Производственные основания возникновения права собственности. Основания возникновения права собственности

Товарищество собственников жилья должно функционировать под управлением, формы которого установлены несколькими нормативными актами. Посторонние лица не могут принимать участие в управлении многоквартирным домом. Поэтому непосредственное контролирование деятельности, направленной на содержание здания, могут осуществлять только собственники.

Определение органов управления товариществом

По закону товарищество собственников жилья является юридическим лицом, а значит, обязано осуществлять свою деятельность с помощью органов управления. Как и в большинстве организаций, членами таких управляющих органов являются участники ТСЖ. При этом процедура назначения регламентируется учредительными документами товарищества.

Органы управления товарищества собственников жилья - это правление и общее собрание.

Они необходимы для того, чтобы решать все самые важные вопросы, которые могут возникать в товариществе. Исходя из этого, существует определенное разделение полномочий этих органов.

Правление товарищества

Выбор членов правления осуществляется с помощью голосования. Каждый из них имеет право занимать свою должность в течение двух лет, не более. Количество участников правления устанавливается уставом ТСЖ. После того, как все члены правления выбраны, происходит их самостоятельный выбор представителя.

Правление в первую очередь призвано контролировать своевременное внесение различных платежей и взносов.

Кроме того, в его обязанности входит управление многоквартирным домом. Правление должно нанимать работников для ремонтных и других работ по содержанию здания и прилегающей территории, заключать договор по предоставлению разнообразных услуг жильцам, а также собирать и проводить собрания.

В обязанности правления ТСЖ также входит необходимость решать те вопросы, которые не находятся согласно уставу в компетенции ревизионной комиссии и общего собрания. Такими вопросами чаще всего являются:

  • руководство деятельностью ТСЖ;
  • составление смет и отчетов, которые касаются финансовой деятельности товарищества;
  • распоряжение всеми активами ТСЖ в установленном порядке;
  • выбор необходимого способа для охраны имущества ТСЖ;
  • непосредственное ведение реестра членов организации;
  • подготовка проекта изменений учредительного устава и т. д.

Лицам, принятым в правление ТСЖ для управления многоквартирным домом запрещено:

  • совмещать работу в ТСЖ по трудовому договору и в другой должности;
  • совмещать должность члена правления с другими должностями в органах управления ТСЖ;
  • совмещать свою деятельность с деятельностью ревизора товарищества.

Общее собрание членов ТСЖ

Непосредственное управление товариществом осуществляется общим собранием. Этот коллегиальный орган управления тсж имеет довольно обширную сферу деятельности. Ведь управление многоквартирным домом подразумевает решение большого количества вопросов, которые касаются всех жильцов. Членом этого органа управления может быть только владелец помещения.

Законодательство требует, чтобы все члены ТСЖ во время получали уведомления о предстоящем собрании. Что касается способа передачи уведомления, то этот выбор могут делать члены правления ТСЖ. Все это необходимо для полноценного управления многоквартирным домом.

Если участник товарищества не получает эту информацию, можно смело утверждать об ущемлении его прав. Уведомление обязательно должно содержать повестку дня, которая не подлежит изменению во время проведения собрания.

При этом существуют разные формы проведения собрания - очная и заочная. Выбор способа осуществления собрания зависит от повестки дня и других причин. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует больше половины собственников жилья. Данное условие может быть ужесточено с помощью устава организации. Для определения правомочности перед открытием собрания происходит регистрация присутствующих участников.

Общее собрание ведет председатель правления. Во время его отсутствия эта обязанность переходит к заместителю. Если отсутствует и заместитель, то выбор управляющего падает на одного из членов правления.

Решения на общем собрании принимаются с помощью голосования. Количество голосов, необходимое для принятия решения, по каждому отдельному вопросу отличается. Самые важные вопросы решаются большинством голосов, но для некоторых достаточно две трети от всего количества участников. Причем выбор вопросов определен уставом.

Все собрания в обязательном порядке оформляются протоколами. Помимо этого, общее собрание вправе:

  • устанавливать размер обязательных взносов;
  • образовывать резервные фонды ТСЖ;
  • использовать доходы товарищества;
  • рассматривать разнообразные жалобы, в том числе и на правление ТСЖ;
  • принимать правила внутреннего распорядка для наемных сотрудников.

В компетенцию общего собрания входит также решение вопросов, связанных с получением кредитных средств (договор с банками), ликвидации или реорганизации ТСЖ, использование прибыли, вознаграждение участников товарищества, утверждение новых участников и т. д. Общее собрание принимает устав и определяет непосредственное направление деятельности организации.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Прекращение деятельности по управлению МКД в связи с изменениями статуса лицензии
  • Информирование органов МСУ и собственников помещений в МКД о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом ГЖН
  • Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
  • Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД
  • Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе
  • Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Создание условий для управления многоквартирными домами
  • Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
  • Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности
  • Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования
  • Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
  • Председатель правления товарищества собственников жилья
  • Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья
  • Обязанности правления товарищества собственников жилья
  • Права членов ТСЖ и не являющихся таковыми собственников помещений

Органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.


Судебная практика и законодательство - Жилищный кодекс РФ. Статья 144. Органы управления товарищества собственников жилья

Согласно статье 144 Жилищного кодекса органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов товарищества, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, и ТСЖ от своего имени заключает договора с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (то есть исходя из договорных обязательств не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ, то налогообложение средств, поступающих на счета ТСЖ, осуществляется в следующем порядке.


Жилищный Кодекс РФ в его новой редакции не включает в себя понятия управления многоквартирным домом.

Собственно управление МКД – это совместные самостоятельные действия собственников , направленные на обеспечение функционирования общедомовых коммуникации, а также использование придомовой территории и общей собственности.

Жильцы в праве выбирать свой способ управления. Этот выбор зависит от количества квартир, платежеспособности участников ТСЖ, их финансовой дисциплинированности. Кроме того, стоит учитывать наличие на территории местонахождения объекта компаний, способных взять на себя управление жилья.

Если договора со сторонними организациями не заключаются, жители самостоятельно организуют управление домом.

Совет! Для самостоятельного управления домом нужны люди, имеющие экономические и юридические знания, обладающие личностными качествами, необходимыми для взаимодействия с госструктурами.

Органы управления

Особенности управления домом при помощи ТСЖ подробно регламентированы статьей 161 ЖК РФ . Непосредственное управление домом, в котором организованно ТСЖ, может осуществляться путем принятия решений общим собрание членов товарищества и правлением ТСЖ. Также, за отдельную плату, жильцы могут воспользоваться услугами управляющей компании.

Общее собрание

Это высший орган принятия решений в ТСЖ, в который входят все собственники.

К компетенции общего собрания относят:

Иные вопросы и компетенции включаются в Устав также с согласия собрания.

Справка! Уведомление о проведении Общего собрания вручается собственникам лицом, инициирующим созыв членов, в письменном виде. Каждый должен получить уведомление лично под расписку или заказным письмом з 10 дней до назначенной даты.

Уведомление должно содержать сведения о лице, инициирующем собрание, о месте и времени проведения, а также о повестке дня. Собрание считается состоявшимся при условии присутствия не менее 50% членов. Только в этом случае возможно принятия решения по повестке дня, при этом, согласие с решением должны высказать не менее двух третей присутствующих.

Правление товарищества

Правление ТСЖ является избираемым исполнительным органом. Его полномочия, периодичность созыва заседаний, сроки, на которые оно избирается, также определяются Уставом организации. Члены правления избираются на общем собрании, путем голосования.

В обязанности и полномочия правления входит:


Состав

В него могут входить собственники, лица с которыми заключены договора на управление товариществом. Количество членов зависит от общего числа собственников. Главным условием является нечетность числа лиц, входящих в орган. В составе обязательно определяются бухгалтер и секретарь.

Из числа лиц избирается ответственное, организующее работу органа лицо – председатель правления. После утверждения кандидата на эту должность, в Единый реестр юрлиц подаётся заявление для определения его прав действия от имени товарищества. Срок полномочий составляет 2 года.

Обратите внимание! Должность председателя и членов правления товарищества является оплачиваемой.

Председатель все свои действия (подпись платежных документов, совершение сделок) производит без доверенности от имени собственников. Он обязан контролировать ход работ по ремонту и обслуживанию имущества многоквартирного дома, ведение технической документации и бухгалтерской отчетности.


Председатель несет ответственность за организацию работы правления, состояние делопроизводства. Он также отчитывается перед собранием собственников за свою деятельность, деятельность управляющего и управляющей компании.

На эту должность может претендовать только человек, обладающий психологической устойчивостью, так как в ходе работы ему необходимо будет решать спорные вопросы, испытывать давление со стороны жильцов и внешних организаций. Товарищество должно за счет собственных средств обеспечить обучение председателя на специальных курсах для получения сертификата.

Председатель – главная фигура в управлении МКД. От его грамотных и умелых действий зависит благополучие существования всех жильцов. Именно он ответственен за осуществление решений правления, непосредственно контактирует с управляющей компанией и другими государственными органами.

Важно! Законами РФ не предусмотрена ответственность председателя за убытки, возникающие при неэффективном управлении общим имуществом. В связи с этим, Уставом необходимо определить размер и порядок взыскания.

Для регламентации деятельности и осуществления контроля над ней, должна быть разработана инструкция по работе Председателя. Размер оплаты труда председателя определяется собранием собственников и, как правило, составляет от 5 до 10 процентов от общей суммы расходов и доходов ТСЖ.

По окончании сроков полномочий председателя, он сдает всю документацию, отчитывается за свою деятельность. Общим собранием выбирается новый кандидат, который в свою очередь набирает новый состав правления. Если действия предыдущего руководителя и его команды признаются удовлетворительными, тот же состав может быть избран на новый срок.

Порядок и форма отчета председателя перед собственниками не определяется законодательством РФ, поэтому он должен быть закреплен в Уставе.

Делопроизводство

Правление обязано вести следующие документы:


Управляющая компания

Зачастую Председатель не может или не хочет оставить свою основную работу для осуществления деятельности в товариществе. В этом случае возникает необходимость привлечь стороннее лицо для управления многоквартирным домом.

УК — коммерческая организация, с которой товарищество может заключить договор на управление МКД . При такой форме управления, все необходимые работы будут проводиться профессионалами управляющей компании, имеющими для этого специальные технические возможности.

Задачами управляющей компании является поддержание систем дома в рабочем состоянии для того, чтобы жильцы находились в комфортных условиях. Перечень обязанностей компании составляется общим собранием и правлением.

Совет! Прежде чем выбрать управляющую компанию, узнайте о её деятельности в сфере ЖКХ, ознакомьтесь с отзывами о ней. Чтобы выбрать из нескольких претендентов, попросите каждого составить план развития дома и предложения о методах улучшения его обслуживания.

После выбора компании с нею составляется договор. Её услуги оплачиваются из общих средств ТСЖ.

Заключение договора

Заключение договора с управляющей компанией – обязательное условие сотрудничества с нею.


Типового договора не существует и многие управленцы пользуются этим, заключая договора на выгодных для себя условиях.

Документ регламентирует порядок предоставления услуг по содержанию и ремонту общеквартирного имущества, коммунальных услуг и прочих направлений по организации жизнедеятельности ТСЖ.

Договор с УК заключается исключительно на добровольной основе собственников , с их согласия на общем собрании.

Управляющая компания не вправе навязывать свои условия, не совпадающие с интересами жильцов. Для утверждения условий договора, свое согласие должно выразить большее количество членов товарищества.

В договор управления необходимо включить пункты:

  1. Список имущества, передаваемого в управление.
  2. Перечень работ по содержанию, ремонту общедомового имущества.
  3. Список предоставляемых жильцам коммунальных услуг.
  4. Порядок определения стоимости работ и услуг.
  5. Порядок выполнения контроля за деятельностью УК.

Нельзя подписывать договор в случае отсутствия в нем следующих пунктов:

  • Перечень имущества многоквартирного дома.
  • Список работ и услуг ЖКХ.
  • Ответственность управленцев за неисполнение условий договора.
  • Порядок и сроки рассмотрения жалоб, запросов членов ТСЖ.
  • Право жителей дома контролировать показания общедомовых приборов учета.

Договор с организацией заключается на срок от года до пяти лет, в простой письменной форме. Копия договора должна быть на руках у собственников жилья для осуществления контроля над работой УК.

К договору в обязательном порядке следует приложить техпаспорт здания с описанием его оборудования, оснащения коммуникациями и их состоянием.

Справка! Жилищным Кодексом РФ устанавливается обязательное обеспечение свободного доступа к информации о деятельности управляющей компании, порядка установления тарифов на коммунальные услуги.

Роль ревизионной комиссии в товариществе

В структуру ТСЖ обязательно должен входить контролирующий орган. Функции контроля ТСЖ исполняет ревизор или ревизионная комиссия. Она осуществляет контроль над ведением финансово-хозяйственной деятельности. Результаты ревизии предоставляются общему собранию собственников.

Ревизионная комиссия только знакомит собственников с результатами проверки деятельности органов управления. В случае несогласия с результатами их работы, члены ТСЖ могут потребовать смещения правления и возмещения причиненных убытков.

Требуется ли ТСЖ лицензия?


Лицензирование деятельности ТСЖ не предусмотрено законом. Исключение составляет деятельность по обслуживанию инженерных сетей. В частности, без лицензии товарищество не может осуществлять добычу воды.

Кроме того, местные власти могут принять подзаконные акты, предусматривающие получение разрешения на другие виды деятельности и осуществлять проверку деятельности правлений ТСЖ.

Согласно 19 главе ЖК РФ , управляющие компании обязаны получать лицензию на осуществление собственной деятельности. Таким образом, УК, с которой заключается договор собственниками жилья, должна быть обязательно лицензированной .

Надзор государства

Деятельность товарищества собственников контролируется государством. До недавнего времени, органы госконтроля не занимались проверкой деятельности товариществ и в этой сфере возникало много проблем. Сейчас надзор за деятельностью органов самоуправления в сфере эксплуатации жилфонда взят под контроль органами прокуратуры.

Важно! Прокурорский надзор деятельности ТСЖ и его правления осуществляется по жалобам граждан о нарушении органами самоуправления прав собственников жилья. Такие жалобы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Прокуратура проводит проверку деятельности правления и управляющей компании ТСЖ и в случае выявления нарушений, обращается от имени граждан в суд.

Органы прокуратуры могут подавать исковые заявления по коллективным жалобам. Отдельный собственник должен подавать иск самостоятельно, за исключением тех случаев, когда такое обращение невозможно по каким-либо причинам (состояние здоровья, возраст, недееспособность гражданина).


Кроме проверок по жалобам граждан, прокуратура также проводит внеплановые проверки деятельности органов самоуправления по поступившим сигналам о правонарушениях.

Основную долю нарушений несут в себе неправильно составленные положения и договора по деятельности организаций.

В случае нарушения прав собственников жилья в многоквартирном доме правлением или управляющей компанией, жильцы подают коллективную жалобу в органы прокуратуры, в которой описывают факты нарушений, сведения о недобросовестности исполнения обязанностей председателя или управляющего.

Организация управления товариществом собственников жилья – сложный и строго регламентированный процесс. От того, насколько грамотно он ведётся, зависит комфорт жильцов многоквартирного дома.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) - это некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме.

В настоящее время правовое положение ТСЖ закреплено в разд. VI ЖК РФ. Некоммерческий характер такой организации проявляется в том, что ТСЖ не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяет полученную прибыль между своими членами.

Основными целями создания ТСЖ являются:

1) совместное управление недвижимым имуществом в многоквартирном доме;

2) обеспечение эксплуатации недвижимого имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) владение, пользование и распоряжение общим имуществом.

Стоит заметить, что ТСЖ может распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме только посредством передачи его в пользование. Отчуждение общего имущества не допускается.

Для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья имеет право заниматься хозяйственной деятельностью (обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом помещений в многоквартирном доме, передачей в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме и т. д.). При этом доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды.

ТСЖ, как правило, создается на неопределенный срок. В одном многоквартирном доме может быть создано только одно ТСЖ. Число членов ТСЖ, создающих товарищество, должно превышать половину от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Наряду с гражданами в состав ТСЖ могут входить и юридические лица.

Для возникновения членства в ТСЖ собственник помещения в многоквартирном доме подает заявление о вступлении в товарищество собственников жилья. Как правило, порядок вступления в члены товарищества определяется в уставе ТСЖ, там же и закрепляется, к компетенции какого органа относится прием новых членов. Новые собственники помещений в доме, в котором создано ТСЖ, имеют право стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения. Устав ТСЖ не может содержать каких-либо ограничений на вступление в товарищество нового собственника жилого помещения в многоквартирном доме. Однако в уставе может быть закреплено право членов товарищества исключать из товарищества за определенные действия (в частности, за систематическую неуплату обязательных взносов и платежей, причинение ущерба общему имуществу дома и т. д.).

Статус юридического лица ТСЖ приобретает с момента государственной регистрации в налоговом органе. При этом в регистрирующий орган подаются следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) решение о создании ТСЖ, которое принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников. При этом решение о создании ТСЖ может быть представлено в виде протокола, договора или иного документа. Отсутствие в протоколе указания о создании товарищества не может являться основанием для отказа в регистрации, если из его содержания и утвержденной повестки следует, что собрание проведено, товарищество создано;

3) устав ТСЖ (подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия);

4) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления иных документов. Регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления указанных документов.

Необходимо учитывать, что ТСЖ может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, нескольких расположенных близко зданий, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками, расположенных на одном земельном участке. Кроме того, два ТСЖ и более могут создать объединение товариществ собственников жилья (ассоциацию) для совместного управления общим имуществом.

Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, председатель правления и ревизионная комиссия (ревизор).

Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание членов товарищества. Оно наделяется следующими полномочиями:

1) внесение изменений в устав ТСЖ;

2) решение вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией товарищества;

3) избрание правления и ревизора;

4) определение размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ;

5) образование резервного фонда ТСЖ, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) решение вопросов о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования доходов, полученных от хозяйственной деятельности;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности и отчета о его выполнении;

9) рассмотрение жалоб на действия правления, председателя правления и ревизионной комиссии;

10) принятие правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, которые занимаются обслуживанием многоквартирного дома;

11) установление размера вознаграждения членов правления и т. д.

Для проведения общего собрания лицо, по инициативе которого оно созывается, направляет всем членам товарищества письменное уведомление. Такое уведомление должно быть направлено не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Уведомление должно содержать следующие сведения:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание;

2) место и время проведения собрания;

3) вопросы, подлежащие рассмотрению на собрании (повестка дня).

Общее собрание членов ТСЖ вправе принимать решения, только если на нем присутствуют более половины членов товарищества либо их представителей.

Общее собрание членов ТСЖ ведет председатель правления товарищества либо его заместитель, а при их отсутствии - один из членов правления.

Председатель правления избирается на срок, установленный уставом товарищества. Основной задачей председателя является обеспечение выполнения решений правления. Для этого он имеет право давать обязательные указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества.

Председатель правления полномочен действовать без доверенности от имени товарищества, подписывать платежные документы и совершать сделки, которые не требуют обязательного одобрения правлением или общим собранием. Кроме того, он разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания правила внутреннего распорядка товарищества.

Непосредственное руководство деятельностью ТСЖ осуществляет правление, правомочное принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания. Оно является исполнительным органом, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Правление избирается из числа членов ТСЖ общим собранием на срок, предусмотренный в уставе, но данный срок не может быть более двух лет.

К обязанностям правления относятся:

1) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

2) составление смет доходов и расходов;

3) предоставление отчетов о финансовой деятельности товарищества общему собранию для утверждения;

4) управление многоквартирным домом и заключение договоров на управление им;

5) наем и увольнение работников для обслуживания многоквартирного дома;

6) ведение списка членов товарищества;

7) делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность товарищества;

8) избрание из своего состава председателя товарищества;

9) распоряжение средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества и т. д.

Контрольным органом ТСЖ является ревизионная комиссия (ревизор), которая избирается общим собранием на срок, не превышающий двух лет.

Полномочия комиссии состоят в следующем:

1) в проведении ревизии финансовой деятельности ТСЖ;

2) в представлении общему собранию членов товарищества заключения о смете доходов и расходов на соответствующий год и т. д.

ТСЖ на праве собственности может принадлежать как движимое, так и недвижимое имущество, расположенное как внутри, так и за пределами многоквартирного дома.

Для выполнения возложенных задач ТСЖ имеет определенные средства, которые складываются из обязательных платежей, вступительных взносов членов товарищества, доходов от хозяйственной деятельности, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, прочих поступлений.

Необходимо учитывать, что ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ его членами. Однако обязательные платежи членов товарищества за коммунальные услуги, газово-аварийное обслуживание должны включаться в состав доходов.

Выступая в качестве участника гражданского оборота, ТСЖ наделяется комплексом прав и обязанностей, в частности:

1) правом заключать в интересах членов ТСЖ различные договоры (управления многоквартирным домом, о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг и т. д.);

2) правом определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома;

3) правом определять размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности и иные права.

Кроме того, ТСЖ вправе надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме при условии, что это не нарушает прав и законных интересов собственников. Законодательством на ТСЖ возложены следующие обязанности:

1) заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества с собственниками помещений в многоквартирном доме, которые не являются членами товарищества. Необходимо учитывать, что при заключении договоров ТСЖ действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, в связи с чем обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц;

2) обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества;

3) обеспечение исполнения членами ТСЖ обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с их долями в праве общей собственности;

4) представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

ТСЖ может быть создано лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящихся многоквартирных домах. Решение о создании ТСЖ в таком доме и порядок регистрации ТСЖ такие же, как и при создании ТСЖ в общем порядке.

Поскольку ТСЖ является самостоятельным участником гражданского оборота, то оно не отвечает по обязательствам членов товарищества. В связи с этим члены ТСЖ не отвечают по обязательствам товарищества.

Члены ТСЖ вправе преобразовать товарищество в жилищный или жилищно-строительный кооператив. Решение о реорганизации ТСЖ принимается высшим органом управления товарищества - общим собранием членов товарищества.

В случае избрания собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления возникает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения. Это связано с тем, что к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей реорганизуемого ТСЖ. Необходимо учитывать, что изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома, которые решили выйти из состава товарищества, поэтому согласия иных членов ТСЖ на это не требуется.

ТСЖ может быть ликвидировано:

1) по решению лиц, его создавших, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано;

2) по судебному решению (например, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер);

3) вследствие признания ТСЖ несостоятельным (банкротом).

Кроме того, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем половиной от общего числа голосов собственников помещений.

Ликвидация ТСЖ влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Членство в ТСЖ прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества либо с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товариществом являются: общее собрание членов товарищества жилья; правление товарищества. Председатель правления ТСЖ указанной статьей не отнесен к органам управления. Однако анализ положений ст. 149 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что он является единоличным исполнительным органом товарищества. Необходимо обратить внимание, что в ст. 115 ЖК РФ к органам управления жилищного кооператива отнесен председатель правления кооператива. Следовало бы аналогичную норму включить и в ст. 144 ЖК РФ.

Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание (ст. 145 ЖК РФ). Объем полномочий высшего органа управления определяется ЖК РФ и уставом.

Компетенцию высшего органа можно разделить на исключительную и альтернативную.

К исключительной компетенции относятся внесение изменений в устав общества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования; принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; утверждение годового плана финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда; определение размера вознаграждения членов правления товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме; другие вопросы, предусмотренные ЖК РФ и иными федеральными законами.

Альтернативная компетенция общего собрания товарищества предполагает возможность принять к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции правления товарищества. Объем альтернативной компетенции определяется общим собранием.

ЖК РФ в ст. 145 не указывает среди полномочий, принадлежащих общему собранию товарищества собственников жилья, отнесенные к компетенции общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме (ст. 44 ЖК РФ).

Среди таких вопросов: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; о пределах использования (в том числе об ограничениях пользования) земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Указанные вопросы отнесены ЖК РФ к разрешенной деятельности ТСЖ (п.2 ч.2 ст. 152, п.2, п.3 ст. 137), однако реализация данных полномочий отнесена к компетенции общего собрания собственников, а не общего собрания ТСЖ.



Решения указанных вопросов могут быть отнесены уставом к компетенции общего собрания членов ТСЖ, на которым они должны будут приниматься квалифицированным большинством голосов в порядке ч. 4 ст. 146 ЖК РФ. В то же время при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме они решались бы 2\3 от общего числа голосов собственников помещений.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов; определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества; принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления.

Уставом товарищества может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов (п. 6 ст. 146 ЖК РФ).

Необходимо обратить внимание на то, что среди полномочий общего собрания членов ТСЖ ЖК РФ не указывает ряд прав, принадлежащих общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме, которые им принадлежат в силу закона (ст. 44 ЖК РФ). Анализ и других норм ЖК РФ, в частности п. 1 ст. 147 ЖК РФ, п.3 ст. 161 ЖК РФ, позволяет сделать вывод о том, что ТСЖ по некоторым вопросам не заменяет общее собрание собственников жилья. Таким образом, на базе многоквартирного дома может функционировать одновременно две формы управления: ТСЖ и общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, что является правовой коллизией.

Для ведения текущей работы общее собрание избирает исполнительно-распорядительный орган – правление (ст. 147 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем за два года.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя правления.

Председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда (п. 2 ст. 149 ЖК РФ).

Контрольным органом товарищества собственников жилья является ревизионная комиссия (ревизор), которая избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

Проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

Представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

Отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности (п. 3 ст. 150 ЖК

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Когда возникает право собственности на общее имущество собственников многоквартирного дома?

2. Что относится к общему имуществу многоквартирного дома?

3. В каком порядке приобретается право на долю в общем имуществе многоквартирного дома?

4. Что относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

5. Какое преимущественное право есть у собственника общего имущества в коммунальной квартире?

6. Что такое товарищество собственников жилья?

7. Какими правами обладает товарищество собственников жилья?

8. Когда и у кого возникает членство в товариществе собственников жилья?

9. Перечислите органы управления в товариществе собственников жилья.

10. Какими видами хозяйственной деятельности может заниматься товарищество собственников жилья?

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 1.

1. Проанализируйте действующее жилищное законодательство и определите его структуру.

2. Проанализируйте современную жилищную политику РФ. Дайте ее оценку. Установите тенденции жилищной политики РФ.

3. Что жилищное законодательство понимает под «жилым помещением». Как это определение соотносится с пониманием жилого помещения в решениях по конкретным делам Европейского Суда по правам человека.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 2.

1. Составьте сравнительную таблицу договора социального найма жилого помещения и договора коммерческого найма жилого помещения.

2. Составьте сравнительную таблицу договора социального найма жилого помещения и договора найма специализированного жилого помещения.

3. Составьте договор коммерческого найма жилого помещения.

4. Составьте исковое заявление о расторжении договора социального найма жилого помещения в связи с выездом нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства; исковое заявление о выселении нанимателя без предоставления другого жилого помещения в связи с систематическим разрушением жилого помещения; исковое заявление о выселении за невозможностью совместного проживания.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 3.

1. Осуществите сравнение правового положения членов семьи нанимателя жилого помещения, членов семьи собственника жилого помещения, членов семьи пайщика ЖК или ЖСК.

2. Охарактеризуйте право пользования жилым помещением на основании завещательного отказа и по договору пожизненного содержания с иждивением.

3. Составьте исковое заявление о признании недействительным отказа в приватизации занимаемого жилого помещения.

4. Составьте перечень изменений и дополнений, внесенных в закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с момента его принятия и до наших дней. Объясните их причины.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ К МОДУЛЮ № 4.

1. Напишите Устав ТСЖ.

2. Составьте договор управления многоквартирным домом.

3. Сравните способы управления общим имуществом многоквартирного дома. Установите преимущества и недостатки каждой из них.

4. Сравните правовой статус членов ТСЖ и членов ЖК или ЖСК.

Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 2008. С. 19.

СЗ РФ. 1937. №3. Ст. 99.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С.17; С. 97, 100, 103, 29; Васильев Ю.Г. О договоре жилищного найма. Советское государство и право. 1959. №9. С. 106; Потюков А.Г. Жилищное право. Л., 1973. С.5.

Чигир В.Ф. Жилищное право. - Минск: Вышейш. шк. 1986 .- С. 12.

Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М.: Юристъ, 1999. -С. 313.

Литовкин В.Н. Концепция развития жилищного законодательства // Жилищное право. 2004, № 33. С. 613.

Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата. 1963 г. С. 17, 97.

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право. Ростов-на-Дону. 2007. С.11.

Корнеев С.М. Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995. С. 150-151; Свердлык Г.А. Принципы приватизации жилых помещений в Российской Федерации // Жилищное право. 2007. № 9. С. 23.

Басин Ю.Г, Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата. 1963. С. 19.

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Там же. С. 19.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена принципов, от прошлого к настоящему. В кн. Проблемы современного гражданского права. М., 2000. С. 239.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу российской Федерации (постатейный). М.. 2005. С. 54.

Рыжов А.Б. Осуществление перевода жилых помещений в нежилые как функция органов местного самоуправления. Электронный журнал Волго-Вятской академии государственной службы. Выпуск 1. 2006 г.

Лапач В.А. Изменение назначения жилого помещения: некоторые правовые вопросы. Закон. 2006. №8.

Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №22. Ст. 2126.

Лапач В.А. Прекращение и отпадение права. Законодательство. 2005. №9.

Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 57

1 СЗ РФ. №6, 2006 г. ст. 702

2 В.Н. Литовкин Указ. соч. С.41

1 Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам, М., 1995 г. С.173

Вишневская И.С., Селиванова Е.С. Жилищное право. Ростов-на-Дону. 2007. С. 40.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 350.

Святловский В.В. Жилищный вопрос с экономической точки зрения. Выпуск 5. Жилищный вопрос в России. Краснодар. 2000. С. 107.

Святловский В.В. Там же. – С. 111.

Бессонова О.Э. Жилье: рынок и раздача. Новосибирск 1993. С. 63.

Дмитриев Н. Важная социальная проблема. - М.: Московский рабочий, 1970. С. 34.

Жилищное законодательство: сборник официальных материалов. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. С. 53.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 671

Аскназий С.И., Брауде И.И., Пергамент А.И. Жилищное право. М.,1956. С.11.

Дмитриев Н. Важная социальная проблема. - М.: Московский рабочий, 1970. - С. 37.

Дмитриев Н. Указ. соч. - С. 41.

Дмитриев Н. Указ. соч. - С. 38.

СУ РСФСР. 1918. №62. Ст. 674

СУ РСФСР. 1921. №59. Ст. 403

Жилищные законы. Под ред. В.И. Вегер. - М., 1927. С. 54-57.

Там же. С. 456.

Там же. С.455 - 456.

СЗ СССР 1937. №69. Ст. 314.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: федеральный и региональный аспект. В кн.: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2003. С. 607.

Ст. 25 всеобщей Декларации прав человека, утв. генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН 19 декабря 1966 г.

Конституция СССР 1977 года

Статья 25 Всеобщей декларации прав человека ООН.

Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище. Журнал российского права.2003. №4. С. 27.

Скрипко В.Р. Право граждан на жилище и его судебная защита. М., С. 5

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 4.

СЗ РФ. 1995. №33. Ст. 3349.

ВВС РФ. 1991. №16. Ст. 503.

СЗ РФ. 1997. 330. Ст. 3590.

СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277.

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. Ст. 1227.

Жилищный кодекс Российской Федерации. Под ред. д. ю. н. П.В. Крашенинникова. М.. 2005. С.263

См. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006//СЗ РФ, 2006 г., №6

СЗ РФ. 2005. № 22.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена принципов,

от прошлого к настоящему. Проблемы современного гражданского права: сборник статей – М.: Городец, 2000. – С. 275.

Литовкин В.Н. Там же– С. 242.

Литовкин В.Н. Там же – С. 271.

1 Толстой Ю.К. Жилищное право. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 71.

2 Вишневская И.С., Парада Е. С. Новое в регулировании договорных отношений по найму жилых помещений в свете части второй ГК Российской Федерации// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 1998. №4. – С. 77.

1 Комментарий части второй ГК РФ (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1996. - С. 687.

2 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Том 1. - М.: ОГИЗ, 1935. –С. 433

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. Том 3. С.1198-1199

Там же. С. 616

Там же. С. 339

Жилищное законодательство. Сборник региональных нормативных правовых актов. Сост. И.С. Вишневская, Г.Д. Улетова. М., 1998.

ФЗ от 24 декабря 2002 г. № 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)».

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. М., 2008. С. 49.

Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова М., 2003. С. 754.

Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения. Жилищное право. 2005. №3. С.3.

СЗ РФ. 2006 г. №6. Ст. 697.

СЗ РФ. 35, 2006. Ст. 5.

СЗ РФ. №6, 2006. Ст. 697.

Шешко Г.Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. №1. 2006. С.16.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 660, 662.

Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 2008. с. 50.

Сергеев А.П. Жилищное право. М., 2006. С. 121.

СЗ РФ. 2001. №3 23. Ст. 2277.

Якупова А.И. Жилые помещения маневренного жилищного фонда. Жилищное право. 2007. № 3. С. 19.

СЗ РФ, 1995, №32. Ст. 3198.

Свит Ю.П. Договор найма специализированного жилого помещения. Жилищное право. 2005. №3. С. 11.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 174.

Бюллетень международных договоров, 1995 г., № 5.

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С. 178.

Якупова А.И. Жилые помещения маневренного жилищного фонда. Жилищное право. 2007. № 3. С. 18.

В Типовых договорах найма специализированного жилого помещения сформулировано, что «наймодатель передает нанимателю…», а не обязуется предоставить жилое помещение.

Нерсесянц А.В. Философия права. М., 2003. С. 28

Кучерена А.Г. Жилищные споры: юридический справочник для населения. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008. С. 12

Толстой Ю.К. Жилищное право: учебник. М.. 2008. С.19

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 37

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2008. С.153

Титов А.А. Там же. С.97

СЗ РФ. 2006. №5. Ст. 546

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 21.

Текст абзаца 2 статьи 53 ЖК РСФСР 1983 года подлежал применению к отношениям с участием членов семьи собственника жилого помещения в силу отсылки содержавшейся в абзаце 2 ст. 127 ЖК РСФСР

Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.. 1995. С. 262

Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.. 2004. С. 319. // Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 24

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 24

Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005. С. 85

Толчеев Н.К., Ефимов А.Ф. Настольная книга судьи по жилищным спорам. М., 2007. С.84

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г. // СИС Консультант Плюс

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С.49-50.

Обзор законодательства и судебной практики за IY квартал 2005 г.

Михеева Л.Ю. Права членов семьи собственника жилого помещения. Жилищное право. 2005 г. №7. С. 28

Толчеев Н.К., Ефимов А.Ф. Настольная книга судьи по жилищным спорам. М., 2007. С.92

СЗ РФ. 2006. №6. Ст. 702

Жилищное законодательство. Сб. региональных нормативных правовых актов. Ч. 1 М., 1998. С. 107

Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. М., 1992. С. 15.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.

СЗ РФ от 01.01.2007. №1 (1 ч.). Ст. 14.

Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1989. №1. Ст. 4.

Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР. 1989. 313. Ст. 72

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 208-209

См: Закон РФ от 23.12.1992 №4199-1; ФЗ от11.08.1994 №26-ФЗ, от 28.03.1998 № 50-ФЗ, от 01.05.1999 №88-ФЗ, от 15.05.2001 №54-ФЗ, от 20.05.2002 №55-ФЗ, от 26.11.2002 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 29.12.2004 №189-ФЗ; изм., внесен. Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.1998 №25-П, Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №316-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №6-П // первоначальный текст Закона опубликован в «Ведомостях СНД и ВС РСФСР», 11.07.1991, №28, ст.959; текст с последними изменениями опубликован в СЗ РФ, 03.01.2005.

Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилое дом и квартиру. М.. 1995. С. 3

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. М., 2008. С. 187

Седугин П.И. Жилищное право. М., 2003. С. 240

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №11. С. 3.

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 212.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №7.С.9.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. №11; 1997. №1.

Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 316-О / СЗ РФ. 2003. №5. Ст. 503

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 5

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 3430.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 197

СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2963

СИС Гарант.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 215-216

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 258

Тарасова А.Е. Сделки с обсобенностями волеизъявления. Журнал российского права.2008. №4. С.86.

Чефранова Е.А. Правовое регулирование отношений собственности в многоквартирном доме. Закон. 2005. №6. С.16

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.96.

Российская газета. 2006.№37.

Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками. Закон 2005. №6. С.8.

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 226

Шешко Г.Ф., Литовкин В.Н. Качество закона, или работа над ошибками. Закон. №6. 2005. С. 9

Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2006. С.264.

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Авт. На соискание ученой степени к.ю.н. Волгоград. 2006. С. 22.

Рыжов А.Б. Момент заключения договора управления многоквартирным домом при выборе управляющей организации. Жилищное право. 2007. №1. С. 43

Михайлов В. Возможная модель правового режима // ЭЖ-Юрист. 2006. №18. С.4.

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 292-299

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Волгоград. 2006. С.10-11

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5079

Попов А.В. Товарищество собственников жилья как юридическая форма, опосредующая правомочия собственников помещений в многоквартирном доме. Автореферат на соискание степени кандидата юридических наук. Волгоград. 2006. С.11-12

Крашенинников П.В. Жилищное право. М., 2006. С. 269

СЗ РФ. 1998. №15. Ст. 1794

Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 251

Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации / М.Ю. Тихомиров. М., 2005. С. 267