Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный). Диспозитивный метод правового регулирования: определение, пример

Императивный метод Диспозитивный метод
1. По основаниям и порядку возникновения, изменения и прекращения правоотношений
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе нормы права, а не по взаимному соглашению субъектов Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на договорной основе
2. По правовому положению субъектов правоотношений
Субъекты правоотношений находятся, как правило, в отношениях «власти-подчине­ния». Они имеют неодинаковый объем прав и обязанностей, который точно определен нормами права Субъекты правоотношений не находятся в отношениях «власти-подчинения». Их правовое положение характеризуется равенством сторон и возможностью самостоятельно, по взаимному соглашению, определять объем своих прав и обязанностей
3. По видам санкций и порядку их применения
Санкции правовых норм имеют карательный характер Санкции правовых норм имеют правовосстановительный (компенсационный) характер

Кроме методов правового регулирования, выделяют также типы правового регулирования:

1. Общедозволительный . В его основе лежит общее дозволение, которое выражается следующей формулой: «разрешено все то, что не запрещено законом». Основан на преобладании дозволений и характерен для отраслей частного права. Он способствует проявлению самостоятельности, инициативности, активности.

2. Разрешительный (общезапретительный). В его основе лежит общий запрет, который можно выразить следующей формулой: «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Основан на преобладании запретов и обязываний и характерен для публично-правовых отношений.

Выбор типа правового регулирования зависит от содержания регулируемых общественных отношений, а также некоторых других факторов, которые заставляют субъекта правотворчества избрать в целях повышения эффективности правового регулирования общественных отношений наиболее адекватный им тип правового регулирования.

В теории государства и права в научный оборот вошло также понятие правовой режим. Этим термином обозначается специфика правового регулирования определенной сферы общественных отношений. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различного сочетания способов, методов и типов правового регулирования.

Система законодательства

Система законодательства – это совокупность законов и подзаконных нормативных правовых актов, являющихся внешней формой выражения права.

Понятия система законодательства и система источников права не тождественны. В систему источника права, кроме нормативных правовых актов, входят и иные признаваемые государством источники. Таким образом, система законодательства и система источников права соотносятся как часть и целое.

Понятия система права и система законодательства также не тождественны. Если система права характеризует внутреннее строение права, то система законодательства характеризует внешнюю форму его выражения (табл. 2).

Таблица 2

Отличия системы права и системы законодательства

Система права Система законодательства
Характеризует внутреннее строение права Характеризует форму внешнего выражения права
Имеет объективный характер, так как обусловлена объективно существующими общественными отношениями Имеет во многом субъективный характер, так как она определяется волей субъекта правотворчества
Выступает в качестве содержания Выступает в качестве формы
Первичным элементом является норма права Первичным элементом является нормативный правовой акт
Состоит из отраслей права, институтов права Состоит из отраслей законодательства (отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права)
Имеет только горизонтальное строение (отрасли права) Имеет как горизонтальное (отрасли законодательства), так и вертикальное строение: а) федеративное (федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации); б) иерархическое (законы и подзаконные нормативные правовые акты)

Виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы одной отрасли права (например, уголовное законодательство состоит из Уголовного Кодекса РФ, содержащего нормы уголовного права).

2. Внутриотраслевое законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих часть норм определенной отрасли права (например, законодательство об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях, кодексов субъектов РФ об административных правонарушениях, содержащих часть норм отрасли административного права).

3. Межотраслевое (комплексное) законодательство – состоит из нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права (например, законодательство о государственной службе состоит их нормативных правовых актов, содержащих нормы административного, трудового и иных отраслей права).

Тема 18. Система права

1. Правовое регулирование.

Правовое регулирование - воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

Предмет правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

властеотношения;

отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;

отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения.

Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права).

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.

4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:

дозволение (управомочивание);

обязывание;

Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).

Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).

Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).

Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической.

Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деянии); применение мер принуждения.

5. Основными типами правового регулирования являются:

общедозволительный;

запретительный.

Смысл общедозволительного типа - разрешено вес, что не запрошено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено законом.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом).

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).

6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:

возведение государственной воли в закон;

индивидуализация прав и обязанностей;

реализация права.

При возведении воли государства в закон:

определяется круг участников правоотношения;

устанавливается (указывается) их статус;

определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;

указываются возможные варианты их поведения;

данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в

установленном порядке.

На стадии индивидуализации прав и обязанностей {правоотношения):

наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты;

нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

возникают правоотношения;

участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.

На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.

2. Механизм правового регулирования.

1. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

2. Средствами правового регулирования являются:

нормы права;

нормативной правовые акты;

акты официального толкования;

правоотношения;

акты реализации права;

акты применения права;

правосознание;

режим законности.

Норма права - правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой.

Правовая норма выступает в качестве первичного элемента ("клетки", "кирпичика") механизма правового регулирования.

Нормативно-правовой акт содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений.

Нормативно-правовой акт (как и правовая норма) издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, обшеобязателен для тех, в отношении кого он издан, подкреплен принудительной силой государства.

Акты официального толкования издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм.

Правоотношения - отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности.

Актами реализации права называются действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм.

Акты применения права - форма индивидуализированных правовых актов, которые издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения (например, приговор суда, акт амнистии).

Правосознание - отношение общества к праву, восприятие им права; режим законности - соблюдение гражданами, государственными органами конституции, законов, подзаконных актов - являются той средой, в которой осуществляется правовое регулирование.

3. Система права.

Система права - это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы права выступают:

правовые нормы - базовый, первичный элемент системы права;

правовые институты - совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений;

подотрасли - совокупность родственных правовых институтов;

отрасли права - совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

3. Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям:

по сфере распространения - на отраслевые и межотраслевые;

по правовому характеру - на материальные и процессуальные;

по функциям - на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести:

институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный);

институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный);

институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный);

институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный);

институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный);

институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный);

институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут - совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве - субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).

4. Отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.

Примером отраслей права являются:

конституционное;

гражданское;

гражданско-процессуальное;

административное.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль - промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право - подотрасль гражданского, налоговое - подотрасль финансового и т. д.).

Отрасли права могут быть:

материальными - регулирующими непосредственно общественные отношения;

процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право;

процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское - между гражданским и финансовым и т. д.)

5. Самым крупным делением системы права (распространенным в странах романо-германской правовой семьи) является выделение двух основных групп права - публичного и частного.

Публичное право характеризуется тем, что:

имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления;

опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами;

объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли.

Частное право:

регулирует общественные отношения между частными лицами;

имеет горизонтальные связи равных субъектов;

объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли.

6. Понятие "система права" нетождественно понятию "правовая система". Правовая система включает в себя:

систему права;

традиции правового регулирования;

правовые учения, доктрины, идеологию.

4. Отрасли пpaва в Российской Федерации

1. Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

2. В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:

конституционное право;

гражданское право;

гражданско-процессуальное право;

уголовное право;

уголовно-процессуальное право;

уголовно-исполнительное право;

административное право;

трудовое право;

семейное право;

финансовое право;

арбитражио-процессуальное право;

коммерческое право;

предпринимательское право;

земельное право;

экологическое право;

муниципальное право;

право социального обеспечения.

3. Конституционное право занимает центральное место среди остальных отраслей права. Конституционное право:

регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения;

конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права;

опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования;

имеет в качестве главного источника - Конституцию Российской Федерации - правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право:

регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).

Гражданско-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);

опирается на императивно-диспознтивный метод правового регулирования;

в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК).

Уголовное право:

охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью - системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);

опирается на императивный (властный) метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Уголовно-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения

приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора);

опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК).

Уголовно-исполнительное право:

регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.);

опирается на властный (императивный) метод правового регулирования;

руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Административное право:

регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка;

руководствуется императивным методом правового регулирования;

имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Трудовое право:

регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, право отношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем;

метод правового регулирования - императивно-диспозитивный;

основной источник - Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ).

Семейное право:

охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.);

опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

главный источник данного права - Семейный кодекс РФ (СК).

Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений.

Литература

  1. Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность// Правоведение. - 1992. - № 4.
  2. Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты)// Правоведение. - 1993. - № 2.
  3. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литература, 1975.
  4. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и система законодательства// Гос-во и право. - 1998. - № 2.
  5. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Гос-во и право. - 2002. - № 4.
  6. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. - 1991. - № 3.
  7. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика конституционного суда// Гос-во и право. - 1995. - № 11.
  8. Ефимова Л.Г. Соотношение частного и публичного права - правовая или политическая проблема// Юрид. мир. - 1999. - Апрель.
  9. Кириллова Е.А. Понятие и виды правовых институтов. - Саратов, 1998.
  10. Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия прав системы общества// Правоведение. - 1998. - № 2.
  11. Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства// Правоведение. - 1993. - № 3.
  12. Лесаж Мишель. Проблемы советской юридической системы глазами французского юриста // Советское государство и право. - 1988. - № 8.
  13. Лифшиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Советское государство и право. - 1984. - № 2.
  14. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Гос-во и право. - 1999. - № 2.
  15. Пешина И.Ю. Обсуждение проблемы развития системы российского законодательства // Журнал российского права. - 1998. - № 4,5.
  16. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос-во и право. - 1999. - № 9.
  17. Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. - 1987. - № 4.
  18. Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве// Правоведение. - 1994. - № 5-6.
  19. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. - М., 1976.
  20. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал рос. права. - 1998. - № 4-5.
  21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995.

Изучая и знакомясь с земельным правом очень важно не только понять суть предмета, но и уяснить, каким образом данная законодательная отрасль регулируется. А именно, какими методами происходит организация норм закона, определяется порядок взаимодействия физических, юридических и должностных лиц.

Методы регулирования земельных отношений - это способы, установленные законодательством, для воздействия на участников данной сферы с целью получить необходимый результат. Как правило, методы носят комплексный характер и выражаются в виде ограничения или, наоборот, стимулирования действия того или иного лица.

В рамках общего понятия, следует выделить способы правового регулирования различных . Структурно методы не всегда соответствуют тому типу отношений, который регулируют и в отдельных ситуациях могут применяться самые различные.

Для земельного права предусмотрены два основных метода :

  • императивный;
  • диспозитивный.

Каждому из методов присущи свои средства, а применяться они могут в зависимости от конкретной ситуации.

Императивный метод

Основой императивного метода является установка запретительных мер по отношению к субъектам земельных отношений. То есть для каждого региона, муниципального образования законом установлены конкретные права и обязанности, исключающие отклонение от их исполнения. В том случае, если субъекты права постараются избежать исполнения данных норм, последует наказание, также прописанное в законе.

К примеру, запреты могут касаться разграничения полномочий действия того или иного должностного лица, предприятия, исполнительного органа, гражданина.

Данные ограничения необходимы для того, чтобы члены общества полноценно выполняли свои обязательства и не превышали полномочий в стандартных процедурах, касающихся различных земельных сделок, оформления документов, предоставления выписок, справок. Императивный метод крайне важен для того, чтобы субъекты правоотношений достигали своих целей и в то же время не противоречили интересам государства и общества.

Методика основывается на жесткой системе мер, прописанных в Земельном кодексе РФ, а также иных федеральных и региональных нормативных актах.

Данный метод еще называется авторитарным, поскольку выражает властную волю одного конкретного субъекта земельных правоотношений - государства. Такой способ позволяет исключить реализацию интересов другого субъекта путем ограничения его прав и установления обязанностей.

Особенностями императивного метода являются:

  • исключение юридического равенства участников ;
  • отношения власти и подчинения между субъектами;
  • предусмотренные законом меры принуждения.

Диспозитивный метод

Данный регулятивный вариант представлен в виде гарантирования участникам земельных отношений возможности выбора при достижении конкретных целей и поставленных задач. В теории права выделяются несколько видов данного метода:

  • рекомендательный;
  • санкционирующий;
  • делегирующий.

Каждому из видов присущи свои особенности и порядок использования. Рекомендательный метод выражается в существовании для субъектов возможных поведенческих альтернатив при выборе варианта использования земельного надела, а также для достижения заранее определенной цели максимально быстро и просто. Рекомендации, составленные государством, позволяют сделать выбор без особых усилий. Санкционирующий метод предполагает выбор решения субъектам осуществлять самостоятельно, но с тем условием, что в законную силу они вступят только после утверждения назначенным органом, имеющим соответствующую компетенцию. Делегирующий метод представляет собой участника правоотношений определенным кругом полномочий.

Основная характеристика диспозитивного метода – это правовое равенство участников правоотношений.

Диспозитивный метод, в частности, предусматривает свободу выбора для собственника земли: использовать участок по целевому назначению или отказаться от надела в законном порядке.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Законодательством РФ предусмотрены определенные методы правового регулирования земельных отношений , позволяющие свести нарушения норм к минимуму и способствующие оптимальному использованию природных ресурсов.
  2. Диспозитивный и императивный методы – это два основных способа регулирования земельных правоотношений, каждый из которых имеет свои нюансы и особенности.
  3. В рамках императивного способа предусматривается по большей части государственное регулирование правоотношений при помощи таких приемов, как стимулирование и запреты.
  4. Диспозитивный метод имеет несколько видов и представляет собой предоставление гражданам ряда свобод и альтернатив для достижения целей и поставленных задач максимально быстро и просто.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по методам регулирования земельных отношений

Вопрос: Проконсультируйте, меня, пожалуйста, как мне можно использовать землю? Обязательно ли я должен на своем загородном участке вести сельскохозяйственную деятельность? Можно ли самостоятельно выбрать применение земли? Виталий

Ответ: Здравствуйте, Виталий. Согласно , все территории РФ разделены в соответствии с параметрами и способом использования. Для того чтобы придерживаться установленной формы использования применяется императивный метод регулирования. Гражданам запрещается эксплуатировать земельные наделы не по целевому назначению. За нарушение данного положения назначаются штрафные санкции.

Законом допускается возможность перевода земель из одного целевого назначения в другое, если это не противоречит его нормам. Использование площадей по личному выбору не допускается.

Диспозитивный метод отличается от императивного своим координационным характером.

В рамках данного метода правового регулирования государство выступает координатором действий равных субъектов урегулированного правом отношения. Как правило, этот метод связан с такой формой юридического факта, как договор, в котором находят отражения согласованные сторонами их взаимные нравы, обязанности и ответственности. Право в данном случае лишь регулирует порядок оформления договорных отношений, а также предусматривает решение вопросов правового характера на тот случай, если стороны не договорились о них самостоятельно. Естественно, что такой метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, и в том числе гражданского права.

Диспозитивный метод правового регулирования - способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Диспозитивный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;

предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Императивный метод правового регулирования

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности. В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Общественно-правовые отношения постоянно находятся в динамичном развитии. Каждую минуту в мире возникают, укрепляются и исчезают различные связи между субъектами права. Ни для кого не секрет, что рамки любых отношений устанавливаются какими-либо нормами. Правоотношения в этом случае не являются исключением.

В праве принято понятие метода правового регулирования, содержание которого составляют определенные нормы, относящиеся к той или иной отрасли права. Можно выделить два главных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный метод. Оба метода используются во всех отраслях права, однако где-то преобладающим является диспозитивный, а где-то – императивный.

Кратко о диспозитивном методе

Диспозитивный метод призван согласовывать действия различных субъектов, прямо не обязывая их к совершению какого-либо деяния. Отличительной особенностью данного метода является то, что субъекты правоотношений являются между собой равными, то есть в отношениях отсутствует аспект власти и подчинения. Диспозитивный метод наиболее часто используется в таких отраслях права, как гражданское право. Так, неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений являются различные договоры, существование которых призвано согласовывать действия и цели тех или иных лиц. Диспозитивный метод здесь является своеобразным регулятором составления договора и неоговоренных в нем аспектов.

Авторитаризм императивного метода правового регулирования

Императивный метод – это некий метод субординации, которые ставит четкие рамки дозволенных правоотношений, установленных обязывающими и запрещающими нормами.

Сущность данного метода состоит в невозможности альтернативного выбора приемлемого варианта поведения. Выбор определенного поведения является невозможным, поскольку оно регулируется четкими законодательными рамками как запрет или обязанность. Субъектам правоотношений остается лишь исполнять эти предписания, так как уклонение от них влечет за собой наложение ответственности. Из этого вытекает главная разница между императивным и диспозитивным методами. Императивный запрещает все, что не разрешено законом, а диспозитивный, наоборот, разрешает все, что не запрещено законом.

Императивный метод правового регулирования характерен, прежде всего, для отраслей публичного права, к которым, к примеру, относятся конституционное и административное право.

Итак, подводя итоги выше сказанному, выделим основные признаки императивного метода:

  1. Выражается в нормах-запретах и нормах-обязанностях.
  2. Устанавливается в нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия одних лиц и обязанности других.
  3. Базируется на государственном принуждении, осуществляемом различными органами государственной власти.
  4. Неисполнение предписанных норм влечет обязательное наложение ответственности.