Президент и исполнительная власть. Исполнительная власть: президент и правительство

  • 5.Административное и судебное обжалование действий и решений публичной администрации, нарушающих права и свободы граждан (общая административная и судебная жалобы).
  • 6. Админ-пр. Статус иностр. Граждан и лиц без гражданства
  • 1 Из мер административного пресечения - депортация.
  • 7.Коллективные субъекты админ.Права (общая характеристика).
  • Вопрос 8. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  • Вопрос 9. Коммерческие организации как субъект административного права.
  • Вопрос 10. Понятие и правовой статус административного органа.
  • 11.Система и виды органов исполнительной власти.
  • 12.Президент рф и исполнительная власть.
  • 13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.
  • 14.Федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции.
  • 15.Административный регламент федерального органа исполнительной власти.
  • 16. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
  • 18.Правовые акты публичной администрации (общая характеристика).
  • 19.Правовые акты Президента рф и Правительства рф: виды, характер, порядок опубликования и введения в действие.
  • 20.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции: виды, порядок принятия, государственная регистрация, опубликование и вступление в силу.
  • 21. Система государственной службы рф
  • 22.Основы организации государственной гражданской службы в рф
  • 23. Основы организации военной службы рф
  • 24. Основы организации правоохранительной службы рф
  • 25. Административная ответственность как вид административного принуждения и юридической ответственности. Законодательство рф об административных правонарушениях.
  • 26.Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.
  • 27.Система и виды административных наказаний, правила их назначения.
  • 28.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
  • 29.Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  • 1. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 3. Пересмотр постановления и решения
  • 4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 30.Правовые основы осуществления контроля за обеспечением законности действий и решений публичной администрации.
  • 32. Формы государственной легитимации предпринимательства в рф.
  • 33.Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью в рф.
  • 34.Правовые основы технического регулирования и обеспечения единства измерений в рф.
  • 35.Государственное регулирование монополистической деятельности.
  • 37.Правовые основы управления государственным сектором экономики. Государственная контрактная система.
  • 38. Правовые основы государственного управления в отраслях производственного и обслуживающего комплексов национальной экономики.(по лекции)
  • 39.Правовые основы построения и функционирования системы образования рф
  • 40. Организация и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности в рф.
  • 41.Правовые основы государственного управления в области культуры
  • 42.Административно-правовые основы создания и деятельности средств массовой информации.
  • 43. Правовые основы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения.
  • 44.Организация охраны здоровья граждан в рф.
  • 45.Правовые и организационные основы обеспечения обороны рф.
  • 46.Режим военного положения.
  • 47. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности рф.
  • 48. Режим чрезвычайного положения
  • Вопрос 49. Защита государственной тайны
  • Вопрос 50. Охрана государственной границы рф.
  • Вопрос 51. Прав.Основы гос.Управления в сфере внутр.Дел. Полиция в сфере мвд Росии.
  • Вопрос 53. Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел
  • Вопрос 54. Правовые основы государственного управления миграционными процессами рф.
  • 60. Правовые основы государственного управления в области иностранных дел.
  • 12.Президент рф и исполнительная власть.

    Президент Российской Федерации является главой государства.

    Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент основные направления внутренней и внешней политики государства.Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается сроком на шесть лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

    Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

    Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

    Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных ор­ганов, что выражается в следующих формах:

    Непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);

    Косвенно (через Правительство).

    Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

    По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой исполнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции. Являясь главой государства, он наделен существенными полномочиями, дающими ему возможность активно влиять на организацию и функционирование механизма исполнительной власти.

    Полномочия Президента в сфере исполнительной власти:

    1)Президент с согласия Гос Думы Фед-ого Собрания назначает Председателя Правительства.

    2)Председатель Правительства обязан систематически информировать Президента о работе правительства.

    3)Президент имеет право председательствовать на заседании Правительства.

    4)Президент в праве принять решение об отставке Правительства.

    5)Постановление и распоряжение Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

    6)По предложению Председателя Правительства РФ Президент назначает и освобождает заместителей Председателя правительства.

    7)Определяет структуру федеральных органов исполнительной.

    8)Президент руководит работой некоторых из числа таких органов(ФСБ,МИД).

    9)Президент в праве отрешать от должности руководство высшего исполнительного органа субъекта федерации.

    10)Президент в праве приостановить действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

    13.Правительство рф как высший исполнительный орган государственной власти рф.

    Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.

    Правительство обладает общей компетенцией.

    Полномочия Правительства:

    1)утверждение положения о фед органах исполнительной власти подчиненных только ему.

    2)установление предельной численности работников их аппаратов.

    3)утверждение размера ассигнований на содержание аппарата.

    4)установление порядка создания и деятельности их территориальных органов, устан. размера ассигнований.

    5)назначение и освобождение зам.фед.министров и руководителей их органов,подчиненных Правительству.

    6)отменять или приостанавливать действия актов фед.органов исполнительной власти.

    Правительство(статусные признаки)

    Орган гос власти

    Фед гос орган

    Осуществляет исполнительную власть

    Высший исполнительный орган гос власти

    Возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ

    Коллегиальный орган

    Постоянно действующий орган

    Задачи Правительства:

    1)организация исполнения Конституции РФ,Фед.конституционных законов,фед-ых законов,указов Президента,международных договоров.

    2)осуществление систематического контроля за их исполнением федер.-ыми органами исп. власти и органами исп. власти субъектов

    3)реализация мер по устранению нарушений законодательства.

    Функции:(общие полномочия)

    1)организовать реализацию внешней и внутренней политики

    2)осуществлять регулирование в соц-экономической сфере

    3)обеспечивать единство системы исполнительной власти в рф

    4)формировать фед. целевые программы и обеспечивать их реализацию

    5)реализовать предоставленное ему право законодательной инициативы

    СОСТАВ Правительства.

    Председатель правительства РФ

    Заместители Председателя правительства РФ

    Фед-ые министры

    Председатель

    Назначение и освобождение:

    1)ПРЕДСЕДАТЕЛЬ назначается Президентом с согласия Гос Думы Фед-ого Собрания

    Президент обязан внести кандидатуру Председателя в течение 2х недель недель после вступления в должность(после присяги) или не позднее 2х недельного срока после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

    Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня ее внесения

    В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    2)Основания освобождения:

    По заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

    В случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

    Остальные члены Правительства

    Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства.

    Способы смены Правительства:

    Отставка

    Сложение полномочий

    Варианты отставки:

    Освобождение от должности Председателя Правительства РФ-отставка самого Правительства

    Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации

    Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

    Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

    Юр.последствия отставки:

    В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

    Варианты сложения полномочий:

    Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

    Полномочия Председателя:

    Возглавляет Правительство

    Определяет основные направления деятельности правительства;

    Организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;

    Представляет правительство внутри государства и за его пределами;

    Систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве;

    Подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);

    Распределяет обязанности между членами Правительства;

    Систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.

    Представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

    Основные формы внутриорганизационной работы Правительства РФ:

    1)заседание правительства

    2)заседание Президиума Правительства

    Сахарова, А. С.
    2000
    Аннотация: Опубликовано: Сибирский Юридический Вестник. - 2000. - № 3. Полный текст документа:

    Говоря о месте Президента в системе органов государственной власти и управления, одним из наиболее интересных представляется вопрос о взаимоотношении Президента и органов исполнительной власти. Изначально пост Президента возник именно как единоначальный орган исполнительной власти, так в США на первом этапе американской государственности, до Конституционного Конвента 1787 года не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном органе – Континентальном Конгрессе. Придя к выводу о неэффективности деятельности Конгресса по исполнению им законов и необходимости разделения властей, делегаты Конвента принимают решение о том, что высшая исполнительная власть должна находиться в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально укрепился принцип единоначалия. Покончив с господством британской монархии, большинство американцев были настроены решительно против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями, в силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы правления пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц. В результате глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президент Соединенных Штатов Америки. Такое наименование было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

    В России на момент учреждения данного поста ясного представления о том, что должен представлять собой Президент РСФСР, не было. Предлагалось несколько моделей:

    Во-первых, президент – глава государства с чисто представительскими функциями, основную работу по управлению страной выполняет премьер – министр. Но тогда не имело смысла введение данного института, так как речь шла об усилении государства и названной цели должен был служить президент – сильная фигура для отстаивания своих интересов.

    Во-вторых, президент – также глава государства, но не с номинальными функциями, а правитель страны, который сам выполняет или определяет все. Использование данной модели было малореальным, поскольку была боязнь авторитарности этой должности. Введение данной модели возможно было лишь по мере роста авторитета уже функционирующего президента (что и было сделано в дальнейшем), но не от начала этого конституционного института.

    В-третьих, президент представляет собой главу государства и главу исполнительной власти; иначе говоря и лидера страны, и главного руководителя государственного аппарата. Эта модель сильно ориентировала бы президента на координационные функции в отношении государственных органов, принадлежащих к другим ветвям власти.

    В-четвертых, президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо. Данная модель прямо ориентирует президента на руководство аппаратом государственного управления. У такой модели разные проявления: президент не является главой правительства, но руководит им вплоть до председательствования на его заседаниях; президент - официально глава правительства; президент самостоятельно формирует состав правительства, кроме премьера, кандидатура, которого согласуется с парламентом; президент представляет парламенту на утверждение состав правительства либо ряд его ключевых фигур и т.д. Этот вариант и нашел свое отражение в нормативных актах РСФСР. Закон “ О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991г. характеризовал президента как высшее должностное лицо РСФСР и главу исполнительной власти РСФСР.

    В современных условиях ситуация существенно усложнилась, прежде всего это связано с различиями между нормами конституцией фактической и юридической (так вряд ли фактические полномочия Президента России соответствуют закрепленной Конституцией полупрезидентской форме правления), кроме того все чаще прослеживается тенденция отделения президентов от исполнительной власти, формируется институт президентской власти. Термин “президентская власть” для обозначения полномочий президента появился сравнительно недавно. Сущность представлений о “президентской власти ” сводится к тому, что президент выделен из традиционной концепции властей и ставится как бы над ней, выполняя интегративно-арбитражную роль, заключающуюся в обеспечении функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти. Таким образом, президентская власть выступает в качестве четвертой власти - власти умеряющей и уравновешивающей, что нашло определенное признание в российской правовой литературе.

    Следует заметить, что “ идея конструирования четвертой власти отнюдь не нова. Ее родоначальник Б. Констан (1767-1830) разработал свое учение о четырех властях с целью пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционных монархиях. Суть концепции сводится к тому, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной – умеряющей и уравновешивающей, т.е. заботящейся о бесконфликтном согласованном функционировании других властей” , поэтому понимание президентской власти как четвертой власти есть вариации констановского учения, модифицированного применительно к республиканской форме правления.

    Несмотря на то, что формулировка об особой президентской власти не получает дословного выражения в Конституции, представляется, что такое обозначение полномочий Президента является достаточно обоснованным, так как Конституция РФ выделяет четыре основных субъекта государственной власти: президент, парламент, правительство и суды, причем президент и правительство обозначены раздельно. Ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Изменение статуса Президента “вызвано необходимостью наделения Президента полномочиями обеспечивающими единство государственной власти, устойчивость системы управления государственными делами, согласованное функционирование ветвей власти в условиях разделения властей”, таким образом новая дефиниция означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей. Заметим, роль Президента в нашей стране не сводиться лишь к роли арбитра и координатора, его власть носит комплексный характер, вбирая в себя полномочия, присущие органам других ветвей власти, как, например, указное право, полномочия в сфере исполнительной власти.

    Хотя Конституция РФ и проявляет определенную сдержанность в закреплении исполнительной власти за Президентом, тем не менее, в ней сохранены институт отставки Правительства по решению Президента, назначение членов Правительства, отмена правительственных решений, противоречащих законам и указам. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства. Причем кандидатура Председателя Правительства вносится Президентом, сама Дума предложить кандидата на этот пост не вправе, и таким образом Дума может выразить лишь свое согласие или несогласие с предложенной кандидатурой, кроме того, Президент обладает достаточно сильным средством давления на Думу при принятии такого решения: роспуск в случае трехкратного отклонения кандидатуры. Без участия Думы, по представлению Премьера, Президент назначает заместителей Председателя Правительства и министров, то есть, Президент практически самостоятельно формирует Правительство. Более того, Президент устанавливает всю систему федеральных органов власти, своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства.

    В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. В результате, как правильно отмечает Чиркин В.Е Правительство, как орган исполнительной власти, принадлежащей ему по Конституции остается без реальных рычагов для исполнения, а сама исполнительная власть по существу разделена между премьер-министром, у которого остаются в подчинении прежде всего хозяйственные министерства и ведомства, и Президентом, который занимается политическими и иными важнейшими вопросами.

    В компетенции Президента находится поощрение и наложение дисциплинарных взысканий на членов Правительства.

    Президент играет ключевую роль в решении проблемы отставки Правительства. Решение Президента об отставке Правительства может быть принято в трех случаях: по собственному усмотрению (причем в данном случае Президент не связан никакими правовыми условиями), в случае подачи Правительством заявления об отставке (Президент может отклонить отставку и тогда Правительство обязано продолжить свою работу), в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой (причем здесь у Президента также есть выбор: отправить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу). Помимо того, что Президент может принять решение об отставке Правительства в целом, он вправе увольнять отдельных членов Правительства.

    Кроме того, тесная связь главы государства и Правительства (или зависимость Правительства от Президента) в ст. 111 и ст. 116 Конституции РФ, которые устанавливают зависимость срока полномочий Правительства от срока полномочий Президента. Президент наделен Конституцией правом по отмене постановлений и распоряжений федерального правительства (ст.114) и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае их противоречия Конституции и федеральным законам (ст.85), то есть Президент выступает в качестве своеобразной надзорной инстанции.

    Как мы видим, анализ конституционных полномочий Президента позволяет сделать вывод о том, что многие из них либо непосредственно имеют исполнительный характер, либо в значительной степени приближены к ним, а отношения между Правительством и Президентом “основываются на безусловном приоритете президентской власти” .

    Россия (ст.5 Конституции РФ) представляет собой федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Часть вторая названной статьи фиксирует важнейшие атрибуты государственности субъектов Российской Федерации и в этом контексте различия между ними, не останавливаясь здесь подробно на вопросе об асимметрии Российской Федерации, заметим, что республики (хотя и в скобках) называются государством, в указанном качестве они наделены правом иметь свою Конституцию свое законодательство, устанавливать свои государственные языки, сюда же относятся образуемые ими органы государственной власти. Так, например, в ч.1ст.1 Конституции Республики Бурятия прямо так и закреплено, что Республика Бурятия есть демократическое, правовое государство в составе Российской Федерации. Исходя из этого, во многих республиках в составе Российской Федерации глава республики или глава исполнительной власти (могут быть и другие обозначения) стал именоваться Президентом (институт Президентства получает свое закрепление в конституциях таких субъектов как: Республика Адыгея (ст. 77 Конституции Адыгея), республика Марий Эл (ст.76 Конституции республики Марий Эл), в республика Саха (Якутия) (ст.66 Основного закона), Республика Бурятия, Ингушетия и других). Тем самым был подчеркнут статус республики как государства.

    В связи с вышеизложенным представляется интересным сравнение федеральной президентуры с подобным же институтом на региональном уровне. Статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется статусом республики, которая является самостоятельным государством в составе РФ и предусматривает в своем законодательстве статус Президента как главы государства со всеми прерогативами, правами, обязанностями, кругом полномочий и компетенции. Здесь уместно будет заметить, что федеральная модель организации государственной власти не обязательно должна воплощаться на региональном уровне. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 77) система органов государственной власти субъектов устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти установленными федеральными законом, следовательно вполне возможно существование разных форм правления на региональном и федеральном уровне.

    Согласно Конституции Республики Бурятия Президент Республики является главой государства, главой исполнительной власти и Председателем Правительства Республики (ч.1 ст. 69). Исходя из этого статусу Президента Республики Бурятия в отличии от статуса Президента России присущи дуализм и единство. Дуализм заключается в том, что, с одной стороны, Президент Бурятии также как и Президент России не включен в классическую систему разделения властей (характеристика как главы государства), с другой стороны Президент Бурятии возглавляет исполнительную власть в республике, то есть, по отношению к другим органам государственной власти находится в равном с ними положении. Говоря о единстве статуса Президента Республики Бурятия, необходимо подчеркнуть, что он в соответствии с Конституцией Республики Бурятия является одной персоной и юридически его полномочия сведены воедино: и как Главы Республики Бурятия, и как Главы ее исполнительной власти, и как Председателя Правительства Республики Бурятия (хотя высказываются опасения, что наделение одного и того же лица статусом Главы Республики и Главы исполнительной власти может нарушить, во-первых, стройную систему исполнительной власти по вертикали, и, во-вторых, баланс двух властей - законодательной и исполнительной - в пользу последней, подобного рода опасения представляются нам напрасными, так как здесь следует исходить, как нам кажется, из конкретных полномочий Президента как Главы Республики и как главы исполнительной власти, полномочий Народного Хурала, существующей системы сдержек и противовесов, что предлагается сделать ниже).

    Как Глава Республики Президент РБ: представляет Бурятию в ее отношениях с федеральными органами государственной власти РФ, субъектами РФ, а также с иностранными государствами (п.“a” ст.74 Конституции РБ), назначает референдумы в Республике Бурятия, в соответствии с республиканским законом представляет Народному Хуралу кандидатуру на должность и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Национального Банка, а также кандидатуры для назначения на должности Председателя и судей Конституционного Суда РБ, вправе участвовать в работе Народного Хурала РБ, обращается с посланиями к народу, разрешает вопросы гражданства Республики Бурятия, ведет переговоры, подписывает международные и межрегиональные договоры и соглашения, назначает и отзывает представителей Республики Бурятия в иностранных государствах, в органах государственного управления Российской Федерации и в субъектах Федерации, награждает государственными наградами Республики Бурятия, присваивает почетные звания Республики Бурятия, представляет к государственным наградам и почетным званиям Российской Федерации, вправе отменять акты министерств, госкомитетов и других органов исполнительной власти РБ, в случае их противоречия Конституции и законам Республики Бурятия, актам Президента Республики Бурятия (пункты ”в”, ”ж ”, ”з ”, ”и”, ”к”, ”л”, ”м”, ”н”, ”о”, ”п”, ”с” статьи 74 Конституции Республики Бурятия).

    Президент РБ “осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Бурятия” (п.”a” ст. 74 Конституции РБ), тогда как федеральная Конституция закрепляет, что Президент России “определяет основные направления внутренней и внешней политики” (ч.3 ст. 80 Конституции РФ) первая формулировка, на наш взгляд, позволяет четче определить субъекта ответственности за результаты данной политики.

    В отличие от Президента РФ Президент Бурятии не обладает правом назначения выборов законодательного (представительного) органа государственной власти РБ – Народного Хурала. Это право предоставлено самому Народному Хуралу. Также Президент Бурятии по сравнению с Президентом России обладает гораздо меньшими конституционно-правовыми рычагами давления на законодательный орган республики. Так, он не обладает правом роспуска Народного Хурала. Всех членов Правительства РБ он назначает с согласия Народного Хурала РБ, который и освобождает их от должности по представлению Президента РБ. В случае двукратного выражения недоверия членам Правительства Народным Хуралом Президент должен решать вопрос об их отставке. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия и в порядке установленном законодательством Президент РБ имеет право на обращение в Конституционный Суд РФ и в другие суды, в том числе и в Конституционный Суд Республики Бурятия. Здесь же можно заметить, что в тех случаях, когда Президент РБ временно не может исполнять свои обязанности как глава республики, их временно исполняет Председатель Народного Хурала.

    Как глава исполнительной власти и Председатель Правительства РБ Президент: руководит деятельностью Правительства РБ и назначает с согласия Народного Хурала членов Правительства, представляет Народному Хуралу предложения об образовании и упразднении министерств и госкомитетов Республики, ставит перед Народным Хуралом вопрос об отставке членов Правительства (пункты “г”, “д”, “е” ст.74 Конституции РБ). Кроме этого, Президент Республики Бурятия вправе издавать указы и распоряжения. Решения Президента нормативного характера, решения о назначении и освобождении от должности первых руководителей республиканских органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту должностных лиц Аппарата Президента и Правительства РБ, награждении государственными наградами присвоении специальных и почетных званий Республики Бурятия оформляются указами Президента РБ; решения по кадровым, оперативным и организационным вопросам, а также по вопросам работы Аппарата Президента оформляются распоряжениями Президента.

    Для выполнения указанных полномочий, Президент РБ имеет свой аппарат (Администрацию), обеспечивающую его деятельность. Необходимо обратить внимание на то, что Администрация Президента РБ ни в коем случае не подменяет собой правительство РБ (что имеет место на федеральном уровне), а лишь обеспечивает деятельность Президента и Правительства РБ, их взаимодействие между собой и с органами федеральной и республиканской государственной власти, с другими субъектами Российской Федерации, с институтами гражданского общества, организовывает контроль за исполнением нормативных актов Президента и Правительства.

    Исходя из всего вышеизложенного, мы можем прийти к выводу о том, что в данном случае республиканская модель президентства отличается от федеральной. Тогда как федеральный Президент выступает в качестве главы государства, юридически обладая большими полномочиями в сфере исполнительной власти, и фактически осуществляет исполнительную власть по своему усмотрению, практически без ограничений со стороны парламента, благодаря воспринятой концепции “президент - арбитр”, Президент Бурятии является прежде всего главой исполнительной власти, должность главы государства для него ограничивается представительскими функциями (этим определяются и его взаимоотношения с представительным органом- Народным Хуралом). В связи с этим в дальнейшем было бы уместным провести сравнительный анализ статуса глав исполнительной власти иных субъектов – губернаторов со статусом президентов республик – субъектов Федерации.

    Источник информации :
    Юридический институт ИГУ. Сибирский Юридический Вестник. (

    Президент

    ПРЕЗИДЕНТ

    (president) Либо действительный глава исполнительной власти, либо почетная должность, при которой существует пост фактического руководителя исполнительной власти. В общественных организациях президент – чаще всего почетный пост. В политических конституциях президент в одних случаях – глава исполнительной власти ("глава правительства "), в других – почетный пост с отдельными прерогативами по назначению на должности и выходу из критических ситуаций ("глава государства "), а иногда – и то, и другое. Президенты, являющиеся главами правительств, чаще встречаются в недемократических странах и реже – в демократических. Можно привести ряд примеров стран Латинской Америки, но наиболее известными примерами служат США и Франция. Статья II Конституции США начинается словами: "Исполнительная власть возлагается на Президента Соединенных Штатов Америки". В соответствии с этим его особые полномочия сводятся к роли главнокомандующего армией и флотом США, вооруженными силами штатов "в случае их призыва на действительную службу для Соединенных Штатов", а также к "запросу изложенных в письменной форме мнений от глав департаментов исполнительной власти", назначению на высшие должности и заключению договоров при условии "консультации с Сенатом и с его согласия". Действительные полномочия президента США выходят далеко за рамки указанного в данном перечне. В мире, где существует ядерное оружие, главнокомандующий сверхдержавы имеет колоссальную власть. Ограничения в области заключения договоров обходятся путем именования их "исполнительными соглашениями". Конгресс пытается править в условиях "верховной власти президента", но в том, что касается внешней политики, эти попытки нельзя назвать успешными. Во внутренней политике президент имеет гораздо меньше полномочий. Он может по своему усмотрению управлять департаментами исполнительной власти, но и в этом случае Сенат должен утверждать руководителей этих департаментов, что в последние годы является значительным препятствием. Формирование внутренней политики лучше всего рассматривать как игру, в которой президент, обе палаты Конгресса (каждая в отдельности) и федеральные суды обладают целой системой взаимосвязанных прав использования вето. Для проведения в жизнь той или иной политики требуется согласие определенного числа игроков, обладающих правом вето (это число варьируется в зависимости от области политики). Конституция французской Пятой Республики (Fifth Republic) была написана Шарлем де Голлем (de Gaulle) и его соратниками с целью наделить де Голля гораздо более широкими полномочиями, чем были у президентов свергнутой им Четвертой Республики (Fourth Republic). В 1962 г. де Голль укрепил собственную власть, сделав это неконституционным путем, но безнаказанно. Президент Франции обладает правом арбитража для "обеспечения нормальной работы органов государственной власти, а также целостности государства". Это право, дающее очень большие полномочия, чрезвычайно широко применяется, когда президент и правительство принадлежат к одной партии, как это было на протяжении большей части существования Пятой Республики. Обязанности главы государства подразумевают участие в большом количестве протокольных мероприятий – присутствие на обедах, похоронах, вручение наград. В некоторых случаях глава государства может выступать в качестве объединяющего национального символа, однако это зависит скорее от личности президента, чем от способа его избрания и официальных полномочий самой должности, как можно видеть на двух противоположных примерах – Мэри Робинсон (Ирландия) и Курта Вальдхайма (Австрия). Связанные с этой должностью конституционные функции в обоих случаях похожи, но объединяющая всех Робинсон могла бы многого добиться в качестве главы государства, чего нельзя сказать о вызывавшем разногласия Вальдхайме. Глава государства обычно имеет резервные полномочия на случай отставки главы правительства или самого правительства, а также на случай чрезвычайных обстоятельств. Примером необычного использования таких полномочий служит роспуск генерал-губернатором правительства Гофа Уитлэма в Австралии в 1975 г. Генерал-губернатор Австралии действует от имени королевы как глава государства. И хотя полномочия главы государства в Австралии в 1975 г. остались без изменений, данный инцидент привел к длительному спаду промонархических настроений в Австралии. Это свидетельствует о том, что даже номинальные главы государств ограничены в своей деятельности. Президенты могут избираться путем прямых или многоступенчатых выборов либо назначаться. Чем более прямым путем происходит их избрание, тем больше власти они имеют в своем распоряжении, как это характерно для Франции и США.


    Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

    Президент

    (лат. praesidens – сидящий впереди) – выборный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве. В президентских республиках он избирается путем прямых или косвенных выборов парламентом, но после избрания наделяется значительными полномочиями и не может быть смещен законодательным органом, кроме случаев, указанных в конституции. В президентских республиках президент является основополагающим субъектом политики.

    В парламентских республиках электорат избирает законодательную власть, которая, в свою очередь, избирает, формирует правительство. Глава правительства выступает решающим субъектом политики, а роль президента сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику.

    В России идет процесс становления президентской республики. В соответствии с Конституцией РФ Президент России является главой государства. Он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях. Полномочия Президента по Конституции огромны. Практически все кардинальные вопросы государственной и общественной жизни замыкаются на Президенте. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Ему подконтрольно правительство и в определенных случаях он вправе распустить Государственную Думу. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Конституция не называет Президента главой исполнительной власти, перечень полномочий и характер взаимоотношений его с органами и должностными лицами государственной власти позволяет сделать вывод о самом непосредственном влиянии его на организацию деятельности исполнительной власти. Президент участвует в определении персонального состава Правительства и организации его работы.

    Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности граждан.

    Президент обладает неприкосновенностью. Конституцией РФ установлен особый порядок прекращения полномочий Президента России.

    Шпак В.Ю.


    Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

    Президент

    (от лат. praesidens , букв. сидящий впереди)

    1) в большинстве современных государств - выборный глава государства;

    2) в ряде общественных и научных учреждений, организаций (в т. ч. международных) выборный председатель исполнительного органа.


    Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


    Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Президент" в других словарях:

      См. правитель... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. президент глава, правитель; председатель, глава исполнительной власти; руководитель, директор С … Словарь синонимов

      президент - а, м. président < praesidens сидящий впереди, во главе. 1. Глава, председатель. Президенту розу велено во шпанею быть. 1637. Куранты 1 181. Того ж числа приезжал к посланникам города Патии державец презедент челом ударить и о здоровье спросить … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (лат. praesidens, от praesidere председать, начальствовать). 1) председатель, глава собрания. 2) правитель северо американских штатов. 3) титул, даваемый главе исполнительной власти в республике. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

      ПРЕЗИДЕНТ, президента, муж. (от лат. praesidens сидящий впереди, во главе). 1. Глава государства в буржуазной республике. Французский президент. Президент Соединенных Штатов Америки. 2. Глава, руководитель, председатель учреждения или общества… … Толковый словарь Ушакова

      - (chief executive) 1. Лицо, отвечающее за эффективную деятельность организации, если она является бесприбыльной, и за получение приемлемой для акционеров прибыли в коммерческих организациях. Хотя этот термин формально более распространен в… … Словарь бизнес-терминов

      Современная энциклопедия

      ПРЕЗИДЕНТ, глава государства. В СССР пост президента учреждён в 1990 (президентский пост занимал М. С. Горбачёв), в РСФСР в 1991 (президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин; переизбран президентом Российской Федерации в 1996). По Конституции… … Русская история

      Президент - (латинское praesidens), 1) в большинстве современных государств выборный глава государства и исполнительной власти. В Российской Федерации президент избирается населением на всеобщих выборах. Как правило, президент наделен широкими полномочиями:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Полномочия президента. Исполнительная власть во Франции представлена президентом и правительством. В настоящее время президент во Франции избирается прямым голосованием сроком на 5 лет, причем, в отличие от многих других европейских государств, французский президент может переизбираться неограниченное число раз.
    Одной из важных особенностей поста президента Франции является то, что он практически независим от других правительственных органов власти. Именно этот факт в значительной мере объясняет те широкие возможности, которыми наделен президент во французской политической системе. Некоторые политологи, в частности У. Сафран, отмечают, что в этом отношении Франция вообще не имеет аналогов в Европе, поскольку здесь президент, если он опирается на парламентское большинство и имеет своего премьер-министра, является практически свободным от законодательных ограничений, которые присутствуют в других европейских странах с сильной президентской властью . Более того, в данном случае уместно даже говорить о существовании своеобразной «квазимонархической системы» или даже «демократической монархии», в центре которой находится фигура президента .
    В соответствии с ныне действующей Конституцией Франции президент назначает премьер-министра страны и председательствует в Совете министров. Кроме того, как гласит статья 5 Конституции Французской республики, президент Франции выполняет функции Верховного главнокомандующего, другими словами, он является непосредственным гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны. Он же является и главным дипломатом, несущим ответственность за соблюдение международных договоров. К функциям президента относится и утверждение законов и декретов после их обсуждения в Совете министров. Президент также имеет право роспуска Национального собрания (одной из палат парламента) и может быть наделен дополнительными полномочиями в период кризиса.

    Следует отметить, что такие широкие полномочия президента Франции были закреплены в Конституции 1958 г., которая была направлена на усиление роли исполнительной власти с целью положить конец существовавшей ранее политической нестабильности, которую создавали частые парламентские кризисы Четвертой республики. Эти положения Конституции 1958 г. сначала встретили жесткую оппозицию со стороны многих политических партий, особенно левых сил, однако со временем политикам удалось достичь консенсуса по вопросу сильной исполнительной власти. Демократическая легитимность французского президента значительно выросла в результате перехода после 1962 г. к процедуре прямого его избрания в ходе всенародных выборов. Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недели проводится второй тур. В нем участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Изначально Конституция Пятой республики предусматривала процедуру непрямого избрания президента коллегией выборщиков, в которую входили члены парламента и местных советов. Переход к прямому избранию президента стал значительным успехом Ш. де Голля, который позволил ему позиционировать себя в качестве лидера всего французского народа и выступать в качестве «арбитра нации».
    Возможно, самым мощным инструментом политической власти президента Франции является ст. 16 Конституции республики. Данная статья гласит, что «когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом». Иными словами, эта статья предоставляет право президенту объявлять чрезвычайное положение на всей территории Французской республики и принимать на себя всю полноту власти в этой ситуации. Более того, в соответствии с этой статьей, президент получает право роспуска Национального собрания палаты парламента (во всяком случае, именно так данная статья интерпретируется большинством политологов и правоведов). Следует отметить, однако, что за всю историю Французской республики с момента принятия нынешней Конституции лишь один президент воспользовался правом, предоставленным статьей 16. Это был президент Шарль де Голль, и произошло это в апреле 1961 г., во время попытки армейского переворота в Алжире. Тогда де Голль ввел чрезвычайное положение больше чем на пять месяцев (оно было отменено лишь в конце сентября 1961 г.), несмотря на то, что сам путч продолжался лишь несколько дней и был успешно подавлен. Статья 16 Конституции неоднократно подвергалась (и подвергается) критике со стороны многих политиков и общественных деятелей Франции; указывалось, среди прочего, на неопределенность правовой ситуации, которая может возникнуть при введении президентом чрезвычайного положения на территории республики, не говоря уже об опасности диктатуры. В частности, наблюдатели справедливо указывали, что из текста Конституции не ясно, достаточно ли серьезными являются меры контроля за деятельностью президента, поскольку не контролируется сам момент введения чрезвычайного положения. В Конституции фигурируют ни к чему не обязывающие фразы, что глава государства лишь должен получить «официальную консультацию» у премьер- министра, председателей парламентских палат и Конституционного совета. Полученные «мнения» этих лиц не обязательно исполнять.
    Даже некоторые французские президенты, например Миттеран, предлагали исключить эту статью из Конституции. Однако на сегодняшний день эта статья по-прежнему присутствует в Основном законе республики. Сторонники этого положения указывают, что, во-первых, подобная статья присутствует и в конституциях многих других европейских государств, а во-вторых, маловероятно, что у любого французского президента возникнет необходимость вводить чрезвычайное положение в стране в обозримом будущем .
    Полномочия правительства. Что касается второго органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого премьер-министром, то его основная функция - определение и осуществление политики французской нации.
    Как и в других странах, во Франции правительство не только выполняет чисто административные функции, но и имеет право законодательной инициативы. Более того, в данном отношении французское правительство имеет определенное преимущество перед парламентариями, поскольку именно Совет министров определяет повестку дня заседаний обеих палат парламента и имеет право блокировать голосование в парламенте.
    Конституция различает два понятия: Совет министров - как собрание министров под председательством президента республики, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством премьер- министра. Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются президентом. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий, предоставленных президентом по определенной повестке дня.
    Совет министров Французской республики придерживается принципа коллективной кабинетной ответственности. Данный принцип означает, что все члены Кабинета должны разделять официальную точку зрения французского правительства по всем вопросам. Данная норма существует для того, чтобы предотвратить отдельных членов Кабинета министров от попыток дискредитации всего состава правительства во имя удовлетворения собственных политических амбиций.
    Интересно, что во Франции в отношениях между премьер-министром и парламентом действует норма, уникальная для Западной Европы. Она зафиксирована в 3-м параграфе 49-й статьи Конституции. В соответствии с ней премьер-министр как глава правительства может ставить перед Национальным собранием вопрос о доверии всему составу Совета министров в связи с его программой, общеполитической декларацией или же в связи с голосованием по определенному законопроекту. Законопроект считается принятым, если большинство депутатов Национального собрания не проголосуют за вотум недоверия. В противном случае премьер-министр обязан подать президенту Франции прошение об отставке своего правительства, что практически невозможно, если премьер опирается на парламентское большинство. Именно с помощью этой нормы в периоды «сосуществования» были обойдены возможности возникновения конституционных кризисов, вызванные отказом президента подписать тот или иной законопроект. Возможность принимать законы, минуя их обсуждение, путем постановки вопроса о доверии к правительству стало эффективным средством разрешения институциональных парадоксов Пятой республики .
    Как глава правительства премьер-министр занимает привилегированное положение по отношению к другим членам Совета министров и имеет в своем распоряжении собственные административные службы, такие как Генеральный секретариат правительства. Правительственная структура включает в себя собственно министров, государственных министров, министров, выполняющих поручения главы правительства, и государственных секретарей.
    Собственные полномочия премьер-министра весьма широки. Он осуществляет руководство деятельностью всего состава правительства и вносит предложения по назначению и смещению министров. Кроме того, глава правительства несет ответственность за национальную оборону республики и обеспечивает выполнение законов. В функции премьер-министра входит также произведение назначений на гражданские и военные посты, кроме тех случаев, когда это относится к прерогативе президента Франции. Помимо функций исполнительного порядка, премьер-министр также владеет некоторыми важными законодательными полномочиями. В частности, он может требовать созыва парламента на внеочередную сессию или ходатайствовать о создании паритетной комиссии для урегулирования разногласий между Сенатом и Национальным собранием.
    Интересно, что ввиду широких полномочий президента во Французской республике некоторые обозреватели неоднократно предлагали вообще упразднить должность премьер-министра и приблизить в этом отношении политическую модель Франции к политической системе США, где, как известно, президент является одновременно и главой государства и главой правительства. Однако во Франции считают, что президент и так наделен слишком широкими полномочиями и должность премьер-министра необходима уже хотя бы для того, чтобы как-то уравновесить баланс исполнительной власти. Кроме того, важно помнить, что во французской политической системе премьер-министр выполняет, среди прочего, и важную функцию посредника между президентом и парламентом.