Копирайт определение. Что такое копирайт? Раскладываем по полочкам


Копирайт (copywrite) – это экзистенциальный текст…

Будем проще: копирайтом называют статью, написанную непохоже на другие материалы по теме. То есть автор рассказывает о своем личном опыте или перерабатывает известную информацию глубже, чем в случае .

Принципиальной разницы между рерайтом и копирайтом для целей заказчика нет. Ему до всех этих букв на самом деле… Он заинтересован в отдаче с текста, а каким образом статья написана — не тревожит его прагматичную душу.

Как писать копирайт?

Отлично, если вы берете «свою тему». Кем вы были до того, как ? Врачом? Пишите про медицину. Строителем — про ремонт. Даже если вы только вчера окончили школу, то вам будет, что рассказать про ЕГЭ. Молодая мама может писать об уходе за ребенком, беременности, социальных выплатах. Кредиты, хобби, модели техники — вряд ли вы живете на необитаемом острове и не сталкивались ни с чем, из предложенного в заказах. А если вы поклонник Робинзона Крузо — ищите темы про туризм и выживание в экстремальных условиях.

Профессионализм копирайтера выражается не в его глубоких познаниях в той или иной области, а в умении найти, обработать и изложить доступную информацию в новом ключе.

Можно писать и на совершенно незнакомую тему, описывать товарные бренды, о которых вы никогда не слышали, например. Вряд ли вам ставят задачей, создать статью о неведомой всему человечеству штуковине.

Обо всем на свете
Есть тексты в интернете.

Интернет — не только источник заработка копирайтера, но и его творческая муза и энциклопедия. Ищите схожие статьи, анализируйте. Выбирайте из них самое, на ваш взгляд, важное. Отсеивайте лишнее — некоторые рерайтеры, которым лень учиться копирайтингу, загадили сеть своими дурными вымыслами. Фильтруйте — включайте здравый смысл.

Пользуясь исходниками, не держите их перед глазами. Ваша задача вникнуть в тему, для того чтобы написать копирайт. Если вы будете постоянно сравнивать свой текст с исходником, то у вас получится рерайт.

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! Сегодня мы рассмотрим такие понятия, как «копирайт» и «копирайтинг» (copywriting) - что это такое, чем они отличаются от «рерайта» и «рерайтинга», сколько стоят услуги копирайтера и многое другое.

Еще несколько лет назад, словом копирайтинг можно было пугать студентов гуманитарных факультетов. Теперь прогресс немного прибавил шагу и современные гуманитарии, считают копирайтинг самым прибыльным видом деятельности, которым можно заниматься на дому без каких-либо вложений.

Из этой статье вы узнаете:

  • Что такое копирайтинг и кто такой копирайтер;
  • За какой вид копирайтинга платят больше;
  • Как правильно анализировать собственный текст и начинать профессиональную деятельность.

Данная статья предназначена для тех, кто не знает, куда деть свое свободное время (впрочем, не знает, куда себя в принципе пристроить), чувствует творческий зуд и желание проявить себя в писательском ремесле.

Дочитайте статью до конца и Вы узнаете исчерпывающую информацию про копирайтинг.

Копирайтинг: что это такое и для чего он нужен, какие виды копирайтинга существуют, кто такой копирайтер — обо все этом и не только читайте далее

1. Что такое копирайтинг (копирайт) — подробный обзор и значение понятий 📃

Термин «копирайтинг » происходит от английского слова «copywriting », что в дословном переводе означает «написание текста ».

Но стоит отметить, что понимание копирайтинга у каждого представителя этой профессии свое. Поэтому если обобщить все определения, которые существуют на сегодняшний день, получится следующее:

Копирайтинг это один из видов профессиональной деятельности , что базируется на процессе создания и размещения уникального текстового материала. Зачастую оплата за работу соизмеряется количеством символов написанных без пробелов.

1.1. Копирайтинг – начало

Копирайтинг как профессия, появился задолго до появления и широкого распространения Интернета. Рекламные слоганы , презентационные и мотивационные тексты , что представляли товар или услугу были всегда востребованы на рынке .

Когда Интернет стал доступным каждому желающему, копирайтинг подвергся трансформации. Это понятие расширилось.

Теперь под определения копирайтинга подпадает создание любого уникального текста, будь то информационная статья , или описание товара объемом в несколько строк.

В оборот постепенно начинает входить понятие интернет-копирайтинг, что подразумевает создание авторских текстов с высоким уровнем уникальности. Если раньше копирайтинг использовали исключительно, как средство рекламы и пропаганды, то на сегодняшний день тексты создаются для любых целей.

1.2. Как правильно: копирайт или копирайтинг?

Хоть слово «копирайтинг » стало для многих привычным, некоторые авторы настаивают на том, чтобы называть процесс создания текста «копирайт». Если разобраться, то «копирайт » имеет немного другой смысл.

Копирайт (CopyRight ) – это авторское право, которое закрепляется за определенным объектом, что был создан посредством применения умственных или физических способностей человека.

Недоразумения по данному вопросу появились из-за возникающих, в переводе с английского, трудностей.

К примеру, CopyWrite переводится, как «готовый текст », а слово CopyRight – «оригинальная копия » или «авторское право ». Слова хоть и пишутся по-разному, имеют одинаковое произношение. Поэтому был специально введен термин «копирайтинг », который обозначает предоставляемую услугу, что связана с созданием текста.

1.3 Копирайтинг и его виды

Не стоит воспринимать копирайтинг, как единственную определяющую составляющую написанного текста.

Существует несколько его разновидностей:

  • Рерайтинг – процесс переписывания чужого текста своими словами с сохранением общей идеи, и высокой уникальностью на выходе.
  • Рекламный текст – отличается от обычного описания товара призывом, что заставляет читателя совершить звонок или покупку.
  • СЕО -копирайтинг – процесс, когда в текст вписываются ключевые поисковые запросы.

Копирайтинг многогранная профессия и только хороший копирайтер, сможет достичь в ней определенных высот.


Копирайтер — кто это и чем занимается, обязанности работы копирайтера

2. Копирайтер – кто это такой и чем он занимается + пошаговая инструкция как стать копирайтером 📝

Логично предположить, что если копирайтинг – это профессия, то копирайтер это человек, который пишет тексты . Правда, этого объяснения слишком мало, чтобы понять, кто такой копирайтер и что он делает.

В дословном переводе с английского, копирайтер – это человек, который создает текстовый материал. Копирайтер должен быть грамотным, обладать хорошим стилем, уметь заинтересовать читателя и ответить на вопрос, которому посвящена та или иная статья.

Копирайтер, создает тексты на заказ. В зависимости от пожеланий заказчика тексты могут быть или продающими или информационными .

Зачастую каждый заказ имеет свое ТЗ (техническое задание) в котором указаны все нюансы и критерии, согласно которым будет проверяться материал заказчиком.

2.1. Что входит в обязанности копирайтера?

Написать несколько предложений и слепить их в текст, может каждый человек. Поэтому логично предположить, что каждый, кто знает алфавит и умеет писать, может характеризовать себя как копирайтера. Хорошо, что это не так.

Копирайтер должен не просто уметь писать текст, но и исполнять ряд, возложенных на него обязанностей:

  • Рерайтинг . Иногда копирайтеру могут поступать заказы на рерайт, того или иного текста. То есть, нужно будет переработать готовую статью в новый, уникальный текст, сохранив при этом основную идею и структуру.
  • Редакция . Копирайтер вынужден исправлять логическую структуру и стиль повествования текста. Также необходимо следить за правильностью употребления терминологии.
  • Коррекция . Исправление грамматических, орфографических, стилистических ошибок и опечаток.
  • Заголовки и слоганы . Когда речь заходит о рекламном тексте, необходимо придумать цепляющие заголовок и слоган, которые будут гарантировать высокий уровень конверсии.
  • Изображения . Иногда копирайтеру приходится украшать свои тексты тематическими изображениями. Следует понимать, что уникальность изображения, как и уникальность текста, играют важную роль при продвижении ресурса. Поэтому необходимо иметь базовые знания редакции изображений.
  • Текст . Уважающий себя копирайтер никогда не будет сдавать заказчику сплошной текст без единого заголовка, списка или абзаца. Правильное оформления текста также входит в обязанности копирайтера.
  • СЕО оптимизация . Хоть ключевые слова уже играют не такую важную роль при ранжировании страниц в поисковой выдаче, без них не обойтись. Копирайтер должен уметь гармонично вставлять «ключевики» в статью.

Копирайтеру мало, хорошо писать, нужно еще быть грамотным и уникальным автором.

2.2. Как стать копирайтером с нуля – пошаговая инструкция для начинающих

Мнение о том, что копирайтерами становятся только те, кто имеет соответствующее образование давно принято считать ошибочным. Копирайтером может стать любой человек , который умеет складывать из слов предложения.

Благодаря тому, что эта профессия не требует особых знаний, навыков, а главное вложений — ее популярность растет с каждым днем . Кто-то достигает в копирайтинге выдающихся успехов, кто-то довольствуется стабильностью, а кто-то все бросает, но копирайтерами все становятся одинаково.

ШАГ №1. Биржа копирайтинга

Среди копирайтеров, давно бытует такой юмор: «Пока у тебя есть заказчик, ты копирайтер». Новичку в сфере создания текста найти заказчика очень трудно.

Поэтому начинающие могут воспользоваться такими приемами:

  • Поискать на соответствующих сайтах.
  • Зарегистрироваться на биржах контента или фриланса.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы , которые стоит учитывать.

Биржи Удаленная работа
Оплата заказа Плюс (+) Минус (-)
Гарантирована. Так как биржи защищают интересы обеих сторон. И если заказчик вдруг пропадет, после сдачи проекта. Ресурс автоматически переведет средства. Никто не гарантирует, что заказчик оплатит работу. Общаясь в режиме онлайн исполнитель рискует работать «на халяву».
Стоимость работы Минус (-) Плюс (+)
Новички всегда мало получают на биржах. Ведь сначала необходимо заработать рейтинг и хорошо себя зарекомендовать. Удаленная работа оплачивается в несколько раз выше, чем новичок может заработать на бирже.
Тематика и сложность заказов Плюс (+) Минус (-)
Исполнитель может выбирать заказы разного тематического направления и уровня сложности Зачастую удаленная работа не предполагает такого разнообразия и копирайтеру приходится трудиться с одной конкретной темой. Подобное решение хорошо подойдет только для специалистов в определенной области.

Взвесив все за и против, копирайтер должен сам выбрать какими путями он пойдет, чтобы найти хорошего заказчика.

ШАГ №2. Найти заказ

Большинство копирайтеров не желают рисковать и начинают с бирж. Самые популярные из них Етхт , Адвего , «Контент Монстр ». Зарегистрировавшись на сайте нужно начинать искать заказы.

Большинство ресурсов обладают простым и понятным интерфейсом. Искать заказ можно по разным критериям: уровень исполнителя, тема, стоимость.

Новичку не стоит рассчитывать на высокооплачиваемые заказы, пока он не наработает достаточно рейтинга и несколько положительных отзывов.

ШАГ №3. Выполнить задание

Если заказчик одобрил кандидатуру начинающего копирайтера, можно приступать к выполнению задания. Спешка в копирайтинге, как, впрочем, и в любом другом деле, плохой советчик. Прежде чем приступать к созданию текста, необходимо ознакомиться с условиями ТЗ .

Работу нужно сдавать в установленный срок, заказчик тоже человек, и, естественно, он на что-то рассчитывает, так что не стоит его подводить.

Объем заказа указывает в каждом задании, если статья получится меньше указанного объема, то вполне вероятно, что заказчик отправит ее на доработку. А вот, если больше, то он останется доволен. Если не было оговорено заранее о доплате за знаки, рассчитывать на дополнительную прибыль не стоит.

Особое внимание нужно уделить условиям заказа. Иногда заказчики, просят указать ключевое слово в конкретном абзаце, разделить статью на несколько подзаголовков, предоставить источники с которых бралась информация для определения смысловой нагрузки текста.

Одним словом, нужно понять, какой текст хочет видеть перед собой заказчик и приступать за работу.

Не стоит забывать об уникальности и грамотности текста. Многие копирайтеры грешат тем, что не перечитывают текст перед сдачей. Они мотивируют это просто – проверяли в процессе написания . Но как показывает практика, после таких «работников» приходиться исправлять грамматику и пунктуацию.

ШАГ №4. Сдача проекта

Когда статья уже написана, проверена и соответствует всем требованиям ее можно сдавать заказчику. После того, как работа будет принята, копирайтеру на счет поступит оплата, увеличится рейтинг. А если текст получился хорошим, то появится первый положительный отзыв.

Именно так и начинают двигаться копирайтеры к намеченной цели.


Какие виды копирайта бывают (рерайтинг, копирайтинг, рекламные тексты, SEO-копирайтинг и т.д.)

3. Основные виды копирайтинга 📑

Раньше копирайтинг использовали исключительно в рекламных или маркетинговых целях , но когда появился Интернет, все изменилось, в том числе и копирайтинг. В связи с тем, что он приобрел новое смысловое предназначение, появились и новые понятия, которые разделяют интернет-копирайтинг на несколько видов.

3.1. Рерайтинг

Ни для кого не секрет, что поисковики сейчас ориентируются на уникальный , интересный , а главное информационный контент , который могут предоставить только профессионалы той или иной категории.

Однако Сеть огромная, квалифицированных специалистов на все ресурсы не хватит, а зарабатывать при помощи веб-сайтов хотят все. Именно поэтому возникло такое непростое направление, как рерайтинг.

Рерайтинг – это создание текста на основе уже существующей статьи, замена слов, ради повышения уникальности контента, но сохранение главной идеи.

Много людей, которые начинают работать в копирайтинге ошибочно предполагают, что хороший текст – это статья со 100% уникальностью, и не важно, что там нет даже намека на собственную мысль.

9. Профессия SEO-копирайтер - где можно пройти обучение (курсы, книги, пособия)

Хороший СЕО-копирайтер, как вымирающий вид животных – о существовании известно, а вот найти трудно. А все потому, что этот вид деятельности отличается от обычного копирайтинга, хотя освоить эту профессию не так уж и сложно. Для этого существует несколько вариантов.

Вариант 1. Курсы

Некоторые агентства и студии, которые предлагают курсы по обучению копирайтингу могут обучить и основам создания СЕО-текстов. В больших городах многие ИТ-студии предлагают подобные услуги за умеренную цену.

Бесплатное обучение можно получить в Интернете, если время от времени мониторить тематические ресурсы можно наткнуться на интересные предложения.

Многие биржи также время от времени проводят, так называемое «повышение квалификации » и записывают видеоролики с основами СЕО-оптимизации . Подобные курсы длятся всего несколько дней, зато находятся в свободном доступе.

Вариант 2. Книги

Вариант 3. Практика

Некоторые СЕО-копирайтеры, которые сейчас считаются самыми востребованными, начинали познавать тонкости этой профессии, до примитивного, просто – процентов на 20 поняли, в чем суть СЕО-копирайтинга и отправились практиковаться.

Набивая собственные шишки и набираясь опыта, они сейчас могут сравниться с лучшими из лучших в данном сегменте.

10. Работа копирайтером на дому - ТОП-6 лучших бирж (сайтов) для заработка с вакансиями по копирайтингу 💸

Начинающий копирайтер может прослушать сотни историй об успехах его возможных коллег, которые могут позволить себе жить на «широкую ногу». И тяжело вздохнув, отправиться на поиски хоть какого-то задания, ведь новичку без портфолио никто не хочет доверять серьезную работу.

Копирайтеры, которые впервые вышли на тропу этой профессии ищут первые заказы на биржах копирайтинга.

В Сети существуют десятки подобных ресурсов, некоторые принимают всех желающих, некоторые биржи открыты только по приглашению, а некоторые предлагают новичкам пройти текст на грамотность и если человек не подходит, то он не сможет зарегистрироваться и взять задание.

Несмотря на многообразие ресурсов, существует 6 бирж , которые пользуются огромной популярностью.

Биржа копирайтинга №1. Advego

Считается биржей контента №1 в Рунете . Это биржа копирайтинга как для новичков, так и для профессиональный копирайтеров.

На ней работает более 300 тысяч авторов , но, несмотря на это в свободной продаже всего 50 тысяч статей . Некоторые аналитики объясняют это тем, что статьи разлетаются, как горячий чай в холодную погоду, либо авторы выставляют их по низким ценам. Впервые биржа заявила о себе в 2007 годы. Здесь, как и на многих других биржах присутствует демпинг.

Минимальная стоимость 1000 символов составляет от 0,3 до 0,5 долларов . Среди конкурентов биржа отличается широким спектром всевозможных заказов. Помимо стандартного копирайтинга и рерайтинга, переводов и СЕО-копирайтинга можно встретить заказы на постинг и вирусный маркетинг. К новичкам выдвигаются минимальные требования при регистрации.

Биржа копирайтинга №2. ETXT

Биржа Етекст.ру принимает всех желающих, отличается лояльным отношением к новичкам и низкой ценовой политикой.

Стоимость 1000 знаков начинающего копирайтера варьируется в пределах от 10 до 40 рублей . Но с другой стороны это делает ее привлекательным ресурсом для заказчиков, так как есть возможность немного сэкономить на наполнении собственного ресурса.

Биржа копирайтинга №3. TEXT

Стоимость за 1000 знаков написанного текста оставляет от 30 рублей и выше .

На бирже много заданий разной направленности. Сервис имеет различные дополнительные возможности: проверка текста на уникальность, seo-анализ текста, проверка орфографии и так далее.

Биржа копирайтинга №4. Content Monster

Чтобы зарегистрироваться на этой бирже нужно пройти стандартный тест на грамотность. Если копирайтер его провалит, то может попробовать зарегистрироваться еще раз, спустя месяц. Эта биржа отличается строгим отбором авторского состава, зато предлагает пройти курсы по СЕО-копирайтингу совершенно бесплатно.

Стоимость 1000 знаков составляет от 30 до 60 рублей .

Биржа копирайтинга №5. TextSale

Находится в свободном доступе, зарегистрироваться может любой желающий. Главная особенность этой биржи это возможность добавлять свои статьи в «магазин», где они рано или поздно будут куплены.

Цену за свою работу устанавливает сам автор, поэтому уровень демпинга несколько ниже, чем на других биржах.

Ещё одна мелочь, на которую не вредно обращать внимание — оформление знака охраны авторского права (который часто неграмотно называют «копирайтом»). К сожалению, на сайтах этот элемент подвала страницы зачастую ставят «чтобы был», и оформляют кто во что горазд. Однако, на сей счёт есть не просто сложившиеся правила, а целый ГОСТ Р 7.0.1—2003 (PDF, 652 КБ).

Ничего сложного в оформлении знака охраны авторского права нет, нужно просто знать определённые правила.

Итак, собственно авторское право возникает в силу самого факта создания интеллектуального произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Соответственно, издатель произведения (а в случае с сайтом — владелец этого сайта) формирует знак самостоятельно в соответствии с существующим законодательством и договором с правообладателем публикуемого произведения.

  • Символ охраны авторского права — латинскую букву «C» в окружности, . Обратите внимание, что использовать пережиток машинописной эпохи « » нехорошо. Символ имеет десятичный код 169 в Unicode, шестнадцатеричный — 00A9. Соответственно, для вставки символа в тело страницы можно использовать любую из мнемоник, &xa9;, . Также в Windows его можно ввести с помощью цифровой клавиатуры, набрав на ней при зажатой клавише Alt последовательность цифр 0, 1, 6, 9.
  • Имя физического или наименование юридического лица, которому принадлежат авторские права. Имя физического лица обычно указывается в виде фамилии и инициалов, а название юридического — в форме, установленной при его регистрации (форма собственности указывается в виде аббревиатуры: ООО, ОАО, ЗАО и т. п.).
  • В том случае, если охраняется право не на основной текст, а только на оформление, перевод текста, сопроводительный текст, и т. д., то указывается объект защиты права. Если охраняются права на основной текст, объект защиты права можно не указывать.
  • Год первой публикации произведения. При этом дополнять дату словом «год» или сокращением «г.» не требуется.

В переложении на интернет-сайты правила остаются совершенно теми же. Однако, поскольку на сайте материалы могут публиковаться в разное время и в разные годы (а обычно так и бывает), то можно использовать диапазон дат, например, «1998—2008» (не забывайте, что в диапазоне используется тире —, а не дефис, и оно не отбивается пробелами от чисел). ГОСТ такого употребления не предполагает, но оно соответствует как смыслу и духу ГОСТ, так и сложившейся традиции.

Набор знака охраны авторского права без указания владельца авторских прав, как я считаю, особого смысла не имеет (так сделано, например, на Хабре в подвале страниц), так как несёт неясную смысловую нагрузку и не имеет юридической силы. Поэтому в случае социальных сетей или коллективных блогов нужно либо оформлять знак охраны авторского права в конце каждой записи, либо в подвале ставить знак и но указывать в нём объект защиты права (например, «оформление сайта»). Указание никнейма в качестве владельца также особого смысла не имеет, так как не идентифицирует правообладателя.

Примеры оформления на сайтах

Правильно

В. И. Пупкин, 2000

Пупкин В. И., 2000—2005

ООО «Рога и копыта», 2000—2005

Оформление сайта. ООО «Рога и копыта», 2002

Иванов И. И., перевод на русский язык, 2006

Неправильно

В. И. Пупкин, 2000 г.

2008 В. И. Пупкин

(с) Пупкин В. И., 2000—2005

2006, Пупкин В. И.

Futurico 2000—2005

Дополнение: необходимость использования знака

Возникает также вопрос, а обязательно ли нужно использовать знак охраны авторского права? На эту тему есть ряд статей в Интернете.

Вкратце ответ такой: использовать знак необязательно, и лучше уж не использовать никакого, чем криво оформленный. :)

По российским нормам, а также согласно Всемирной конвенции об авторском праве (которую Россия разделяет), авторское право возникает в момент создания произведения и дополнительно его регистрировать не требуется. Автор вправе использовать знак охраны авторского права для оповещения о том, что авторские права на произведение защищены. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.

Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом. Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня я в очередной раз хочу затронуть тему авторского права (другими словами, копирайта), которое довольно часто не выполняется на просторах .

Особенно плачевно дело обстоит с соблюдением требований международного положения о Copyright в рунете. Я уже писал об этой проблеме в статье про , а также в опусе про и некоторых способах защиты от него.

Но абсолютной защиты от этого зла нет и не будет, наверное, даже в будущем, во всяком случае до тех пор, пока такие крупные коммерческие организации, как Яндекс и Google, будут отстраняться от существующей проблемы.

Как только копирование чужих текстов (нарушение авторских прав) перестанет приносить результат (например, за счет или же простого неучета дублей при ранжировании), то и проблема копирайта в интернете решится сама собой.

Авторское право (копирайт) в интернете

К сожалению, надеяться на столь благоприятное развитие событий не приходится, тем более, что на постсоветском пространстве вера в светлое будущее почила в бозе. Мы надеемся только на себя, поэтому я и решил разведать, как именно можно официально закрепить копирайт (авторские права) на тексты за собой, ну и заодно узнать побольше об этом понятии.

Сразу оговорюсь, что приемлемого решения проблемы я для себя не нашел, но возможно, что описанное ниже наведет именно вас на истинный путь джедая (борца с темной стороной силы). Точнее говоря, то решение, что имеет быть сейчас, меня не устраивает чудовищной волокитой и, возможно, пустой тратой времени и денег. Судебная система у нас, мягко говоря, не так эффективна, как в штатах, где на копирайтах делают целые состояния или приумножают уже существующие.

Однако, само понятие авторского права на интеллектуальную собственность зародилась именно в буржуляндии и термин Copyright перешагнул порог в две сотни лет . Первые законодательные акты на эту тему были приняты еще в конце восемнадцатого века. Сначала под защиту попали интеллектуальные права литераторов, чьи книги выходили в печать.

Затем под знак копирайта подвели композиторов, художников, фотографов и, наконец, кинематографистов. Ну, а в конце двадцатого века, в связи с бурным развитием компьютеров, под защиту попали и программные продукты.

Слово Copyright , собственно, и обозначает авторское . Но в наши дни вы можете встретить производное от него слово , что в свою очередь обозначает человека пишущего уникальные тексты (например, в таких биржах как , или ) в противовес . В связи с этим иногда под копирайтом понимают заказ на написание уникальных текстов (в противовес, например, рерайту или уже упомянутому копипасту).

На самом деле то, во что сейчас превратился закон о копирайте, не устраивает многих людей в мире, которые в общем-то ничего не имеют против того, чтобы автор интеллектуальной собственности получал заслуженное вознаграждение, но во многих случаях ограничения, наложенные интеллектуальной собственностью, сильно надуманы и замедляют в целом прогресс человечества.

Как говорится, любое благое начинание можно превратить в инструмент неограниченного обогащения. В этом случае я согласен, что лейблы и прочие крупные владельцы просто зарвались и хотят получить бесконечно много денег за труд, который по-любому столько не стоит.

Но вот относительно защиты авторских прав владельцев сайтов в интернете я придерживаюсь диаметрально противоположного мнения. И тут есть ряд причин, которые разительно отличают ограничения на Copyright от лейблов (киномагнатов и прочих власть- и деньго-предержащих) и ограничение на тиражирование от автора уникальных текстов выложенных в интернет.

Ну, сидите сами. Не надо быть Робин Гудом, чтобы украсть у меня текст (который я, между прочим, пару дней честно писал, вычитывал и всячески причесывал) и сделать его доступным людям на своем заштатном, малоизвестном и никем не почитаемом ресурсе (ГС). Он и у меня на сайт доступен всем желающим для прочтения, осмысления и выражения своего мнения в комментариях. Зачем?

А я вам скажу. За тем же, за чем и совершается любая другая кража — попытка обогащения за счет других. Воровство, оно и в Африке воровство. Но в то же время под закон о копирайте попадет и обычный пользователь скачавший трек бесплатно и не там, где это разрешено правообладателем. Он вор? Да нет, конечно. Но с точки зрения закона, во втором случае обычный человек будет противостоять монстру индустрии, а в первом случае (кража теста с сайт) — вероятность понести заслуженную кару не в пример меньше.

Ведь я не монстр индустрии, а обычный вебмастер, каких тысячи, а тот кто может (и, по моему мнению, должен) вмешаться — бездействует . Я говорю о поисковиках, ведь сайты не появляются сами по себе — они являются плодом труда, пота и даже слез вебмастеров, которых при этом безжалостно обирают копипастеры (как липку обдирают). Поисковики зарабатывают очень много денег на агрегации информации с интернет проектов и одновременно не хотят потратить малую толику на наведение порядка в «датском королевстве».

Не знаю как, не знаю возможно ли это в принципе, но я бы вступил в , когда он появится. Для нас (владельцев интеллектуальной собственности в виде текста или на сайтах) поисковики выполняю роль государства (мы полностью от них зависим), но очень странного государства, где вор и праведник стоят на одной чаше весов.

Думаю, что в финансовом плане поиску не выгодно отделять зерна от плевел, но с моральной точки зрения и с точки зрения чистоты поисковой выдачи сделать это было бы здорово.

Знак Copyright — что означает и зачем его ставить на сайт

Но это мы помечтали, а теперь пора вернуться к суровым реалиям действительности. Почти все вебмастера, пытаясь застолбить свои авторские права, прописывают в футере конструкцию типа:

© сайт, 2009-2012 | Все права защищены

Причем делают это и авторы текстов и их плагиаторы. Лично я поставил знак копирайта © на свой блог просто потому, что все делали именно так. Кстати, символ © можно вставить в текст используя специальную таблицу символов, которая проживает в Виндос по следующему адресу: Пуск - Программы - Стандартные - Служебные - Таблица символов.

Как вы уже знаете, в этой таблице приведены , и для записи каждого из них используется два байта (четыре цифры в шестнадцатеричной системе счисления).

Но это все не суть важно, а важно то, что для многих из этих символов (в том числе и для знака копирайта) предусмотрен набор горячих клавиш (он отображается в правом нижнем углу таблицы при выборе нужного символа). Для ввода в текст символа Copyright достаточно будет удерживать клавишу Alt и набрать 0169 на цифровой клавиатуре — желаемый знак появится.

Но, т.к. мы все с вами считаемся вебмастерами, то негоже будет применять «ламерские» способы для вставки этого значка. Мы ведь с вами «великий и ужасный» Html изучали и поняли, что для ввода некоторых спецсимволов в этом языке гипертекстовой разметки имеется . И в случае знака копирайта можно использовать два варианта:

Или ©

Спецсимволы начинаются с амперсанда «&», а заканчивается обязательно точкой с запятой «;». В общем, ничего сложно тут нет. Во многих CMS () можно будет настроить текст в поле, отведенном под Copyright из админки, но по-любому всегда можно покопаться в шаблоне. Например, в папке со своей темой WordPress вы найдете файлик footer.php, где и сможете застолбить свои авторские права на все тексты своего блога.

По принятым стандартам сначала вводится значок ©, затем имя обладателя интеллектуальной собственности или торговая марка, ну, а в конце указывается временной промежуток, на протяжении которого уже действует этот копирайт. Все, теперь вы предупредили всех нечистых на руку копипастеров о том, что этот контент принадлежит вам.

А указание фразы «Все права защищены» означает, что вы обладаете доказательной базой авторства (например, заверенные у нотариуса копии текстов), которая может использоваться при судебном разбирательстве.

Вообще, общепринятые мировые нормы закона о Copyright довольно примечательны, ибо гласят, что любой продукт интеллектуальной собственности (произведение) попадет под действие этого закона сразу же после создания. Т.е. написали вы текст новой статьи и сразу же стали правообладателем. Однако, в случае возникновения судебного разбирательства по поводу авторства, нужно будет доказать свою претензию.

Знак копирайта является так называемым уведомлением о распространении, но вы вовсе не обязаны это делать, ибо по умолчанию ваша новая статья сразу попадает под действие закона об авторстве. Кроме этого, многие (и я в том числе) для закрепления авторских прав используют не только знак ©, но еще и описание правил распространения — .

Теперь довольно трудно будет доказать, что копипастера не предупреждали, хотя, еще раз повторюсь, авторское право вступает в силу сразу после создания произведения и какого-то дополнительного патента получать на это не требуется. Нужно будет только иметь доказательство того, что именно вы являетесь первоисточником, а не копипастером.

Для этого можно перед публикацией статьи заверить ее у нотариуса, но это довольно муторно. Можно, говорят, отправить самому себе заказное письмо с этим текстом и не вскрывать его до судебного разбирательства (дата отправки будет служить доказательством).

Ну и, как мне кажется, Оригинальные тексты из тоже могут служить доказательством, ибо дата и время добавления проставляются. А вы как думаете?

Сколько нужно заплатить за защиту копирайта

Кстати, есть еще и возможность официально зарегистрировать свое произведение в специально ориентированной на это организации Copyright.ru . Не могу отделаться от мысли, что все это сделано в основном для вытягивания денег, но чем черт не шутит...

В общем у них (Российское общество по управлению авторскими правами) можно зарегистрировать копирайт на множество видов интеллектуальной собственности, включая и тексты сайта:

Я так понимаю, после этого у вас появится на руках имеющий юридическую силу документ с подтверждением авторства. Но вам придется распечатать все страницы своего сайта и принести в их офис. Кроме этого заполнить ряд заявлений, после чего комиссия будет принимать решения по закреплению прав на эти материалы именно за вами.

Понять что-то на их сайте оказалось выше моих сил, поэтому я написал в техподдержку и довольно быстро получил ответ:

В следующем письме я получил подробную инструкцию по регистрации авторского права и бланки заявок в виде прикрепленных вордовских файлов. Кроме этого там были указаны расценки на услуги:

Очень трудно представить количество листов необходимых для распечатки текстов сайт. Решил уточнить некоторые моменты и продолжил пытать техподдержку:

1. Нужно распечатывать все уже имеющиеся материалы? Может уйти огромное
количество бумаги.
2. Как быть с вновь появляющимися статьями? Каждую неделю распечатывать и
привозить их к Вам в офис?
3. Часть материалов с сайт перекопирована на других сайтах с нарушением копирайта и никакие увещевания не помогают их оттуда убрать. Как в этом случае определяется авторство?

Ответ был таков:

1. Да, всё верно. При таком порядке регистрации нужно распечатывать всё, что Вы представляете на регистрацию.

2. Либо периодически регистрировать дополнения, либо зарегистрировать сайт как СМИ; в таком случае регистрация авторских прав уже не так важна.

3. Вам необходимо, во-первых, позаботиться и найти доказательства Вашего авторства. То есть, допустим, если статьи писали фрилансеры — найти и распечатать переписку с ними, где указана дата создания материалов. Любые предварительные материалы, наброски также подойдут, если можно установить дату их создания.

Далее Вам нужно обеспечить доказательства нарушения: найти, записать все ссылки на статьи с нарушениями, сделать скрины и распечатать. Можно также заверить у нотариуса, это было бы очень хорошо. Когда все эти документы будут собраны, нужно написать претензию каждому нарушителю вашего копирайта. Здесь уже наши специалисты могут Вам помочь. Стоимость написания претензии — 5 тыс. р.

Пять тысяч за выкатывание одной претензии меня просто убили. Надо сначала, получается, стать миллионером, а уже потом думать о защите своей интеллектуальной собственности. Хотя я уже писал, что обычное общение с вебмастерами-копипастерами, их хостерами и даже с техподдержкой поисковиков снимает многие проблемы. Похоже, что я уже пару сотен тысяч сэкономил того и не зная.

В общем, осталось только выяснить в этой конторе, что именно мне даст регистрация в качестве СМИ. Да, еще вспомнил — в качестве защиты своих авторских прав они также предлагают установить на сайте их баннерок, наверное, в качестве амулета или оберега:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Апорт - поисковая система, которой уже нет
Нигма - поисковая система Nigma с уклоном в математику, химию, поиск музыки и многое другое
Копипаст - что это такое, подтверждение авторства в поисковых системах и способы защиты текстов от копирования Защита текста от копирования в tynt.com и другие способы снижения негативных последствий растаскивания материалов
Проверка уникальности текстов в онлайн сервисах антиплагиата и с помощью программ, помогающих найти сайты плагиаторов
Управление репутацией в поисковых системах (методы SERM)
Копирайтер и SEO копирайтинг - кто и что это такое, с чего начать и как правильно оптимизировать тексты Сравнение сайтов в SEObuilding.RU для бесплатного анализа потенциальных доноров при покупке ссылок
ВебАртекс - новая возможность заработка на размещении статей и упрощение поиска качественных площадок для продвижения Топвизор - мониторинг и проверка позиций сайта, анализ трафика, а так же создание семантического ядра в онлайн сервисе TopVizor

В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:

  • правообладателями часто являются различные предприятия (издательства , радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие монопольное право на коммерческое использование произведения;
  • если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа субъектом исключительного права становится заказчик.

Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму.

Субъективные авторские права

Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права .

В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux ) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property . В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять

Неимущественные авторские права

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные авторские права

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передаче части или всех имущественных прав называется авторским договором , Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных прав

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

Объекты авторского права

Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Виды объектов авторского права

  • письменной (рукопись , машинопись , нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок , эскиз , картина , план , чертёж , кино -, теле -, видео - или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой , оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура , модель , макет , сооружение и так далее);

Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
  5. Авторское право также не распространяется на идеи , концепции , принципы , методы , процессы , системы , способы , решения технических, организационных и иных задач, открытия , факты , языки программирования

Авторское право и право собственности

Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Свободное использование произведений

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

  1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;
  3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
  4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;
  6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Без согласия автора, путем репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

  1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
  2. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
  3. отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещенные в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Без согласия автора с выплатой вознаграждения

1. В изъятие из положений статей 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях.

2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения.

Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями (статья 44 настоящего Закона). Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.

Разные взгляды на авторское право

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек - произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав, и ограниченных имущественных. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения (но в отличие от предыдущего пункта, только для тех работ, авторы которых это разрешили). Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов .

Критика законодательства об авторском праве

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

Казусы авторского права

  • Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony (англ.), использовав музыку Rolling Stones из песни The Last Time. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром » заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

История авторского права

Становление авторского права в России

Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г . Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву.

Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России.

В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г . и отменена через 13 лет.

В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати.

В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов.

В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.

20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.

29 октября 1917 г . в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором.

В 60-80-х гг . отношения, связанные с правами автора, регулировались:

  • Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;
  • Типовыми авторскими договорами;
  • Разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК);
  • Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.

3 августа 1992 г. , в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.

9 июля 1993 г . президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ..

Защита авторских прав

Знак охраны авторского права

  • Знака охраны авторского права : © или (С) или (C) Copyright
  • Имени правообладателя
  • Года первой публикации произведения. Если произведение содержит части, впервые опубликованные в разное время, допускается перечисление лет через запятую.

Например:

© Корпорация XYZ, 2006 или © 2002-2008 Корпорация XYZ

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Нарушение авторских прав

Регистрация авторских прав

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Технические средства защиты

Свободное распространение защищённых авторским правом произведений

Примечания

См. также

Литература

  • Авторское право: учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2004. .
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912.
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.32
  • Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - Спб. Издание юридического книжного склада «Право». - 1912. - с.5.
  • Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г.
  • Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма. - 2000. - с.14.
  • Копцева О.В. "Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете", 2009 г.
  • Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон "Об авторском праве и смежных правах" в схемах. - "Бератор-Пресс", 2003 г. - С. 4.
  • Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С.36-37.
  • Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г. - С.51.

Ссылки

Международные конвенции и договоры

  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)