Пресс службе гсу ск рф. Следственный комитет РФ

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России - «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую - более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма - прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. -следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. - 244 280, а в 1962 г. - уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Еще в середине XX века правоведы утверждали, что создание независимого от деятельности прокуратуры органа предварительного следствия позволит создать эффективные условия для работы следственных органов и прокурорского надзора. Эта идея неоднократно озвучивалась и в современные дни.

15 января 2011 года на основании Федерального закона был создан Следственный комитет РФ. Деятельность сотрудников данного органа направлена на расследование и качественное раскрытие преступных действий против жизни, здоровья и благополучия граждан, коррупционных и налоговых преступлений. Таким работникам посвящен профессиональный праздник.

Когда отмечают

День сотрудника органов следствия отмечается 25 июля. Он учрежден Указом Президента России № 659 «О порядке установления в Российской Федерации памятных дней и профессиональных праздников» от 31 июля 2013 г. Празднуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 741 «О Дне сотрудника органов следствия Российской Федерации» от 27 августа 2013 г. В 2019 году его справляют 6-й раз.

Кто празднует

Это праздник работников Следственного Комитета и следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН РФ. 25 июля 2019 года проходят официальные мероприятия, посвященные сотрудникам данных служб.

История праздника

Дата события приурочена к появлению первого государственного органа следствия России после издания именного указа Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора М.И. Волконского» 25 июля 1713 года.

Император впервые внедрил идею отмежевания следственного органа от государственных структур. На основе судебной реформы он разделил процесс уголовного расследования на два этапа: предварительное расследование и судебное разбирательство. Прерогативой майорских канцелярий по следственным делам были наиболее опасные преступления. К ним относились преступные действия, направленные против основ государственности. Органы следствия имели право вести расследование и в отношении высокопоставленных лиц. После кончины Петра I независимую следственную канцелярию упразднили, а следствие на предварительном этапе отнесли к процедуре досудебного производства.

С 1723 до 1860 года деятельность по раскрытию преступлений вели полицмейстерская канцелярия, нижние земские суды, управы благочиния, сыскной приказ. Впоследствии неспециализированные органы стали основой для административной модели следственного аппарата. Недостатком этой системы стало развитие внутренней коррупции. В 1860 году при Александре II была разработана новая судебная реформа, в ходе которой следственные органы были переданы судам.

После Октябрьской революции они перешли в ведомство прокуратуры. И только в 2011 году организация данных органов вернулась к идее Петра I. Законом РФ закреплено подчинение Следственного комитета только главе государства.

О профессии

Сотрудник органов следствия Российской Федерации должен обладать высокопрофессиональными и личностными качествами: специфическими теоретическими знаниями и практическими навыками, уметь руководить действиями коллектива при расследовании преступлений, честностью, порядочностью, принципиальностью.

Общество, 29 мар, 15:58

СК начал проверку после возгорания на борту самолета Red Wings Уральское следственное управление на транспорте СКР организовало проверку после возгорания кресла во...

Общество, 28 мар, 18:04

СК показал видео доставки Ишаева на допрос Следственный комитет опубликовал видеозапись, на которой видно, как бывшего полномочного представителя президента... лицо Виктора Ишаева, заместитель председателя правительства Хабаровского края Владимир Хлапов. Следственный комитет предъявил Ишаеву обвинения в хищении у компании «Роснефть». В ведомстве...

Общество, 28 мар, 13:21

Опубликовано видео задержания члена причастной к взрывам в метро банды Следственный комитет опубликовал видео задержания в Дагестане члена бандгруппы Магомедали Вагабова, причастной...

Политика, 27 мар, 17:24

СК начал проверку приговоривших маршала Язова литовских судей Следственный комитет России начал проверку в отношении судей Вильнюсского окружного суда, в...

Политика, 27 мар, 13:48

СКР показал кадры с собирающим вещи Абызовым ... во вторник по делу о мошенничестве и создании преступного сообщества. Следственный комитет опубликовал видео задержания бывшего министра «открытого правительства» в здании ведомства... по ноябрь 2014 года похитил мошенническим путем 4 млрд руб. Следственный комитет подал ходатайство о заключении экс-министра и других фигурантов под...

Общество, 26 мар, 15:33

МВД начало служебную проверку в Элисте после драки правоохранителей ... и их руководителей привлекут к дисциплинарной ответственности, указала Волк. Накануне Следственное управление СК по Калмыкии также сообщило, что проводит проверку информации... информации «Московского комсомольца», драка произошла между сотрудниками уголовного розыска и Следственного комитета .

Общество, 23 мар, 07:02

Внуки маршалов Баграмяна и Конева решили пожаловаться на ТНТ в СК ... маршалов Ивана Баграмяна и Ивана Конева намерены написать заявление в Следственный комитет из-за шутки в шоу Comedy Woman на канале ТНТ...

Общество, 22 мар, 19:17

СК предъявил обвинения по делу о незаконных полетах на бизнес-джетах ... , таможенные сборы за ввоз которых в Россию уплачены не были. Следственный комитет объявил о предъявлении обвинений в уклонении от уплаты таможенных платежей...

Общество, 21 мар, 14:03

СК возбудил дело в отношении замглавы администрации Чехова ... Дмитрия Фриша возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, сообщил Следственный комитет в своем канале в WhatsApp. По данным следствия, в 2015 ... сообщения на сайте СК. Как ранее сообщили РБК источник в Следственном комитете и собеседник, близкий к администрации Чехова, Дмитрий Фирш задержан. Этому...

Бизнес, 19 мар, 19:42

СК завел уголовное дело против биржевого нефтетрейдера ... о картельном сговоре против него и «А-Ойл» завели антимонопольщики. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту ограничения конкуренции биржевым трейдером нефтепродуктов... -сырьевой биржи (СПбМТСБ). Она из-за этого временно приостановила торги. Следственные мероприятия, как указал собеседник РБК, также прошли в офисе «Солид...

Общество, 19 мар, 15:03

В Москве бизнесмен осужден на 2,5 года за гибель 12 человек при пожаре ... результате которого погибли 12 человек. Об этом сообщает столичное управление Следственного комитета . Мужчину признали виновным по ч. 3 ст. 219 УК (нарушение...

Общество, 19 мар, 14:26

Чайка связал рост числа нарушений в работе СК с «убаюкиванием» прокуроров ... , «тактика убаюкивания» его подчиненных не соответствующими действительности ответами используется руководителями следственных органов повсеместно. В России постоянно растет число нарушений, допущенных следователями... РБК. Одной из причин происходящего Чайка назвал повсеместное использование руководителями следственных органов «тактики убаюкивания» прокуроров «направлением не соответствующих действительности ответов об...

Общество, 19 мар, 12:05

В Благовещенске найден мертвым бывший главврач больницы Белогорска ... рождения с огнестрельным ранением. Об этом сообщил старший помощник руководителя следственного управления СК по Амурской области Алексей Лубинский, передает «РИА Новости...

Общество, 18 мар, 17:30

СК опубликовал видео обыска у производителя кваса «Никола» Следственный комитет опубликовал видео обысков в АО «Дека» - производителе кваса «Никола» - в...

Общество, 18 мар, 13:12

СК опроверг сообщения о травле попросившей у Путина трактор девочки ... считать ее фейковой», - добавили в СК. В пресс-службе управления Следственного комитета по Псковской области не ответили на звонки РБК. Как писала... комиссию, чтобы разобраться в ситуации. «Медуза» пишет, что после сообщения Следственного комитета издание снова связалось с девочкой. Та заявила, что рассказывала следователям...

Общество, 18 мар, 12:55

В Саратове возбудили дело из-за ранения школьника на уроке ОБЖ ... из учеников ранил одноклассника. Об этом сообщается на сайте регионального следственного управления СКР. По предварительным данным, 4 марта на уроке шестиклассники...

Общество, 18 мар, 12:13

СК попросил заочно арестовать трех фигурантов дела полковника Захарченко Следственный комитет попросил заочно арестовать трех фигурантов дела бывшего сотрудника ГУЭБиПК МВД...

Общество, 18 мар, 06:55

Ошибка следствия: чем опасно желание СК заниматься медэкспертизой ... грань между врачебной ошибкой и преступлением? Уже несколько лет назад Следственный комитет объявил об усилении внимания к ятрогенным преступлениям (так называют медицинские... качества медицинской помощи, если любой будет жаловаться на врача в Следственный комитет и там судьбу профессионала-медика станут решать те, кто подчинен...

Политика, 14 мар, 11:18

СКР заподозрил главу Института нацпамяти Украины в реабилитации нацизма ... памяти (УИНП) Владимира Вятровича заподозрили в России в реабилитации нацизма. Следственный комитет возбудил в отношении него соответствующее уголовное дело (по ч. 2 ... нацистских преступников, не могут остаться без должного внимания», заявили в Следственном комитете . Украинский институт национальной памяти был создан по инициативе третьего президента...

Общество, 13 мар, 18:12

СК назвал причину самосуда над школьником в Приморье Старший помощник председателя Следственного комитета Игорь Комиссаров заявил, что бездействие работников школы привело к самосуду... пятиклассником в Приморском крае. Об этом сообщается на сайте регионального следственного управления СК. Он отметил, что классный руководитель, педагогические работники и...

Общество, 12 мар, 11:36

Путин предложил дать СК право организовывать судебные экспертизы Президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который предлагает наделить Следственный комитет (СК) полномочиями для проведения судебных экспертиз. Документ опубликован на сайте...

Общество, 11 мар, 09:52

В Бурятии СК начал проверку из-за брошенного в подъезде младенца ... одного из домов обнаружили в подъезде брошенного новорожденного мальчика, сообщает следственное управление СК по Бурятии. Следствие организовало доследственную проверку. По данным...

Общество, 10 мар, 21:25

СК опубликовал видео из квартиры брошенной в Москве истощенной девочки Следственный комитет России опубликовал видеокадры осмотра квартиры на севере Москвы, откуда была...

Общество, 10 мар, 20:14

В Москве задержали мать оставленной девочки с признаками анорексии ... («Покушение на убийство»). Об этом сообщается на сайте столичного главка Следственного комитета . По данным ведомства, женщина была задержана в соответствии со ст...

Политика, 09 мар, 17:48

СКР заявил о побеге Горринга от следствия под чужой фамилией в 2012 году ... - Ганижев) сменил фамилию, находясь в розыске, говорится в сообщении управления Следственного комитета по Московской области. Перед этим он скрылся из-под подписки...

Общество, 08 мар, 21:43

СК начал проверку из-за гибели подростка после стоматологической операции Следственный комитет (СК) начал проверку после гибели несовершеннолетнего в медучреждении в Москве. ...

Общество, 07 мар, 20:38

СК завершил расследование дела о хищении 850 млн руб. у Московского метро ... более 850 млн руб., завершено. Об этом сообщается на сайте Следственного комитета . Как считает следствие, Коган вместе со своим подельником - владельцем группы...

Общество, 07 мар, 16:39

В Дагестане завели дело после отравления 24 человек в детском саду Следственный комитет возбудил уголовное дело после отравления 22 детей в детском саду...

Общество, 06 мар, 11:12

СК начал проверку после гибели шести человек в аварии на Ставрополье ... шесть человек и четверо пострадали. Об этом сообщается на сайте следственного управления СК по региону. По данным следствия, минивэн Mercedes-Benz ...

Общество, 04 мар, 16:26

Следователи назвали причину смерти Децла ... от сердечной недостаточности. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Следственного управления СКР по Удмуртской Республике, поступившем в РБК. «Согласно заключению...

Общество, 04 мар, 12:26

В Сети появилось видео убийства замдиректора отделения «Оренбургэнерго» Следственный комитет опубликовал видео убийства замдиректора орского отделения филиала ПАО «Межрегиональная распределительная... . По данным СМИ, имя погибшего Дмитрий Шевелев. По факту произошедшего Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК (убийство...

2018-01-15 8:05

15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Это стало поводом внести в календарь еще одну праздничную дату - День образования Следственного комитета РФ.

Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.
В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов.
Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России сложилась административная модель организации следственного аппарата.
В 19 веке стали понятны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. В этот период в 44 губерниях страны появилось 993 судебных следователя. Судебная модель, заложенная Александром II, позже легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.
После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы.
В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. А в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938-1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В 1963 году следственные органы появились и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).
В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.
В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (СК России) не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Он является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, сегодня работники Следственного комитета могут отпраздновать своего рода «день независимости». В любом случае, этот праздник - хороший повод подвести итоги работы и отметить отличившихся сотрудников ведомства.

В Российской Федерации в августе 2013 года день 25 июля был учрежден как профессиональный праздник работников следственных органов. В первый раз на основании правительственного Постановления День следователя отмечали в 2014 году.

Дата была приурочена к событию, которое явилось днем рождения независимых следственных органов. В 1713 году в этот день Петром I была создана канцелярия, как орган, в обязанности которого входило проведение предварительного следствия. Он подчинялся напрямую царю. В его ведении находились расследования взяточничества, мошенничества, служебных подвохов, казнокрадства. Находясь в подчинении царя, канцелярия не зависела от высших чиновников и могла проводить объективное расследование.

В СССР также отмечали профессиональный праздник, но дата его была 6 апреля . Праздновали День следственного работника в СССР в день принятия в 1963 году Президиумом ВС СССР Указа, которым было делегировано право проведения предварительного расследования определенной структуре органов Министерства, позже преобразованного в МВД. Официальным праздником этот день не являлся, но традиционно его отмечали работники следственных органов, а официальные лица и представители чиновничьего аппарата направляли поздравления. Считалось, что 6 апреля является днем рождения органов следствия МВД. С 2014 года праздник получил статус официального как День работника Следственного комитета России.

История становления

Сегодня Следственный комитет РФ функционирует на основании принципов, установленных Петром I, и напрямую подчиняется руководителю государства.

История комитета длинная. После смерти Петра I деятельность независимой канцелярии была прекращена. Следствие в виде предварительного дознания было поручено нескольким государственным структурам: сыскному приказу, полицмейстерской канцелярии, земским судам.

Только в 2011 году произошел возврат к петровской идее независимых органов путем вывода Следственного комитета РФ из подчинения Прокуратуры. В честь чего и был учрежден в 2013 году День работника Следственного комитета РФ.

Этому событию предшествовали следующие преобразования органов следствия в России и СССР:

  • судебная реформа Александром II от 1860 года перевела следственные органы из подведомственных полиции в распоряжение судов;
  • после революции 1917 года во всех правоохранительных органах функционировали следственные подразделения;
  • в 1928 году следствие подчинили Прокуратуре;
  • в 1939 году следственные органы появились в КГБ и милиции, которые были подведомственны НКВД;
  • в 1963 - в Министерстве охраны общественного порядка, преобразованного позже в МВД. С тех пор стал отмечаться День работника следственных органов.

В этот день следователи принимают поздравления. Производится премирование лучших сотрудников.