Обзор типичных ошибок, совершаемых заказчиками при закупках. Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках Фз 44 главные ошибки

Федеральный закон №44-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2014 года, унаследовал в части строительства все основные недостатки своего предшественника — Федерального закона №94-ФЗ.

Бизнес-сообщество еще в Федеральном законе №94-ФЗ от 21.07.2005 г. (ред. от 02.07.2013 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — 94-ФЗ) предлагало создать раздел, посвященный исключительно строительной отрасли. Эксперты утверждали, что нельзя сравнивать, например, закупку канцелярских товаров с тендерами в строительстве, где нередко от проводимых подрядчиком работ зависят безопасность и жизни людей. Однако в Минэкономразвития РФ выступают за универсальный подход, полагая, что неважно, о каких закупках идет речь — будь то компьютеры, оружие или строительные работы.

По мнению законодателя, новая ступень развития госзаказа требует новой детальной регламентации. В результате был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ), который призван полностью заменить 94-ФЗ.
В 2014 году в рамках 44-ФЗ по части строительства массовых закупок не производится. Главные распорядители федерального и регионального бюджетов успели в конце 2013 года провести важные строительные тендеры в рамках 94-ФЗ. Так что до лета, возможно до осени, есть задел.

В настоящее время нарабатывается практика по применению нового закона, выявляются проблемы, в том числе в строительном секторе. А их множество, и прежде всего, они относятся к вопросам конкуренции. Так, по оценкам экспертов, еще по 94-ФЗ было зафиксировано, что в 53% тендеров, проводимых в России в сфере строительства, был всего лишь один участник. О какой конкуренции можно говорить?!

Чиновники надеются на единую информационную систему 44-ФЗ, в которую теоретически заложено много полезных опций. Помимо обязательных данных о закупках она должна содержать и сведения о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), и документы по планированию закупок и реализации планов закупок, и типовые условия контрактов, а также результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Как отмечают эксперты, инициатива логичная, однако в этой системе пока нет порядка. Сейчас используется множество программных разработок на всех уровнях — федеральном, региональном и даже муниципальном. Но программы эти между собой никак не связаны. К тому же отсутствуют документы для планирования закупок в строительстве, нет и типовых контрактов, хотя строительное сообщество твердит об этом постоянно.

Существуют серьезные проблемы и при определении ценовых показателей в сфере закупок, а цена, как известно, — базовый элемент для создания проектно-сметной документации (ПСД). Практика такова, что зачастую подрядчик, получая ПСД, вынужден ее дорабатывать за свой счет — в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств (это прекрасно показал опыт строительства олимпийских объектов в Сочи).

Электронный аукцион, прописанный в 44-ФЗ, тоже неприемлем для строителей. Они уверяют, что новый закон не исключил возможности демпинга и необоснованного снижения цены государственного контракта, а также и иных нарушений, связанных с отсутствием квалификации и опыта работы у некоторых участников таких аукционов. В законе прописан возможный демпинг в 25%, но строители говорят, что можно было бы ограничиться и 10-15%.

Превышение этих показателей, по их мнению, должно подтверждаться четкими и прозрачными расчетами со стороны подрядчика, то есть обоснованием его добросовестности.
Кстати, комментируя ситуацию с демпингом, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил Демиденко подчеркнул, что вообще невозможно понять снижение цены контракта на 25%, ведь проектные сметы сегодня предусматривают максимум 13,5%. «Все остальное — за пределами здравого смысла, — заявил глава стройкомитета. — А если закон оказывается за пределами здравого смысла, это не значит, что надо менять здравый смысл». Говоря о контрактной системе, Михаил Демиденко отметил, что заказчику нужно иметь возможность предквалификации подрядчика (этого пока нет).

В отношении электронных аукционов высказываются и другие претензии. Например, как говорят строители, конкурсные документы публикуются в формате pdf, а не в распространенном формате doc, вследствие чего информацию об аукционах по госзакупкам трудно найти в сети Интернет (если ты, конечно, заранее не знаешь о проведении конкретного аукциона).

Особые проблемы у малого и среднего строительного бизнеса. Закон о контрактной системе определяет, что доля такого бизнеса должна составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок. Но участвовать в тендерах могут только компании, предоставившие банковскую гарантию не меньше 5% и не больше 30% от оборотных средств. Для малого бизнеса эта задача подчас просто невыполнима.

Примечательно, что нередко банковские гарантии оформляются не должным образом, а если говорить проще — это фикция. Реестр банков, которые могут выдавать такие гарантии, не сформирован, и когда он появится — неизвестно. И что делать в случае, когда потенциальный подрядчик принес банковскую гарантию, а у этого банка уже отозвали лицензию? В последнее время это особенно актуально.

Для закупок на сумму более чем один млрд рублей законом предусматривается общественный контроль.
Однако на практике это никак не отражается, ведь представителей строительного бизнес-сообщества, СРО, по-прежнему не включают в состав конкурсных комиссий. А кто как не они лучше знают участников строительного рынка — их квалификацию, финансовое состояние, возможности и репутацию?!

«Федеральный закон №44-ФЗ имеет в своей сути много важных экономических новаций, в том числе в строительной сфере, — считает советник председателя Федерального межотраслевого совета «Деловой России» Михаил Викторов. — Но этот документ, к сожалению, не учел критику в отношении 94- ФЗ и унаследовал почти все его негативные моменты. Поэтому сейчас бизнес-сообществу важно нарабатывать практику, чтобы уже, вероятно, в 2015 году внести необходимые поправки».

Ошибки в заявках на участие могут послужить причиной отклонения заявок и расторжению выигранных контрактов. Важно знать, какими бывают ошибки, и иметь ввиду самые распространенные.

Заказчики не могут устанавливать обязательные правила оформления заявок, но имеют право включать рекомендации по ее заполнению. Выполнения этих требований снимает часть вопросов при подготовке документов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Следует обратить внимание на формулировку согласия участника на поставку товара, а также на оформление информации о характеристиках товара и товарном знаке.

Чаще всего заявки отклоняют из-за неправильной подачи согласия и ошибок в описании конкретных характеристик.

Изучите требования законодательства и заказчика

В 44-ФЗ прописаны требования к заявке, но заказчик может указывать собственные, естественно, в рамках законодательства. Право менять требования остается за ним, поэтому не забывайте следить за изменениями в документации.

  1. В заявке на участие укажите:
    • наименование, фирменное наименование (если есть)
    • место нахождения, почтовый адрес
    • контактный телефон
  2. Если в качестве обеспечения заявки в конкурсе вы выбираете банковскую гарантию, прикрепите ее или платежное поручение к заявке. Проверьте наличие вашей банковской гарантии в реестре.
  3. Прикрепите копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, доверенности и др. Отдельно декларируется:
    • компания не находится в процессе ликвидации и не приостановила деятельность
    • компания не находится в реестре недобросовестных поставщиков (если заказчик указал такое требование в своей закупочной документации)
    • у компании нет недоимок по налогам и сборам
    • у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа нет судимостей по экономическим преступлениям
    • документы, подтверждающие принадлежность к СМП
    • ИНН учредителей, коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки

Но не забывайте, что написанное должно быть правдой. Ложь и приукрашенные факты могут послужить упущению контракта, или еще хуже – попаданию в реестр недобросовестных поставщиков и финансовым потерям.

Заказчик вправе отклонять заявки, если считает, что они не соответствуют правилам законодательства или, что в них предоставлена ложная информация. Отклоненные заявки можно оспорить в ФАС.

Не забывайте о сроках и возможных изменениях

Для получения госконтрактов, очень важно грамотно распланировать действия.

  • Оставьте время на подготовку документов: сроки подачи заявок для разных способов закупки отличаются
  • Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку
  • Если решили участвовать в электронной процедуре, получите сертификат электронной подписи

Заказчик имеет право менять условия закупки в конкурсной документации. Столкнувшись с этим, проверьте подходит ли ваша заявка новым требованиям или отзовите ее, подав новую.

Позаботьтесь о том, чтобы нужная сумма была переведена заказчику или на ЭТП, если закупка предполагает обеспечение заявки.

Обеспечение заявки можно представить банковской гарантией. Банковскую гарантию проще получить через интернет, чем в бумажном виде. Для ее оформления нужен квалифицированный сертификат электронной подписи.

Распространенные ошибки

Нарушение порядка предоставления документов в заявке. Документы нужно предоставлять в том же порядке, в каком вы указывали их перечень в форме «Опись документов». Дополнительные приложения представляются после всех обязательных документов, перечисленных в конкурсной документации. В первой части заявки на участие важно прикрепить все документы, относящееся к товарам, работам и услугам, а документы организации поставщика – во второй.

Подано «пустое» согласие . Поставщик подписывает согласие на выполнение поставки работ в первой части. При заключении контракта на услуги и работы, стоит просто согласиться на прописанные в контракте условия. В случае с товарами, необходимо прописать все его характеристики: параметры, материалы, торговые марки (если есть) и т.п. Особое внимание уделите им, если поставляете эквивалент товара.

В заявке цена контракта указана без НДС . В запросах котировок и электронных аукционах побеждает участник, предложивший минимальную цену. Все налоги, пошлины, затраты на страхование, которые заказчик должен будет оплатить в соответствии с условиями госконтракта, участник должен включить в общую цену заявки. Если поставщик не плательщик НДС, он должен представить документы, освобождающие его от уплаты налога.

Противоречия в заявке . Даже если в выписке из ЕГРЮЛ данные расходятся со сведениями в учредительных документах (изменился состав учредителей участника или была допущена ошибка), это может не послужить причиной отклонения заявки. Если злой умысел не установлен, заказчик может принять такую заявку.

Неполная информация в выписке из ЕГРЮЛ . Выписка из ЕГРЮЛ является лишь подтверждением того, что участник является юридическим лицом, поэтому необязательно подтверждение в ней всех прикрепленных к заявке копий лицензий. Соответствие участник требованиям законодательства подтверждается копиями лицензий, а не сведениями из справки из ЕГРЮЛ.

Техническая ошибка в ИНН . Если участник при заполнении заявки случайно допустил ошибку в номере ИНН, это не является причиной отклонения заявки заказчиком. Наименование участника и информацию об ИНН можно увидеть и в других документах, представленных в заявке.

Не имея опыта в подаче заявок, проконсультируйтесь с профессионалами или попросите прочесть ее более опытного участника.

В настоящее время государственные и муниципальные закупки являются главным инструментом в ходе реализации государственных программ, а также основным инструментом в поддержке малого и среднего бизнеса. Ни для кого не секрет, что участие в госзаказе для потенциального поставщика сопряжено с рядом трудностей. Для того, чтобы поучаствовать в торгах предварительно необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий. Как показывает практика именно на этих этапах совершается большая часть ошибок, как следствие, участник не допускается к торгам. Попробуем разобраться какие самые распространенные ошибки допускает поставщик.

Ошибки на первоначальных этапах

Для того, чтобы поставщик смог заключить контракт с государственным или муниципальным заказчиком, ему необходимо пройти ряд этапов. Первым таким этапом является получение электронной подписи в удостоверяющем центре.

Данная процедура не требует от предпринимателя особых навыков и знаний, но и здесь некоторые допускают ошибки.

Самой распространенной ошибкой является неправильное указание реквизитов компании, а именно: ИНН, КПП, юридического адреса и названия организации. Данная ошибка проявляется редко, в силу того, что сотрудники удостоверяющего центра перепроверяют предоставленные данные перед тем, как выпустить электронную подпись. Но если она не была замечена, то может проявиться уже на разных этапах, например, при аккредитации на электронной торговой площадке. На данном этапе основные реквизиты считываются с ключа проверки электронной подписи автоматически, и вот тут возникают следующие недоразумения. Во-первых, заполняемые данные должны полностью соответствовать выписке ЕГРЮЛ. Часто происходит так, что с момента выпуска электронной подписи до начала прохождения аккредитации компания успела поменять свой юридический адрес, а данные в ключе остались старые. В таких случаях оператор электронной площадки отказывает компании в аккредитации согласно ч.6 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указывая на недостоверность предоставляемых сведений. Аналогичная ошибка допускается уже на стадии подписания контракта, когда данные компании изменились, а на площадке не завели нового пользователя и не внесли изменения в реквизиты. Такая ошибка может грозить попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Во-вторых, довольно часто поставщики не соблюдают требования площадок по предоставлению свежей выписки ЕГРЮЛ, которая должна быть не старше 6 месяцев со дня подачи документов на аккредитацию. Неправильно подготовленные документы являются третьей причиной для отказа в аккредитации, а именно: плохое качество скана страниц документов; документы предоставляются не в полном объеме, решение об одобрении крупной сделки заполнено не верно.

Остановимся более подробно на ошибке при оформлении решения об одобрении крупной сделки. Основная ошибка заключается в не полном заполнении списка всех участников или акционеров общества. Такие решения должны приниматься при наличии кворума, то есть большинством голосов, что означает 50% плюс 1 голос. В открытых акционерных обществах часто указывают собравшихся как участников общества, которые голосуют долями, что является распространенной ошибкой и обоснованным отказом, полученным от электронной площадки. Поставщикам необходимо запомнить, что в акционерных обществах акционеры, а не участники, и голосуют они своими акциями, а не долями в обществе согласно ст.96 и ст.97 ГК РФ.

После того как компания получила аккредитацию на площадке, ей необходимо найти подходящую для себя конкурентную процедуру, учитывая свои ресурсные возможности. Стоит отметить, что участие в тендерных процедурах является ответственным шагом на пути к получению заветного государственного или муниципального контракта. Здесь и кроются самые фатальные ошибки участника госзаказа.

Очень часто молодые поставщики, увидев открытый аукцион в электронной форме или открытый конкурс с круглой суммой, которая называется начальной (максимальной) ценой контракта, переоценивают свои финансовые возможности. Порой поставщику необходимо вывести из оборота крупную сумму денег на финансовое обеспечение заявки для участия в электронном аукционе.

Основные ошибки при подготовке заявки

Найдя для себя подходящую процедуру и отправив обеспечение заявки на площадку, поставщик должен внимательно ознакомиться с документацией и тщательно подготовить заявку согласно требованиям заказчика. По мнению многих экспертов в области государственных закупок, основной ошибкой, которую допускают начинающие участники, является полное отсутствие какого бы то ни было анализа заказчика и коррупционной составляющей в аукционной или конкурсной документации. Данные ошибки устраняются только регулярной практикой или же путем обращения в серьезную консалтинговую компанию.

При составлении конкурсной или аукционной заявки неопытные поставщики довольно часто нарушают последовательность подачи документов, входящих в эту заявку. В открытом аукционе в электронной форме участники прикладывают в первую часть заявки документы, которые должны быть во второй части, и наоборот, что является нарушением ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Основной причиной отклонения участников являются допущенные ошибки при заполнении сведений о технических характеристиках, поставляемого товара, работ и услуг, или как её еще по другому называют Форма 2. Невнимательность при заполнении конкретных показателей в Форме 2 является главной ошибкой потенциального поставщика. В данных случаях при заполнении конкретных показателей необходимо руководствоваться ГОСТами, СНИПами и ТУ производителей. В форме нельзя допускать двусмысленные трактовки при указании технических характеристик материала или его свойств. Слова типа: от, до, менее, более, должно быть или допускается, ни в коем случае не указываются при составлении Формы 2. При заполнении формы необходимо очень внимательно изучить инструкцию, порой именно там заказчики закладывают «бомбы» для неугодных участников. Если участник видит, что в документации есть сомнительные положения, то лучше сразу подать запрос на разъяснения документации, и сформулировать открытый вопрос, чем потом попасться на уловку заказчика.

Весьма распространенная ошибка участников при отправлении заявки на участие в электронном аукционе - это несоблюдение временных рамок. Россия - страна, растянувшаяся в 9 часовых поясах, поэтому необходимо учитывать разницу во времени, а также обращать внимание на возможное различие указанного времени на площадке и на портале zakupki.gov.ru. Чаще всего на портале закупок указывается московское время.

В конкурсе документы должны быть предоставлены согласно тому порядку, который указан в форме «Описи документов». Участник по неопытности может приложить дополнительные документы перед представлением обязательных, перечисленных в конкурсной документации. Довольно часто «опись документов», да и весь пакет не прошивается и не все скрепляется печатью, что является причиной отклонения в допуске и нарушением ч.4 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участники, спешке готовя конкурсную заявку, забывают приложить доверенность на то лицо, которое подписывает эту заявку вместо руководителя организации. Внесение изменений в формы, установленные документацией, и не заполнения всех полей, часто являются причиной отклонения такой заявки. При проведении оценки в конкурсе по критериям «Квалификация участника» и «Качество работ (услуг)» участник не в полной мере отображает такие сведения, что существенно влияет на оценку заявки по вышеуказанным критериям. В этих случаях лучше предоставить как можно больше дополнительных сведений, ведь это не противоречит положениям конкурсной документации. Из опыта специалистов в этой сфере важно отметить, что лучше отказаться от участия в конкурсе, где «вес» основного критерия цены, ниже 60 баллов.

Ошибки при участии в торгах

После того как участник размещения заказа был допущен к торгам в электронной форме не повод расслабляться. Как показывает практика, участники на торгов здесь тоже допускает весьма досадные ошибки. Одной из таких ошибок является отсутствие стабильного канала связи, то есть Интернета, а также слабый компьютер. Эти распространенные ошибки в большей степени характерны для регионов, где стоимость услуг интернет связи и их качество оставляют желать лучшего. Именно поэтому рекомендуется изначально обеспокоиться решением данного вопроса. Также эксперты советуют использовать отдельные, желательно новые, компьютеры без лишних установленных программ и файлов, потому что в любой момент может произойти внутренний конфликт совместимости оборудования, а это несомненно приведет к потере драгоценных минут времени на подачу своего ценового предложения.

Распространенной ошибкой всех начинающих участников является отсутствие расчетов и понимания приемлемых условий падений. Для этого необходимо заранее просчитать свою рентабельность по данному проекту еще на стадии поиска интересующих аукционов. Наличие в компании хорошего сметчика позволит избежать ряда непредвиденных расходов на стадии выполнения контракта, только потому, что не все работы заказчик может указать в смете.

При проведении процедур торгов сложно допустить какие-либо ошибки, если на ранних этапах участник все учел и ко всему подготовился. Можно лишь дать несколько рекомендаций по тактике ведения торгов. Во-первых, лучше всего делать разные ставки, чередуя максимальные и минимальные шаги, если, конечно, позволяет рентабельность, данная тактика может иметь скорее психологический эффект. В любом случае, если конкуренты есть, то рано или поздно падение дойдет до критической отметки, где многие отсеются. На данный момент такой «критической отметкой» можно назвать рубеж падения ниже 25% от начальной максимальной цены контракта. Здесь уже победителю необходимо будет предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза превышающее начально установленное значение заказчиком. Как показывает практика, в строительстве средний процент падения составляет от 20-35 % от НМЦК, поэтому участникам нужно быть готовым к такому повороту событий. Во-вторых, не стоит сидеть и выжидать последних минут, лучше делать предложение сразу. Помним, что время - это единственный невосполнимый ресурс, которым мы обладаем и лучше его потратить на поиск нового аукциона или подготовку документации. Стоит бороться и за почетное второе место, так как у победителя может не оказаться соответствующих лицензий и сертификатов, и он будет отклонен заказчиком по вторым частям. Соответственно, второму участнику будет предложено подписать контракт.

Ошибки на этапе подписания контракта

Участники закупок редко предварительно изучают проект контракта, и это порой является их главной ошибкой. Очень часто заказчик в контракте, как в последнем преграде для «непрошенных» участников, заведомо указывает нереальные требования его исполнения и прописывает кабальные условия. Не соблюдение условий или не согласие с ними может служить основанием для его расторжения или признания участника уклонившимся от его подписания, с последующим занесением в реестр недобросовестных поставщиков. Для недопущение таких ситуаций рекомендуется проводить анализ контракта по главным его условиям: порядок оплаты, начисление пеней, приемка работ и другие пункты. Если условия участника не устраивают, то он должен в установленный срок направить заказчику протокол разногласий, на который тот обязательно должен ответить. Стоить также внимательно отнестись к соблюдение сроков подписания контракта и к выбору механизмов финансового обеспечения исполнения контракта. Следует выбирать надежные банки, ведь заказчик проверяет наличие банковской гарантии в соответствующем реестре.

Таким образом, начинающему участнику размещения заказа необходимо запомнить ряд простых, но основных правил, чтобы не допускать ненужных ошибок. В первую очередь необходимо найти специалиста в этой области или же обратиться в специализированную организацию. Далее, при выборе тендера стоит ориентироваться на маленькие заказы. Такой подход позволит «попробовать на вкус» государственные закупки с минимальными рисками финансовых потерь, хотя стоит отметить, что и конкуренция в таких тендерах весьма высокая, особенно зимой когда все забирают заказы. Летом конкуренция меньше, даже есть вероятность взять контракт за номинал. Также следует определить вероятность возможного участия в торгах, путем анализа документации и истории торгов по данному заказчику. Подготовку самой заявки и пакета документов на участие в аукционе лучше всего отдать опытным специалистам, по крайней мере на первое время. Понятно, что от ошибок не застрахован никто, и не ошибается тот, кто ничего не делает. Все же начинающий предприниматель должен со особым вниманием подойти к участию в госзаказе. Потенциальный поставщик должен понимать, что государственные и муниципальные закупки могут стать для него удачным стартом в бизнесе, несмотря на то, что многие вокруг говорят, что не стоит участвовать в них из-за высокой коррумпированности и большой ответственности перед государством. На данном этапе государство принимает ряд мер по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, например, согласно дорожной карте, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2013 года №867-р, к 2018 году доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков должна составлять не менее 25%, в то время как сейчас данный показатель составляет в лучшем случае 5% от общего объема закупок. Много и других факторов, говорящих о предстоящем росте данного сегмента, поэтому необходимо уже сейчас начинать пробовать свои силы в госзаказе.

Министерством экономического развития Российской Федерации размещен вышеуказанный Перечень иностранных государств, в который входит Республика Казахстан (Соглашение о государственных и (муниципальных) закупках от 09.10.2010 года) и условия применения национального режима.

Таким образом, Вы вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на территории Челябинской области в порядке, установленном Законом о контрактной системе. При этом следует также учитывать, определенные Законом о контрактной системе, единые требования, которым должен соответствовать участник закупки (статья 31 Закона о контрактной системе).

Вопрос: «В связи с вступление в силу № 44-ФЗ от 5 апреля 2013г о контрактной системе и изменения к нему от 28 декабря 2013г №396-ФЗ просим дать разъяснения к статье 95 осуществление закупки у единственного поставщика пункт 5: «осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год». Может ли применять в работе данную норму права Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, при совершении закупок до 400тысяч рублей без проведения процедур закупок (аукцион, конкурс, котировки). Учредителем данного учреждения является Управление социальной защиты населения. И как рассчитывать данную сумму, 400 тысяч можно расходовать в месяц или в квартал?»

Ответ: Согласно пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Муниципальное бюджетное образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальный (коррекционный) детский дом «Т» для детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее - МБОУ детский дом «Т»), в соответствии с Уставом МБОУ детский дом «Т» (далее - Устав), является некоммерческой организацией, к основным видам деятельности которой относятся, в том числе:

реализация образовательных программ специального (коррекционного) образования для детей дошкольного возраста;

реализация образовательных программ дополнительного образования детей;

реализация программ коррекционного образования.

Пунктом 3.7. Устава предусмотрено, что МБОУ детский дом «Т» самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

На основании изложенного, действие пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ распространяется на МБОУ детский дом «Т».

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

Вопрос: «по контрактному управляющему. У нас централизованная бухгалтерия при Управлении культуры района. Управлению культуры подведомственны 5 учреждений (самостоятельных 5 юридических лиц) и еще мы обслуживаем (в нагрузку) по договору на бухгалтерское обслуживание 2 учреждения городского поселения (без введения дополнительных ставок бухгалтера и без оплаты). Мы хотели чтобы контрактными управляющими стали руководители учреждений, но нам сказали что контрактный управляющий должен быть бухгалтер централизованной бухгалтерии и хватит. Согласно П.2 СТ.38 44 - ф3 говорится, что заказчик создает контрактную службу или назначает контрактного управляющего. А в нашем случае у контрактный управляющий есть в Управлении культуры а в подведомственных учреждениях, как у заказчиков - контрактного управляющего нет? А как быть с городским поселением который даже не в структуре Управления культуры также контрактный управляющий должен быть бухгалтер централизованной бухгалтерии Управления культуры? Это правильно? Вопрос сколько должно быть контрактных управляющих в этих учреждениях - 8? И если достаточно одного в Управлении культуры то какими НПА должно это регулироваться?»

Ответ: В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6). Вместе с тем, до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 23 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ).

Таким образом, Федеральным законом № 44-ФЗ установлено требование о наличии соответствующего образования у работников контрактной службы и контрактного управляющего.

В случае, если подведомственные Управлению культуры Катав-Ивановского муниципального района учреждения уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, исходя из смысла пунктов 5-7 статьи 3, статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ, в каждом подведомственном учреждении должна быть создана контрактная служба или назначен контрактный управляющий.

Дополнительно сообщаю, что согласно статье 26 Федерального закона № 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ, могут быть созданы муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

Вопрос: «Просим Вас разъяснить, правомерно ли нами принято решение о заключении договора с единственным поставщиком на основании п. 9 ч.1 ст. 93 № 44-ФЗ вследствие аварии (прорыв трубы отопления в муниципальном учреждении). Нами выбран следующий алгоритм действий: 1. Составлен акт о наличии аварийной ситуации техногенного характера с решением о немедленном ее устранении путем заключения контракта с единственным поставщиком. Обоснованием начальной максимальной цены контракта является смета, подготовленная инженером учреждения. 3. Заключен договор с подрядчиком. 4. В течение одного рабочего дня с даты заключения контракта Заказчик уведомляет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок с приложением копии заключенного контракта и обоснованием его заключения (ч.2 ст. 93 N 44 - ФЗ). Будет ли в данном случае акт являться обоснованием для заключения такого контракта.»

Ответ: В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Каких-либо требований к форме такого отчета, документам, обосновывающим невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также объем работ и цену контракта, Федеральным законом № 44-ФЗ не установлено.

В целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд приказом Минэкономразвития России от 2.10.2013 года № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется в орган местного самоуправления муниципального района, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения (часть 2 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Необходимо учитывать, что частью 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, которые предъявляются, в том числе, к единственному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Кроме того, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ информацию в Казначейство России.

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

18.02.2014

Вопрос: « У нас в командировку, в связи с повышением квалификации, был направлен работник с января по февраль, т. е. документы для авансового отчета привезет в феврале, а билет (проезд до места служебной командировки п. 26 ч. 1 ст. 93-январь) я должна разместить, согласно ч. 1 ст. 103 Федерального закона от 5.04.2013 .N244-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 ч.1 ст. 93 настоящего Федерального закона, на официальном сайте в течении 3 рабочих дней, в связи с этим возникает вопрос: Как не нарушить срок и как вообще разместить, если для размещения сведения о контракте предусматривает прикрепления сканированного контракта, а исполнение требует сканированных: платежных поручений, актов выполненных работ, а так же сведений о поставщике услуг.»

Ответ: Контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку может заключаться с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

Кроме того, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до ста и четырехсот тысяч соответственно в зависимости от субъекта закупки.

Согласно статье 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93.

Исходя из того, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 2 Федерального закона № 44-ФЗ), с учетом положений статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, статьями 161, 434, 438, 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривается возможность заключения договора путем обмена офертой (счет на оплату) и акцептом (оплата), то есть путем совершения конклюдентных действий.

Необходимо учитывать, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Обращаю Ваше внимание, что Главное контрольное управление Челябинской области (далее - Главное управление) не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

Вопрос: « Согласно требований 44-ФЗ Заказчику необходимо в документации о закупках указать размер обеспечения заявки и размер обеспечения исполнения контракта. В городском округе созданы 5 уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для своих подведомственных муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений. Возможно ли открытие отдельных лицевых счетов для средств во временном распоряжении, поступающих от участников закупки в виде обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, только уполномоченным органам, созданным на территории городского округа?»

Ответ: В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией, обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Исходя из смысла части 5 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ, денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вносятся на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке (часть 8 статьи 44 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем, учитывая то, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ, применяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также ввиду отсутствия в Федеральном законе № 44-ФЗ прямого запрета, обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может вносится на счет уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, который указан в документации о закупке.

В связи с тем, что на уполномоченные органы, учреждения не допускается возлагать полномочия на подписание контракта (часть 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ), контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта (часть 3 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ), денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта возвращаются именно заказчиком (часть 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ), таким образом, указанные денежные средства должны вноситься на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Обращаю Ваше внимание, что Главное управление не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством, нормативное правовое регулирование в сфере закупок осуществляет Министерство экономического развития Российского Федерации (125993, ГСП-3, г. Москва, А-47, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3).

19.02.2014

Вопрос: « В аукционной документации в требованиях к содержанию и составу вторых частей заявок было установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: 1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц); 2) решение об одобрении или о совершении крупной сделки. Участник не прикрепил указанную информацию. Имеет ли право комиссия отклонить данного участника от участия в аукционе.»

Ответ: Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ), в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается аукционной комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях:

2) несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 вышеуказанной статьи, не допускается.

28.02.2014

Вопрос: « В связи с вступлением с 01.01.2014г. Федерального закона N44-ФЗ о контрактной системе у нас образовалась проблема с приобретением жилья для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Жилье ранее приобреталось у физических лиц по решению Главного контрольного управления, т.к. аукционы были признаны несостоявшимися. По 44-ФЗ такой возможности нет, т.к. в нашем районе нет юридических лиц занимающихся продажей недвижимости. Подскажите, пожалуйста, как нам быть с приобретением жилья в 2014 году для выше указанных категорий лиц».

Ответ: Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) приобретение недвижимого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 59 Федерального закона № 44-ФЗ)

Услуги, связанные с недвижимым имуществом включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 года № 2019-р.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Спортивные учреждения при закупках товаров, работ и услуг для обеспечения своих нужд руководствуются в зависимости от типа федеральными законами от 05.04.2013 N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N ) и от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ). К сожалению, несмотря на обширную судебную практику и наличие решений ФАС по спорным вопросам, нарушения положений данных законов все-таки имеют место. Сегодня рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

Нарушения Закона N

Прежде чем рассматривать нарушения, пару слов скажем об ответственности. В КоАП РФ достаточно много статей, в которых описаны виды правонарушений в области закупок, а также установлена административная ответственность. В основном это, конечно же, штрафы, которые достигают значительных сумм (до 1 млн. руб.). Причем наказание может понести не только должностное лицо спортивного учреждения (например член комиссии, руководитель учреждения), но и сама организация.
Чтобы минимизировать вероятность привлечения учреждения к административной ответственности, рекомендуем периодически изучать нормативные акты контролирующих органов и Минэкономразвития, поскольку они достаточно часто разъясняют те или иные положения законодательства в области закупок. А это важно, потому что иногда одну и ту же норму можно трактовать по-разному.
Итак, перейдем к ошибкам и недочетам.

Описание объекта закупки

Как мы знаем, описание объекта закупки должно соответствовать требованиям, установленным Законом N . В частности, его ст. 33 определено, что может включать в себя такое описание, а что должно. По общему правилу описание объекта закупки должно быть объективным. В описание вносятся функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что установление этих требований влечет за собой ограничение количества участников закупки, только если нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Не будем разбирать все требования – их слишком много. Расскажем лишь об основных.
1. Описание объекта закупки не должно даже косвенно указывать на одного конкретного производителя.
Действительно, иногда, чтобы закупить товар конкретного производителя, заказчики "списывают" у него технические характеристики товара и тем самым ограничивают количество участников. Контролеры считают, что это недопустимо.
Так, Свердловское УФАС рассматривало жалобу участника электронного аукциона – ООО, которое считало, что положения документации об аукционе, проводимом МБУ, в части описания объекта закупки нарушают Закон N , поскольку указывают на одного конкретного производителя.
Комиссия УФАС установила, что 22.09.2015 МБУ был объявлен электронный аукцион. 25.09.2015 в адрес МБУ поступил запрос на дачу разъяснений положений документации касательно неправомерного описания технических характеристик в техническом задании аукционной документации, в котором были приведены параметры товара одного производителя – Flexicare. МБУ ответило на запрос, что характеристикам соответствует товар не только указанного, но и иных производителей, привело в подтверждение письмо представительства компании Primed, в котором сообщалось, что в линейке их продукции присутствует товар, подходящий под запрос.
Вместе с тем в данном письме отсутствует указание на конкретный товар, производство которого осуществляет Primed и который соответствует характеристикам, данным в аукционной документации, что не позволило Комиссии УФАС сделать вывод о существовании упомянутого товара на рынке.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что по совокупности приведенных требований товар, соответствующий требованиям аукционной документации, производится несколькими производителями, а именно – Teleflex, AEC. Вместе с тем представить регистрационные удостоверения на товары этих производителей, которые помогли бы сделать вывод о наличии данных товаров на рынке, МБУ не смогло.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N наименование и описание объекта закупки не носит объективного характера. Соответственно, МБУ признано нарушившим Закон N и привлечено к административной ответственности по ч. 1.1 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение УФАС по Свердловской области от 05.10.2015 по делу N 1270-з).
Аналогичные решения принимались ФАС и в других регионах, поскольку составление описания объекта закупки "под конкретного поставщика" очень распространено (см., например, решения Кемеровского УФАС от 19.01.2016 по делу N 5/З-2016, Московского областного УФАС от 15.12.2015 по делу N 07-24-8582эп/15).
2. При описании объекта закупки нельзя устанавливать нестандартные показатели без обоснования необходимости их использования.
Так, Санкт-Петербургское УФАС провело внеплановую проверку заказчика после поступления жалобы на его действия при определении поставщика через электронный аукцион. В ходе проверки было установлено, что согласно приложению к техническому заданию заказчиком предъявлены в том числе следующие требования к товару "МНН: Иммуноглобулин человека нормальный": "Иммуноглобулин G (IgG) не менее 95% (IgG1 48,6-74,4%, IgG2 24,8-44,2%, IgG3 1,8-3%, IgG4 0,2-1%). Содержание иммуноглобулина М (IgМ) не должно превышать 0,01 мг/мл. Содержание стабилизатора мальтозы – не более 100 мг/мл".
На основании инструкции по применению лекарственного средства "иммуноглобулин" состав активных веществ указывается в миллиграммах. Например: IgG1 24,3-37,2 мг, IgG2 12,4-22,1 мг и т.д.
Таким образом, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N в части установления в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости их использования. Поэтому УФАС выдало предписание об устранении нарушений (Решение Санкт-Петербургского УФАС от 11.02.2016 по делу N 44-497/16).
3. Нарушением будет и указание на необходимость упаковки товара или установление требований к ней, если ГОСТ их не содержит.
Например, участник закупки пожаловался на то, что заказчик при проведении закупки предъявил требования к упаковке поставляемого товара и тем самым ограничил круг участников.
Комиссия УФАС, рассматривая жалобу, установила, что заказчику необходимо поставить нить хирургическую в упаковке. Причем нить должна быть упакована в пакет из прозрачной многослойной пленки с водоотталкивающей бумагой медицинского сорта плотностью 60 г/кв. м, этот (первый) пакет должен быть помещен во второй пакет из прозрачной многослойной пленки с водоотталкивающей бумагой медицинского сорта плотностью 60 г/кв. м. Внешняя упаковка должна содержать прозрачную пленку для визуализации информации о продукте на внутренней упаковке и иметь порт с обозначенными, легко отслаивающимися лепестками для безопасного вскрытия упаковки.
В пунктах 7.2.2, 7.2.3 ГОСТ 31620-2012 "Материалы хирургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний" установлены требования к содержанию маркировки на каждой стерилизационной и групповой упаковке, в числе которых отсутствуют требования к плотности водоотталкивающей бумаги медицинского сорта.
Соответственно, установив при описании объекта закупки требование к упаковке шовного материала, заказчик нарушил требования п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона N , поскольку названный ГОСТ не содержит сведений о плотности водоотталкивающей бумаги медицинского сорта (Решение Курганского УФАС от 26.01.2016 по жалобе N 05-02/6-16).

Несоблюдение сроков

Несоблюдение сроков (размещения документов и информации в ЕИС, ответов на запросы о разъяснении документации, рассмотрения поступивших заявок и пр.) тоже является одним из распространенных нарушений. Довольно просто запутаться в сроках, потому что ситуаций, когда заказчик должен произвести некие действия, огромное количество.
1. Отмена определения поставщика может быть произведена только до окончания срока подачи заявок.
ФАС РФ рассматривало жалобу ООО на действия заказчика при проведении открытого конкурса на осуществление комплексных инженерных изысканий и разработку проектной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона N заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Решение об отмене определения поставщика размещается в ЕИС в день принятия этого решения (ч. 3 ст. 36 Закона N ).
В рассматриваемом деле согласно извещению от 08.06.2015 дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе – 29.06.2015. Между тем 20.07.2015 определение поставщика было отменено в связи с прекращением финансирования по федеральной адресной инвестиционной программе.
Следовательно, заказчик отменил определение поставщика после даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, что нарушает требования Закона N и попадает под действие ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение ФАС РФ от 11.08.2015 по делу N К-965/15).
2. По общему правилу, сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) – нарушение.
ФАС осуществила внеплановую проверку после поступления жалобы на действия заказчика при проведении электронного аукциона. По мнению заявителя, его права были нарушены – сокращен срок подачи заявок на участие в аукционе.
Рассматривая жалобу, ФАС установила, что извещение об осуществлении закупки с НМЦК 10,5 млн. руб. размещено на сайте 05.05.2015.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона N при закупке с таким размером НМЦК заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок. Извещение о проведении аукциона размещено заказчиком 05.05.2015. Дата и время окончания подачи заявок – 19.05.2015, 9.00 по московскому времени.
Таким образом, срок публикации извещения до даты окончания срока подачи заявок составляет 13 дней. Следовательно, заказчик нарушил ч. 3 ст. 63 Закона N (Решение ФАС РФ от 21.05.2015 по делу N К-610/15).
3. Срок размещения документации в ЕИС не должен нарушаться даже при поступлении жалобы на действия заказчика.
ФАС разбирала жалобу участника и установила, что заказчик нарушил сроки составления и подписания протокола подведения итогов аукциона.
В соответствии с ч. 6 ст. 67 Закона N по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок не позднее даты окончания срока рассмотрения этих заявок.
Во-первых, протокол рассмотрения первых частей заявок от 26.05.2015 не содержит причины отказа в допуске к участию в аукционе участникам закупки с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка.
А во-вторых, согласно ч. 5 ст. 69 Закона N общий срок рассмотрения вторых частей заявок не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Протокол размещен на сайте оператора электронной площадки 29.05.2015.
Вместе с тем на момент заседания комиссии 08.06.2015 протокол подведения итогов аукциона отсутствует на официальном сайте. Представители заказчика пояснили, что протокол подведения итогов не составлялся и не подписывался в связи с тем, что в ФАС поступила жалоба на действия комиссии.
Однако телеграммой, направленной заказчику, ФАС приостановила определение поставщика только в части заключения контракта. Соответственно, заказчик должен был разместить итоговый протокол с соблюдением сроков, установленных ст. 69 Закона N (Решение ФАС РФ от 08.06.2015 по делу N К-685/15).
4. За нарушение срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, предусмотрен штраф.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 44 Закона N денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение пяти рабочих дней. Так, в ходе проверки заказчика ФАС установила, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе подписан заказчиком 09.09.2014, а сумма, внесенная участником закупки в качестве обеспечения заявки, возвращена лишь 18.09.2014. Поэтому на должностное лицо заказчика был наложен штраф (Постановление ФАС РФ от 12.08.2015 по делу N АК527-15).
Конечно, это далеко не все нарушения, встречающиеся в практике осуществления контроля и надзора за закупочной деятельностью заказчиков, но здесь мы рассмотрели только самые распространенные.

Нарушения Закона N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ предоставляет отдельным типам спортивных учреждений возможность достаточно легко осуществлять закупки. Он дает заказчикам право самостоятельно прописать порядок и сроки проведения закупок: главное – разработать положение о закупках, в котором установить виды и условия закупок, осуществляемых учреждением, и разместить его в ЕИС (на официальном сайте).
Однако даже там, где нет четкой законодательной регламентации, место для нарушений все равно находится.
Осуществление закупки в неправомерной форме. Например, когда необходимо провести аукцион, проводят запрос предложений.
Так, ФАУ МО РФ ЦСКА разместило извещение о проведении запроса предложений на оказание услуг по санитарному содержанию спортивных объектов, административных зданий с кодом 9460000 "Услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования (в том числе гарантийные)" ОКДП. Между тем согласно извещению закупаются услуги по санитарному содержанию внутренних помещений зданий, объектов и прилегающих территорий учреждения, включающие в себя работы, связанные с уборкой зданий, в частности внутренних помещений, служебных помещений, санитарных зон служебных помещений, спортивных объектов и учебных заведений. На этом основании антимонопольный орган пришел к выводу, что ФАУ МО РФ ЦСКА должно было указать код 7493000 ОКДП ("Услуги по уборке зданий, включающие работы, предусмотренные техническим заданием").
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 утвержден Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Согласно названному перечню закупка товаров, работ и услуг по коду 7493000 ОКПД производится в электронной форме.
Поскольку ФАУ МО РФ ЦСКА осуществило закупку, которую нужно было провести в электронной форме иным способом, постановлением ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2016 N 09АП-9160/2016 по делу N А40-234326/2015).
Или вот еще интересное решение ФАС РФ. Председатель закупочной комиссии бюджетного учреждения был оштрафован за осуществление запроса предложений на поставку ампул и флаконов медицинских из стекла. Как выяснила ФАС, закупка проводилась в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и положения об осуществлении закупок. Однако данное учреждение при осуществлении закупочной деятельности должно было руководствоваться Законом N , так как положение о закупках, разработанное, утвержденное согласно ч. 2 ст. 15 Закона N и размещенное в ЕИС, введено в действие ненадлежащим лицом – генеральным директором учреждения, а не учредителем. Напомним, что в силу п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться министерством, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ именно оно значится учредителем. Соответственно, действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 15 Закона N (Постановление ФАС РФ от 18.09.2015 по делу N П-735/14/АК629-1).
В части сроков размещения информации учреждения, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ, тоже порой нарушают правила.
Например, Постановлением ФАС РФ от 30.12.2015 по делу N АК1108-15 заказчик был оштрафован по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ за нарушение срока размещения на официальном сайте плана закупок. А Постановлением ФАС РФ от 24.12.2014 по делу N АК500/14 заказчик оштрафован за то, что сведения об изменении срока исполнения, объема работ, цены договора на проведение подрядных работ размещены в ЕИС по истечении десятидневного срока со дня внесения изменений в договор, что является нарушением п. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Отметим, что нарушение сроков размещения отчетов тоже грозит штрафом. Например, заказчик был оштрафован за то, что разместил сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных им по результатам закупок у субъектов малого и среднего ства, позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, и тем самым нарушил п. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (Постановление ФАС РФ от 12.11.2014 по делу N АК402/14).
Неразмещение информации в ЕИС тоже достаточно распространено. Так, заказчик был оштрафован за несоблюдение требований к размещению в ЕИС плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, что является нарушением ч. 2 ст. 4, ч. 9 ст. 8 Закона N 223-ФЗ (Постановление ФАС РФ от 27.11.2015 по делу N АК885-15). А Постановлением ФАС РФ от 30.09.2015 по делу N 223ФЗ-38/15/АК616-15 на заказчика был наложен штраф за неразмещение на официальном сайте протоколов, составленных в ходе закупки, что является нарушением требований ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Подведем итог

Рассмотренные в статье нарушения норм законодательства о закупках, конечно же, не единичны. Причем иногда нарушения совершаются без умысла, так сказать, по недосмотру, а иногда умышленно – например, с целью хищения средств. Довольно часто ошибки делаются из-за низкой квалификации сотрудников, сопровождающих закупочную деятельность учреждений. И если для данных сотрудников организаций, осуществляющих закупки по Закону N , прописаны требования, то для закупочных процедур по Закону N 223-ФЗ таких требований не установлено. Поэтому, во-первых, следите за профессиональным уровнем специалистов, занимающихся закупками в спортивных учреждениях, а во-вторых, консультируйтесь с юристами.

Т. Шадрина, эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение" Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2016 г., с. 64-73.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись