Определенной категории людей из государственного бюджета или других фондов. Помощь оказывается денежная или натуральная в виде лекарств, протезирования, проездных билетов, социального обслуживания и др. Существует определенный список событий в государстве и причин выплаты пособий, компенсаций, целью которых является выравнивание социального положения граждан.
Немного о правахЛюбой гражданин может заявить о выплате пенсии по старости, например, - это его право, и организация социального обеспечения обязана рассмотреть заявление в короткие сроки. Все жители России, в том числе иностранные подданные и лица без гражданства, находятся в равных условиях - для них предусмотрено социальное вознаграждение независимо от пола, происхождения, национальности, религиозной принадлежности согласно Конституции РФ. Например, пенсия по инвалидности бывшему работнику или семье погибшего должна быть на данный момент не меньше прожиточного минимума. Выплачиваются пособия по безработице, пособия многодетным семьям, хорошо поощряются матери при рождении 2-го и тем более 3-го ребенка. В социальное обеспечение входит поддержка материнства, отцовства. При назначении пособий учитываются индивидуальные обстоятельства: специфика работы, отдаленность местности, состояние здоровья человека, ситуация в стране.
Оно включает в себя содержание пожилых граждан и нетрудоспособных инвалидов в специальных интернатах, оказание им помощи на дому. Органы здравоохранения и просвещения задействованы в программе содержания и образования детей в детских домах, учреждениях культуры и др. Государственная помощь доступна инвалидам - для них существуют реабилитационные центры. Практически любой работник достоин санаторно-курортного оздоровления. Невозможно перечислить все виды обслуживания нуждающихся граждан. Например, Центры занятости предоставляют трудоспособным гражданам бесплатное обучение по той или иной специальности. Кроме того, им оплачивается проезд к месту учебы и обратно.
Возможно, так было и раньше, но об этом мало кто знал. Социальное обеспечение людей, пострадавших от наводнений и пожаров, у нас вполне достойное. Им выплачиваются одноразовые пособия, строится жилье. Ни одно социально значимое событие в государстве не остается без внимания. Хорошее вознаграждение получают заслуженные работники культуры, здравоохранения и педагоги в свои профессиональные праздники. Чтобы привлечь молодых специалистов в село, им бесплатно выделяют жилье. Предоставляют ипотеку молодым семьям в городах.
Право участия в управлении делами государства
Общественные организации, которые представляют интересы граждан по вопросам защиты их прав, обсуждают социальное обеспечение всех слоев населения. Каждый гражданин может быть членом такого союза. Через них люди могут обратиться в любые государственные органы по вопросам индексации заработной платы, стипендии и т. п. Например, в Комиссии по управлению внутренними органами, Союз женщин, федерации детских организаций и различные политические партии. Уважаемые ветеранские сообщества постоянно решают вопросы, связанные с материальным положением пенсионеров и участников ВОВ.
Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации
1. В , результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).
Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основными формами социальной защиты являются:
законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
регулирование доходов и расходов населения;
социальное страхование;
социальное вспомоществование;
социальные услуги;
целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;
2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.
Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного*(177) и негосударственного секторов социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(178), функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях данных субъектов РФ.
Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий, например:
по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);
по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
единовременное пособие по случаю рождения ребенка;
пособия гражданам, имеющим детей;
пособие по безработице;
пособие на погребение.
В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия. Так, в 1995 г. были кодифицированы нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, путем принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»*(179).
В настоящее время в России проводится реформирование системы пенсионного обеспечения в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры развития существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения*(180).
Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.
Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет.
Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников.
Ст.39 Конституции:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Одно из основных трудовых прав работников. Оно означает гарантированную государством возможность получения определенных видов денежного дохода и социальных услуг за счет средств государственного социального страхования в случае болезни, старости, инвалидности и в других установленных законом случаях. Средства государственного социального страхования образуются за счет средств обязательных страховых взносов работодателей. На пенсионное страхование взносы удерживаются из личного заработка работника. Система государственного социального страхования распространяется на всех работников и представляет определенный уровень социальной защиты от всех случаев утраты (снижения) заработка по объективным причинам. С момента поступления на работу работник считается застрахованным и имеет право на обеспечение в случаях и на условиях, установленных законодательством. Основными видами социального обеспечения по этой системе являются пенсии, пособия и услуги, связанные с охраной здоровья. За счет средств социального страхования работники обеспечиваются пенсиями по старости, по инвалидности, а некоторые категории - пенсиями за выслугу лет. В случае смерти работника пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам его семьи. При болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, карантине и протезировании выдается пособие по временной нетрудоспособности. В порядке социального страхования работники получают ряд пособий, в которых выражается материальная поддержка государством материнства, отцовства и детства, - пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В случае смерти работника или члена его семьи выдается пособие на погребение. Средства государственного социального страхования используются также на оплату санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей. При потере рабочего места застрахованному оказываются услуги по трудоустройству, профессиональной подготовке (переподготовке), повышению квалификации и предоставляется материальное обеспечение в виде пособия по безработице, стипендии и т.д. В комплекс прав по социальному страхованию входит право на бесплатную медицинскую помощь определенного объема и качества. Право на социальное обеспечение является конституционным правом граждан (ст.39 Конституции РФ). Оно гарантируется не только системой государственного социального страхования, но и посредством предоставления денежных выплат и услуг в порядке государственного социального обеспечения, т.е. за счет средств государственных бюджетов разного уровня. Поэтому следующей важной категорией является право на социальное обеспечение, закрепленное в Конституции Российской Федерации в ст.39. Согласно Конституции, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы (однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста). Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца (вследствие его смерти или безвестного отсутствия). Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.). Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е. каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.д. Выход на пенсию - это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека "выталкивают" на пенсию без его согласия (например, при наличии "выслуги лет"), должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке. В настоящее время в России действуют также: Закон РФ о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, от 21 мая 1993 г. и др. Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным актом является Закон РСФСР о государственных пенсиях (с последующими изменениями и дополнениями). Он устанавливает два основных вида пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии права на трудовую пенсию). Социальные пособия устанавливаются несколькими законами. Так, Закон от 19 апреля 1991 г. с дополнениями от 15 июля 1992 г. о занятости населения в Российской Федерации ввел пособия по безработице. Указ Президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров от 10 декабря 1993 г. установил ежемесячное пособие на каждого ребенка до 16 лет (на учащихся общеобразовательных учреждений - до окончания обучения). Несколькими актами регламентируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности (болезни), а также ряд других пособий (Законом РФ о ритуальном пособии от 12 марта 1992 г. установлено единовременное пособие на погребение). Эти выплаты производятся соответственно из средств федеральных учреждений: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости. Однако дополнительные пенсии и пособия, т.е. сверх федерального уровня, могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из собственных средств. Согласно ст.1 Закона о государственных пенсиях в РСФСР (1990 г.) местные органы государственной власти, предприятия, учреждения (в том числе общественные) вправе издавать акты о пенсионном обеспечении. Дополнительные по сравнению с установленными законодательством социальные льготы могут закрепляться также в коллективных договорах с учетом экономических возможностей предприятия согласно ст.13 Закона о коллективных договорах и соглашениях (1992 г.). В ст.39 говориться лишь о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др. В ст.39 Конституции РФ есть очень важный и новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию. Указ Президента о негосударственных пенсионных фондах от 16 сентября 1992 г. №1077 создает правовую основу для развития этого направления социального обеспечения. Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов служит Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", подписанный Президентом РФ 11 августа 1995 г. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст.22 и 25); Международного пакта об экономических и культурных правах (ст.9, ч.1 - 3 ст.10); Конвенции о правах ребенка (ч.1 ст.26.). Составной частью, входящей в достойный жизненный уровень человека, провозглашенный во Всеобщей декларации прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, является надлежащее жилье.
Право на социальное обеспечение гарантируется:
Конституцией Российской Федерации, статья 39
Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ"
Федеральным законом "О занятости населения в РФ"
Федеральным законом "Об инвалидах"
Среди социальных работников есть такое понятие как «молчаливая бедность». Так называют людей, которые не могут обеспечить себе достойное существование, но ни у кого не просят помощи. И зачастую этими людьми являются те, кто имеет право на социальное обеспечение, но не пользуется им. Чтобы выжить в этом мире, человек обязан знать свои права, поэтому в статье и поднимается вопрос о социальном обеспечении.
Что такое право на социальное обеспечение?
Социальное обеспечение - это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.
Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.
Согласно закону
Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:
- Каждый гражданин РФ, достигший пенсионного возраста.
- Граждане, воспитывающие детей, многодетные семьи.
- Студенты и малолетние дети, сироты.
- Малоимущие и безработные.
- Инвалиды.
- Ветераны ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, военные.
- Доноры.
Помощь семьям
В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:
- Разовая выплата при рождении ребенка.
- Ежемесячная выплата на каждого ребенка в семье до 18 лет. В случае если ребенок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте.
- Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребенком 1,5 лет.
Защита детей-сирот
С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:
- Бесплатное образование.
- Повышенные стипендии.
- Бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание.
- Путевки на базы отдыха.
- Жилую площадь вне очереди.
- Выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы.
Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.
Защита прав пенсионеров
Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.
Безработные и малоимущие
Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.
Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.
Нетрудоспособные граждане
Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.
Военнослужащие
Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе.
Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.
Ветераны Великой Отечественной войны
Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.
Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:
- Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
- Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
- Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
- Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.
Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.
Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны - имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.
Сдавать кровь выгодно
Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.
Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.
Кому полагается дополнительная премия
Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:
- Ликвидаторы, инвалиды аварии на ЧАЭС.
- Люди, победившие лучевую болезнь.
- Дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС.
- Граждане, которые работают в подразделениях особого риска.
- А также люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.
Имеют право
Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение - самая важная конституционная форма защиты населения.
Но сегодня в законодательстве РФ все еще нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это и снижает ценность права на социальное обеспечение. Проще говоря, граждане уверены: начисленная материальная помощь будет настолько мизерной, что не стоит тратить время и силы на ее оформление. Однако в стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей. К тому же при начислении социальной помощи ее пытаются «подогнать» под минимальный прожиточный минимум.
Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.
Социальное обеспечение – система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на материальное обеспечение и социальное обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
К основным видам социального обеспечения следует отнести:
· пенсионное обеспечение;
· систему пособий;
· систему профессионального обучения, трудоустройства и протезно-ортопедической помощи инвалидам;
· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· социальную помощь семье и детям.
Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий – ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами.
Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенсиям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа работы. На общих основаниях пенсия по старости назначается рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.
Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.
Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, потерявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элементами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов и выплата пенсий.
Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:
1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями;
2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;
3) фонды с совместным участием юридических и физических лиц.
В соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :
· по беременности и родам;
· единовременное женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;
· единовременное при рождении ребенка;
· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
· ежемесячное на ребенка.
Государственное единовременное пособие по многодетности выплачивается при рождении четвертого и последующего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одиноким матерям определяется на каждого ребенка и выплачивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Пособие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного пособия одиноким матерям.
По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Первое выдается на основании больничного листка со дня утраты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного отпуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Пособие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреждения..
Пособие по безработице исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).
Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной службы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назначаются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских показаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.
Пособия на детей военнослужащих срочной службы назначаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и находившихся на его иждивении членов семьи: детей, братьев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудоспособных супруга, родителей, дедушки, бабушки.
Важным видом социального обеспечения является система льгот. Социальные льготы
– это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.
Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:
· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федерации, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);
· по источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
В соответствии с законом Российской Федерации «О ветеранах» ветераны труда пользуются определенными льготами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодорожным транспортом междугородного и пригородного сообщения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.
В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:
· осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;
· резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
· стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;
· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
· создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.
Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами.
Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).
Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:
· комплексные центры социального обслуживания;
· территориальные центры социальной помощи семье и детям;
· центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
· социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
· социальные приюты для детей и подростков;
· центры психолого-педагогической помощи населению;
· центры экстренной психологической помощи по телефону;
· центры (отделения) социальной помощи на дому;
· дома ночного пребывания;
· специальные дома для одиноких и престарелых;
· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
· кризисные центры и иные учреждения.
По желанию граждан пожилого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на постоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными службами, система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное социальное обслуживание.
Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры социального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.
На оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, направлено стационарное социальное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения (медицинского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности).
Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, также являются объектом социального обеспечения. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалидами оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.
Система социального обеспечения занимает особое место среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.