Закупка у единственного поставщика определение. Размещение заказа у единственного поставщика силовым министерством

У неконкурентных закупок самые короткие по сравнению с остальными способами сроки проведения каждой из стадий. Отсутствует сложная процедура отбора участника для заключения с ним контракта. Нет необходимости в составлении документации о закупке. Между тем в ряде случаев от заказчика потребуют обосновать выбор такого способа закупки, согласовать заключение контракта в контрольном органе, привлечь к приемке товаров экспертную организацию и т. д.

Закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - единственный поставщик) осуществляют в кратчайшие сроки.

Заключению контракта предшествует подготовка, включающая в себя несколько этапов. Если будет проведена проверка и в ходе нее обнаружат нарушения правил Закона № 44-ФЗ (от выбора основания, обоснования закупки и условий контракта до составления и контракта), такую процедуру признают недействительной.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа - выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров - в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Расчет цены контракта и ее обоснование

Во всех перечисленных выше случаях потребуется еще один документ - расчет и обоснование цены контракта.

Цену контракта определяют по общим правилам, то есть с использованием тех же методов, что и при проведении конкурентных закупок:

  • метода сопоставимых рыночных цен;
  • нормативного метода;
  • тарифного метода;
  • проектно-сметного метода;
  • затратного метода.

Особый порядок расчета будет действовать в двух случаях:

  • закупки для целей гособоронзаказа (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - по правилам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ;
  • приобретение жилья экономического класса (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 407.

Отправка обращения о согласовании закупки

Обращение о согласовании закупки отправляют в контрольный орган при закупках у единственного поставщика после несостоявшихся конкурентных процедур (пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ).
Право на заключение контракта появится только после получения положительного ответа от органа. Такое обращение рассматривают не более 10 рабочих дней.

Размещение информации о закупке

Извещение о закупке - единственный документ, который заказчик должен обязательно опубликовать в единой информационной системе (на официальном сайте) до проведения закупки. Законом установлен принцип прозрачности и открытости (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Именно с ним связано размещение извещения в открытом доступе.

Это нужно сделать только в некоторых случаях закупок у единственного поставщика с условием, что в извещении нет сведений, на распространение которых государство наложило запрет:

  • закупки у ограниченного круга поставщиков (пп. 1, 2, 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере безопасности и обороны (пп. 3, 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки коммунальных услуг (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере культуры, науки, образования и спорта (пп. 13, 14, 16-18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области недвижимости (п. 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документ должен оказаться на сайте за пять календарных дней или ранее до заключения контракта. К нему может быть приложен проект контракта, но это не является обязанностью заказчика.

При закупках по результатам несостоявшихся процедур следует учитывать, что достаточно того извещения, которое было размещено при первоначальной закупке, поэтому второй раз его публиковать не нужно.

В извещении отражают следующую информацию (пп. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона № 44-ФЗ):

  • сведения о заказчике (наименование, месторасположение, почтовый и электронный адреса, телефон), ответственное лицо заказчика, специализированной организации;
  • условия контракта без подробного изложения (наименование, описание, количество (объем) закупаемой продукции или услуг, место доставки (выполнения, оказания), сроки получения заказчиком товаров или выполнения работ либо график оказания услуг, цену контракта, источник финансирования);
  • наличие ограничений (например, закупка у субъекта малого предпринимательства);
  • при необходимости информацию об обеспечении исполнения контракта (размер, порядок предоставления, требования к обеспечению, банковское сопровождение).

Требование обеспечения исполнения контракта устанавливают в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если это предусмотрено соответствующим правовым актом), 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35, 37-39, 42, 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При этом единственный поставщик должен предоставить обеспечение (например, посредством банковской гарантии) до подписания контракта. В остальных случаях заказчик сам решает, добавлять ли ему это требование. Особые правила действуют при закупке бюджетным учреждением банковской гарантии (п. 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В таком случае нельзя обязать исполнителя обеспечить контракт. То же при проведении закупки, участником которой является государственное или муниципальное казенное учреждение или если предмет контракта - это услуги по выдаче кредита. Например, единственный участник, который подал заявку на электронный аукцион является казенным учреждением, и с ним заключают контракт как с единственным поставщиком, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В извещении о закупке было установлено требование об обеспечении контракта. Но в соответствии с частью 8 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяют.

Заключение контракта

Контракты допускается заключать в двух формах:

  • в типовой - с включением всех условий, предусмотренных статьей 34;
  • в упрощенной - с пониженными требованиями к составу.

Второй вариант допустим при закупках:

  • у субъектов естественных монополий и центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • при малых закупках (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг коммунального хозяйства (пп. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области культуры и спорта (пп. 15, 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • для нужд госаппарата (пп. 20, 21 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в сфере медицины (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в области безопасности (пп. 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Упрощенная форма означает, что можно использовать любой вид контракта (договора), который предусмотрен Гражданским кодексом РФ. При этом заказчик вправе не применять требования частей 4-9, 11-13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Например, такое исключение установлено для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой контракт можно заключить в устной форме (ст. 158 Гражданского кодекса РФ).
Заказчик ставит в известность контрольный орган о факте подписания контракта при закупках, указанных в пунктах 6, 9, 34 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это нужно сделать не позднее следующего рабочего дня.
Сведения о контрактах, заключенных по основаниям части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (не включая пункты 4, 5), вносят в реестр контрактов.

Исполнение контракта

Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10-13, 16, 24, 31, 34, 35, 37-39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Заказчик может не проводить экспертизу:

Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика. Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Особенности прямой закупки

Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных . Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры. Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения.

В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.

Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур. Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию.

Основные случаи проведения прямой закупки

Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:

  1. При небольшой стоимости закупаемых товаров или услуг. Законодательно эта сумма не установлена. Чаще всего ее определяют на уровне 100 000 рублей. Для организаторов, чей годовой объем выручки превышает 5 миллиардов рублей, эта сумма увеличивается до 500 000 рублей.
  2. Если проводится закупка товаров или услуг, которые имеет право предоставлять только одна компания. Например, приобретение услуг организаций, относящихся к естественным монополиям.
  3. Когда организуется закупка товаров, на которые эксклюзивные права имеются только у одной компании. Это касается и услуг водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и тому подобное.
  4. Если закупка связана с чрезвычайными обстоятельствами, аварийными ситуациями, опасностью для жизни людей. При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.
  5. Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  6. При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  7. Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.

Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Как проводится закупка

Перед проведением закупки по такой методике, заказчик должен разработать закупочную документацию, которую следует опубликовать в ЕИС. Там же должен быть размещен и план закупок. Отражать в нем прямые закупки нужно только в том случае, если стоимость каждой из них превышает 100 000 рублей.

Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.

Этап прямой закупки

Регламентированный срок

Основание

Публикация извещения о проводимой процедуре, а также проекта договора и прочих необходимых документов в ЕИС

В соответствии с положением о закупках

Часть 5 статьи 4

Добавление информации о закупке в план или корректировка ранее внесенной информации

Порядок определяется положением о закупке конкретного заказчика

Не более чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения

Часть 11 статьи 4

Публикация разъяснений извещения, договора или иных документов

В трехдневный срок со дня вынесения решения о предоставлении разъяснений Рейтинг 4.48 (20 Голосов)

Одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт - наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.

О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию .

Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:

Этап 1. Подготовка к закупке

Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график . При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:

  • услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в отдельных случаях ;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения .

При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

Этап 3. Направление предложения о заключении контракта

Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контра кт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки

После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки .

Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

  • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ , если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
  • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных ;
  • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков ;
  • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора ;
  • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейс я;
  • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями - инновационными площадками ;
  • жилья экономкласса у организаций, заключивших дог овор на освоение территории в целях строительства такого жилья ;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России ;
  • работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов .

Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Об этом сказано в частях 1-3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.

Этап 7. Подписание контракта

Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.

Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице .

Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

Его можно составить в произвольной форме .

В отчете нужно указать:

  • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
  • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

К таким причинам относятся, например:

  • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
  • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
  • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно Федеральному закону 44, порядок закупки у единственного поставщика осуществляется при выборе заказчиком одного физического или юридического лица - поставщика. Стороны заключают контракт и предоставляют информацию в единый информационный центр. Существуют нюансы и особенности такого вида сделок, которые рекомендуется изучить.

Законодательные основы процесса

Закупка у единственного поставщика по осуществляется согласно статье 93, в ней предоставлена вся информация и нюансы такого вида закупки. В этой статье описаны нюансы составления и оплаты контракта, список необходимых бумаг, дан список предоставляемых услуг, особенности процедуры и процесса осуществления закупки. Последние изменения в эту статью были внесены 29 июля 2017 года. Она состоит из 4 пунктов.

Согласно первому пункту 93 статьи ФЗ 44 о госзакупках, производить покупки у единственного поставщика можно только в случаях:

  • Если товар, услуги или работы будут использованы в области деятельности естественных монополий и центрального депозитария;
  • Для осуществления деятельности органов по государственной охране;
  • Получения соответствующего положения, приказа или распоряжения от Правительства или Президента Российской Федерации;
  • Для защиты интересов в случаях разбирательств в международных судебных органах и арбитражах, в которых участвует Российская Федерация;
  • Осуществления мобилизационной подготовки;
  • Покупки транспортных услуг или средств для помощи и деятельности Вооруженных Сил, перевозки военной техники или военнослужащих в случаях угрозы безопасности государству, восстановления мира и т. д.;
  • Закупки Федеральными органами исполнительной власти, по разрешению Правительства РФ, акцизных марок для алкогольной и табачной продукции;
  • Денежной суммы покупок услуг, работ или товаров, не превышающей ста тысяч рублей;
  • Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями в области культуры;
  • Покупки товара, созданного, оформленного или модернизированного на территории России;
  • Покупки товаров или услуг, которые могут выполнить только местные органы исполнительной власти;
  • Закупка литературы, изобразительного или музыкального искусства у одного автора;
  • Приобретения услуг по проведению экскурсий, репетиторству и т. д.;
  • Приобретения техники, не имеющей аналогов;
  • Заключение контракта на поставку лекарств пациенту и др.

Согласно второму пункту, заказчик обязан за 5 дней до заключения контракта с поставщиком оформить всю информацию о закупке в единой информационной системе. Клиент не должен составлять извещение о покупке, в случае если информация составляет государственную тайну.

В третьем пункте написано, что если клиент выбрал одного подрядчика, то обязан обосновать свои действия в документе. При составлении контракта он описывает законные причины или ситуации, мешающие ему выбрать другие способы осуществления закупки. Обязательно должны быть оформлены сведения о цене и существенные условия и обязательства сторон.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона №143

В четвертом пункте написано, что в контракте обязательно должен быть расчет стоимости купленного товара, услуг или работ.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно

Скачать 93 статью Федерального закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок» можно

Кто такой единственный поставщик?

Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым составляет контракт заказчик. Заказчик выбирает одного исполнителя, которого либо знает, либо слышал положительные отзывы и стороны составляют контракт, по которому исполнитель обязуется предоставить товар, услуги или работы в нужный срок и в нужном качестве.

По праву заказчик при определении единственного поставщика имеет право опустить формальности 24-ой статьи 44 Федерального закона. Обычно в таких случаях клиент полностью уверен в противоположной стороне и поэтому формальные процедуры не обязательны. Однако все же определенные законом процессы существуют и им стороны следовать обязаны. Единственный исполнитель может быть выбран клиентом только на основании законных причин, оформленных в этой статье выше.

Закупка у единственного поставщика подразумевает, что клиент не будет использовать формальность конкурентного отбора. Такие покупки совершаются без контрактной системы и в законодательство Российской Федерации такая категория была введена для неподходящих под типичные категории случаев и должна была быть использована редко. Однако на сегодняшний это один из самых популярных способов проведения закупки.

Порядок оформления закупки по ФЗ 44

Шагов для проведения закупки у единственного поставщика несколько и этот способ осуществления покупок считается самым простым при наличии законных оснований.

Процедура заключения сделки:

  • Для начала заказчик составляет план. В плане составляется та информация, которая необходима для осуществления цели и задач заказчика. В документ вписывается цель проведения покупок, идентификационный код, объем финансирования и законные основания для закупки у единственного поставщика;
  • Затем клиент выбирает поставщика. Часто случается, что лицо выбирает одного и того же человека на протяжении многих лет;
  • Составляется контракт, используются все необходимые документы. Он составляется письменно, в произвольном порядке, от руки или напечатан на компьютере;
  • Затем сведения из контракта переносятся в единую информационную систему. Согласно Федеральному закону 44, вписывается срок подписания контракта, предоставляются необходимые документы.

Среди необходимых документов:

  • Дата внесения информации в ЕИС и идентификационный номер;
  • Бумаги со сведениями об изменениях или предложениях;
  • Отчеты о ходе закупки;
  • Документ с информацией о закупке товара, услуги или работы.

После совершения процедуры, перед внесением сведений в единую информационную систему, у сторон есть 10 дней для согласования возможных поправок, внесения изменений и т. д. Затем в течение пяти дней контракт должен быть подписан и информация о нем внесена в ЕИС. В случаях, если проект разделен на этапы, то по завершению одного этапа в систему вносится отчет.

Максимально допустимая сумма

Закупка у единственного снабженца совершается только в случае, если другие способы закупки невозможны или нецелесообразны. Согласно Федеральному закону номер 44 и его статье 93, денежная сумма за товар, услугу или работу должна быть «небольшой». Конкретная сумма не предоставляется и определения слова «небольшой» в законе нет.

Но в четвертом пункте статьи написано, что денежная сумма за всю закупку не должна превышать 100 тысяч рублей. Именно такая денежная сумма считается допустимой для использования заказчиком при составлении и оформлении контракта и проведения закупки у одного исполнителя.

В 44-ФЗ есть четкий перечень ситуаций, когда возможна закупка у одного поставщика. Рассмотрим, какие особенности имеет процедура закупки у единственного поставщика, а также изменения в законодательстве, которые вступят в силу со следующего года.

Для поиска поставщика в госзакупках есть масса разных способов, но существует и такой вариант, как закупка у единственного поставщика . Правда, воспользоваться этим правом можно далеко не во всех случаях.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Когда может быть выбран единственный поставщик

Таких случаев в законе прописано достаточно много, рассмотрим самые ходовые, то есть часто применяемые. Итак, по 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться, когда:

  1. Закупаемый товар, работа или услуга относятся к области деятельности субъектов естественных монополий ;
  2. Поставщик определен указом или распоряжением Президента или Правительства страны;
  3. Идет речь о выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке в России;
  4. Сумма закупки меньше ста тысяч рублей, а годовой объем закупок у одного поставщика не превышает двух миллионов или пяти процентов от общего объема, при этом он не должен превышать порог в 50 миллионов;
  5. Закупку осуществляет муниципальное или государственное учреждение культуры или образовательная организация, и ее сумма не больше 400 тысяч рублей . При этом объем закупок у одного исполнителя не должен составлять больше половины от годового и не должен превышать порог в 20 миллионов;
  6. Выполнить работу или оказывать услугу может лишь определенный орган власти или подведомственное ему учреждение;
  7. Закупается вооружение и военная техника отечественного производства, которая не имеет аналогов, а единственный в нашей стране производитель такого вооружения внесен в специальный реестр единственных поставщиков ;
  8. Речь идет об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, а также по хранению, ввозу и вывозу наркотических средств и психотропных веществ;
  9. Тратить время на определение поставщика нельзя, закупку нужно проводить срочно из-за различных ЧП и экстренных ситуаций ;
  10. Речь идет о закупке значимых культурных ценностей для пополнения фондов;
  11. Проходит закупка произведений, печатных или электронных изданий конкретных авторов, лицензия или права на которые есть только у одного лица;
  12. Речь идет о культурных мероприятиях: заключается контракт на посещение зоопарка, театра или концерта; заключается договор с конкретным человеком, коллективом или организацией на поставки декораций и другого реквизита, исполнение номеров; оказываются услуги по реализации билетов и абонементов на культурные мероприятия и т.д.;
  13. Оказываются услуги авторского контроля и надзора в сфере капитального строительства или сохранения объектов культурного наследия;
  14. Для муниципальных, региональных или же федеральных нужд необходимо закупить или арендовать нежилое здание;
  15. Речь идет об оказании услуг преподавателя или гида для физлиц;
  16. Речь идет о поставках для образовательных организаций ПО и оборудования, права на которые есть лишь у конкретной организации;
  17. Бюджетное учреждение заключает контракт, предметом которого служит выдача банковской гарантии;
  18. Проходит перепись или иное статистическое наблюдение, и необходимо оплатить труд привлеченных к этой деятельности людей, или же закупают документы, необходимые в период выборов и референдумов.

Кроме того, заключение контракта с единственным поставщиком возможно, когда уже были использованы другие способы определения исполнителя, но процедура прошла неудачно. Сюда входит признание несостоявшимися открытого и других видов конкурсов, аукциона, запроса котировок и предложений, определения поставщика закрытым способом. Порядок действий в этих случаях рассмотрим ниже.

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ

Обратим внимание на то, что при заключении контракта в случаях, прописанных в пунктах 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 44-ФЗ к договору могут не применяться некоторые основные требования. Это включение в него условий об ответственности сторон за неисполнение или некачественное исполнение контракта, о неустойках, о включении в документ графика исполнения контракта, если его срок больше трех лет, а цена превышает 100 миллионов, а также о порядке и сроках оплаты и приемки товара или работы. В этих случаях государственный контракт с единственным поставщиком можно составить с любой форме , которая предусмотрена в Гражданском кодексе для совершения сделок.

Если проводится закупка у единственного поставщика, заказчик должен прописать в контракте расчет и обоснование цены контракта. Случаи, в которых это не требуется, прописаны в части 3 статьи 93 44-ФЗ. Также отметим, что заказчику необходимо обосновать, почему было невозможно или нецелесообразно использовать другие способы определения исполнителя, а также цену договора и другие существенные условия. Оформить обоснование нужно в форме отчета.

В отдельных случаях заказчик должен разместить в ЕИС извещение о том, что им был выбран единственный поставщик по 44-ФЗ. Эти случаи указаны в части 2 статьи 93 44-ФЗ. В извещении должны быть: наименование и контактные данные заказчика, а также вкратце условия контракта - объект закупки, количество, сроки, цена контракта, источник финансирования. Разместить извещение нужно за пять дней до момента заключения контракта.

В случаях, указанных в пунктах 6 и 9 нашей статьи, а также если заключается контракт с зарубежной организацией на лечение российского гражданина, заказчик обязан уведомить о такой закупке контрольный орган. На это ему дается один день после заключения контракта. К уведомлению необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием.

Отдельно рассмотрим порядок действий, когда проведенные ранее конкурсы и запросы признаны несостоявшимися, и закупку было решено проводить у единственного поставщика. Если определение подрядчика закрытым или иными способами не состоялось, в течение 10 дней заказчик должен направить обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в федеральный орган .

На подписание контракта с одним исполнителем дается 20 дней. Его необходимо заключить на условиях, прописанных в документации о закупке, и по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Закупка у единственного поставщика с 2017 года

В 2016 году в статью о закупке у одного поставщика внесли изменения. Вкратце расскажем о том, что поменялось в редакции, которая будет действовать с 2017 года.

  • Введены новые условия, когда возможно заключение договора с единственным поставщиком . Это закупки товаров, чье производство создано, освоено или модернизировано в субъекте нашей стране в соответствии с гос- или инвестиционным контрактом . Цены в этом случае регулируются, а заказчики должны находиться на территории этого субъекта. Поставщиком же может быть только юрлицо, с которым заключен государственный контракт.
  • Некоторые пункты дополнены . К примеру, МУПами и ГУПами, которые переходят на контрактную систему со следующего года .
  • Убраны некоторые фразы . Из пункта про лечение за рубежом гражданина России исчезла строчка о несостоявшемся запросе предложений, после которого можно заключать договор с единственным поставщиком.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»