1. Отличия военной службы. Военная служба, являясь по своей природе и по определению видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "устранил" особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности.
Семантическое значение слова "особый" заключается в том, что предмет или явление, обладающие определенным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Применительно к предмету исследования необходимо выявить признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированы ее сущностью и не характерны для других видов государственной службы, т.е. особенности военной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военная, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. можно выделить отличия военной службы.
Наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах. Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, в целом характерны следующие признаки:
Специфика выполняемых задач и функций;
Наличие специальных принципов в организации службы;
Особые условия службы, нередко сопряженные с риском;
Наличие профессиональной специфики;
Особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.);
Наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;
Особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения испытательного срока, аттестации, прекращения службы;
Наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;
Особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);
Специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т.п.)*(110).
Как видно, многие из перечисленных отличительных признаков имеют особый характер.
Отдельные разновидности государственной службы имеют различия в своем статусе, обусловливающие отличия военной службы от других видов государственной службы Российской Федерации.
1. Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, т.е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций, возложенных на них государством по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов, в том числе тех, в которых законом предусмотрена военная служба, отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.
Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них.
Целостность государства и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций.
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Федерального закона "Об обороне").
Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил Российской Федерации на собственной территории по своему прямому предназначению - ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения в отдельных случаях к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства, для чего потребовалось принятие специального закона.
Пограничные войска охраняют Государственную границу, и в этих целях они имеют право применять оружие, боевую технику и специальные средства (ст. 30 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1). На внутренние войска МВД России возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"). Войска гражданской обороны предназначены для реализации системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1 Федерального закона "О гражданской обороне").
Помимо выполнения задач в сфере обороны и безопасности Отечества, военнослужащие могут быть направлены за пределы Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами. Порядок их использования в указанных случаях установлен Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г., которым установлено, что военнослужащие в составе воинских формирований могут направляться за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности. В соответствии с Концепцией предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, принятой Советом глав государств Содружества Независимых Государств 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащие) могут быть использованы в целях предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, а также постконфликтного построения мира.
Таким образом, военная служба в отличие от гражданской государственной службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами.
2. Как и Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", согласно которому к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "Б" и "В"*(111) (п. 1 ст. 2), так и Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" связывают понятия отдельных видов государственной службы с исполнением обязанностей на различных видах должностей государственной службы. Понятием государственной должности охватывается должность в государственных органах, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющие в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Военная служба не только учреждается в государственных органах, составляющих часть государственного аппарата, но и является основой деятельности специально создаваемых государством организаций (Вооруженных Сил, внутренних войск МВД России, пограничных войск и т.д.; воинских формирований).
Государственные должности категории "Б" и "В" являются государственными должностями государственной службы, включенными в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.
Военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением некоторых случаев (нахождения в распоряжении, прикомандирования к государственным органам, учреждениям и т.д.). Воинской должностью определяются характер выполнения служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций государства в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. Президент Российской Федерации утверждает единый перечень воинских должностей, замещаемых только высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга). Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Таким образом, воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.
Следовательно, посредством исполнения военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности.
3. Введение воинских званий наряду с квалификационными разрядами и дипломатическими рангами для отдельных видов государственной службы предусмотрено как Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", так и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации". Воинские звания могут присваиваться только военнослужащим.
Назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего от рядового до маршала, т.е. то, что называется "служебной карьерой"*(112).
Основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям являются отношения старшинства и подчиненности: начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения и отдания воинского приветствия; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. В дополнение к отношениям подчиненности военнослужащих по должности это служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (например, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих, имеющих воинское звание от полковника (капитана 1 ранга) и выше, на дополнительную общую площадь жилого помещения). В соответствии со ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запрещено вводить для должностных лиц, сотрудников и служащих министерств, государственных комитетов и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений служебные, специальные звания или классные чины, аналогичные, т.е. подобные воинским званиям. По смыслу указанной нормы аналогичными являются звания, не полностью повторяющие воинские, а имеющие определенное с ними сходство.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения отдельных видов военизированной государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что указанная норма не выполняется, что отражает общую тенденцию военизации государственной службы в Российской Федерации. Так, например, воинскому званию "полковник" соответствуют специальные звания сотрудников органов внутренних дел (полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции*(113)).
4. Дисциплинарные отношения между военнослужащими, являющиеся частью военно-служебных отношений, строятся в соответствии с ДУ ВС РФ. Требования Устава обязательны для исполнения всеми военнослужащими независимо от присвоенных воинских званий, служебно-должностного положения и заслуг, а также места прохождения военной службы.
5. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под которыми понимается вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач. Риск для жизни характерен также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами.
6. В связи с особым характером исполняемых обязанностей в целях решения специфических задач для военнослужащих предусмотрены отличное от других видов государственной службы специальное материальное обеспечение, включающее денежное довольствие и виды натурального обеспечения (продовольственного, вещевого и квартирного), а также социальные льготы.
Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. Известный военный юрист прошлого столетия В.Д. Кузьмин-Караваев писал: "Войско есть сила. Войско состоит из массы лиц, совокупно выполняющих функцию вооруженной силы государства. Эти два положения определяют существо войска, условия внутренней его жизни и главнейшие черты организации"*(114).
2. Особенности военной службы. Как было отмечено ранее, особенности военной службы предполагают наличие у нее признаков, не характерных для других видов государственной службы. Для военной службы характерны следующие особенности.
1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов (п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"). В качестве основного признака в указанном определении выделяется профессиональная деятельность, которая характеризуется непрерывностью, преемственностью и компетентностью и осуществляется на основе специальных знаний и навыков. Указанным Законом профессионализм называется в качестве одного из принципов организации государственной службы (ст. 5), который заключается в том, что государственный служащий исполняет обязанности на профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за которую получает денежное содержание.
Государственная служба как профессиональная деятельность является реализацией конституционного права граждан на труд, т.е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации), а также права на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации). Указанные положения нашли свое отражение в принципе равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой (ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации").
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации также реализуется их конституционное право на труд, т.е. по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Однако критерию свободного выбора профессии отвечает только поступление граждан на военную службу по контракту, а призыв на военную службу является одной из форм воинской обязанности граждан, т.е. прохождение военной службы на профессиональной основе происходит не всеми военнослужащими, а только поступившими на нее в добровольном порядке.
Указом Президента Российской Федерации "О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту" от 16 мая 1996 г. N 722 было установлено, что с весны 2000 г. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации переходят на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу. Однако Указом от 11 ноября 1998 г. N 1356 в Указ Президента Российской Федерации N 722 были внесены изменения, в соответствии с которыми переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту, будет осуществляться по мере создания необходимых условий, прежде всего экономических. Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг.*(115), согласно которой предполагается планомерное увеличение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Таким образом, в полной мере признак государственной службы как профессиональной деятельности, в которой он применяется для характеристики других видов государственной службы, будет присущ военной службе в Российской Федерации только с переходом к армии, комплектуемой в добровольном порядке гражданами, заключившими контракт о прохождении военной службы, или проходящими ее на кадровой основе.
2. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военную службу и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине - Российской Федерации. Смысл этого торжественного акта заключается в том, что, произнося патриотические слова присяги, ярко выражающие существо воинского долга, военнослужащий или гражданин сознательно выражает и подтверждает свою готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.
Факт принятия присяги имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с принятием присяги военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность. Отказ от принятия Военной присяги не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой согласно принципу прямого действия Конституции Российской Федерации должно быть предоставлено каждому гражданину независимо от принятия соответствующего федерального закона, устанавливающего порядок реализации указанного конституционного права граждан.
3. Обязательность военной службы. Эта особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов - очередных и по мобилизации. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о всеобщем характере военной службы для всего населения Российской Федерации. Военная служба по призыву является обязательной для призывных контингентов мужского населения России. В то же время Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от военной службы, а также в некоторых случаях освобождение от нее.
Во-вторых, после привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За недолжное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей невоенной (гражданской или военизированной) государственной службы.
Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" за несоблюдение обязанностей государственным служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность военнослужащих. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (ст. 337); дезертирство (ст. 338); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст. 339).
4. Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы - защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей, в условиях риска для жизни и здоровья военнослужащих, как правило, с оружием в руках.
5. Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий: за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник; подача жалобы не может приостановить исполнение приказа; в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие (ст. 9 ДУ ВС РФ), однако командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации; никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных органов и организаций.
6. Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы как в служебном порядке - соответствующему начальнику, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1).
Во-вторых, специфика защиты незыблемости воинского порядка проявляется в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.
7. Особым является статус военнослужащих - совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности. В то же время специфика военной службы предопределяет ряд ограничений основных прав и свобод, которые осуществлены законодательно. Таким образом, с началом военной службы ряд конституционных прав будет для военнослужащих ограничен в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих".
8. Военнослужащие в особом порядке привлекаются к правовой ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной и материальной).
Военная служба в России всегда считалась и считается почетной обязанностью и священным долгом, исключительным по своей важности и необходимости. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, повседневную боевую подготовку. Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Военная служба имеет ряд существенных отличий от других видов государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования, особенно по состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и физической подготовленности.
Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым военнослужащим военной присяги.
Отличительной чертой военной службы является высокая степень ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.
Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. В соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является единоначалие . Оно заключается в наделении командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира единолично принимать решения, отдавать приказы в соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение командиру и неисполнение его приказа является воинским преступлением.
По своему служебному положению одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками и подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.
Для военнослужащих устанавливается военная форма одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.
Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение и применение оружия.
Исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентировано Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых более детально осуществляется правовое регулирование вопросов обороны и военного строительства. Одним из таких актов военного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены:
Основы и организация обороны;
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны;
Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;
Предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;
Основные положения: состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;
Положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.
Другим Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» определены права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы их правовой и социальной защиты.
Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, способы ведения боевых действий и принципы использования войск регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские.
Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приемов и движения без оружия и с оружием. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн и уровня технического оснащения. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.
6.1. Правовые основы военной службы
6.2. Воинская обязанность и ее содержание. Понятие о воинской обязанности
6.3. Прохождение военной службы
6.4. Обеспечение безопасности военной службы. Общие требования к безопасности военной службы
6.5. Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения
6.1. Правовые основы военной службы
Военная служба является особым видом федеральной государственной службы и заключается в выполнении гражданами воинских обязанностей. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы.
Основная задача военной службы – постоянная и целенаправленная подготовка к вооруженной защите и вооруженная защита целостности и неприкосновенности Российской Федерации.
Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые разрабатываются на основе Конституции Российской Федерации. Базовыми правовыми актами, определяющими основы военной службы, являются федеральные законы Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” и “О статусе военнослужащих”. Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь и быт, несение службы, выполнение должностных обязанностей регламентируются общевоинскими боевыми уставами.
Общевоинские уставы определяют общие для всех видов Вооруженных Сил положения о взаимоотношениях между военнослужащими, их общие и должностные обязанности, права, несение внутренней, гарнизонной и караульной служб, сущность воинской дисциплины, порядок выполнения строевых приемов и движения без оружия и с оружием. К этим уставам относятся Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской федерации.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Этим уставом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Действие устава распространяется также на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск МВД России и войск гражданской обороны.
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Все военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от воинских званий, служебного положения и заслуг должны строго руководствоваться требованиями этого устава. Кроме того, положения устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, если они ее носят.
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск. Этим уставом руководствуются все военнослужащие и должностные лица воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет строевые приемы и движения без оружия и с оружием, строй подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа.
Боевые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, с учетом опыта войн и локальных конфликтов, уровня технического оснащения войск. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск вбою.
СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статус военнослужащих определен Федеральным законом РФ “О статусе военнослужащих”. Под ним понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием. В соответствии с этим законом военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, которые установлены законами Российской Федерации. На них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с выполнением поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, и некоторым ограничением их прав и свобод им предоставляются определенные льготы, гарантии и компенсации.
ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Военнослужащие пользуются установленными законодательством Российской Федерации правами и свободами наравне с другими гражданами. Однако с учетом особого характера обязанностей военнослужащих для них существуют некоторые ограничения в общегражданских правах и свободах. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинской части и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении части, порядок их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. При реализации права на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений, на доступ к получению и распространению информации военнослужащие не имеют права разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Военнослужащим запрещается участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы с целью урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица, но они не имеют права отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. В воинских частях не допускается создание каких бы то ни было религиозных объединений.
Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности в свободное от исполнения обязанностей военной службы время.
Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы. Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью. Военнослужащие не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой (если они не препятствуют исполнению обязанностей военной службы).
ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации подразделяются на общие, должностные и специальные.
Общие обязанности военнослужащих определяются требованиями законов и воинских уставов. Эти обязанности выражают сущность воинского долга и характеризуют содержание военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Чтобы быть достойным защитником Отечества, каждый военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов.
Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями; дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков.
В процессе боевой подготовки военнослужащий обязан постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство; хорошо знать и содержать в постоянной готовности к применению вверенные ему вооружение и военную технику, беречь военное имущество.
Военнослужащий обязан беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части; в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг.
Военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, военнопленными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, а также гражданским населением в районе боевых действий.
Должностные обязанности военнослужащих определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности определяют объем и пределы задач, порученных военнослужащему согласно занимаемой им должности.
Специальные обязанности военнослужащих имеют обычно временный характер. Выполнение этих обязанностей военнослужащими предусмотрено при выполнении задач боевого дежурства, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско–правовой и уголовной ответственности.
К дисциплинарной ответственности военнослужащих привлекают за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали или общественного порядка согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ. При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир может ограничиться напоминанием ему о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом командир должен учитывать, что налагаемое взыскание является мерой укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего и должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени установленной вины.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.
Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с Федеральным законом РФ “О материальной ответственности военнослужащих”.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные не при исполнении обязанностей военной службы государству, физическим и юридическим лицам, военнослужащих привлекают к гражданско–правовой ответственности. Уголовная ответственность военнослужащих наступает в связи с совершением ими преступлений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в котором предусмотрен раздел “Преступления против военной службы”.
К этим преступлениям относятся следующие:
- сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет;
- насильственные действия в отношении начальника (нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенное во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей) наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет;
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим, либо сопряженное с насилием, наказывается содержанием в дисциплинарной части на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет;
- оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения обязанностей военной службы наказывается ограничением по военной службе на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок;
- самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года;
- дезертирство, т. е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу наказываются лишением свободы на срок до семи лет; дезертирство с оружием, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет;
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года;
- нарушение уставных правил караульной службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет;
- нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в суточный наряд части или патруль, если эти деяния повлекли тяжелые последствия, наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет;
- утрата военного имущества наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
Основные положения Международного гуманитарного права закреплены в Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколах к этой конвенции, которые были одобрены 8 июля 1977 г. и подписаны 12 сентября 1977 г. большинством государств – членов Организации Объединенных Наций.
Международное гуманитарное право является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Цель этого права состоит в том, чтобы удерживать воюющие стороны от бессмысленной жестокости, а также обеспечить необходимую защиту тем, кто в этом нуждается.
Наиболее важные положения Международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах:
- Лица, вышедшие из строя, и те, кто не принимает непосредственное участие в боевых действиях, имеют право на уважение к их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой–либо дискриминации.
- Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.
- Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом той стороны конфликта, во власти которой они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема красного креста и красного полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.
- Захваченные в плен комбатанты и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессий, они имеют право на переписку со своей семьей и получение помощи.
- Каждый человек имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.
- Стороны, состоящие в конфликте, и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать необусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.
- Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.
Исходя из этих положений Международного гуманитарного права каждый военнослужащий должен знать и соблюдать международные правила поведения в бою (схема 8).
Схема 8. Международные правила поведения военнослужащего в бою
Международное гуманитарное право предоставляет особую защиту некоторым категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные знаки.
Защитой Международного гуманитарного права пользуются:
- Военная и гражданская медицинские службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны). Отличительным знаком медицинской службы является красный крест на белом поле или равноценная ему эмблема в виде красного полумесяца на белом фоне. Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет конкретная обстановка.
- Гражданская оборона, обеспечивающая проведение мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: оповещение; эвакуация; предоставление и обустройство убежищ; проведение мероприятий по светомаскировке; спасательные работы; медицинское обслуживание, включая первую медицинскую помощь и помощь религиозного характера; борьба с пожарами; обнаружение и обозначение опасных районов; обеззараживание; предоставление крова и снабжение; срочное захоронение трупов и др. Отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний темно–синий треугольник на оранжевом фоне.
- Культурные ценности под общей защитой, к которым относятся объекты, имеющие важное значение, являясь культурным и духовным наследием народа. Это памятники архитектуры, искусства и истории; места археологических раскопок, ансамбли зданий, которые в целом представляют исторический или художественный интерес; музеи, крупные библиотеки, архивные хранилища, хранилища других культурных ценностей. Отличительный знак культурных ценностей под общей защитой представляет собой бело–голубой щит.
- Культурные ценности под особой защитой – это объекты, представляющие исключительную ценность. К ним относятся хранилища культурных ценностей; центры, содержащие объекты недвижимости, представляющие культурную ценность. Отличительный знак культурных ценностей под особой защито – три бело–голубых щита, расположенные треугольником (один щит внизу).
- Установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции), нападение на которые может вызвать высвобождение этих сил из–под контроля и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Отличительный знак установок и сооружений, содержащих опасные силы, представляет собой группу из трех ярко–оранжевых кругов, расположенных на одной оси.
- Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).
Вопросы и задания
1. Какими федеральными законами и нормативными правовыми актами регламентировано исполнение обязанностей военной службы в Российской Федерации?
2. Почему для военнослужащих предусмотрены некоторые ограничения в общегражданских правах и свободах?
3. Каким образом подразделяются обязанности военнослужащих?
4. К каким видам ответственности могут привлекаться военнослужащие?
5. В каких документах изложены основные положения Международного гуманитарного права?
6. Прокомментируйте положения законов и нормативных правовых актов РФ и назовите особенности, которые определяют военную службу как особый вид федеральной государственной службы.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Военная служба - особый вид государственной службы
- 1.1 Понятие военной службы
- 1.2 Особенности военной службы в РФ
- Глава 2. Воинские должности
- 2.1 Особенности воинских должностей
- 2.2 Порядок назначения на воинские должности и освобождения от них
- Глава 3. Воинские звания и порядок их присвоения
- 3.1 Присвоение воинского звания
- 3.2 Присвоение "внеочередного" воинского звания
- 3.3 Сохранение воинского звания при переходе из одного вида государственной службы в другой и возникающие проблемы
- Заключение
Источники
1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
2. Федеральный закон от 27.05.1998г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
3. Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999г. №1237
Литература
5. "Комментарий Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный) (под ред. А.Н. Козырина) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)
6. "Комментарий к Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (постатейный) (В.Р. Попова, И.М. Хужокова) (Подготовлен для Системы Консультант Плюс, 2006)
7. "Комментарий к Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 Г. N 58-ФЗ" (постатейный) (издание второе, переработанное и дополненное) (А.Н. Ткач) (ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] Юстицинформ, 2005)
8. "Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный) (издание четвертое, переработанное и дополненное) (А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев) ("За права военнослужащих", 2005)
9. "Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) (под ред.В.Г. Стрекозова) (Издательство "За права военнослужащих", 1999)
10. "Государственная служба Российской Федерации", Д.М. Овсянко, 2007
11. "Увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям должно производиться в строгом соответствии с законом" (А.Н. Шимкин, П.И. Гаврюшенко, О.В. Грибанов) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)
12. "Лишение воинского звания" (Я.В. Лобов, С.Н. Шарапов) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8)
13. "Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях" (З.Х. Акчурин, М.Н. Федулова) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 5)
14. "Актуальные вопросы перемещения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на нижестоящие должности" (С.В. Шанхаев) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 4)
15. "Порядок заключения нового контракта военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации" (А.А. Журавлев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2006)
16. "Вопросы правового регулирования присвоения специальных воинских званий" (С.В. Шанхаев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2006)
17. "Приостановление военной службы" (Т.А. Московец) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2006)
18. "Порядок присвоения воинских званий и пути его совершенствования в Вооруженных Силах Российской Федерации" (П.И. Гаврюшенко, А.И. Окунев) (Российский военно-правовой сборник N 5: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2006).
- Тазиева Ксения Александровна , студент
- Башкирский государственный аграрный университет
- ВОЕННАЯ СЛУЖБА
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
- ГОСУДАРСТВО
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН
В данной статье рассматривается институт военной службы как особый вид государственной службы в Российской Федерации, а также специфические признаки военной службы, отличающие ее от гражданской и военизированной государственной службы.
- Зарубежный опыт государственного управления призывом на военную службу и перспективы его применения в Российской Федерации
- Методология гражданского общества и его взаимодействие с государством
- Особенности государственного регулирования физической культуры и спорта
- Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования
Обеспечение защиты Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государства. На государстве, на протяжении всего исторического периода его существования, лежит обязанность осуществления одной из первостепенных задач – «защиты его целостности и независимости».
Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба, и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими, и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни .
Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания .
Военная служба, являясь по своей природе и по определению особым видом государственной службы, имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «устранил» особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, по своему сущностному содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности .
Военная служба, кроме отличий, имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы. Эти особенности представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений .
Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них , .
Основу системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения военной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от военных угроз .
Управленческий аспект характерен, в частности, и для государственных организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба. Так, управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления ими. Управление осуществляется как на федеральном уровне, через специально создаваемый федеральный орган исполнительной власти, так и в самой управляемой системе через специально создаваемые органы управления, которые в Вооруженных Силах РФ называются органами военного управления .
Таким образом, посредством военной службы не столько обеспечивается исполнение полномочий государственных органов, сколько фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению обязанностей (службы) военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности . Которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений.
Список литературы
- О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.05.2003 года № 58-ФЗ: принят Гос. Думой 7.07.2004 года: одобр. Советом Федерации 14.05.2002 года (ред. от 13.07.2015) // СПС «Консультант плюс».
- Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] : учебник / Г.В. Атаманчук. – М. : Омега-Л, 2009. – 364 с.
- Бахрах, Д.Н. Государственная служба России [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект, 2011. – 350 с.
- Макосейчук, И.Г. Государственная гражданская служба [Текст] / И.Г. Макосейчук // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2010. – № 1. – 100 с.
- Стрекозов В. Г. Военное право [Текст] : учебник / В. Г. Стрекозов, А. В. Кудашкин и др. – М. : «За права военнослужащих», 2014. – 640 с.
- Цымбал, Е.А. Государственная гражданская служба в РФ как составная часть системы государственной службы [Текст] / Е.А. Цымбал // Юридические науки. – 2012. – № 2. – 56 с.
- Лобанов, В. В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения [Текст] / В. В. Лобанов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 2. – С. 141-142.
- ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Ханнанов Р.А. Уфа, 2009.
- ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.
- РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Ризванова Р.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 142-143.
- РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
- РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
- Самойлов, В. Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы [Текст] : учебник для вузов / В. Д. Самойлов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 с.
- САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2010. № 7. С. 1234-1249.
- СПЕЦИФИКА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ Уразбахтина Р.Р., Ханнанова Т.Р. Законность и правопорядок в современном обществе. 2013. № 15. С. 77-78.