Какой предусмотрен штраф за езду по обочине. Движение по обочине

Практически во всех городах России водителя жалуются на пробки на дорогах. Никому стоять в них не хочется, и самые нетерпеливые выезжают на обочину, объезжая всю колонну, а затем возвращаются обратно, прося, чтобы их впустили. В результате те, кто объезжает по обочине сокращают время, а те, кто стоят и не нарушают правила, – тратят еще больше времени. ПДД запрещают такие маневры.

Согласно правилам движения езда по любой из обочин является нарушением. Чаще всего водители совершают выезд на нее на трассах при образовании пробок. Как правило, это на дорогах при въезде в город. На основании КоАП за такую езду инспектор ГИБДД составляет административный протокол, выписывая штраф на сумму до 1500 рублей. Данное нарушение квалифицируется по статье №12.15 части №1 о езде и движении по обочинам.

Что такое обочина?

В ПДД введено понятие обочина и что оно означает. На практике все водители автомобилей чаще всего ею называют участок дороги, располагающийся справа и слева от основной дороги. В правилах прописано следующее:

– это участок дороги и проезжей части, который расположен рядом с ней и отличающийся типом покрытия. Она обозначается специальной разметкой.

Для остановки разрешено съезжать с дороги на обочину. Также соответственно разрешается и выезжать с нее на дорогу. Но именно езда по ней является нарушением. При фиксировании данного случая, водители стараются убедить инспектора ГИБДД, что они именно совершали остановку или начинали движение с обочины.

В каких случаях разрешено?

Не всегда данная езда является нарушением. В правилах предусмотрено исключение, когда разрешается ездить по обочине. Допускается движение только чтобы подъехать для разгрузки или погрузки грузов, в случае отсутствия возможных иных подъездов. Данный маневр не запрещен КоАП.

Итак, обочина предназначена для остановки автомобилей, а не для езды по ней. В случае движения по ней выписывается административный штраф до 1500 рублей.

Для чего предназначена обочина? Кто может ездить по обочине и в каких случаях водитель будет оштрафован при выезде на нее – все это разберем в данной статье.

Понятие «Обочина» в ПДД

Обочина является составной частью дороги, которая, в свою очередь, представляет собой поверхность земли, обустроенную и используемую для движения любых транспортных средств.

Дорога состоит из:

  1. Проезжей части.
  2. Обочины.
  3. Тротуаров.
  4. Трамвайных путей.
  5. Разделительных полос.

Дорога может быть частью земельного участка, либо это искусственно созданная местность.

Участок обочины отделяется от проезжей части дороги горизонтальной линией. Он не предназначен для движения автомобильного или какого-либо другого транспорта, кроме некоторых случаев, определенных ПДД.

Обратите внимание, что обочина непосредственно примыкает к проезжей части.

Обочина имеет иное покрытие, чем основная часть дороги. Для разграничения используется разметка 1.2.1 или 1.2.2. На ней можно останавливаться либо оставлять машину для стоянки. При отсутствии тротуара по обочине могут осуществлять движение пешеходы.

Чаще всего обочина имеет покрытие из:

  • щебня;
  • гравия;
  • дерна;
  • песка;
  • глины.

Помните, что не на каждой дороге имеется обочина. Иногда в ней просто нет надобности.

Наказание за движение по обочине

Основной причиной езды по обочине являются пробки. Это частая проблема мегаполисов. Поэтому водители решаются нарушить правила дорожного движения и объезжают пробку по этому участку дороги.

Единственное условие, когда водитель может выехать на обочину, – это временная остановка. Выезжая на обочину, вы создает следующие ситуации:

  1. Мешает движению пешеходов и велосипедистов.
  2. Поднимаете пыль, которая мешает нормально продвигаться другим машинам.
  3. Затрудняете движение при возвращении на дорогу.

За передвижение по обочине предусматривается административное наказание. Регулируется это статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штраф за езду по обочине периодически повышается из-за несоблюдения правил. Изначально он составлял 500 рублей, сейчас вам уже нужно будет заплатить 1500 рублей. Многих водителей такой штраф не пугает, поэтому нарушения имеют место быть.

Не всегда на дорогах присутствуют сотрудники ГИБДД, которые отвечают за обнаружение нарушений, поэтому автоматизированные центры фотовидеофиксации могли бы решить данную проблему, но пока их у нас недостаточно.

Противоречия штрафа

Размер штрафа и моменты, когда его применяют, четко прописаны в Кодексе, но есть ситуации, когда это неуместно. Водитель может припарковаться на обочине или тротуаре, если это не затрудняет движения пешеходов. Но в итоге получается совсем другая картина, которую видит сотрудник ГИБДД.

Рассмотри такую ситуацию:

  1. Водитель останавливается на обочине, соблюдая все правила, никому при этом не мешая.
  2. Когда он выезжает с обочины обратно, то сотрудник ГИДББ его останавливает.
  3. Затем ему выписывается штраф за езду по обочине, ведь этот факт имел место быть.

Противоречие заключается в том, что стоять можно было, а ехать уже нельзя. Что-либо доказать практически невозможно.

Более лояльным наблюдателям за порядком можно объяснить, что вы правомерно стояли на обочине. Но в большинстве случаев вам полагается штраф. Сделано это, чтобы облегчить движение на крупных трассах, а так же в целях уменьшения аварийных ситуаций.

Штраф позволяет:

  • оградить автомобилистов от лишних выездов на обочину;
  • уменьшить количество аварийных ситуаций и травм пешеходов и велосипедистов;
  • решить вопрос с парковками, которые теперь осуществляются в специально отведенных местах.

Кому можно ездить по обочине?

Есть ряд транспортных средств, которым все же разрешено ездить по обочине:

  1. Механические средства.
  2. Тракторы.
  3. Медленный транспорт.
  4. Коммунальный транспорт.
  5. Дорожно-эксплуатационный транспорт.
  6. Транспорт, который подвозит грузы к торговым и другим объектам.

По обочине разрешается ездить велосипедистам при условии отсутствия велосипедной дорожки. При этом вы также не должны мешать движению пешеходов. Если же обочины нет, то движение велосипедиста осуществляется по проезжей части, но не далее 1 метра от правого края.

Также по обочине могут ездить водители мопедов. Допускаемое расстояние – 1 метр от правого края. Выезд далее разрешается, если нужно объехать препятствие или для осуществления поворота/разворота.

Согласно п.25.2 Правил Дорожного Движения в один ряд по обочине могут ехать гужевые повозки.

Езда по встречной обочине

Отдельным правонарушением является езда по встречной обочине. Такое возможно, если выехать с второстепенной дороги на главную и попасть в пробку. Водители, которые не любят терпеть или очень спешат, сворачивают на встречную обочину и объезжают автомобили.

В данном случае наказание последует более серьезное, чем штраф в размере 1500 рублей. Одновременно водитель будет наказан за езду по обочине и обгон с нарушениями, плюс выезд на полосу для встречного транспорта.

Наказание последует по статье 12.15, вам грозит:

  1. Штраф в размере от 5 тысяч рублей.
  2. Лишение водительских прав на срок до полугода.

Выезд на встречную обочину будет рассматриваться по статьям:

  • 2 – о дорогах с 4-мя полосами;
  • 3 –о дороге с тремя полосами, где средняя используется для движения в оба направления;
  • 5 – о дорогах с перекрестками и дорогах с ограниченной видимостью;
  • 3 – о дорогах перед переездом.

В зависимости от ситуации применяется одна из этих статей, запрещающая выезжать на встречную полосу.

Запомните, что обочина не предназначена для езды автомобильного транспорта. На ней можно только остановиться на некоторое время. А за выезд на встречную обочину, вы можете вообще лишиться водительских прав.

При образовании пробок и заторов на дороге зачастую водители грешат ездой по обочине. Пробки на дорогах – это частое явление, особенно оно касается крупных городов. Такой объезд приносит массу неприятных ситуаций, поэтому в нашей стране предусмотрен штраф за езду по обочине.

В чем заключается проблема

Поездками по краю дороги водители пытаются хоть на несколько метров продвинуться вперед, в итоге подобные действия приводят к серьезным проблемам в движении транспорта. И вот почему:

  1. Проезжающие автомобили поднимают пыль, которой потом дышат водители, стоящие в пробке. Кроме того, она оседает в салоне.
  2. После объезда водители возвращаются на дорогу и пытаются встроиться обратно в ряд, создавая трудности в движении и увеличивая затор.
  3. Пыль делает видимость намного хуже.
  4. Пешеходы, передвигающиеся по краю дороги, подвержены риску.

Как правило, обочина предназначена преимущественно для пешеходов, велосипедов и прочих. Таким образом, обгоны считаются нарушением правил, поэтому за них полагается штраф, а сколько придется заплатить, решать инспектору. Машина может выехать на этот участок только для того, чтобы остановиться.

Размер штрафа

По правилам дорожного движения, наказание предусмотрено за выезд на край дороги не для того, чтобы припарковаться, а также, когда для парковки нет специально отведенного места. Какой штраф за это? Водителя ожидает штраф в размере 1500 рублей. Такое нарушение квалифицируется по статье №12.15 части №1 «О езде и передвижении по обочинам».

В кодексе езда по обочине рассмотрена отдельно и предусматривает наказания в следующих ситуациях:

  • Выезда на край проезжей части.
  • Встречного передвижения.
  • Препятствия движению колонны транспорта или пешеходов.

Однако, есть небольшая поправка в законе: двигаться по этому участку могут только машины, которые подвозят товар в магазин, если нет иных способов доставки. Если вас остановят за данное правонарушение, будет достаточно сложно что-то доказать инспектору.

Противоречия штрафу

В КоАП подробно указаны сумма взыскания и процесс наложения штрафа, а вот технические аспекты нет. Например, водитель может легко заработать штраф за простую парковку на тротуаре, даже если он соблюдал все правила, мотивируя стоянку тем, что по закону разрешено парковать авто на тротуаре, если это не мешает пешеходам.

Как правило, представляется следующая картина:

Такие ситуации делают процесс наложения штрафов недостаточно ясным. Некоторые инспекторы, конечно, закрывают глаза на это, но стоит помнить, что они имеют достаточно прав, чтобы наказать водителя за езду по запрещенному участку.

Этот закон был введен для того, чтобы разгрузить движение транспортных средств по дорогам в крупных мегаполисах. Объезжая пробки и заторы, водители могут создать аварийные ситуации.

Преимущества штрафов

Несмотря на то что правонарушение называется «правонарушением», у него есть и положительные стороны, например:

  • Существенная сумма штрафа заставляет автовладельцев задуматься о выезде на запрещенные участки.
  • После введения закона количество травмируемых пешеходов снизилось.
  • Разрешилась ситуация о пешеходных местах.
  • Прекратилось движение по всей проезжей части.
  • Пешеходы стали безопасно ходить по тротуарам.

Однако, в правилах не указано, какое именно расстояние водитель должен ехать по обочине, чтобы заработать штраф. Ведь ему разрешено съезжать на обочину, чтобы остановиться, а также выполнять съезд перед окончанием движения. Такая же ситуация, если водитель заезжает обратно на трассу.

Штраф за езду по встречной обочине

Иным нарушением закона считается обгон пробки по обочине на встречной полосе. Это нарушение значительно серьезней и наказание предусмотрено уже внушительней. К нему относится движение по обочине и езда по встречке. Сколько придется заплатить?

Обгон автомобилей можно осуществлять только на магистралях и то, если соблюдать определенные правила, так как сама по себе обочина не является местом, где разрешается движение. Какой штраф предусмотрен?

При фиксировании данного правонарушения водителю положен штраф от 4000 до 5000 рублей, в зависимости от сложности ситуации, или же лишение прав сроком от 4 месяцев до года по усмотрение инспектора ГИБДД.

Можно ли оспорить постановление

Есть и небольшие хитрости в законе, которые позволяют оспаривать штрафы. Таким образом, автомобиль может стоять на обочине, но не ехать. Как правило, инспекторы штрафуют именно тогда, когда автомобиль выезжает со стоянки. В этом случае возникает вопрос: а как же можно проехать, если запрещается на край трассы заезжать, и какой штраф за это предусмотрен? Ответ один: настаивайте на своей правде.

Попросите сотрудника ГИБДД подробнее рассказать о правонарушении, найти свидетелей, которые могли видеть ваш автомобиль во время выезда. Если же доказать ничего невозможно и постановление уже оформлено, то можно попробовать его обжаловать. На это предоставляется срок в течение 10 дней с момента оформления.

Чтобы не попадать в такого рода ситуации, можно только посоветовать соблюдать правила дорожного движения, вести себя на дороге законно. Тогда вы не создадите проблем не только себе, но и другим участникам движения.

Загруженность российских дорог известна всем. Отдельно следует сказать о мегаполисах и крупных городах. Автомобильные пробки, к примеру, в Москве, известны во всём мире. И это несмотря на развитую транспортную инфраструктуру, строящиеся автобаны и т. д. На практике пробки чаще всего возникают при въезде в город, на участках дороги, где проводятся ремонтные или строительные работы, в узких её местах, при дорожно-транспортных происшествиях. Подавляющее большинство водителей стоит в пробках терпеливо, привычно и даже обречённо. Но всегда найдётся участник дорожного движения, которому нужно проехать быстрее всех. Побуждают ли его к этому объективные обстоятельства (например, он везёт человека в больницу или будущего авиапассажира в аэропорт) или просто не хочется стоять в пробке - сложно сказать. Но вот он выезжает на обочину и старается, будучи самым «хитрым», обогнать стоящих впереди. А потом можно нагло попроситься втиснуться с ними в один ряд, но уже где-то там, далеко впереди. И подобному любителю езды по обочине очень не повезёт, если на его пути встретится инспектор ГИБДД. Ведь он серьёзно нарушил Правила дорожного движения….

Что такое обочина и для чего её придумали

Если есть дорога, то, как правило, есть и обочина. Не всегда, конечно. Её нет и не может быть, например, на мостах или в тоннелях, на путепроводах и ещё в нескольких случаях. Что же означает понятие «обочина» в Правилах дорожного движения?

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Говоря своими словами, обочиной называется крайняя часть автомобильной дороги. Её покрытие может быть из гравия, земляное или даже асфальтовое. Часто обочину выделяют разметкой, которая также регламентирована в Правилах. Разметка 1.2, которой её обозначают, применяется ещё и для разделения полос движения на проезжей части. Если разметка 1.2 находится справа полосы движения, то она обозначает обочину. Эту сплошную линию можно пересекать, но только в том случае, если нет соответствующих запрещающих знаков. Но пересекать только для остановки, а не для дальнейшего движения.

После того, когда внесена ясность в понятие обочины, стоит поговорить о тех, кто по ней законно и незаконно ездит.

Обочина дороги, как правило, обозначается специальной линией разметки 1.2

Проблемные ситуации

Несколько лет назад в России проводился социологический опрос среди водителей в том числе по поводу езды по обочине. Большинство респондентов сошлись на том, что основной причиной, побуждающей некоторых водителей ездить по обочинам, является бескультурие. Это, в первую очередь, неуважение к другим участникам дорожного движения. На второе место респонденты поставили индивидуальность характера (желание достичь первенства, нетерпимость, стремление добиться своего любой ценой). А третьим фактором стал относительно небольшой штраф за подобное нарушение Правил дорожного движения. Собственно говоря, в среде водителей довольно негативно относятся к подобному контингенту выскочек. Каждый понимает, что нарушение установленных Правил дорожного движения потенциально создаёт угрозу и для его безопасности. Не зря ведь говорят, что Правила дорожного движения писались кровью. Итак, чем может быть чревата езда по обочине, особенно в автомобильных пробках?

Автомобиль, едущий по обочине, как правило, поднимает столб пыли, которой дышат окружающие, она ложится на автомобили и значительно ухудшает видимость на дороге. Кроме этого, после совершения подобного манёвра «торопыги» стараются возвратиться на проезжую часть и пытаются встроиться в ряд, таким образом усложняя само движение и ещё более уплотняя автопробку. Очень важно также то, что автомобиль, едущий по обочине, создаёт серьёзную угрозу для пешеходов и велосипедистов, которые могут по ней передвигаться.

Стоять на обочине можно только вне пределов действия запрещающтх знаков

Ведь по закону она предназначена именно для передвижения велосипедистов, пешеходов и т. д. Поэтому ничего не подозревающий велосипедист или пешеход может быть попросту сбит подобным автохамом. Создаётся реальная угроза жизни людей, а жизнь самого водителя тоже может быть сломана, поскольку ответственность будет лежать именно на нём. Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, именно подобные ситуации очень часто являются причиной смерти или серьёзных травм для велосипедистов и пешеходов. Особенно опасно пытаться проехать по обочине в тёмное время суток. Многие велосипедисты не имеют катафотов на своих велосипедах или светоотражающих элементов одежды, поэтому водитель замечает их в последний момент. Обычно в данной ситуации он уже не успевает ничего предпринять и происходит непоправимое.

Что же разрешено на обочине? Разрешено съезжать на неё с дороги для остановки автомобиля. Соответственно? разрешено и выезжать с неё на проезжую часть. Но вот передвигаться нельзя. Часто при фиксировании подобного нарушения водители пытаются убедить сотрудника дорожной полиции, что ими совершалась остановка или начиналось движение.

Однако в отдельных случаях подобная езда всё же не становится нарушением. Это возможно тогда, когда водителю необходимо совершить подъезд для погрузки или разгрузки груза, если отсутствуют другие подъезды. Подобный манёвр законом не запрещается. В отдельных случаях, например, когда основная проезжая часть дороги заблокирована дорожно-транспортным происшествием, сотрудники ГИБДД могут направить автомобильный поток на определённом участке именно по обочине. Но это может произойти только с их благословения. Самостоятельно проявлять подобную инициативу водителям нежелательно.

Некоторые водители почему-то считают, что по обочине можно ехать с включённой «аварийкой», если транспортное средство якобы неисправно или производить буксировку неисправного транспортного ТС. Так вот, этого делать тоже нельзя. По тем же самым причинам, которые были указаны выше. Отдельно следует сказать о тихоходных транспортных средствах, на которых установлен соответствующий знак.

«Тихоходное транспортное средство» обозначается специальным знаком в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Это могут быть гужевые повозки, те же велосипеды, дорожно-строительная техника (катки, асфальтоукладчики, бульдозеры и т. д.). По обочине может ездить также коммунальная техника, занятая уборкой мусора на дороге и её окрестностях, машины, моющие дорожное покрытие и так далее. Им разрешено двигаться по обочине, если их передвижение по проезжей части может создавать помехи для других транспортных средств. Представим себе бульдозер на гусеничном ходу, который легко, словно танк, молотит гусеницами асфальт недавно построенной дороги. Естественно, что логика подсказывает ему двигаться вне пределов проезжей части.

Езда по обочине представляет опасность и для самого транспортного средства. Ведь эта часть дороги изначально не предусмотрена для езды. Поэтому здесь могут попадаться желоба для слива воды, ямы, камни и иные непредвиденные препятствия. Если, к примеру, колесо автомобиля попадёт в широкий и глубокий водоотводный жёлоб, то можно с большой долей вероятности предвидеть, что он дальше уже некуда ехать не сможет. И хорошо, если это произойдёт на небольшой скорости. Если же скорость велика, то едущий по обочине автомобиль, попавший в яму или наткнувшийся на препятствие, может бросить в сторону проезжей части, и он автоматически создаст аварийную ситуацию (в лучшем случае). В худшем же случае произойдёт авария с жертвами.

На обочине можно только останавливаться. Сплошную линию, которая обозначает обочину, пересекать можно только для остановки и стоянки. Следует предварительно посмотреть, нет ли позади действующих знаков, запрещающих остановку или стоянку транспортных средств. Если они есть, то в пределах их зоны действия стоять или останавливаться нельзя. Это будет безусловным нарушением ПДД.

Видео о езде по обочине

Что грозит нарушителям

Следует отметить, что размеры штрафов за езду по обочине увеличивались неоднократно. В 2007 году он составлял 500 рублей, в 2010-м - уже 1000. А с 2015 года действует штраф в полторы тысячи рублей. Для некоторых водителей это серьёзная сумма, для других же - пустяк. Сегодня активисты автомобильного движения пытаются всерьёз заняться проблемой увеличения штрафа за движение по обочинам. Неоднократно соответствующие предложения вносились в профильный комитет Государственной Думы. Но пока что особых подвижек в этом направлении нет, несмотря на периодические информационные вбросы некоторых СМИ. Автомобильные эксперты не исключают, что в ближайшие несколько лет штраф за несанкционированную езду по обочине может значительно возрасти, наряду со штрафами за иные административные правонарушения, касающиеся Правил дорожного движения. В конце 2016 года прогнозировали, что, при наиболее оптимистичном сценарии, в 2017 году штрафы за езду по обочине должны были поднять до пяти тысяч рублей. Как видим, пока что это не произошло.

В итоге в 2017 году описываемое правонарушение наказывается штрафом в полторы тысячи рублей. Именно такая санкция предусматривается Статьёй 12.15 российского Административного кодекса, а точнее её первой частью.

Лишение водительских прав санкция указанной выше статьи не предусматривает. Не предусмотрено также усиление административной ответственности за повторное совершение подобного правонарушения в течение года.

Видео о случаях с водителями, едущими по обочине

Что будет за езду по встречной обочине

Но если водитель решил прорваться по встречной обочине, то это является гораздо более серьёзным правонарушением, нежели езда по собственной. Ведь речь идёт уже не о нарушении правил совершения манёвров и неправильном обгоне, в чём и состоит, по сути, нарушение при езде по «попутной» обочине. Если водитель рискнул выехать на встречную обочину, то к перечисленным выше нарушениям добавляется ещё и движение по встречной полосе, что автоматически создаёт на дороге аварийную ситуацию и угрожает безопасности всех участников дорожного движения. И, соответственно, здесь включаются все правовые механизмы, касающиеся обгона и езды по «встречке». В Правилах дорожного движения говорится о том, что водителю транспортного средства категорически запрещается обгонять другие ТС, если по окончании манёвра он не сможет, не создавая опасности для других участников движения и помех для обгоняемого автомобиля, возвратиться на ту полосу, которую занимал раньше.

Нарушение указанных выше норм карается по ст.12.15, п.4 КоАП РФ . В итоге водитель может получить штраф в размере пяти тысяч рублей или даже лишиться водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев. Если же в течение одного года с момента первого правонарушения водитель совершит повторное, то штрафные санкции будут гораздо более серьёзными. При остановке инспекторами ГИБДД водителю практически однозначно грозит лишение права управлять транспортным средством на один год. Если же правонарушение было зафиксировано вездесущими средствами технической фото- или видеофиксации, то у нарушителя есть шанс отделаться штрафом в пять тысяч рублей. Данные санкции предусматриваются пунктом пятым указанной выше статьи российского Административного кодекса. Если приходит «письмо счастья», то штрафные санкции всегда будут мягче. Минус в том, что это всегда неожиданно, а сам случай нарушения ПДД уже давно забыт за будничными заботами.

Бывают случаи, когда справедливость на дороге восстанавливают сами водители. Надо понимать, что в заторах и в сложных дорожных ситуациях у каждого водителя нервы напряжены, у некоторых - до предела. Того же, кто пытается совершить подобный манёвр, водители всегда воспринимают в качестве наглеца. И поэтому расплата может прийти не в виде «письма счастья» или жезла инспектора ГИБДД, а в виде разбитого лобового стекла, фары, проколотых шин или изрядно помятого лица. Такие случаи бывали уже неоднократно. Как говорится, на кого нарвёшься…

Как это действует на практике: МКАД

Движение на МКАД всегода очень напряжённое

Безусловно, никто не станет устраивать рейдов по выявлению нарушителей ПДД, использующих вместо дороги обочины: как свои, так и встречные. Но на страже соблюдения Правил дорожного движения стоят бдительные средства фото- и видеофиксации, которые могут моментально вычленить из транспортного ряда автомобиль, движущийся по обочине, и идентифицировать его.

Сегодня в Москве действует около 1400 видеокамер. И все знают, что полторы сотни из них являются муляжами. Вот только где настоящая камера, а где муляж - знают единицы. Остальным как-то не хочется заниматься подобными исследованиями на собственном опыте. Из этого огромного количества около полутысячи видеокамер установлены в пределах МКАД. Их локация определяется местами повышенной аварийности, где на протяжении многих лет ситуация с автомобильным трафиком традиционно напряжённая.

Ещё недавно были некоторые спорные административные и юридические вопросы, касающиеся фиксации выезда на обочину и нарушения разметки. Но в конце 2016 года с юридическими формальностями было закончено, создана довольно основательная доказательная база, которая может обеспечить фиксирование подобных нарушений Правил дорожного движения техническими средствами. Если ещё год назад опытные автомобильные адвокаты могли доказать невиновность своего подзащитного в суде ввиду наложения на него административного взыскания за нарушение некоторых моментов ПДД, то в 2017 году сделать это уже очень сложно. Хотя можно попытаться оспорить судебное решение, если сама камера установлена с нарушением ПДД. Но об этом дальше.

Не каждый комплекс видеофиксации может идентифицировать выезд на обочину. Но если говорить о «московской кольцевой», то на её протяжении сертификацию и обновление программного обеспечения для выявления «обочечников» прошли практически все техсредства фиксации. Поэтому не стоит рисковать и надеяться на то, что за движением в данном районе следит всевидящий муляж.

По статистике ГИБДД, количество выездов и движения по обочинам сократилось практически втрое на тех участках МКАД, где движение контролируется комплексами видео- и фотофиксации. После соответствующих неоднократных победных заявлений ГИБДД соцсети и профильные СМИ взорвались вопросами о том, откуда взято тройное понижение количества случаев движения по обочине? Ведь раньше-то камер в этих местах не было. И никто толком не знал о том, сколько подобных правонарушений случалось на определённом участке дороги. Но о тройном понижении уже раструбили на всю Россию практически все информационные каналы, что послужило дальнейшим толчком для расширения сети комплексов фото- и видеофиксации на российских дорогах.

Московские водители, которые регулярно ездят по одному и тому же маршруту, уже давным-давно изучили месторасположение видеокамер и даже знают о том, какие из них являются муляжами. Москва традиционно занимает первое место в России по количеству и плотности комплексов фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения, расположенных на её дорогах. На втором месте традиционно расположилась Северная столица России. Здесь видеокамер несколько меньше, и далеко не все из них сертифицированы для выявления правонарушений, связанных с ездой по обочинам. На третьем месте по количеству камер и плотности их сети, как ни странно, находится Краснодар. Четвёртое место заняла столица Татарстана Казань, а на пятом с небольшим отставанием расположился Челябинск.

Необходимо также сказать, что движение по обочинам запрещено и для мотоциклов, поэтому проблемы с фото - и видеофиксацией могут быть и у мотоциклистов. Следует напомнить о том, что видеофиксация происходит не только на встречном курсе, но и вдогон транспортного средства. Поэтому расположение госномеров сзади мотоцикла никоим образом не спасёт нарушителя.

Могут ли лишить прав?

Права могут забрать только за движение по встречной обочине или при ДТП

Прав могут лишить только за езду по встречной обочине.

За первое нарушение максимальный срок лишения прав составит до полугода. При повторном (если оно было зафиксировано инспекторами ГИБДД и протокол составлен на месте, а не средствами видеофиксации) водительское удостоверение могут изъять уже на год. Ели «обочечник» совершил наезд на пешехода или велосипедиста, то его запрещённый манёвр вне дороги станет однозначно отягчающим обстоятельством при вынесении решения судом. Многое будет зависеть от тяжести повреждений, полученных потерпевшим, но при любом варианте развития событий водитель будет лишён прав, ведь правонарушение будет квалифицировано уже по совсем другой статье Административного кодекса (в лучшем случае). Как правило, расследование при подобной ситуации переходит уже в русло Уголовного кодекса, со всеми вытекающими последствиями.

Вернуть водительское удостоверение на самом деле не так уж просто. Потребуется пересдача. Это значит, что экзамены на знание ПДД придётся сдавать заново. А ведь теория уже, как правило, основательно подзабыта. В памяти закрепились только практические навыки. Поэтому не исключено, что сдавать придётся неоднократно. Зато будет хорошо усвоено правило, касающееся запрета движения по обочине в том числе встречной.

Спорные ситуации или можно ли выйти сухим из воды

Для начала рассмотрим наиболее типичную ситуацию, когда автовладелец получает «письмо счастья» с выписанным штрафом за движение по обочине. Это нарушение было зафиксировано комплексом видеофиксации, установленным на определённом участке дороги. Водитель может сразу побежать оплачивать штраф, а может попытаться оспорить его в судебном порядке. Всё зависит от желания и основательности юридических знаний определённого человека. Некоторые считают, что оспорить штрафы, наложенные по результатам видеофиксации, практически невозможно. И глубоко ошибаются. Во-первых, следует обратить внимание на то, идентифицируют ли однозначно номер автомобиля или мотоцикла данные фото- или видеосъемки. Если есть сомнения в том, что номер однозначно идентифицирован, решение может быть оспорено. Второй ситуацией будет выписывание одновременно за одно нарушение Правил дорожного движения сразу нескольких штрафов. Возможно, причиной этому послужило близкое расположение комплексов фиксации, при котором нарушение было зафиксировано сразу несколькими средствами, как правило, двумя. Если же пришёл штраф за зафиксированное правонарушение, на основании которого уже был выписан протокол работником ГИБДД, то такой штраф может быть обоснованно оспорен. Теоретически оправданием для водителя, двигавшегося по обочине, может быть то, что это была вынужденная мера, позволяющая минимизировать аварийную ситуацию, сложившуюся на данном участке дороги. Поскольку видеокамеры фиксируют лишь определённые участок, то водителю потребуется приложить в виде доказательства видеозапись с собственного видеофиксатора или смартфона.

Отдельным вопросом при оспаривании штрафа станет соответствие установки средства видеофиксации или фотофиксации, выписавшего штраф, нормам Правил дорожного движения и соответствующим ГОСТам.

За свои права можно побороться в суде

Также при подаче апелляции необходимо поинтересоваться наличием документов о сертификации и периодической проверке работоспособности данного устройства. Не исключено, что хотя бы в одном из этих вопросов произойдёт прокол. Что-то случайно затеряется или его просто не существует в природе. Поэтому попробовать побороться в суде за целостность своего кошелька всё же возможно. Статистика свидетельствует о том, что 65% судебных решений признаются недействительными после аргументированного оспаривания водителями наложенных техническими средствами штрафов. Это очень неплохой показатель, поэтому стоит побороться.

Ещё одним распространённым способом оспаривания результатов контроля дорожного движения современными техническими средствами фиксации является доказательство того, что в момент совершения правонарушения транспортным средством рук управлял другой человек, а не его собственник. При этом необходимо помнить, что управлять автомобилем или мотоциклом может только тот, кто внесён в страховой полис данного транспортного средства. Доказать свою непричастность к правонарушению можно в том случае, когда результаты фотографирования или видеозаписи не позволяют утверждать, что за рулём был именно автовладелец, его лицо не удаётся чётко рассмотреть. А хозяин транспортного средства должен предоставить убедительные доказательства того, что в момент нарушения он был совсем в другом месте. Документальными доказательствами могут послужить билеты, гостиничные чеки, визы в загранпаспорте и так далее, если он был в другом городе или стране. На крайний случай подойдут минимум два свидетеля, которые подтвердят, к примеру, что в искомый день и час автовладелец отдыхал с ними на загородной даче совсем в другом месте.

Наиболее часто водители оспаривают действия инспектора ГИБДД, когда он пытается составить протокол за езду по обочине (конечно, не встречной), утверждая, что они совершали остановку, а не двигались. После остановки необходимо было вклиниться в ряд, а свободного места не было, вот и пришлось ехать и искать нишу. Кстати, именно такая ситуация чаще всего случается и на практике. Ведь как же можно заехать на обочину или съехать с неё на проезжую часть, если движение по самой обочине категорически запрещено? Автомобиль - это не игрушечная машинка, которую можно одним движением руки водрузить на предыдущее место. Безусловно, все доводы инспекором ГИБДД будут проигнорированы. Но следует настаивать на своей правоте. Если, конечно, он не наблюдал подобную езду на протяжении нескольких километров подряд. Возможно, потребуется найти свидетелей, которые смогут подтвердить правоту автовладельца, видев всю ситуацию, или попросить инспектора дорожной полиции разъяснить соответствующую статью Правил дорожного движения и Административного кодекса. Возможно, он сам поймёт, что неправ и просто пожелает счастливого пути.

Видео о борьбе с нарушителями запрета езды по обочине

Условия и сроки обжалования

Постановление об административном правонарушении можно оспорить в течение 14 дней. Жалобу и доказательства своей невиновности можно подать в местное управление дорожной полиции или же непосредственно в суд. С момента получения заявления в ГИБДД должны провести разбирательство в течение десяти дней, а далее по его результатам уведомить заявителя. Относительно небольшое количество водителей пытается обжаловать протокол в суде с помощью адвоката. Ведь услуги адвоката тоже имеют немалую стоимость. Поэтому, как правило, они делают это сами, если есть желание и соответствующие доказательства. После вынесения решения судом первой инстанции, с которым потенциальные правонарушитель не согласен, он может подать апелляцию в суд высшей инстанции.

Платить или не платить штраф

Здесь следует отметить, что штраф в 1500 рублей за движение по обочине и 5000 рублей за движение по встречной обочине представляют собой несколько разные понятия. Если первый ещё можно отнести к разряду незначительных, то второй является весьма существенным. Иногда в процессе будничных рабочих забот служба ГИБДД может нечаянно забыть о мелких правонарушениях. При этом вряд ли можно рассчитывать на то, что она забудет о крупных. Уведомление о необходимости оплаты штрафа должно прийти к нарушителю в течение 80 дней. Если этого не произошло, то он может, в принципе, игнорировать наложенный штраф. Отсчёт необходимого периода начинается с момента самого правонарушения. При обжаловании постановления о штрафе в ГИБДД или суде отсчёт начинается с момента вынесения каждым из этих ведомств своего решения по делу. При подаче апелляции отсчёт срока исковой давности начинается с даты вынесения решения Апелляционным судом. А сам срок исковой давности по правонарушениям, связанным с ПДД, составляет 24 месяца. Поэтому если в течение двух лет не оплачивать штраф, и государство со своей стороны не предпринимает за этот период никаких действий по его принудительному взысканию, то о самом штрафе можно забыть. Безусловно, он продолжит «висеть» в базе данных, но взыскать его уже не смогут по причине истечения срока исковой давности. Также на законных основаниях штраф можно игнорировать, если судом первой инстанции было потрачено на вынесение решения более двух календарных месяцев, а судом второй инстанции - более трёх.

Некоторые переживают, что при наличии неоплаченного штрафа за нарушение Правил дорожного движения могут не выпустить из страны. Имеют ли под собой основания подобные опасения? Да, имеют. Но очень редко. Для запрета выезда за пределы Российской Федерации потребуется отдельное решение суда. А оно может быть принято в данном случае только на основании обращения исполнительной службы, представители которой смогут доказать судьям, что подобная мера является необходимой, а лицо, в отношении которого просят принять подобное решение, является злостным неплательщиком. И ещё - минимальная сумма штрафа в данном случае должна составлять не менее десяти тысяч рублей.

Но ни один из указанных выше штрафов до этой планки не дотягивает. Однако если штраф не будет оплачен нарушителем в течение двух месяцев с даты его наложения, то сумма удвоится. Вот и искомые десять тысяч, если речь идёт о штрафе за езду по встречной обочине.

Но есть и плюсы. Если штраф оплатить в течение 20 дней с даты вынесения решения о нём, то он станет меньше в два раза. Поэтому платить или не платить - решать самим нарушителям. Но дешевле, как показывает практика, всё же заплатить.

Некоторые водители уверены, что Правила дорожного движения не действуют там, где нет дорожной полиции. И глубоко ошибаются. Теперь уже есть камеры, да и другие участники дорожного движения не будут рады хаму, который пытается обогнать их по обочине. В любом случае всё же стоит выполнять предписания ПДД. А ездить по обочине в итоге получается чем-то сродни плевкам против ветра. Себе же дороже будет.

Пробки на дорогах - это не редкое явление в мегаполисах. Именно поэтому, некоторые водители нарушают правила дорожного движения, минимизируя временные затраты. Но данное действие влечет за собой определенные штрафные санкции.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подобные маневры позволяют продвинуться в пробке на несколько метров. Но некоторые водители, таким маневрами, создают дополнительные пробки. Мало того, проезжающие по обочине транспортные средства, поднимают пыль, что плохо сказывается на здоровье других участников движения. После обгона они также стараются встать в свой ряд, тем самым создавая пробку. За счет образования пыли, на дорогах образовывается плохая видимость. Имеется и опасность для пешеходов, которые двигаются по обочине.

В соответствии с законодательством, обочина предназначается для передвижения велосипедистов, пешеходов и иных участников не механических транспортных средств. Соответственно, все транспортные средства категорий попадают под запрет. За такие маневры предусматриваются определенные штрафные санкции. Автомобиль имеет право только выезжать на обочину для остановки.

Определения

В соответствии с пунктом , обочиной считается крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части определенным покрытием, а также выделенной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.

Располагается, как правило, по бокам основной дороги.

Законодательство

Регламентируется вопрос ПДД и КоАП . Все правила прописываются в первом правовом акте, который действует на федеральном уровне. За ненадлежащее исполнение данных требований, предусматривается штрафная санкция, прописанная в КоАП.

ПДД

В соответствии с пунктом ПДД Российской Федерации, обочина - не место для движения транспортных средств. То есть присутствует запрет движения по разделительной полосе, а также по обочине. Исключение - выезд для парковки или остановки. В основном это касается правой стороны дороги. В иных случаях можно остановить ТС в населенном пункте и слева.

Например, при:

  1. одностороннем движении и при отсутствии трамвайной линии;
  2. на трассе с односторонним движением. Если это грузовой транспорт до 3,5 тонн, то разрешается остановка только на время разгрузки.

Возможно двигаться по обочине:

  1. коммунальным службам;
  2. всему транспорту, которые подвозят грузы к объектам.

Правила дорожного движения подразумевают проезд только при отсутствии помех для пешеходов различными средствами:

  1. велосипедистам - для граждан свыше 14 лет, и только при отсутствии отведенных для этого полос или возможности движения только по крайней правой полосе в соответствии с пунктом 24.4 и 24.6;
  2. мопеды с мощностью до 50 кубических сантиметров в соответствии с пунктом 24.7;
  3. животным с гужевыми повозками, но только в пределах одного ряда в соответствии с пунктом 25.2.

Особенности

Многие автомобилисты аргументируют правонарушение тем, что они искали место для остановки, но не найдя, продолжают движение. Но кто мешает им просто ехать по своей полосе и искать место?

От езды обочечников создаются следующие последствия:

  1. увеличение пробок за счет внедрения обратно в свой ряд;
  2. мелкие дорожно-транспортные происшествия;
  3. возрастает нервное напряжение водителей.

Справедливость восторжествует, если на дороге будут присутствовать представители ГИБДД и штрафовать нарушителей. Мало того, каждый водитель должен иметь культуру вождения.

Велосипедисты

В соответствии с правилами, ездить по обочине вправе все велосипедисты, чей возраст старше 14 лет. По правилам, велосипедисты должны передвигаться в строго отведенных на это местах - на велосипедных дорожках. Но таких мест практически не наблюдается в городе, поэтому, им разрешается принимать крайнее правое положение и ехать.

Движение по обочине возможно, но только если не имеется велосипедных дорожек или передвигаться по проезжей части невозможно. Если водитель велосипеда младшего возраста, то он вправе передвигаться по тротуару или в жилой зоне.

На мопеде

Стоит обратить внимание на водителей мопедов и скутеров, водители которых не следует правилам. По вновь ступившим правилам, водители такого транспортного средства, обязаны передвигаться только по проезжей части и только по крайней правой стороне.

Движение мопедов не запрещается по обочинам, но совершать такой маневр возможно только в крайних случаях. Возможно это только при отсутствии пешеходов или иных транспортных средств, которым может помешать мопед.

Когда разрешен обгон по обочине

В соответствии с пунктом Правил дорожного движения выезд на обочину разрешен только для стоянки и остановки. В соответствии с пунктом 9.9 ПДД запрещается передвижение транспортных средств по обочине.

По левой стороне стоянка возможна только в населенных пунктах на участках дороги:

  1. с одной полосой в каждом направлении без трамвайных рельсов;
  2. с односторонним движением, а авто свыше 3,5 тонн можно только разгружаться.

Возможно ездить транспортным средствам только для осуществления коммунальных услуг, а также разгрузки, если не имеется иных путей подъезда.

По обочине также возможно движение, если не создается помех:

  1. все велосипедисты, возрастом старше 14 лет, если нет специализированной дорожки;
  2. мопеды, а также гужевые повозки.

Штрафные санкции

За такое правонарушение могут наказывать в соответствии со статьей КоАП России № 195.

Согласно ей, нарушение назначается сотрудниками ГИБДД.

Размер штрафа за обгон по обочине:

  1. выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - 1000-1500 рублей;
  2. выезд на встречку, трамвайные пути встречного направления за исключением ситуаций, прописанных в части 3 - 5000 рублей или лишение прав на сроки 4-6 мес.;
  3. повторное правонарушение - лишение права управления на срок до года, а если правонарушение зафиксировано камерой, то 5000 рублей.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 11.2 Правил дорожного движения, запрещено совершать обгон, если при перестроении создаются опасности или помехи другим транспортным средствам.

Скидки

В соответствии со статьей КоАП России с 2016 года у водителей имеется возможность получения скидки, если он совершит платеж в первые 20 дней после правонарушения.

При уплате в данный период времени, штрафные санкции уменьшаются в двукратном режиме.

Передвижение по обочине встречной полосы

Отдельное правонарушение - это обгон транспортных средств по обочине встречки. Это правонарушение подразумевает высокие штрафные санкции. Ведь этот маневр предполагает несколько совершенных правонарушений - езда во встречном направлении, проезд по обочине.

Сопровождается штрафом в несколько раз выше, чем при стандартной езде по обочине. Мало того, сотрудники ГИБДД могут сразу же отобрать водительское удостоверение на срок до полугода.

Фиксация нарушения

Помимо стандартных причин выезда на обочину, маневр можно совершить по следующим причинам:

  1. при поиске дополнительного места для остановки и парковки;
  2. при разъезде с встречкой;
  3. при опережении транспортного потока;
  4. при движении на неисправном транспортном средстве.

Помимо причин, имеются и определенные риски при езде по обочине:

  1. опасность дорожно-транспортного происшествия с неподвижным транспортным средством;
  2. в сложности возвращения на изначально занимаемую полосу;
  3. вероятность создания помех при возникновении пыли.

В связи с такими рисками, решили поднять штрафные санкции и иные наказания.

Если в небольшом городе совершить обгон по обочине, то имеется вероятность быть незамеченным. Если это столичная кольцевая развязка, то фиксация правонарушений может приобретать стихийный масштаб.

Такие правонарушения все чаще и чаще выявляются при помощи средств видео и фото фиксации. Это позволило оштрафовать уже более 80000 виновников. Выезд на обочину нисколько не отличается от стандартных выездов в других городах. Всегда выписывается штрафные санкции в зависимости от вида правонарушений.

Если на дорогах имеется представитель ГИБДД, то нарушителя ждет административное наказание и выписка протокола. Как правило, если виновник видит сотрудника, то он сразу же перестраивается, что позволит ему избежать наказания. Но сейчас, в крупных мегаполисах, имеются камеры на фиксацию данного правонарушения. И сейчас уже получили не мало людей штрафные санкции.

Конечно, камеры фиксации позволяют наказать рублем каждого водителя, нарушающего правила дорожного движения, чем инспекторы ДПС. Нарушитель сразу же обязуется оплатить штраф, чтобы минимизировать финансовые затраты в будущем.

Обгон по обочине штраф - 5000 рублей. Цель внедрения такого рода штрафных санкций - предотвращение правонарушений и минимизация конфликтных ситуаций. Ведь часто аварийные ситуации происходят с участием пешеходов. Обгон по обочине сопровождается солидным штрафом. Но это не удерживает водителей от правонарушений - как нарушали, так и нарушают действующие правила дорожного движения.

Несерьезный подход всех водителей к нарушениям - халатность инспекторов власти, так как многие закрывают глаза за небольшие нарушения. С внедрением фото и видеофиксации все несколько изменилось, и теперь штрафуют камеры, а не человеческий фактор. При нарушении выписывается протокол с штрафом за правонарушение такого типа. Квитанция на оплату приходит нарушителю по месту проживания или регистрации. И дается 20-дневный период для оплаты штрафа с 50% скидкой. Это также позволяет водителям не соблюдать правила, так как действует существенная скидка.