Новые поправки в закон о туризме: обзор. Новый закон: что нужно знать турагенту

«Черная среда» - предстоящее 1 февраля - день, когда чиновники, руководствуясь новым законом о туризме, «зачистят» рынок выездного туризма, неминуемо приближается.В этот день, согласно прогнозу экспертов, количество туроператоров сократится как минимум на 40% - многие просто не смогут потянуть то огромное финансовое обременение, которое на них наложил новый закон. При этом пострадавшими, прежде всего, окажутся небольшие и средние туроператоры, в основном из регионов, а также их клиенты-туристы. Крупный же турбизнес уже нашел обходные пути того, как не платить требуемые законом деньги. Одновременно вскрылось и то, что декларируемая цель нового закона - усиление защиты туристов, была чиновниками полностью выхолощена: защищенность туристов теперь стала ниже как минимум в 3 раза (а при некоторых условиях - даже в 10 ниже), чем это было до нового года! Точное авторство этого абсурдного закона держится в секрете, хотя известно, что вышел он из недр Ростуризма и Минкульта. В связи с этим возникает логичный вопрос о компетентности чиновников этих ведомств...

Немного предыстории...

Для начала ещё раз напомним про все те траты, которые туроператоры должны выкроить из своей «гигантской» прибыли, которая, как известно, не превышает 3% от оборота. Прежде всего, согласно новому закону, до 31 января 2017 года всем туроператорам выездного туризма необходимо оплатить взносы в фонд персональной ответственности при «Турпомощи». Размер взносов составляет 7% от общей цены турпродукта (оборота) туроператора за предыдущий год. Конечно, можно оплатить сразу все 7%, выведя из оборота и заморозив колоссальную сумму, а можно это «удовольствие» растянуть на 7 лет, платя каждый год по 1%. Более того, учитывая, что годовой налоговый отчет готовится только к апрелю, а значит точных данных за прошлый год по обороту у туроператоров пока нет, законодатель разрешил им растянуть платежи в фонд персональной ответственности: до 31.01 надо заплатить вступительный взнос в 100 тысяч рублей, а затем по мере получения бухотчетности в апреле, если потребуется, доплатить еще в соответствии с показателями баланса. Единственным утешением по этим платежам является то, что деньги из фонда персональной ответственности являются возвратными, т.е. при уходе туроператора с рынка выездного туризма он забирает их обратно себе на расчётный счет.

Помимо нового «налога» в виде платежей в персональный фонд, чиновники Минкульта оставили в силе и давно изживший себя институт фингарантий, причем даже несмотря на протесты как туроператоров, так и самих страховщиков, не желающих заниматься этим видом деятельности. Таким образом, до 31.01 туроператорам придется ещё и купить страховку по фингарантиям. Правда для тех туроператоров, которые полностью наполнили персональный фонд (доведя его до 7% оборота), страховка больше будет не нужна. Снизили чиновники и минимальный размер страховки с 30 до 10 млн рублей.

Ну и не стоит забывать про «налог» в виде оплаты в резервный фонд «Турпомощи» (ранее назывался компенсационным фондом для экстренной эвакуации туристов). До конца января надо внести: 1) по 50 тысяч рублей для туроператоров, у которых за прошлый год количество туристов не превысило 10 тысяч, а денежный оборот не превысил 40 миллионов рублей, 2) по 100 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом туристов до 100 тысяч человек, 3) по 300 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом от 100 до 500 тысяч туристов в год, 4) по 500 тысяч рублей для туроператоров, с турпотоком более чем в 500 тысяч туристов.

Налог на право быть туроператором для зачистки рынка

Теперь давайте посчитаем, насколько увеличился «налог на право быть туроператором» для мелких компаний после вступления в силу нового закона. Итак, ранее минимальные платежи туроператора составляли: 1) фингарантии на 30 млн рублей, которые можно в среднем на год можно купить примерно за 300-350 тысяч; 2) ежегодный платеж в резервный фонд «Турпомощи» в размере 100 тыс. В итоге ежегодная финансовая нагрузка у компании с турпотоком до 10 тысяч человек в год была в пределах 400-450 тысяч рублей.

По новому закону мелкому туроператору раз в год придется раскошелиться на: 1) фингарантии на 10 млн рублей, которые можно купить где-то за 120-150 тысяч; 2) взнос в резервный фонд в размере 50 тысяч; 3) взнос в персональный фонд ответственности в размере 1% от оборота. При обороте в 40 млн рублей (а это очень маленький оборот для выездного туроператора, ведь средняя цена путевки на человека никак не меньше 40 тыс.руб, а значит такой денежный оборот означает отправку в год всего 1 тысячи туристов), в этом фонде надо заморозить около 400 тысяч. Итого в год «налог на статус туроператора» тянет на сумму уже около 600 тысяч.

В итоге финансовая нагрузка на мелких туроператоров выросла примерно в полтора раза. Правда если рассматривать эти платежи не сиюминутно, а с учетом горизонта планирования в 7 лет, то из-за конечности размера персонального фонда в 7% от оборота, платежи по новому закону окажутся как бы более выгодными, ведь персональный фонд в отличии от страховки на фингарантии возвратный - при прекращении деятельности туроператор забирает все эти деньги обратно. Однако 7 лет для российской экономики в общем и для туристической отрасли в частности нереально огромный срок: за это время либо ишак сдохнет, либо падишах. А уж про реальную стоимость замороженных денег через 7 лет даже предполагать страшно - инфляция и падающий курс превратят их в ничто, а значит такой длительный горизонт можно принимать во внимание, однозначно утверждая, что «налог на статус туроператора» новый закон увеличил примерно в 1.5 раза.

Плохо это или хорошо? Ответ однозначный - ужасно, ведь тем самым существенно уменьшается конкурентная среда, особенно в регионах, с рынка уходят нишевые туроператоры, зато оставшиеся крупные игроки по законам монополии при первой же возможности резко взвинтят свои цены.

Как защита туристов оказалась профанацией

Далее стоит рассмотреть вопрос защищенности туристов в новом законе, из-за чего все эти изменения в нём чиновниками и были затеяны. Как оказалось, с этим вопросом дела обстоят ещё хуже. Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фон экстренной эвакуации никуда не делся - это хорошо, т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) - приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого оборота. А если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо.

В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда - уменьшился его размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз (!!!) - полная профанация поручения Президента! Более того, фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» - только при банкротстве компании.

Как туроператоры избегают грабительских платежей

Но и это ещё не всё! Как оказалось, крупные туроператоры вовсе не намерены выводить из своих финансов реальные 1% от оборота: из-за ошибки или преднамеренной неточности со стороны чиновников, которые приравняли минимальный турпоток в 10 тысяч человек к денежному обороту в 40 млн рублей в качестве критерия мелкого туроператора, практически все крупные компании к новому году разделись на 15-20 юридических лиц, удовлетворяющих критерию в 10 тысяч туристов в год. «Критерий тут простой: если 1% от оборота значительно больше, чем цена страховки для фингарантий, то такое дробление юрлица имеет смысл. В итоге по пути дробления пошли туроператоры средней руки и более крупные - с реальным годовым оборотом от 400 млн», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперт, принимавший участие в обсуждении нового закона.

Фото сайта Турпром.Ру

«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей

«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма «Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами «Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная «Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась «У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них «У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы «Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора «Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже «Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями «Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления «Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть «Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id) «О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами «Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году «Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут

Иллюстрация: inkrasnogorsk.ru

Недавнее решение вывести управление российским туризмом из ведения Минкультуры РФ и передать его под контроль Минэкономразвития связано, по мнению участников отрасли, с необходимостью более активно развивать нормативную базу, которая по-прежнему отстает от ряда лидеров мирового рынка гостеприимства. Но общая тенденция - туризм регулярно переходит от одного ведомства к другому - свидетельствует, скорее, о том, что никакого долгосрочного видения по поводу этой отрасли у государства по-прежнему нет. До недавнего времени отсутствие стратегии компенсировали мегапроекты наподобие сочинской Олимпиады или Чемпионата мира по футболу, но теперь рынку предстоит развиваться в условиях жестких структурных ограничений. Падение доходов потребителей, рост издержек поставщиков туруслуг, значительная доля теневого сектора, высокие риски компаний-организаторов путешествий, высокие административные барьеры - таковы нынешние малоприятные реалии российского туризма.

Действующий закон о туризме устарел и больше не соответствует современным реалиям и экономическим целям страны, заявил несколько дней назад в интервью РИА «Новости» глава Федерального агентства по туризму (Ростуризма) Олег Сафонов . Основной акцент в новом законе, по его мнению, должен быть сделан на внутренний туризм, тогда как действующий документ, принимавшийся в середине девяностых годов, ориентирован прежде всего на выездной турпоток. Кроме того, новый закон о туризме должен свести воедино разные регулирующие рынок нормы и способствовать выведению из тени ряда направлений сферы гостеприимства, включая отельный сектор.

Это выступление Олега Сафонова стало его первым программным высказыванием после того, как Ростуризм в середине сентября был передан из ведения Министерства культуры в подчинение Министерству экономического развития. «Будучи федеральным министерством, осуществляющим выработку и реализацию экономической политики по целому ряду направлений, Минэкономразвития России обладает широким спектром функций, которые позволяют выработать системный подход к развитию туристической отрасли. Ведомство предлагает сформировать новую стратегию развития туризма РФ на период до 2035 года, которая определит целевую модель туристского рынка. В рамках данной стратегии планируется разработать систему туристических продуктов, повысить уровень предоставляемых услуг в стране, а также снять барьеры, ограничивающие спрос и затрудняющие внутренний и въездной туризм», - прокомментировало это решение в официальном сообщении министерство Максима Орешкина .

Нынешняя передача туризма от одного министерства к другому - это уже не первое подобное решение. Минкультуры стало заниматься этой сферой только в 2012 году - после того, как было сформировано правительство Дмитрия Медведева , а до этого туризм был подведомствен Минспорта во главе с Виталием Мутко , которое с 2008 по 2012 годы, когда кабинет министров возглавлял Владимир Путин , именовалось Министерством спорта, туризма и молодёжной политики РФ. Ранее Ростуризм, образованный в ноябре 2004 года указом президента, несколько лет находился в прямом подчинении правительства, а до этого в течение нескольких месяцев Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт) входило в структуру Министерства здравоохранения и социального развития. Чтобы не углубляться в совсем уж далекую историю, отметим, что регулярные реорганизации управления туризмом происходили и раньше.

«К тому, что туризм постоянно переходит от ведомства к ведомству, все участники рынка давно привыкли, - комментирует для EADaily член президиума Альянса туристических агентств, руководитель сети турагентств „Розовый слон“ Алексан Мкртчян . - Мы понимаем, что передача туризма Минэкономразвития - это не последнее такое решение, и, к сожалению, во многом это показатель отношения к отрасли. У ее игроков есть понимание того, что туризму нужно отдельное министерство, но в рамках политики по сокращению чиновничьего аппарата и госрасходов рассчитывать на это не приходится. Поэтому от перехода к Минэкономразвития никто не ждет каких-то принципиальных изменений ни в хорошую, ни в плохую сторону. Но на адаптацию к новым условиям - а мы ведь только привыкли работать с Минкультуры - уйдет год-полтора. Прямо завтра активная работа с Минэкономразвития не начнется - для начала надо хотя бы познакомиться». Что касается инициативы Ростуризма по принятию нового закона, то она, по мнению Мкртчяна, является логичной реакцией на последние тенденции рынка: существующий закон действительно в большей степени ориентирован на выездной туризм и в ситуации, когда основной акцент смещается на внутренний туризм, он и правда устарел. Но конкретных предложений по содержанию нового закона от властей пока нет, уточняет эксперт.

«Профессионалы в сфере туризма - люди стойкие и закаленные, поэтому подобные перемены воспринимают стоически, - добавляет руководитель общества „Знание“ России, генеральный директор сочинского санатория „Знание“ Дмитрий Богданов . - Но определенные надежды в связи с передачей туризма в Минэкономразвития все же присутствуют. Необходимо решать очень много вопросов по нормативной базе. Уровень государственного регулирования в сфере туризма, к сожалению, очень сильно отстает от наших самых активных конкурентов. Многие думают, что эти вопросы должен решать Ростуризм, но в действительности это министерский уровень, поскольку за разработку законодательных актов отвечают именно министерства. Ростуризм с новым законом о туризме выйти в Госдуму не сможет, а Минэкономразвития сможет. За те же несколько лет, что туризм был подведомствен Минкультуры, нормативная база, к сожалению, не слишком продвинулась».

На протяжении последних лет основным отраслевым документом, помимо рамочного закона, выступала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ», которая впервые была принята сразу на семь лет с общим объемом порядка 141 млрд рублей (включая100 млрд рублей средств инвесторов), а в мае этого года была утверждена на такой же срок вновь. В обновленной версии документа основными проблемами внутреннего туризма признаны сложности инфраструктурного характера. Нехватка инженерных и транспортных объектов выступает препятствием для привлечения в туристскую сферу частных инвестиций, а это, в свою очередь, ведет к отставанию уровня развития туристской инфраструктуры от интереса собственно туристов. Кроме того, обозначены такие проблемы, как отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров, недостаточно интенсивное продвижение России как привлекательного направления для туристов.

Между тем участники рынка обращают внимание на иные проблемы. «Профессиональное сообщество полагает, что лучшим решением по стимулированию въездного туризма была бы отмена туристических виз в Россию, как это сделала Белоруссия - страна, гораздо более закрытая в других отношениях, чем Россия. Если же говорить о внутреннем турпотоке, то требуется всячески стимулировать - возможно, с помощью директивных мер - развитие в рекреационных зонах системы „все включено“. Это актуально в связи с продолжающимся падением доходов населения, и если люди будут понимать, что никаких дополнительных трат на отдыхе им не предстоит, это может повысить спрос в массовом сегменте», - говорит Алексан Мкртчян.

Серьезные проблемы рынка путешествий на уровне спроса подтверждают недавние исследования. Как показал опрос «Левада-центра», проведенный после отпускного сезона, только четверть респондентов нынешним летом смогла позволить себе путешествие (включая тех, кто ездил к родственникам и друзьям). 18% опрошенных не смогли никуда поехать из-за отсутствия денег, столько же посвятили летний отпуск домашним делам, еще 20% летом вообще не были в отпуске, а 24% отдыхали на даче. Хотя с точки зрения чиновников турпоток растет. В Краснодарском крае, например, по оценке его администрации, к концу лета отдохнули более 13,3 млн человек - на 3% больше прошлогодних показателей, а в Крыму за девять месяцев отдохнули более 6 млн человек, или почти на 30% больше показателей за аналогичный период 2017 года.

Однако эти цифры лукавы: по ним нельзя судить ни о продолжительности отдыха, ни о том, сколько денег люди оставляют на курортах - если вообще принимать их на веру. Не стоит забывать, что ни о каких сколько-нибудь точных подсчетах в частном секторе размещения, который в том же Крыму значительно превосходит легальный, речи не может идти в принципе. Между тем какого-то особенного прогресса в подсчете туристов за последние годы не наблюдается - начальство привычно выполняет «план по валу». Между тем пресловутые «бабушки» давно прописались в международных системах онлайн-бронирования, которые вообще никак не контролируются в российской юрисдикции. «Вопросы, связанные с проникновением в Россию систем во главе с Booking.com, нужно давно решать - это прямое следствие излишнего административного регулирования деятельности туроператоров, - отмечает Дмитрий Богданов. - Из-за непродуманных решений на федеральном уровне огромные средства, которые должны оставаться в России, просто получает западная экономика в виде комиссий от владельцев объектов размещения, выплачиваемых в пользу того же Booking.com, стопроцентно американской компании».

Все это заставляет задуматься о том, насколько правильно выстроено целеполагание в отрасли, хотя в здесь, на первый взгляд, «цели поставлены, задачи определены» самим президентом. Два года назад на Форуме действий ОНФ Владимир Путин констатировал, что вклад туристической отрасли России в ВВП страны крайне мал - всего 1,6%, тогда как в странах, где внутреннему туризму уделяется большее внимание, этот показатель уже превышает 10%. Это указание ответственные за туризм чиновники незамедлительно приняли к сведению, и уже в марте прошлого года на открытии ежегодной выставки «Интурмаркет» в Москве министр культуры Владимир Мединский заявил, что доля туризма в ВВП России достигла 3,4% - видимо, имея в виду мультипликативный эффект туризма для других отраслей экономики. Но есть и другие оценки. В ходе недавнего визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал буквально следующее: «Мы сейчас выбрали ещё одну тему - туризм, которую ещё не открыли. В мире десять процентов ВВП составляет туризм, в наших странах - один процент». Что и говорить, ВВП - показатель лукавый.

«Новый закон о туризме, безусловно, нужен, - рассуждает Дмитрий Богданов. - Но закон - это инструмент, который становится необходим после того, как определена цель, а здесь пока нам похвастаться нечем. Увеличение доли туризма в ВВП до 10 процентов или доведение въездного турпотока до определенного уровня - это не цель, а всего лишь некоторые количественные параметры, по которым можно судить, насколько мы приближаемся к цели. Собственно же целью должно быть отнюдь не количество заработанных отраслью денег. Настоящие задачи туризма - это формирование любви уважения к своей стране, здоровой нации, имиджа страны в мире, укрепление ее международных связей. Но в головах федеральных чиновников пока это все не складывается в общую картину, и пока я не вижу серьезной вдумчивой работы над содержанием нового закона».

Тем не менее, по словам Богданова, все это не означает, что достижений в туризме у нас нет. «О туризме, - продолжает эксперт, - впервые за много лет стал говорить как о серьезной части нашей экономики президент. Туризм впервые внесен в основные направления развития экономики России - один из важнейших правительственных документов, который затем претворяется в конкретные бюджетные статьи - в ближайшие три года туризм будет получать по 800 миллионов рублей из бюджета. В следующем году в Санкт-Петербурге состоится Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации - это очень серьезное профессиональное событие. Все это очень важные, но, по сути, эпизодические моменты без понимания того, какой мы хотим видеть сферу туризма в ближайшие 15−20 лет. Задача, на мой взгляд, должна заключаться в том, чтобы 80 процентов населения страны совершало по России две поездки в год - одну за здоровьем, вторую - культурно-познавательную. Это сразу определяет задачи, связанные с инфраструктурой - объекты размещения, транспорт и прочее».

Но при этом нельзя забывать и о выездном туризме, где продолжается череда банкротств туроператоров - последней крупной потерей стал уход с рынка одной из старейших российских турфирм «Натали Турс», ущерб от которого, по оценке Ассоциации туроператоров России, на конец июля составлял порядка 1,2 млрд рублей. В том, что этот процесс будет продолжаться, не сомневается, похоже, никто. В следующем году туроператоры ожидают значительное подорожание турпакетов в связи с ростом цен на авиакеросин и очередным падением курса рубля, а отсутствие существенного роста доходов населения не позволяет рассчитывать, что клиентов у туркомпаний станет больше. Риски же, которые несут покупатели туров, никуда не делись, и чтобы их эффективно нейтрализовать, придется, возможно, идти на непопулярные меры.

Как полагает Алексан Мкртчян, гарантировать компенсацию почти всем пострадавшим при прекращении деятельности туристических компаний можно только за счет введения обязательного страхования для каждого тура. По словам эксперта, расчеты показывают, что достаточной суммой страхования будет 75 тысяч рублей на одного человека - в нее укладывается 90% продаваемых туров (аналогичным образом 90% вкладчиков имеют банковские депозиты в размере 1,4 млн рублей, возврат которых гарантирован государством). «Существующая сегодня система страхования туроператоров даже близко не покрывает убытки при банкротстве крупных игроков, разрыв между суммой страхового покрытия и реальными потерями может измеряться десятками раз, и в результате страхование оборачивается профанацией, - утверждает Мкртчян. - Стандартного покрытия в 50 миллионов рублей хватает только для страхования небольших туроператоров, для игроков же первой пятерки требуется покрытие до миллиарда рублей. К сожалению, расходы по страхованию каждого тура придется возложить на самих туристов, но речь идет о сравнительно небольшой сумме - порядка пяти процентов от стоимости тура. Бесплатно страховать риски туроператоров не станет никто».

Николай Проценко

1 августа 2012 г. вступает в силу соглашение о безвизовом режиме Украины и Турции.
Недавно Министерство Иностранных дел обнародовало список стран, куда украинцы могут ездить без виз — это Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Тунис (при наличии туристического ваучера), Малайзия, Бруней.
В зависимости от того, в какую страну вы едете, в любом банке можно купить дорожные чеки american express в долларах США или евро.

9 февраля 2012 года Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон Украины «О туризме» № 4385-VI (законопроект №7097).
Предлагаем вашему вниманию сжатый анализ изменений, принятых 09.02.2012 г.
Закон «О туризме» дополнен новой статьей 19, улучшающий порядок информирования туристов об условиях туристических услуг. В Статье 19 предусматривается то, что тур-оператор (тур-агент) обязан предоставить информацию о предоставляемых туристических услугах в доступной и понятной для туриста форме, до заключения договора на туристическое обслуживание. В Статье 19 приведён перечень сведений, которые тур-оператор обязан предоставить туристу до начала путешествия — это:
— сведения о транспортном средстве, категория места для туриста, время и место промежуточных остановок в пути.
— сведения о названии представительств тур-оператора, которые уполномочены тур-оператором, принять претензии или жалобы туриста, а также их адрес и телефон;
— сведения о порядке обеспечения тур-оператором обязательного или добровольного страхования туриста и его имущества;
— сведения об условиях добровольного страхования расходов, в случае расторжения договора на тур-обслуживание по инициативе туриста.
В новой редакции изложена статья 20 Закона Украины «О туризме», в которой определены основные требования к туристическим договорам. В договоре на туристическое обслуживание с одной стороны тур-оператор обязуется оказать комплекс туристических услуг по заказу туриста, который обязуется оплатить весь комплекс услуг, то есть туристический продукт. Тур-агент может заключить договор с туристом на туристическое обслуживание только от имени тур-оператора, а не от своего.
Внесены изменения и в вопрос об ответственности тур-оператора перед туристом по договору на туристическое обслуживание. В соответствии со ст.20 (часть 12) Закона «О туризме» в новой редакции говорится об ответственности тур-оператора перед туристом за исполнение тур-услуг по договору.
При этом в ст.20 (ч.12) Закона «О туризме» в новой редакции определены случаи, при которых тур-оператор освобождается от ответственности перед туристом по договору.
Это случаи:
— если по вине туриста произошло нарушение условий договора;
— если неисполнение условий договора на тур-обслуживание произошло по вине третьих лиц, не перечисленных в договоре, и ни одна из сторон не могла знать заранее и не знала об их наступлении;
— если неисполнение условий договора произошло вследствие форс-мажорных обстоятельств или произошло в результате событий, которые тур-оператор не мог предусмотреть.

Позитивные нововведения появились в ст.20 Закона «О туризме», определившего все условия договора на туристическое обслуживание:
1) обязательное указание точного времени и места пребывания, с указанием даты начала и окончания туристического обслуживания;
2) обязательная характеристика транспортных средств (их вид и категория), которые осуществляют перевозку туристов, а также дата, время и место отправления и возвращения;
3) отели и гостиницы, их категория и место размещения, а также сведения о соответствии услуг отеля установленным требованиям, время и порядок оплаты обслуживания в отеле;
4) информация о видах и способах питания;
5) предоставление для туриста информации о минимальном количестве туристов в группе и оповещение туриста в трёхдневный срок, о том, что туристическое путешествие не состоится, в случае недобора группы.
6) предоставление туристу полной информации о программе туристического обслуживания;
7) информация о всех видах экскурсионного обслуживания, включенных в стоимость туристического продукта;
8) сведения о прочих субъектах туристической деятельности (их адреса и телефоны), которые оказывают туристические услуги, включенные в туристический продукт;
9) информация о страховщике, осуществляющем обязательное или добровольное страхование туристов, багажа и рисков, связанных с оказанием туристических услуг;
10) информация о правилах въезда в страну и о месте временного пребывания.
11) информация о стоимости гостиницы (отеля) и порядок оплаты;
12) о форме расчётов.

В соответствие со ст.20 (ч.5) Закона «О туризме» изменены условия, сроки и порядок возможного пересмотра стоимости туристических услуг после заключения договора на туристическое обслуживание. Изменения допустимы не позднее, чем 20 дней до начала путешествия. Изменение стоимости услуг допускается только в случае изменения тарифов на транспортные услуги, или введения новых ставок налогов и сборов и других обязательных платежей, изменения курса гривны к иностранной валюте, в которой выражена стоимость туристического продукта. Увеличение цены туристических услуг после заключения договора не может превышать 5% его первоначальной стоимости. Если цена туристического продукта повышается более, чем на 5%, турист имеет право отказаться от поездки, а тур-оператор (тур-агент) обязан вернуть ему ранее оплаченную сумму (ч.6, ст.20 Закона «О »).
Внесены изменения условий, при которых стороны могут требовать расторжения договора или внесения изменений. В ст.20 (ч.8) Закона «О туризме» сказано, что тур-оператор обязан не позднее, чем за три дня до начала туристического путешествия сообщить туристу о предстоящем изменении обстоятельств путешествия. В этом случае турист может отказаться от выполнения договора, без возмещения ущерба тур-оператору или согласиться с изменением цены туристического обслуживания и внесением изменения в договор.