Организация работы образовательного учреждения в военное время. Организация гражданской защиты в учебных заведениях

ГО в учебных заведениях организуется также как и на ОНХ, нос учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГО учебного заведения является директор, который своим приказом назначает начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей).

Все мероприятия по ГО в учебных заведениях проводятся по распоряжению начальника ГО (директора) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебном заведении создаются различные службы и формирования (отряды, команды, группы, звенья). Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения.

Студенты и учащиеся включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения. В учебном заведении могут быть созданы следующие формирования:

    звено связи (руководитель - преподаватель, дежурные смены у телефона, посыльные);

    команда по охране общественного порядка (руководитель - сотрудник, ведающий охраной, дружинники);

    команда противопожарной службы (руководитель - работник, отвечающий за противопожарную службу);

    дружина медицинской службы (руководитель - начальник медпункта);

    звено ПРЗ и ПХЗ (руководитель - преподаватель химии).

Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения ЧС;

      пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

      приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности радиоактивных веществ (РВ), отравляющих веществ (ОВ), биологических средств (БС);

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

      работать с приборами радиационной и химической разведки дозиметрического контроля;

      действовать в составе поста РХН, других формирований;

      быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать первую доврачебную помощь пораженным и раненым.

Тема 2. Классификация чс.

По происхождению чрезвычайные ситуации (ЧС) подразделяются на естественные и техногенные.

По социальным признакам техногенные ЧС делят на ЧС мирного и военного времени.

ЧС военного времени возникают при применении современных средств поражения: ядерного, химического и биологического оружия, а также новейших видов обычного оружия.

Группы опасностей

Характеристика опасностей

По происхождению

природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные

По нанесенному ущербу

социальные, технические, экологические, грунтовые, индивидуальные и др.

По сфере проявления

бытовые, дорожно-транспортные, производственные, спортивные и др.

По времени проявления негативных последствий

импульсивные и кумулятивные

По локализации

литосферные, гидросферные, атмосферные или связанные с космосом

К техногенным ЧС мирного времени относятся ситуации, связанные с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ (РВ), сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), горючих и взрывчатых веществ, инфекционных БС.

ЧС естественного происхождения называются стихийными бедствиями (СБ): землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, циклоны, тайфуны, пожары, извержение вулканов, эпидемии.

ЧС естественного происхождения являются прямым следствием особо опасных явлений, под которыми понимают любые изменения окружающей природной среды, которые угрожают жизни человека, резко усложняют его деятельность.

По степени опасности они делятся на:

1. Экстремальные природные явления - отклонения от средних многолетних показателей закономерного протекания природных процессов, типичных для даной территории.

2. Стихийные природные явления уничтожают материальные ценности, созданные людьми и угрожают жизни и здоровью населения.

3. Стихийные и непредвиденные процессы сопровождаются разрушительными действиями в отношении самой природы, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

4. Природные катастрофы и стихийные процессы особо разрушительной силы распространяются на большую территорию и приводят к массовой гибели людей, животного и растительного мира.

По происхождению различают: природные, антропогенные, биогенные и техногенные особо опасные явления.

По времени развития : внезапные, кратковременные, многолетние и вековые.

Более 30 видов природных особо опасных явлений выделяются в три группы:

1. Литосферные - землетрясения, извержения вулканов, горные обвали, оползни, выбросы горных пород, карст и термокарст, эрозия грунтов, подземное обмерзание и др.

2. Гидросферные - цунами, наводнения, селевые потоки, снеговые лавины, ледовые заторы, гололедица, обмерзания судов и гидротехнических сооружений.

3. Атмосферные - бури, смерчи, ураганы, грозы, ливни и снегопады, град, гололед, засухи, пожары, заморозки, экстремально низкие температуры, обмерзание высоких сооружений и летательных аппаратов.

Для Украины характерны практически все виды геофизических, геологических, гидрометеорологических и других стихийных бедствий.

Большая добыча полезных ископаемых, интенсивное использование земельных, лесных, водных, энергетических ресурсов, дальнейшее развитие орошения и осушения земель, прокладывания инженерных коммуникаций (автомобильных дорог и железнодорожных путей), линий электропередач и связи, строительство больших комплексов приводит к нарушению природного баланса.

Все это способствует активизации и усилению стихийных бедствий.

Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительной мощностью и разной продолжительностью - от нескольких минут (снеговые лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

Стихийные бедствия, которые возникают в природе, упорядочиваются общим закономерностям:

1. Для каждого вида может быть установлена специфическая приспособленность в пространстве;

2. Стихийным бедствиям свойственна определенная повторяемость (чем больше интенсивность бедствия, тем оно меньше повторяется с подобной силой); с большей или меньшей вероятностью возможно установить зависимость разрушительного эффекта стихийных бедствий от размаха, продолжительности, интенсивности геологических и гидрометеорологических процессов.

Таким образом, при всей неожиданности того или иного вида стихийного бедствия, его возможное возникновение можно предвидеть. Стихийные бедствия во многих случаях возникают во взаимодействии одного с другим.

В данный момент очень актуальным является обеспечение высокого уровня безопасности различных образовательных действующих учреждений. Это текущее состояние защиты учреждения от различных реальных и возможных угроз при мирном времени и в период внезапного возникшего военного конфликта.

Организация гражданской обороны в образовательных организациях в данный момент является важной функцией современного государства. Все без исключения образовательные учреждения подготавливаются к ГО в мирный по времени период.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Сегодня главными задачами учреждения образования в области мероприятий по ГО являются:

  • Обеспечение защиты самих обучающихся, а также руководства от опасных поражающих средств.
  • Обучение непосредственных учащихся и руководства методам защиты от различных опасностей, неизменно появляющихся при военном времени.
  • Создание эффективной системы предупреждения обучающихся при возникновении опасности.
  • Проведение эвакуации персонала в спокойные районы при начале военного конфликта.

Директор такого учреждения подготавливает приказ об организации гражданской обороны в школе и несет полную ответственность за все подготовленные мероприятия по обеспечению защиты обучающихся. Данным приказом назначается работник, который должен решать вопросы в сфере ГО.

Для эффективного решения поставленных задач по обеспечению защиты всех учащихся и обучающего персонала организуется объектовая действующая комиссия под руководством директора. Для грамотного организованного и достаточно быстрого вывода обучающихся и учительского персонала из опасных зон разных по характеру ЧС, их оперативного размещения в специальных подготовленных укрытиях и местах, которые находятся вне досягаемости опасных факторов, должны быть созданы эвакокомиссии. Руководителем комиссии является один из заместителей директора. Таким же образом проводится организация гражданской обороны в колледже.

В плане предусмотрено проведение следующих важных мероприятий:

  • надежное укрытие обучающихся вместе с персоналом в подготовленных помещениях во время оказываемого воздействия опасных источников при внезапной ЧС;
  • проведение эвакуации учащихся;
  • применение СИЗ дыхательных органов, а также порядок их непосредственного получения;
  • проведение медзащиты и обязательное оказание ПМП всем пострадавшим.

В действующих заведениях обучения при необходимости создаются различные службы ГО:

  • Звено поддержания связи с назначением для руководства любого выбранного преподавателя. Также назначается дежурство у телефона на случай возникновения ЧС.
  • Команда по охране и поддержанию общественного порядка с назначением руководителя, который занимается охраной объекта. Созданная команда обеспечивает охрану заведения и обеспечение порядка при внезапной ЧС. Она контролирует соблюдение необходимой светомаскировки и помогает руководству проводить эвакуационные мероприятия.
  • Команда противопожарной службы с назначенным руководством сотрудником. Входящие в состав команды участники должны уметь работать с современными средствами пожаротушения. Также их непосредственной задачей является разработка важнейших противопожарных мероприятий.
  • Специальная созданная на базе медкабинета дружина. Руководителем назначается начальник медпункта. Задачами дружины являются первая помощь всем пострадавшим при ЧС и оперативное проведение их эвакуации в учреждения для курса лечения, а также выполнение обработки пораженных людей.
  • Звено ПР и ПХЗ с назначением руководителем преподавателя химии. Команда занимается выполнением радиационной, а также химической разведки, выполняет с помощью различных подручных средств обработку верхней одежды и обуви для устранения возможного заражения.

Важнейшая организация ГО в учреждениях образования считается достаточно сложным выполняемым разносторонним процессом, который требует серьезной подготовки рабочего персонала и обучающихся к проведению положенных мероприятий. Правильная организация гражданской обороны в учебных заведениях - гарантия спокойного обучения подрастающего поколения и стабильной работы персонала заведения.

Международная организация гражданской обороны

Сегодня МОГО включает 56 стран, из которых 18 государств присутствуют в роли наблюдателей. В данный момент она полностью признана международным сообществом по оказанию гуманитарной помощи. Основными целями такой организации стали:

В данный момент наша страна стала важным партнером МОГО с представителем в виде МЧС России. При этом выполняется реализация важнейших разработанных проектов. Это может быть поставка необходимых тренажерных силовых комплексов и специального снаряжения, предоставление образцов используемой техники для обеспечения спасательных служб, выполнение подготовки квалифицированных кадров для служб быстрого реагирования, а также развертывание центров по оказанию гуманитарной помощи.
Подробнее о читайте в отдельной статье. подготавливается ее непосредственным руководителем.

Объекты классифицируются между собой по степени своей важности:

  • Особая высокая важность.
  • Первая важная категория.
  • Вторая категория.
  • Некатегорированные виды объектов.

На категорию производственного объекта влияет вид изготавливаемой продукции, количество задействованного в работе персонала, а также важности продукции для обеспечения государственной безопасности. Первые три категории объектов обладают особыми государственными обязательствами по изготовлению важной для современной экономики используемой продукции.
Подробнее о читайте по ссылке.

Организация работы ГО

Перечень важных документов, подготовленный список работающих сотрудников для обучения и грамотный план предстоящих мероприятий ГО является зависящим от деятельности и общей численности рабочего штата. Соблюдение требований по ГО для организаций в 2019 году убережет от штрафных санкций.

Гражданская оборона сегодня необязательно имеет связь с внезапно начавшимися военными действиями. Но все сотрудники должны точно знать то, как вести себя при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта. Дети обучаются этому в школе во время занятий, а взрослые по месту своей постоянной работы.

ГО в образовательном учреждении организована на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС природного и техногенного характера. Возглавляет ГО общеобразовательного учреждения его директор, который по должности является начальником ГО (см. рис. 4). Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по ЧС . Такие комиссии создаются при возникновении ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор учебного заведения. В учебном заведении также может быть создана комиссия эвакуационная с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам ГО и ЧС назначается уполномоченный по делам ГО и ЧС , при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель БЖД. На случай возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения для защиты студентов и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты студентов и персонала в ЧС . В плане предусматриваются следующие мероприятия:

– эвакуация студентов и персонала из зон ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

– укрытие студентов и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;



– использование СИЗ органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;

– проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

В учебном заведении во время учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования , как правило, из числа студентов старших курсов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса БЖД. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др.

В случае необходимости создаваемые формирования могут привлекаться для ликвидации ЧС в учебном заведении.

В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должныбыть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.

На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации,передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.

Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.

На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.

3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении (по совместительству). Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения.

4. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.

На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.

Из состава звена выделяются посты радиационного и химического наблюдения (РХН), обученные работе с приборами.

На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.

Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель БЖД) должны поддерживать взаимодействие со штабом ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.)

Рис. 4. Примерная структура организации ГО общеобразовательного учреждения

  • 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
  • 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
  • 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
  • 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
  • Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
  • 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
  • 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
  • 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
  • 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
  • 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
  • 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
  • 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
  • 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
  • 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
  • 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
  • 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
  • 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
  • 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
  • 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
  • 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
  • 4.2. Информационная компетентность
  • 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
  • 4.4. Виды программных педагогических средств
  • 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
  • II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
  • 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
  • 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
  • 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
  • 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
  • 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
  • 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
  • 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
  • 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
  • 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
  • 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
  • 2. Основы медицинских знаний
  • 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
  • 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
  • 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
  • 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
  • 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
  • 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
  • 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
  • 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
  • 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
  • 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
  • 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
  • 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
  • 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
  • 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
  • III. Основы обороны государства
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
  • 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
  • Структура вооруженных сил Российской Федерации
  • 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
  • 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
  • Основные воинские ритуалы
  • 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
  • 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
  • 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
  • Обязанности военнослужащих
  • Права военнослужащих
  • 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
  • Формы и причины неуставных взаимоотношений
  • Методика профилактики неуставных взаимоотношений
  • Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
  • Формы негативного воздействия:
  • Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
  • Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
  • 2. Основы национальной безопасности
  • 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
  • 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
  • 2.3. Законы о безопасности.
  • 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
  • 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
  • 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
  • 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
  • 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
  • 2.9. Закон времени
  • 2.10. Теория насилия.
  • 3. Обеспечение безопасности оу
  • 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
  • 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
  • 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
  • Социально-политические:
  • Социально-криминальные:
  • Техногенные и социально-техногенные:
  • Природные и социально-природные:
  • Угрозы экологического характера:
  • Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
  • 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
  • 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
  • 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  • Задачи учителя
  • 3.8. Меры пожарной безопасности.
  • Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
  • В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей – преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).

    Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директору (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья (командирами формирований назначаются "лица" постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

    В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования-ГСм.

    1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.

    На звено связи возлагаются следующие задачи:(оповещение руководящего состава учебного заведения-, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение объекта средствами связи.

    Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

    2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий, охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.

    На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помаши руководству учебного заведения при эвакуации.

    3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяетсяпо необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

    На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения.

      Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта. На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке поряженных.

      Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.

    Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами. На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка; простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль, за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения,

    Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.).

    Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания; приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС;

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

      работать с прибором радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

      действовать в составе поста РХН, других формирований;

      быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать первую помощь пораженным и раненым.

  • В понятие «гражданская оборона» (ГО) входит комплекс мер, заключающихся в подготовке к защите людей, материального имущества на территории России от опасных ситуаций, которые появляются в случае военных действий или по причине этих действий. Для того чтобы осуществить выполнение заданий в организациях, включая и учебные заведения, нужно создать управленческие сообщества гражданской обороны. Обеспечение высокого уровня гражданской обороны в учреждениях образовательного типаактуальная проблема современного государства.

    Задачи гражданской обороны в учебном заведении

    Учреждения образовательного типа должны подготовиться к гражданской обороне в мирное время. Задачи в области ГО:

    • организация обучения учеников и преподавателей заведения методам защиты от опасных ситуаций, которые внезапно возникают в случае военных действий;
    • оповещение обучающихся и личного состава при возникновении опасных ситуаций в случае военных действий;
    • организация эвакуации находящихся внутри учреждения людей, материального имущества в неопасные зона;
    • организация мероприятий, связанных со световой маскировкой;
    • медицинское обслуживание, оказание первой медицинской помощи;
    • выявление и маркировка зон, находящихся под влиянием всевозможных типов заражения (биологического, радиоактивного, химического).

    Обязанности начальника ГО

    Руководитель учреждения – начальник ГО отвечает за организацию мероприятий по ГО, проводя обучение учащихся и преподавателей методам защиты от опасностей в случае возникающих военных действий. Директор учреждения должен подготовить приказ об организации ГО.

    В должностные обязанности руководителя (директора) ГО учебного заведения входит обеспечение мер по защите преподавателей и учащихся при возникновении опасных ситуаций, обучение персонала действиям в случае военных действий. Для того чтобы эффективно провести все мероприятия по ГО в учреждениях образовательного типа организуются службы и комиссии, учитывая особенности каждого учреждения.

    Формирования ГО:

    • отряды;
    • команды;
    • группы;
    • звенья.

    Штаб ГО ЧС

    Для руководства деятельностью учебного учреждения по вопросу ГО и чрезвычайных ситуаций (ЧС) формируется специальный штаб ГО ЧС, в который входят начальник штаба, заместитель и помощник. Начальник штаба ГО ЧС, опираясь на мнение начальника ГО, может отдавать приказы по вопросам, связанным с ГО И ЧС.

    В учебном учреждении должны быть разработаны два плана – «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время» и «План гражданской обороны в случае ведения военных действий». Структурирование планов практически не отличается один от другого. Оба планы состоят из отдельных разделов. В плане ГО на военное время должны быть затронуты следующие вопросы:

    • укрытие учеников и личного персонала в специально отведенных помещениях;
    • организация эвакуации людей при возникновении ЧС;
    • использование средств защиты дыхательных органов;
    • организация спасения людей в зонах поражения.

    Учебные заведения согласно ФЗ России «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указа президента Росси «О гражданской обороне» должны обеспечить проведение необходимых мероприятий, связанных с ГО на территории заведения. Ответственность за обеспечение этих мер возлагается на руководителя (директора) заведения. Персонал заведения учебного типа отвечает за жизнь и здоровье учащихся в случае возникновения ЧС. Организация гражданской обороны в учебных заведениях даст возможность избежать угроз от внезапно возникающих ЧС в мирное время и во время военных действий.