на осуществление таких действий от имени участника размещения заказа, не допускается. По требованию участника размещения заказа, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, организатор лотереи выдает расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.

12. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе, конверт с указанной заявкой вскрывается или открывается доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе и указанная заявка рассматривается в порядке, установленном и 24.13 настоящего Федерального закона. В случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, организатор лотереи в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в конкурсе обязан передать участнику размещения заказа, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемого к конкурсной документации. При этом контракт заключается с участником размещения заказа, подавшим указанную заявку, с учетом положений части 6 статьи 24.14 настоящего Федерального закона на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса. Участник размещения заказа, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются участнику размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним контракта. При непредставлении организатору лотереи таким участником размещения заказа в срок, предусмотренный конкурсной документацией, подписанного контракта, а также безотзывной банковской гарантии, соответствующей требованиям, установленным статьей 10 настоящего Федерального закона, такой участник размещения заказа признается уклонившимся от заключения контракта. В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е № 463
03.06.2009 г. Екатеринбург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Пушкарёвой М.В. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Шумковой М.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;

Королевой Я.В. - специалиста 3 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;

рассмотрев жалобу «ЗАО «Вектор-Бест-Урал» (ул. Старых Большевиков, 75, г. Екатеринбург, 620135) на действия заказчика в лице МУЗ «Центральная городская больница № 4», Единой комиссии по размещению заказов Администрации города Нижний Тагил, уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил (ул. Балакинская, Больничный городок, г. Нижний Тагил, 622005) при размещении заказа путем открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4» в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов),

в присутствии:

Единой комиссии по размещению заказов Администрации города Нижний Тагил главного специалиста отдела по размещению муниципального заказа управления муниципального заказа Администрации города Нижний Тагил Марковой И.Н. (доверенность от 02.06.2009 г. № 50-1357), и.о. начальника отдела по размещению муниципального заказа управления муниципального заказа Администрации города Нижний Тагил Шамарина С.Ю. (доверенность от 02.06.2009 г. № 50-1356),

представителя «ЗАО «Вектор-Бест-Урал» Старыгиной И.Ф. (доверенность от 02.06.2009 г. № 50-1356), Зарубина А.П. (представитель заявителя без доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В Свердловское УФАС России поступила жалоба (вх. № 01-4671 от 29.05.2009) ЗАО «Вектор-Бест-Урал» на действия заказчика в лице МУЗ «Центральная городская больница № 4», Единой комиссии по размещению заказов Администрации города Нижний Тагил, уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил при размещении заказа путем открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4» в части наличия нарушений Закона о размещении заказов.

О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. № 4009 от 01.06.2009).


Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что, информация о проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории МУЗ "Центральная городская больница №4" была размещена на официальном сайте города Нижнего Тагила 22.04.2009 г. и опубликована в газете "Горный край" 24.04.2009 г. под № 28 (в соответствии с требованиями ч.1 ст.45 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г.) в извещении № AMGNT09108AA01 (№УЗ-110ат13-ИмЛ-03л - оригинальный номер заказчика).

Рассмотрение поступивших заявок проводилось с 10 часов 00 минут 15.05.2009 г. до 12 часов 00 минут 21.05.2009 г. Единой комиссией по размещению муниципального заказа согласно требований ч.ч. 2 и 2.2 ст. 35 Закона о размещении заказов. При этом подход к рассмотрению заявок всех участников (по всем лотам данного аукциона) у Единой комиссии был одинаков.

При рассмотрении заявки, поступившей от ЗАО "Вектор-Бест-Урал" (зарегистрирована под №1 13.05.2009 г. в 16:36) было выявлено, что прилагаемая опись присутствует в виде отдельного листа, не подшитого к заявке, т.е. комплекту документов, целостность которого она должна подтверждать.

В ходе обсуждения членами Единой комиссии данного несоответствия было принято единогласное решение об отказе в допуске к аукциону ЗАО "Вектор-Бест-Урал", руководствуясь следующим:

В составе прошитой заявки нет описи (нарушение ч.2.2 ст.35 Закона о размещении заказов и п.п. 4,5 ч.1 Информационного блока документации об аукционе (все листы заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы). Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись, входящих в ее состав документов, т.е.опись входит в состав заявки и следовательно должна быть подшита и составлять с ней единое целое.

Кроме того, при открытом аукционе процедура рассмотрения заявок на предмет их состава и комплектности согласно Закону о размещении заказов не предполагает ведение аудиозаписи и поскольку на данную процедуру отводится до 10 дней, то в условиях достаточно большого документооборота у Единой комиссии, в интересах самого участника для исключения возможности случайной утери не подшитой описи, обеспечить целостность и полноту заявки путем представления ее в подшитом виде, начиная с описи, входящих в ее состав документов. В противном случае, при утере не подшитой описи и выявления отсутствия (по каким-либо причинам) любого из документов в составе заявки вообще исключается возможность установления факта их присутствия при подаче заявки.

Все остальные участники данного аукциона (по другим лотам) подали заявки в полном соответствии с требованиями закона.

Ссылка заявителя на удобство не подшитой описи при сверке представленных в заявке документов по меньшей мере некорректна, как если бы существовали отдельно оглавления от основного содержания книг, пользовательских руководств и прочей документации.

Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского У ФАС России пришла к следующим выводам:

22.04.2009 заказчик разместил на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4». Вместе с извещением на официальном сайте в сети «Интернет» была опубликована документация об аукционе.

В п.п. 4, 5 ч. 1 Информационного блока документации об аукционе заказчик установил следующие требования к оформлению заявки на участие в аукционе: Заявка на участие в аукционе, том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким


участником размещения заказа. Все листы заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены печатью участника размещения заказа и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Данные требования соответствуют ч. 2.2. ст. 35 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 2.2. ст. 35 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

21.05.2009 аукционная комиссия провела процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. В соответствии с протоколом от 21.05.2009 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе по лоту № 3 ЗАО «Вектор-Бест-Урал».

Действия членов аукционной комиссии, принявших решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа - ЗАО «Вектор-Бест-Урал» являются законными и обоснованными, так как заявка ЗАО «Вектор-Бест-Урал» не соответствовала положениям документации об аукционе.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов Комиссия,

РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ЗАО «Вектор-Бест-Урал» необоснованной.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодняшняя статья носит сугубо практический характер и будет посвящена вопросу прошивки и нумерации заявки на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ. Требование о том, что заявка участника должна быть прошита и пронумерована, содержится в ч.4 ст.51 Федерального закона № 44-ФЗ и все участники об этом требовании прекрасно знают. Казалось бы, чего тут сложного, собираешь все документы в один том (или несколько томов) по описи, нумеруешь страницы и сшиваешь. Однако есть один нюанс, о котором многие участники даже не догадываются. Честно говоря, до недавнего времени и я о нем не знал, т.к. в своей практике никогда с этой проблемой не сталкивался. Итак, давайте перейдем к сути вопроса и постараемся во всем разобраться.

Теперь многие Заказчики, которые раньше не обращали внимания на то, прошита ли заявка участника отдельно от тома заявки или нет, стали активно отклонять участников за это «нарушение» и прикрываться решением Арбитражного суда Ставропольского края № А63-6369/2015.

Из приведенного выше решения № А63-6369/2015 остается непонятным, каким образом все-таки должна быть оформлена заявка.

Первый вариант: Сама заявка (предложение участника), находящаяся в общем томе (сшиве) должна быть дополнительно прошита и пронумерована.

Второй вариант: Заявка должна быть отделена от остального комплекта документов. И при этом она должна содержать опись, быть прошита, пронумерована, а также должна быть подписана и скреплена печатью (при наличии).

Я лично склоняюсь к первому варианту. А что думаете по этому поводу вы?

Оставляйте свои комментарии ниже к этой статье. Буду рад обсудить этот вопрос и услышать вашу точку зрения на этот счет.


Процедура проходит на электронных торговых площадках. Все документы участник прикрепляет и заверяет в интерфейсе площадки. Большинство документов по первой и второй части оформляется в формате Microsoft Word. Нет необходимости распечатывать, подписывать и сканировать каждый документ в составе заявки.

Каждый документ в составе заявки нужно подписать электронной подписью:

  • Если торги по 44-ФЗ, то неквалифицированной.
  • Если торги коммерческие или по 223-ФЗ, то вид подписи зависит от требований площадки. В большинстве случаев требуется базовая квалифицированная подпись.

Документы, заверенные электронной подписью, юридически значимы и приравниваются к бумажному оригиналу с подписью и печатью. В том числе юридическую силу имеют электронные выписки из ЕГРЮЛ, заверенные квалифицированной электронной подписью налогового инспектора.

Запрос котировок

В соответствии с ч. 2 ст. 77 44-ФЗ заявку можно подать в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. Но возможность подавать котировочные заявки в электронном виде на ЕИС до сих пор не реализована. То есть по закону подать заявку на участие в запросе котировок можно только в бумажном виде. Участник закупки распечатывает подготовленные документы и заверяет их вручную.

Заявка от юридического лица

  • должность,
  • подпись,
  • ФИО полностью,
  • дата,
  • печать.

Заявка ИП или физического лица без образования ИП

  • подпись,
  • ФИО полностью,
  • дата,
  • *у ИП печать при наличии.

В котировках прошивать и нумеровать листы заявки не нужно. Сложите все документы в непрозрачный конверт формата А4 и отправьте по адресу, который заказчик указал в извещении. На конверте нужно указывать только информацию о закупке:

Открытый конкурс

Заявку на участие отправляют только в бумажном виде в запечатенном, непрозрачном конверте без сведений об участнике. На конверте указывают только информацию о закупке и адрес заказчика. Правила, по которым заверяют заявку, установлены в ч. 4 ст. 51 44-ФЗ:

  • Все листы заявки или ее отдельных томов должны быть прошиты и пронумерованы. Заявку прошивают с помощью дырокола, нитки и иголки.
  • Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов. Этот лист должен быть первым в заявке или ее томах.
  • Заявку скрепляют печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписывают от лица участника или его уполномоченного представителя.

Во всех «бумажных» процедурах заложите время на доставку конверта заказчику. Если он находится в другом регионе, доставка может занять несколько дней. Даже такие службы экспресс-доставки, как EMS, DHL и PonyExpress, могут неделю доставлять корреспонденцию в отдаленные районы.

Как заверять копии?

В документах заявки поставщики предоставляют копии оригиналов устава, приказа о назначении на должность и т.д. В 44-ФЗ нет разъяснений, нужно ли заверять каждый лист отдельно или можно заверить весь документ одной печатью и подписью.

Лучше ориентироваться на требования заказчика, при необходимости подавать запрос на разъяснения и придерживаться одного универсального правила: заверять все листы, где есть пункты «печать и подпись». Проставьте там, где необходимо:

  • печать «копия верна» или напишите эту фразу ручкой, если нет печати,
  • дату,
  • должность,
  • подпись,
  • расшифровку ФИО,
  • печать организации.

Бумажная выписка из ЕГРЮЛ действительна, если на ней стоит печать налогового органа и подпись должностного лица.

Благодарим их за помощь в подготовке статьи Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Специалистам Центра вы можете поручить подготовку сложных и срочных заявок.