В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:
размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;
минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:
правительства города Москвы;
объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).
после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;
если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;
Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
Размер минимальной заработной платы в г. Москве
Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы | Размер минимальной заработной платы (руб., в месяц) |
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы |
---|---|---|
с 1 ноября 2018 г. | 18 781 | Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП |
с 1 мая 2018 г. | 18 742 | |
с 1 января 2018 г. | 18 742 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП |
с 01.10.2017 | 18 742 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП |
с 1 июля 2017 г. | 17 642 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП |
с 1 октября 2016 г. | 17 561 | "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП |
с 1 января 2016 г. | 17 300 | "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015 |
с 1 ноября 2015 г. | 17 300 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015) |
с 1 июня 2015 г. | 16 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015) |
с 1 апреля 2015 г. | 15 000 | |
с 1 января 2015 г. | 14 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 |
с 1 июня 2014 г. | 14 000 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014) |
с 1 января 2014 г. | 12 600 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 |
с 1 июля 2013 г. | 12 200 | |
с 1 января 2013 г. | 11 700 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012 |
с 1 июля 2012 г. | 11 700 | |
с 1 января 2012 г. | 11 300 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011 |
с 1 июля 2011 г. | 11 100 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011) |
с 1 января 2011 г. | 10 400 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 |
с 1 мая 2010 г. | 10 100 | |
с 1 января 2010 г. | 9 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009 |
с 1 сентября 2009 г. | 8 700 | |
с 1 мая 2009 г. | 8 500 | "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008 |
с 1 января 2009 г. | 8 300 | "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008 |
с 1 сентября 2008 г. | 7 650 | "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008) |
с 1 мая 2008 г. | 6 800 | "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 |
с 1 сентября 2007 г. | 6 100 | |
с 1 мая 2007 г. | 5 400 | "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006 |
с 1 сентября 2006 г. | 4 900 | |
с 1 мая 2006 г. | 4 100 | "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005 |
с 1 октября 2005 г. | 3 600 | |
с 1 мая 2005 г. | 3 000 | "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004 |
с 1 октября 2004 г. | 2 500 | |
с 1 мая 2004 г. | 2 000 | "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003 |
со 2 полугодия 2003 г. |
1 800 | |
с 1 января 2003 г. | 1 500 | "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002 |
с 1 сентября 2002 г. | 1 270 | |
с 1 января 2002 г. | 1 100 | "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001 |
Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)
(извлечение)
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
Работодатели:
2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.
2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).
2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.
2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.
2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.
Профсоюзы:
2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.
2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)
2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.
Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:
3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.
3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
С целью создания единых основ оплаты труда для работников всех российских организаций, государством был установлен ее минимальный размер.
Факторы, влияющие на минимальный размер заработной платы
Минимальный размер оплаты труда устанавливается на основании различных факторов, большая часть которых имеет экономические предпосылки, такие как:
- Политика государства в сфере ценообразования;
- Уровень безработицы в стране;
- Уровень инфляционных процессов;
- Потребности населения.
Для чего используется МРОТ
Минимальный размер оплаты труда, в сущности своей, применяется для:
- Контроля действий работодателей в отношении расчетов с персоналом;
- Исчисления социальных пособий для сотрудников – пособие по беременности и родам , больничные ;
- Расчета налогов в соответствие с налоговым, гражданским и административным законодательством;
- Определения величины штрафов в случае нарушения требований законодательства;
- Исчисления фиксированных страховых взносов индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику.
Федеральный и региональный МРОТ: какой применять?
Минимальный размер оплаты труда устанавливается на федеральном уровне. Тем не менее, власти субъектов Федерации вправе корректировать его в большую сторону в зависимости от экономических особенностей региона на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате.
У работодателей есть возможность оформить отказ от применения региональных значений в течение одного месяца со дня публикации соглашения. Если же этого не сделать, то компании и предприниматели автоматически должны применять региональные значения «минималки». Величина регионального МРОТ не может быть установлена ниже федерального значения.
Минимальный размер оплаты труда в 2017 году
С 1 января, впрочем, уже не впервые, не было произведено повышение минимальной оплаты труда в 2017 году. На текущий день действует значение, установленное 01.07.2016 г., в соответствии с которым МРОТ равен 7500 рублей.
В связи с тем, что минимальная оплата труда не изменилась, остается без корректировки и величина всех социальных пособий.
Тем не менее, повышение предполагается провести в июле, а именно 01.07.2017 г. на сумму в 300 рублей. Соответственно, минимальная оплата труда в 2017 году (с 01.07.17) будет равна 7800 рублей . Незначительное повышение обусловлено небольшим уровнем инфляции, который прогнозируют специалисты. Отметим, что фиксированные взносы ИП в 2017 году при этом будут рассчитываться исходя из значения в 7500. Новый МРОТ-2017 начнет применяться для расчета страховых взносов ИП лишь с 2018 года.
Если зарплата ниже МРОТ: что делать
Несмотря на то, что минимальный размер оплаты труда устанавливается с целью контроля над руководством российских организаций, на практике повсеместно возникают ситуации, когда уровень зарплаты не дотягивает до установленного значения. Как же следует поступить, если зарплата меньше МРОТ?
В первую очередь, отметим, что в некоторых случаях минимальный размер заработной платы может быть менее чем МРОТ. Это возможно когда сотрудник работает на неполную ставку, что зафиксировано в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.
Но если работник трудится полный рабочий день и успешно выполняет возложенные на него обязанности, при этом получая сумму ниже МРОТ, работодатель может понести наказание.
Каждый руководитель должен быть в курсе, что закон не обязывает устанавливать именно оклад выше минимального уровня. Так как часто заработная плата складывается из нескольких составляющих (оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера), ниже минимального размера не должна опускаться общая величина заработной платы.
Если при этом сумма все же получается меньше, работодатель обязан доплатить сотруднику разницу.
Минимальный размер оплаты труда 2017: ответственность работодателя
Если в ходе проверки трудовой инспекцией будет выявлено, что минимальный размер оплаты труда в 2017 году компанией или бизнесменом не соблюдается, работодатель, как юридическое лицо, так и физическое, понесет ответственность в соответствии с нормами трудового права.
Для организаций предусмотрены штрафы в размере 30 000-50 000 рублей. В дополнение к этому санкции могут коснуться и виновных должностных лиц (1000-5000 рублей).
Индивидуальных предпринимателей ждет менее суровое наказание в размере 1000-5000 рублей.
При допущении повторных нарушений суммы штрафов будут повышаться.
Таким образом, минимальная оплата труда 2017 года определена федеральными властями в размере 7500 рублей, и каждый работодатель обязан учитывать ее при расчете с персоналом по оплате труда.
Вид нарушения | Нарушение | Должностные лица | ИП | Организации | |
Административное | Установление зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ) | - Предупреждение - или административный штраф от 10 до 20 тыс. руб. | Штраф от 1 до 5 тыс. руб. | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. | |
Повторное совершение административного правонарушения по предыдущей строке, если ранее привлекались к ответственности за подобное (ч.7 ст.5.27 КоАП РФ) | - Штраф от 20 до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет | Штраф от 10 до 30 тыс. руб. | Штраф от 50 до 100 тыс. руб. | ||
Уголовное | Выплата зарплаты свыше 2 месяцев в размере ниже федерального МРОТ из корыстной или личной заинтересованности (ч.2 ст.145.1 УК РФ) | - Штраф от 100 до 500 тыс. руб., - или штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до 3 лет; - или принудительные работы на срок до 3 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет, либо без такового; - или лишение свободы на срок до 3 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет, либо без такового | Примечание. По УК РФ отвечает руководитель организации, работодатель-физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного подразделения | ||
Нарушения по предыдущей строке, если они повлекли тяжёлые последствия (ч.3 ст.145.1 УК РФ) | - Штраф от 200 до 500 тыс. руб.; - или штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 до 3 лет; - или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с дисквалификацией на срок до 5 лет, либо без такового | ||||
§ Если в рамках проверки выявлено, что уровень дохода сотрудников ниже положенного, необходима доплата до установленного уровня. Иначе высок риск ответственности (см. таблицу выше).
§ При неполной занятости работника минимальный порог МРОТ, до которого необходимо доплатить, определяется пропорционально отработанному времени.
§ Рекомендуем составить приказ в свободной форме, где будет указано основание "несоответствие установленному уровню минимального размера оплаты труда в соответствии с 82-ФЗ или привести реквизиты регионального соглашения".
§ Также необходимо подготовить бухгалтерскую справку-расчет доплаты за уже отработанное время. Чтобы не делать такие доплаты каждый месяц - рассмотрите возможность увеличения оклада, стоимости нормы, или других элементов зарплаты. Не забудьте, что в этом случае надо заключить дополнительное соглашение к трудовым договорам, изменить локальные документы по оплате труда.
§ После доначислений до необходимого уровня МРОТ за прошлые периоды работодатель признает факт задержки выплаты. В этом случае возникает
ü материальная ответственность по статье 236 ТК РФ. Причем независимо о того, есть вина работодателя или нет. Данная статья с 3 октября 2016 года действует в новой редакции. Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ был изменен порядок расчета минимальной суммы процентов:
Сумма денежной компенсации = Сумма невыплаченной зарплаты х 1/ 150 х Ключевая ставка ЦБ РФ / 100% х Количество дней просрочки
§ Денежная компенсация должна быть выплачена одновременно с задержанной суммой. Локальными документами предприятия или трудовым договором может быть предусмотрена большая сумма компенсации. Кроме того, пункт 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 уточняет, что выплата компенсации не отменяет права сотрудника на индексацию задержанной суммы на коэффициент инфляции.
Правительство приняло решение повысить размер МРОТ в России с 1 июля 2017 года на 300 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ). О том, как применять новую минималку в расчетах, читайте в этой статье.
В России на федеральном уровне установлены три вида минимального размера оплаты труда. Также предусмотрена своя минималка для регионов и отдельных отраслей. С 1 июля 2017 года МРОТ в России снова вырастет.
О размерах минималки на федеральном уровне и в регионах, как и для чего используется каждый из них, как увеличение минимального размера оплаты труда влияет на деятельность компании, и что необходимо сделать, чтобы избежать штрафов, расскажем далее.
Повышение МРОТ в России с 1 июля 2017 года
Минимальный размер оплаты труда определена Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В зависимости от цели в этом законе установлены три вида МРОТ (см. таблицу ниже).
Для регулирования оплаты труда, расчета пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, уплаты взносов, расчета налогов, сборов и штрафов применяется размер оплаты труда, установленный статьей 1 закона № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ).
Сумма минималки с 1 июля 2017 г., руб. | Применение | Комментарий | Норма |
---|---|---|---|
7 800 |
Нижняя граница оплаты труда; База для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, иных выплат; Объект налогообложения взносами для ИП, адвокатов, нотариусов, оценщиков и прочих самозанятых лиц, не имеющих наемных работников |
В законе есть оговорка, что данный показатель можно использовать только для указанных целей. | Статьи 1-3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
100 | База для расчета стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат | Статья фактически перестала действовать с принятием Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ. |
Статья 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
100 | База для расчета налогов, сборов и штрафов | Не применяется | Статья 5 Федерального закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Еще раз отметим, на текущий момент актуален только минимальный размер оплаты труда, определяемый статьями 1-3 закона № 82-ФЗ. Именно он имеется ввиду:
- при упоминании в ТК РФ - как гарантированный уровень оплаты;
- в НК РФ - как база для расчета взносов;
- в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ - как база для расчета пособий и ограничение суммы по больничным.
На повышение МРОТ с 1 июля 2017 года надо обратить внимание прежде всего организациям, у которых размер заработка сотрудников близок к минимально допустимому уровню. Существует риск нарушения ТК РФ, которое может выявить трудовая инспекция при проверке. При этом ответственность предусмотрена как административная, так и уголовная. Необходимо также внимательно работать с дополнительными параметрами, такими как районный коэффициент и "северный" стаж.
Но контроль за федеральной минималкой и коэффициентами не может гарантировать отсутствие претензий по размеру выплат, в большей части субъектов РФ уровень зарплат регулируется региональной минималкой. Поэтому организациям, у которых сотрудники работают в разных концах страны, да и всем остальным, необходимо пристальное внимание к этому.
Федеральный МРОТ влияет на правильность исчисления сумм пособий по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Сами пособия не так сильно влияют на финансовое положение организаций, так как большая доля выплачивается за счет ФСС. Но некорректные расчеты опять же могут привести к штрафам.
Для лиц, занимающихся частной практикой, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года не влияет на расчет взносов. Но из-за предыдущего повышения база для расчетов увеличилась на 21 %.
Многие кадровые работники уже знают, что с 1 июля 2017 года федеральный МРОТ повышен с 7500 до 7800 рублей. См. « ». Меньше действующего МРОТ работодатели не вправе платить своим сотрудникам. Однако, заметим, что МРОТ не может быть меньше общефедерального. Зная это, некоторые регионы устанавливают «местный» МРОТ выше федерального. Какой МРОТ использовать в расчетах с 1 июля? Можно ли отказаться от региональной «минималки» МРОТ? Нужно ли повышать зарплаты? В данной статьей вы найдете ответы на вопросы, также сможете ознакомиться таблицей МРОТ с 1 июля 2017 года по регионам России.
Повышение МРОТ на федеральном и региональном уровне
С 1 июля МРОТ повышен с 7500 до 7800 рублей. С этой даты для расчета зарплаты и различных пособий учитывайте новый минимальный заработок.
Кроме зарплаты, МРОТ влияет на три вида пособий:
- больничное;
- по беременности и родам;
- по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Заметим, что субъектам РФ (регионам) дано право устанавливать на своей территории размер минимальной зарплаты, отличающийся от федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Региональная «минималка» устанавливается трехсторонним соглашением. Его согласуют на уровне правительства или администрации субъекта (области, края, автономного округа и т. д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей. Так, к примеру, с 1 июля 2017 года МРОТ в Москве вырос до 17 624 рублей. См. « ».
При этом некоторые кадровые работники интересуются: «С каким МРОТ сравнивать зарплату работников – региональным или федеральным?».
ОТВЕТ
С 1 июля 2017 года сравнивайте выплату за месяц с той «минималкой», которая больше. Итоговая сумма должна быть в пользу работника. При этом имейте в виду, что не меньше регионального МРОТ должна быть совокупность всех установленных работнику выплат, составляющих его зарплату (ст. 129 ТК РФ). То есть не только оклад, но и компенсации с премиями.
Зачастую бывает, что региональный МРОТ выше федерального. Однако в июле 2017 года не исключена ситуация, когда федеральный МРОТ больше регионального. Так, например, в Архангельской области МРОТ установлен на весь 2017 год – 7500 рублей в месяц, а федеральный с 1 июля – 7800 рублей. Получается, что с 1 июля в Архангельской области для расчетов и установления заработка нужно принимать во внимание федеральный МРОТ (7800 рублей).
Какие налоги удерживаются, если зарплата равна МРОТ
Некоторые работодатели устанавливают сотрудника заработную плату четко в соответствии с МРОТ (не больше и не меньше). Однако если зарплата сотрудника равна МРОТ, с нее все равно следует удерживать НДФЛ и страховые взносы, в том числе «на травматизм». Это подтверждается нормами законодательства:
- НДФЛ – статьи 210 и 217 Налогового кодекса РФ;
- страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование – статьи 420 и 422 Налогового кодекса РФ;
- страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний («на травматизм») – статьи 20.1 и 20.2 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.
Таблица по регионам: МРОТ с 1 июля 2017 года
Центральный федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | ||
Белгородская | Не ниже прожиточного минимума (для внебюджетной сферы) | 8 368 (для предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета) |
7800 (для предприятий, финансируемых из федерального бюджета) | ||
8046 (для предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета) | ||
7500 (для предприятий, финансируемых из федерального бюджета) | ||
Брянская | 7500 | 7800 |
Владимирская | 8500 | 8840 |
7500 (для бюджетников) | 7800 | |
Воронежская | Прожиточный минимум | 7800 |
Ивановская | - | |
Калужская | - | |
Костромская | - | |
Курская | 9665 | |
7800 (для бюджетников) | ||
Липецкая | 1,2 прожиточного минимума | - |
Московская | 12500 | 13750 |
7 500 (для бюджетников) | 7 800 (для бюджетников) | |
Орловская | Прожиточный минимум | 10000 |
Рязанская | 7500 | 7800 |
Смоленская | ||
Тамбовская | ||
Тверская | ||
Тульская | 13000 | 13520 |
11 000 (для гос- и муниципальных учреждений) | 11440 | |
Ярославская | 9640 | 10026 |
8021 (для малого и среднего предпринимательства) | 8 342 (для малого и среднего предпринимательства) | |
7560 (для бюджетников) | 7 800 (для бюджетников) | |
Москва | 17561 | 17624 |
Северо-Западный федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Карелия | Прожиточный минимум | |
Коми | 8100 | - |
Архангельская | 7500 | 7800 |
Вологодская | ||
Псковская | ||
Калиниградская | 10000 | 10400 |
7500 (для бюджетников) | 7800 (для бюджетников) | |
Ленинградская | 7800 без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера | 10850 |
7500 (для бюджетников) | 7800 (для бюджетников) | |
Мурманская | 14281 | - |
Новгородская | Прожиточный минимум | - |
Санкт-Петербург | 11 700 без учета компенсационных и стимулирующих выплат | 16000 |
Ненецкий авт. округ | 12420 | 12917 |
7500 (для бюджетников) | 7 800 (для бюджетников) |
Южный федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Адыгея, Калмыкия | 7500 | 7800 |
Краснодарский край | Прожиточный минимум | |
Астраханская | 7500 | 7800 |
Волгоградская | 1,2 прожиточного минимума | - |
Ростовская | 7500 | 7800 |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Дагестан, Ингушетия | 7500 | 7800 |
Кабардино-Балкария | Прожиточный минимум | Прожиточный минимум |
7500 (для гос- и муниципальных учреждений, а также компаний, финансируемых из фед. бюджета) | 7 800 (для гос- и муниципальных учреждений, а также компаний, финансируемых из фед. бюджета) | |
Карачаево-Черкессия | 7500 | 7800 |
Северная Осетия - Алания | ||
Чеченская Республика | 9274 | 9274 |
7500 (для бюджетников) | 7800 | |
Ставропольский край | 7500 | 7800 |
Приволжский федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Башкортостан | 8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях) | 8900 |
7500 (для бюджетников) | 7800 | |
Марий Эл | 9251 | 9621 |
7500 (для бюджетников) | 7800 | |
Мордовия | 7500 | 7800 |
Удмуртия | ||
Татарстан | 8252 | |
Чувашия | 7800 | |
Пермский край | Прожиточный минимум | - |
Нижегородская | 9000 | 9360 |
7500 (для бюджетников) | 7800 | |
Оренбургская, | 7500 | 7800 |
Пензенская, Кировская | ||
Самарская | ||
Саратовская | 7900 | 7900 |
7500 (для бюджетников) | 7800 | |
Ульяновская | 10 000 (не ниже прожиточного минимума) | 10342 |
7500 (для бюджетников) | 7800 |
Уральский федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Курганская | 7620 | 7925 |
7500 (для бюджетников) | 7 800 (для бюджетников) | |
Свердловская | от 8 154 до 8 862 | от 8 216 до 9216 |
7800 | ||
7 500 (для бюджетников) | ||
Тюменская | 9950 | - |
8500 (для бюджетников) | ||
Ханты-Мансийский АО | 16500 | - |
Челябинская | 9200 | 9568 |
7800 | ||
7500 (для бюджетников) | ||
Ямало-Ненецкий авт. округ | 12 431 (с учетом доплат и надбавок) | 12 927 (с учетом доплат и надбавок) |
7500 (для бюджетников) | 7800 |
Сибирский федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Алтай | 8751 - для компаний внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования) | 9 101 и |
7800 соответственно | ||
7500 - для с/х организаций, | ||
Бурятия, Тыва, | 7500 | 7800 |
Хакасия | ||
Алтайский край | 9400 (для внебюджетных организаций, за исключением ЖКХ, инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные объединения, и тех, кто участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения | - |
8116 (для инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для внебюджетных организаций жилищно-коммунального хазяйства, за исключением тех, кто участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения) | ||
Забайкальский край | 7500 (для с/х, а также бюджетных организаций) | 7 800 руб. (для с/х и бюджетников) |
9066 - в Каларском районе | ||
7857 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах | ||
8059 (для внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства) | ||
для внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: | ||
10 429 - в Канарском | ||
9480 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах | ||
Красноярский край | 16 130 - г. Норильск | - |
14 269 - Северо-Енисейский район | ||
16 130 - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (кроме сельского поселения Хатанга) | ||
24 026 - Хатанга | ||
15 313 - Туруханский район | ||
19 009 - Эвенкийский муниципальный район | ||
14 114 - Енисейск | ||
11 167 - г. Лесосибирск | ||
13 788 - Богучанский | ||
15 200 - Енисейский | ||
13 571 - Кежемский | ||
14 548 - Мотыгинский районы | ||
9926 (для прочих районов) | ||
Иркутская | 12 652 (для компаний и ИП в районах Крайнего Севера) | 95% прожиточного минимума |
9717 (для компаний и ИП в других районах) | ||
10 754 (для гос- и бюджетных предприятий) | ||
8259 (для гос- и бюджетных предприятий в других районах) | ||
7500 (для с/х) | ||
Кемеровская | 1,5 прожиточного минимума (кроме сферы регулируемого ценообразования и ИП) | |
7500 (для бюджетников) | 7800 (для бюджетников) | |
Новосибирская | 7500 (для с/х) | 7800 (для с/х) |
9030 (для бюджетной сферы кроме организаций фед. бюджета) | ||
9390 (для внебюджетной сферы кроме с/х) | ||
Омская | 7500 (для с/х) | |
9030 (для бюджетной сферы, кроме организаций фед. бюджета) | ||
9390 (для внебюджетной сферы, кроме с/х) | ||
Томская | 8925 (для муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Томск, а также иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска) | 9 282 (для муниципальных автономных...) |
7500 (для организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, иных работодателей (кроме муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования г. Томск, а также иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска) | 7 800 (для организаций, финансируемых из бюджетов...) |
Дальневосточный федеральный округ | ||
---|---|---|
Область/край | МРОТ до 1 июля 2017 года, руб. | МРОТ с 1 июля 2017 года, руб. |
Республика Саха (Якутия) | 16824 | 7800 |
7500 (для бюджетников) | ||
Камчатский край | 18 210 (для организаций на территории Корякского округа) | - |
19 510 (для организаций на территории Алеутского муниципального района) | ||
16 910 (для организаций на остальной территории Камчатского края) | ||
Приморский край | 7500 | 7800 |
Хабаровский край | 11 414 (для Бикинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского, Хабаровского районов и Хабаровска) | 11 871 |
12 408 (для Амурского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, Николаевского, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского районах и Комсомольск-на-Амуре) | 12 904 | |
14 269 (для Аяно-Майского района) | 14 840 | |
15 510 (для Охотского района) | 16 130 | |
соответственно | ||
Амурская | 7500 | 7800 |
Магаданская | 18 750 (для внебюджетного сектора Магаданской области, за исключением Северо-Эвенского городского округа) | - |
20 250 (для внебюджетного сектора в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области) | ||
Сахалинская | 15 000 (для работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск) | 15 150 |
18 571 (для работающих в Ногликском, Охинском районах) | 18 757 | |
20 000 (для работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах) | 20 200 | |
7 500 (для бюджетников) | 7 800 | |
соответственно | ||
Еврейская автономная | 7500 (с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока) | 7800 |
Чукотский авт. округ | 7500 |
Отказ от региональной минималки
Соглашение о региональном МРОТ с 1 июля 2017 года становится обязательным для применения только для того, кто его принял после опубликования в СМИ. После публикации работодателю отведено 30 дней, чтобы передать в администрацию региона заявление об отказе от применения региональной «минималки». В таком отказе требуется пояснить причины, по которым работодатель не может выплачивать работникам МРОТ региона. Приведем образец отказа о МРОТ в регионе:
Если отказа в срок не в администрацию региона не поступит, то считается, что работодатель «по умолчанию» согласился с соглашением о МРОТ с 1 июля 2017 гола в соответствующем регионе и, как следствие, должен выплачивать заработную плату не ниже значения, установленного законом субъекта РФ.
Когда работодателя могут привлечь к ответственности
Если работодатель не направит отказ и не повысит заработок до уровня регионального значения, установленного с 1 июля 2017 года, то возможны санкции.
Перечислим административные штрафы по статье 5.27 КоАП РФ:
- для должностного лица (например, директора) – от 10 000 до 20 000 руб.;
- для индивидуального предпринимателя (работодателя) – от 1000 до 5000 руб.;
- для организации (юридического лица) – от 30 000 до 50 000 руб.
Если организация допустит нарушение повторно, то ответственность будет жестче:
- для должностного лица (например, директора) – штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию сроком от одного года до трех лет;
- для ИП – штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
- для компании – штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Вопрос об административном наказании нарушителей рассматривает трудовая инспекция или суд (ч. 1, 2 ст. 23.1, 23.12 КоАП РФ).
Также имейте в виду, что при отказе от регионального МРОТ, работодателя могут вызвать в ИФНС на зарплатную комиссию. Мы рассматривали этот вопрос в статье « ».