Ответственность за экологические правонарушения рф. Экологические правонарушения

Законодательные проступки, которые могут быть действием или бездействием в природоохранном законодательстве и которые причиняют вред окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека, именуются как экологические правонарушения. Ответственность за них предусматривается в зависимости от тяжести последствий в виде административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.

Классификация экологических правонарушений

Всю их совокупность подразделяют на три вида:

  • проступки в рассматриваемой сфере;
  • экологические преступления общего характера относительно природной среды;
  • деликты (незаконные действия).

Понятие о юридической ответственности

Через ее применение реализуется госпринуждение по исполнению рассматриваемых требований.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношения, складывающиеся между уполномоченными госорганами в сфере охраны природной среды, а также иными подобными субъектами и физическим или юридическим лицом, которое совершило экологическое правонарушение, по поводу наложения на последнего соответствующего взыскания. При этом для нарушителя наступают неблагоприятные последствия.

При применении юридической ответственности реализуется принцип госпринуждения к исполнению требований природоохранного законодательства.

Функции рассматриваемого вида ответственности

Среди основных можно выделить:

  • Стимулирующая к тому, чтобы нарушитель соблюдал природоохранное законодательство.
  • Превентивная, заключающаяся в том, чтобы он не нарушал в дальнейшем данные правовые акты.
  • Карательная. Любое лицо, совершившее какой-либо проступок, должно за него отвечать. Не являются исключением и экологические правонарушения.
  • Компенсационная — направлена на возмещение ущерба окружающей среде и здоровью человека.

Административная ответственность за экологические правонарушения

В сфере охраны природы наибольшее распространение получил именно данный вид ответственности. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливается в КоАП РФ на федеральном уровне и законах об административных правонарушениях субъектов Федерации на местном уровне.

Ответственным за совершение данного проступка может быть признано физическое лицо, начиная с 16-летнего возраста. Для юридического лица ответственность наступает в том случае, если будет доказано, что оно имело возможности для соблюдения административных правовых норм, но не соблюдало их.

Административная ответственность за экологические правонарушения может осуществляться в виде:

  • штрафа;
  • лишения спецправа;
  • конфискации или возмездного изъятия продукции незаконного природопользования либо орудий совершения данных проступков;
  • предупреждение;
  • административный арест;
  • исправительные работы.

При этом третий из рассматриваемых видов может быть как основным, так и дополнительным, остальные же взыскания применяются только как основные.

Виды экологических правонарушений, влекущие административную ответственность

Они определены в законе «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

  • несоблюдение нормативов ее качества;
  • непроведение госэкологической экспертизы, невыполнение требований, которые были отражены в ее заключении или при предоставлении заведомо ложных экспертных заключений;
  • нарушение требований в сфере экологии на разных стадиях проектирования и эксплуатации различных объектов;

  • загрязнение окружающей среды, что приводит, как следствие, к ухудшению здоровья человека, наносит вред флоре и фауне, имуществу, принадлежащему физическим и юридическим лицам;
  • порча или повреждение природных экосистем, а также иных природных объектов, включая памятники природы, заповедники;
  • нарушение порядка и правил добычи, купли-продажи, обмена, импорта-экспорта объектов флоры и фауны, продуктов, созданных на их основе, минералогических и биологических коллекций;
  • невыполнение мер, относящихся к обязательным, по восстановлению окружающей среды, подвергшейся нарушению, а также воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение госорганам, выдавшим предписание при осуществлении госэкологического контроля;
  • нарушение требований по складированию, переработке, обеззараживанию, утилизации и захоронению различных отходов;
  • то же по отношению к поллютантам, включая радиоактивные отходы;
  • превышение предельно допустимых уровней воздействия ионизирующего излучения и другие.

Как уже отмечалось, административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается, в основном, КоАП РФ либо местными административными законами. В них устанавливается, что к ней могут привлекаться и физические, и юридические лица, а также что она может быть применена к должностным лицам последних. Одной из наиболее распространенных мер ответственности за подобные нарушения являются штрафы. Их размер зависит от следующих обстоятельств:

  • вида правонарушения и его характера;
  • степени вины нарушителя;
  • уровня вреда, причиненного им;
  • полномочий накладывающего штраф органа.

В соответствии с КоАП размер санкций для физических лиц может составлять 500-2500 руб., для юридических — от 10 тыс. до 300 тыс. руб. Последние, в основном, предпочитают, чтобы в случае, если не удается избежать штрафа, его накладывали на должностных лиц, поскольку его размер в данных обстоятельствах уменьшается до 1000-20000 руб.

Данные меры ответственности могут налагать ОВД, специально созданные комиссии при исполнительных властных органах, должностные лица конкретных контрольно-надзорных органов.

Меры административной ответственности за совершение экологических правонарушений могут налагаться по упрощенной процедуре без соответствующего обращения в судебные органы.

Суммы взысканных штрафов переводятся на счета соответствующих госэкологических фондов. Виновное лицо, уплатившее штраф, не освобождается от возмещения вреда, что обусловлено тем, что первый является мерой наказания, при этом суммы, полученные в результате ее наложения, поступают на спецсчета внебюджетных экофондов, а не направляются на возмещение вреда.

Помимо судов, административные дела рассматривают ОВД, органы Роспотребнадзора (в случае повреждения или уничтожения знаков различных санитарных зон, курортов, лечебно-оздоровительных местностей, непредоставления правдивой информации о состоянии атмосферного воздуха, радиационной обстановке, источниках питьевого водоснабжения), органы, осуществляющие госэкологическую экспертизу

Дисциплинарная ответственность

Она является одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения. Для нее характерны все признаки последней, а также имеются свои индивидуальные, к которым относятся:

  • дисциплинарный проступок, совершенный виновным лицом;
  • источником ее установления с правовой точки зрения являются законодательные и другие официальные акты;
  • к ней могут быть привлечены работники, у которых с работодателем заключен трудовой контракт;
  • наложение дисциплинарных взысканий к нарушителю трудовой дисциплины, таких как замечание, выговор, включая его строгую форму, а также увольнение;
  • их могут налагать соответствующие субъекты, которым делегированы полномочия по использования дисциплинарной власти;
  • последняя реализуется в виде дисциплинарного производства.

Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения может наступать по отношению к противоправным действиям, ненадлежащему исполнению или неисполнению работником тех трудовых обязанностей, которые соотносятся с экологическими правами по трудовому контракту или временному поручению топ-менеджмента организации. Здесь объектами правонарушений выступают как окружающая среда, так и правила распорядка, установленные внутри хозяйствующего субъекта.

Как разновидность дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения выделяется депремирование различных категорий нарушителей на основании справки соответствующих органов по охране природы.

Наложение подобных взысканий не освобождает виновное лицо от других видов ответственности.

Материальная ответственность

Она представляет собой комплекс юридических мер, которые призваны сохранить природу и подойти дифференцированно к оценке причиненного вреда и виновным в этом деянии.

Для материальной ответственности за совершение экологических правонарушений характерны следующие признаки:

  • она лимитируется определенной частью дохода и должна быть сопоставима с размером ущерба, за исключением некоторых случаев, оговоренным законодательными актами;
  • работник определенного хозяйствующего субъекта может нести данный вид ответственности только в случае наличия его доказанной вины;
  • упущенная выгода вследствие причинения ущерба конкретным работником не подлежит возмещению;
  • если он был причинен при нормальном производственном риске, то работники, его допустившие, не должны подвергаться материальной ответственности;
  • последняя должна наступить не позднее 2 недель с момента нанесения ущерба;
  • внесудебное взыскание может быть наложено администрацией хозяйствующего субъекта в том случае, если работник с этим согласен;
  • ущерб возмещается вне зависимости от того, привлекается ли работник к иным видам ответственности за данный проступок.

Данная ответственность может быть применена в следующих случаях:

Этот вид может быть частичным (при неосторожной форме вины) или полным (в случае умышленного причинения ущерба).

Таким образом, понятие ответственности за экологическое правонарушение включает не только те виды из них, которые определяются одноименными кодексами, но и те, которые определяются нормами права.

Уголовная ответственность

Ее специфика в рассматриваемой сфере заключается в следующем:

  • основание привлечения — правонарушение в области экологии со всеми признаками преступления в рассматриваемой области;
  • объектом состава выступает комплекс общественных отношений, которые складываются в области охраны природы и экологии;
  • к данному виду привлекаются лишь физические лица, осуществление функций которыми связано с определенными воздействиями, оказываемыми на природную среду;
  • меры наказания при данном виде ответственности могут сводиться к штрафу, обязательным и исправительным работам, лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.

Цели уголовной ответственности за экологические преступления:

  • обеспечение ;
  • установленного порядка осуществления деятельности, связанной с определенным воздействием на природную среду;
  • защита экологических интересов и прав физических лиц;
  • обеспечение экологической безопасности по отношению к конкретным территориям и гражданам;
  • предупреждение ухудшения качества природы и угроз гибели ее объектов.

Наиболее часто применяется такой вид уголовной ответственности, как лишение свободы.

Для разрешения некоторых вопросов, которые требуют спецзнаний в области охраны природы и экологии, в качестве экспертов могут быть привлечены различные биологи, включая экологов, а также санитарные врачи.

Предметом экологического преступления не являются кустарники, древесная растительность, произрастающие на садово-огородных участках, землях с/х назначения, кроме защитных лесополос, а также такие из них, которые были повреждены в результате стихийных сил природы.

Отличие уголовной ответственности за экологические правонарушения от административной нужно проводить по нескольким признакам:

  • наличие крупного ущерба;
  • использование самоходного плавающего или другого механического транспортного средства, различных химвеществ, средств массового уничтожения в рыболовстве;
  • места совершения проступка или преступления.

Подследственность уголовных дел в экологическом отношении в основном относится к райсудам.

В 26 главе УК РФ установлены экологические преступления, за которые может наступить уголовная ответственность. К ним относятся:

  • нарушение правил охраны природы при осуществлении работ или обращении отходов и экологически опасных веществ;
  • загрязнение гидро-, атмо-, литосфер;
  • нарушение правил охраны недр и рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение ареалов организмов, занесенных в Красную Книгу РФ.

Специальные экологические составы встречаются и в иных УК РФ. К ним можно отнести сокрытие информации о тех обстоятельствах, которые создают опасность для здоровья или жизни людей, экоцид, нарушение требований по безопасности на объектах атомной энергетики.

Помимо этого, выделяют смежные составы преступлений. К ним относят те из них, которые выполняют соответствующие экологические функции только в определенных обстоятельствах. К ним могут относиться:

  • регистрация незаконных сделок с землей;
  • нарушение правил безопасности при проведении различных работ, а также некоторые другие.

Также выделяют составы, не относящиеся напрямую к экологическим, но которые в некоторых обстоятельствах могут быть использованы для целей защиты природы. К ним, в частности, можно отнести превышение служебных полномочий, служебный подлог и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Она является одним из видов правовой ответственности за экологические правонарушения. Она может использоваться совокупно вместе с применением мер административного, уголовного и дисциплинарного воздействия.

В ГК РФ определено, что под экологическим вредом понимается какое-либо ухудшение состояния природы из-за нарушения экологических требований с умалением любых благ, включая имущество физических лиц и хозяйствующих субъектов, здоровье и жизнь человека.

В гражданских делах могут быть рассмотрены такие из них, которые связаны с ответственностью за экологические правонарушения из-за упущенной выгоды или возмещением морального вреда в случае, например, уничтожения зеленых насаждений.

Основания ответственности определены в ГК. К ним относятся:

  • противоправность действия или бездействия;
  • причинная взаимосвязь между ними и причинением вреда;
  • вина нарушителя.

В большинстве случаев в том случае, если нарушитель докажет то, что ущерб был причинен не по его вине, он освобождается от возмещения вреда. Но если последний был причинен в результате применения источника повышенной опасности, то освобождение не наступает.

Такая ответственность за экологические правонарушения по-другому называется имущественной. Таким образом, она направлена на возмещение, прежде всего, соответствующего ущерба конкретному лицу.

В заключение

Выделяют различные виды рассматриваемой ответственности. К ним относятся и административная, и уголовная, и дисциплинарная, и материальная, и гражданско-правовая. Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена за совершение действий, которые причиняют ущерб природной среде, и, как следствие, жизни и здоровью человека. В зависимости от тяжести последствий, величины ущерба и некоторых других факторов может использоваться тот или иной вид ответственности или возможно их совокупное действие.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается применение государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами к лицу (физическому, должностному или юридическому), совершившему экологическое правонарушение, соответствующего взыскания.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

Стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

Компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

Превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

Карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в

совершении экологического правонарушения.

Законодательством РФ выделяются 5 уровней ответственности (наказания) за экологические правонарушения:

1. Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его служебных обязанностей или взятых на себя по договору, связанных с охраной окружающей среды.

2. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

3. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. «Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица» 1 . Например, административная ответственность несется за такие правонарушения, как:

Порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 51) ;

Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст.52);

Уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);

Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст.76);

Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст.82);

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст.84.4);

Другие правонарушения.

4. Согласно Уголовному кодексу РФ его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воздуха, воды, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о количестве умерших в России из-за воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в стране в последние 25 лет сократилась с 71 года до 54, в том числе в связи с деградацией природы. Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

    нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246) 3 ;

    нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247);

    загрязнение вод (ст.250);

    загрязнение атмосферы (ст.251);

    загрязнение морской среды (ст.252);

    порчу земли (ст.254);

    нарушение правил охраны и использования недр (ст.255);

    Нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.257);

    Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 159);

    Другие преступления.

    За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:

    . штраф;

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    Обязательные работы;

    Исправительные работы;

    Ограничение свободы;

    Арест;

    Лишение свободы на определенный срок.

5. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Страница 1 из 5

10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений
10.2. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
10.3. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.4. Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений

Впервые легитимное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 81 которого экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.
В литературе по экологическому праву употребляются несколько определений данного термина.
По мнению М.М. Бринчука, экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
А.П. Анисимов предлагает следующее определение экологического правонарушения - это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
Экологическому правонарушению присущи следующие признаки: - вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается - ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);
- противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов России и субъектов Федерации);
- наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));
- общественная опасность (вредоносность) - причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
- деяние (действие либо бездействие);
- деликтоспособность правонарушителя. Экологическое правонарушение (его состав), как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет экологического правонарушения - это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). Необходимо отметить, что объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
1) противоправность поведения - деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);
2) причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Субъектный состав находится в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с законодательством РФ, административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность - с 18 лет, ограниченная гражданско- правовая ответственность - с 14 до 18 лет.
Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст. 261 Уголовного кодекса РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Первые - это менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.
За совершение экологических правонарушений предусмотрены различные меры юридической ответственности.
Под юридической ответственностью в теории права понимают применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий четыре основные функции:
1) стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний, к созданию мало- и безотходных технологий;
2) компенсационную (восстанавливающую), направленную на возмещение ущерба окружающей среде и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
3) превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
4) карательную, заключающуюся в применении наказания к нарушителю, совершившему экологическое правонарушение. В соответствии с видами экологических правонарушений, наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и предусматривается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

    как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

    как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

    как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

    противоправность поведения;

    причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

    причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

    стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

    компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

    превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.