Основные государственные законы 1906 года библиотека. Утверждены «Основные государственные законы Российской империи

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг., и ставший конституцией Российской Империи на последнем этапе ее существования.

Отечественное законодательство конца XIX - начала XX веков носило авторитарный характер, хотя прослеживается явная тенденция к демократизации последнего. Нормативные правовые акты 1905 - 1906 годов по праву можно назвать неписаной Конституцией России. Разумеется, она не содержит всего перечня вопросов, которые в современной отечественной науке относят к конституционному урегулированию, но, тем не менее, она содержит основополагающие нормы государственного и общественного регулирования.

Конституция России 1905 - 1906 годов явила собой пожалуемуюгосударственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. Свод «Основных государственных законов» был подготовлен и накануне открытия I Государственной Думы утвержден Николаем II.

других нормативно-правовых актов.

Особая, устроженная форма их принятия впервые возводила их на место, несвойственное ранее никаким законам Империи. До того существовал естественный для самодержавной государственности принцип, что при столкновении законов действует более поздний. Основные Государственные Законы 1906 года, став первой конституцией в истории нашей страны, совместили, опять же впервые, монархический элемент верховной власти с демократическим в лице Государственной Думы и с корпоративным в лице Государственного Совета. Новая система явилась проявлением органического развития российского государственного правопорядка.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, издавались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантировались неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 30 -- 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36-39).

Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (инициатива) и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрасигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императором сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им - к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы (5 лет).

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и административные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное поддан­ство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.

Поскольку целых 3 звена: Госдума, Госсовет и император - должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу, устанавливалась система взаимных сдержек (заимствованная из австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном закон считался отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели. Но она и создавала подчас непреодолимые преграды на пути закона.

Предвидя возможные коллизии в принятии законов при системе взаимных сдержек, законодатель ввел в Основные законы статью 87, которая давала право правительству (Совету министров) и императору в перерывах между сессиями Госдумы издавать при необходимости чрезвычайные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму, терял свою силу после ближайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные законы, порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликтных ситуациях с Госдумой правительство Николая II нередко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.

Близкая по духу консервативным конституциям Японии, Пруссии, Австрии, российская конституция 1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотря на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства от самодержавного к конституционному правлению. Исследователи полагают, что именно ей российское общество обязано той политической свободой, которой ему удалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя революциями).

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

Нарастающий политический кризис;

Беспорядки в стране;

Общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".



Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России:

1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

Обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);

Определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;

Ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;

Ст. 39 признает свободу вероисповедания.

3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.



2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России "

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.

Основные государственные законы 23 апреля 1906. / В.А. Демин

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 23 АПРЕЛЯ 1906. Законодательный акт, подытоживший реформу гос. строя России 1905-1906 и ставший конституцией Российской империи на последнем этапе ее существования. Были изданы взамен Основных законов 1832 для закрепления результатов преобразований, прежде всего для исключения попыток Гос. думы разработать новую конституцию или иным способом расширить свои права. Их проект был составлен в начале 1906 в гос. канцелярии под руководством тов. гос. секретаря П.А. Харитонова с участием профессоров права В.В. Ивановского и Н.Д. Сергеевича на основе западных конституций и проектов российских либералов и одобрен совещанием статс-секретарей Гос. совета под председательством гос. секретаря бар. Ю.А. Икскуля фон Гильденбандта . Проект гос. канцелярии не вводил преобладания императорской власти над палатами, фактически оставляя открытым вопрос об их соотношении.
В марте проект был передан императором в Совет министров и был отредактирован нач. кавказского отделения его канцелярии И.И. Тхоржевским с учетом новых законов (манифеста 20 февраля о преобразовании законодательных палат и правил 8 марта о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, после чего рассмотрен министрами под председательством гр. С.Ю. Витте .
Совет министров восстановил определение власти императора как "самодержавной", предоставил ему право издавать указы не только "для приведения законов в исполнение" но и "для устройства частей государственного управления, для ограждения государственной и общественной безопасности и порядка, а также для обеспечения народного благосостояния", и объявлять "общее прощение" преступников. Была подчеркнута роль монарха как руководителя внешней политики и обороны, появились статьи об издании им без участия Думы нормативных актов по вооруженным силам, об ответственности правительства перед императором, его праве вводить чрезвычайное и военное положения и увольнять судей. Было изъято положение о необходимости согласия палат на изменение границ.
Совет министров также ввел статьи о призыве прошлогоднего контингента новобранцев в случае непринятия законопроекта об его численности, дополнил проект основными положениями правил 8 марта, убрал положения о министерской скрепе императорских указов, возможности судебной ответственности министров перед палатами, равенстве независимо от происхождения и вероисповедания, судебном контроле над арестами, неприкосновенности переписки, праве петиций. Были введены положения о свободе веры и подзаконности распоряжений Совета министров, нач. ведомств и др. чиновников.
Для окончательного рассмотрения проекта в апреле было созвано третье Царскосельское совещание под председательством императора Николая II с участием великих князей, министров, нескольких членов Гос. совета и сенаторов. Оно в общем одобрило проект Совета министров, восстановив несменяемость судей и отклонив несколько предложений, направленных на сохранение за императором неограниченной власти.
К этому времени стала ясной победа партии народной свободы на выборах в I Гос. думу. Поэтому проект через дворцового коменданта ген. Д.Ф. Трепова и предпринимателя В.И. Ковалевского (б. тов. министра финансов) был передан группе кадетских лидеров во главе с С.А. Муромцевым . Их поправки более определенно провозглашали политические свободы, устанавливали подзаконность чрезвычайных указов императора, расширяли финансовые права Думы за счет Гос. совета, предоставляли палатам права инициативы пересмотра Основных законов и предъявления запросов министрам о нецелесообразных действиях, вводили судебную (а составленный той же группой проект тронной речи - и политическую) ответственность министров перед Думой.
Затем ряд высших чиновников во главе с пред. Гос. совета гр. Д.М. Сольским окончательно отредактировали проект особого совещания. В частности, они внесли кадетские поправки о введении скрепы министрами императорских указов и изъятии некоторых статей, закреплявших др. законы (о назначении монархом жалования и пенсий высшим чиновникам, о запрещении палатам отменять расходы, основанные на действующих законах), а также ввели право императора даровать любые милости, не предусмотренные законами.
Этот текст был утвержден 23 апреля 1906 г. императорским указом Правительствующему сенату. Предложение издать в связи с этим манифест было отклонено монархом. В указе говорилось, что "в видах укрепления основ обновляемого государственного строя мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной".
Первые статьи О. г. з. говорили о единстве и нераздельности Российского гос-ва и об обязательности употребления русского языка в гос. и общественных учреждениях, если особые законы не постановляют иного. Устанавливалось, что Финляндия составляет "нераздельную часть" Российского государства, но во внутренних делах управляется самостоятельно. Далее объявлялось, что особа императора священна и неприкосновенна и что ему принадлежит "верховная самодержавная власть", повиноваться которой "за совесть сам Бог повелевает". Было опущено имевшееся в Основных законах 1832 определение ее как "неограниченной". Указывалось, что "государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой". Монарх имел право законодательной инициативы. Сами О. г. з. подлежали пересмотру "единственно по его почину". Императору принадлежала "власть управления во всем ее объеме". "Верховное управление" он осуществлял непосредственно, "подчиненное управление" - через подчиненных ему чиновников. Император издавал указы "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления" и повеления, "необходимые для исполнения законов", являлся "верховным руководителем всех внешних сношений Российского государства" и в качестве такового объявлял войну и заключал мирные и иные договоры.
Император объявлялся "державным вождем российской армии и флота", осуществлял над ними "верховное начальствование", издавал указы и повеления относительно "всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства", вводил военное и исключительное положение. Император назначал высших чиновников, имел право помилования осужденных, смягчения им наказаний и общего прощения с прекращением судебного преследования, сложения казенных взысканий "и вообще дарования милостей... не подходящих под действие общих законов". Указы и повеления императора подлежали скрепе пред. Совета министров или соответствующим министром.
Говорилось о сохранении силы статей предшествующих Основных законов о господствующем положении православной церкви, престолонаследии, регентстве, императорском титуле, гос. гербе и императорской семье. Положение о ней император мог пересматривать единолично, не меняя при этом др. законов и не увеличивая гос. расходов.
Вторая (в кодифицированном тексте восьмая) глава (отсутствовавшая в Основных законах 1832) была посвящена правам и обязанностям российских подданных. Они были обязаны защищать престол и Отечество, а также платить установленные законом налоги и сборы и отбывать законные повинности. Воспрещались не основанные на законе аресты и обыски, а также придание уголовным постановлениям обратной силы.
Подданные имели право свободно выбирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество, выезжать за границу, устраивать собрания, высказывать и распространять свои мысли, образовывать общества и союзы, пользоваться свободой веры. Все эти права могли быть ограничены законами. Собственность объявлялась неприкосновенной. Ее принудительное отчуждение допускалось только "для какой-либо государственной и общественной пользы" и за "справедливое и приличное вознаграждение".
Объявлялось, что "империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке". Было опущено указание Основных законов 1832 об "исхождении" законов от самодержавной власти. Была отменена статья Основных законов 1832 о праве императора своими указами делать исключения из законов. Указывалось, что "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора".
Устанавливалось, что во время каникул Думы в чрезвычайных обстоятельствах Совет министров имеет право представлять императору об издании указов с временной силой закона. Они не могли вносить изменения в Основные законы, Учреждения законодательных палат и Положения о выборах в них. Законопроекты на основе этих указов должны были вноситься в Думу в течение 2 месяцев после ее созыва. В случае отказа от этого или отклонения законопроекта одной из палат указ считался отмененным (87-я статья в кодифицированном тексте).
Устанавливалось обязательное обнародование законов Сенатом, которому вменялось не обнародовать "законодательные постановления", порядок издания которых "не соответствует положениям сих Основных законов". Подтверждалось право императора без участия палат издавать "постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств", а также военно-уголовные и военно-уголовно-процессуальные нормативные акты.
Глава "О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий" в общих чертах говорила о составе законодательных палат, сроке их полномочий, праве императора на досрочный роспуск, их равных законодательных правах, наличии у них законодательной инициативы, права запросов министрам о незаконных действиях их самих и их подчиненных. Указывалось, что законопроекты, не принятые одной из палат, признаются отклоненными. Совету и Думе при рассмотрении бюджета воспрещалось сокращать платежи по гос. долгу и расходы на придворное ведомство ниже размера, установленного бюджетом 1906 г. Устанавливалось, что при отсутствии утвержденного бюджета действует предшествующий с изменениями, вызванными новыми законами. Закреплялось право императора без участия палат ассигновывать средства на военные действия и непосредственную подготовку к ним. Предусматривалось, что займы заключаются с согласия палат, кроме случаев отсутствия утвержденного бюджета или необходимости покрытия военных расходов. Устанавливалось, что при неутверждении закона о численности контингента призывников император имеет право определить его своим указом, не превышая контингент предшествующего года.
Правительству была посвящена пятая (в кодифицированном тексте одиннадцатая) глава "О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями". Она возлагала объединение действий министров "по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" на Совет министров. Подтверждалась подзаконность постановлений Совета, отдельных министров и подчиненных им властей. Объявлялось об ответственности всех министров перед императором за "общий ход государственного управления", а каждого в отдельности - за свои действия. Закреплялся особый порядок привлечения пред. Совета министров и министров к ответственности за преступления по должности.
По своему содержанию О. г. з. были сходны с зарубежными монархическими конституциями ХIХ в., особенно с японской 1889, в меньшей степени с прусской 1849 и австрийской 1861. Постановление о полном устранении палат от внешней политики было свойственно европейским конституциям первой четверти ХIХ в. Однако ряд положений Основных законов России (о предоставлении палатам законодательной инициативы и относительно эффективный контроль Думы над чрезвычайными указами) появились в западной практике лишь в середине века.
Другие отличия российских О. г. з. от европейских конституций второй половины ХIХ в. можно свести к следующему. Всероссийский император имел ряд дополнительных прав: на издание военно-уголовных и военно-уголовно-процессуальных постановлений, на ограничение в правах чиновников, на милости, не предусмотренные законами, на назначение военных расходов. Палаты были лишены инициативы пересмотра конституции. Предусматривались гарантии против попыток Думы бороться с правительством путем отклонения бюджета или призыва новобранцев.
В лит-ре нет единого мнения о форме правления, установленной О. г. з. Правые политики, публицисты и правоведы (П.Е. Казанский ) начала ХХ в. утверждали, что абсолютная монархия сохранялась, ссылаясь главным образом на сохранении титула "самодержец" и издании законов о преобразовании гос. строя самим монархом. К этому же выводу приходили радикальные публицисты и политики и некоторые правоведы (М.А. Рейснер ), обосновывая его крайней ограниченностью прав Государственной думы, их несоблюдением на практике и преобладанием авторитарных методов в гос. управлении. Этой же точки зрения до 70-х гг. придерживались советские историки (Н.П. Ерошкин , Ф.М. Калинычев , А.Я. Аврех , С.М. Сидельников ). Из современных авторов ее отстаивает Р.Ш. Ганелин (в работе 1984 г., в книге 1991 обходит вопрос), ссылающийся на "политическую практику в карательной сфере".
Некоторые авторы утверждают, что О. г. з. установили нечто среднее между абсолютной и конституционной монархией, по форме напоминающее вторую, а на деле близкое к первой. Они признают О. г. з. конституцией, ограничивавшей власть императора, однако исходя из указанных выше аргументов полагают, что эти ограничения слабо действовали на практике. Это мнения в начале века придерживались В.В. Ивановский (в работе 1912 г., ранее высказывался о наличии конституционной монархии), Н.А. Захаров , в советское время А.М. Давидович (оба писали о "конституционном самодержавии"), из современных авторов И.Н. Кирьянов, М.Н. Лукьянов , А.Н. Медушевский , по мнению которого Основные законы привели к установлению "мнимого конституционализма".
В начале ХХ в. министры (включая П.А. Столыпина ) называли форму правления страны "представительным строем". Некоторые советские авторы (А.И. Королев , с оговорками Е.Д. Черменский ) писали о невозможности определить форму правления, установленную Основными законами. Современные авторы этого направления (О.Г. Малышева , Р.А. Циунчук , В.В. Шелохаев ) используют термин "думская монархия".
Большинство исследователей начала ХХ в. (Н.И. Лазаревский , В.М. Гессен , А.С. Алексеев , Н.И. Палиенко , С.А. Котляревский и др.), западных авторов (П. Шасль , В.В. Леонтович , М. Шефтель и др.), с оговорками некоторые советские (Черменский , В.С. Дякин) , а также большинство современных историков (В.М. Шевырин , В.А. Демин , В.В. Козбаненко , А.Ф. Смирнов , Б.Н. Миронов и др.) считают, что О. г. з. создали в России конституционную монархию.
Эти авторы указывают, что действующая на их основе Дума реально ограничивала власть императора в законодательной и финансовой сферах, поэтому говорить о сохранении абсолютизма в любой форме нельзя. Ограничение полномочий парламента и отдельные случаи нарушения его прав свойственны для начального этапа конституционализма. Они имели определенные границы, за которыми были невозможны, поэтому являются лишь исключениями, не отменяющими правила. Цели закрепить итоги преобразований и лишить Думу учредительных прав О. г. з. достигли (первую - в краткосрочном плане). Сохранение их в неизменности было одним из важнейших принципов политики правительства Cтолыпина (не принимавшего участия в их разработке и издании). После подавления революции правительство стремилось при толковании Основных законов ограничить права законодательных палат.
В мае 1907 Совет министров постановил, что право императора издавать постановления по военным ведомствам распространяются на пограничную стражу и корпус жандармов. 6.11.1908 Николай II утвердил журнал Совета министров, который предписывал ведомствам направлять императору через Совет министров все дела о частных изъятиях из законов, не связанные с нарушением чьих-либо законных прав или изданием обязательных для населения постановлений.
В августе 1909 монарх утвердил положение Совета министров, которое предписывало военному и морскому ведомствам представлять императору без внесения в палаты проекты штатов всех своих учреждений (включая военно-судебные) и дела об "устроении казачества и управлении им как вооруженной силой государства" (не затрагивающие гражданских прав населения), не требовавшие увеличения бюджета ведомства. Императорские постановления по вооруженным силам в этом указе именовались "военными законами".
Основные законы в общем пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их.
Основные законы вызывали крайнее недовольство левых, в т.ч. либералов. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы (апрель 1906), в О. г. з. "лучшее… есть только ухудшение худших частей худших из европейских конституций". Съезд признал издание Основных законов "открытым и резким нарушением прав народа".
Они вызывали крайнее недовольство I Думы, безуспешно добивавшейся их пересмотра (упразднения Гос. совета и ответственности правительства перед думским большинством), что послужило одной из важнейших причин ее конфликта с правительством. После ее роспуска таких требований не выдвигалось, однако необходимость согласия Гос. совета при издании законов и отсутствие эффективного контроля Думы над правительством продолжали вызывать резкое недовольство радикальных и либеральных кругов. См. также I Гос. дума, II Гос. дума, III Гос. дума.
После убийства Столыпина имели место безуспешные попытки крайних консерваторов пересмотреть о. г. з. В октябре 1913 Николай II в ответ на предложение министра вн. дел Н.А. Маклакова о роспуске Думы и введении в С.-Петербурге военного положения предложил обсудить в Совете министров вопрос о превращении Думы в законосовещательную. Большинство министров во главе с председателем В.Н. Коковцовым высказалось против предложений Маклакова , а вопрос о пересмотре О. г. з. последний даже не решился поставить на обсуждение. В июне 1914 сам Николай II предложил превратить законодательные палаты законосовещательными, но в Совете министров получил поддержку лишь Маклакова , остальные во главе с председателем И.Л. Горемыкиным возражали. На рубеже 1916-1917 гг. отмены О. г. з. требовал пред. Астраханской народно-монархической партии Н.Н. Тиханович-Савицкий .
О. г. з. действовали без изменений до 1917 г. и были фактически отменены в ходе Февральской революции.
Текст:
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 или Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.
Архивы:
РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 966. Л. 19-20
Источники:
Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). [СПб., 1906]. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов//Былое. 1917. N 4. С. 183-245. Из архива С.Ю. Витте // Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999.
Лит.:
Гессен В.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Харьков, 1910. Chasles P. Le parlement russe. Paris, 1910. Грибовский В. Государственное устройство и государственное управление Российской империи. Одесса, 1912. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. Новочеркасск, 1912. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 1912. Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. Одесса, 1913. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913. Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. М., 1975. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976. Дякин В.С. Чрезвычайно-указное законодательство в России // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. VII. Л., 1976. С. 240-271. Он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Л., 1988. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Кирьянов И.Н., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995. Шевырин В.М. Государственная дума в России. М., 1995. Власть и реформы. СПб., 1996. Демин В.А. Государственная дума России. М., 1996. Он же. Закон и указ // Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. Козбаненко В.В. Партийные фракции в I и II Государственных Думах России. М., 1996. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. М., 1998. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Ч. 2. СПб., 1999. Малышева О.Г. Думская монархия. Ч. 1. М., 2001. Могилевский К.И, Циунчук Р.А., Шелохаев В.В. Государственная дума России как историографическая проблема // Вопросы истории. 2007. № 11.

По поводу оценки Основных Законов Российской империи 23 апреля 1906 г в историко-правовой и исторической литературе длительное время шли дискуссии о том, можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалось мнение, что это вообще не конституция или, если и конституция, то фиктивная.

Как это часто практикуется в дуалистических монархиях, механизм сдержек и противовесов между различными ветвями власти был построен в сторону усиления прерогатив исполнительной власти. Император имел права абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной Думой. Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны не имели практически никаких полномочий в отношении исполнительной власти, за исключением права запроса к министрам и другим чиновникам.

Императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение. От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Император назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед царем, а не перед Думой.

Указом царя определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва, во время перерывов в работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силу законов. Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе.

Рассмотрим основные недостатки Основных Законов:

1. Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь Государственной Думой и Государственным Советом. Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым. Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроля за действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов. Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета.

2. Существовала глава, в которой закреплялись основные права и свободы личности. Провозглашалось право подданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить за границу, провозглашалась свобода веры.

Однако они носили формальный характер, т.к. их реализация на практике была весьма ограничена. Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. по февраль 1917 г. не было ни одного года, в течение которого на территории империи или ее отдельных регионов не объявлялось бы военное положение или положение усиленной или чрезвычайной охраны, когда полиция и военное командование получали особые полномочия вплоть до предания гражданских лиц военно-полевому или военно-окружному суду и юридические гарантии прав подданных приостанавливались.

3. Провозглашалось право свободно выбирать себе местожительство: «Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства». Ограничения в сих правах установлены особыми законами. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г. бессрочные паспорта, по которым действительно можно было свободно выбирать место жительства и получить заграничный паспорт, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. Лица податных сословий (т.е. крестьяне и мещане) получали виды на жительство при условии уплаты налогов и повинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5 октября 1906 г. эти ограничения были отменены, да и то не полностью.

4. «Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом» - однако практически сразу же давалось ограничение - подчеркивалось, что православная христианская вера “есть истинная и господствующая”. Церковь, была государственной, ей принадлежал ряд государственных функций, в частности, ведение книг актов гражданского состояния.

Конституция 1906 года не изменила в прежних законах главы «О вере». Русский император по-прежнему остался «Верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния». По-прежнему он действует в церковном управлении чрез посредство созданного им Синода. Зависимость церкви от императора осталась вообще прежняя, а между тем сам император потерял независимость и был подчинен законодательным палатам. Через его посредство и Православная Церковь очутилась в зависимости от законодательных палат. А между тем они лишены всякого вероисповедного ценза, состоят без различия из евреев, магометан и вообще лиц всяких исповеданий. Их члены ни лично, ни по служебному долгу Церкви не подчинены; церковь же, подчиненная императору, в его лице поставлена в зависимость от этих лиц.

5. «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом». При этом министр внутренних дел или губернское присутствие по делам обществ могли в любой момент прекратить деятельность общества или союза, усмотрев, что оно отклоняется от своего устава или представляет опасность для общественного спокойствия. Для организации публичного собрания также нужно было испросить предварительное разрешение, сообщив властям о составе собрания, его целях и список ораторов. На публичном собрании обязательно было присутствие полицейского чиновника, который мог в любой момент закрыть собрание, усмотрев, что оно отклоняется от заранее сообщенной темы и своих целей.

Правилами для образования обществ или союзов, а также проведения публичных собраний, формально не требовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок. Таким образом, организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранее представить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источники поступления денежных средств (для обществ или союзов), и без утверждения устава общество не могло приступить к работе.

За месяц до принятия Основных Законов, 4 марта 1906 года, в Царском Селе был подписан «Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату о Временных правилах об обществах и союзах», которым «впредь до издания, в соответствии с Манифестом 17-го октября 1905 года, общего закона о союзах и обществах» признавалось «за благо ввести в действие временные, по этому предмету, правила».

Временные правила давали официальные понятия общества, союза и профессионального общества; подчеркивали некоммерческий (бесприбыльный) характер их деятельности; устанавливали порядок их создания; определяли требования к учредительным документам, особенности образования и функционирования объединений в зависимости от участия в гражданско-правовых отношениях, порядок ликвидации и использования имущества этих организаций.

Что касается свободы слова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливался временными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г.

Временные правила о печати устанавливали отмену предварительной цензуры как для непериодической (повременной) печати, так и для периодической, т.е. книг, брошюр, но только выходившей в городах, что выдавалось чуть ли не за отмену цензуры вообще. Однако за 24 часа до выпуска тиража книги из типографии ее надо было представить в комитет по печати (как теперь стала называться цензура), и тот мог наложить арест на тираж, передав дело на окончательное решение суда. Авторы и издатели могли быть наказаны в административном и судебном порядке. Что касается изданий, выходивших вне городов, то для них по-прежнему сохранялась предварительная цензура.

6. Существенным недостатком Свода основных законов Российской империи можно считать то, что полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, а также то, что в нём не отражены некоторые процедурные вопросы, связанные с возобновлением работы Государственной Думы после досрочного роспуска её императором, и некоторые другие. В Своде основных законов также содержится много ссылок на другие законы, что делает конституционные нормы зыбкими и неполными. Если говорить о стиле, то в Своде основных законов Российской империи 1906 года, законодатель проявляет себя крайне сдержанно и местами неясно.

Восприятие Основных законов, изданных 23 апреля 1906г. было с самого начала далеко от адекватного, в обновлении державных устоев России, видели и многие продолжают видеть вынужденную уступку революционным силам.

Заключение

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

Нарастающий политический кризис;

Беспорядки в стране;

Общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".

Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России

1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

Обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);

Определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;

Ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;

Ст. 39 признает свободу вероисповедания.

3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.

2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

Рассмотрев все достоинства и недостатки Основных Законов, изданных 23 апреля 1906г. можно сделать вывод, что Законы все-таки являются основными конституционными основами того времени - это был совершенно новый этап развития самодержавной России.

Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строяРоссийской империи, включавший в себя предыдущиеисточники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года.

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II6 августа 1905 года «Манифеста об учреждении Государственной Думы», 17 октября 1905 года «Манифеста Об усовершенствовании государственного порядка»и 20 февраля 1906 года «Манифеста о переустройстве Государственного Совета». В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России.

Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом, ни народными представителями.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» - «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).