Преференции участникам закупки. Преференции для российских товаров Национальный режим по 223 фз

Обязан ли заказчик (бюджетное учреждение) применять нормы Постановления 925 при проведении аукциона по 223-ФЗ на поставку медицинского оборудования? В положении о закупках нет информации по преференциям.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Преференции применяются в отношении любой продукции, закупаемой в рамках Закона № 223-ФЗ согласно условиям и правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 925. Исключений в отношении видов закупаемой продукции Постановление Правительства РФ № 925 не содержит.

Прежде чем устанавливать преференции необходимо в Положении о закупках прописать все условия и порядок применения, а также продублировать указанный порядок в закупочной документации.

Как применять постановление № 925: обзор практики ФАС

С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны предоставлять преимущества российским товарам, работам, услугам. Однако практика ФАС показала, что применять преференции заказчик не вправе, если не внес изменения в Положение о закупке. Расскажу, на какие еще особенности и противоречия обратить внимание, когда применяете постановление № 925.

Преимущества предоставьте, если в положении корректно прописали условия, на которых действует приоритет

Чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке необходимо отразить в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно.

Заказчики вправе предоставить приоритет отечественным товарам, работам и услугам, если в положении и документации о закупке указаны сведения, перечисленные в пункте 5 постановления № 925, а именно:

  • положение об ответственности участников закупки, которые предоставят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта.

Практика:

В Положении о закупке преференции установили, установите их в извещении и документации

Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные Положением о закупке (ч. 8-10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

В Положении о закупке преференции не установили - внесите изменения

Условия предоставления приоритета должны быть установлены в Положении о закупке.

Если в Положении о закупке отсутствуют сведения, предусмотренные в пункте 5 постановления № 925, то заказчик нарушает часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.

Практика:

В Положении о закупке преференции не установили, не устанавливайте и в документации

Заказчик вправе не устанавливать преференции в документации, если информация о приоритетах не указана в Положении о закупке.

Положение о закупке - документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедуры, порядок заключения и исполнения договора, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

В практике УФАС был случай, когда комиссия выдала заказчику предписание рассмотреть заявки с учетом постановления № 925. При этом в положении и документации о закупке приоритет российской продукции не был установлен (решение Московского УФАС от 27 апреля 2017 года № 1-00-793/77-17).

Приоритет не устанавливайте, если закупаете только российскую продукцию

Заказчику не нужно устанавливать приоритет, если в техническом задании перечислена продукция только российских производителей.

Обоснование: приоритет не предоставляют, когда заявки участников содержат предложения о поставке только российских товаров (подп. «в» п. 6 постановления № 925).

Приоритет предоставьте только российским товарам, работам, услугам

Вывод: приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам - участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).

Обоснование: Правительство РФ приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование постановления № 925 приведет к тому, что приоритет будет предоставлен странам - участникам ВТО и ЕАЭС. В таком случае постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект.

Практика:

Противоречивая практика:

В практике УФАС был случай, когда комиссия признала действия заказчика по предоставлению приоритета товарам из КНР правомерными. Однако в такой ситуации приоритет российским товарам утрачивает смысл (решение ФАС России от 27 апреля 2017 года № 223ФЗ-369/17).

Проверьте, достоверны ли сведения о стране происхождения товара

Вывод: при рассмотрении и оценке заявок проверьте, достоверна ли информация о стране происхождения товара. Для этого запросите в составе заявки участника копии деклараций или сертификатов о происхождении товара.

Обоснование: если допустите до участия в закупке участника, который предоставил недостоверную информацию о стране происхождения товара, нарушите принципы равноправия и справедливости, ограничите интересы участников закупки.

Заказчик вправе в документации о закупке устанавливать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, при условии, что такие требования предусмотрены в Положении о закупке (п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Практика:

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.

Устанавливайте приоритет с учетом положений:

Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:

  • требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
  • условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара - качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.

Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.

Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:

Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой.

Что меняет постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 в закупках по 223-ФЗ с 2017 года? В закупках госкомпаний начинает действовать правило, которое выгодно отечественным производителям. Какое именно – читайте подробное разъяснение о постановлении 925.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ , находятся в выгодных условиях. Впервые в закупках по 223-ФЗ их товарам, работам и услугам установили приоритет перед иностранными аналогами в размере 15 процентов от цены договора.

Новые правила содержит в себе постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". Заказчики обязаны соблюдать требования этого подзаконного акта, который принят с целью поддержки отечественных производителей.

Отличие такого приоритета по 223-ФЗ от национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ в том, что в последнем случае преимущества приняты в отношении конкретных групп товаров, работ и услуг (лекарства, продукты питания, товары легкой промышленности, программное обеспечение и др.).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как приоритет постановления № 925 отразится на практике закупок

Порядок оценки заявок при проведении конкурса или другого способа закупки, в котором победителя определяют по критериям оценки и сопоставления заявок на участие меняется. Теперь цену участника с российскими товарами, услугами и работами будут считать как сниженную на 15%. Сам договор при этом заключается по цене, которая указана в заявке на участие.

Для аукционов механизм приоритета установили обратным путем. Если проводится аукцион или другой способ закупки, где победителя определяют через снижение начальной максимальной цены договора из извещения о закупке, на "шаг", который установлен в документации о закупке, и побеждает участник с иностранными товарами , услугами и работами, то договор с ним заключается по цене, которая снижена на 15% от предложенной им цены.

В каких случаях приоритет в закупках не действует

В постановлении от 16.09.2016 № 925 четко прописано, когда приоритет не работает. Эти исключения:

  • Конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • Все заявки на участие в закупке - с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • Все заявки на участие в закупке - с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • Заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских - меньше 50 процентов стоимости всего предложенного им;
  • Заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских - больше 50 процентов стоимости всего предложенного им.

На кого распространяется постановление от 16 сентября 2016 года № 925

Согласно постановлению Правительства № 925 преференции действуют только в отношении российских товаров, российских лиц, которое оказывают услуги или выполняют работы.

В проекте этого документа предлагалось распространить выгодные условия в закупках по 223-ФЗ и на товары, работы и услуги из стран Евразийского экономического союза (кроме России в организации состоит Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Однако в окончательной и принятой версии постановления 925 речь идет только о преимуществах для отечественного производителя.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

На запрос предложений получено две заявки. В первой 95% товаров Российского производства и 5% иностранных. Во второй - все товары производства РФ. Нужно ли предоставлять приоритет второй компании, если в техническом задании не установлен перечень только Российских производителей?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При соблюдении условия определенного Постановление № 925, а именно: для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цена единицы каждого товара определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, указанной в документации о закупке на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора, приоритет в данном случае не предоставляется, в заявках не содержится предложений о поставке иностранной продукции.

С 1 января 2017 года при закупках по Закону № 223-ФЗ товарам российского происхождения, работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские лица, предоставьте приоритет. Такое правило установлено Правительством РФ в постановлении от 16 сентября 2016 г. № 925.

Устанавливайте приоритет с учетом положений:

  • Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. - ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16 декабря 2011 г.);
  • договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

Приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:

  • требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
  • условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара - качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.

Правительство РФ утвердило этот список в пункте 5 постановления от 16 сентября 2016 г. № 925.

Чтобы определить соотношение, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил, по формуле:

Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой:

Когда предоставить приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

Установите приоритет отечественным товарам, работам и услугам в двух случаях.

Первый случай. Проводите конкурс или закупку способом, при котором:

  • победителя определяете на основе критериев оценки и сопоставления заявок из документации о закупке;
  • победитель предложил самую низкую цену договора.

Оцените и сопоставьте заявки по стоимостному критерию, снизив на 15 процентов цену договора в заявках, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.

Договор в данной ситуации заключается по цене, предложенной участником в заявке.

Второй случай. Проводите аукцион или закупку способом, при котором победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договора на «шаг», что установили в документации.

Заключите договор по цене, предложенной победителем, сниженной на 15 процентов, если:

  • проводите закупку на определение поставщика (подрядчика, исполнителя);

Заключите договор по цене, предложенной победителем, увеличенной на 15 процентов, если:

  • проводите закупку на право заключить договор (цена снижена до нуля);
  • заявка победителя содержит предложение о поставке иностранных товаров или о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Когда не предоставлять приоритет российским объектам закупки по 223-ФЗ

Приоритет не предоставляйте, если:

  • закупку признали несостоявшейся и договор заключаете с единственным участником;
  • в заявке на участие в закупке нет предложений о поставке российских товаров и выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • в заявке на участие в закупке нет предложений о поставке иностранных товаров и выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
  • стоимость российских объектов закупки из заявки меньше 50 процентов и победителя определяете на основе критериев оценки;
  • стоимость российских объектов закупки из заявки больше 50 процентов и победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договора на «шаг» из документации;
  • разместили в ЕИС извещения о закупках или направили приглашения на участие до вступления в силу постановления, которое устанавливает приоритет;
  • товары, работы, услуги закупаются у единственного поставщика.

16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее – Постановление). Указанным Постановлением устанавливается приоритет для российских товаров / российских лиц при закупках, осуществляемых в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Сфера применения приоритета

Постановлением предполагается предоставление приоритета при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ:

    товарам российского происхождения;

    работам, выполняемым российскими лицами;

    услугам, оказываемым российскими лицами, -

перед товарами, происходящими из иностранного государства, а также работами, услугами, оказываемыми иностранными лицами. Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, Постановление не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

При этом под российскими лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, а также граждане РФ .

Каких-либо специальных уточнений в отношении того, что следует считать товарами российского происхождения, Постановление также не содержит. Таким образом, считается ли товар произведенным в России, будет определяться:

    в соответствии критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 года № 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (Постановление № 719), – в отношении продукции автомобилестроения, машиностроения, фармацевтической и иной продукции, прямо поименной в приложении к Постановлению № 719;

    в соответствии с Соглашением СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" – в отношении продукции, не поименованной в Постановлении № 719. В этом случае товар будет считаться произведенным в России, если он полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке на ее территории.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет продекларировать этот факт в заявке на участие в закупке .

Пункт 5 Постановления устанавливает, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке ряда сведений, перечисленных в указанном пункте . Буквальное толкование данного пункта предполагает, что заказчик вправе, а не обязан включать в документацию о закупке указанные положения, и, следовательно, от его решения фактически зависит, будет ли в рамках конкретной закупки предоставляться приоритет товарам российского происхождения. В то же время мы не можем исключить, что практика применения указанного пункта может сложиться таким образом, что заказчик будет считаться обязанным предоставлять приоритет товарам российского происхождения в рамках всех закупок (кроме закупок у единственного поставщика).

В случае включения в закупочную документацию условий, перечисленных в пункте 5 Постановления, товарам российского происхождения и работам, услугам, оказываемым российскими лицами, предоставляется 15-процентное ценовое преимущество. Указанное преимущество предоставляется следующим образом:

    при проведении аукциона или иной формы закупки, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на определенный "шаг": если победителем закупки является лицо, предлагающее к поставке иностранный товар, работу или услугу, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% относительно предложенной им цены договора;

    при проведении иных форм закупки, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену: при оценке заявок о поставке товаров, работ, услуг российского происхождения предложенная цена снижается на 15%. При этом в случае победы такого участника договор заключается по изначально предложенной им цене.

Приоритет не предоставляется, когда все заявки на участие в закупке предполагают поставку российских товаров, работ, услуг либо, наоборот, иностранных товаров, работ, услуг.

Сопоставление с механизмами, действующими в рамках Закона № 44-ФЗ

Установив приоритет для товаров, работ, услуг российского происхождения, Правительство РФ реализовало право, предоставленное ему пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. В рамках государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), подобные преференции предоставляются с 2009 года. В настоящий момент порядок их предоставления определен Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 (далее – Приказ № 155). Вместе с тем между преференциями, предоставляемыми в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона
№ 223-ФЗ, существует ряд принципиальных отличий:

Критерий

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Круг товаров, к которым применяются преференции

Ограниченный перечень товаров, определенный в приложении к Приказу № 155

Все товары российского происхождения, а также все работы и услуги, оказываемые российскими лицами

Наличие преференций для товаров, происходящих из государств – членов ЕАЭС

Преференции распространяются на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС

Положений о распространении преференций на товары, работы, услуги из государств – членов ЕАЭС прямо не предусмотрено

Обязательность предоставления преференции

Преференция предоставляется независимо от того, предусмотрено ли это закупочной документацией

Для предоставления преференции закупочная документация должна содержать условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления

Соотношение с международными договорами, заключенными РФ

Пунктом 8 Постановления предусмотрено, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).

ГАТТ (ВТО). В соответствии с пунктом 4 статьи III части II ГАТТ товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Таким образом, национальный режим должен предоставляться товарам из стран – участниц ВТО и при осуществлении закупок. Исключением в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться только случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и дает возможность устанавливать преимущество для отдельных российских товаров при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров с целью коммерческой продажи должен быть предоставлен национальный режим. Таким образом, в соответствии с положениями ГАТТ недопустимо установление преимуществ для российских товаров / российских лиц при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ. Указанная позиция неоднократно выражалась Министерством экономического развития РФ .

ЕАЭС. Пунктом 30 раздела XXII Договора о ЕАЭС предусмотрен национальный режим в сфере закупок в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов. Изъятия из указанного режима могут устанавливаться в исключительных случаях на срок не более двух лет. Об установлении такого изъятия и его причинах не менее чем за 15 календарных дней до даты принятия акта должны быть извещены Комиссия ЕАЭС и каждое из государств-членов. При этом в течение года с момента принятия акта об установлении изъятий из национального режима Комиссия ЕАЭС вправе принять решение о необходимости его отмены.

В случае нарушения каким-либо государством – членом ЕАЭС обязательства по предоставлению национального режима в сфере закупок другие государства – члены ЕАЭС вправе обратиться в Комиссию ЕАЭС, которая по итогам рассмотрения заявления может принять решение о признании факта нарушения и необходимости его устранения. В случае если по истечении 2 месяцев со дня принятия такого решения государство – член ЕАЭС не выполнит его, то каждое из других государств – членов ЕАЭС в одностороннем порядке вправе не распространять национальный режим на такое государство.

Стоит отметить, что Комиссия ЕАЭС ранее уже признавала Российскую Федерацию нарушившей требование о предоставлении национального режима в сфере закупок другим государствам – членам ЕАЭС. Причиной явилось Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, которым был установлен запрет на допуск иностранных товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым для нужд обороны страны и безопасности государства в рамках Закона № 44-ФЗ. При этом каких-либо исключений для товаров, работ, услуг, происходящих из других государств – членов ЕАЭС, не было предусмотрено. В результате Коллегией ЕАЭС было принято Решение от 12 апреля 2016 года № 31, которым установление данного запрета было признано нарушением положений Договора о ЕАЭС.

Таким образом, международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления национального режима в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ товарам и участникам закупок из стран – участниц ВТО и ЕАЭС. Следовательно, буквальное толкование пункта 8 Постановления, предусматривающего предоставление приоритета с учетом положений ГАТТ и Договора о ЕАЭС, ведет к выводу о том, что приоритет должен предоставляться также товарам, произведенным в странах – участницах ВТО и ЕАЭС, а кроме того, работам и услугам, оказываемым участниками закупок из указанных стран. Нарушение данного требования повлечет за собой нарушение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств. В то же время нельзя исключить, что при применении Постановления конкретными заказчиками в связи с отсутствием прямых и явных указаний о предоставлении приоритета товарам, работам, услугам, происходящим из стран – участниц ВТО и ЕАЭС, приоритет будет предоставляться исключительно российским товарам и российским лицам.

Принятие Постановления является очередным этапом программы импортозамещения в Российской Федерации и дает заказчикам в рамках Закона № 223-ФЗ право предоставлять приоритет любым российским товарам, работам и услугам. В то же время международные договоренности Российской Федерации требуют предоставления предусмотренных Постановлением приоритетов также и товарам, работам, услугам, происходящим из стран – членов ВТО и ЕАЭС. Учитывая количество стран, входящих в указанные международные организации, смысл приоритета практически теряется. Однако, поскольку в Постановлении отсутствует прямая формулировка, обязывающая предоставлять приоритет товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС, на практике могут возникать трудности, связанные с отказом в применении приоритета к указанным товарам.

Подпункт "е" пункта 5 Постановления.

Подпункт "б" пункта 5 Постановления.

Среди указанных сведений: (i) требование о декларировании участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара; (ii) положение об ответственности участников закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара; (iii) условие о недопустимости замены страны происхождения товаров при исполнении договора, кроме случая, когда вместо иностранных товаров поставляются российские товары, соответствующие характеристикам, указанным в договоре, и др.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 года № Д28н-1347, Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 года № Д28и-569.