Правонарушения и наказания связанные с информационной деятельностью. Конституционная гарантия свободы информации

Понятие информационного правонарушения

Определение 1

Информационное правонарушение представляет собой действие , либо бездействие, которое противоречит нормам информационного права, нарушает права участников информационных правоотношений.

Указанные действия представляют определенную опасность для общества и влекут за собой негативные последствия (санкции) для лиц за них ответственных.

В зависимости от того, насколько велика опасность совершаемых информационных правонарушений, они подразделяются на проступки (собственно правонарушения) и преступления.

Тяжесть и характер информационного деликта обусловливает вид ответственности, которая может быть:

  • административной
  • гражданско-правовой
  • дисциплинарной
  • уголовной

Административная ответственность за информационные правонарушения

Определение 2

Составы административных деликтов в сфере информационных правоотношений связаны с порядком сбора и хранения информации, её распространением и использованием, а также незаконной защитой.

Это могут быть нарушения в сфере охраны персональных данных физических лиц, деликты в сфере деятельности средств связи и массовой информации, рекламы, проведения избирательных кампаний. Также к административным информационным деликтам относятся нарушения в сфере хранения и предоставления информации различных архивов и многое другое. Конкретные составы административных информационных правонарушений представлены в КоАП РФ.

Наиболее распространённой санкцией за административное информационное правонарушение выступает штраф, который может также дополняться конфискацией орудия правонарушения.

Уголовная ответственность за информационный деликт

Определение 3

Уголовная ответственность, как наиболее строгий вид юридической ответственности, наступает за совершение преступлений в информационной сфере.

Как и в случае с административными правонарушениями, под информационными понимается широкий круг отношений. Поэтому санкции, предусматривающие уголовную ответственность, за информационный деликт, распространены во многих разделах Особенной части УК РФ. Уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Санкции за совершение информационных преступлений:

  • штраф
  • ограничение свободы
  • лишение свободы.

Гражданско-правовая ответственность

Особенность гражданско-правовой ответственности в её имущественном характере. Этот вид ответственности за информационные деликты предусматривает компенсацию убытков, как имущественных, так и моральных, восстановление доброго имени гражданина и деловой репутации юридического лица.

Также при помощи мер гражданско-правового характера могут признаваться или восстанавливаться субъективные права, связанные с информационной сферой. Информационное и гражданское законодательство предусматривают такие санкции как уплата неустойки и возмещение убытков.

Можно выделить два основных вида гражданско-правовой ответственности за информационный деликт:

  • договорную ответственность
  • внедоговорную ответственность

Договорная ответственность за информационные правонарушения вызвана нарушением договора, условия которого предусматривают определенные санкции.

Указанные санкции могу прямо не обеспечиваться нормами существующего законодательства.

Гражданско-правовая ответственность, не связанная тем, что нарушитель не исполнил условия договора, однако своими действиями или бездействием причинил личности или имуществу вред, называется внедоговорной

Замечание 1

Так, например, к внедоговорной будет относится ответственность, если вред является следствием непредоставления информации о товаре или услуге, или её неполнотой.

Основанием гражданско-правовой ответственности за информационный деликт является наличие вреда, связи между противоправным поведением и наступившими негативными последствиями.

УДК 342.9:5.08

Л. П. Коваленко,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены понятие и законодательное обеспечение юридической ответственности за правонарушения в сфере информационной деятельности. Проанализированы вопросы становления и развития законодательства о юридической ответственности за правонарушения в данной сфере.

Ключевые слова: ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности, информационно-правовые отношения, информационно-правовая норма.

Ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности является важнейшей составляющей информационного права. Ее место и роль в информационно-правовом поле определяется, во-первых, тем, что отношения такой ответственности, наряду с другими информационно -правовыми отношениями, составляют предмет информационного права. Во-вторых, существенная особенность такой ответственности заключается в прагматичности ее теоретических концепций, направленность которых преимущественно определена проблематикой принятия Информационного кодекса Украины. В-третьих, особенностью такой ответственности являются правовые связи с ответственностью уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной. Именно этим обусловлено ее тяготение к отраслевой самостоятельности, на что постоянно обращается внимание в научных исследованиях.

К сожалению, исследований, касающихся юридической ответсвенности за правонарушения в информационной сфере, в отечественной юридической науке чрезвычайно мало. Отдельные элементы института информационного права анализировались в работах Ю. П. Битяка, В. Я. Настюка, В. Г. Пилипчука, В. С. Цимбалюка, Р. А. Калюжного и других ученых-административистов.

Цель данной статьи - установление сущности и содержания, видов вышеупомянутого института, анализ его правовой регламентации в украинском законодательстве.

На наш взгляд, ответственность за правонарушения в сфере информационной деятельности (информационная ответственность) как вид юридической ответственности имеет законодательную основу. В частности, действующее информационное законодательство определяет поведение лиц, нарушающих нормы в сфере информации, как противоправное, виновное, которое формирует состав правонарушений (преступлений) в информационной сфере; такое противоправное поведение - проступок (преступление) является основанием для наступления ответственности в информационной сфере; содержание такой ответственности предусмотрено законом.

Эта ответственность является разновидностью государственного принуждения, одним из самостоятельных, по нашему мнению, средств поддержания правопорядка и законности в государстве, а также регулирования информационных отношений, которые возникают при совершении определенных законодательством правонарушений в информационной сфере.

Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (признаки), когда существуют гарантии того, что они будут выполнены субъектами, а также если нормативно-правовым актом установлена юридическая ответственность за их невыполнение или неподобающее выполнение.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и предотвращению правонарушений в информационной сфере. При этом предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (в том числе и материальная), административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Однако на практике эти меры используются недостаточно ввиду отсутствия конкретных механизмов применения и соблюдения законодательства, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация в действиях органов исполнительной власти, судов и других государственных органов по реализации своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Основные положения законодательства в исследуемой сфере содержатся в Конституции Украины. В частности, в ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без его согласия не допускаются и т.д. Законами Украины «Об информации» , «О доступе к

публичной информации» сведения о гражданах (персональные данные), то есть о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, которые позволяют идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

Проблеме укрепления информационного правопорядка уделяется все большее внимания со стороны специально уполномоченных государством органов. Так, в действующем законодательстве о национальной безопасности Украины указано, что важнейшими заданиями обеспечения информационной безопасности Украины являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Украины в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция Украины в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоречий в информационной сфере.

При этом подчеркивается, что национальные интересы Украины в информационной сфере заключаются в соблюдении информационных прав и свобод граждан по получению и использованию информации, развитии современных телекоммуникационных технологий, защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе Украины насчитывается свыше 50 статей, которые предусматривают наказание за преступления в информационной сфере, однако все они разбросаны по разным разделам. Например, разд. УП «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» содержит четыре статьи о преступлениях в информационной сфере: ст. 231 «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну», ст. 232 «Разглашения коммерческой или банковской тайны», ст. 2321 «Незаконное использование инсайдерской информации» и ст. 2322 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» .

Административными правонарушениями в информационной сфере следует считать

противоправное, виновное действие или бездеятельность, которая посягает на информационный порядок, информационные права и свободы человека, установленный государством порядок и за которую законом предусмотрена административная ответственность. Кодекс Украины об административных

правонарушениях (КУАП) предусматривает административную ответственность за нарушение права на отдельные виды информации, отказ в предоставлении информации, предоставление неполной или недостоверной информации, потерю информации. К таким правонарушениям, в частности, относятся:

Ст. 413 «Непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных переговоров, соглашений»;

Ст. 46 «Умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью»;

Ст. 532 «Сокрытие или искажение данных земельного кадастра»;

Ст. 57 «Нарушение требований по охране недр»;

Ст. 58 «Нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр»;

Ст. 591 «Нарушение требований по охране территориальных и внутренних морских вод от загрязнения и засорения»;

Ст. 60 «Нарушение правил водопользования»;

Ст. 62 «Невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями»;

Ст. 821 «Нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля над операциями обращения с отходами или непредоставление или предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов»;

Ст. 823 «Сокрытие, искажение или отказ от представления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц и обращениям граждан и их объединений по безопасности образования отходов и обращения с ними»;

Ст. 831 «Нарушение законодательства о защите растений»;

Ст. 914 «Отказ от предоставления или несвоевременное предоставление экологической информации»;

Ст. 921 «Нарушение законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях»;

Ст. 96 «Несоблюдение государственных стандартов, норм и правил при проектировании и строительстве»;

Ст. 961 «Нарушение законодательства при планировании и застройке территорий»;

Ст. 1163 «Нарушение правил регистрации торговых судов»;

Ст. 1485 «Нарушение правил о соединении линий телекоммуникационных сетей общего пользования»;

Ст. 1561 «Нарушение законодательства о защите прав потребителей»;

Ст. 163 1 «Нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских выводов»;

Ст. 1641 «Нарушение порядка представления декларации о доходах и ведения учета доходов и расходов»;

Ст. 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»;

Ст. 1646 «Демонстрация и распространение фильмов без государственного свидетельства на право распространения и демонстрации фильмов»;

Ст. 1649 «Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных»;

Ст. 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства»;

Ст. 1651 «Нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования»;

Ст. 1654 «Нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере работоспособности»;

Ст. 1655 «Уклонение от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потере работоспособности, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, а также нарушение порядка использования страховых средств»;

Ст. 1664 «Нарушение порядка предоставления информации и выполнения решений Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений» и др. .

Общим объектом данного правонарушения является установленный порядок государственного управления; родовым - урегулированные законами Украины «Об информации» , «Об обращении граждан» , другими нормативными актами общественные отношения, которые возникают и существуют при реализации граждан права на информацию; непосредственным - право граждан и юридических лиц на информацию, которая предусматривает возможность, в частности, свободного получения и использования сведений, необходимых им для реализации своих прав, свобод и законных интересов, осуществления заданий и функций (ст. 9 Закона Украины «Об информации» ).

Объективная сторона правонарушения оказывается преимущественно в форме бездеятельности (невыполнение или неподобающее выполнение требований Закона о предоставлении информации), а именно: в неправомерном отказе в предоставлении информации, несвоевременном или неполном предоставлении информации, предоставлении информации, которая не отвечает действительности.

Субъектом правонарушения является специальный субъект: а) должностное лицо органов законодательной, исполнительной и судебной власти, к служебным обязанностям которой в соответствии с нормативными и другими актами (в частности, положений, приказов, инструкций и тому подобное) отнесено рассмотрение информационных запросов и обеспечение предоставления информации в соответствии с Законом «Об информации»; б) должностное лицо органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, объединений граждан, средств массовой информации и тому подобное, к полномочиям которого отнесено рассмотрение обращений (ходатайств) граждан (ст. 14-16 и 19 Закона Украины «Об обращении граждан») .

С субъективной стороны нарушения права на информацию характеризуется отношением гражданина к нарушениям своих должностных обязанностей по обеспечению конституционного права на информацию. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. (ст. 10 КУАП) . В то же время правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 11 КУАП) . Формой вины правонарушителя является преимущественно неосторожность (небрежность или самоуверенность). В другом есть основания для привлечения виновного должностного лица к ответственности за служебные преступления (например, ст. 366 УК Украины) .

Часть 2 ст. 2123 КУАП устанавливает ответственность должностного лица за повторное в течение года совершение нарушения из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию .

Правонарушения, предусмотренные ст. 2123 КУАП, необходимо отмежевывать от правонарушений, предусмотренных Законом Украины «О борьбе с коррупцией» .

Протокол о правонарушении, предусмотренный ст. 2123 КУАП, составляет прокурор или уполномоченное им лицо из числа работников прокуратуры (п. 11 ч. 1 ст. 255 КУАП , ст. 56 Закона Украины «О прокуратуре» ) с учетом требований, предусмотренных статьями 256, 268 КУАП , ст. 63 Конституции Украины . Дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями местных судов в 15-дневной срок со дня получения протокола об административном правонарушении.

Основанием для возникновения юридической ответственности является осуществление субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушения в информационной сфере.

Им принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездеятельность) конкретного субъекта, который посягает на установленный информационный правопорядок и наносит вред информационной сфере или же создает реальную угрозу такого причинения. Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, которые наступили в результате правового предписания, и действиями (бездеятельностью) предсказуемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержка информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленных материальными нормами информационного права, а не только наказания виновного.

К сожалению, не все субъекты правоотношений придерживаются информационного правопорядка. Многие из них нарушают его и подвергаются действию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предостерегающий их неправомерные действия в информационной сфере. Поэтому установление юридической ответственности имеет еще и определенное морально-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к винновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Список литературы: 1. Кодекс України про адміністративні правопорушення: Закон України від 07.12.1984 р., № 8073-Х // ВВР УРСР. - 1984. - Дод. до N° 51. 2. Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верхов. Ради України 28 черв. 1996 р. - Преса України, 1996. - 80 с. 3. Кримінальний кодекс України: Закон України від 05.04.2001 р., № 2341-Ш // Відом. Верхов. Ради України. -2001. - № 25-26. 4. Про боротьбу з корупцією: Закон України від 05.10.1995 р., № 356/95-ВР // Відом. Верхов. Ради України. - 1995. -№ 34. - Ст. 266. 5. Про доступ до публічної інформації : Закон України від 13.01.2011 р. № 2939-VI // Офіц. вісн. України. - 2011. -№ 10. - Ст. 446. 6. Про захист персональних даних: Закон України від 01.06.2010 р., № 2297^1 // Відом. Верхов. Ради України. - 2010. - № 34. 7. Про звернення громадян: Закон України від 02.10.1996 р., № 393/96-ВР (станом на 21.09.2012 р.) // Відом. Верхов. Ради України. - 1996. - № 47. 8. Про інформацію: Закон України від 02.10.1992 р. - № 2657-ХІІ // Відом. Верхов. Ради України. - 1992. -№ 48. - Ст. 164. 9. Про прокуратуру: Закон України від 05.11.1991 р., № 1789-ХІ! // Відом. Верхов. Ради України. - 1991. - № 53.

ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПРАВОПОРУШЕННЯ У СФЕРІ ІНФОРМАЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

Коваленко Л. П.

Розглянуто поняття й законодавче забезпечення юридичної відповідальності за правопорушення у сфері інформаційної діяльності, а також проблеми становлення і розвитку законодавства про юридичну відповідальність за правопорушення в даній царині.

Ключові слова: відповідальність за правопорушення у сфері інформаційної діяльності,

інформаційно-правові стосунки, інформаційно-правова норма.

LEGAL RESPONSIBILITY FOR OFFENCES IN THE FIELD OF INFORMATIVE ACTIVITY

A concept and legislative providing of legal responsibility are examined for offences in the field of informative activity. Also in the article, becoming and development of legislation is analyzed about legal responsibility for offences in the field of informative activity.

  • Глава 2. Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
  • 2.1. Общая характеристика, структура, виды
  • 2.2. Информационно-правовые нормы международных актов
  • 2.3. Информационное правоотношение: содержание и структура
  • 2.4. Классификация информационных правоотношений
  • Глава 3. Право на информацию, его охрана и защита. Интернет и право
  • 3.1. Конституция рф о праве на поиск, получение
  • 3.2. Правовые гарантии поиска и получения информации
  • 3.3. Право на поиск и получение документированной информации
  • 3.4. Особенности реализации
  • Глава 4. Документированная информация как объект информационных правоотношений
  • 4.1. Правовое регулирование отношений в области
  • 4.2. Правовой режим документированной информации
  • 4.3. Правовое регулирование отношений в сфере
  • 4.4. Документированная информация
  • Глава 5. Правовые основы обеспечения информационной безопасности
  • 5.1. Понятия информационной безопасности и угрозы
  • 5.2. Система правового обеспечения
  • 5.3. Защита прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
  • 6.1. Правовая ответственность
  • 6.2. Виды юридической ответственности
  • Особенная часть
  • 7.1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
  • 7.2. Регулирование информационных отношений
  • 7.4. Регулирование информационных отношений
  • Глава 8. Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации
  • 8.1. Правовые гарантии и ограничения прав
  • 8.2. Правовые формы организации деятельности сми
  • 8.3. Правовой статус журналиста
  • 8.4. Правовое регулирование в области производства
  • 8.5. Сми и Интернет
  • Глава 9. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела, архивного дела и архивов
  • 9.1. Законодательство в области библиотечного дела
  • 9.2. Правовое регулирование архивного дела
  • 9.3. Правовые основы комплектования, хранения,
  • Глава 10. Информационно-правовые отношения в области государственной и коммерческой тайны, персональных (конфиденциальных) данных, тайны частной жизни
  • 10.1. Особенности информационных отношений
  • 10.2. Особенности информационных отношений
  • 10.3. Особенности информационных отношений
  • 10.4. Тайна частной жизни
  • Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере

    6.1. Правовая ответственность

    за правонарушения в информационной сфере

    В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

    Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (характеристики), когда существуют гарантии того, что они будут исполнены субъектами, а также если нормативным правовым актом установлена юридическая ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

    В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

    Как уже говорилось, основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

    Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что "важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере".

    При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

    В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272 - 274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

    Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

    Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

    Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

    К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

    Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

    Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

    Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

    Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

    Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

    Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

    Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:

    1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);

    2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

    3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.

    По конструкции объективной стороны, составы правонарушений в информационной сфере подразделяются на формальные и материальные.

    Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака - нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы - это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

    С субъективной стороны могут иметь место две формы вины - умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным - означает установление того, что правонарушение в информационной сфере совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

    В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности - на легкомыслие и небрежность (ст. 26). Формы вины в конкретных преступлениях либо указываются в диспозициях статей, либо подразумеваются. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24).

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины - административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2).

    Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

    Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

    Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.), так и с иными законами РФ - Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, Гражданским кодексом, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства, включая законы субъектов Федерации.

    Так, согласно упомянутому Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации (ст. 11).

    Статьей 15 этого же Закона определены обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов: владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации предусмотрена ст. 23 Закона: за правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

    При этом ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

    Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 24 Закона).

    В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс РФ.

    Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

    под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

    Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

    Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

    Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

    В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

    К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

    В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

    за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

    разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

    злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

    воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

    нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

    нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

    нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

    нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

    нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

    нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

    Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

      предупреждение;

      административный штраф;

      возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

      конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

      лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

      административньгй арест;

      административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

      дисквалификация.

    Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина


    Реферат на тему: Ответственность за нарушения в

    сфере Информационного права.

    Выполнил: Ст-т, гр,№ 405, Багарян Арам.А

    Проверил: преподаватель Горинов Юрий Александрович


    г. Москва 2004


    1) Введение.

    2) Конституционная гарантия свободы информации.

    3)Основные понятия.

    4) Анализ ст. ст. КоАП, Уголовного кодекса РФ.

    6)Список литературы.


    1)Введение.

    В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

    В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

    Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.


    2) Конституционная гарантия свободы информации.

    Конституция ст. 29.ч 4. Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации и иными законными способами.

    Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются средства массовой информации, под которыми в соответствии с Законом "О средствах массовой информации" понимаются периодические издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться средствами массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах, что конкретизировано в Федеральном законе от 15 декабря 1994 г. (13 января 1995 г.) N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170).

    Вопросы пользования информационными ресурсами и реализация права на доступ к информации в них регулируются Федеральным законом от 25 января 1995 г. (20 февраля 1995 г.) N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609).

    Государственные информационные ресурсы Российской Федерации, как отмечается в Законе , являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. При этом Закон устанавливает перечень информации, которую запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Среди ее видов: законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Граждане наряду с другими пользователями (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями) обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

    Что же касается информации о самих гражданах, то не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы для причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации их прав и свобод. Ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

    Отказ гражданам в доступе к информационным ресурсам по вопросам деятельности государственных органов и подведомственных им организаций может быть обжалован в суд.


    3) Основные понятия.

    В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" содержатся определения следующих понятий:

    информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

    информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

    документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.


    В соответствии со ст.14 Закона граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

    2. Объективную сторону правонарушения составляет неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан


    4) Анализ ст. ст. КоАП, Уголовного кодекса РФ.


    Статья 23.44 . Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией

    1. Одной из основных задач Министерства РФ по связи и информатизации является осуществление государственного надзора за деятельностью в области связи и информатизации. Основу его деятельности составляют федеральные законы от 16 февраля 1995 г. "О связи", от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" и от 9 августа 1995 г. "О почтовой связи". Непосредственно надзорные функции осуществляет Департамент по надзору за связью и информатизацией Министерства связи России. Правительство РФ утвердило 28 апреля 2000 г. Положение о государственном надзоре за связью и информатизацией.

    2. Административными правонарушениями в данной области являются предусмотренные ст.13.1 - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания; ст.13.2 - самовольное подключение к сети электрической связи; ст.13.3 , 13.4 - нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств; ст.13.6-13.8 , 13.9 - самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи; ст.13.18 - воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм.


    Статья 23.45 . Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны

    1. Защита сведений, составляющих государственную тайну, регламентирована Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.). Единого государственного органа в этой сфере нет; функция защиты государственной тайны реализуется несколькими звеньями, обеспечивающими безопасность государства.

    2. Должностные лица, рассматривающие правонарушения в этой сфере, относятся к различным ведомствам:

    а) директор Федеральной службы безопасности, его заместители; руководители ее территориальных органов (управления, отделы по регионам и субъектам РФ). Действуют они на основе Федерального закона от 3 апреля 1995 г. "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Президентом РФ 6 июля 1998 г.;

    б) министр обороны РФ и его заместители;

    в) директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), его заместители, руководители территориальных органов;

    г) директор службы внешней разведки Российской Федерации, его заместители;

    д) руководитель Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссии России), его заместители, руководители территориальных органов;

    е) руководители подразделений названных ведомств, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.


    Статья 23.46 . Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации

    1. Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" является основным правовым актом, регламентирующим деятельность различных государственных органов в названной сфере.

    2. Административные правонарушения предусмотрены ч.3 и 4 ст.13.5 - нарушение правил охраны линий связи для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка; ст.13.6 , 13.11 - нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); ч.1 и 2 ст.13.12 - нарушение правил защиты информации; ч.1 ст.13.13 - незаконная деятельность в области защиты информации; ст.13.17 - нарушение правил распространения обязательных сообщений; ст.13.22 - нарушение порядка объявления выходных данных; ст.20.23 , 20.24 .


    Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

    2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии или бездействии, нарушающем установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" информация о гражданах (персональные данные) представляют собой сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

    В соответствии со ст.14 указанного Закона не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

    Кроме того, сбор персональных данных не может быть использован в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено.

    Вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных конкретного (определенного) характера регулируются также отраслевым законодательством. Так, вопросы сбора, хранения, использования и распространения персональных данных работника подробно регулируются Трудовым кодексом РФ.


    Статья 13.12 . Нарушение правил защиты информации

    1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок защиты информации.

    2. Объективная сторона предусмотренных ч.1 и 3 настоящей статьи правонарушений может заключаться как в действии, так и в бездействии, а правонарушений, предусмотренных ч.2 и 4, - только в действии.

    В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

    Режим защиты информации устанавливается:

    в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне";

    в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации";

    в отношении персональных данных - федеральным законом.

    Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

    Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.

    Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

    Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации, должны иметь лицензии на данные виды деятельности.

    Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг".

    Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. утверждено Положение о сертификации средств защиты информации.


    Статья 13.13 . Незаконная деятельность в области защиты информации

    1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок осуществления деятельности в области защиты информации.

    2. В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации (в том числе и информации, отнесенной к государственной тайне), должны иметь лицензии на данные виды деятельности. Объективная сторона предусмотренных настоящей статьей правонарушений может заключаться только в действии.

    3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.

    4. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.


    Статья 13.14 . Разглашение информации с ограниченным доступом

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок получения информации с ограниченным доступом.

    2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

    Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

    Запрещено привлекать к ответственности за разглашение и относить к информации с ограниченным доступом:

    законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

    документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне".

    Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном отраслевым законодательством Российской Федерации (гражданским, административным и т.д.).

    3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица.

    4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.


    Статья 13.15 . Злоупотребление свободой массовой информации

    1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по защите личности, общества и государства от злоупотребления свободой массовой информации.

    2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может заключаться только в действии. Данная статья охватывает собой только одну, но наиболее опасную из всех предусмотренных ст.4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" форму злоупотребления свободой массовой информации - изготовление, а равно распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье. Речь идет о так называемом "эффекте 25-го кадра". Опасность упомянутого эффекта заключается в том, что, к примеру, при увеличении скорости кинопленки свыше 24 кадров в секунду в подсознании человека могут запечатлеваться находящиеся на пленке неосознаваемые человеком образы, вводящие последнего в так называемое состояние зомбированности.

    3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица.

    4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.


    Уголовный Кодекс РФ.


    Ст. 140 УК Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет.


    Объект - общественные отношения связанные с оборотом информации о личности.

    Объективная сторона – неправомерный отказ должностного лица в предоставлении информации.

    Субъективная сторона – прямой умысел.

    Субъект – должностное лицо, 18 лет, имеющее непосредственный допуск к информации.


    5)Вывод.

    Основываясь на полученной информации можно утверждать, что правоотношения, связанные с оборотом информации, имеют современную регламентацию и структуру в нормативных актах, а также защита различных видов тайн показана четко и конкретно. Ответственность за нарушения, в сфере оборота информации, по законодательству, а именно КоАП РФ, и УК РФ, предполагает реальную ответственность, что сохраняет возможность лиц верить в правосудие и восполнение баланса. Спустя годы, после многочисленных изменений законодательства, мы можем утверждать, что наши права защищены, при том, что с другой стороны они ограничены.

    6) Список используемой литературы:

    1) Конституция РФ 93г

    2) . Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации"



    5)Научно-практический комментарий к Конституции РФ,Отв. За редакцию Лазарев О.И., Шеленкова З.Р. Система Гарант.


    6)Комментарий к КоАп РФ,под редакцией, Егиазарян А.М.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.