Конспект НОД в старшей группе «Профессия спасатель. Конспект занятия служба спасения Знания и навыки

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут —

Такой у них опасный труд!

Вы, конечно, догадались, что речь идет о спасателях. Эти бесстрашные люди всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасая жизни людей во время бурь, смерчей, ураганов, селей1, снежных лавин и других стихийных бедствий.

Как же это им удается?

Спасатель — профессия особенная! У многих спасателей спортивные разряды по альпинизму и скалолазанию, владеют они и профессией водолазов, имеют самое современное снаряжение. В их распоряжении новейшие технические средства, спасатели умеют оказывать экстренную4 помощь пострадавшим.

Именно спасатели извлекали людей живыми из-под завалов разрушенных землетрясением домов. Рискуя жизнью, вывозили пострадавших во время наводнений.

К помощи спасателей мы обращаемся и в житейских ситуациях, когда нет никаких стихийных бедствий.

Вот малыш засунул руку между двумя секциями батареи парового отопления. А вытащить назад не может!

Мама тут же позвонила в службу спасения, и спасатели разрезали батарею и освободили маленького пленника.

Или такой случай: женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Она стала звать на помощь. Кто-то их соседей услышал ее крик и вызвал бригаду спасателей.

Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а потом и балконную.

Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело.

Можно привести множество примеров, когда спасатели помогали людям, выручая их из беды.

Какими качествами должен обладать человек, избравший профессию спасателя, я думаю, вы догадались.

Конечно, это смелость, сила, самоотверженность, хорошая спортивная и физическая подготовка, умение мгновенно оценить ситуацию и принять единственно верное решение, горячее желание помочь людям, попавшим в беду. В общем, спасатель — профессия настоящих мужчин!

Кто спасает людей во время стихийных бедствий?

К кому мы обращаемся, если попали в беду в бытовых условиях?

Какие качества нужны спасателям?

Какие требования предъявляет к людям эта профессия? Хотели бы вы стать спасателем?

Спасатель МЧС - специалист по спасению пострадавших в экстремальных ситуациях, сотрудник системы Министерство чрезвычайных ситуаций. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Спасатель - один из тех людей, кто приходит на помощь одним из первых. Эта профессия включает в себя сразу несколько специальностей: водитель, пожарный, верхолаз, водолаз, медик и др. Во время стихийного бедствия, техногенной катастрофы или теракта одновременно страдает большое количество людей. И многим из них помощь нужна незамедлительно. Если человек теряет кровь или его придавило плитой, счёт идёт на минуты.

Прибывшие на место спасатели мгновенно оценивают обстановку, организуют эвакуацию, извлекают раненых, оказывают первую помощь (останавливают кровь, накладывают шину и т.п.). Все эти мероприятия на казённом языке называются ликвидацией последствий. Они требуют от человека решительности, сосредоточенности на работе и отточенных навыков. Спасатели приезжают по вызову и при несчастных случаях, когда требуется не просто оказать медицинскую помощь (иногда она вообще не требуется), а вызволить кого-то из западни, снять с крыши, вынуть из воды и т.п. Иногда сотрудникам МЧС приходится работать, не дожидаясь конца бедствия. Например, не лесных пожарах.

Спасатели работают не только на местах массовых катастроф. Например, если кто-то заблудился в лесу, для поисков также привлекают спасателей.

Спасатели по призванию

В некоторых районах страны для борьбы с пожарами, поиска потерявшихся людей и других мероприятий, требующих масссового участия помощников, всё чаще объединяются добровольцы . Они помогают сотрудникам МЧС совершенно бесплатно, на свои деньги покупают снаряжение и тратят свои выходные не на отдых с друзьями, а на помощь людям. В этом они видят своё призвание. В Москве волонтёры, занятые поисками пропавших детей, объединились в поисковый отряд «Лиза Алерт».

Как они сами пишут, на своём сайте, в наших рядах «кинологи и следопыты, джипперы и квадроциклисты, воздухоплаватели и водолазы и просто неравнодушные люди, без специальных и поисковых навыков». Отряд назван в память о заблудившейся девочке Лизе, которую удалось найти лишь через пять дней после пропажи. К этому моменту она была уже мертва. Свою задачу добровольцы видят в том, чтобы как можно раньше и интенсивнее начинать поиски.

В своей работе спасатели постоянно сталкиваются с чужой болью, сами оказываются в опасных ситуациях. И ни один человек не удержится в такой трудной профессии, если не чувствует в этом настоящей потребности. Соображения о зарплате и прочих выгодах не помогут. Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы спасатели много тренируются и в спортзале и на полигоне, доводя свои умения до автоматизма.

Важные качества

Дисциплинорованность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость, крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.

Знания и навыки

Чтобы стать спасателем, нужно пройти подготовку в оперативно-спасательной службе. Для этого достаточно среднего образования и хорошей физической формы.

  • Чтобы рассчитывать на руководящие должности, нужно окончить один из вузов системы МЧС:
  • Академия гражданской защиты МЧС России
  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
«Есть такая профессия - СПАСАТЕЛЬ»

Цель: формировать знания о службе спасения.

Задачи: расширять знания детей о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, активизировать словарь на эту тему; способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель, развивать творческие способности детей; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Ход классного часа

Ребята, мы сегодня совершим необычное путешествие, а чтобы узнать к кому, надо отгадать загадку.

Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!

Дети. Это спасатели!

Учитель. Спасатель там, где есть беда,

Придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать - работа для мужчин. (ответы детей)

Беседа.

Спасатель-профессия героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь. Часто эта помощь жизненно необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего.

Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий.

Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей.

С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС.

Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах, медицинская скорая помощь и множество других подразделений.

Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог.

На помощь к нам в разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.

Какими чертами характера должен обладать этот человек?

(Ответы детей: смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый)

А какого человека не возьмут в спасатели?

(Ответы детей: трусливого, слабого, ленивого, злого)

А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

(Ответы детей: заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя)

Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель. Сейчас мы вспомним, а какие нужно знать номера телефонов службы спасения.

Игра «Набери номер».

Если дома появился сильный дым, набери по телефону …… (дети договаривают хором номер телефона) - 01.

Если вдруг в квартиру ломится чужой, говорит плохие страшные слова, угрожает и стучится в дверь ногой, ты в полицию звони быстрей…..- 02.

Если вдруг ты сильно захворал, простудился или ногу поломал, в этот миг по телефону набери этот номер скорой помощи….- 0З.

Если вдруг услышал запах газа,…. - 04 позвони ты сразу.

Ещё у нас есть единый номер вызова специальных служб – номер МЧС - 112. По этому номеру можно обратиться по любой чрезвычайной ситуации и специалисты помогут нам.

Решение ситуаций на примере литературных произведений

А знаете ли вы, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях. Вот сейчас мы в этом убедимся.

«Лиса и волк» - русская народная сказка – показываем отрывок из сказки ( ситуация - поведение на льду МЧС)

Волк пошел на реку, опустил свой хвост в прорубь и начал приговаривать:

Ловись, ловись рыбка и мала и велика!

А лиса вслед за ним явилась, ходит около волка да приговаривает

Мерзни, мерзни волчий хвост!

Вопрос: Что случилось с глупым волком? Почему хвост у волка примерз? Правильно ли действовал волк и почему?

«Волк и семеро козлят» - русская народная сказка – показываем отрывок из сказки ( ситуация - незнакомец и дверь МЧС)

Как только коза ушла в лес, волк прибежал к избе, постучался и запел тоненьким голоском.

Вопрос: Как повели себя козлята? А как следовало поступить и почему?

«Колобок» - русская народная сказка – показываем отрывок из сказки (ситуация – незнакомец на улице МЧС)

И лисица ласково пропела:

Ах, как хороша твоя песенка! Да только вот слышу я плохо, сядь ко мне на носок, да пропой еще разок!

Вопрос: Как повел себя Колобок? Из-за чего он пострадал?

«Гуси-лебеди» - русская народная сказка- показываем отрывок из сказки ( ситуация – поведение на улице МЧС)

Отец с матерью ушли, а Аленушка и позабыла, что ей наказали следить за братцем. Она посадила Иванушку на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Как вдруг налетели гуси-лебеди…

Вопрос: Что произошло с маленьким братцем и почему? Как следовало поступить Аленушке, чтобы ее братец не пострадал?

«Морозко» - русская народная сказка – показываем отрывок из сказки (ситуация – зимой в лесу МЧС)

Холод стал еще сильнее потрескивать, да пощелкивать. Морозко спросил:

Тепло ль тебе, девица? Тепло ль тебе, красная?

А девица сидит, окаменевшая, чуть языком шевелит:

Ой, тепло, Морозушко! Ой, тепло, батюшка!

Вопрос: Что надо было делать падчерице, чтобы не замерзнут

С заданием вы справились. Молодцы!

А еще спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей.

Повторяйте за мной движения и слова.

Физкультминутка «Кошкин дом».

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево

Загорелся кошкин дом. - поворот головы вправо и влево

Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

Идет дым столбом. - потягивания - руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

Бежит курица с ведром - бег на месте

Заливать кошкин дом. – бег на месте

А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

А собачка – с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем

Раз! Раз! - дети машут руками

И огонь погас. – руки вниз.

Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко».

Ну-ка, дети, подскажите,

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте:

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар … - в квартире

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил?......утюг

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками?......играл

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над?.......газом

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег.? …..листву

Бросил кто в огонь при этом

Незнакомые?.....предметы

Дым увидел – не зевай

И пожарных?......вызывай

Помни каждый гражданин

Этот номер?.......01

Сценка «Малыш и Карлсон».

В зал заходит грустный Малыш. С игрушками и книжкой. Садится и начинает рассматривать картинки в книжке. Влетает Карлсон.

Карлсон. Привет, Малыш!

Малыш. Привет, Карлсон.

Карлсон. Ты чего такой невесёлый, Малыш?

Малыш. Да вот, один я дома…

Карлсон. О! Да это же здорово! А папы – мамы точно нет?

Малыш. Да…

Карлсон. Ура!!! Сейчас повеселимся! Малыш, у тебя есть что - нибудь вкусненькое?

Малыш. Ну… котлеты с макаронами, борщ со сметаной.

Карлсон. У – у – у… Я так не играю… Кто так встречает лучших друзей?! Где варенье? Где торт? Где чай?

Малыш. Вообще – то на кухне ещё осталась банка клубничного варенья

Карлсон. Варенье? Что же ты молчал? Тащи его сюда! А чай холодный, что ли, пить будем? Так, включай электрический чайник!

Малыш. А мама сказала, чтобы я не включал электроприборы, это опасно…

Карлсон. Подумаешь! Мама – это дело житейское! Пойдём, я сам включу. (Идёт и включает.)

Постойте, а вы воду в чайник налили? (Загорается лампочка – «огонь»). Смотрите, ребята, огонь! Горит! Что делать? (ответы детей: вызвать пожарных)

Чтение детьми заранее выученных стихотворений

Стихотворение « Пожарные»

Ученик 1.

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным. Поверьте!

Не хочу себя хвалить,

Но струсишь - и огонь не победить.

Знает весь честной народ,

Что пожар - такой же фронт...

Против огненной лавины

Вместе с нами в свой черед

В бой - пожарные машины,

Катера и вертолет...

Вы не верьте анекдотам:

Мол, легко пожарным жить,

Дескать, вся - то их работа

На пожаре воду лить.,

Шутка есть и будет шуткой,

Спор решится сам собой

Посмотреть бы вам минутку,

Как ведет с огнем он бой.

Как горит, но не сгорает,

Задыхается в дыму.

И как пламя умирает,

Покоряется ему.

И тогда вам ясно станет,

Как опасен этот труд!

Ученик 2

Не хочу быть "новым русским".

Не хочу кабриолет.

Смелым буду я пожарным

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

И спасибо говорить,

А пожары и тревоги

Стороною обходить.

Труд пожарного не лёгок,

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Ко всему ты будь готов!

Спит будильник среди ночи,

Ты летишь по мостовой:

Чей-то домик полыхает,

Сизый дым стоит стеной.

В тишине сирена воет,

Затихая пол дождём.

Неизвестные герои

Смело борются с огнём.

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди спят, пожарный тушит.

Так бегут за днями дни.

Люди, будьте осторожны! Берегите свой очаг

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак

После школы непременно

Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым

В жизни я не пропаду.

Послушайте историю, которая произошла с девочкой Машей. «Однажды Маша пришла со школы и бабушка её не встречает. Она её позвала, но никто не ответил. Маша стала искать бабушку в комнатах и увидела, что она лежит на полу и еле дышит. Она подбежала к телефону и набрала номер службы спасения. Девочка сообщила ситуацию, но не знала своего домашнего адреса, поэтому помощь подоспела очень поздно, и бабушке пришлось, долго лечиться».

Вы знаете свой домашний адрес? Сейчас мы это проверим.

Игра «Домашний адрес».

Под музыку мы будем передавать конверт, а когда музыка закончится, у кого останется конверт, должен быстро назвать свой домашний адрес.

Но для того, чтобы вызвать помощь достаточно ли знать свой адрес? Давайте с вами вспомним, что надо сообщить по телефону в случае вызова экстренной помощи?

1. Назвать себя.

2. Сказать, что случилось.

3. Назвать свой адрес.

4. Не класть трубку первым, пока тебя об этом не попросят специалисты.

5. Никогда не набирать эти номера телефонов, чтобы просто побаловаться или пошутить.

А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности? (ответы детей или читают с доски: Осторожность – мать безопасности. Друзья познаются в беде. Не всякий встречный – друг сердечный. Поспешишь – людей насмешишь. Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь. Тише едешь – дальше будешь. Не всякому верь, запирай крепче дверь. Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Ребята вам понравилось наше путешествие?

Итог занятия.

Что нового вы узнали сегодня?

Что было самым трудным?

Кто из вас хочет стать спасателем?

Дома вам надо нарисовать рисунок «Спасатель – профессия смелых» (по желанию). Выставка рисунков проходит в классе.

Цель:

Знакомство детей с профессией «Спасатель-МЧС», популяризировать деятельности МЧС России и героических профессий пожарного и спасателя.

Задачи:

Расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя».

Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности

Научить детей правилам вызова служб специального назначения.

Развивать любознательность, память, логическое мышление, способность делать выводы.

Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.

Сформировать понятие у детей о важности и необходимости данной профессии.

Расширить словарный запас детей

Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД познание «Профессия - спасатель»

Цель:

Знакомство детей с профессией «Спасатель-МЧС», популяризировать деятельности МЧС России и героических профессий пожарного и спасателя.

Задачи:

Расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя».

Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности

Научить детей правилам вызова служб специального назначения.

Развивать любознательность, память, логическое мышление, способность делать выводы.

Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.

Сформировать понятие у детей о важности и необходимости данной профессии.

Расширить словарный запас детей

Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Способы:

Беседа,

Демонстрация иллюстраций,

Игры,

Игровой тренинг,

Чтение художественной литературы,

Выводы,

Анализ,

Вопросы.

Средства :

Иллюстрации работы спасателей МЧС России,

Иллюстрации транспорта специального назначения,

Телефоны,

Карточки с номерами телефонов специальных служб,

Сигнальная карточка зеленого цвета,

Эмблема службы спасения.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня я расскажу вам об удивительной профессии Спасателя. Профессия спасатель - это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. Спасатель ежедневно занимается решением вопросов, связанных с сохранением здоровья и жизни людей, животных, окружающей среды. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций).

В МЧС России - объединяются много других профессий: врачи, водители, пожарные, альпинисты, водолазы, летчики.Ежечасно мы узнаем о стихийных бедствиях, катастрофах, терактах, во время которых страдают люди. Спасатели всегда первыми приходят на помощь в любых ситуациях. Прибыв на место, они моментально оценивают обстановку, и организовывают работу так, благодаря чему, живыми остаются, тысячи человеческих судеб.Работа спасателя МЧС очень тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные, исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю.

Воспитатель: Ребята, какие нужно иметь качества для человека, чтобы быть спасателем?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы считаете профессию спасателя героической, мужественной?

Ответы детей:

Воспитатель : Ребята, а как же нам вызвать МЧС?

Дети : Надо позвонить.

Воспитатель: Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас

сейчас познакомлю с ними.

(Читаются стихи, и выставляется иллюстрация данного вида транспорта с его номером телефона.)

ЕСЛИ СЛУЧИЛСЯ ПОЖАР.

У тебя стряслась беда?

Загорелась вдруг плита?

Время даром не теряй

И пожарных вызывай!

Телефон пожарной службы 01

Не забывай!

ЕСЛИ ТЕБЕ УГРОЖАЮТ.

Если помощь вам нужна?

Набирай скорей 02!

Полицейская служба

Днем и ночью круглый год

Службу трудную несет!

ЕСЛИ ВДРУГ ТЫ ЗАБОЛЕЛ.

Если с горки ты упал,

Ногу, руку ты сломал.

Попроси скорей людей,

Чтобы вызвали врачей!

Вмиг приедет служба "Скорой"- не реви!

Помни телефон 03!

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения(112)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель: А сейчас мы ребята познакомимся с порядком, правильного вызова служб специального назначения при чрезвычайной ситуации.

1. Набрать необходимый номер.

2. Назвать свое имя, фамилию.

3. Указать, что именно произошло.

4. Сообщить адрес происшествия.

(Дети обыгрывают ситуации с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове спецслужб)

Воспитатель: Ребята, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется: «Запрещается-разрешается» (детям называются основные правила по ОБЖ, дети выполняют движения по сигналу зеленой карточки. Если разрешается - хлопают в ладоши, если запрещается- топают ногами).

Запрещается:

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается:

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Воспитатель: А в завершении нам ребята прочитают стихи о «Спасателях».

1. Спасатель там, где есть беда,

Придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать – работа для мужчин.

2. Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя, жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд!

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы с вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, думающими, дисциплинированными гражданами нашей страны!


Классный час для 1 класса.

Методическая разработка о службе спасения МЧС

«Путешествие в мир спасателей»

Цель: Формировать знания о службе спасения.

Задачи : Расширять знания детей о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Воспитывать дружеское отношение друг другу; активизировать словарь на эту тему; способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель, развивать творческие способности детей; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Предварительная работа: беседа на тему «Профессия спасатель»; беседа «Безопасность дома»; разучивание стихотворения «Мы – пожарные»; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Спасатель»; дидактическая игра «Позови на помощь»;конструирование «Пожарная машина»;рисование «На службе»; просмотр презентации «Спасатели – 01».

Ход мероприятия.

Учитель. Ребята, мы сегодня совершим необычное путешествие. А к кому вам поможет следующая загадка:

Они придут на помощь нам, Когда бушует океан, Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут – Такой у них опасный труд!

Дети. Это спасатели!

Учитель. Спасатель там, где есть беда,

Придет на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать - работа для мужчин.

Вступительная беседа.

Спасатель-профессия героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего.

Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий.

Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей.

С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС.

Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах, медицинская скорая помощь и множество других подразделений.

Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог.

На помощь к нам в разрушенных домах, в огне пожара и при паводках и наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей.

Учитель: - А какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети: Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый.

Учитель: -А какого человека не возьмут в спасатели?

Дети: Трусливого, слабого, ленивого, злого.

Учитель: -А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

Дети: Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя.

Учитель: Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель. Мы с вами уже вели на предыдущих занятиях разговор о службе спасения. Сейчас мы вспомним, а какие нужно знать номера телефонов службы спасения.

Игра «Набери номер».

Если дома появился сильный дым, набери по телефону 01.

Если вдруг в квартиру ломится чужой, говорит плохие страшные слова, угрожает и стучится в дверь ногой, ты в полицию звони быстрей 02.

Если вдруг ты сильно захворал, простудился или ногу поломал, в этот миг по телефону набери этот номер скорой помощи 0З.

Если вдруг услышал запах газа, 04 позвони ты сразу.

Ещё у нас есть единый номер вызова специальных служб – номер МЧС - 112. По этому номеру можно обратиться по любой чрезвычайной ситуации и специалисты помогут нам.

Решение ситуаций на примере литературных произведений

- А знаете ли вы, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях. Вот сейчас мы в этом убедимся.

«Лиса и волк» - русская народная сказка

(ситуация - поведение на льду МЧС)

Волк пошел на реку, опустил свой хвост в прорубь и начал приговаривать:

Ловись, ловись рыбка и мала и велика!

А лиса вслед за ним явилась, ходит около волка да приговаривает

Мерзни, мерзни волчий хвост!

Вопрос: Что случилось с глупым волком? Почему хвост у волка примерз? Правильно ли действовал волк и почему?

«Волк и семеро козлят» - русская народная сказка

(ситуация - незнакомец и дверь МЧС)

Как только коза ушла в лес, волк прибежал к избе, постучался и запел тоненьким голоском.

Вопрос: Как повели себя козлята? А как следовало поступить и почему?

«Колобок» - русская народная сказка

(ситуация – незнакомец на улице МЧС)

И лисица ласково пропела:

Ах, как хороша твоя песенка! Да только вот слышу я плохо, сядь ко мне на носок, да пропой еще разок!

Вопрос: Как повел себя Колобок? Из-за чего он пострадал?

«Гуси-лебеди» - русская народная сказка

(ситуация – поведение на улице МЧС)

Отец с матерью ушли, а Аленушка и позабыла, что ей наказали следить за братцем. Она посадила Иванушку на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Как вдруг налетели гуси-лебеди…

Вопрос: Что произошло с маленьким братцем и почему? Как следовало поступить Аленушке, чтобы ее братец не пострадал?

«Морозко» - русская народная сказка

(ситуация – зимой в лесу МЧС)

Холод стал еще сильнее потрескивать, да пощелкивать. Морозко спросил:

Тепло ль тебе, девица? Тепло ль тебе, красная?

А девица сидит, окаменевшая, чуть языком шевелит:

Ой, тепло, Морозушко! Ой, тепло, батюшка!

Вопрос: Что надо было делать падчерице, чтобы не замерзнут

Учитель: С заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей.

Повторяйте за мной движения и слова.

Физкультминутка «Кошкин дом».

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево

Загорелся кошкин дом. - поворот головы вправо и влево

Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

Идет дым столбом. - потягивания - руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

Бежит курица с ведром - бег на месте

Заливать кошкин дом. – бег на месте

А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

А собачка – с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем

Раз! Раз! - дети машут руками

И огонь погас. – руки вниз.

Учитель: Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко».

Учитель: Ну-ка, дети, подскажите,

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте:

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар …

Дети: В квартире.

Учитель: Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил?

Дети: Утюг.

Учитель: Красный отблеск побежал,

Кто со спичками?

Дети: Играл.

Учитель: Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над?

Дети: Газом.

Учитель: Пламя прыгнуло в траву.

Кто из дома жег.?

Дети: Листву.

Учитель: Бросил кто в огонь при этом

Незнакомые?

Дети: Предметы.

Учитель: Дым увидел – не зевай

И пожарных?

Дети: Вызывай.

Учитель: Помни каждый гражданин

Этот номер?

Дети: 01.

Чтение детьми стихотворений

Стихотворение « Пожарные»

Ученик 1.

В нашей трудной службе важно

Быть умелым и отважным. Поверьте!

Не хочу себя хвалить,

Но струсишь - и огонь не победить.

Знает весь честной народ,

Что пожар - такой же фронт...

Против огненной лавины

Вместе с нами в свой черед

В бой - пожарные машины,

Катера и вертолет...

Вы не верьте анекдотам:

Мол, легко пожарным жить,

Дескать, вся - то их работа

На пожаре воду лить.,

Шутка есть и будет шуткой,

Спор решится сам собой

Посмотреть бы вам минутку,

Как ведет с огнем он бой.

Как горит, но не сгорает,

Задыхается в дыму.

И как пламя умирает,

Покоряется ему.

И тогда вам ясно станет,

Как опасен этот труд!

Ученик 2

Не хочу быть "новым русским".

Не хочу кабриолет.

Смелым буду я пожарным

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

И спасибо говорить,

А пожары и тревоги

Стороною обходить.

Труд пожарного не лёгок,

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Ко всему ты будь готов!

Спит будильник среди ночи,

Ты летишь по мостовой:

Чей-то домик полыхает,

Сизый дым стоит стеной.

В тишине сирена воет,

Затихая пол дождём.

Неизвестные герои

Смело борются с огнём.

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди спят, пожарный тушит.

Так бегут за днями дни.

Люди, будьте осторожны! Берегите свой очаг

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак

После школы непременно

Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым

В жизни я не пропаду.

Учитель

Послушайте историю, которая произошла с девочкой Машей. «Однажды Маша пришла со школы и бабушка её не встречает. Она её позвала, но никто не ответил. Маша стала искать бабушку в комнатах и увидела, что она лежит на полу и еле дышит. Она подбежала к телефону и набрала номер службы спасения. Девочка сообщила ситуацию, но не знала своего домашнего адреса, поэтому помощь подоспела очень поздно, и бабушке пришлось, долго лечиться».

Вы знаете свой домашний адрес? Сейчас мы это проверим.

Игра «Домашний адрес».

Под музыку мы будем передавать конверт, а когда музыка закончится, у кого останется конверт, должен быстро назвать свой домашний адрес.

Игра «Расскажи».

Но для того, чтобы вызвать помощь достаточно ли знать свой адрес? Давайте с вами вспомним, что надо сообщить по телефону в случае вызова экстренной помощи?

1. Назвать себя.

2. Сказать, что случилось.

3. Назвать свой адрес.

4. Не класть трубку первым, пока тебя об этом не попросят специалисты.

5. Никогда не набирать эти номера телефонов, чтобы просто побаловаться или пошутить.

Учитель: А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

Дети: Осторожность – мать безопасности.

Друзья познаются в беде.

Не всякий встречный – друг сердечный.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Ребята вам понравилось наше путешествие?

Итог занятия.

Что нового вы узнали сегодня?

Что было самым трудным?

Кто из вас хочет стать спасателем?

В заключение послушайте Гимн МЧС

Если взрыв прогремит над землёй,
Цунами ударит волной
И пожар горит там и здесь,
Знай, что есть на земле МЧС.

МЧС! Твоё спасенье.
МЧС! Беды предотвращенье.

МЧС придёт на помощь!

Спасатель уймёт чью-то боль.
У спасателя важная роль.
На земле, под землёй и в воде
Эта честь предоставлена мне!

Эта честь предоставлена мне!

Предотвращение. Спасение. Помощь.

МЧС! Твоё спасенье.
МЧС! Беды предотвращенье.
В ясный полдень, в звёздную полночь
МЧС придёт на помощь!

МЧС! Твоё спасенье.
МЧС! Беды предотвращенье.
В ясный полдень, в звёздную полночь
МЧС придёт на помощь!

Чрезвычайная в мире есть
У природы жестокая местью
Катастрофы бывают не зря
И от страха трясётся земля.

Страшный взрыв прогремит над землёй
Цунами ударит волной
И пожар горит там и здесь,
Знай, что есть на земле...

МЧС! Твоё спасенье.
МЧС! Беды предотвращенье.
В ясный полдень, в звёздную полночь
МЧС придёт на помощь!

МЧС! Твоё спасенье.
МЧС! Беды предотвращенье.
В ясный полдень, в звёздную полночь
МЧС придёт на помощь!

Использованные ресурсы:

http://pozdravkin.com/den-spasatelja-3

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-spasatelya-rossii/

www.ololo.fm

Стихотворение « Пожарные»

Русские народные сказки

Пословицы и поговорки

Гимн МЧС