Викторины на знание прав ребенка для педагогов. Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка

Галина Устьянцева
Права ребенка. Викторина «Что мы знаем о правах детей?»

Викторина «Что мы знаем о правах детей

Составитель : ст. воспитатель Г. Р. Устьянцева

Участники : заведующая ДОУ, ст. воспитатель, воспитатели групп, педагог – психолог

Девиз : «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них заботимся, зависит завтрашний день всего общества».

Цель : пропаганда правого воспитания детей

Предварительная подготовка

1. оформление наглядно – информационного стенда «Ребенок и его права » .

2. анкетирование педагогов по правовому воспитанию детей

выпуск памяток для родителей по защите прав и достоинств ребенка в семье

3. тест «Какой Вы родитель?»

4. выставка литературы по данной тематике

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня детей (Universal Children"s Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей , посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире .

ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным . 20 ноября знаменует день, в который Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка , а в 1989 году - Конвенцию о правах ребенка .

Обеспечение охраны прав детей это не только глобальная проблема мирового сообщества. По рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) обучение правам человека , т. е. правовое воспитание , предлагается начинать на дошкольном уровне. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства и дошкольного образовательного учреждения детей , педагогов, родителей. Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном Кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, в Законе «Об образовании» .

Тема нашей встречи «Знаем ли мы права ребенка » . Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения.

Вы знакомы с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией прав человека . Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы.

Задание 1. Словарь понятий. Предлагается составить словарь терминов по теме «Права ребенка »

Декларация - объявление, не имеет обязательной силы. Это рекомендация.

Личность - человек как носитель ценностей.

Пакт - тоже конвенция, только неоднородного содержания.

Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь, безусловных для выполнения.

Конвенция - международное соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для всех государств.

Ребенок - каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Закон - общеобязательное и непреложное правило .

Право - то , что соответствует природе человека, что разрешено законом.

Задание 2. «Сказка ложь, да в ней намек.»

1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка» ? (лиса, петух)

2. Какое право нарушил Иван – царевич в сказке «Иван - царевич и Серый волк» ? (Право на владение личным имуществом) .

3. Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка – путешественница» ? (Правом на свободное передвижение) .

4. Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей )

Задание 3. «Волшебный сундучок» Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека .

Свидетельство о рождении . Что это за документ? О каком праве он напоминает ? праве на имя ) .

Сердечко. Какое право может обозначать сердце? праве на заботу и любовь )

Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает ? праве на имущество )

Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь. О каком праве напоминает эта книга? праве на образование ) .

Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? праве ребенка быть вместе с мамой )

В завершении я хочу процитировать слова писателя А. Лиханова : «Право ребенка на жизнь и право на родительство – это неотъемлемые права любого человека , а ребенок – поперед всего . Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права , а мы зрячие – родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос.»

Игра-викторина «Права и обязанности ребенка»

Цель: активизировать познавательные процессы учащихся, выяснить знания детей по данной теме.

Правила игры.

Вопросы игры разделены на 5 категорий:

В каждой категории 5 вопросов. Цена вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов. Дети разделяются на две команды. Команда игры имеет право выбрать в 5 категориях любой из 5 вопросов. За правильный ответ команде выдаётся карточка, соответствующая цене вопроса. В конце игры каждая команда подсчитывает набранные баллы. Победителем становится та команда, набравшая большее количество баллов.

Задания:

100. Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я в детском садике все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

200. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

300. 1) На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся общеобразовательного учреждения:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение объективной оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь и освобождение от учебных занятий в установленном порядке.

(Ответ: А, Б, В, Д)

2) Какие имеются обязанности у обучающихся общеобразовательного учреждения:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

400. Назовите какие существуют права у несовершеннолетних и какие обязанности вытекают из этих прав?

права

обязанность

Право на имя

Право на образование

Право на медицинский уход

Право на отдых и досуг

Право управлять велосипедом

Право на семью

500. Назовите 10 правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.

100. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства - это …. (Гражданин)

200 . Норма, поддерживаемая государством это … (Закон)

300. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок – это….. (Наказание)

400. Определенный круг возложенных на человека действий, безусловных для выполнения - это ….. (Обязанность)

500. Обязанность человека отвечать за совершенные действия или их последствия – это ……. (Ответственность)

100. Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).

200. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

300. Какое образование вы должен получить бесплатно по Конституции РФ? (9 классов).

400 . С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

500. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

100. Закончи пословицу: Украсть – в беду … (попасть).

200 . Закончи пословицу: Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).

300. Закончи пословицу: Легко воровать, да тяжело … (отвечать).

400. Закончи пословицу: Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).

500. Закончи пословицу: Возможность украсть создаёт …(вора).

100 . Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

200 . 1) Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку). 2) Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).

300. 1) Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино). 2) Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

400 . Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

5) Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга. (Буратино).

500 . Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок: …(Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 1 Белоглинского района»

Викторина

«Мои права»

(дошкольникам о правах и обязанностях)

для детей подготовительной группы

Гощук Т.И., Бойко О.Н.

2013 г.

Участники: Ведущий, Доктор Айболит, Баба Яга, дети подготовительных групп.

Ведущий: (держит в руках Конвенцию)

У нас сегодня встреча не простая,

Мы с вами эту книгу полистаем.

Едва страницу первую откроем,

Увидите вы сказочных героев,

Смотрите зорче, и тогда у них

Вы о правах узнаете своих.

Ведь о правах не зря идет молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом - моя крепость?»

Ответы детей (дома не страшно, дома тебя защищает, дом крепкий и …)

Ведущий: Посмотрите на экран, вспомните эту сказку «Три поросенка».

За что, поросята наказали волка? Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно.

Как называется это право?

Дети: право на жилье.

Ведущий: в Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. А как вы понимаете слово неприкосновенность?

Ответы детей: никто без разрешения не должен туда входить, не должен его ломать и …

Ведущий: а в какой сказке волк перехитрил маленьких деточек? Мама пришла, а их нет.

Ответы детей: «Волк и семеро козлят». (Слайд 2 - «Волк и семеро козлят»).

Ведущий: подумайте, какое право здесь еще нарушено? (Слайды 3, 4)

Дети: право на жизнь.

Ведущий: ребята, а вы боитесь оставаться одни дома, как вы себя ведете, что вам не разрешают делать родители? (Слайды 5-9)

Оветы детей: трогать электрические приборы, брать спички.

Ведущий: а как поступить, если дома никого нет, а в дверь постучались или позвонили?

Ответы детей: (без родителей дверь не открывать, позвонить родителям или соседям, позвонить в милицию или в службу спасения)

Ведущий ребята, вы, конечно, знаете, что у нас есть не только права, но и обязанности. Какие обязанности по дому есть у вас?

Ответы детей: помогать близким, родным поддерживать в порядке свое жилье, наводить порядок в своей комнате, всегда убирать на место игрушки, содержать свои вещи в порядке, убирать за собой постель, не оставлять грязную посуду, помогать накрывать на стол!

Ведущий : говорят, каждый дом похож на своего владельца: у неряхи и дом неряшливый, у грязнули в доме не может быть чисто, а у чистюли и дом блестит от чистоты. Рассмотрите картинку и найдите дом каждого сказочного героя. (Слайд 10)

Ведущий: Пусть у каждого из вас будет светлый и уютный дом!

И все, что в нем есть:

И папина сила, и мамина ласка,

От их доброты ведь рождаются сказки.

Коль ребенку жизнь дана,

Протекать должна она с папою и мамою,

Милой, доброй самою. (Слайды 11-14)

Ведущий: А почему наша страна так называется?

Ребенок:

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Неожиданно под музыку входит доктор Айболит. (Слайд 15)

Айболит: Здравствуйте, дети. Здравствуйте, родители.

Ведущий: Здравствуй, доктор Айболит.

Доктор Айболит:

Быть здоровыми хотят и взрослые и дети.

А что для этого нам нужно?

Я могу ответить.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Долго не лежи в кроватке,

Утро начинай с зарядки.

Веселая гимнастика под музыку с детьми и родителями

Айболит:

На прощание, ребята, я хочу вам всем сказать:

Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы,

Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело.

Чтобы громче пелись песни, жить, чтоб было интересно

Физкультурой занимайтесь, спортом все вы увлекайтесь.

Прощается и уходит.

Ведущий: Дорогие друзья, а какое право реализуется на этой улице? (Слайд 16)

Ответы детей: право на медицинское обслуживание и физическое развитие детей)

Ведущий: Уважаемые, родители и гости. Мы с ребятами сейчас расскажем вам о том, как реализуется право на физическое развитие в нашем детском саду.

1 ребенок: Вас приветствуют ребята замечательного сада.

2 ребенок: Мы расскажем вам о том, как здоровье бережём.

1 ребенок: Все мы закаляемся, водой холодной обливаемся.

2 ребенок: А ещё нам не лень зубы чистить каждый день.

1 ребенок: А вместо телевизора на улице гулять.

2 ребенок: Водою кипяченою горло полоскать.

1 ребенок: Ну, а утром не лениться – на зарядку становиться.

2 ребенок: Показать её для вас мы готовы все сейчас.

Песня-разминка «Если хочешь победить», автор Александр Ермолов.

Ведущий :

Ой, ребята, тише-тише... Чьи-то шаги я слышу....

Под музыку входит Баба-Яга.

Баба-Яга:

Так-с, так-с, меня не ждали

И к себе не зазывали.

Здравствуйте, господа хорошие.

А по какому случаю шум, гам, тарарам?

Сарафан я яркий сшила

Кудри модно уложила.

Нос припудрила слегка

Раскрасавица Яга!

Приглашения ждала,

Обошли – пришла сама.

Это что за несправедливость такая?

Ведущая:

У тебя, Яга, мы все просим прощения!

Прими же от нас извинения

В знак глубочайшего к тебе уважения.

Баба-Яга:

Я женщина завидная, красавица дальновидная.

Живу я в детсаду, теперь я могу и сплясать, и спеть.

Могу я играть в догонялки, прыгалки, прятки, скакалки.

Могу развлечь весь честной народ

Да поставить всех в хоровод.

А слыхали ль вы про гимнастику, про стрельниковскую?

Для здоровья она – ой, как полезна.

Делаю её регулярно – и теперь мне никакие хвори нипочём! Хотите вас научу?

Баба-яга:

На ноги, друзья, вставайте, и упражненья за мной повторяйте.

(Баба-яга проводит стрельниковскую гимнастику с детьми и родителями)

Баба-яга:

Улетать уже пора

До свиданья, детвора!

Здоровья вам виноградного,

Настроения – шоколадного,

Радости клубничной, улыбки земляничной (уходит).

Родители делятся свои опытом.

Мероприятие завершается фотографированием.


КВН «О правах играя» подготовительная группа

Цель : способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи:
- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
- обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- продолжать развивать умение работать в группе;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма

Ход мероприятия

Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывая себе под нос и играя в мяч. Навстречу ему идет Знайка. Незнайка случайно попадает в Знайку мячом.
Незнайка. Ой, привет! Куда это ты направляешься?
Знайка. (поправляет очки). Я иду в детский сад. Там дети в школе « Правовых знаний» изучают свои права.
Незнайка. Каких, каких знаний, правовых? (Недоумленно). Там что ходят только направо?
Знайка. Какой ты глупый Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка. О чем, о чем? О каких таких правах?
Знайка. В этом детском саду, незнайка есть «Школа правовых знаний» где ребята изучают свои права. А вот послушай!
Дети исполняют песню. Звучит музыка на мелодию песни «Учат в школе».
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать,

И законы уважать,
Малышей не обижать,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
На учебу есть права,
И на отдых есть права,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
На заботу есть права,
На работу есть права,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
Знайка. Понятно?
Незнайка. И что здесь такого? Ну права, ну законы! Я сам себе законы пишу и все знаю!
Знайка. Ничего то ты не знаешь.
Воспитатель. Знайка и Незнайка, а давайте проверим много ли знают наши ребята? Я предлагаю провести КВН. И вы тоже присоединяйтесь к нам. У нас 2 команды. Команда «Почемучек» и команда «Мудрецов».

Задание 1 “Визитка команды”
Эмблема и девиз команды «Почемучки».
Мы пытливые умы, мы с вопросами на «ты»
«Почему?» вопрос любимый, помогает нам расти.
Эмблема и девиз команды «Мудрецы»
Мы почти что Мудрецы, много нам читают,
Умники и умницы, много знать желаем.

Задание 2 «Литературная викторина «Права литературных героев»
Воспитатель: Жители Законии, ребята, прислали вам видеописьмо, и просят помочь им узнать, в каких сказках и у кого из героев нарушаются права? Смотрим на экран.
(просмотр фрагмента презентации «Права литературных героев»).
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. « Красная шапочка».)
(Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? «Волк и семеро козлят».)
- Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку)
(Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Не хочет миша девочку отпускать домой и, сам того не ведая, несёт её домой. «Маша и медведь»).
«Колобок», «Гуси-лебеди»,
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?
(Появилась девочка в чашечке цветка. И бала та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. «Дюймовочка».)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
(Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. «Три поросёнка».)
- В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть.)
«Заюшкина избушка», «Зимовье».)
- В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?
(«Золотой ключик или приключение Буратино»)
- В какой сказке эксплуатируют героиню? Нарушают право на праздник, развлечение?
(Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь.«Золушка»).

Конкурс 3 «Нарисуй Узор»
Входит Чебурашка. У него грустное лицо. Садиться на стульчик.
Воспитатель. Интересно кто это к нам пришел? Ты кто? Как тебя зовут?
Чебурашка. Я Игрушка. А как меня зовут я не знаю. Имя мне никто не давал.
Воспитатель. Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении.
Чебурашка. А я сказочный герой, поэтому имя мне ни кто не давал.
Воспитатель. Не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать?
Дети. Чебурашка.
Воспитатель. Теперь тебя зовут Чебурашка. Нравиться тебе твое имя?
Чебурашка. Очень нравиться. Спасибо вам ребята!
Воспитатель. Знаешь, Чебурашка при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» (показывает документ). В этом документе закреплено право ребенка на имя. Чебурашка, мы хотим сделать тебе подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства о рождении, а ты выберешь, то которое тебе больше всего понравиться. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй узор, какой ты хочешь».
Дети при помощи штампиков, палочек раскрашивают рамку «Свидетельство о рождении». Чебурашка выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя и показывает свидетельство детям и Чебурашке.
Воспитатель. Любимый наш Чебурашка, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Чебурашка. Спасибо ребята, я очень рад. Пойду покажу это свидетельство своим друзьям. До свидания ребята.

Музыкальная пауза. Группа «Барбарики» песня «Человек-хороший»

Конкурс 4 Игра «Волшебный сундучок».
Воспитатель. У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг Чебурашка. Давайте посмотрим, что же в нем находиться.
Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
Сердечко
Воспитатель. Какое право может обозначать сердечко?
Дети. Право на любовь и заботу.
Воспитатель. Что означает забота? Кто заботиться о вас? О ком вы заботитесь?
Свидетельство о рождении .
Воспитатель. Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?
Дети. Право на имя.
Воспитатель. Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться ко взрослым людям?
Домик.
Воспитатель. Как вы думаете, почему в сундучке лежит доми? О каком праве он напоминает?
Дети. О праве на имущество.
Воспитатель. Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому?
Конверт.
Воспитатель. О чем вам напомнил этот конверт?
Дети. Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.
Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
Букварь
Воспитатель. Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?
ДетиО праве на образование.
Воспитатель. Почему это право необходимо?
Игрушечные утка и утенок.
Воспитатель. Как вы думаете, почему чебурашка положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?
Дети. О праве ребенка быть вместе с мамой.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов».
Воспитатель.Все вы знакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять карточку с нужной буквой.
1. В каком документе изложены права ребенка?
А. В конституции РФ.
Б. В конвенции о правах ребенка.
В. В декларации прав ребенка.
2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 18 лет.
Б. Лицо до достижения 14 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?
А. Председатель правительства
Б. Президент
В. Председатель Государственной Думы.
4. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?
А. Промышленный и военный капитал.
Б. Человек, его права и свободы.
В. Государство

Конкурс 6 «Игра разрезная картинка»
Воспитатель: Одну картинку порвали на7 частей, попробуйте собрать её.
(По образцу дети собирают сюжетную картинку “ Все имеют Права независимо от..”. Знак разрезан на 7 частей - по одной части на каждого ребенка.Дети собирают его на ковре)

1 ребенок. Лишь появиться ребенок
2. И дышать начнет едва.
3. У него уже с пеленок
4. Веские права
5. Он имеет право жить
6. Развиваться и дружить
7. Иметь просторный, добрый дом,
8. Видеть тихий, мирный сон
9. Врачей помощь получать,
10. Обучаться, Отдыхать.
11. Быть веселым и здоровым
12. Восхищаться чем то новым
13. И любить и быть любим
Все… Он на свете не один.

Воспитатель . Ребята, давайте предоставим нашим гостям воспользоваться правом на личное мнение. Возьмем у них интервью. Незнайка будет корреспондентом и будет брать интервью, А Знайка будет репортером снимать на видеокамеру
-Вам понравилась наша игра?
- Что больше всего запомнилось?
- Вам нравиться наш детский сад?
- Спасибо за интервью. Приходите к нам еще. Будем рады видеть вас! Досвидания!

Подведение итогов и вручение поощрительных подарков.

Викторина «Права ребенка»

Викторина проводится среди учащихся 7-11 классов.

Формируются команды по 6 человек.

Участники викторины: команды во главе с капитанами, ведущий, жюри .

Ведущий на доске пишет названия команд и ведет счет баллов за каждый конкурс.

Правила викторины :

Первый конкурс - Представление команд : капитаны представляют название команды, объясняя при этом, почему было выбрано то или иное название, участников команды, девиз. (1-3 балла)

Второй конкурс Нарисовать какое-либо право ребенка . Обычно в самом начале викторины капитан определяет несколько человек для выполнения этого задания.(3-5 баллов)

Третий конкурс разгадайте кроссворд . Пока команда играет один или два человека из команды разгадывают кроссворд.(3-7 баллов)

Четвертый конкурс - Ответьте на вопрос . За каждый ответ команда получает от 1 до 3 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа.

    Вопрос: Согласно Семейного кодекса родители, имеют право общаться с ребенком. Имеют ли бабушки и дедушки обязанность принимать участие в воспитании ребенка?

Ответ: Нет.

    Вопрос: Если после развода одна из сторон препятствует дугой стороне видеться с ребенком, имеют ли право обратиться в суд не отец или мать, а другие родственники, например тетя или дядя для установления времени общения с ребенком?

Ответ: Да, имеют право

    С какого возраста в таком судебном разбирательстве будет возможным выступить ребенку и быть заслушанным со своим мнением?

    Допустим, мать препятствует отцу видеться с сыном. Отец подал в суд иск и был установлен порядок встреч отца с сыном. Если мать не исполняет решение суда и продолжает препятствовать общению отца и сына, какое наказание будет на нее наложено?

Ответ: Судебный исполнитель составляет акт о неисполнении решения суда и суд на этом основании может наложить штраф и назначить срок для исполнения решения суда. В настоящее время штрафные санкции существенно увеличились, должнику проще исполнить решение, чем ежемесячно вносить достаточно крупные штрафы.

    В соответствии с Гражданским Кодексом любой гражданин имеет право завещать свое имущество любому гражданину. Если у данного гражданина есть несовершеннолетние дети, получается, что они могут не наследовать никакого имущества, если есть завещание на другое лицо?

Ответ: Нет, законом предусмотрена правило об обязательной доле необходимых наследников (ст.535 ГК РСФСР). К необходимым наследникам относятся в числе прочих несовершеннолетние дети младше 18-ли лет или нетрудоспособные по состоянию здоровья (инвалиды 1, 2, 3-й групп). В соответствии со ст.535 ГК РСФСР обязательная доля необходимых наследников должна быть не менее 2/3 от доли, которая причиталась бы таким наследникам при наследовании по закону.

    Вопрос: Могут ли таким лицом быть внуки?

Ответ: Нет.

    Вопрос: Если родитель нетрудоспособен, должен ли он выплачивать алименты на ребенка?

Ответ: В этом случае закон не ставит в прямую зависимость взыскание алиментов ни от материального положения родителей, ни от их трудоспособности.

    Вопрос: Можно ли подать на алименты для ребенка, если ребенок рожден в гражданском браке?

Ответ: Да, если в свидетельстве о рождении указан отец ребенка

    Вопрос: А если в свидетельстве о рождении ребенка отец не указан, можно ли подать на алименты?

Ответ: В случае если в свидетельстве о рождении отец ребенка не указан, ситуация усложняется. Тогда вам придется подать в суд иск об установлении отцовства, и лишь в случае его удовлетворения у вас будет основание требовать уплаты алиментов.

    Вопрос: Если трое 14 летних подростков завладели чужим автомобилем, покатались и бросили его у дороги, могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности?

Ответ: да

    Вопрос: Двое 12-летних подростков проникли на территорию военной части и насыпав полные карманы патронов убежали, потом на пустыре разожгли костер и развлекались, кидая их в огонь, в результате взрыва одному из них оторвало пальцы на руке, Будут ли они привлечены к уголовной ответственности?

Ответ: нет, за хищение боеприпасов уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    Вопрос: Группа несовершеннолетних детей развлекалась тем, что кидала камни в окна электрички, будут ли они привлечены к уголовной ответственности?

Да, если им на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

    Вопрос: На сегодняшний день, ребенок 1999 года рождения подвергается избиениям, оскорблениям со стороны своих пьющих родителей, которые о нем не заботятся, в доме часто нечего есть. Может ли он самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд?

Ответ: нет, он самостоятельно может обратиться в органы опеки и попечительства, так как ему еще не исполнилось 14 лет.

    Вспомните нашумевшее дело о разводе Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова. На одной из пресс-конференций сам ребенок, 11-летний ДэниБайсаров, рассказал, что хочет жить с отцом. Правомерно ли поступил ДэниБайсаров?

Ответ: Как считает руководитель Института уполномоченных по правам ребенка Алексей Головань, Сам факт участия мальчика в публичных обсуждениях Алексей Головань подверг критике. "У Орбакайте и Байсарова есть свои адвокаты. Безусловно, они помогут сторонам найти выход из сложившейся ситуации, однако, с моей точки зрения, решение об участии ребенка в публичной пресс-конференции было неверным", - сказал А.Головань.

Как отметил омбудсмен, участие в пресс-конференции может негативно сказаться на психике ребенка. Он не исключил, что на этот счет могу быть внесены изменения в законодательство. "На мой взгляд, необходимо внести изменение в существующее законодательство, которое запрещало бы участие детей в таких мероприятиях", - отметил уполномоченный по правам ребенка.

При этом он отметил, что решение ребенка, с кем остаться жить, должно приниматься при учете его мнения. "В этой ситуации необходимо поговорить с ребенком в комфортной для него обстановке. Есть необходимость не спрашивать у него "в лоб", с кем он хочет жить, а доверить это дело опытным психологам. Такие вопросы не должны решаться на публике", - сказал А.Головань.

    Вопрос: После классного часа перед каникулами классный руководитель отпустила мальчиков домой, а девочкам сказала убирать класс, правомерно ли поступила классный руководитель?

Ответ: Это и есть типичный пример нарушения гендерного равенства.

Как было бы лучше поступить школе? Очень просто – не делить старшеклассников на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

    Вопрос: При поездке на экскурсию в город Вологду несколько девочек отказались пойти на экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь, а захотели в это время погулять по магазинам. Классный руководитель отказалась их отпустить и потребовала идти вместе с классом на экскурсию. Правомерно ли она поступила?

Ответ:Представим, что среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий. Посещение православного монастыря может противоречить их религиозным убеждениям. Нужно учитывать, что по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. Более того, школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Поэтому школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Школа не может проводить никаких мероприятий, связанных с религией, тем более собирать пожертвования на нужды религиозных общин или вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. этим нарушается норма Закона о светском характере образования.

В свою очередь, ученики имеют полное право отказаться участвовать в мероприятиях, имеющих отношение к религии. В случае, если подростков пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы.

    Если ученик опоздал на урок, может ли учитель не пустить его на урок?

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

    Вопрос: Девочка написала статью в местную газету, в которой отстаивала взгляды субкультуры «Готов». После публикации в классе было проведено собрание детей и родителей, на котором критиковалась статья. Оцените правомерность действий девочки и классного руководителя.

Ответ: Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Закон «Об образовании» закрепляет право учеников «на свободное выражение собственных мнений и убеждений» (статья 50, пункт 4). Из этого следует, что педагог категорически не имеет права выносить на суд класса убеждения ученика без его согласия. Обсудить газетную заметку школьника во время классного часа, конечно, можно, но только при двух условиях:

    Обсуждение является свободным, без давления педагога на учеников. Это означает, что каждый имеет равную возможность высказаться и не боится, что он за это пострадает.

Если эти условия не выполнены, то педагог может сделать только одно: обсудить волнующую его проблему с учеником лично, без посторонних. При этом он также не должен оказывать давление, и обязан уделить взглядам ребёнка должное внимание (статья 12 Конвенции о правах ребёнка).Что делать ученику, если его начали «прорабатывать» при всём классе? Постарайтесь, насколько это возможно, взять себя в руки и объясните педагогу, что такую беседу нельзя вести в присутствии всего класса, поскольку Вас это унижает. Попросите учителя побеседовать с Вами наедине после уроков. Если учитель не выполнил Вашу просьбу, обращайтесь с жалобой к директору школы.

    Вопрос: Может ли школа привлекать учеников к дежурству по столовой?

Ответ: Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён».Статья 50 Закона «Об образовании» запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Т.е. может при их добровольном согласии.

Пятый конкурс составь заявление. Учащимся предлагается написать письменное заявление на имя директора школы. (5-7 баллов)

Вас выгнали с урока физики из-за внешнего вида и не пускают на уроки по этому предмету в течение 10 дней, составьте письмо на имя директора школы с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Ответ должен выглядеть примерно так:

Директору школы № 1
Полянниковой Е.В.
от учащегося 11-а класса
Петрова Петра

ЗАЯВЛЕНИЕ

16 октября 2003 года учитель физики Иванов Иван Иванович отстранил меня от занятий по своему предмету. Поводом к отстранению стало то, что учителя не устроил мой внешний вид. В связи с этим, к настоящему времени я лишён возможности проходить обучение по предмету «физика» в течении 10 дней. Считаю, что, вследствие действий Иванова И.И., нарушено моё право на образование (статья 43 Конституции России), право на уважение человеческого достоинства (статья 50 закона «Об образовании»), а также положение Конвенции о правах ребёнка (статья 3): «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка». По моему мнению, Иванов И.И. также нарушил Устав школы и превысил свои полномочия, поскольку Уставом школы не предусмотрена такая мера наказания, как отстранение от уроков.

На основании статьи 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», прошу Вас провести дисциплинарное расследование по фактам нарушения Ивановым И.И. моих прав. В состав комиссии по проведению дисциплинарного расследования прошу включить выборных представителей обучающихся: Ершова Петра (11-б класс), Карасёва Сергея (11-а класс), Лещёва Тимофея (5-г класс) и школьного уполномоченного правам ребенка (ФИО)

Прошу Вас проинформировать меня о результатах дисциплинарного расследования и принятых мерах. В случае несогласия с Вашим решением, оставляю за собой право обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (статья 9 Закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»).Также прошу Вас отдать распоряжение Иванову И.И. о допуске меня к урокам физики.

Подпись ученика

По горизонтали
3. Международный правовой документ, определяющий права детей
6. С18 лет каждый человек обязан прийти на избирательный участок и исполнить свой гражданский долг
11. Для подростков прекративших обучение в школе во столько лет срок трудового договора определяется на общих основаниях
13. Чтобы получить среднее(полное) общее образование,сколько классов нужно закончить
14. С 14 летнего возраста гражданам Росиии разрешается не более 4 часов в сутки

По вертикали
1. Верховенство и независимость власти
2. Законные представители детей
4. На него имеет право каждый человек, ни кто не может быть произвольно лишен его
5. общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние
6. Экономическая деятельность, совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на получения прибыли, допустимая для лиц с 18 летнего возраста
7. В нашей стране оно обязательное (ст.26)
8. Во столько лет ребенок считается совершеннолетним
9. Каждый человек имеет право на бесплатное получение помощи этого вида
10. Как называют лицо, которому принадлежит право собственности чего-либо?
12. Властно - политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления