Срок начала подачи заявок на электронный аукцион. Открытый конкурс — подача заявок

Первая заявка на запрос котировок: с чего начать и как правильно подготовить?

Положениями ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) определен исчерпывающий перечень конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые могут использоваться заказчиками при осуществлении закупок. Среди приведенных способов закупок указан запрос котировок.

В данной статье, которая в большей степени ориентирована на участников закупок, желающих разобраться в вопросах участия в запросе котировок и в подготовке своей первой заявки, будут подробно разъяснены основные случаи и особенности проведения запроса котировок, а также приведен пошаговый алгоритм участия в данном способе закупки, начиная от поиска закупок по интересующей тематике и до заключения контракта.

В соответствии с ч. 1. ст. 72 ФЗ № 44 под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок, и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Запрос котировок - один из наиболее простых и востребованных способов закупки как для заказчиков, так и для участников закупки, и на это есть ряд объективных причин.

Преимущества в проведении запроса котировок для заказчика:

  • короткие сроки проведения закупки (всю процедуру закупки вместе с опубликованием извещения, формированием протокола и подписанием контракта можно осуществить за 12-16 рабочих дней);
  • однолотовость;
  • не требует разработки объемной закупочной документации;
  • отсутствие необходимости разъяснения положений извещения;
  • минимум временных затрат по рассмотрению заявок (в отличие от конкурсов, аукциона в электронной форме и запроса предложений);
  • формирование всего лишь одного протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Преимущества участия в запросе котировок для участника закупки:

  • в состав заявки кроме подробной информации о поставляемом товаре не нужно прикладывать учредительные документы, выписку из налоговой инспекции (ЕГРЮЛ/ЕГРИП), решение об одобрении или о совершении крупной сделки и др.;
  • не требуется сшивать, нумеровать листы заявки;
  • не нужно приобретать в аккредитованном удостоверяющем центре усиленную электронную подпись для подачи заявки в письменной форме;
  • не нужно предоставлять обеспечение заявки;
  • не применяются антидемпинговые меры в случае снижения цены контракта более чем на 25 %.

Говоря о преимуществах данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не стоит забывать о его недостатках. В запросе котировок основным критерием выбора победителя является самое низкое ценовое предложение (при условии соответствия заявки участника закупки требованиям извещения), никакие другие критерии оценки не используются. Как очевидно, это достаточно опасный подход, который может привести на практике к возникновению серьезных проблем у заказчика на этапе исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), т. к. низкая цена - это не всегда гарантия поставки товара надлежащего качества, выполнения работ и оказания услуг посредством использования качественных материалов и т. д.

Особенности запроса котировок

При этом ФЗ № 44 допускает проводить запрос котировок в размере, не превышающем

10 % совокупного годового объема закупок заказчика. Общая стоимость закупок, проведенных данным способом, не должна составлять более чем 100 млн рублей.

  • запрос котировок по общим правилам осуществляtтся в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) по одной процедуре закупки не превышает 500 тыс. рублей. Однако в ст. 75, 76 и 82 ФЗ № 44 предусмотрены случаи, при которых проведение закупки путем запроса котировок может осуществляться независимо от цены контракта , но это более частные случаи, на которых мы не будем подробно останавливаться в настоящей статье;
  • проект контракта является обязательной и неотъемлемой частью закупки;
  • победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта;
  • запрос котировок - это единственная форма закупки, у которой продлевается срок подачи заявок на 4 рабочих дня, в случае если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • составляется только спецификация (технические характеристики) закупаемого товара, работы, услуги.

Порядок проведения запроса котировок



НМЦК До 250 000 руб. До 500 000 руб.
Сроки подачи заявок Не < 4 раб. Не < 7 раб. дней до даты окончания подачи заявок.
Форма подачи заявки

Письменная форма в запечатанном конверте,

Электронная форма.

Объект закупки Любой товар, работа, услуга.
Количество лотов Только 1
Действия Внесение изменений в извещение Не позднее чем за 2 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок.

Если сумма < 250 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 4 раб. дня.

Если сумма > 250 000 руб., но < 500 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 7 раб. дней.

Отмена закупки Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч.1 ст. 36 ФЗ № 44).
Разъяснение результатов закупки Разъяснение результатов рассмотрения и оценки заявок предоставляется заказчиком в течение 2 раб. дней с даты поступления запроса.
Изменение, отзыв заявки Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок только при условии, что заказчиком были внесены изменения в извещение о закупке.
Срок заключения контракта Не ранее чем через 7 дней не позднее чем через 20 дней .

Шаг 1: поиск закупок

Поиск закупок, в том числе проводимых путем запроса котировок, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Для первоначального поиска закупок рекомендуется использовать функционал расширенного поиска сайта, который предоставляет возможность поиска закупок интересующей участника закупки тематики.

Специалисту участника закупки для успешного поиска закупок необходимо заполнить (как минимум) нижеприведенные поля формы для поиска, представленной на www.zakupki.gov.ru:

- наименование закупки (например, «сплит-система», «бытовая химия», «оказание образовательных услуг», «текущий ремонт»);

- выбрать субъект РФ , в котором находится потенциальный заказчик (например, Московская область, Ростовская область), или по удаленности ту территорию, в пределах которой участник готов исполнять обязательства по исполнению заключенного контракта;

- указать этап закупки «Подача заявок».

Работа участника закупки на сайте www.zakupki.gov.ru осуществляется без прохождения процедуры регистрации. Вся информация о проводимых закупках находится в открытом доступе и предоставляется бесплатно.

В случае наличия 19-значного номера извещения запроса котировок поиск осуществляется путем ввода номера закупки в соответствующее поле быстрого поиска.

Шаг 2: подача и оформление заявки

Участнику закупки, который впервые осуществляет подготовку заявки на участие в запросе котировок, следует учитывать, что подаваемая заявка должна полностью соответствовать требованиям, установленным в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 , поскольку в противном случае существует вероятность ее отклонения со стороны заказчика и комиссии по осуществлению закупок. Рекомендуется перед оформлением заявки внимательно прочитать извещение о закупке, условия, изложенные в проекте контракта, ознакомиться с требованиями по оформлению заявки, указанными не только в извещении, но и непосредственно в самом ФЗ № 44. В вопросе подготовки любой заявки на участие в закупке важна каждая мелочь.

Заявку на запрос котировок может подать абсолютно любое заинтересованное лицо в сроки, установленные в извещении.

Каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ № 44 заявка может быть подана в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа . Форма подачи котировочной заявки определяется по усмотрению участника закупки, но фактически до тех пор, пока не начала функционировать ЕИС, заявки на запрос котировок в форме электронного документа заказчиками не принимаются, о чем чаще всего сделана соответствующая пометка в извещении о проведении закупки. Но несмотря на это, некоторые заказчики допускают подачу заявки на запрос котировок в форме электронного документа на адрес электронной почты, при условии ее подписания усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Содержание заявки

Заявка на участие в запросе котировок оформляется путем заполнения формы, приложенной заказчиком к данной закупке и размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 заявка на участие в запросе котировок должна содержать:

1) Наименование, место нахождения (для юр. лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки.

2) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Примечание. Согласие предоставляется в произвольной форме, как правило, заказчик в типовой форме заявки прописывает стандартный текст «Участник закупки ___________ согласен исполнять условия контракта, указанные в извещении».

Наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара должны быть сформулированы максимально точно и не должны сопровождаться перечислениями (например, «или красная», «или синяя», «или зеленая»), промежуточными значениями («от» и «до», «с» и «по», например, «высота шкафа от 175 см до 185 см») и словами «или эквивалент», за исключением тех случаев, когда конкретным значением для той или иной характеристики является диапазон, т. к. заказчик обязательно должен знать, какой товар ему будет поставлен по итогам определения поставщика (подрядчика). Участник закупки при подготовке заявки должен предлагать к поставке товары с такими характеристиками, которые не выходят за пределы диапазонов, установленных заказчиком в извещении о закупке.

3) Предложение о цене контракта.

Примечание. ФЗ № 44 не предусматривает необходимость указания в составе котировочной заявки цены за единицу товара, но в случае если типовая форма заявки содержит подобное требование, то его следует соблюсти во избежание возникновения рисков отклонения заявки участника закупки.

4) Документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 - 29 ФЗ № 44 (учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов).

Примечание. В данном случае участнику закупки - организации уголовно-исполнительной системы - необходимо предоставить в составе заявки в произвольной форме требование о том, что он претендует на получение преимуществ согласно ст. 28 ФЗ № 44 (п. 2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»). В случае если в качестве участника закупки выступает организация инвалидов, то на основании п. 4. Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» такая организация инвалидов, признанная победителем, представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ уже после подведения итогов по закупке. Таким образом, для того чтобы исполнить норму, установленную в п. 3 ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44, участнику закупки необходимо приложить в составе котировочной заявки, например, копию устава, свидетельствующую о его принадлежности к данной категории субъектов.

5) Идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) при наличии:

ИНН учредителей;

ИНН членов коллегиального исполнительного органа, лица;

ИНН исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Примечание. Указывается в письменной форме, предоставлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе нет необходимости.

6) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ФЗ № 44.

Примечание. Декларация о принадлежности к СМП/СОНКО предоставляется в произвольной форме, чаще всего в типовой форме заявки содержится подобная формулировка, которую следует заполнить. Например, «Участник закупки ООО «________________» настоящим подтверждает, что относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Таким образом, ООО «__________________» имеет преимущества в соответствии со ст. 30 ФЗ № 44».

7) Документы , подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44, либо заверенные копии данных документов.

Примечание. Т. к. в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 44 при осуществлении закупок допускается как поставка товаров российского происхождения, так и иностранного, следовательно, если к объекту закупки применяется национальный режим, то участнику закупки в составе котировочной заявки согласно положениям действующего законодательства следует приложить сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или акт экспертизы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой РФ.

Требовать от участника предоставления иных документов и информации, за исключением вышеперечисленных, заказчику не допускается.

Оформление документов

Заявка участника закупки должна быть оформлена на фирменном бланке (при наличии такового), подписана руководителем организации участника закупки и скреплена печатью (при наличии таковой). Документы, прилагаемые к котировочной заявке, могут оформляться как приложения к заявке. В случае предоставления копий документов их следует заверить надлежащим образом.

Оформленная заявка упаковывается в конверт, запечатывается, на конверте следует указать: номер извещения, наименование и адрес заказчика, а также желательно указать, до какого времени не следует вскрывать конверт с заявкой. Это рекомендуется делать во избежание вскрытия конверта ранее установленного срока, например, секретарем организации заказчика, который, как правило, занимается вопросами входящей и исходящей корреспонденции.

Примечание. На конверте с котировочной заявкой указывать наименование участника закупки необязательно, поскольку участие в процедуре закупки предполагает отсутствие возможности для просмотра содержания заявки до момента вскрытия. Поэтому рекомендуется в данном вопросе соблюдать конфиденциальность до начала вскрытия комиссией по осуществлению закупки конвертов с заявками.

Шаг 3: порядок приема заявок

Котировочная заявка может быть направлена в адрес заказчика с помощью почтовой связи или доставлена лично по адресу, указанному в извещении. Следует учитывать то обстоятельство, что если представитель участника закупки лично доставляет котировочную заявку, то ему необходимо иметь в наличии паспорт и доверенность на право подачи заявки от имени участника закупки.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 77 ФЗ № 44 заявка должна быть зарегистрирована заказчиком в журнале регистрации заявок. Отказ в приеме и в регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации со стороны заказчика не допускаются.

Законодатель обязывает заказчика обеспечить сохранность конвертов с поданными заявками, их защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность. Кроме этого, заказчик обязан обеспечить рассмотрение заявок только после вскрытия конвертов с такими заявками. Лица, осуществляющие хранение конвертов с котировочными заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия. За подобное нарушение требований виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством.

По общим правилам заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки.

Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.

Шаг 4: изменение и отзыв заявки

Изменять и отзывать котировочную заявку участник закупки не вправе, за исключением случая, если заказчиком были внесены изменения в извещение. Таким образом, если у участника закупки возникла такая необходимость, следует ориентироваться на нормы, установленные в ч. 1 ст. 77 ФЗ № 44.

Примечание. Если у участника закупки возникла потребность в отзыве заявки, а заказчиком при этом не вносились изменения в извещение о закупке, то в этом случае можно воспользоваться нормой, указанной в ч. 4 ст. 78 ФЗ № 44, в соответствии с которой в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

Шаг 5: принятие решения по закупке и определение победителя

Вскрытие всех поступивших конвертов с котировочными заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении. На процедуре вскрытия вправе присутствовать участники закупки, подавшие заявки, или их представители. В случае их отсутствия вскрытие будет осуществлено в плановом порядке.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии, о дополнительной возможности подачи заявок. Подобное действие направлено на предоставление дополнительного шанса поучаствовать в запросе котировок тем участникам, которые не успели подать заявки в сроки, установленные извещением.

Котировочной комиссией при вскрытии конвертов с заявками озвучивается следующая информация:

  • информация о месте, дате, времени процедуры вскрытия конвертов;
  • наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника запроса котировок, подавшего заявку;
  • предложения о цене контракта, указанные в заявках;
  • иную информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.

При вскрытии конвертов с заявками заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов, также вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов.

Победителем запроса котировок согласно ч. 6 ст. 78 ФЗ № 44 признается участник запроса котировок, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Если наиболее низкая цена товара, работы или услуги предложена несколькими участниками, то победителем признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Все основания для отклонения котировочных заявок определены в ч. 7 ст. 78 ФЗ № 44. Комиссия по осуществлению закупки не рассматривает и отклоняет заявки, если:

  • заявки не соответствуют требованиям, установленным в извещении;
  • предложенная в заявках цена товара, работы или услуги превышает НМЦК, указанную в извещении;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44.

Отклонять заявки по иным основаниям, не предусмотренным законодательством, запрещается.

По результатам рассмотрения и оценки заявок оформляется протокол. Сформированный протокол рассмотрения и оценки заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членам комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

Таким образом, участнику закупки следует осуществлять мониторинг результатов проведения запроса котировок на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru, т. е. следить за размещением протокола, чтобы узнать, кто стал победителем по закупке.

Отметим, что согласно ч. 10 ст. 78 ФЗ № 44 любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие, после размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на сайте www.zakupki.gov.ru вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. В свою очередь, заказчик обязан предоставить участнику, подавшему запрос, соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа в течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса.

По общим правилам протокол рассмотрения и оценки заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты подписания протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в котировочной заявке.

Шаг 6: заключение контракта

В соответствии с ч. 13 ст. 78 ФЗ № 44 контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Важно понимать, что контракт в соответствии с положениями ФЗ № 44 должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Если извещением о закупке была предусмотрена необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта, то следует помнить, что одновременно с подписанным контрактом победитель по закупке или участник, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя, обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту. В качестве такого документа согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44 может выступать банковская гарантия или платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств на счет заказчика в установленном размере.

В случае если после направления заказчиком победителю по закупке проекта контракта на подпись, победитель не представил подписанный контракт или документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту, в срок, указанный в извещении, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 ФЗ № 44).

В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик может по своему усмотрению обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии такого участника с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок, если цена контракта не превышает НМЦК, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Если от заказчика последовало подобное предложение участникам, указанным выше, то заключение контракта для них является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и повторно провести запрос котировок.

При этом отказ от заключения контракта для победителя и участника закупки, которому было предложено заключить контракт в случае уклонения победителя, чреват для обоих участников включением в реестр недобросовестных поставщиков сведений как о юридическом лице, так и о физических лицах (об учредителях, членах коллегиального исполнительном органа), выступающих на стороне такого участника закупки.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Если по результатам проведения закупки запрос котировок признан несостоявшимся, то в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ № 44 заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем ) согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

К основным случаям признания запроса котировок несостоявшимся относятся следующие случаи:

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении;

2) если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении.

Таким образом, в случае наличия единственной заявки, признанной комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям, заключение контракта для обеих сторон является обязательным, несмотря на статус закупки «несостоявшийся запрос котировок».

Также запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если:

  • котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • не подано ни одной заявки на процедуру закупки.

В случае если по результатам рассмотрения котировочных заявок комиссией отклонены все поданные заявки, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4 рабочих дня и в течение 1 рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи заявок.

Надеемся, что, ознакомившись с данной статьей, начинающий участник закупочного процесса компании поставщика (подрядчика, исполнителя) сможет правильно подготовить свою первую котировочную заявку, которая будет отвечать всем требованиям действующего законодательства.

Кроме того, Единый центр консультаций по госзакупкам рекомендует потенциальным участникам закупок со своей стороны всегда перед подготовкой заявки еще раз внимательно ознакомиться с положениями ФЗ № 44 в актуальной редакции, которые регламентируют порядок проведения и участия в запросе котировок. Возможно, в закон в данной части были внесены какие-либо изменения, и знание этого поможет правильно подготовить заявку, тем самым сократив риски ее отклонения комиссией по осуществлению закупок.

допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

2. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

А) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31

(см. текст в предыдущей редакции)

Е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со и настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

(см. текст в предыдущей редакции)

З) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

(см. текст в предыдущей редакции)

и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются государственными, муниципальными учреждениями;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.

4. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и каждый том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. На конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), позволяющее определить открытый конкурс (лот), на участие в котором подается заявка. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

(см. текст в предыдущей редакции)

Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.

Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:

  1. Изменение , когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
  2. Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
  3. Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
  4. Предписание антимонопольного органа.
  5. Решение по результатам общественных обсуждений.
  6. Форсмажорные обстоятельства.

Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.

Порядок и сроки

Ст. 36 44-ФЗ устанавливает общие требования к порядку и срокам аннулирования: возможна отмена определения поставщика электронного аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.

Заказчик вправе отменить проведение электронного аукциона позднее указанной даты и до заключения контракта, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Но как быть заказчику, если срок отмены электронного аукциона по 44-ФЗ истек, а причина не попадает под условия чрезвычайности? В таком случае можно сначала внести изменения в закупку, указав разумную причину для этого. Решение о внесении изменений принимается не позднее чем за два дня до даты окончания подачи заявок (ч. 6 ст. 63). При этом срок будет продлен на не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.

Алгоритм процедуры

Шаг 1. Определить необходимость отказа от проведения аукциона и зафиксировать причину, по которой проведение закупки нецелесообразно.

Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Напомним, что при необходимости можно сначала внести изменения в заказ.

Шаг 3. Принять решение и оформить отказ от проведения заказа. Образец этого документа можно скачать ниже.

Шаг 4. Опубликовать решение в ЕИС. Это нужно сделать сразу в день принятия решения. Также необходимо незамедлительно информировать всех поставщиков, которые уже подали заявки (при наличии данной информации). Помните, что заказчик не вправе открывать доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации документа отмены в ЕИС.

Шаг 5. . Заказчик обязан сделать это не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения.

Ответственность

При отказе от проведения аукциона заказчик не несет ответственность перед участниками, за исключением случая, когда из-за незаконной отмены закупки причинены убытки потенциальному поставщику. К примеру, аннулирование закупки в последний день подачи заявок, то есть с нарушением сроков.

Комментарий к разделу «открытый конкурс - подача заявок»

Открытый конкурс является одним из самых распространенных способов определения поставщика при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако несмотря на достаточно широкое применение указанного метода, он имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • возможность оценки заявок участников не только по количественным (цена), но и по качественным показателям (уровень квалификации, наличие лицензий и т. д.);
  • возможность передачи отдельных функций, связанных с подготовкой и проведением конкурса, специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе);
  • отсутствие рисков, связанных с проведение закупки на электронных площадках (технические сбои, информационные ошибки и т. д.)

Недостатки:

  • высокая вероятность проверки на предмет правильности способа выбора поставщика (ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе предусматривает ограничения на проведение открытого конкурса);
  • достаточно длительный процесс отбора поставщика;
  • высокий риск предъявления претензий к заказчику и конкурсной комиссии в части соблюдения процедур на всех этапах осуществления закупки;
  • расширенная (по сравнению с электронным аукционом) зона ответственности заказчика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, возврат обеспечения исполнения заявок, хранение документов).

В процессе проведения открытого конкурса выделяют следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению открытого конкурса.
  2. Организация проведения конкурса.
  3. Размещение информации об открытом конкурсе.
  4. Прием заявок на участие.
  5. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа.
  6. Выявление участников и определение победителя.
  7. Заключение государственного контракта с победителем.

В рамках настоящего комментария будут рассмотрены вопросы, связанные с проведением первых четырех этапов открытого конкурса.

1-й этап: подготовка к проведению открытого конкурса

1.1. Организация проведения открытого конкурса

1.1.1. Планирование проведения закупки

На данном этапе заказчик определяет перечень необходимых мероприятий, ответственных лиц, а также сроки проведения закупки.

Кроме того, заказчик должен создать комиссию по осуществлению закупки (она может быть как постоянной, так и специально созданной под закупку) либо привлечь специализированную организацию для проведения конкурса.

Рекомендация. Для более эффективной организации конкурса заказчик вправе привлечь специализированную организацию. Это целесообразно при отсутствии или ограниченности собственных кадровых ресурсов, необходимых для проведения конкурса. Привлекать специализированную организацию нужно с учетом времени, которое потребуется заказчику для проведения процедуры выбора специализированной организации (рекомендуется делать это за три месяца до публикации извещения), так как ее отбор осуществляется по требованиям, определенным Законом о контрактной системе.

1.1.2. Издание приказа о проведении закупки с указанием данных, изложенных в п. 1.1.1

Издание приказа не является обязательным, но с точки зрения подготовки к осуществлению закупки, а также регламентации внутренней деятельности заказчика в процессе закупки, является необходимым управленческим решением руководителя компании-заказчика.

Рекомендация. Несмотря на то, что издание указанного приказа в соответствии с Законом о контрактной системе не является обязательным, сделать это нужно заранее (ориентировочно - за два месяца до планируемого срока публикации на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) извещения о закупке), с учетом времени, необходимого для выполнения всех мероприятий по проведению конкурса.

1.2. Создание конкурсной комиссии и определение порядка ее работы

На данном этапе заказчик издает приказ о создании конкурсной комиссии (либо о привлечении специализированной организации), а также утверждает Положение о порядке ее работы.

Важно. Формировать такую комиссию не требуется, если у заказчика есть постоянно действующая комиссия по осуществлению закупок, которая наделена соответствующими функциями (ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия или специализированная организация должны быть полностью готовы к работе не позднее, чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Рекомендация. На практике конкурсная комиссия должна быть создана, а специализированная организация должна быть отобрана не позднее чем за 2 месяца до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, так как только в этом случае уровень ошибок при проведении открытого конкурса будет минимальным.

2-й этап: организация проведения открытого конкурса

На данном этапе осуществляется разработка и утверждение документов, определяющих порядок и условия участия в открытом конкурсе.

Как правило, конкурсная документация включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Информационная карта.
  3. Форма заявки на участие в конкурсе.
  4. Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе.
  5. Техническое задание.
  6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
  7. Проект контракта.

Конкурсная документация должна быть разработана и утверждена не позднее, чем за 20 календарных дней до установленной в ней даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе).

Рекомендация. Целесообразно начать разработку документации заранее, с учетом времени, которое может потребоваться на ее подготовку, согласование и утверждение. На практике это может занять в среднем от 3 до 30 рабочих дней.

3-й этап: размещение информации об открытом конкурсе

В таблице, приведенной ниже, перечислены мероприятия, которые может включать размещение информации об открытом конкурсе.

Составная часть этапа Условия необходимости его прохождения
Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса Проводится в случаях, если заказчик ранее не проходил регистрацию либо впервые выступает в данном качестве
Оформление электронной подписи при проведении открытого конкурса В случае отсутствия ЭЦП у должностных лиц заказчика
Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС извещения о проведении открытого конкурса Обязательное условие
Предоставление конкурсной документации по запросу заинтересованного лица
Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС разъяснений положений конкурсной документации Только при наличии запроса заинтересованного лица
Внесение изменений в информацию об открытом конкурсе Рекомендуется в случаях, когда выявлено несоответствие конкурсной документации законодательству, потребностям заказчика (ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе)
Отмена проведения закупки

Рассмотрим обязательные составные части данного этапа.

3.1. Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

В соответствии со ст. 49 Закона о контрактной системе, заказчик должен разместить на официальном сайте ЕИС извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за 20 календарных дней до даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).

Также для привлечения большего количества участников заказчик вправе опубликовать информацию о конкурсе в СМИ и/или разместить ее в Интернете. Такой способ информирования участников является факультативным и применяется только наряду с общим порядком размещения информации о конкурсе в ЕИС.

Требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса предусмотрены ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны:

  • сведения о заказчике (уполномоченном органе, специализированной организации, контрактной службе, контрактном управляющем): наименование организации, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо (п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе);
  • наименование и краткое описание объекта закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • источник финансирования закупки;
  • способ определения поставщиков - открытый конкурс;
  • срок, место и порядок подачи заявок на участие в конкурсе (указываются диапазон дат и время подачи заявок);
  • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
  • дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
  • размер обеспечения заявок, порядок его внесения и реквизиты счета для перечисления денежных средств, условия банковской гарантии;
  • сведения об обеспечении исполнения контракта;
  • требования к участникам закупки, предусмотренные конкурсной документацией;
  • перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе (приводится перечень, предусмотренный конкурсной документацией);
  • срок, место и порядок предоставления конкурсной документации (обязательно должна быть отражена информации о наличии платы за предоставлении конкурсной документации).

Примечание. В соответствии с п. 3 ст. 42, ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе определено, что с 1 января 2017 г. также будет необходимо указывать в извещении идентификационный код закупки.

3.2. Предоставление конкурсной документации по запросу заинтересованного лица

Порядок предоставления конкурсной документации должен быть указан в извещении о проведении открытого конкурса. Заказчик обязан предоставить такую документацию (на бумажном носителе или в виде электронного документа) любому заинтересованному лицу на основании письменного заявления (ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе).

За предоставление конкурсной документации на бумажном или электронном носителе может взиматься плата. При этом размер взимаемой платы указывается в извещении и не может превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку адресату почтой.

  • адрес, по которому заинтересованные лица должны направить заявление;
  • срок, в течение которого направляется заявление;
  • порядок (в том числе способ) направления документации заинтересованному лицу.

Важно. Предоставление документации может осуществляться только после публикации на официальном сайте ЕИС извещения о проведении конкурса, а сама документация, размещенная там, должна соответствовать документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц (ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе).

Срок предоставления документации - 2 рабочих дня с даты получения заявления.

3.3. Подготовка и размещение в ЕИС (на официальном сайте) разъяснений положений конкурсной документации

В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что после получения от заинтересованного лица запроса о разъяснении положений документации заказчик обязан подготовить такие разъяснения, направить их заинтересованному лицу и разместить в ЕИС (на официальном сайте).

Важно. Если запрос поступает позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок, то отвечать на него заказчик не обязан.

Срок ответа на запрос о разъяснении положений конкурсной документации - не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, заказчик обязан разместить информацию по ответу на запрос в течение 1-го рабочего дня с даты направления ответа заинтересованному лицу (ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе).

3.4. Внесение изменений в информацию об открытом конкурсе

В соответствии с ч. 4 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении конкурса и/или в конкурсную документацию, если участник указал в запросе о разъяснении положений документации на ошибки, неточности в конкурсной документации (извещении) либо они выявлены самим заказчиком, а также в иных случаях.

На практике решение о внесении изменений в конкурсную документацию (извещение о проведении открытого конкурса) оформляется приказом.

Важно. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Для изменения информации об открытом конкурсе заказчику необходимо:

  1. Издать приказ об изменении конкурсной документации (извещения о проведении открытого конкурса) - не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.
  2. Подготовить и разместить в ЕИС извещение об изменении документации - в течение 1-го календарного дня с даты принятия решения о внесении изменений.
  3. Направить текст изменений участникам закупки, которым конкурсная документация предоставлялась на бумажном или электронном носителе - в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об изменении информации о конкурсе.

3.5. Отмена проведения закупки

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об отмене открытого конкурса по своему усмотрению.

Для этого необходимо в соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе:

  • издать приказ и разместить его на официальном сайте ЕИС - не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок, установленного в конкурсной документации;
  • разместить приказ в ЕИС (на официальном сайте) в день его подписания;
  • незамедлительно известить участников закупки об отмене конкурса;
  • вернуть участникам закупки денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок в срок не более чем 5-ть рабочих дней с даты отмены открытого конкурса (п. 2 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Важно. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе открытый конкурс считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС (на официальном сайте).

4-й этап: Прием заявок на участие в открытом конкурсе

Согласно чч. 1, 6 ст. 51 Закона о контрактной системе определено, что после размещения информации об открытом конкурсе на официальном сайте ЕИС заказчик обязан принимать все заявки, которые подаются с соблюдением правил, установленных конкурсной документацией.

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации.

Вопрос: Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе поступил после окончания срока подачи заявок. Обязан ли заказчик принять и зарегистрировать эту заявку? Нужно ли возвращать деньги, перечисленные в качестве обеспечения заявки?

Ответ: В соответствии с ч. 12 ст. 51 Закона о контрактной системе определено, что «конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок, не вскрывается, и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется».

При этом согласно п. 5 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе - денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, подлежат возврату.

При получении заявки заказчик выполняет следующие действия:

  • регистрирует заявку (способ регистрации Законом не определен, однако на практике применяется метод «журнальной» регистрации);
  • выдает расписку в получении заявки;
  • обеспечивает сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона о контрактной системе).

Важно. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика выдавать расписку в получении заявки на участие в открытом конкурсе. Несмотря на указанное обстоятельство, ввиду сложившейся практики делового оборота, определено, что если заявка подается представителем участника закупки лично, по его требованию следует выдать такую расписку.

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Если НМЦК менее и равна 3 млн руб, то минимальное время заключения контракта 21 день.

Если НМЦК более 3 млн руб, то минимальное время заключения контракта 29 дней.

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Тут срок аукциона по 44-ФЗ варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 3 млн. руб., то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма 3 млн. руб. и меньше — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. На это у заказчика есть время, но не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок . И если изменения будут внесены, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней с даты внесения изменений в случае НМЦК больше 3 000 000 руб., и до 7 дней с даты внесения изменений, если цена контракта меньше или равна 3 000 000 руб.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения закупок в электронной форме, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет не более 7 дней после окончания срока подачи. Согласно изменениям вступившим в силу с 1 июля 2018 года, если НМЦК менее или равна 3 млн руб, то срок рассмотрения 1 части не должен превышать 1 рабочий день . В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы прошли два дня (суббота и воскресенье), а рабочий день, следующий после этих двух дней - понедельник.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. С даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, в течение 5 календарных дней заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то три дня дается заказчику на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней , после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14 . Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 10 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента опеределения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Сроки проведения электронного аукциона — таблица

Обо всех сроках и особенностях каждого этапа электронного аукциона Вы можете узнать в нашем обучающем курсе "Госзаказ " . Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Если вы не можете позволить себе тратить время на изучение и дальнейшее контролирование изменений в законодательстве, то обратитесь в компанию РусТендер, наши тендерные специалисты всегда в курсе последних изменений и норм закона 44-ФЗ, они быстро и полно ответят на все возникшие у вас вопросы, касаемо участия в торгах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ