Виды помилования в России: материнское и Президента РФ. Порядок применения помилования

Каждый осужденный имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, ст. 176 УИК РФ).

Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ч. 1 ст. 85 УК РФ право помилования принадлежит Президенту РФ.

Помилование представляет собой издаваемый президентом правовой акт, который освобождает виновного от наказания или иных уголовно-правовых последствий осуждения, а также смягчает назначенное ему наказание.

В отличие от амнистии помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица и может быть основанием для освобождения его от дальнейшего наказания либо изменения условий отбывания наказания. Помилование осуществляется на основании указа Президента РФ, который является правовым актом прямого действия. Указ Президента о помиловании не отменяет и не изменяет вынесенный судом приговор, не устраняет преступность деяния, это лишь свидетельство проявления гуманизма по отношению к осужденному.

В 2001 г. было осуществлено масштабное реформирование института помилования. Вместо единой Комиссии по помилованию при Президенте РФ, не справляющейся с огромным количеством поступающих со всей страны ходатайств (более миллиона в год), Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» были учреждены комиссии на территории каждого субъекта РФ. Состав комиссии утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ. Комиссия предварительно рассматривает ходатайства о помиловании осужденных, готовит по ним заключения, на основании которых высшее должностное лицо субъекта РФ вносит президенту представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного лица, отбывающего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. В состав комиссии должны входить не менее 11 человек, которые осуществляют свою деятельность на общественных началах. Состав комиссии должен обновляться на одну треть один раз в два года.

По рассмотренным за 2009-2013 гг. 602 ходатайствам комиссией по вопросам помилования на территории Омской области были рекомендованы к помилованию 274 осужденных, из которых акты помилования были применены в отношении 12 (4,4% от числа рекомендованных). В 2012 г. из 52 осужденных, рекомендованных региональной комиссией, Президент помиловал лишь одного, а в 2013 г. - ни одного из 27 рекомендованных к помилованию. В 2014 г. всего было помиловано четыре человека, а в 2015 и 2016 гг. - по пять человек. Это подтверждает вспомогательную, совещательную роль региональных комиссий, определяет помилование как конституционную деятельность Президента РФ, выступающего в качестве единственного субъекта помилования.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (далее - Положение), которым детально урегулированы вопросы, связанные с порядком представления ходатайств о помиловании. В соответствии с п. 2 Положения помилование применяется:

  • а) в отношении лиц, осужденных судами РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ;
  • б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с договорами РФ;
  • в) в отношении лиц, отбывающих назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Как правило, помилование не применяется в отношении осужденных:

  • а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
  • б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • в) ранее освобождавшихся от наказания условно-досрочно;
  • г) ранее освобождавшихся от наказания по амнистии;
  • д) ранее освобождавшихся от наказания актом помилования;
  • е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Уголовный закон предусматривает следующие виды последствий помилования:

  • а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
  • б) сокращение назначенного судом наказания;
  • в) замена назначенного судом наказания более мягким видом наказания;
  • г) снятие судимости с лица, отбывающего наказание;
  • д) замена смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

При этом последнее последствие, в отличие от предшествующих, закреплено не ч. 2 ст. 85 УК РФ, а ч. 3 ст. 59 УК РФ.

Единственным юридическим основанием для рассмотрения Президентом РФ вопроса о возможности помилования является персональное ходатайство осужденного к Президенту в письменной форме. При этом инициатива обращения с таким ходатайством может исходить как от самого осужденного, так и от иных лиц, заинтересованных в его судьбе, в том числе и от администрации исправительных учреждений. Однако при отсутствии личного ходатайства осужденного положительные решения но вопросу помилования невозможны. В соответствии со ст. 176 УИК РФ ходатайство подается через администрацию учреждения или органа, исполняю щего наказание. Срок, по истечении которого можно обращаться с ходатайством о помиловании, законом не установлен. Следовательно, осужденный вправе обратиться с такой просьбой в любое время после вступления приговора в законную силу.

Ходатайство осужденного до рассмотрения его президентом должно пройти несколько инстанций. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются необходимые документы, перечень которых содержится в Положении. Кроме того, администрация учреждения готовит представление о помиловании, в котором должны содержаться данные, характеризующие личность осужденного, его поведение, отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию. Указанные документы в установленные сроки направляются в комиссию по вопросам о помиловании.

Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта РФ.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо по его поручению председателем комиссии.

Отказ в удовлетворении ходатайства о помиловании не лишает осужденного права обратиться с тем же ходатайством. Однако повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание следующие обстоятельства:

Помилование отличается от амнистии следующими признаками:

  • 1) правом на помилование наделен Президент РФ, амнистия объявляется Государственной Думой;
  • 2) помилование всегда применяется к конкретному лицу и носит личный характер, амнистия распространяется на неопределенный, неперсони- фицированный круг лиц, который указан в самом акте;
  • 3) ходатайство о помиловании исходит от самого осужденного, инициатива издания акта об амнистии - от органов государственной власти;
  • 4) помилование предусматривает освобождение от наказания, амнистия - как освобождение от наказания, так и освобождение от уголовной ответственности;
  • 5) помилование не зависит от тяжести совершенного преступления. Свидетельством этого является ч. 3 ст. 59 УК РФ, в соответствии с которой смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок до 25 лет. Амнистия, как правило, не распространяется на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.

Амнистия представляет собой акт законодательного органа власти, освобождающий индивидуально неопределенный круг лиц , совершивших преступление, от уголовной ответственности или от наказания, а с лиц, отбывших наказание за совершенное преступление, снимающий судимость.

Объявление амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Государственной Думы РФ (п. «о» ст. 71 , п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК РФ) и реализуется в форме принятия постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, которому сопутствует разъясняющее его постановление о порядке применения амнистии (см., напр.: постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2001 г. № 2172-Ш «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» и от 30 ноября 2001г. №2173-111 «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин"» // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4694, 4696).

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц путем перечисления ряда обозначенных по полу, возрасту, социальному положению, назначенному наказанию и другим признакам лиц, на которых распространяется действие акта об амнистии. В акте об амнистии также содержится указание на те категории лиц, в отношении которых амнистия не применяется (это, как правило, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; осужденные, вновь совершившие умышленные преступления в местах лишения свободы; лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, и т. д.).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может содержать следующие предписания:

    1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Согласно процессуальному законодательству, актом об амнистии освобождаются от уголовной ответственности лица в случае, если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства уголовного дела в их отношении по существу (ч. 1 ст. 239, ч. 8 ст. 302 УПК). Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, то суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу и в случае постановления обвинительного приговора при наличии оснований для применения акта об амнистии освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК);
    2. об освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания наказания в целом или от дальнейшего его отбывания;
    3. о сокращении размера (срока) назначенного наказания лицам, осужденным за совершение преступления. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
    4. о замене лицу, осужденному за совершение преступления, назначенного наказания любым более мягким видом наказания. Такая замена возможна с учетом ст. 44 УК РФ и положений Общей части УК РФ о пределах конкретных видов наказаний;
    5. о полном или частичном освобождении лиц, осужденных за совершение преступления, от отбывания назначенного им дополнительного вида наказания;
    6. о снятии с лиц, отбывших наказание, судимости.

Акт об амнистии распространяется только на те преступления, которые совершены до его вступления в силу, хотя в дальнейшем возможно и продление ее действия во времени.

Как разновидность освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистия является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения исполняющего ее органа) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения.

Помилование

Помилование представляет собой акт главы государства, частично или полностью освобождающий индивидуально определенное лицо, осужденное за совершение преступления, от отбывания наказания, назначенного по приговору суда, или снимающий с индивидуально определенного лица, отбывшего наказание, судимость.

Осуществление помилования относится к исключительной компетенции Российской Федерации в лице Президента РФ (п. «о» ст. 71, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ч. 1 ст. 85 УК РФ), и реализуется им это полномочие в форме издания РФ. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ утвержден в 2001 г. (см.: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №53.Ст. 5149).

Помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного (конкретного) лица , осужденного за совершение преступления (т. е. в отношении которого имеется вступивший в силу обвинительный приговор суда и который реально отбывает назначенное по приговору наказание), и связано, как правило, с наличием данных, свидетельствующих об исправлении осужденного до полного отбытия назначенного наказания либо с какими-то иными исключительными обстоятельствами, при которых целесообразно помиловать осужденного.

Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования можно:

  1. освободить лицо, осужденное за совершение преступления, от дальнейшего отбывания наказания;
  2. сократить лицу, осужденному за совершение преступления, размер (срок) назначенного наказания. Такое сокращение возможно и ниже того низшего предела, который установлен Общей частью УК РФ для назначенного лицу вида наказания;
  3. заменить лицу, осужденному за совершение преступления, назначенное наказание любым более мягким видом наказания. При замене в порядке помилования назначенного лицу наказания в виде смертной казни свобода усмотрения Президента РФ сужена: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ);
  4. снять с лица, отбывшего наказание, судимость.

Как разновидность освобождения от наказания, помилование является обязательным (т. е. не зависящим от усмотрения органа, исполняющего указ о помиловании) и безусловным (т. е. не подлежащим отмене впоследствии) видом освобождения. Исполняется указ о помиловании в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

Судимость

Судимость представляет собой особое правовое состояние, возникающее вследствие осуждения, назначения наказания и его реального отбывания. Оно характеризуется временным ущемлением общегражданских и свобод лица и является основанием в случае совершения лицом до погашения (снятия) судимости нового преступления применения к нему более строгих мер уголовно-правового характера (что предусматривается, в частности, ст. 18, 58, 68, 75, 76, 79 и др. УК РФ).

Судимость является временным правовым состоянием. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. При этом в ряде случаев закон предусматривает, что судимость не возникает.

Подробнее

Например, судимость не возникает:

    1. в ситуации осуждения с полным и безусловным освобождением лица от наказания по основаниям, предусмотренным ч. 5 ст. 72, ст. 801, ч. 1 ст. 83, ст. 84 и ст. 92 УК РФ, а также
    2. в ситуации освобождения лица от уголовной ответственности , поскольку освобождение от уголовной ответственности с необходимостью предполагает освобождение от наказания.

В соответствии с уголовным законом судимость прекращается вследствие ее погашения или снятия (ч. 1 ст. 86 УК РФ).

ВАЖНО! Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ , связанные с судимостью (ч.6 ст. 86 УК РФ).

Подробнее о погашении судимости

Погашение судимости означает безусловную автоматическую (т. е. происходящую в силу закона и не требующую специального решения суда) утрату судимостью правового значения по истечении некоторого периода времени, определяемого согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ.

Началом течения срока погашения судимости следует считать:

    • применительно к пп. «б» - «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ - день освобождения от отбывания или день исполнения назначенного лицу основного вида наказания;
    • при назначении дополнительного вида наказания, отбытого или исполненного позднее основного вида наказания, - день освобождения от отбывания или день исполнения дополнительного вида наказания.

Особенности исчисления срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания:

  • в таком случае срок погашения судимости начинает течь с момента условно-досрочного освобождения и с момента освобождения после фактического отбытия более мягкого вида наказания соответственно (ч. 4 ст. 86 УК РФ). При этом при замене лишения свободы более мягким видом наказания срок погашения судимости определяется по правилам, установленным пп. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ. При осуждении лица за несколько преступлений (ст. 69, 70 УК РФ) срок погашения судимости исчисляется по каждому преступлению самостоятельно после отбытия окончательного наказания.

Подробнее о снятии судимости

Снятие судимости означает утрату судимостью правового значения до истечения срока ее погашения. Судимость может быть снята:

    • актом об амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ),
    • актом помилования (ч. 2 ст. 85 УК РФ) либо
    • судом (ч. 5 ст. 86 УК РФ, ст. 400 УПК).

В Российской Федерации помилование осуществляется в строгом порядке, установленном законом. Кто именно имеет право на осуществление такой процедуры? Как попросить о помиловании?

Согласно законодательству РФ помилование может осуществлять только глава государства. Для этого он подписывает соответствующий акт. После этого гражданин, совершивший преступление, может быть освобожден от наказания, назначенного судом. Однако порой меры только смягчают. Если же лицо успело отбыть наказание, законы РФ позволяют снять с него судимость досрочно после подписания акта о помиловании президентом России.

Есть определенная разница между такой процедурой и амнистией. Последняя применяется по отношению к нескольким осужденным. Помилование же бывает исключительно индивидуальным. Когда президент России подписывает соответствующий акт, он носит характер правоприменения, а это значит, не является нормативным документом.

Основные положения о процедуре прописаны в Уголовном кодексе и в Конституции РФ. И это порождает определенные проблемы, когда возникает вопрос о применении таких норм, поскольку приходится учитывать разные аспекты, включая уголовный (с правовой и исполнительной точки зрения), процессуальный и конституционный.

Основное правило, которое нужно помнить любому заключенному, гласит: каждый осужденный имеет право просить о помиловании. Однако если даже президент РФ подпишет соответствующий акт, это никак не повлияет на приговор суда. Помилование не влечет за собой реабилитацию. По сути, это один из вариантов освобождения от наказания.

Правильный алгоритм действий

Изначально осужденный должен в письменном виде подать прошение о помиловании. В законодательстве РФ к этому документу нет четких требований. Лицо может произвольно изложить свою просьбу, но она должна быть аргументированной. Важно объяснить, почему гражданин решил обратиться к президенту России, рассчитывая на особую милость.

Обращаясь с просьбой о помиловании, необходимо не только найти веские причины. Опытные юристы рекомендуют приложить к документу материнское ходатайство. Тогда вероятность благоприятного разрешения ситуации выше. Законы России на этот счет не содержат никаких запретов.

Хотя прошение о помиловании пишут на имя лица, занимающего высшую государственную должность в РФ, оно не сразу попадает к главе государства. Изначально его анализирует специальная комиссия. Причем документ должен попасть к ней от руководства пенитенциарного учреждения не позже, чем спустя 20 дней после его подачи. Комиссия изучает прошение в течение 30 дней максимум. Далее документ поступает к должностному лицу, руководящему субъектом РФ, где осужденный находится территориально.

Комиссия имеет право написать свой комментарий к прошению о помиловании. Со всеми замечаниями оно поступает к президенту России. О ходатайстве сообщают в СМИ, так что фамилия гражданина, который решил попросить о снисхождении, появится в газетах. Затем по прошению принимается окончательное решение. Если президент РФ согласен удовлетворить ходатайство, он подписывает соответствующий акт.

Важно подчеркнуть, что автор прошения имеет право обжаловать нарушения, если таковые будут обнаружены на любом этапе. Как показывает практика, порой комиссия идет навстречу преступнику, который совершил даже тяжкое преступление, но действительно раскаялся.

Грамотное ходатайство

Чтобы получить президентское одобрение в ответ на ходатайство, важно подобрать подходящий образец документа. Есть определенные условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на снисхождение и смягчение наказания либо на полную его отмену. При этом Конституция России никого не ограничивает в праве написать прошение. Такой образец документа можно использовать даже заключенному, совершившему особо тяжкое преступление и приговоренному к смертной казни. Не исключено, что комиссия составит положительный комментарий к прошению о помиловании: тогда появляется шанс на замену самой строгой кары лишением свободы пожизненно.

В документе стоит четко указать, почему гражданин рассчитывает на послабление со стороны президента России. Например, акт милосердия совершают, когда осужденное лицо жалуется на серьезнейшие проблемы со здоровьем. Можно сделать акцент на том, что человек раскаялся и принял меры, чтобы возместить ущерб пострадавшему.

Стоит подчеркнуть, что юристы порекомендуют непременно написать и материнское прошение. Это часто смягчает решение комиссии, которая составляет комментарий к прошению о помиловании. В итоге выше вероятность, что и президент России соизволит помиловать человека. Однако обязательно необходимо подать документ и от имени заключенного. Поскольку без него материнское прошение даже не будет рассматриваться.


Принятие решения

Важно подчеркнуть, что президентское решение зависит не только от того, насколько полно изложена просьба осужденного. Также оно предопределяется следующими факторами:

  • насколько серьезным и опасным для общества был проступок;
  • какой срок наказания уже истек на момент подачи ходатайства;
  • как осужденный ведет себя во время отбытия наказания;
  • был ли возмещен ущерб, причиненный действиями заключенного.

Даже искреннее материнское прошение не облегчит участи гражданина РФ в некоторых ситуациях. Например, не стоит рассчитывать на положительное президентское решение по ходатайству, когда лицо совершило новое преступление во время испытательного срока. К негативным факторам относится плохое поведение человека в местах, где он отбывает наказание.

Также по законам России невозможно рассчитывать на помилование, если лицо было ранее освобождено по амнистии. Такие же правила действуют и в отношении граждан, которые перенесли процедуру условно-досрочного освобождения. Соответственно, не приходится писать ходатайство о помиловании, если ранее человек уже был освобожден подобным актом президента. Наконец, не помилуют и тех лиц, наказание для которых было смягчено.

При изучении материалов и комиссия, и президент обращают внимание не только на состояние здоровья осужденного. Имеет значение его семейный статус, возраст. В законодательстве РФ говорится и об «иных обстоятельствах», которые способны повлиять на окончательное решение. Так что если человек хочет добиться помилования, лучше излагать все факторы, которые могут иметь вес.

Практика показывает, что на акт милосердия могут рассчитывать заключенные преклонного возраста. Помилование возможно в отношении лиц, которые впервые преступили закон. Хорошо, если к пакету документов приложить позитивную характеристику с места работы и жительства. Комиссия и президент России по-другому смотрят на ситуацию, когда заключенный вдруг становится единственным потенциальным кормильцем в семье из-за смерти другого ее члена.

Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией (см. комментарий к ст. 84УК РФ). Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. "в" ст. 89Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласноп. "ж" ст. 103Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Статья 85УК РФ, воспроизводя положениеКонституцииРФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84УК РФ).

Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.

В соответствии с п. 3 ст. 50Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).

Подробная регламентация порядка рассмотрения ходатайств о помиловании дается в Указе Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации", утвердившем Положениео порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В соответствии с названным УказомПрезидента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:

об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

о снятии судимости.

В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в даннуюстатью.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ими преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного.

Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. N 8909-ЮК "О подготовке материалов на помилование" предлагалось "исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом". 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85УК РФ.

В названном выше Положениио порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:

совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;

которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Наряду с этим в Положенииприводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

срок отбытого (исполненного) наказания;

совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Приведенный перечень обстоятельств носит рекомендательный характер, они не могут ограничить право высшего должностного лица на применение акта о помиловании к конкретному лицу, а являются своего рода ориентиром в подготовке материалов о помиловании членами комиссии по вопросам помилования.

К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо - и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.

Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотреноч. 3 ст. 59УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.

ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

издаваемый Президентом Российской Федерации правовой акт (Указ), который освобождает от наказания и иных уголовно-правовых последствий осуждения лицо, совершившее преступление, а также смягчает назначенное ему наказание (ст. 85 УК РФ).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОМИЛОВАНИЕ

акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Право на П. имеет каждый осужденный (Конституция РФ, ст. 50). Ст. 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, содержит также указание на то, что помилование применяется в отношении индивидуально определенного лица. По сложившейся практике ходатайство о П. может подаваться по отбытии не менее? назначенного срока наказания. Такое ходатайство может исходить от самого осужденного, его родных и близких, общественной организации или администрации соответствующего исправительного учреждения.

Актом П. соответствующее лицо может быть: а) освобождено от дальнейшего отбывания оставшейся части наказания; б) оставшаяся неотбытая часть наказания может быть сокращена; в) оставшаяся неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания; г) с лица может быть снята судимость.

ПОМИЛОВАНИЕ

снисхождение, ослабление или отмена наказания. Право П. - одно из конституционных полномочий главы государства во всех странах мира. В Российской Федерации право П. отнесено, к компетенции Президента РФ. Правовая база вынесения акта П. содержится в Конституции РФ (п. "в" ст. 89) и в Уголовном кодексе Российской Федерации (ст. 85). Акт П. не является уголовным законом. Акт П. выносится в отношении индивидуально определенного лица (лиц), это акт индивидуального милосердия. По акту П. лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, в компетенцию которой входит подготовка материалов для решения вопросов о П. (см. Ведомости РСФСР. 1992. 4. Ст. 154). С ходатайством о П. вправе обращаться как сами осужденные, так и их родственники, общественные организации, трудовые коллективы, а равно администрация исправительного учреждения или иной орган, ведающий исполнением наказания. П. может быть применено к любому осужденному, в том числе к лицу, осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление к любой мере наказания. Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке П. может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы, на срок двадцать пять лет. Правоохранительные органы непосредственно реализуют предписания, содержащиеся в акте П., не конкретизируя их.

Отличное определение

Неполное определение ↓