Привлечение к административной ответственности военнослужащих.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Порядок привлечения к различным видам ответственности устанавливается вышеупомянутым, а также другими федеральными законами.

В сложившейся правоприменительной практике зачастую военнослужащие привлекаются сразу к нескольким видам ответственности. Например, в случае возбуждения уголовного дела в связи с преступлением, в результате которого причинен ущерб государственному имуществу, при признании военнослужащего виновным, кроме уголовной, он несет еще и материальную ответственность.

Рассмотрим порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, учитывая, что за административные правонарушения они несут в различных случаях либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие в соответствии с абз. 1 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях несли ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие несли административную ответственность на общих основаниях. В качестве наказания к военнослужащим не могли быть применены исправительные работы, административный арест, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Так как реального наказания военнослужащим за административные правонарушения соответствующие структуры назначить не могли, то на практике было принято применять положение абз. 3 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которым органы (должностные лица), имевшие право налагать административные взыскания, могли вместо наложения взысканий передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Таким образом, вопрос о привлечении военнослужащего к ответственности за административные правонарушения рассматривался единолично его командиром.

Автор настоящей статьи неоднократно участвовал в служебных совещаниях, на которых командир воинской части наказывал военнослужащих за нарушение правил дорожного движения (далее - ПДД), но случалось это крайне редко. Например, один офицер был привлечен к дисциплинарной ответственности за 14 нарушений ПДД, совершенных в течение полутора месяцев, другой офицер той же воинской части - за 11 нарушений, совершенных в течение двух месяцев. На одно, два, три нарушения командиры, как правило, не обращали внимания. Многие военнослужащие позволяли себе нарушать ПДД, пользуясь практически полной безнаказанностью. Командиры, в свою очередь, обладали соответствующей информацией, так как сведения из Госавтоинспекции передавались в военную автоинспекцию, а затем командованию воинской части, в которой проходил военную службу нарушитель, и пользовались дисциплинарной властью по своему усмотрению.
С 1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. На сегодняшний день в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 этого Кодекса за административные правонарушения, за исключением предусмотренных ч. 2 той же статьи, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст.ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях. Охарактеризуем эти случаи.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают ответственность за нарушения в области проведения выборов и референдумов, посягающие на избирательные права граждан. Особое внимание следует обратить на ст. 5.10 и ст. 5.11, так как должностные лица воинских частей зачастую с корыстными намерениями либо просто по незнанию нарушают установленные этими статьями запреты. Между тем проведение предвыборной агитации в местах, где ее проведение запрещено, а также лицами, которым ее проведение запрещено, влечет наложение административного штрафа на граждан - от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 2 тыс. до 5 тыс. и от 2 тыс. до 3 тыс. руб. соответственно; на юридических лиц - от 20 тыс. до 100 тыс. и от 20 тыс. до 30 тыс. руб. соответственно. Данные запреты установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за воспрепятствования осуществлению гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. 28), а также Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Административное наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определения таких понятий, как "санитарные правила", "гигиенические нормативы", "санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия", можно найти в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Повышенное внимание в Вооруженных Силах Российской Федерации в последнее время уделяется порядку размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также выполнению условий соответствующего государственного или муниципального контракта. Данные правоотношения регулируют Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также федеральные законы "О государственном оборонном заказе", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и другие нормативные правовые акты. За невыполнение соответствующих правил ст.ст. 7.29-7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.

За нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования ответственность предусмотрена гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Военнослужащие зачастую нарушают правила пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32), уничтожают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных или растений (ст. 8.35), нарушают правила пользования объектами животного мира (ст. 8.37). Для воинских частей наиболее характерны такие нарушения, как порча земли (ст. 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13) и правил водопользования (ст. 8.14), нарушения правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию либо эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22, ст. 8.23), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41).
Статья 20.4 названного Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а ст. 11.16 - за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте. Данные положения применяются к военнослужащим, совершившим соответствующие правонарушения вне места службы.

За административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в области финансов, налогов, сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 Кодекса), в области таможенного дела (гл. 16 Кодекса) военнослужащие привлекаются к административной ответственности также на общих основаниях. Таким же образом они отвечают за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7), нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1), пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2), в территориальном море, внутренних морских водах (ст. 18.3), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4).

При применении к военнослужащим административного наказания соответствующие органы должны учитывать, что наказание в виде административного ареста к ним не применяется, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется наказание в виде административного штрафа.

Таким образом, в настоящий момент за административные правонарушения, указанные в ст. 2.5 вышеназванного Кодекса, военнослужащие, за исключением проходящих военную службу по призыву, соответствующими органами реально привлекаются к административной ответственности с назначением всех видов наказаний, кроме административного ареста.
Хотелось бы подчеркнуть, что двузначного толкования вышеуказанной нормы быть не может. Ответственность за совершение административного правонарушения может быть либо дисциплинарной, либо административной. На практике же нередки случаи привлечения военнослужащих, уже наказанных соответствующими органами в административном порядке, к дисциплинарной ответственности. Недопустимость такого превышения командирами своих полномочий очевидна. Как правило, в таких случаях командир, не вникая в нормы российского законодательства, считает, что поступает совершенно правильно. Этому способствуют некоторые указания вышестоящих органов военного управления, которые по обыкновению излагаются в телеграммах.

Совсем недавно автор настоящей статьи ознакомился с подобным документом. В указаниях предписывалось строго наказывать в дисциплинарном порядке военнослужащих, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, вплоть до увольнения последних с военной службы за невыполнение условий контракта. Налицо состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое военнослужащие в соответствии со ст. 2.5 данного Кодекса несут административную ответственность на общих основаниях. Даже зная противозаконность своих действий, командир не может не выполнить указания вышестоящего командования. Наиболее грамотное решение в этом случае принимают командиры, наказывая подчиненного за невыполнение указаний вышестоящего органа военного управления с соответствующей ссылкой.
Однако факт нарушения российского законодательства налицо, что свидетельствует о недостаточном уровне правовой подготовки военнослужащих, в том числе командного звена, а также об инертности мышления (привычка применять дисциплинарные взыскания за административные правонарушения).

М.Н. Бакович,
старший преподаватель Военного авиационного
инженерного университета (г. Воронеж),
кандидат юридических наук, подполковник юстиции

Составьте проект судебного решения по подготовленному Вами исковому заявлению.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической и административной. Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан). Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами.

Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - и в виде административного штрафа.

2.Административная ответственность должностных лиц. Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.



Примечание . Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса. Члены советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 Кодекса – заказчики). Совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. К принципам юридической ответственности относятся: привлечение к ответственности только за совершение противоправного деяния; наличие вины; наличие вреда; наличие причинно-следственной связи между виновным противоправным поведением и наступившими последствиями (вредом); законность; справедливость; целесообразность и неотвратимость наказания.

Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение. Правонарушения, т.е. виновно совершённые общественно опасные деяния, запрещённые правом под угрозой применения мер принуждения подразделяются на преступления и проступки. Преступлением по уголовному праву РФ считается виновно совершённое деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. К проступкам российское право относит менее опасные, чем уголовное преступление правонарушения, такие как: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные. Состав любого правонарушения образуют четыре группы признаков: объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения и его субъективную сторону.

Ю.о.в. несут на общих основаниях, но с учётом своего статуса, определённого Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Различают следующие виды юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную.

Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями и оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Административная ответственность военнослужащих заключается как в привлечении военнослужащих за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности в соответствии с ДУ ВС РФ, так и в случаях прямо указанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях в наложении на военнослужащих административных наказаний на общих основаниях, (например, за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за ущерб, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного государству материального ущерба в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Специфика материальной ответственности проявляется в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и воспитания военнослужащих в духе бережного отношения к военному имуществу.

Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение военнослужащими предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении военной службы, государству, физическим и юридическим лицам.

Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за виновно совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ (см. Преступления против военной службы).

По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду юридической ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащим нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае причинения материального вреда, военнослужащие возмещают вред независимо от привлечения к иным видам ответственности.

Юридическая ответственность военнослужащих

1. Виды юридической ответственности военнослужащих.
2. Уголовная ответственность - наиболее тяжкий вид юридической ответственности.

Все военнослужащие равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации с учетом особенностей своего правового положения.
Они могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Каждый военнослужащий обязан соблюдать требования воинской дисциплины, ибо дисциплина - один из важнейших факторов поддержания организованности и боеготовности войск. Характерной особенностью, требованием воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и быстрое выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - ядро воинской дисциплины. Содержание, общие положения и характерные особенности воинской дисциплины закреплены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В качестве важного юридического средства укрепления воинской дисциплины выступает дисциплинарная ответственность военнослужащих. Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушения, содержатся в общевоинских уставах, и прежде всего в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основанием для возникновения дисциплинарной ответственности является совершение военнослужащим дисциплинарного проступка или нарушение им правил поведения в общественных местах, которые по степени общественной опасности не являются преступлением и подлежат наказанию в дисциплинарном порядке (дисциплинарное правонарушение).

Средством принуждения (санкцией) при привлечении к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание - это меры воздействия, налагаемые командирами (начальниками) на военнослужащих, нарушивших воинскую дисциплину или общественный порядок. Перечень дисциплинарных взысканий и полномочия командиров (начальников) по их применению конкретно определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Административная ответственность военнослужащих наступает за совершение ими административного правонарушения (проступка). Административное правонарушение - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Характер административных правонарушений и взыскания, которые могут применяться за их совершение, устанавливает прежде всего Кодекс об административных правонарушениях РФ или другие законодательные акты. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.

Административные взыскания применяются уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами. Такими органами являются: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных надзоров и др. Они выявляют правонарушения, оценивают характер совершенного проступка и принимают соответствующие решения. При необходимости налагают административные взыскания и обеспечивают их исполнений.

Административные нормы, правила, регулирующие общественный порядок, другие стороны отношений в обществе, в большинстве случаев распространяются и на Вооруженные Силы. Военнослужащие обязаны как на службе, так и вне ее строго и неуклонно исполнять требования законов, постановлений правительства и других правовых норм, регулирующие правила поведения в общественных местах, охрану природы, собственности, имущественные права и обязанности граждан и т.д. А в случае их нарушения они могут понести соответствующую ответственность, включая и административную.

Законодательством предусмотрен несколько иной порядок привлечения к ответственности военнослужащих за административные правонарушения по сравнению с другими гражданами. По общему правилу военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ. За нарушение режима государственной границы, пограничного режима (режима пропуска через границу), правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Однако и в этих случаях, как и при совершении любого иного административного правонарушения, к военнослужащему не могут быть применены такие наказания, как штраф, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.

Государственные органы и должностные лица, правомочные налагать административные взыскания, вправе, если сочтут целесообразным, передавать материалы об административных проступках военнослужащих на рассмотрение соответствующему командиру (начальнику).

При совершении военнослужащим административного правонарушения, ответственность за которое наступает по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ, материалы об этом правонарушении полномочным органом (должностным лицом) направляются командиру соответствующей воинской части для привлечения виновного за этот проступок, но по правилам, предусмотренным уставом.

Наряду с другими мерами юридического характера материальная ответственность военнослужащих служит целям обеспечения сохранности материальных (денежных) средств, всего военного имущества и тем самым поддержанию в должном состоянии материальной основы боеспособности Вооруженных Сил.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» № 161-ФЗ, который вступил в силу с 19 июля 1999 года.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, предусмотрена и п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

Вопросы о материальной ответственности военнослужащих разрешаются в основном в служебном порядке, то есть властью командира (начальника). Привлечение военнослужащего к материальной ответственности не освобождает его от возможности привлечения к другим видам ответственности, если в действиях, которыми он причинил материальный ущерб, одновременно содержатся признаки составов других правонарушений (дисциплинарных, административных или уголовных).

Материальная ответственность применяется в трех видах (размерах денежных взысканий), а именно: ограниченная, полная и повышенная (кратная) по сравнению с денежной оценкой причиненного материального ущерба. Все эти разновидности материальной ответственности действуют только в конкретно указанных законодательством случаях. В частности, солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, при причинении ими материального ущерба вследствие небрежного исполнения своих служебных обязанностей привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного ущерба, но не свыше определенной денежной суммы. Если же ущерб причинен ими в результате умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения военного имущества или денежных средств, то ответственность наступает в полном объеме денежной оценки ущерба. Без каких-либо ограничений предусматривается ответственность также за недостачу, уничтожение или порчу имущества, переданного военнослужащему под отчет, для хранения, перевозки, выдачи, пользования либо для других служебных целей. А за ущерб, причиненный хищением, промоканиям или недостачей летно-технического, специального морского и десантного обмундирования, других отдельных видов военного имущества, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в кратном размере стоимости этого имущества. Военнослужащий, причинивший материальный ущерб, может возместить его в добровольном порядке.

Гражданско-правовая ответственность военнослужащих наступает за противоправные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных отношений. Такого рода правонарушения выражаются, как правило, в невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, причинении имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.п. Чаще всего гражданско-правовая ответственность реализуется путем рассмотрения исков (споров) общими судами по месту жительства граждан (военнослужащих).

В местностях, где не действуют эти суды, гражданские дела (споры) правомочны рассматривать военные суды.

Военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение как общеуголовных преступлений, так и преступлений против военной службы.

К общеуголовным относятся следующие виды преступлений: преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления в сфере экономики; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экономические преступления; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации; преступления против государственной власти; преступления против мира и безопасности человечества.

Все названные виды преступлений объединены в одноименные разделы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Разделы содержат главы о группах преступлений. В каждой главе даны статьи о конкретных составах однородных преступлений. Например, в разделе VII - о преступлениях против личности - имеется глава 16 о преступлениях против жизни и здоровья, в которую включена двадцать одна статья о конкретных преступлениях против жизни и здоровья: от убийства до причинения различной тяжести вреда здоровью и оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии (статьи 105- 125 УК РФ).

В каждой статье УК РФ предусматриваются и наказания за совершение соответствующего преступления. Так, убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Убийство двух или более лиц, а также убийство, совершенное с особой жестокостью, общеопасным способом, из корыстных побуждений, по найму, неоднократно или при наличии других обстоятельств, указанных в части 2 статьи 105 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Глава 17 содержит группу преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Это похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар, клевета, оскорбление (статьи 126 - 130 УК РФ), за каждое из которых в этих статьях предусмотрены и уголовные наказания в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ, ареста, ограничения свободы.

Группа преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина перечислена в главе 19, в статьях 136 - 149 УК РФ.

Все конкретные составы преступлений последовательно изложены в статьях 105 - 360 УК РФ.

Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы предусмотрена в главе 33 разделе XI Особенной части УК РФ (статьи 331-352). Преступления против военной службы разделяются на следующие группы:
- преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статьи 332 - 336 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы (статьи 337-339 УК РФ);
- нарушение правил несения специальных служб (статьи 340 - 344 УК РФ);
- преступления против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники (статьи 345 -352 УК РФ).

В группу преступлений против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими входят: неисполнение приказа; сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника; оскорбление военнослужащего; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношении подчиненности.

Ответственность за неисполнение приказа наступает по статье № 332. Наказание за это (в зависимости от характера неисполнения приказа и наступивших последствий) предусмотрено в виде ограничения по службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Сопротивление как преступление состоит в воспрепятствовании начальнику или другому военнослужащему (патрульному, дежурному и т.п.) выполнять возложенные на них обязанности военной службы. Принуждением признаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе. Сопротивление или принуждение, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается ограничением по военной службе, либо содержанием в дисциплинарной воинской части, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Если преступление совершено группой лиц или с применением оружия, либо повлекло тяжкие последствия, наказание повышается до восьми лет лишения свободы.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, наказывается лишением свободы на срок до трех лет, а при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, с применением оружия, наступлением тяжких последствий) - до десяти лет.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, за уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или места службы, а также за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью от двух до десяти суток наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

За уклонение от военной службы указанными путями на срок от десяти суток до одного месяца военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. В случае уклонения от военной службы продолжительностью свыше одного месяца эти военнослужащие наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

За дезертирство (статья 338 УК РФ), то есть самовольное оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы или неявку с той же целью на службу, предусмотрено лишение свободы на срок до семи, а в некоторых случаях до десяти лет. За уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана предусмотрены различные уголовные наказания вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

К преступлениям, нарушающим правила несения специальных служб, относятся: нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

За эти преступления предусмотрены такие наказания, как ограничение по службе на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, содержание в дисциплинарной воинской части сроком до двух лет, лишение свободы на срок до пяти лет.

Оставление погибающего военного корабля; уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества; нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; нарушение правил вождения или эксплуатации машин; нарушение правил полетов или подготовки к ним; нарушение правил кораблевождения образуют группу преступлений против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники. Эти преступления наказываются на различные сроки ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы, лишением права занимать определенные должности либо штрафом.

Военнослужащие за совершение и общеуголовных преступлений, и преступлений против военной службы подвергаются уголовному наказанию только военными судами.

Методические рекомендации
Во вступительном слове необходимо отметить, что юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и характеризуется применением к виновному в совершении правонарушения (преступления) мер принуждения со стороны государства.
В первом учебном вопросе следует перечислить основные виды юридической ответственности, которой подвергаются военнослужащие. При этом можно подчеркнуть, что военнослужащие привлекаются к административной ответственности в ином порядке по сравнению с другими гражданами Российской Федерации.
При рассмотрении второго вопроса важно донести до слушателей понимание всей тяжести наказания при возникновении уголовной ответственности. В этой части лекции целесообразно более подробно изучить статьи главы 33 раздела XI УК РФ о преступлениях против военной службы.

Рекомендуемая литература:
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дисциплинарный устав ВС РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих.

Андрей ГАВРИЛЮК, государственный советник юстиции,
помощник военного прокурора Западного военного округа