Направлены на создание независимого теократического. Теократия как форма правления

Теократическая монархия - этоформа гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны,на примере которых в современное время можно рассмотретьподобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа - форма правления в Ватикане. Во находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах - окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире- Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года - свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, - Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности - форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.

1) отделение церкви от государства.

Этот принцип означает:

во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;

во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;

в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;

в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) отделение школы от церкви.

Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной.

Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;

4) равенство религиозных объединений перед законом.

Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности.

Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии Салыгин Е.Н. Теократическое государство. - М., 2005. С. 46..

Истории известно немало примеров теократического государства: в древности это Иудея, в период средневековья - халифаты Омейядов и Аббасидов, в Новое время - государство иезуитов в Парагвае (XVII в.), государство имама Шамиля в Чечне и прилегающих к ней районах в период Кавказской войны (XIX в.). Теократическим государством до объединения Италии в 1870 г. была Папская область, до присоединения Тибета к КНР в 1951 г. Далай-лама (глава ламаистского духовенства) возглавлял и светскую власть в Тибете. В настоящее время примером теократического государства является государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная. исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Хотя в целом ныне теократия является анахронизмом, в Новейшей истории есть примеры создания новых теократических государств. Так в результате "исламской" революции 1979 г. республиканское теократическое государство было создано в Иране. Вся фактическая власть в государстве перешла к руководителям шиитского духовенства во главе с аятоллой Р. Хомейни, что нашло отражение в Конституции 1979 г.

Процедура формирования верховной власти в теократическом государстве не сводится ни к монархическому наследованию, ни к республиканскому избранию. Она многовариантна. Способы божественного избрания теократических лидеров, вследствие их мистического характера, можно назвать сакральными. Они существенно отличаются от принципов формирования монархической и республиканской власти. Сегодня к сакральным способам избрания главы верховной власти следует отнести процедуру замещения поста Далай-ламы и выборы Римского папы "по вдохновению". После смерти "великого ламы" при помощи предсказаний и гаданий, на основе определенных примет отыскивается новорожденный, появившийся на свет не ранее чем через 49 дней и не позже чем через один год после кончины Далай-ламы, который и является, по мнению верующих, его очередным воплощением. Мальчик воспитывается монахами как будущий духовный наставник Тибета и, достигнув зрелого возраста, приступает к религиозно-политическому руководству. Согласно каноническому праву Римской католической церкви, выборы Папы считаются состоявшимися "по вдохновению" в том случае, если кардиналы на конклаве единогласно заявляют о кандидатуре Верховного Первосвященника. В этом случае, как считается, на кардиналов снисходит божественная благодать, которая и позволяет без особых затруднений решить вопрос властепреемства папы.

Наиболее распространенный путь приобретения верховной власти в теократическом государстве - это выборы. Институт выборов связан с традициями родоплеменного самоуправления и является в теократическом государстве наследием первобытнообщинной демократии. В соответствии с принципом выборности - "аш-шура", разработанным в рамках концепции халифата суннитской и хариджитской ветвями ислама, формируется власть в мусульманских теократических государствах. На тайное голосование выносится вопрос о замещении поста Верховного правителя Государства Града Ватикан.

В то же время, выборы главы теократического государства нельзя расценивать в качестве свидетельства республиканского характера теократической власти Салыгин Е.Н. Теократическое государство. - М., 2005. С. 107.. В формировании республиканских органов представительства участвует большинство населения государства, а в избрании теократического лидера лишь часть общества, его духовная элита. В мусульманских государствах - это муджтахиды, факихи, в Ватикане - кардиналы, в государственном Тибете поиском преемника Далай-ламы занимались монахи. Хотя теория халифата и предусматривает в качестве одного из способов замещения высшей государственной власти выборы халифа общиной (уммой), но под этим не подразумевается голосование населения за одного из претендентов на пост главы государства, как это происходит в республиках. Данные выборы больше напоминают простое согласие верующих на управление общиной определенным лицом. Следует учесть и то, что исламские богословы под уммой понимают не только совокупность верующих мусульман, но и внепространственные, вневременные связи между правоверными. По мнению богословов, воля народа в полной мере не может отразить интересы уммы. Лучше с этим могут справиться лишь религиозные лидеры, поэтому выборы халифа общиной заменяются волеизъявлением религиозных лидеров.

Следующим способом замещения должности главы теократического государства является наследование власти, осуществляемое посредством ее завещания (когда преемник назначается правителем), либо в форме автоматического перехода властных полномочий законному наследнику. Данная процедура формирования высшей власти сближает теократическое государство с монархическим, но в то же время не сводит к нему. Наследование - далеко не единственный и не самый распространенный путь приобретения теократического лидерства в государстве. К тому же, наследование теократической власти имеет ряд особенностей. В данной связи следует опять обратить внимание на мусульманскую концепцию власти. Так, шиизм предусматривает наследование верховной власти, признавая законным лишь правление потомков Мухаммеда и его зятя Али. Однако данный порядок передачи власти отличается от процедуры наследования в монархических государствах. С точки зрения шиитской религии, "божественная благодать" и право на руководство теократическим государством (имамат) переходит от одного члена рода к другому не вследствие личного усмотрения, а изначально предопределены пророком и сохраняются у его потомков через Али. Предусматриваемое суннитской правовой доктриной назначение халифом своего преемника, также сближающее теократическую власть с монархической опять-таки имеет свою специфику. Это назначение должно подкрепляться одобрением всей общины. Наследование власти в так называемых мусульманских монархиях часто на практике опосредуется санкцией религиозных авторитетов. Так было, например, в Саудовской Аравии в 1964 году, когда король Фейсал получил власть формально от своего предшественника после решения 12 ведущих улемов. Между монархией и теократией существуют и другие, более значимые отличия. Многообразие способов формирования власти в теократическом государстве влечет его отождествление исследователями то с монархией, то с республикой, в то время как данный признак, на взгляд Салыгина Е.Н., должен рассматриваться в качестве самостоятельной характеристики теократического государства. Различным образом в монархии, республике и теократии решается вопрос о компетенции высших органов государственной власти. В республике и конституционной монархии действует принцип разделения властей. В теократии же вся полнота власти концентрируется в руках политического лидера, обладающего правом заниматься исполнительно-распорядительной, законодательной и судебной деятельностью. Но теократию не следует причислять к разновидности абсолютной монархии, так как глава теократического государства в своих действиях ограничен религиозными канонами и за их нарушение может нести ответственность. Власть абсолютного монарха нормативно и институционально не ограничена. Монархия, республика и государственная теократия различаются между собой по источнику государственного суверенитета. В первом случае, носителем полноты государственной власти является монарх, во втором - народ, в третьем - бог. Суверенитет бога - существенный элемент теократической государственности, который получил свое закрепление в Основных законах многих теократических государств. Конституция Ирана определяет, что управление делами государства и всей мусульманской общины вечно и постоянно находится в руках двенадцатого имама. В Саудовской Аравии суверенитет бога проявляется в том, что Основным законом здесь является книга божественных откровений - Коран. Также производна от божественной власть главы Ватикана. По нормам канонического права в Римском Епископе "пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам".

от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т. г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, власть в котором полностью принадлежит духовенству, т.е. светская и религиозная власть слиты в одно нераздельное целое; в основе государственной доктрины лежит религиозное учение и его догматика. На базе этого учения формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни и т.д. Теократическая форма государственного правления в истории встречалась нечасто. В научной литературе в этой связи обычно упоминают: Иудейское царство (5-1 вв. до н.э.), Арабский халифат во время правления династий Омейядов и Аббасидов (7- 10 вв.), Иезуитское государство, основанное пуританскими переселенцами в Парагвае (начало 17 в.), Папская область, или Папское государство (756-1879), Тибет во главе с далай-ламой (17 в. - 1951), Монголия до 1921, Ватикан - единственное теократическое государство (город-государство), существующее по сей день и возглавляемое Папой - главой римско-католической церкви. Таким образом, Т.г. возникали на базе различных религий (иудаизм, ислам, католицизм, ламаизм - разновидность буддизма и др.) и существовали в различных исторических эпохах. Теократические идеи сохранили свое влияние и в наши дни. В ряде стран имеются политико-религиозные движения, ставящие целью создание Т.г. на основе исповедуемого ими вероучения. СВ. Фомина

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Салыгин Евгений Николаевич. Теократическое государство (Теорет.-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Москва, 1997 170 c. РГБ ОД, 61:98-12/110-0

Введение

Глава первая. Теократия как религиозно-политическая система

1. Понятие теократии 15

2. Теократия как идеал 37

3. Виды теократии 60

Глава вторая. Государственно-правовая характеристика теократии

1 . Понятие теократического государства 66

2. Теократические тенденции современной государственности 128

3. Россия и теократия 138

Заключение 159

Использованная литература 162

Введение к работе

Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных. Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство - это «исторический анахронизм» 1 , реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.

Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные как секуляризационные, так и обратные, религиозно-возрожденческие изменения в настоящем. Причем, сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что некоторыми странами, вставшими на путь самостоятельного развития после распада колониальных империй и государственных союзов, в качестве альтернативы ранее существовавшего режима была избрана теократическая модель властеотношений. Ее избрание не было случайным. Освободившиеся

См.: Политология: энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 370.

государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально-экономических и геополитических задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей.

Во многих странах, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала очередную теократизацию государственно-властных отношений. В политической системе таких государств наметились теократические тенденции. Рассмотрение особенностей организации власти в теократических государствах и в государствах с теократическими тенденциями представляет на современном этапе для теории государства и права насущную потребность.

На протяжении примерно двух тысячелетий исследовательская мысль с различной степенью интенсивности, определяемой в большинстве случаях культурно-историческими и социально-политическими условиями жизни общества, изучала все многообразие церковно-государственных и религиозно-правовых институтов, оставив в наследие значительный теоретический материал. Однако следует признать, что имеющиеся в науке знания о теократии содержатся не в обобщенном и систематизированном виде, а в форме исследований ее отдельных сторон, связанных, главным образом, с освещением конкретно-исторических, либо теоретических моделей религиозно-политической власти. Важность настоящей диссертационной работы заключается в попытке дать глубокий и всесторонний теоретико-правовой анализ всему комплексу явлений, составляющих феномен теократического государства.

Вопрос о теократическом государстве необходимо рассматривать в нескольких плоскостях. На самом общем уровне исследования он связан с проблемой межгосударственных отношений. Продуктивный международный диалог в современных условиях не возможен без учета культурно-исторических и цивилизационных особенностей государств. Для отдельных

народов теократия выступает не только важнейшим элементом политики, но и первостепенным звеном культуры, поскольку смыслообразующим фактором и политики, и культуры здесь является религия. Как центральное звено цивилизационной самобытности, теократия организует общественный порядок, определяет ценности и ориентиры социального развития. По мнению автора, накопление и использование знаний о принципах строения политической власти, ценностях и целях теократических государств, а также государств с теократическими тенденциями могут облегчить взаимопонимание различных стран и обеспечить их сотрудничество в рамках единой общечеловеческой цивилизации.

Исследование внешнеполитических аспектов существования теократического государства коррелирует с проблемой гармонизация их внутреннего права с нормами международного законодательства. Нормативно-правовые акты многих теократических государств, регулирующие положение господствующего вероучения содержат правила, нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного законодательства в области прав и свобод человека. Наметившаяся в последнее время во многих странах теократизация государственно-властных отношений сопровождается ограничением свободы мысли, совести, вероисповедания, права на создание религиозных организаций. Поиск путей приведения законодательства теократических государств и государств с теократическими тенденциями в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного законодательства в области прав человека без нарушения культурно-исторических и цивилизационных основ их жизнедеятельности является сегодня весьма актуальным.

Внутренне необходимые свойства организации теократической власти в государстве определяются характером отношений государства и церкви, вероучения и права, религии и учреждений образования. Наибольшей научной и практической значимостью в этой связи обладает теоретико-правовой анализ

6 взаимоотношений государства и церкви. Государственно-церковные отношения требуют рассмотрения как в общем, т.е. с точки зрения их структуры: объекта, субъекта и содержания, так и в частности, т.е. применительно к особенностям теократических государств, государств с теократическими тенденциями, а также к современной России. Анализ сложившейся здесь ситуации показывает, что отсутствие концепции государственно-церковных отношений и нечеткость государственной политики в сфере религии ведут к воспроизведению традиционных - симфонических принципов сосуществования государства и церкви. А они являются по своей сути разновидностью теократической модели власти. Смогут ли в России государство и церковь создать новые формы взаимосотрудничества, гарантирующие в полном объеме реализацию конституционно закрепленных принципов светского государства и свободы совести? Какие это должны быть отношения? Все эти вопросы ждут своего разрешения.

Не менее важной проблемой, входящей в предмет диссертационного исследования, является религиозно-правовое регулирования общественных отношений. Законодательство многих стран предусматривает действие на своей территории норм светского и религиозного права. В некоторых из них высшая юридическая сила принадлежит нормам религии. В диссертации следует осветить сферу нормативного воздействия, положительные и отрицательные стороны религиозно-правовой регламентации, а также дать прогноз перспектив существования религиозно-правовых систем.

Рассмотрение организации власти теократического государства, ориентированной на воплощение в действительность религиозно-правовых предписаний позволяет с нетрадиционных для отечественной науки позиций взглянуть на сущность политической организации общества. Государство многолико и анализ его социального предназначения не должен исключать духовных, морально-нравственных факторов.

В тесной связи с тематикой диссертации находится вопрос о светском государстве. Исследование теократии - антипода светского государства позволяет составить о нем более полное представление, и расширить таким образом научные представления о типах государственной власти в целом.

Центральной проблемой работы является политико-правовая характеристика теократии, состоящая в определении понятия теократического государства и соотнесении государственной теократии с формой и типом государства. В теории государства и права нет точного определения теократического государства. Отождествление его в одних случаях с формой правления, в других - с политическим режимом, а иногда и с формой государства в целом, нисколько не вносит ясности в этот вопрос. Продуктивное исследование свойств теократического государства, прогнозирование направленности их изменений возможны лишь при условии его четкой видовой определенности. Здесь возможен иной подход к самой проблеме организации государственной власти. В последнее время во многих областях общественного знания, в том числе и в юридической науке, все чаще используется системный метод. Последовательное применение в государственно-правовых исследованиях принципа системности приближает к выработке понятия система государственной власти. Думается, что оно в гораздо большей степени, чем другие категории государства предоставляет возможность адекватного и точного определения теократического государства.

исследовать основные подходы к понятиям теократия и теократическое государство, рассмотреть социально-правовые аспекты существования данных политических структур;

определить понятие теократии, выявить ее разновидности;

дать видовое определение понятия теократического государства, раскрыть его сущность и социальное предназначение;

проанализировать основные признаки теократического государства и установить характер и степень их влияния на теократизацию государственно-властных отношений;

всесторонне рассмотреть специфику религиозно-правовой регламентации общественных отношений, задающей смысл и направленность теократических взаимодействий;

выявить теократические тенденции современной государственности и исследовать их влияние на внутриполитический процесс и международное сотрудничество государств в целом;

осветить идейно-теоретические и историко-правовые особенности взаимоотношений государства и церкви в России и объяснить современные процессы поиска адекватной модели их существования;

на основе анализа отечественного и зарубежного опыта церковно-государственных отношений внести конкретные предложения по совершенствованию механизма взаимодействия государства и религиозных объединений, выдвинуть соответствующие законодательные предложения.

Предметом диссертационного исследования являются государственно-правовые закономерности возникновения, функционирования и изменения теократического государства, а также идейно-теоретические аспекты теократической модели властеотношений. Пристальное внимание отводится анализу взаимосвязей вероучения и права, государства и церкви, религии и образования, определяющих природу теократических властеотношений.

Методологическую основу диссертационной работы составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов исследования, к которым относятся: исторический, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический, формально-логический и другие методы.

Исторический метод позволил изучить генезис теократического государства с момента возникновения первых раннеклассовых государств до современного периода и предоставил возможность спрогнозировать дальнейшие перспективы теократической, государственности.

С помощью диалектического метода были установлены взаимосвязи изменений теократического государства и общего хода исторического движения, определено влияние процессов секуляризации и религиозного возрождения на особенности организации и функционирования теократической власти.

Основные понятия в диссертационном исследовании вырабатывались на основе системно-структурного метода, что позволило определить теократию как систему политических властеотношений, складывающихся в процессе реализации религиозно-правовых предписаний, а теократическое государство -как систему государственной власти, направленной на осуществление религиозно-правовых норм.

Теоретико-правовая специфика темы обусловила использование сравнительно-правового метода. С его помощью анализировалось законодательство зарубежных стран в области государственно-конфессиональных и религиозно-образовательных связей, вносились предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы отношений церкви и государства в России. Сравнительно-правовое исследование теократического государства со светским и правовым показало их принципиальные отличия, позволив тем самым значительно глубже изучить свойства данных видов государств.

С помощью социологического метода было получено представление об особенностях религиозно-правовой регламентации общественных отношений в современных теократических государствах и государствах с теократическими тенденциями, определено ее влияние на общий уровень правонарушений.

Детальный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения государственной власти и религии осуществлялся посредством формально-логического метода.

В процессе научной работы изучалось значительное количество отечественной и зарубежной литературы по теории права, государствоведению, религиоведению, истории, философии, социологии и психологии. Исследование опирается также на публикации в российской прессе и сообщения средств массовой информации.

Историческое освещение исследуемой темы основывалось на работах историков государства и права: В.В. Бартольда, Л.С. Васильева, Ю. Велльхаузена, В.И. Гуляева, И.П. Петрушевского, а также на трудах историков церкви: Е. Гергея, А.В. Карташева.

На философском уровне проблема теократии осмысливалась, опираясь на труды известных философов и богословов: Августина Блаженного, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М. Бубера, В.В. Зеньковского, Ж. Маритена, Б. Ланга, B.C. Соловьева, П. Тиллиха, Е.Н.Трубецкого.

Анализ и обобщение государственно-правовых аспектов теократии основывались на выводах и положениях, сформулированных: И. Блюнчли, А.Б. Венгеровым, И.А. Исаевым, В.В. Лазаревым, Л.С. Мамутом, Р. Молем, А.В. Пчелинцевым, Л.Р. Сюкияйненом, И.Л. Фадеевой.

Учитывая комплексный характер темы, включающей в себя не только философско-правовые и богословские вопросы, но и социально-религиозные проблемы, в диссертации использовались труды зарубежных и отечественных социологов религии: М.Вебера, В.И. Гараджи, Г. Меншинга, М. Элиаде.

Специфика теократической проблематики вызвала необходимость обращаться также к религиозной литературе: Библии, Корану, Ведам, Авесте, египетской Книги мертвых и другим источникам, некоторые из которых являются одновременно как историческими памятниками права, так и действующими религиозно-правовыми актами.

Нормативную базу исследования составляют нормы международного законодательства, регулирующие отношения в области прав человека, свободы совести, мысли, вероисповедания и создания религиозных объединений, нормы Конституции России, законы и подзаконные акты Российской Федерации и зарубежных стран.

Комплексное исследование проблемы теократического государства является для отечественной юридической науки новым. Предпринимавшиеся в прошлом попытки изучения закономерностей взаимодействия вероучения и права, государства и церкви, религии и образования носили избирательный характер и ограничивались рассмотрением отдельных аспектов их существования. Теократия и теократическое государство никогда не были предметом самостоятельного теоретико-правового анализа. Они анализировались попутно: как религиозный или политический идеал какого-либо философа, стиль мышления определенной исторической эпохи, принцип организации власти конкретного государства или отдельной религии. Обобщенные, систематизированные знания о теократическом государстве отсутствовали.

В зарубежной литературе проблема теократии также не нашла должного освещения. Описанию свойств теократического государства отводится незначительное место в учебниках по государствоведению или конституционному праву, а также в соответствующих справочных и энциклопедических изданиях.

Исключение составляет сборник статей «Теократия» под редакцией немецкого автора Якоба Таубеса, вышедший в 1987 году в серии «Теория религии и политическая теология». В нем содержится статья Бернарда Ланга «К понятию теократии», где автор в хронологической последовательности приводит разнообразные точки зрения на теократию западных мыслителей: от Флавия до современных. Однако и здесь отсутствует необходимая полнота исследования теократического государства, поскольку в статье не

анализируется историческая практика религиозно-политической власти и взгляды не западных ученых и богословов, в том числе и российских.

Новаторство настоящей работы, таким образом, заключается в том, что автором впервые предпринимается попытка глубокого и всестороннего теоретико-правового анализа теократической модели властеотношении и выработка определения понятия теократия и теократическое государство.

Новизна диссертационного исследования выражается также в рассмотрении многих проблем взаимодействия государства и церкви. Впервые определяется структура - объект, субъекты и содержание государственно-церковных отношений, освещаются теоретические аспекты сосуществования Российского государства и православной церкви и анализируются перспективы их дальнейших отношений.

На защиту выносятся следующие основные положения:

под теократией следует понимать систему политических
властеотношении, смысл и содержание которых определяется
религиозно-правовыми нормами;

теократия определяется как религиозно-политическая система, характеризующаяся наличием институтов управления и контроля, обладающих возможностью легитимного принуждения подвластных индивидов;

система теократических властеотношении исторически реализуется в родо-племенных союзах на стадии их перехода к государству, в религиозных сообществах (теополитических корпорациях) и государстве;

практическое воплощение теократической идеи содержит в себе определенные логические и ценностные противоречия с основными принципами религиозного мировоззрения;

теократическое государство следует определять как особую систему 1 государственной власти, специфика которой обусловлена

организационно-структурными и регулятивными отношениями, основанными на религиозно-правовой регламентации. Практика религиозно-правового регулирования формирует в теократии особый психологический тип личности, характеризующийся своеобразием религиозного и правового сознания;

возникновение и существование теократической модели властеотношений во многом обусловливается культурно-историческими условиями жизни общества, его традиционно-религиозными и цивилизационными особенностями. При этом не следует исключать влияние на формирование институтов религиозно-политической власти других факторов: социальных, экономических, психологических, в том числе и случайностных;

современная государственность знает практику возрождения теократических тенденций, социального напряжения между религиозными и светскими структурами общества;

при реализации теократической идеи возникает особый вид государственно-церковных отношений, анализ которых имеет большое государственноведческое значение.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические выводы имеют важное научно-познавательное значение. Они углубляют и расширяют знания о взаимоотношениях государства и церкви, религии и права, делают представления о теократическом государстве более осмысленными и систематизированными.

Имеющиеся в диссертационной работе практические рекомендации, основанные на анализе российского и зарубежного опыта взаимоотношений государства и церкви, могут быть использованы органами исполнительной и законодательной власти в процессе совершенствования механизма регулирования деятельности религиозных объединений и организаций.

Материалы исследования могут применяться также в преподавании курсов теории государства и права и истории политических и правовых учений.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и прошла обсуждение на кафедре теории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения и теоретические выводы диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах. Материалы исследования получили апробацию при чтении лекций и проведении семинарских занятий по теории государства и права в Московской государственной юридической академии.

Понятие теократии

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона"(94 г. до н.э.) употребил Иосиф Флавий. Теократический характер еврейского государства, по мнению историка, заключался в том, что высшим правителем в нем избран бог, а важнейшими делами занимается духовенство, возглавляемое первосвященником

Отмеченные Флавием признаки теократии получили широкое признание в науке государства и права, а первоначальное определение боговластия в различных модификациях, обусловленных, главным образом, намерением исследователей подчеркнуть тот или иной аспект изучаемой проблемы, и сегодня является общеупотребительным.

Так, почти полностью воспроизводят флавийскую дефиницию теократии отечественные энциклопедические словари. Большая советская и историческая энциклопедии определяют теократию как форму государства, при которой политическая и духовная власть сосредоточена в руках церковной иерархии, управляющей государством, а высшая светская власть осуществляется главой духовенства2 В политологическом энциклопедическом словаре под теократией понимается форма правления, характеризующаяся также наличием власти у духовенства или главы церкви

Историческое многообразие политического лидерства духовных лиц вызвало необходимость конкретизировать дефиницию теократии. В отдельных случаях ученые, принимая во внимание первенствующую роль в государстве священнослужителей, главным свойством теократии, которое отличает ее от иных политико-религиозных структур, считают специфическое положение главы теократической власти.

Например, Макс Вебер, исходя из соотношения духовной и светской власти, выделял три типа государства. В иерократии, по мнению исследователя, священники узаконивают земное господство, в цезаропапизме светский правитель не только не допускает самостоятельной власти церкви, но и подчиняет ее себе, а в теократии, рассматриваемой социологом в качестве проявления иерократии, влиятельное положение духовенства доходит до формального руководства государством.

Густав Меншинг указывал также на три формы взаимопроникновения в государстве мирского и священного. По его мнению, в харизматическом царстве (Индия, Иран, германские племена) власть, окруженная ореолом мистицизма и сакральности, безличностна. В божественно-упорядоченном государстве политический лидер персонально назначается богом, а правление может предваряться инаугурацией (посвящение Саула в Израиле, Нумы Помпилия в Риме). Теократия, понимаемая как "законодательно установленное священное господство представителя власти бога", отличается, по мнению Меншинга, от других государств "особым духовным отношением священного регента с Богом"2

Теократия как идеал

Под теократией можно понимать не только встречающиеся в истории религиозно-политические системы, где основные сферы жизнедеятельности регламентируются религиозно-правовыми предписаниями. Она является также идеалом, умозрительным образом межличностных отношений. Идейно-теоретическое содержание понятия теократии по своему происхождению религиозно. Как правило, теократические воззрения развивались в рамках отдельных вероучений. Во многих вероучениях встречаются представления о Царстве Божьем (рае), т.е. о некоем наивысшем, идеальном обществе, где люди живут под непосредственным божественным руководством в беззаботно-счастливом досуге, в полной гармонии с божественной волей. В райском царстве торжествует добро, справедливость, любовь, там нет взаимных ссор и распрей. Царство Божье видится в минувших событиях прошлого либо в отдаленной перспективе будущего человечества, принимая формы «золотого века", "царства сына человеческого" и т.д. Данные воззрения так или иначе присутствуют во всех вероучениях, в том числе и в религиях простейших бесписьменных культур1. В отдельных вероучениях, например в древнеегипетской религии, исламе, буддизме, зороастризме, христианстве и некоторых других, представления о Царстве Божьем достигают высокой степени развитости. На их формирование оказывали влияние исторические условия жизни народов, заимствования из иных религиозных традиций, а также интенсивный духовный опыт пророков и богословов.

Применительно к Царству Божьему вряд ли можно говорить о политических отношениях и религиозно-правовой регламентации. Хотя описываемая различными религиями райская жизнь и является самым что ни на есть истинным боговластием, но в строгом смысле слова ее нельзя назвать теократией. Значение анализа представлений о Царстве Божьем для настоящего исследования состоит в том, что все концепции, а также практические модели теократической и квазитеократической власти (о ней речь пойдет ниже) вдохновлялись именно этими представлениями. Царство Божье выступает для теократии идеалом, конечной целью развития. Мысли о нем тревожат умы как теоретиков, так и практиков теократии, желающих возвращения «золотого» прошлого или скорейшего наступления райского будущего.

Мифы о Царстве Божьем в зависимости от основных моментов содержания можно подразделить на эсхатологические и генетические. Первые рисуют картину конца света, апокалипсиса, завершающегося божественным судом и воскресением праведников для вечной жизни в Царстве Божьем. К эсхатологическим идеалам теократии следует отнести иудейские представления о Царстве Сына человеческого, христианские откровения об установлении 1000-летнего царства Христа и новом Иерусалиме, шиитское учение о возвращении и правлении над миром последнего двенадцатого имама и некоторые другие. Генетические мифы связывают Царство Божье с временами безвозвратно ушедшего прошлого. К ним относятся древнегреческие предания о легендарной эпохе «золотого века», даосские и конфуцианские представления о совершенном правлении первых императоров Поднебесной.

Религиозные доктрины столь разнообразны, что подобные разграничения четко удается сделать по отношению не ко всем вероучениям. Иногда религиозные догмы содержат образ Царства Божьего, которое лежит как в начале, так и в конце человеческой истории. Например, христианская теократия - новый Иерусалим, является одновременно началом и концом или, выражаясь языком Откровения, «альфой и омегой» всего сущего.

Встречающиеся в религиозных текстах представления о Царстве Божьем, конечно же, связаны с политико-правовой действительностью раннеклассовых государств, являясь в определенной мере отражением власти жрецов и религиозно-правового регулирования общественных отношений. Конкретно-историческим характером обладает, например, описание правления легендарных правителей - основателей государств: Менеса, Ромула, Рема, Тесея, праведных китайских ванов и т.д. Но в не меньшей степени они содержат мифические, фантастические мотивы, связанные с божественным происхождением или избранием земных правителей, с наличием у них сверхъестественных способностей. По отношению к социальным взаимодействиям и теоретическим моделям теократии они выступают также самостоятельным, независимым феноменом. Кроме того, с точки зрения религиозного сознания, божественный миропорядок с царящей в нем гармонией божественных и человеческих отношений обладает большей реальностью, чем земная жизнь: бог есть истинное бытие. Идеи Царства Божьего оказывают на историческую реальность очень сильное обратное воздействие, изменяя ее "по своему образу и подобию».

. Понятие теократического государства

Традиционно специфика организации и осуществления государственной власти раскрывается в юридической науке через категорию форма государства. Следуя традиционному пониманию, многие ученые видят в теократии форму государства. Данная точка зрения содержится в Большой и Исторической советских энциклопедиях, а также в работах некоторых зарубежных исследователей1. По мнению автора, с данным утверждением нельзя согласиться.

Форма государства представляет собой взятые в целостности три комплекса отношений: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. При определении государственной теократии как формы государства возникает резонный вопрос: какие из составляющих формы государства обуславливают его теократичность? Думается, что определение государственной теократии как формы государства должно указывать как минимум на один из параметров формы государства, т.е. на форму правления, или форму государственного устройства, или политический режим. Отождествление же теократии просто с формой государства не выявляет качественной, политико-правовой определенности теократического государства и ведет к бессистемному, эклектичному перечислению его признаков. В то время как проблема теократического государства состоит именно в определении его видовых, типических свойств.

Предпочтительными в данной связи являются суждения, трактующие теократию как самостоятельную форму правления, либо как один из видов монархии или республики. Наибольшее распространение как в отечественной, так и в зарубежной западной науке получила точка зрения, в соответствии с которой под теократией понимается разновидность монархии. Так, по мнению Карла Шмитта, особенность теократической монархии состоит в том, что глава государства получает авторитет ни от кого другого, а только от бога и управляет по подобию бога1 . Аналогичных взглядов придерживаются и многие другие исследователи2

Внешне теократия и монархия очень похожи. Такие признаки как бессрочное, юридически безответственное и единоличное правление сильно сближает их между собой. Однако характерный для монархии наследственный порядок замещения верховной власти является для теократии не только необязательным, но по существу неприемлемым институтом. С точки зрения теократического идеала наследование власти недопустимо вследствие того, что ее суверенным обладателем является бог, который и имеет исключительное право решать вопрос о передачи правления. Глава теократического государства считает себя преемником бога либо его ближайшего последователя и поэтому не может завещать верховное руководство своим потомкам. Да и откуда им взяться у теократических лидеров, олицетворяющих авторитет веры, если последняя в некоторых случаях предусматривает обет безбрачия?!

Наследование верховной власти, встречающееся в Древнем Египте, в Сасанидском царстве, в Саудовской Аравии не является для теократии правилом. Немало знает история примеров ненаследственных теократии. К ним можно отнести Папскую область, Ватикан, государство Тибет, Иран и ряд других государств. Следует добавить, что и наследственные теократии имеют свои особенности, которые не позволяют вести речь, собственно, о монархическом правлении, поскольку в таких государствах важную роль играет духовенство, ограничивающее самостоятельность царя, в том числе и в вопросах властепреемства. Примером этому может служить Древний Египет.

Религиозные каноны относятся к монархической власти как к заблуждению, как к вынужденной необходимости. Когда старейшины Израиля приходят к пророку Самуилу с просьбой "поставить над ними царя", тот отговаривает их и обратясь к богу, получает следующий ответ: "...Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними " .

О недопустимости рассмотрения теократического правления в качестве разновидности монархической власти утверждают теоретики ислама. В соответствии с представлениями о суверенной и всеобъемлющей власти Аллаха, монархии, когда-либо существовавшие в истории исламского общества, расцениваются мусульманскими богословами как отступление от норм религии и осуждаются. Вот, например, что по этому поводу говорил великий теократ современности имам Аятолла Хомейни: "Ислам объявляет монархию и наследование власти неверными и необоснованными. Пророк призывал разрушить монархические формы правления... Истинным монархом является только Аллах и Он не нуждается в партнерстве"2.

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство -такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истоки теократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств. (приоритет государства над обществом)



2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию. Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

46. Проблемы типологии правовых систем .

Поц: правовая система - совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

В правовую систему входят :

Правовая идеология

Правовая культура

Правовая политика

Система права

Система законодательства

Юридическая практика … Исчерпывающий перечень дать практически невозможно.

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Среда функционирования правовых систем : связи, отношения, состояния, режимы, статусы, гарантии, принципы, правосубъектность.

Блоки правовых систем : нормативный, динамический, правообразующий, блок прав и обязанностей, доктринальный (научный), статистический и др. - между ними связи и взаимоотношения.

Понятие правовой системы широкое, оно не охватывается даже понятием права.

Структура правовой системы:

1. Действующее законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Право - система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.д., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений).

2. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему (динамическое состояние) и желаемому (статическая составляющая, стереотипы) праву.

3. Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. (правовая семья → правовая система → правовые группы).