Право собственности или иное право хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления не относятся к категории классических вещных прав. Существующие сегодня нормы обладают значительно суженным объемом в сравнении с их прототипами. Таким образом, ограничивается возможность злоупотребления экономической свободой.

Право хозяйственного ведения принадлежит только унитарным и государственным предприятиям. Объектом их может являться не только недвижимость, но и любые иные вещи, которые необходимы для совершения деятельности субъектов. Право хозяйственного ведения распространяется только на муниципальное либо государственное имущество. Закрепление состава имущества осуществляется в порядке, который устанавливается собственником. Стоимость его рассчитывается согласно законодательству об

Право хозяйственного ведения - это право, которое установлено федеральным законом. В него не могут вноситься изменения на основании соглашения между юридическим представителем и собственником его имущества. Право хозяйственного ведения, которым наделены коммерческие организации - унитарные предприятия, обладает достаточно широким объемом.

Так, правомочие использования по части возможности присваивать плоды и доходы от применения имущества ограничено возможностью получения собственником части прибыли от этого использования.

Распоряжение имуществом унитарным предприятием осуществляется в рамках, не ограничивающих ведение собственной уставной деятельности. Распоряжаться же может только с согласия собственника. Также согласие необходимо при распоряжении долей (вкладом) в складочном (уставном) капитале или акциями. Сделки, которые были совершены с нарушением ограничений, являются ничтожными.

Особенности, в соответствии с которыми осуществляется право хозяйственного ведения по отношению к определенным типам имущества, находящегося за пределами России (ценным бумагам, недвижимости, паям и долям), могут быть установлены Правительством России.

Прекращение правомочий, так же, как и их возникновение, в соответствии с общим правилом непосредственно связано с моментом передачи имущества. Речь идет об определенном имуществе, по отношению к которому уполномоченные органы, представляющие публичного собственника, принимают решение о его закреплении за юридическим лицом. Другие моменты, при которых возникают указанные права, могут быть установлены в решении о передаче имущества, принятом публичным собственником.

Возникновение и прекращение правомочий должно быть зарегистрировано в соответствующих госорганах.

Прекращение прав хозяйственного ведения осуществляется согласно общим основаниям, которые установлены для прекращения Кроме этого, существует особое основание прекращения, в связи с односторонней сделкой собственника - решении об изъятии (в соответствии с законом). Данная процедура может иметь место в случае осуществления мероприятий по реорганизации либо ликвидации на унитарном предприятии.

В качестве еще одного специфического основания, в связи с которым происходит прекращение указанных прав, может выступать переход права собственности к частному собственнику от публичного. Это случается, как правило, в результате приватизации. Данное основание представляет собой исключение из правила.

Одним из приемов осуществления правомочия распоряжения считается отказ от прав хозяйственного ведения. При этом следует отметить, что для прекращения распоряжения имуществом недостаточно одностороннего волеизъявления юридического лица. Но данное волеизъявление может стать основанием для того, чтобы собственник принял решение о правомерном изъятии имущества.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 12

Бюджетные учреждения являются основными участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, выступая в роли получателей бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств напрямую зависит от их работы. Поэтому на современном этапе реформирования бюджетного процесса изучение механизма функционирования бюджетных учреждений является для бухгалтеров важнейшей задачей.

Правовую основу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений составляет право оперативного управления. Изучению этого гражданско-правового явления посвящена данная статья.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе создавать юридические лица, передавая им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с гражданским законодательством к таким юридическим лицам относятся унитарные предприятия и учреждения. Унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям и могут быть созданы как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления. Учреждения являются некоммерческими организациями и создаются на праве оперативного управления.

Учреждением признается некоммерческая организация, образованная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ <1> в ГК РФ внесены изменения, определившие понятия частного и государственного или муниципального учреждения. Частным является учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом. Государственным или муниципальным является учреждение, созданное соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием.

<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Согласно внесенным изменениям государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным и автономным. Бюджетное учреждение относится к государственным или муниципальным организациям, так как может быть создано соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием. В силу п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

В соответствии с Законом N 174-ФЗ <2> автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение не является бюджетным, поскольку его деятельность не финансируется учредителем. Последний возмещает автономному учреждению только расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления. Режим оперативного управления распространяется также на особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. ст. 2, 3 Закона N 174-ФЗ).

Однако автономное учреждение может владеть на праве собственности имуществом, в том числе недвижимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Указанным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться без согласия учредителя, за исключением внесения денежных средств или иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Распоряжение имуществом, принадлежащим автономному учреждению на праве собственности, осуществляется с учетом установленных Законом N 174-ФЗ условий о размере суммы сделки и заинтересованности в ее совершении.

Право оперативного управления автономного учреждения распространяется только на недвижимое имущество, закрепленное за ним учредителем, или особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Таким образом, режим оперативного управления является системой правоотношений, возникающих между собственником - учредителем учреждения и учреждением по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению. Право оперативного управления представляет совокупность правомочий учреждения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником имущества.

Право оперативного управления относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ), для которых характерны следующие свойства:

  • они предоставляют субъектам гражданских правоотношений полномочия по владению и пользованию имуществом, но ограничивают право распоряжения им;
  • могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества;
  • их защита от нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, а именно субъекты права оперативного управления могут истребовать имущество из чужого незаконного владения и требовать устранения нарушений правомочий пользования переданным имуществом, в том числе от его собственника.

Право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента его передачи учреждению (п. 1 ст. 299 ГК РФ), на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 22.07.1997 N 122-ФЗ). Передача имущества учреждению осуществляется при его создании.

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления прекращается по правомерному решению собственника имущества об его изъятии у предприятия или учреждения. С учетом того, что указанное вещное право принадлежит учреждению, прекращение его связано с реорганизацией или ликвидацией данного юридического лица. Поэтому под решением собственника об изъятии имущества у учреждения следует понимать решение собственника о реорганизации или ликвидации учреждения.

Право оперативного управления также прекращается по общим основаниям, за исключением случаев перехода права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся во владении учреждения, к другому собственнику, когда право оперативного управления сохраняется за указанным учреждением на переданное ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Признаки вещного права характерны как для права оперативного управления, так и для права хозяйственного ведения. Различия между ними заключены в их содержании. Чтобы раскрыть содержание права оперативного управления, его необходимо сравнить с правом хозяйственного ведения. В таблице представлены их сравнительные характеристики.

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и

оперативного управления

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты вещного права

Государственные и

муниципальные унитарные

предприятия (ст. ст. 114,

Государственные и муниципальные

унитарные предприятия (казенные

предприятия) и учреждения

(частные учреждения, бюджетные и

автономные государственные или

муниципальные учреждения)

(ст. ст. 115, 120 ГК РФ)

2. Собственник имущества

РФ, ее субъекты и

муниципальные образования

(ст. 114 ГК РФ)

РФ, ее субъекты и муниципальные

образования (ст. 115 ГК РФ), а

также физические и юридические

лица (ст. 120 ГК РФ)

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества

Распоряжение движимым

имуществом без согласия его

собственника.

Распоряжение недвижимым

имуществом с согласия

собственника имущества (п. 2

ст. 295 ГК РФ)

Распоряжение имуществом с

согласия его собственника.

Если в соответствии с

учредительными документами

учреждению предоставлено право

осуществлять приносящую доходы

деятельность, то доходы,

полученные от такой деятельности,

и приобретенное за их счет

имущество поступают в

самостоятельное распоряжение

учреждения (ст. 298 ГК РФ).

Казенное предприятие

самостоятельно реализует

производимую им продукцию (п. 1

ст. 297 ГК РФ)

4. Права собственника в отношении имущества

Собственник имеет право на

получение части прибыли от

использования имущества,

переданного в хозяйственное

ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества вправе

изъять лишнее, неиспользуемое

либо используемое не по

назначению имущество и

распоряжаться им по своему

усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Собственник вправе распределять

доходы казенного предприятия

(только для казенных предприятий)

(п. 2 ст. 297 ГК РФ)

5. Ответственность собственника

Если несостоятельность

(банкротство) унитарного

предприятия вызвана

действиями собственника

переданного ему имущества,

то на него в случае

недостаточности имущества

предприятия может быть

возложена субсидиарная

ответственность по его

обязательствам (п. 7 ст. 114

Собственник несет субсидиарную

ответственность по обязательствам

такого предприятия при

недостаточности имущества (п. 5

ст. 115 ГК РФ). Указанное правило

не распространяется на

учредителей автономного

учреждения

С учетом установленных различий права хозяйственного ведения и оперативного управления следует отметить, что первое предоставляет больше прав предприятию по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, чем второе. Юридические лица, созданные на праве оперативного управления, не могут распоряжаться переданным им имуществом без согласия его собственника. Данное правило не является исключением и для нового вида учреждения - автономного (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Различия в указанных вещных правах, на наш взгляд, объясняются тем, что государственное и муниципальное имущество в первую очередь предназначено для выполнения государственных задач. Поэтому РФ, ее субъекты и муниципальные образования, обладая имуществом разного государственного значения, создают юридические лица либо на праве хозяйственного ведения, предоставляя широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, либо оперативного управления, оставляя за собой право распоряжения имуществом.

журнала "Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

283 08.03.2019 3 мин.

В основе материального хозяйствования положено право владения. Именно собственник обладает правом владения, использования и распоряжения своим имуществом. Другими словами, он спокойно может хозяйничать, вступать в хозяйственный оборот, что свойственно для развитого законодательной системе, в которой субъекты рыночного сотрудничества – владельцы. В законодательных актах РФ разрешено впускать в имущественный оборот граждан-несобственников.

Понятие и краткое описание

Что признается субъектами права хозяйственного ведения? Право хозяйственного ведения – это особый вид материальных прав граждан, прописанный в законе. Участниками могут выступать только юридические лица, на физических лиц это не распространяется. Они будут выступать в виде предприятия государственного и городского значения. Что касается федеральных казенных предприятий, то их отнести к числу субъектов невозможно, так как за ними зафиксировано имущество действующего управления.

Объектами представленных прав являются комплексы материального типа, которые находятся на счету юридического лица. Организации, которые используют предприятия на праве хозяйственного владения, имеют право владеть, распоряжаться им согласно законам, обозначенным в ГК РФ . Таким образом, субъект не имеет права распоряжаться недвижимым благосостоянием по своему усмотрению, не согласовав все моменты с владельцем. Все остальное имущество он может использовать самостоятельно, исключение составляют случаи, обозначенные в законе.

На видео – субъекты права хозяйственного ведения:

Участники

Как было отмечено выше, участвовать в рассматриваемом правовом процессе могут только юридические лица. Но это относится как к государственным, городским предприятиям, так и к дочерним. Такие предприятия носят название унитарные, так как их капитал неделим и не может подвергаться делению по долям или акциям.

Если говорить про «распределенное» имущество, то этот капитал уходит из реального владения владельца-учредителя и отправляется на баланс предприятия. Такой вид имущества является основой для того, чтобы предприятие стало самостоятельной материальной единицей.

Кроме этого в статье 295 ГК РФ четко прописаны права субъекта права хозяйственного владения. Он может создавать предприятие, постановить его управляющего, обозначить предмет и цели, которые предусматривает деятельность предприятия, а также ликвидировать его, контролировать исполнение всех обязательств.

Несомненно, субъект может распоряжаться прибылью от эксплуатации имущества, которое находится в хозяйственном ведении. Но субъекты права не могут без согласования с владельцем выставлять имущество на продажу, сдавать в аренду, отдавать в залог и использовать иные варианты эксплуатации данным имуществом. Все денежные средства и прочее имущество может быть задействовано данными предприятиями по собственному усмотрению.

Если рассмотреть правомочия пользования, то важно отметить, что оно реализуется государственными и городскими предприятиями согласно целей деятельности и назначением имущества.

При этом собственник не имеет права конфисковывать применяемое по назначению имущество в качестве санкций, так как за ним это право не закреплено.

Если говорить про правомочия объединенного предприятия по владению, применению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в хозяйственном ведении, то законодательство не предусмотрело заключение соглашений между владельцем и предприятием.

Но это не лишает возможность заключать данное соглашение, обозначив в нем состав имущества, права и обязанности участников.

Не мало важно так же понимать, что собой представляет

Возможно вас так же заинтересует , которая касается объектов и субъектов авторских прав.

Право ведения хозяйства и действующего управления имуществом – это категория гражданского законодательства. Эти права являются особой разновидностью имущественных прав, которые неизвестные законодательству государств с рыночной экономикой. Образование и сохранения имущественных прав в правопорядке России объясняется тем, что наличие элементов прежней планово-регулируемой экономики носит временный характер. Все движется к переходу страны от государственной экономики к рыночной.

Гришаев Сергей Павлович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского права МГЮА.

В соответствии с общепринятой точкой зрения право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом - два вида ограниченных вещных прав в российском законодательстве, которые могут принадлежать только юридическим лицам, причем не всем, а лишь некоторым их разновидностям. Названные вещные права представляют собой такую правовую форму, при которой собственник имеет возможность, сохраняя за собой право собственности на имущество, передавать его в самостоятельное управление создаваемого им нового субъекта гражданского права.

Вещные же права - это одна из правовых форм реализации отношений собственности. Следует отметить, что легального определения вещных прав не существует. Обычно они определяются как права, которые предоставляют их обладателю возможность непосредственного (независимо от какого-либо другого лица) воздействия на вещь. Тем самым вещные права отличаются от обязательственных, когда правовой результат в гражданских отношениях достигается через требование к третьему лицу совершить определенное действие (передать вещь, выполнить работу и т.д.).

Основополагающим вещным правом является право собственности. Ограниченными вещными правами лиц, не являющихся собственниками, являются права, производные и зависимые от права собственности, возникающие по воле собственника или по указанию закона и осуществляемые в пределах, установленных договором с собственником или законом. Среди этих прав особое место занимают права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Законодательству иностранных государств (исключая ближнее зарубежье) подобные вещные права (хозяйственного ведения и оперативного управления) неизвестны. В нашей стране необходимость такого типа вещных прав появилась в первые годы советской власти. Государство, сосредоточив в своей собственности громадные имущественные ценности, было не в состоянии управлять ими, не передавая их хозяйственным и иным организациям.

Правовую форму закрепления имущества за организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 30-х годов прошлого столетия. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Позднее в Основах гражданского законодательства 1961 г. право оперативного управления получило законодательное закрепление.

С учетом изменений в экономике страны Основы гражданского законодательства 1991 г. и Закон о собственности 1990 г. предусмотрели трансформацию единого вещного права организации в два самостоятельных: право полного хозяйственного ведения (для хозрасчетных предприятий) и право оперативного управления (для учреждений).

В настоящее время право полного хозяйственного ведения трансформировалось в право хозяйственного ведения. Субъектами этого права являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Поворот в сторону самостоятельности и хозяйственной независимости государственных предприятий произошел в начале 90-х. С 1 июля 1990 г. (вступление в силу Закона "О собственности в СССР") госпредприятия из оперативных управителей закрепленным за ними имуществом стали субъектами права полного хозяйственного ведения (ст. 24 Закона). Субъекты этого права, осуществляя его, применяли нормы о праве собственности, "если законодательными актами... не предусмотрено иное" (ч. 2 п. 1 ст. 24 Закона). Законные ограничения права полного хозяйственного ведения по сравнению с правом собственности заключались в следующих правах собственника имущества предприятия: создание предприятия; определение целей его деятельности; его реорганизация и ликвидация; контроль за использованием имущества предприятия. Право государства на часть прибыли субъекта права полного хозяйственного ведения не было предусмотрено. Прибыль в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона "поступает в распоряжение трудового коллектива предприятия".

Эта норма является характерной для тенденций того времени: наделение большими правами, в том числе имущественными, трудовых коллективов, рассматриваемых к тому же как особые субъекты права. Впоследствии практика показала, что наделение коллективов предприятий значительными распорядительными и имущественными правомочиями - ошибка. Трудовые коллективы не проявили себя в качестве рачительных хозяев. Кроме того, отмечалось большое количество нарушений и злоупотреблений со стороны руководителей трудовых коллективов. Впоследствии право полного хозяйственного ведения трансформировалось в право хозяйственного ведения.

Следует отметить, что субъекты права хозяйственного ведения - государственные и муниципальные унитарные предприятия и субъекты права оперативного управления - казенные предприятия и учреждения наделены различным объемом прав на принадлежащее им недвижимое имущество. Так, согласно ст. 295 ГК государственным и муниципальным унитарным предприятиям запрещено продавать принадлежащее им недвижимое имущество, сдавать его в аренду, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, а также иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Что касается движимого имущества, то им указанные субъекты могут распоряжаться свободно.

Субъекты права оперативного управления - казенные предприятия могут распоряжаться закрепленными за ними движимыми и недвижимыми объектами только с согласия собственника этого имущества. Учреждения вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК). Однако другой режим установлен в отношении недвижимого имущества, приобретенного в результате хозяйственной и иной деятельности, допускаемой учредительными документами учреждения. Такое имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе.

В отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение, собственник сохраняет следующие правомочия: решать вопросы создания предприятия, определять предмет и цели его деятельности, решать вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией, назначением руководителя предприятия, осуществлением контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. По объему правомочий право оперативного управления уже, чем право хозяйственного ведения. Его субъектами являются казенные предприятия и учреждения. Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества.

Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения. Объектом права оперативного управления является имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе производственной деятельности.

Свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником. В частности, казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию. Что касается учреждений, то они не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, то оно имеет право свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.

Однако утверждение о том, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются отдельными от права собственности вещными правами, далеко не бесспорно. Содержание права собственности зависит от политико-экономических условий его осуществления. Как основа для рыночных отношений оно выступает в наиболее привычном и распространенном в настоящее время частноправовом варианте классической триады - владения, пользования и распоряжения. Но право собственности может реализовываться и на внерыночной основе, во властном публично-правовом варианте, когда, например, распоряжение собственностью имеет характер не гражданско-правового акта, осуществляемого на рыночной основе, а властного действия по наделению правом. Статья 214 ГК РФ содержит общее определение права собственности, не охватывающее всех вариантов его осуществления.

Государственная собственность - многоаспектное понятие. В нем сочетается целый ряд специфических признаков, исходящих из того, что государство - особенный субъект правоотношений. В Гражданском кодексе под государственной собственностью понимается "имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)" (ст. 214).

Под правом собственности при этом понимается такое вещное право, которое позволяет его носителю - собственнику определять содержание и направление использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное "хозяйственное господство". Содержание права собственности составляют три правомочия: владение, пользование и распоряжение.

Для права государственной собственности можно выделить и четвертое правомочие - управление. При этом наибольшее значение для нее имеют два правомочия: управление и распоряжение. Под правомочием управления следует понимать право государства в лице уполномоченных государственных органов регулировать вопросы, связанные с функционированием объектов права государственной собственности. А под правомочием распоряжения понимается право государства как собственника определять юридическую судьбу вещи.

По поводу объектов права государственной собственности возникают три вида правоотношений: гражданско-правовые, административно-правовые и конституционно-правовые. Гражданско-правовые отношения включают в себя прежде всего права и обязанности собственника по отношению к юридической судьбе вещи и по отношению ко всем другим лицам (не собственникам). Это означает, что Федерация (субъект Федерации) в лице своих государственных органов или через юридических лиц и граждан по специальному поручению (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ) осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника, предусмотренные Гражданским кодексом, и является участником гражданско-правовых отношений (например, различных гражданско-правовых договоров аренды, купли-продажи и т.д.).

Административно-правовые отношения включают в себя правомочия и обязанности органов государственной власти по отношению друг к другу. Сюда включаются отношения внутри системы органов исполнительной власти, касающиеся определения компетенции различных государственных органов по управлению и распоряжению объектами права государственной собственности.

Конституционно-правовые отношения касаются разграничения прав и обязанностей между Российской Федерацией и субъектами Федерации. Здесь рассматриваются вопросы ведения в той или иной отрасли, в отношении группы объектов или конкретных объектов, регулирование которых осуществляется Федерацией и субъектами Федерации самостоятельно или совместно.

Государственная собственность может разграничиваться на трех уровнях: федеральном, федерально-региональном и межрегиональном. На федеральном уровне это осуществляется путем принятия федеральных законов. На федерально-региональном уровне эта работа ведется в основном с помощью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заключаемых на их основе соглашений между Правительством РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ или между конкретными органами государственной власти <1>.

На межрегиональном уровне разграничивается государственная собственность субъектов Российской Федерации между собой.

Право государственной собственности, при осуществлении его казной (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК), с одной стороны, и государственными предприятиями и учреждениями - с другой, имеет несовпадающее содержание. В первом случае государство осуществляет свое право прежде всего властными методами, сохраняя возможность воспользоваться и рыночными правомочиями, во втором - приоритет принадлежит последним, властные методы имеют преимущественное значение для прекращения прав государственных организаций. Право государственной собственности казна реализует прежде всего путем закрепления права хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретными государственными организациями. Осуществляемое казной право государственной собственности в публично-правовом и частноправовом вариантах может реализовываться разными организациями. При этом права на денежные средства и на прочее имущество воплощаются по-разному.

Первичное распределение объектов собственности между соответствующими властными субъектами (Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования) из существовавшего ранее единого фонда подлежало проведению на безвозмездной основе (притом содержание их прав тоже не совпадает), последующей же передаче собственности между субъектами свойственны товарные начала - возмездная система.

Таким образом, с учетом изложенного право хозяйственного ведения и право оперативного управления, вопреки ст. 216 ГК, ошибочно рассматривать как самостоятельные вещные права. Это - способы осуществления права собственности. Пока действуют эти права - право собственности в его рыночном частноправовом варианте временно не действует, собственник не может реализовать свои правомочия, его право может быть осуществлено только во властном публично-правовом варианте.

Основное различие между правом хозяйственного ведения, введенным с переходом к новой экономической системе для обеспечения самостоятельности имущественной базы государственного юридического лица в экономическом обороте, и правом оперативного управления заключается в возможностях собственника изымать имущество, закрепленное за государственными организациями, и в субсидиарной ответственности собственника по долгам организации, характерных для права оперативного управления и отсутствующих в праве хозяйственного ведения. Так, согласно п. 2 ст. 296 ГК собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В отношении права хозяйственного ведения такое правомочие не предусмотрено.

Попытки устранить эти различия, ввести право вышестоящей организации, наделенной властными полномочиями, изымать имущество, закрепленное в хозяйственное ведение на властной основе и безвозмездно, разрушили бы систему хозяйствования в государственном секторе экономики. Пришлось бы вводить субсидиарную ответственность государства (и выделять на это значительные бюджетные средства), что создало бы опасения в надежности государственных организаций как контрагентов, неизбежно повлекло бы широкий поток банкротств государственных хозяйственных организаций, даже несмотря на возможные законопроектные попытки исключить такие банкротства. В конечном счете эта система привела бы к переходу имущества подобных организаций в частную собственность на условиях, значительно менее благоприятных для государства, чем при приватизации.

Ограничения прав унитарных предприятий даже в отношении движимого имущества под предлогом необходимости соблюдения специальной правоспособности фактически введены, вопреки ГК, уже в настоящее время.

Это не значит, что режим имущества государственных хозяйственных организаций правильно оставить прежним. Право хозяйственного ведения появилось при введении новой экономической системы и имело компромиссный, не вполне последовательный, переходный характер. Оно преследовало задачу создать достаточно стабильный хозяйственный комплекс, но одновременно сохранить возможности властного воздействия государства. Представляется, что этим задачам в условиях новой системы соответствуют другие правовые средства. Было бы правильно и последовательно превратить государственные унитарные предприятия в акционерные общества, акции которых полностью или частично принадлежат государству.

Имущество в этом случае становится частной собственностью, но управляемой государством, которому принадлежат только акции. Такая система весьма важна для экономического оборота. Одновременно решаются и задачи государственного контроля за деятельностью таких акционерных обществ, но его механизм подлежит дополнительной отработке. Категория "хозяйственное ведение" (равно как и "предприятие" как организационно-правовая форма юридического лица) подлежит упразднению.

Акционирование унитарных предприятий (которое отличается от их приватизации) должно производиться постепенно, без рывков. Но четкая установка на подобное преобразование и его план нужны незамедлительно.

Смысл права оперативного управления заключается в том, чтобы служить способом осуществления прав собственника для организаций, деятельность которых происходит во властно-силовом и социально-культурном блоках, но осуществления в интересах этих организаций. Одноименный, хотя по существу и другой, способ применяется в хозяйственном блоке организациями специального назначения ("казенными предприятиями"). Суть указанного права заключается в периодическом выделении властным актом (на внерыночной основе) денежных средств определенным целевым назначением и в выделении целевым назначением недвижимого имущества, которое может быть властным же актом изъято. Отсюда и производные моменты в правовом режиме (субсидиарная ответственность собственника, недопущение банкротства и т.п.).

Попытки исключить в этой сфере государственную собственность из бюджетного режима, закрепить ее за организацией на вполне самостоятельной, вневременной и/или внецелевой основе противоречат не только закону, но и смыслу права оперативного управления. Статья 298 ГК устанавливает в порядке исключения режим только для нерегулярных, случайных доходов и не относится к постоянным и регулярно получаемым средствам существования, тем более никогда не может рассматриваться как основание возникновения права собственности государственных организаций. Весьма сомнительно выделение организациям недвижимого имущества для "кормления", получения за его счет средств организацией, за которой оно закреплено, непосредственно, мимо бюджета. Подобная система допустима только для целевых бюджетных фондов, образуемых в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Бюджетного кодекса РФ). Установление этой системы помимо таких фондов означает неверие в возможности государства установить порядок в бюджетных отношениях.

Однако на практике в сфере образования во многих высших учебных заведениях доходы от платных услуг значительно превышают бюджетные поступления, и без них вузам просто не выжить. Так, известно, что бюджетная зарплата доцента или профессора значительно ниже зарплаты учителя в средней школе.

Попытки создать для социально-культурных организаций, за которыми имущество закрепляется в оперативное управление, самостоятельную имущественную базу под предлогом существования коммерческих организаций того же профиля (образовательных, медицинских и т.п.), таят в себе серьезную опасность. Ориентация на рыночную систему приведет к тому, что государственное имущество станет выполнять социально-культурную функцию, столь важную для общества в целом, менее эффективно, особенно в условиях низкого уровня доходов населения.

Нужен баланс между удовлетворением социально-культурных потребностей населения за счет государственной и частной собственности и дифференциацией организаций, которые их представляют. Достаточно высокий уровень доли государственной собственности в настоящее время соответствовал бы общественным потребностям. Этот уровень следовало бы четко закрепить.

Оправданный риск и защита морской среды от загрязнения
К вопросу о функциях государства-казны

Право хозяйственного ведения выражается в том, что государственное или муниципальное унитарное пред­приятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжа­ется этим имуществом.

Право хозяйственного ведения - вещное право. Право хозяйственного ведения имуществом шире права оператив­ного управления. Обладатель первого вправе совершать лю­бые действия в соответствии с законом.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйствен­ное ведение этого предприятия или учреждения.

Полномочия собственника имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении: решение вопросов создания предприятия, определение предмета и целей его деятельности, прекращение его деятельности (реорганизация и ликвидация), назначение руководителя предприятия, осуществление контроля над использованием принадлежа­щего предприятию имущества по назначению и его сохран­ностью.

На предприятие, имеющее недвижимое имущество на пра­ве хозяйственного ведения имуществом, возлагается запрет на предоставление его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ или иной способ распоряжения этим имуществом без согласия собственника.

Право хозяйственного ведения. Это право представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, его основы закреплены в гл. 19 ГК. Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности. Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочий распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно - оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.


Закрепляя имущество предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, т.е. государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению (п. 8 Пост. Плен. ВАС РФ №8).

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, т.к. он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ №6/8).

Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.