Оказание юридической помощи. Оказание юридической помощи Осуществление закупки по 223 фз

Федеральный Закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012г.

С 1 января 2014 г. абсолютно все заказчики, указанные в законе, должны работать по 223-ФЗ. Особый статус имеют бюджетные учреждения.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 04.05.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона 44-ФЗ бюджетные учреждения для некоторых закупок вправе не применять нормы жестко регламентированного 44-ФЗ , а работать в соответствии с более удобным Федеральным законом от 18.07.2011г.№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из-под действия 44-ФЗ бюджетные учреждения могут вывести закупки:

  • осуществляемые за счет грантов;
  • которые проводятся за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности;
  • в случае, если бюджетное учреждение само выступает в качестве исполнителя по контракту (в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения).
  • Вывести закупки из-под 44-ФЗ бюджетное учреждение может только после принятия и публикации Положения о закупках сроком до 1 апреля 2014г. Всем остальным заказчикам необходимо было разместить Положение на ООС до 31 декабря 2013г.

Для всех остальных организаций 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, независимо от источника дохода, использования полученных денежных средств за перечнем исключений, которые перечислены непосредственно в 223-ФЗ.

Десять шагов для легких закупок по 223-ФЗ

  1. Получить усиленную электронную подпись в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью. (Электронная подпись выдается на один год).
  2. Зарегистрировать физическое лицо в ЕСИА http://www.gosuslugi.ru/.
  3. Зарегистрировать юридическое лицо в ЕСИА http://www.gosuslugi.ru/.
  4. Зарегистрироваться на официальном сайте в разделе для закупок по 223-ФЗ: http://zakupki.gov.ru/223/.Это не электронная площадка, это официальный сайт для размещения информации (ООС). Этапы со 2 по 4 подробно описаны в дорожной карте на сайте: http:/ /zakupki.gov.ru/223/ в разделе информация для заказчиков и поставщиков.
  5. Разработать .
    Общего утвержденного для всех Положения о закупках не существует. Могут быть приняты дополнительные региональные акты, которые устанавливают дополнительные требования к положению (для заказчиков Москвы это постановление №441).
  6. Утвердить и опубликовать на официальном сайте Положение о закупках до 1 января 2014 года.
    Что касается бюджетных учреждений, то в законе о контрактной системе 44-ФЗ (94-ФЗ) указано, что Положение должно быть ими опубликовано до 1 апреля 2014 года, если оно не будет опубликовано, то в 2014 году такое учреждение не сможет работать по 223-ФЗ.
  7. Разработать в соответствии с и опубликовать на официальном сайте до 1 января 2014 года. (Эта норма указана в Постановлении Правительства №908.)
  8. .
    Сайт - это доска объявлений, где заказчик публикует информацию о своих закупках, положения, отчеты и т.д.
    Закупки в электронной форме должны проходить непосредственно на электронной площадке.
  9. Пройти .
    Требований в самом законе к профессиональному образованию, к квалификации нет, но с 2014 года в законе будут приняты .
  10. Проводить закупки по собственным правилам.

Положение должно регулировать все закупки по 223-ФЗ, независимо от их стоимости!

Запрос цен и запрос котировок;

Конкурентные переговоры (для крупных компаний).

Кроме указания способов закупки, необходимо регламентировать условия выбора того или иного способа.

  • Порядок подготовки и проведения закупок:

В какие сроки публикуются изменения к закупочной документации;

Разъяснения к процедуре закупки.

  • Порядок заключения и исполнения договоров.
  • В Положении необходимо регламентировать, кто и в какой срок первый подписывает договор.
  • Иные Положения.
  • Заказчик размещает Положение на официальном сайте zakupki.gov.ru
  • На собственном сайте заказчик может его продублировать.

Утверждение положения

Заказчик

Кто утверждает

Государственная корпорация

Высший орган управления государственной корпорации

Государственная компания

Высший орган управления государственной компании

Государственное унитарное предприятие

Муниципальное унитарное предприятие

Руководитель унитарного предприятия

Автономное учреждение

Наблюдательный совет автономного учреждения

Акционерное общество

Совет директоров (наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган акционерного общества, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества

Общество с ограниченной ответственностью

Общее собрание участников общества

Бюджетное учреждение

Учредитель

Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС Положение, при закупках он должен применять 44-ФЗ.

Штрафы, согласно законопроекту №370370-6.

Неразмещение утвержденного Положения о закупках влечет за собой наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей;

- на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Все заказчики, включая бюджетные учреждения, в уже опубликованное Положение о закупках могут вносить изменения.

Изменения публикуются на официальном сайте.Старая версия Положения остается на ООС и признается утратившей силу, а новая становится доступной.

Публиковать Положение на ООС можно без печатей и подписей.

Порядок публикации документации на ООС установлен в Постановлении Правительства №908 от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».

Заказчик обязан размещать на официальном сайте:


1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика.

Положение о закупке - в течение 15 дней;

Изменение в положение - в течение 15 дней.

2. Планы закупок.

План закупки сроком не менее чем на 1 год.

Если закупок не запланировано на год, либо все закупки не превышают 100 000/500 000 рублей можно публиковать пустой план на официальном сайте.

3. Документы закупки.

Извещение о закупке;

Документация;

Проект договора;

Изменения;

Протоколы.

4. Изменения в договоры.

Существенные условия договора - срок 10 дней.

5. Отчеты.

Ежемесячный (в срок до 10 числа каждого месяца).

Если у заказчика было 0 закупок, то пишется 0 договоров,0 сумма, но отчет публикуется.

В Росстат сдается отчет Форма 1-Закупки,1 раз в полгода.

Форма план закупок

Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

В план не включаются:

В план можно не включать:

  • Закупки стоимостью до 100 000/500 000 рублей.

В нормативных актах не указано кто утверждает план, поэтому организация самостоятельно на основании локальных актов решает этот вопрос.

План можно изменять так часто, как это необходимо. При изменении плана также формируется новый план и документ, содержащий перечень внесенных изменений.

План не обязательно должен совпадать с отчетом.

Закупки до 100 000 (500 000) рублей:

  • Можно не включать в план.
  • Можно не публиковать на ООС извещения о таких закупках.
  • Нужно включать в ежемесячный отчет.
  • Нужно включать в отчет Росстат.
В ежемесячный отчет о заключенных договорах по 223-ФЗ необходимо включать и те закупки, стоимость которых не превышает 100 000 рублей.

Многие заказчики ошибочно полагают, что вправе не включать в ежемесячный отчет мелкие закупки на основании ч.15 ст.4 Закона 223-ФЗ:

«Заказчик вправе не размещать на официальном сайте СВЕДЕНИЯ О ЗАКУПКЕ товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей».

При этом ч.19 ст.4 Закона 223-ФЗ говорит о том, что:

«Заказчик…размещает на официальном сайте:

1) СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ И ОБ ОБЩЕЙ СТОИМОСТИ ДОГОВОРОВ, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг»

Сведения о закупке не равны сведениям о количестве стоимости договоров

Утвержденной формы ежемесячного отчета не существует. Отчет заполняется на сайте Zakupki.gov.ru.

Наименование сведений

Что включаем

Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.

2строчка+3строчка+4 строчка+ конкурентные закупки

Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Только закупки у единственного поставщика

(включая закупки до 100 000/500 000 рублей)

Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну.

Только закупки, содержащие государственную тайну

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Только закупки у СМП

В первую строчку заказчик должен включать сведения обо всех договорах, заключенных в рамках 223-ФЗ, а не только о заключенных по результатам конкурентных процедур.

Штрафы по 223-ФЗ

Нарушение заказчиком установленных законодательством сроков размещения на официальном сайте сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки:

  • Не более чем на 10 рабочих дней:

на ДЛ: 3 000 рублей; на ЮЛ: 10 000 рублей.

  • Более чем на 10 рабочих дней:

на ДЛ: 15 000 рублей; на ЮЛ: 50 000 рублей.

  • Не размещение:

на ДЛ: 30 000 рублей; на ЮЛ: 100 000 рублей.

Способы закупки

2. Аукцион - (срок 20 календарных дней ч.2ст.3 223-ФЗ).

3. Конкурс - (срок 20 календарных дней ч.2ст.3 223-ФЗ).

Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.

Рамочный договор

Заключать рамочный договор можно!

При этом, в договоре на закупку должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) - п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

П.1. ст. 432 ГК РФ: Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

П. 2. Ст. 434 ГК РФ: Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Автопролонгация

Информационное письмо президиума ВАС № 59:

При продлении договора аренды здания, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды.

Таким образом, фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора.

Старые договоры с автопрологнацией необходимо расторгнуть, либо учитывать как закупки у единственного поставщика!

Электронные закупки. Закупки в электронной форме

"Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Примеры из этого перечня:

  • Бумага
  • Полиграфия
  • Канцелярия
  • Медицинская аппаратура
  • Автомобили
  • Техобслуживание и ремонт оргтехники
  • Уборка

Штрафы за невыполнение закупки в электронной форме

Принятие должностным лицом юридического лица решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществиться путем проведения закупки в электронной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Закупки в электронной форме и единственный поставщик

«П. 2: Установить, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме :

если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствиис положением о закупке, предусмотреннымстатьёй 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".»

Электронная форма ≠ электронный аукцион

Преимущества электронных закупок:

Закупки через ЭТП сокращают время общения заказчика с официальным сайтом zakupki.gov.ru

Реестр недобросовестных поставщиков

Ведется в соответствии с Постановлением № 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Обжалование:


3 случая по 223-ФЗ:

  • Нет положения о закупке.
  • Не работает по 44-ФЗ.
  • Выдвигаются требования, которых не было изначально в документации.

Вопросы слушателей

Вопрос : Автономные учреждения делают закупки по 223-ФЗ или по 44-ФЗ?

Ответ : По умолчанию все автономные учреждения проводят закупки по 223-ФЗ, но если заказчик - автономное учреждение не разместил Положение о закупках на ООС, то он должен применять при закупках 44-ФЗ.

Вопрос : Изменение к Положению о закупке бюджетных учреждений также утверждается учредителем?

Ответ : Изменение к Положению о закупке утверждается тем же органом, который утверждал это Положение. В бюджетных учреждениях Положение о закупке утверждает учредитель.

Вопрос : Заказчик - бюджетное учреждение - опубликовал Положение о закупке, утвержденное руководителем 25 декабря 2013г., является ли это нарушением?

Ответ : Нарушением не является, но и Положение, утвержденное ненадлежащим образом недействительно. Необходимо утвердить правильно и опубликовать его на ООС повторно.

Вопрос : Заказчик - бюджетное учреждение разместил Положение о закупке до 31 декабря и план, утвержденный руководителем,что делать в данный момент?

Ответ : Необходимо учредителю утвердить Положение, план не обязательно учредителю утверждать,и разместить эти документы повторно на официальном сайте.

До размещения правильно утвержденных документов заказчик работает только по 44-ФЗ.

Вопрос : Действующие договоры с 2013года включать в план?

Ответ : Когда в договоре согласованы все существенные условия, то закупки по такому договору под действие 223-ФЗ не попадают и заказчик их ни в план, ни в отчет не включает. Если же договор с 2013года с открытыми условиями (т.е. не указаны ни общая стоимость договора, ни стоимость единицы работ, услуг, ни даже порядок ее формирования), то он не считается заключенным и закупки по такому договору попадают под действие 223-ФЗ с 1 января 2014года, когда каждая закупка будет считаться отдельным договором и включается в план, в отчет и т.д.

Вопрос : Суммировать только чеки? Договор на 90 000 рублей, в январе оплачено 30 000 рублей. Суммировать 90 000 или 30 000 в отчет за январь?

Ответ : Договор включаем в отчет по дате его подписания. Все 90 000 рублей включатся в январский отчет.

Вопрос : Как быть с приобретением ж/д и авиабилетов для поездки на соревнование общей суммой более 100 000 рублей?

Ответ : Для поездок на соревнование, в командировки имеет смысл предусмотреть возможность не проводить конкурентную процедуру, а закупать у единственного поставщика.

Вопрос : Если сделка по дате в феврале, то отчет в марте?

Ответ : Да, все верно.

Вопрос : Если заказчик принял два ноутбука. Один продал, а один вернул. Разницу выплатил поставщику по возвратной накладной. Каковы действия заказчика?

Ответ : В данной ситуации нужно вносить изменения в отчет.

Вопрос : Что публиковать, при оплате счетов за 2013год в 2014 году, так как не было возможности оплатить в декабре?

Ответ : Если договор в прошлом году заключен и в нем все существенные условия указаны, то данные оплаты никуда не включаются. Так как это отсроченные обязательства.

Вопрос : Авиа и ж/д билеты за проезд нужно включать в план или стоит предусмотреть их закупку без проведения конкурентных процедур?

Ответ : Билеты лучше закупать без конкурентных процедур. Заказчик предусматривает,что это закупка у единственного поставщика, при этом закупки у единственного поставщика превышающие 100 000/500 000 рублей не освобождаются от включения в план. Необходимо включить данную закупку в план, указать способ закупки, закупка у единственного поставщика, опубликовать на сайте извещение, документацию, проект договора, включить ее в отчет.

Вопрос : Если в план-график внесены договоры от 100 000 до 300 000 рублей. Можно ли внести изменения на замену способа закупки. Как это оформить?

Ответ : Можно внести изменения в план закупок . Опубликовать на ООС новый план закупок вместе с документом, где указаны измененные пункты.

Вопрос : Если нет договора, товар приобрели по чеку, включать в отчет?

Ответ : Это также считается закупкой и включается в отчет.

Вопрос : Договор с единственным поставщиком заключен в 2013 году на общую сумму больше 100 000 рублей(но менее 100 000 в месяц), нужно ли это указывать в плане?

Ответ : Общую сумму договора нужно указывать в плане и размещать на ООС(официальном сайте).

(Договор на аренду недвижимого имущества лучше заключать с единственным поставщиком, но также нужно публиковать информацию на ООС.)

Вопрос : Как заключать договор по 223-ФЗ: на бумажном носителе или в электронномвиде?

Ответ : Как заключать договор заказчик решает самостоятельно, в положении о закупках должны быть предусмотрены порядок исполнения и условия заключения договора.

Вопрос : Необходимо ли обоснование цены по 223-ФЗ?

Ответ : По умолчанию обоснование цены не требуется.

Вопрос : Применяем ОКДП или ОКПД при составлении отчета и план -графика?

Ответ : При составлении отчета коды не применяются. При составлении плана закупок по 223-ФЗ применяется ОКДП.

Вопрос : Положение утвердили в новой редакции, внесли изменения,обусловленные396 законом, должны ли публиковать новое положение,извещение об изменении? Будет ли штраф, если положение утверждено 22 ноября, в личном кабинете размещено 25 ноября, но опубликовано 30 декабря?

Ответ : Штрафа не будет. Закон обратной силы не имеет, если иное не указано в законе.Новое положение, извещение должны публиковаться на ООС.

Вопрос : Можно ли указывать фирменное наименование товара в котировках?

Ответ : Лучше товарный знак не писать, либо если писать, то указывать эквивалент. Товарный знак необходимо обосновывать.

Вопрос : Кроме отчета, какие документы нужно публиковать по закупкам у единственного поставщика?

Ответ : Если закупка не превышает 100 000/500 000 рублей, то публикуется информация в отчет. Если закупка у единственного поставщика превышает 100 000/500 000 рублей, то заказчик такую закупку включает в план, публикует извещение, документацию, проект договора и включает ее в отчет.

Вопрос : Форма 1-Торги поквартальная или полугодовая?

Ответ : В 223-ФЗ предусмотрена Форма 1-Закупки,она полугодовая. Форма 1-Торги только для заказчиков, работающих по 44-ФЗ.

Вопрос : Если производится закупка бумаги до 100 000 рублей?

Ответ : Если бумага закупается на сумму более 100 000 рублей, то необходимо зарегистрироваться на электронной площадке и проводить электронную закупку в соответствии с положением.

Если бумага закупается на сумму менее 100 000 рублей, то закупка может быть проведена не в электронной форме. В соответствии с положением такая закупка проводится у единственного поставщика.

Вопрос : Как обосновать выбранный метод закупки непосредственно к договору до 100 000 рублей?

Ответ : В положении о закупке должны быть указаны критерии выбора способа закупки. Конкретно к каждой закупке у единственного поставщика делать обоснование нет необходимости.

Вопрос : Обязательно ли государственным унитарным предприятиям работать по системе ЕИС?

Ответ : Нет, необязательно.

Вопрос : Автономное учреждение получает субсидию на выполнение муниципального задания. По данным расходам необходимо отчитываться ежемесячно?

Ответ : Все учреждения, кроме бюджетных учреждений, полученные субсидии на капитальные вложения, реконструкцию должны использовать по ст.15 44-ФЗ. Такие субсидии ни в план, ни в отчет по 223-ФЗ не включаются. Если субсидия на выполнение государственного, муниципального задания, то по умолчанию она тратится по 223-ФЗ, если иное не указано в условиях предоставления субсидии.

Вопрос : Можно ли узнать подробнее про одноименность товаров?

Ответ : В 223-ФЗ одноименность товаров не рассматривается.

Вопрос : Какая документация готовится для проведения электронных торгов?

Ответ : Аналогично документации при закупке в бумажной форме.

Вопрос : Нужно размещать заявку и документацию при закупке у единственного поставщика?

Ответ : Не важен способ закупки. Если стоимость закупка превышает 100 000/500 000 рублей, то необходимо разместить на ООС извещение, документацию, проект договора и протокол.

Вопрос : Расскажите порядок проведения процедур. Где можно взять типовые формы документации?

Ответ : Типовую документацию можно посмотреть на ООС.

Вопрос : Обязательно ли на каждую закупку к чеку и счету просить договор?

Ответ : Нет, не обязательно. Чек сам является договором в письменной форме. Поэтому на каждую закупку договор не нужен.

Вопрос : Если нет одноименности товара, можно ли по одному лоту закупать одновременно медикаменты и инструменты медицинские, когда они относятся к разным номенклатурным группам?

Ответ : Одноименности нет, но есть закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». И если заказчик будет одним лотом закупать медикаменты и инструменты, и будут жалобы, то потенциально ФАС может это признать ограничением конкуренции.

Вопрос : Договор на ГСМ заключен в 2013 году, счет в январе оплатили на сумму более 100 000 рублей. Извещение о закупке у единственного поставщика не публиковать? Если внесли изменения, что будет?

Ответ : Если заказчик договор на ГСМ заключил в 2013 году и у вас в договоре есть цена договора, то договор надо включать в отчет, независимо от даты оплаты.

Вопрос : В какие сроки нужно размещать план закупок?

Ответ : План закупок нужно разместить до 31 декабря 2013г. Если не размещен план, то можно разместить его сейчас. Ответственности за это сейчас нет.

Вопрос : Могут ли автономные организации проводить совместные торги и как это прописать в положении?

Ответ : В положении нужно указать, что заказчик может проводить совместную закупку и разделить понятия заказчик и организатор процедуры. Заказчик это тот, чьи потребности удовлетворяются, организатор, тот, кто проводит конкурентную закупку.

Вопрос : Сколько процентов от выделенной годовой суммы сможет отводить образовательное учреждение на закупки до 100 000 рублей, т.е. без проведения торгов в электронном виде?

Ответ : Бюджетные учреждения и все другие организации самостоятельно решают сколько они закупают у единственного поставщика. Рекомендуемая цифра - 60%-70% закупок проводить конкурентными способами в электронной форме.

Вопрос : Кто утверждает положение о закупках у автономных учреждений?

Ответ : Наблюдательный совет утверждает.

Вопрос : Если положение бюджетного учреждения размещено в декабре 2013 г. и его утвердил учредитель?

Ответ : Все в порядке, с 1 января 2014 г. можно продолжать работать. У бюджетных организаций срок размещения положения о закупке до 1 апреля 2014 г.

Вопрос : Кто утверждает положение о закупке муниципальных казенных учреждений?

Ответ : Положение утверждает руководитель.

Вопрос : Договор оплачивается ежемесячно. В отчет включать сумму ежемесячную или всего договора?

Ответ: Если общая сумма договора указана, есть количество товара, такой договор включается в отчет один раз, когда он был заключен.

Вопрос : Договор заключен до вступления в силу 223-ФЗ, в январе заключено дополнительное соглашение на сумму более 100 000 рублей. Нужно ли публиковать извещение и документацию? Или нет, так как основной договор старый?

Ответ : Если заказчик заключил договор до вступления в силу закона 223-ФЗ, то дополнительное соглашение будет новой закупкой, если эта закупка подходит под закупку у единственного поставщика, иначе такое дополнительное соглашение не будет возможности заключить.Если заказчик заключил договор во время действия для него 223-ФЗ, т.е. договор новый, и к нему заключил дополнительное соглашение более чем на 100 000 рублей, то такую закупку ни в план, ни в отчет вносить не нужно. Заказчик просто публикует на сайте сведения об изменении договора.

Закупки до 100 тыс. руб. иногда называют «мелкие закупки» или «достатысячники». Заказчик вправе их совершать в совокупности не больше чем на 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Но в любом случае не более чем 50 млн руб. в год.

Заказчикам, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия - вышеуказанные ограничения на них не распространяются. Кроме того, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Согласно им, на заказчиков с годовым объемом закупок 2 млн руб. и менее, так же как и на заказчиков сельских поселений, вышеуказанные ограничения не будут распространяться.

Важно понимать, что сейчас отсутствуют понятия одноименности и квартала применительно к мелким закупкам. В 5 процентов входят все контракты, заключенные заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, независимо от предмета закупки и срока заключения контракта.

Определение годового объема закупок в 2014-2015 годах

Переходные положения Закона о контрактной системе. В 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного в том числе пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков. Об этом сказано в части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Получается, что на этот период формально алгоритм определения совокупного годового объема закупок не установлен.

Позиция Минэкономразвития России. По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183 , при расчете совокупного годового объема закупок в 2014 и 2015 годах необходимо ориентироваться на планы-графики. В нем указано, что «понятие “совокупный годовой объем закупок” в случаях, установленных Законом, определяется не как объем финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона)».

Во-вторых, как уже было указано выше, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» привязан к плану-графику, составляемому по Закону о контрактной системе. Соответственно в этот план-график не входят закупки, которые бюджетное учреждение проводит по Закону № 223-ФЗ .

Когда целесообразно проводить мелкие закупки

С 1 января 2014 года исчезло понятие одноименности, в связи с чем заказчики в настоящее время по собственному усмотрению могут совершать мелкие закупки, учитывая лишь 5-процентное годовое ограничение.

Теоретически потребность в каком-либо товаре на общую сумму, например, 1 млн руб. можно разбить на 10 договоров до 100 тыс. руб. и в один день заключить такие договоры с одним и тем же поставщиком. Но на практике так поступать не следует.

Каждый раз, осуществляя закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В случае если у заказчика будут отсутствовать объективные причины для разбивки 1 млн руб. на 10 договоров до 100 тыс. руб., каждую из этих десяти закупок контрольный орган может признать необоснованной. Объективной причиной проведения мелких закупок может быть одна из представленных в таблице.

Варианты объективных причин проведения мелких закупок

№ п/п Причина Основание
1 Годовая потребность в той или иной продукции не превышает 100 тыс. руб. Цена одного договора настолько мала, что при проведении закупки конкурентным способом она не будет интересна потенциальным участникам закупки В подобных случаях для заказчика нецелесообразно проводить конкурентную процедуру - затраты на ее проведение могут превысить ожидаемую экономию
2 Возникла срочная потребность в товаре, работе, услуге
3 Отсутствуют заявки на ранее проведенный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок. Поэтому такие процедуры были признаны несостоявшимися В этом случае заказчик вправе принять решение о закупке на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
4 Возникла необходимость дозакупить продукцию. Например, заказчик ранее провел электронный аукцион и заключил договор на поставку канцелярских товаров. При исполнении договора выяснилось, что канцтоваров недостаточно, необходимо их дозакупить В этом случае заказчик вправе воспользоваться правом на 10-процентное увеличение количества товара (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе ) и (или) заключить к этому контракту еще контракт до 100 тыс. руб.

Когда мелкие закупки не стоит проводить

Если у заказчика есть возможность провести конкурентную процедуру (позволяют сроки, сумма закупки привлекательна для потенциальных поставщиков и т. п.), лучше не использовать мелкие закупки. И это связано не только с тем, что нужно обосновывать невозможность и нецелесообразность использования иных способов закупок, но и с тем, что появились новые ограничения по количеству мелких закупок (5%). Очевидно, что общее количество мелких закупок у многих заказчиков с 1 января 2014 года резко сократится. Поэтому плановую потребность в тех или иных товарах лучше обеспечивать за счет проведения конкурентных процедур (конкурса, электронного аукциона, запроса котировок).

Алгоритм действий заказчика для мелкой закупки

Действия заказчика по некрупной закупке можно разделить на четыре этапа.

1. Сведения о закупках включают в план-график. Информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, необходимо включить в план-график.

Соответствующая информация включается не по каждому мелкому контракту, а одной строкой в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому коду бюджетной классификации (подп. 4 п. 5 Особенностей № 544/18н).

2. Разрабатывают проект контракта. Далее нужно разработать проект контракта. При этом следует помнить, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе к такому контракту могут не применяться требования частей 4-9, 11-13 данной статьи. А именно:

  • в контракт можно не включать условие: об ответственности заказчика и поставщика; о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги; о порядке и сроках приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • заказчик может не использовать типовые контракты, разработанные соответствующими органами власти на основании части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Однако в случае если заказчик в будущем захочет поменять условия мелкого контракта, необходимо соответствующие условия изменения контракта включить в текст, а именно:

  • условие о возможности снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги и иных условий контракта;
  • условие об изменении количества товара, объема работы или услуги на 10 процентов (ст. 95 Закона о контрактной системе) и т. д.

3. Обосновывают способ определения поставщика и цену. Кроме того, необходимо выполнить требование части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе. А именно: обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Составление такого отчета, безусловно, достаточно трудоемкая работа. Но, как уже упоминалось, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Этими поправками, в частности, предлагается исключить обязанность заказчиков составлять отчет, если заказчик осуществляет закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 1, 4, 8, 15, 24-26, 28, 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе мелкие закупки).

До внесения соответствующих поправок в закон заказчик все же должен сделать отчет, разместить его в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru), а расчет и обоснование цены контракта приложить к самому контракту (ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе).

4. Размещают отчет об исполнении контракта. После заключения контракта заказчик должен подготовить и разместить в единой информационной системе еще один отчет - об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе). Он в том числе содержит информацию:

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Порядок подготовки и размещения такого отчета утвержден постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 . Следует отметить, что этот отчет не является реестром контрактов, предусмотренным статьей 103 Закона о контрактной системе.

Мелкие закупки в такой реестр не вносят (ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе). В реестр, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе, вносятся сведения о заключении, изменении и исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсов, электронных аукционов и т. д.

Ю.А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Закупка у единственного поставщика — самый распространенный способ закупки, который используют исполнители Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот способ позволяет заказчику оперативно покупать недорогие или специфические товары, услуги, работы. Договор заключается с исполнителем (поставщиком) напрямую.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика, а также основания выбора способа и максимальную стоимость исполнители № 223-ФЗ должны прописывать в собственном положении о закупке.

Положения о закупке следует проработать тщательно, чтобы пользоваться ей в полной мере. В нем указывается весь список видов закупок, которые осуществляются о конкретного поставщика. Анализ показывает, что учреждения включают в перечень около 30 оснований, которые позволяют организовывать прямые закупки. В разделе могут быть прописаны и специфические потребности заказчика, например, закупка услуг по изготовлению произведения искусства или утилизация медотходов. Однако надо помнить, что абсолютно все закупки у заказчика не могут быть прямыми. Это противоречит принципам № 223-ФЗ.

Если отдельные основания не включены в положение о закупке, тогда учреждению грозит штраф. Впрочем, есть альтернатива — закупку осуществлять не 223 ФЗ, а по 44 ФЗ, который намного жестче. При прямой закупке по № 223-ФЗ в соответствующем разделе должны быть перечислены товары и услуги, присутствующие в Постановлении № 616 и их надо приобретать с электронной форме. Иначе должностному лицу заказчику грозит штраф в размере 10 — 30 тысяч рублей, а самому предприятию — 100 — 300 тысяч рублей.

Еще один важный момент: необходимо раскрывать информацию о закупке. Если сведения скрыты, то предприятию вновь грозят штрафы. К примеру, по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за не публикацию данных о закупке на ресурсе zakupki.gov.ru должностному лицу могут выписать штраф максимум 50 тысяч рублей, а юридическому лицу — максимум 300 тысяч рублей. Получается, необходимо вовремя публиковать все сведения, включая отчеты по заключенным договорам.

Ценовое ограничение закупки

Среди оснований для покупки у единственного поставщика товара или услуги есть случаи, когда цена закупки не выше определенного лимита. В № 223-ФЗ не прописано максимальной суммы такой закупки, другими словами, заказчик должен сам определить ее и отобразить в положении о закупке. Разные учреждения суммы прописывают абсолютно разные, и до 100 тысяч рублей, и до 400 тысяч рублей, и даже до миллиона рублей. Но какая бы цена не указывалась в документе, лучше разграничить прямые закупки ценой до 100 тысяч рублей и более.

Ч. 15 ст. 4№ 223-ФЗ позволяет заказчикам не сообщать о закупках ценой до 100 тысяч рублей. Информацию о них не обязательно размешать на ресурсе zakupki.gov.ru. Получается, что закупки у единственного поставщика, которые находятся в таком диапазоне цен, можно проводить без дополнительных процедур.

В Федеральный закон в 2016 году планируются поправки. Сейчас они находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ. Касаются они и закупок у единственного поставщика. Согласно предложениям, заказчик сможет сам в положении определять набор случаев проведения закупок. Но перечень уже должен быть закрытым. Другими словами, формулировки из разряда «в иных случаях по решению руководителя заказчика» не допускаются. В перечне нужно отразить случаи, когда в конкурентной закупке участвовал и остался один потенциальный поставщик. С ним заказчик будет обязан подписать договор. Кроме этого, публикация данных о закупке у единственного поставщика будет правом заказчика, а не обязанностью. Упростить предлагают и форму ежемесячной отчетности. Но в случае закрытой прямой закупки публиковать закупочную информацию заказчику запрещено.

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

75 772 просмотра

Информацию о закупках предприятие должно размещать на официальном сайте .

Внимание! Заказчику нужно учитывать, что за нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность, если заказчик:

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в электронной форме, в иной форме (п. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в рамках контрактной системы , в ином порядке (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • нарушает сроки размещения или не размещает информацию о закупке (п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не соблюдает требования к содержанию извещений или документации о закупке (п. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • предъявляет к участникам, товарам или условиям договора требования, которые не указаны в документации о закупке. А также оценивает или сопоставляет заявки по критериям, не указанным в документации (п. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не выполняет предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 7, 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);

Документы, необходимые для закупок

Прежде всего, нужно разместить на официальном сайте:

Эти документы должны быть постоянно размещены на официальном сайте . При этом если предприятие вообще не проводит закупки, то плана закупок может не быть.

Чтобы непосредственно провести закупку, необходимо разместить на официальном сайте информацию о закупке:

  • проект договора;
  • разъяснения документации о закупке (при необходимости). Такие разъяснения могут понадобиться участнику закупки, поэтому предприятию стоит закрепить в положении о закупке порядок и сроки их предоставления;
  • иную информацию, если она предусмотрена положением о закупке (ч. 6 ст. 4 Закона о закупках).

Положение о закупке

Основной внутренний документ, который предприятию необходимо принять, - это положение о закупке. Оно регулирует всю процедуру закупки.

Положение о закупке должно содержать:

  • условия применения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • положения, связанные с обеспечением закупки.

Такое правило установлено в части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Положение о закупке и изменения, которые внесены в него (положение в новой редакции), размещают на официальном сайте в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Руководитель предприятия утверждает положение приказом. В нем можно определить состав комиссии, которая будет проводить закупки.

План закупки

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее года.

Порядок составления плана регламентирует постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Также нужно разместить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона о закупках).

Нужно ли размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, если компания не планирует закупать такую продукцию?

Да, нужно.

Закон прямо не устанавливает такую обязанность, но это следует из его общих положений.

Процедура закупки должна быть гласной и прозрачной (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, закон устанавливает принцип информационной открытости закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как показывает судебная практика, этот принцип нужно трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 Закона № 223-ФЗ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2015 г. № Ф01-597/2015 по делу № А43-8810/2014).

Эта статья устанавливает требования по опубликованию положения о закупке и всех изменений в него, общего плана закупки товаров (работ, услуг), а также плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 1-3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом последний должен оформляться отдельно, а не в составе общего плана закупки. При отсутствии потребности в закупке такой продукции план фактически будет пустым.

Если не разместить его, возможно, это станет основанием для привлечения к ответственности (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Документация о закупке

Документация о закупке должна содержать сведения, которые определены в положении о закупке. В том числе установленные предприятием требования:

  • к качеству товара (работы, услуги);
  • к безопасности товара (работы, услуги);
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работы;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Предприятию необходимо иметь в виду два правила:

  • не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не указанные в документации о закупке, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
  • требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Такие правила установлены в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о закупке

Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (ч. 8 ст. 4 Закона о закупках).

Закон о закупках устанавливает обязательные реквизиты извещения о закупке. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Если закупка проводится посредством конкурса или аукциона, то предприятие использует соответственно извещение о проведении конкурса или аукциона. Непосредственно к такому извещению закон устанавливает обязательное правило - такое извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Если предприятие использует , такой документ может называться просто извещением о закупке, или, например, соответственно, «извещением о проведении запроса предложений», или «извещением о проведении конкурентных переговоров». Извещение размещается на официальном сайте в порядке, который установило для него предприятие в положении о закупке. При этом совершенно не обязательно придерживаться указанного правила о 20 днях, предприятие вправе самостоятельно определить срок его размещения.

Изменения условий закупки

Если предприятие внесло изменения в:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • разъяснения положений такой документации,

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Протоколы

При проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках протоколами могут оформляться различные действия предприятия. Положением о закупке могут быть предусмотрены следующие виды протоколов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке;
  • протокол рассмотрения заявок на участие в закупке;
  • иные протоколы (например, о ходе проведения аукциона);
  • протокол об итогах проведенной закупки и определении победителя.

Кто может быть участником закупки

Участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо

Такое правило установлено в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Способы закупки

Конкурс. Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), не устанавливает подробных правил проведения конкурса, предоставляя возможность предприятию самостоятельно их установить в положении о закупке.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Аукцион. Выигравшим торги на аукционе считается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках). Как и в отношении конкурса, Закон о закупках также не устанавливает подробных правил для аукциона.

Иные способы закупки. Закон о закупках устанавливает важное для предприятия правило о свободе в выборе иных способов закупки, тем самым позволяя ему выбрать для себя наиболее оптимальный, удобный вариант. Предприятие обязано установить в положении о закупке порядок закупки такими способами (в случае если оно намеревается ими пользоваться) (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках). К иным способам закупки относятся: запрос котировок, конкурентные переговоры, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Подробнее см. Как провести закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ: запрос котировок или предложений, конкурентные переговоры, закупки у единственного поставщика) .

Размещение на официальном сайте

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Если доступ на сайт по техническим причинам заблокирован более чем один рабочий день, заказчик размещает информацию на своем сайте. Когда станет возможно разместить информацию на официальном сайте, в течение одного рабочего дня заказчик обязан это сделать (ч. 13 ст. 4 Закона о закупках).

Предприятие дополнительно вправе размещать информацию о закупках на своем собственном сайте (ч. 7 ст. 4 Закона о закупках). При этом размещенные на официальном сайте и на сайте предприятия информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (ч. 14 ст. 4 Закона о закупках).

При размещении информации о закупках на официальном сайте необходимо учитывать требования следующих документов:

  • постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»;
  • приказа от 10 августа 2012 г. Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru )».

Споры с участниками закупки

Закон о закупках предусматривает право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (или бездействие) предприятия при закупке.

Сделать это он вправе, обратившись с жалобой в антимонопольный орган, в следующих случаях:

  • предприятие не разместило на официальном сайте положение о закупке, изменения, внесенные в него, информацию о закупке (извещение, документацию о закупке) или нарушило сроки такого размещения;
  • предприятие предъявило к участникам закупки требования представить документы, которые не были предусмотрены документацией о закупке;
  • предприятие осуществило закупку в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ (который предприятие обязано применять при отсутствии у него положения о закупке).

Кроме того, участник закупки может обжаловать ее в связи с нарушением антимонопольных требований к торгам, установленных в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Например, в случае наличия ограничения доступа к участию в торгах (закупке). Такое ограничение может быть выражено в том, что предприятие не допустило к участию в конкурсных процедурах тех или иных лиц, подавших заявки, ввиду отсутствия у них опыта, специалистов, рейтинга финансовой устойчивости и т. д. Однако если такие требования не препятствовали допуску к участию в закупке (например, в форме конкурса), а являлись критериями оценки участников, то такая закупка признается законной.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании незаконными действий предприятия при проведении открытого конкурса, указав, что включение требований к участнику торгов о наличии опыта, специалистов и других подобных параметров в виде критериев его оценки является законным и обоснованным

Муниципальное унитарное предприятие (далее - Предприятие) на официальном сайте опубликовало извещение о проведении открытого конкурса.

Предприятие признало победителем конкурса ООО «Р.», которое набрало наибольшее количество баллов.

Проигравший участник конкурса ООО «С.» (далее - Общество) посчитало, что конкурсная документация Предприятия содержала необоснованные дискриминационные условия для участников конкурса. К ним Общество относило следующие требования к участникам: «опыт участника по данному виду страхования», «наличие у участника в филиалах и представительствах в г. Вологде специалистов, прошедших обучение по программе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов», «деловая репутация участника», «срок работы на рынке страховых услуг на территории Вологодской области», «представление интересов заказчика в суде и иных органах в случае необходимости защиты интересов заказчика в связи с претензиями пострадавших».

В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Предприятию о признании незаконными его действий при проведении открытого конкурса и его результатов.

Суд учел, что Предприятие является муниципальным, а Закон о закупках применяется к муниципальным унитарным предприятиям по общему правилу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Суд установил, что представительный орган муниципального образования, который являлся учредителем Предприятия, не принимал решения, которое обязывало бы Предприятие применять положения Закона о закупках в более ранний срок, чем с 1 января 2014 года.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, суд применил Закон о закупках, сославшись на то, что Предприятие не отрицало, что организовывало подобный конкурс впервые и при этом использовало положения Закона о закупках.

Суд отказал в иске, указав, что на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в торгах) применение перечисленных Обществом условий, которые оно считало дискриминационными, не допускается. А включение таких условий в виде критериев оценки участников торгов (что и было сделано Предприятием) является законным и обоснованным.

Суд также указал, что выбор из общего числа участников торгов того контрагента, который имеет в наличии более опытных и грамотных специалистов по роду деятельности заключаемого договора, с более высоким рейтингом финансовой устойчивости, не противоречит Закону о закупках. Наличие лицензии не может являться единственным критерием для отбора победителя торгов, поскольку, согласно специфике своей деятельности, все участники торгов должны иметь такую лицензию (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 г. по делу № А13-3870/2012).

Чтобы подать жалобу в ФАС России, необходимо учитывать положения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339.

Кроме того, участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) предприятия при закупке в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках).

Если лицо не подавало заявки на участие в закупке, по общему правилу оно не может ее обжаловать. Однако если при проведении закупки было допущено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, то закупку имеет право обжаловать такое лицо, если его права или законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку отсутствие в извещении об аукционе формы заявки и проекта договора купли-продажи нарушило права потенциальных участников аукциона, создав препятствия для участия в торгах

Комитет по управлению государственным имуществом принял решение о проведении аукциона по продаже земельного участка для проектирования и строительства трехэтажного здания. Организатором аукциона выступило государственное предприятие «А.». Все восемь участников, подавших заявки, были допущены к участию в аукционе. Победителем признано ООО «Р.».

ЗАО «В.» заявку на участие в аукционе не подавало, однако обратилось в УФАС по Кемеровской области с жалобой о нарушении своих прав и законных интересов. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и вынес предписание об аннулировании торгов.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, организатор аукциона обратился в суд.

Суд в иске отказал, указав следующее. В извещении об аукционе отсутствовали форма заявки и проект договора купли-продажи земельного участка. Значит, потенциальные участники аукциона, в том числе и ЗАО «В.», не могли получить полную информацию о нем. Это нарушило их права и законные интересы, поскольку препятствовало участию в аукционе.

Вопреки доводам организатора аукциона, ЗАО «В.» имело право обжаловать аукцион, хотя и не подавало заявку на участие. Ведь по смыслу части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» таким правом наделены не только лица, подавшие заявку на участие в аукционе, но и иные лица, чьи права и законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2014 г. по делу № А27-13853/2013).

Отчетность предприятия о проведенных закупках

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг в целом;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона о закупках.

Реестр недобросовестных поставщиков

На официальном сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр). В него включаются сведения:

  • об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;
  • о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Включение или содержание таких сведений в реестре может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Такое правило установлено в части 6 статьи 5 Закона о закупках.

Пример из практики: суд отменил решение УФАС о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не счел общество уклонившимся от подписания договора

МУП «В.» на специализированном сайте разместило извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку.

ООО «Ц.» направило заявку на участие и было признано победителем запроса котировок.

МУП «В.» предоставило победителю проект договора для подписания. Однако ООО «Ц.» договор не подписало, протокол разногласий к договору не предоставило. После этого МУП «В.» сочло ООО «Ц.» уклонившимся от подписания договора и обратилось в УФАС.

Антимонопольный орган, рассмотрев предоставленные материалы, вынес решение о включении ООО «Ц.» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Ц.» обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего. 2 декабря 2014 г. МУП «В.» по электронной почте направило ООО «Ц.» скан-копию договора на поставку. Однако протокол о подведении итогов запроса котировок составлен 3 декабря 2014 г. Согласно требованиям котировочной документации 13 декабря 2014 г. МУП «В.» направило проект договора на поставку посредством почтовой связи. ООО «Ц.» проект договора получило 24 декабря 2014 г. и должно было его подписать в течение 5 дней. Однако МУП «В.» уже 18 декабря 2014 г. направило сведения об ООО «Ц.» в антимонопольный орган, то есть до истечения срока подписания договора.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика. В данном случае недобросовестное поведение поставщика отсутствовало. Значит, у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «Ц.» в реестр (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. № 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015).

Перечень сведений, которые включаются в реестр, порядок их направления, порядок ведения реестра установлен в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Сведения, содержащиеся в реестре, по истечении двух лет со дня их внесения в него исключаются (ч. 5 ст. 5 Закона о закупках).

В каких случаях Закон о закупках не применяется

Не проводится в порядке, установленном Законом о закупках, в том числе не подлежит размещению на официальном сайте, закупка:

  • которая содержит государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;
  • по которой Правительство РФ приняло решение не размещать ее на официальном сайте;
  • которая является закупкой товаров, работ или услуг, которые входят в перечни и (или) группы товаров, работ или услуг, сведения о закупке которых в соответствии решением Правительства РФ не подлежат размещению на официальном сайте.

Кроме того, предприятие вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает:

  • 100 000 руб.;
  • 500 000 руб. (в случае если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).

Такие исключения установлены в части 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закон о закупках не применяется также в том случае, когда предприятие не разместило на официальном сайте утвержденное положение о закупке. В таком случае предприятие при закупке обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. Такое правило установлено в части 4 статьи 8 Закона о закупках.

Необходимо иметь в виду, что Закон о закупках не распространяет свое действие на отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  • осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности;

Такое правило установлено в части 4 статьи 1 Закона о закупках.