Органы власти и управления в рф. Высшие органы власти и управления

Съезд Советов Союза ССР – стал высшим органом.

Сроки собрания . Собирается он не реже раза в год. С 1927 года – и эта периодичность признана избыточной, так что теперь – раз в два года. По большому счёту и это много.

Формирование – так же, как формировались республиканские съезды. Т.е. представители губернских съездов советов и городских советов – избирали. От губернских съездов – больше всего губерний в РСФСР – следственно, РСФСР доминировало.

Компетенция – статья 1 и 2 Конституции 1924 года. Т.е. все вопросы, отнесённые к ведению Союза.

Центральный Исполнительный Комитет СССР – действовал между съездами. Изначально, в 1922-1923 годах, ЦИК планировался как обычный однопалатный парламент. В июле 1923 года состоялось совещание четвёртое по счёту национальной комиссии, и решили наполнить национальными кадрами, их очень мало. Была поставлена задача насытить управление регионами национальными кадрами. И уже с 1923 года ЦИК проектировался как двухпалатный парламент. Палаты были равные, и теперь нет верхней и нижней палаты.

Первая – Союзный совет , формируется съездом Советов в составе 414 депутатов пропорционально населению СССР.

Вторая – Совет национальностей , формируется тоже съездом, но от субъектов СССР. И соответственно каждая союзная республика посылала в эту палату по 5 человек, от каждой автономии – по 1. Учитывая отдельные мелкие национальности, получилось, что обязательно человек от неё должен быть. В этом смысле было исключено доминирование РСФСР.

Где больше всего автономий? Конечно, в Российской Федерации. Но всё по национальному принципу. Если Союзный Совет является зеркальным отображением состава съезда, то Совет Национальностей – противовес. Эти палаты равноправны. Заложена возможность конфликта между палатами, поэтому предусмотрено создание согласительных комиссий, совместное заседание палат, ну и, в крайнем случае, это передача дела на рассмотрение очередного съезда советов.

Компетенция – примерно как разделение Всероссийского Съезда и ВЦИКа.

Исключительная компетенция Съезда:

· Изменение Конституции СССР;

· Ратификация международных договоров.

Сессии ЦИКа собираются не реже трёх раз в год.

Президиум ЦИК

У него компетенция поинтереснее, чем в Конституции 1918 года.

· Собирает ЦИК на сессии.

· Обладает контрольными полномочиями. Может приостанавливать действие постановления наркоматов до созыва ЦИК. Президиум ЦИК – координирующий орган до сессии ЦИКа.

· Готовит материалы для очередной сессии ЦИКа. Рабочий орган для ЦИКа советского союза.

При формировании Президиума учтены члены обеих палат.


Всего 21, последние 7 – избираются на совместном заседании палат. 7 –от союзного совета и 7 от совета национальностей.

СНК СССР

Состоял из народных комиссаров. Но что это занародные комиссары? Это Комиссары, возглавлявшие два типа народных комиссариатов:

· Общесоюзные наркоматы. Реализуют компетенцию СССР. 5 человек

· Объединённые наркоматы. Реализуют сферу совместного ведения. 5 человек.

Виды наркоматов:

· Иностранных дел;

· Путей сообщения;

· Внешней торговли;

· Почты и телеграфа;

· Военных дел;

· Продовольствия;

· Нарком, возглавляющий ВСНХ СССР;

· Финансов;

· Нарком, возглавляющий рабоче-крестьянскую армию.

Компетенция совнаркома включает законодательные полномочия. Смотреть выше – по компетенции СССР и совместной. Отсутствует формальное разделение властей. Однако СНК всё реже и реже законодательствует. В основном, акты их утверждаются ЦИКом, и вступают в силу только после подтверждения. Их самостоятельное законотворчество уже не велико. Хотя де-юре – издавали декреты.

Местные органы

Два магических слова:

· Оживление;

· Коренизация

Оживление :

· В годы гражданской войны затухли. Теперь надо оживлять. Одно из самых главных НЭПовских нововведений – расширение избирательного списка, т.е. включение туда тех, кто это права был лишён, например, торговцев. Сначала сдай продналог, потом торгуй пожалуйста.

· Укрепление финансовой и материальной базы местных советов. В годы гражданской войны были упразднены местные бюджеты, теперь их восстановили. Восстановили местные бюджеты, начиная с уездного, губернские, а также республиканские. Бюджеты были дотационными. Суть в том, что если доходы республики меньше расходов, то разницу покроют дотацией из федерального бюджета. Это было официально закреплено.

· В управление местных советов переданы местные предприятия; главкизм приказал долго жить. Плюс – здравоохранение и образование местного значения.

· Проведение предвыборных кампаний. Несколько раз за годы НЭПа результаты выборов признавались недействительными – по причине низкой явки избирателей. Подкорректировано законодательство по отзыву депутатов. Сложилась определенная практика таких отзывов. Очень часто депутаты физически не могли работать. Засыпали.

Коренизация –увеличение доли национальных кадров в руководстве.

· Путём национального делопроизводства – два языка – на русском и на местном национальном.

· Повышение уровня грамотности местного населения. Местная пресса финансируется на национальном языке, радиопередачи на национальном языке. За счет федерального бюджета.

· Обновляется законодательство о выборах в местные советские органы – советы поселений и исполкомы.

· В национальных поселениях появляются национальные сельские советы.

Армия

· Массовая демобилизация. До 1924 года армию сократили в 10 раз – из 5 млн. осталось 500 000.

· Меняется порядок комплектования и прохождения службы в рядах Красной Армии:

· Чётко определяются сроки. В общемсрок службы – пять лет. В годы Гражданской Войны о них никто особо не задумывался. Кстати, вполне по окончании войны тебе могут дать лопату восстанавливать народное хозяйство.

· Возраст призыва – 19.

· После пятилетней службы мужчина состоит в запасе до 40 лет.

Цель реформ в области прохождения службы – удешевление армии.

Во-первых , введение разных порядков службы. Первый способ нам известен - кадровый – призыв конкретных людей. Все пять лет мужчина служит в конкретной части. Второй – переменный. Суть его в том, что из 5 лет только первый год мужчина проводит в своём полку, то есть там, куда его призвали. Остальные 4 года он официально числится на службе, но находится в так называемом «долгосрочном отпуске». За эти оставшиеся 4 года он может быть призван на сборы несколько раз. Принял присягу, послужил год и вернулся к себе на оставшееся время, работает, но периодически призывается на сборы. Третий способ – вневойсковой – вообще ни года не проводит на действительной службе, периодически призывается на сборы.

Во-вторых , снижение расходов по сборам – территориальная милиционная система.Miles – неподготовленные.Цель – сэкономить на транспортных расходах. Мужчина должен был выйти из дома и за сутки максимум дойти своими ногами до пункта прохождения службы.

В-третьих , Красная Армия очень часто привлекалась для целей народного хозяйства – уборка урожая, заготовка леса, заготовка торфа. Практика показала, что в годы НЭПа многие войска и части получили награды трудовые. За ударный труд.

В-четвёртых , альтернативная служба. Речь идёт об освобождении от службы по религиозным соображениям.Признание человека освобожденным по религиозным соображениям составляет особый тип гражданского судопроизводства. Открываем раздел ГПК 1923 года «Порядок рассмотрения…»именно об этом.

Реорганизация управления Красной Армией

Удешевление армии сказывается на сокращении аппарата управления. В частности, остаётся всего 4 главка:

· Главное управление РККА. Организация повседневной жизни солдат и командиров, разные додовольствия, строительство жилья. Всякая социалка.

· Инспекторат РККА. Решал вопросы боевой подготовки, проведение учений, снабжение армии различным вооружением.

· Главное политуправление - ГлавПУР. Идеологическая работа. По сути упраздняется двоевластие в армии – комиссаров и командиров. В годы Гражданской Войны комиссар утверждал всякий приказ командира подразделения. Теперь в этом отпала нужда. Контролировать не нужно. Только воспитательная деятельность.

· Генеральный Штаб. Военная разведка, различные планы – наступательные и оборонительные – военные кампании.

Во главе Красной Армии оставался Реввоенсовет. РВС – это то, что было наркоматом военных дел. Тем не менее, оный наркомат тоже остался.

При образовании СССР у нас получается РВС СССР.

Реформы управления народным хозяйством Предложено объединить деятельность хозяйственных ведомств в едином экономическом центре – в Совете Труда и Обороны (СТО) – бывший Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО):

· Председатель СНК – председатель СТО

· Нарком военных дел

· Нарком труда

· Нарком путей сообщения

· Нарком земледелия

· Нарком продовольствия

· Нарком Рабоче-Крестьянской Инспекции

· Председатель ВСНХ

· Председатель Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов

В качестве местных органов экономического управления в 1921 году созданы Экономические Совещания (ЭКОСО) – областные, губернские, уездные. Низовыми органами СТО стали:

· ЭКОСО на предприятиях.

· Крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства.

Важнейшая функция СТО – направление работы хозяйственных наркоматов в соответствии с единым государственным планом.

Для разработки такого плана и общего наблюдения за его исполнением в феврале 1921 года была создана Государственная Общеплановая Комиссия (Госплан). При хозяйственных наркоматах были учреждены плановые комиссии.

Предприятия ведения ВСНХ распались на две группы:

· В непосредственном подчинении ВСНХ

· Переданные в местное управление

ВСНХ СССР – объединенный наркомат, руководящий ВСНХ союзных республик, которые одновременно подчиняются еще и своим ЦИК и СНК. Отсюда разделение промышленности на:

· Общесоюзную

· Республиканскую

· Местную

1921 г. – установление системы управления, совмещающей функциональный и отраслевой принципы:

· Функциональный метод – по отдельным функциям – планирование, снабжение, финансирование, техническое обеспечение.

· Отраслевой метод – один орган руководит целостной отраслью хозяйства, промышленности по всем вопросам.

Управление сельским хозяйством в полном объеме стали осуществлять:

· Народный Комиссариат Земледелия.

· Губернские и уездные земельные отделы исполкомов.

Необходимость решать некоторые вопросы в общесоюзном масштабе привела к регулярному созыву совещаний народных комиссариатов земледелия всех республик.

ЦИК СССР 7 декабря 1929 года создал объединенный союзно-республиканский Наркомат земледелия СССР.

В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума - законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть). Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

Практика реализации конституционных норм позволяет выделить особую группу государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные и иные полномочия, не входящие в полномочия ни законодательных, ни исполнительных, ни судебных государственных органов, - это органы особой компетенции: Прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия РФ (избирательное законодательство), Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Уполномоченный по правам человека РФ.

Роль Президента РФ в системе государственного управления

Статус и полномочия Президента РФ в исполнительной власти РФ утверждается в первую очередь Конституцией РФ. В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ среди перечисленных субъектов, осуществляющих государственную власть, Президент РФ находится на первом месте, далее следуют Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Конституционный статус Президента слагается из четырех составляющих: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; Верховный Главнокомандующий; субъект законодательного процесса.

Порядок выборов Президента определяет ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 13.01.2003. - № 2. - ст. 171.

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти.Пожалуй, наиболее значимым аргументом в пользу признания Президента РФ фактическим главой исполнительной власти являются нормы ст. 32 ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ«О Правительстве РФ».О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ от 22.12.1997. - № 51. - ст. 5712. В соответствии с ними Президент РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Президент РФ руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти, а Правительство РФ координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.

Можно назвать и иные полномочия Президента Российской Федерации как субъекта исполнительной власти. В частности, высшие должностные лица субъектов РФ - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - подчиняются Президенту РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.Президент РФ, соответственно находится и во главе органов государственного управления, а следовательно, и во главе исполнительной власти, федеральных органов исполнительной власти.

Следует иметь в виду, что Президент РФ обладает также полномочиями, которые не обусловлены осуществлением управленческой деятельности. Среди них полномочия по:

Формированию судебной власти;

Назначению выборов в Государственную Думу и роспуску Государственной Думы;

Подписанию и обнародованию федеральных законов.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента Российской Федерации, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента Российской Федерации установлено Указом Президента РФ от 06.04.2004 № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ».Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ от 12.04.2004. - № 15. - ст. 1395. В соответствии с которым, основной ее задачей является создание условий для выполнения Президентом РФ возложенных на него задач и функций.

В России в настоящее время складывается суперпрезидентский тип республики, об этом, в том числе, свидетельствует наличие при Президенте РФ органов, краткая характеристика которых представлена ниже.

Конституционным органом, который осуществляет подготовку президентских решений по вопросам стратегии развития России, по вопросам проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, является Совет Безопасности РФ. Правовая основа его деятельности - федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении Положений о Совете Безопасности РФ и аппарате Совета Безопасности РФ, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента РФ»,Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.06.2004 № 726 (ред. от 06.05.2011) // Собрание законодательства РФ от 14.06.2004. - № 24. - ст. 2392. иные правовые акты Президента РФ.

Широкий спектр функций и задач этого органа сводится к работе в двух направлениях: формирование стратегии внутренней; внешней политики государства и стратегии политики национальной безопасности.

В состав Совета Безопасности РФ входят: Председатель (по должности им является Президент РФ), который руководит его работой; Секретарь (входит в число постоянных членов); постоянные члены и члены, включение и исключение которых из состава осуществляет Президент РФ.

Основная форма деятельности - заседания; решения принимаются постоянными членами простым большинством от их общего числа, оформляются протоколом заседания и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности РФ. Оперативность в обсуждении вопросов национальной безопасности - неотъемлемый элемент эффективного государства. Другая форма деятельности Совета - совещания. Оперативные совещания проводятся Председателем Совета с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю. Проведение совещаний по стратегическому планированию является прерогативой Секретаря Совета с постоянными членами и членами Совета.

Основными рабочими органами являются межведомственные комиссии: постоянные, создаваемые по функциональному или региональному признаку, и временные, создаваемые в целях подготовки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, актуальным проблемам правопорядка в обществе и государстве и пр. Персональный состав комиссий по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти утверждается Секретарем Совета. Персональный состав Совета Безопасности РФ утверждается Указом Президента РФ.

Новый порядок формирования верхней палаты российского парламента инициировал поиск путей участия глав российских регионов в разработке государственной политики, что привело к созданию нового органа при Президенте РФ - Государственного Совета РФ. Это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Основания его формирования: ст. 80 и 85 Конституции, предложения обеих палат Федерального Собрания РФ. Правовые основы деятельности - федеральное законодательство, Указ Президента РФ от 1.09.2000. № 1602 «О Государственном Совете Российской Федерации»,О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602 (ред. от 10.08.2012) // Собрание законодательства РФ от 04.09.2000. - № 36. - ст. 3633. указы и распоряжения Президента РФ.

В состав Госсовета входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и являющийся председателем Президент РФ. Решение оперативных вопросов возлагается на Президиум Госсовета (семь членов).

Форма деятельности Госсовета РФ - заседания, которые проводятся не реже одного раза в три месяца и являются правомочными при присутствии большинства от общего числа членов. Госсовет наделен правом создания временных и постоянных рабочих групп, правом привлечения ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Решения Госсовета носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, при необходимости указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ либо вносятся в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Обязанности секретаря Госсовета, не входящего в его состав, возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. В целом, выполняемые Госсоветом РФ задачи позволяют выделить этот орган в качестве субъекта государственной политики и одного из способов ее формирования.

В последнее десятилетие в России активно развивается практика института представительства Президента РФ на различных уровнях государственной власти и управления. Сегодня полномочные представители Президента РФ осуществляют деятельность в Высших Судах РФ, в палатах Федерального Собрания РФ, представляя интересы Президента РФ и способствуя осуществлению его деятельности как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Институт полномочных представителей Президента РФ функционирует и в федеральных округах, сформированных Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 02.02.2013) // Собрание законодательства РФ от 15.05.2000. - № 20. - ст. 2112. Этот институт пришел на смену представителям Президента РФ в субъектах Федерации в целях обеспечения реализации главой государства его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полпред Президента в федеральном округе как федеральный государственный служащий входит в состав Администрации Президента, назначается и освобождается от должности по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется главе государства. Аппараты полномочных представителей - самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ, их структуру и штатную численность определяет Руководитель Администрации.

При полномочных представителях Президента РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, повышения эффективности института представительства, в соответствии с Указом Президента РФ от 24.03.2005 № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах»,О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах: Указ Президента РФ от 24.03.2005 № 337 (ред. от 22.03.2010) // Собрание законодательства РФ от 28.03.2005. - № 13. - ст. 1139. функционируют совещательные органы - советы (за исключением Южного федерального округа). Членами совета по должности являются: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, входящих в состав федерального округа; представитель Министерства регионального развития РФ (по решению Минрегиона России); заместитель Генерального прокурора РФ по федеральному округу (по согласованию); могут входить иные лица. Персональный состав совета по предложению полпреда утверждается Руководителем Администрации Президента РФ.

Рабочим аппаратом Президента РФ является Администрация Президента РФ - это государственный орган, сформированный в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции в целях обеспечения деятельности главы государства и осуществления контроля за исполнением его решений на основании Указа Президента РФ от 6.04.2004 № 490, иными указами и распоряжениями Президента РФ. Состав Администрации представлен обширным кругом должностных лиц и структурных подразделений.

Конституционный статус Российской Федерации. Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации. Экономические основы управления субъектов Российской Федерации. Представительные органы государственной власти субъектов РФ, их полномочия (на примере конкретного субъекта РФ). Органы исполнительной власти субъектов РФ. Главы Администраций субъектов РФ, их роль и полномочия в управлении подведомственной территории.

Конституционный статус РФ - это совокупность прав и обязанностей РФ. Ядром правовой системы РФ является Конституция, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ.

РФ-демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федерацию отличают возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий.

Конституционный статус РФ определяется Конституцией РФ и включает государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

1.Суверенитет РФ. РФ является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении органов власти субъектов РФ.

2.Государственная территория РФ, состоящая из территорий всех субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря, воздушного пространства над ними, её целостность и неприкосновенность.

3.Конституция РФ и федеральные законы, их верховенство на всей территории РФ. Единство правовой системы, которая включает в себя федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4.Федеральные органы гос. власти (глава государства, законодательные, исполнительные, судебные и иные органы), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ.

5.Единое экономическое пространство, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств (установление внутренних таможенных границ не допускается).

6.Единое гражданство РФ.

7.Государственный язык - русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком.

8.Единые Вооруженные Силы РФ во главе с Верховным Главнокомандующим - Президентом РФ.

9.Единая денежная единица - рубль (денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ, введение и эмиссия других денег не допускается).

10.Государственные символы - государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, установленные федеральными конституционными законами.

11.Столица РФ - город Москва.

Организационно-правовые основы деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации

Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов гос-ной власти.

1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений.

Согласно Конституции, РФ состоит из 85 субъектов - 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов.

Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента - Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов.

Соответственно определены предметы ведения РФ: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба.

Определены также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.

3. Принцип учета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.). Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов.

4. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти многоструктурен и оснащен значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

5. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в актах сведений, составляющих государственную тайну.

Также в числе действующих принципов есть: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.

Экономические основы управления субъектов Российской Федерации

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта имущество, средства бюджета субъекта и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта, а также имущественные права субъекта. Собственность субъекта РФ признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Представительные органы государственной власти субъектов РФ, их полномочия (на примере конкретного субъекта РФ).

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Так, Законодательную власть Самарской области осуществляет Самарская Губернская Дума, она обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. В Самарской Губернской Думе правом законодательной инициативы обладают депутаты Самарской Губернской Думы, комитеты и комиссии Самарской Губернской Думы, депутатские группы и фракции, Совет Самарской Губернской Думы, Губернатор Самарской области, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители от Самарской области, главы муниципальных образований, представительные органы муниципальных образований в Самарской области, региональные общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории Самарской области. Право законодательной инициативы принадлежит также областному суду, арбитражному суду области, прокурору области, избирательной комиссии Самарской области, Уставному суду Самарской области, Уполномоченному по правам человека в Самарской области по вопросам их ведения.

Самарская Губернская Дума состоит из 50 депутатов. 25 депутатов Самарской Губернской Думы избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства. 25 депутатов Самарской Губернской Думы избираются по общеобластному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия:

1) принимает Устав и законы Сам.обл;2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения С.обл и предметам совместного ведения РФ и С.обл;2.1) наделяет гражданина РФ по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора С.обл;2.2) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора С.области о результатах деятельности Правительства С.области;2.3) заслушивает ежегодные отчеты должностных лиц о деятельности полиции на территории С.области;3) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом С.области и законами С.области. 4) утверждаются бюджет С.области и отчет о его исполнении;5) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в Самарскую Губернскую Думу и органы местного самоуправления в С.области;6) утверждаются программы социально-экономического развития С.области, представленные Губернатором С.области;7) устанавливаются налоги и сборы, а также порядок их взимания, льготы по ним;8) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов С.области и отчеты об их исполнении;9) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью С.области, в том числе долями (паями, акциями) С.области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;10) утверждаются заключение и расторжение договоров С. области;11) устанавливается порядок назначения и проведения референдума С.области;12) устанавливается система органов исполнительной власти.области;13) решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Самарской Губернской Думы;14) оформляется согласие на назначение на должности вице-губернаторов С. области;15) назначается половина членов Избирательной комиссии Самарской области;16)назначается дата выборов в Самарскую Губернскую Думу;17) утверждается соглашение об изменении границ Самарской области и иных субъектов Российской Федерации;18) одобряется проект договора о разграничении полномочий;25) назначаются на должность председатель Уставного суда Самарской области, заместитель председателя Уставного суда Самарской области, судья - секретарь Уставного суда Самарской области, судья Уставного суда Самарской области, мировые судьи Самарской области;19) оформляется согласование кандидатуры на должность прокурора Самарской области

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Приведенный перечень является собирательным, обобщающим все возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах о системе органов государственной власти, а также в актах главы исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

Главы Администраций субъектов РФ, их роль и полномочия в управлении подведомственной территории

Глава администрации высшее должностное лицо, руководящее органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Он подчиняется Президенту и Правительству РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Глава областной администрации, руководит ее деятельностью, обладает разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти и структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также в конкретных отраслях и сферах экономического, социально-культурного развития.

К полномочиям относится: - право законодательной инициативы; подписания и опубликования законов; - отлагательное вето на законы; - исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, структуре администрации и др.

Уставы краев и областей, закрепляя единоначалие в осуществлении исполнительной власти губернатора, его ведущую роль, наделяют губернатора правом представлять интересы региона за его пределами, подписывать от имени субъекта договоры и соглашения.

Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

Характеристики органов гос. власти

Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

  • обладают государственно-властными полномочиями
  • создаются и работают в порядке, установленном государством
  • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
  • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее значение в масштабах страны.

Три ветви власти

Теперь давайте рассмотрим, какие органы государственной власти на сегодняшний день имеются в государстве. Прежде всего, органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, различные народные собрания, думы, законодательные собрания, областные собрания и другие народные органы, члены которых избираются путем всенародного голосования. Совокупность всех вышеуказанных региональных органов и представляет собой систему представительных органов нашей страны. Кроме того, органы законодательной власти можно разделить на региональные и федеральные.

Если же говорить об органах исполнительной власти, то к ним можно отнести Правительство РФ, а также органы исполнительной власти территориальных единиц, то есть субъектов Федерации. Виды органов государственной власти субъектов данной категории – это главы администраций и Президенты республик, губернаторы, правительства и различные государственные ведомства и комитеты. Именно они образуют единую целостную систему органной исполнительной власти РФ. Возглавляется она Правительством РФ. Основная характерная черта органов исполнительной власти – это то, что они создаются в приказном порядке руководителями – администрацией или Президентом соответствующей территориальной единицы. Деятельность органов исполнительной власти носит только распорядительный и исполнительный характер. Аналогично законодательным органам, органы исполнительной власти можно разделить на федеральные и региональные.

Что касается третьей ветви власти – судебной, то она состоит из Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и судов субъектов. Все органы правосудия и составляют единую судебную систему страны. Особенностью данной категории власти является осуществление властных полномочий с помощью административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Также существует и особая группа государственных органов власти, которая не входит ни в одну из ветвей власти – это Прокуратура. Согласно Конституции она состоит из централизованной системы, подчиняющейся Генеральному прокурору. Основной вид деятельности Прокуратуры – это надзор за исполнением законодательства РФ в сфере управления и государственной службы. Таким образом, мы рассмотрели, какие органы осуществляют государственную власть.

Органы власти субъектов

Так как Россия является Федеративным государством, то власть в ней делится не только по горизонтали, но и по вертикали. Аналогичные органы государственной власти существуют в каждом из субъектов РФ, но при этом они подчиняются вышестоящим инстанциям.

Предметы ведения, контролируемые федеральными органами власти и региональными, имеют строгое разграничение в Конституции РФ. Однако отдельным субъектам, согласно Основному закону, выделяют привилегированные полномочия. Кроме того, именно Конституция закрепляет то, что субъекты могут самостоятельно формировать собственные органы власти и законодательно закреплять определенные порядки.

Законодательные органы субъектов

Что касается законодательных органов власти, то в субъектах ими являются собрания, думы и т.д. Они обладают неограниченной законотворческой инициативой в пределах своего региона. Органами исполнительной власти субъекта являются Администрации и правительства, руководят которыми Президенты, губернаторы и главы Администраций. Первый заместитель губернатора очень часто является также и главой Правительства. Система исполнительной власти состоит из территориальных органов управления, которые создаются непосредственно главой Администрации.

В каждом субъекте РФ органы законодательной власти могут иметь разное название, но объединяет их всех то, что все члены законодательного собрания избираются путем голосования сроком на четыре года.

В судебной ветви органов государственной власти на региональном уровне можно выделить Краевые суды и областные суды, которые действуют в соответствии с региональным законодательством и не входят в систему судов Общей юрисдикции. Таким образом, мы рассмотрели, какие есть органы власти в региональном масштабе.

Предметы ведения

Предметы ведения региональных и Федеральных органов власти строго разграничены в Конституции РФ, однако существуют такие вопросы, которые составляют совместные предметы ведения. В таком случае региональный орган власти может на своё усмотрения выбирать способ регулирования того или иного вопроса.

Органы государственной власти – это основной механизм государственности России. В зависимости от того, какие органы власти существуют в государстве, и какую роль они играют в обществе, можно сказать, является ли государство правовым.

Государственная власть – право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов. Это система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения. Подразделяется на три компонента: законодательная власть (которая определяет политику и создает законы); исполнительная власть (которая проводит и исполняет этот политический курс); и судебная власть (которая применяет законы в соответствии с процессуальными принципами судопроизводства).

Признаки государственной власти :

  1. суверенитет (верховенство и общеобязательность решений на данной территории);
  2. власть государства распространяется на все сферы общественной жизни;
  3. государство обладает полномочиями на применение насилия;
  4. государственная власть обладает публичностью и гласностью;
  5. легитимность (признание населения действующей власти);

Государственное управление – целенаправленное воздействие, согласующее и мобилизующее деятельность населения территории, органов власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан в целях устойчивого развития территории и создания благоприятных условий жизнедеятельности.

Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.В своей совокупности государственные органы образуют единую систему, в нее входят органы государственной власти РФ и органы гос. власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.Взаимосвязь государственной власти и государственного управления может быть определена как система правовых отношений между различными ветвями государственной власти, посредством которых осуществляется практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида. Взаимодействие государственной власти и государственного управления осуществляется через право, закон. РЕФЕРЕНДУМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения Р. РФ определяется в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. К участникам Р. РФ предъявляются те же требования, что и к избирателям. На Р. РФ не могут выноситься вопросы: а) изменения статуса субъектов РФ; б) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, палат Федерального Собрания, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); в) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; г) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. Центральная комиссия Р. РФ признает решение принятым на Р. РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.


Существуют разные виды выборов:

1. очередные;

2. досрочные выборы;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимое количество голосов, и закон предусматривает проведение второго тура выборов.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями.

Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе.

Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года. Данная система также применяется при выборах в Израиле, Италии и др.

СГМУПрезидент РФ. Глава государства, олицетворяет единство многонационального народа России, суверенную государственность. Конституция, не отнеся Президента РФ ни к одной из ветвей власти, наделяет его правом и обязанностью обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их взаимосвязи с местным самоуправлением. Президент как глава государства принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Законодательная власть . Федеральное собрание является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из Гос.думы и Совета Федерации.Исполнительная власть . Правительство РФ представляет собой самостоятельный федеральный орган власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти. Состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.Судебная власть . Конституцией в судебную систему включены: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ. Военные суды включаются в федеральную судебную систему. Правосудие по гражданским, уголовным, административным делам осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный суд, федеральные суды субъектов, федеральные районы суды, мировые судьи. Дела экономической направленности рассматривают: Высший Арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. Конституционный суд осуществляет конституционное судопроизводство. Прокуратура РФ . Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Система Прокуратуры включает: генеральная прокуратура, прокуратура субъектов РФ, прокуратуры городов, территориальные, специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается Советом федерации по представлению Президента.Счетная палата . Задачи включают в себя: организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году, эффективностью и целесообразностью расходования государственных средств и использования федеральной собственности; - проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; - экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации; - подготовку и представление заключений в обе палаты парламента по исполнению названных бюджетов и т.д.ЦБ РФ . во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ и.т.д.
Федеральное казначейство . Главные задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ; управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов; контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.Центральная избирательная комиссия . Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по проведению референдума Российской Федерации.Уполномоченный по правам человека . должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и назначаемое ГД. Рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.