В 2018 году произойдет ряд изменений в порядке осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ. Часть вступит в силу с 1 июля 2018 года, а некоторые уже действуют с 1 января. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации 72 часа. В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:
- Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, вступили в силу два постановления Правительства РФ о поддержке СМП:
- постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383;
- -постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819.
Изменения, связанные с исключениями в регулировании 223-ФЗ в части закупок
Увеличился перечень исключений из Закона № 223-ФЗ
С 31.12.2017 действие Закона № 223-ФЗ не распространяется на:
1. заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);
2. исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);
3. осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 105.1) и перечень которых определен в положении о закупке. При этом в положении о закупке с 31.12.2017 заказчик обязан обосновать включение в указанный перечень взаимозависимых с ним лиц каждого юридического лица (п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);
4. закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, с целью осуществления своей деятельности на территории иностранного государства (п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
Согласно п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, действие данного закона не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоров , являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.
В данной норме не указано, участники каких рынков обращения электрической энергии имеются ввиду - оптового или розничных, поэтому подразумевается, что указанное исключение распространяется и на участников розничного рынка обращения электрической энергии — к которым относятся любые потребители электрической мощности.
Таким образом, с 31.12.2017 г. договоры энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые заказчиками с гарантирующими поставщиками, не включаются в планы закупок и в отчетность, формируемую заказчиками в 2018 году.
Действие Закона № 223-ФЗ распространено на закупки товаров, работ, услуг для целей коммерческого использования
С 31 декабря 2017 года действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ).
Теперь у заказчиков есть два варианта:
- закупать такие товары, работы и услуги через так называемых взаимозависимых юридических лиц;
- включать такие закупок в перечень случаев закупки у единственного поставщика.
Изменения, связанные с уточнениями и изменениями информации размещаемой в ЕИС
Информация, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС
С 31 декабря 2017 года установлен перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС:
- о закупках ряда финансовых услуг (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ): -
- услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
- -предоставление кредитов и займов;
- -услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
- -услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
- -брокерские услуги;
- -услуги депозитариев.
- о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
- о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
- о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества и пр.) (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Теперь заказчики могут не размещать информацию в ЕИС о договорах на расчетно-кассовое обслуживание (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). Что касается договоров аренды недвижимого имущества, то нужно указать общее количеств и стоимость заключенных договоров, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Данная норма распространяется только на договоры, заключенные с 1 января 2018 года.
Информация, не подлежащая размещению в ЕИС
Расширены полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС. Вступили в силу с 31 декабря 2017 года.
Статья 4 Закона № 223-ФЗ:
16. Правительство Российской Федерации вправе определить:
3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
Перечень документов, размещаемых в ЕИС
С 31 декабря 2017 необходимо вносить в ЕИС решения о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Решение о присоединении должно быть размещение в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня его принятия. Положение о закупке вносить в ЕИС не нужно.
Уточнена ответственность заказчика в случае не размещения положения о закупках в ЕИС
Если заказчик в установленные законом сроки не разместил утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий, в части:
- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
- выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
- осуществления закупок у СМП, СОНКО;
- применения требований к участникам закупок;
- оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;
- создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
- определения поставщика (исполнителя, подрядчика),
- осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Изменение правил обжалования по 223-ФЗ
С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.
В этом видеосовете Станислав Грузин расскажет, что изменилось с 2018 года в правилах обжалования 223-ФЗ. Смотрите отрывок из вебинара « ».
Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.01.2018
С 1 января 2018 года расширен круг заказчиков, которые обязаны закупать товары, работы, услуги у субъектов МСП:
Теперь такая обязанность возлагается на:
- всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
- заказчиков, являющихся кредитными организациями (за исключением заказчиков - субъектов МСП) , у которых величина активов за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
- заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.
Также форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП дополнена следующими сведениями:
- о доле закупок у СМП в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
- о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только.
Увеличены квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 , вступившее в силу с 1 января 2018 года, увеличивает обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП с 10% до 15%.
Информационные системы
Разрешено использование корпоративных, региональных и муниципальных информационных систем для размещения информации, которая подлежит размещению в ЕИС по 223-ФЗ.
Если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, отличается от информации, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.
Повышайте квалификацию на курсе « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта.
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.
Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.
Электронные площадки: почему никто не готов
Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.
Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.
Юрист Art De Lex Анна Большакова
Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:
- нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
- в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
- если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.
Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.
223-ФЗ+44-ФЗ=?
По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.
Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.
Партнер DS Law Мария Калинина
Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».
Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».
В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.
223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.
Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .
Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ
Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:
- Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
- Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
- Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
- Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.
Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.
Структура федерального закона № 223
Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:
- Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
- Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
- В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
- Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
- Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
- Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
- Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
- Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
- Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
- Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
- Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
- Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
- Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
- Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
- Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
- Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.
Закон 223-фз: кого это касается
Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:
Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.
Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.
Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.
Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.
Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223
Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:
- Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
- Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
- Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.
Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз
Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:
- Безотзывными.
- С определенным сроком действия.
- С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
- Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
- С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Размер гарантированных средств по 223-фз
Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.
В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.
Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.
Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.
Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ
Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:
- Оформление цифровой подписи.
- Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
- Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
- Составление положений о закупках.
- Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
- Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
- Предоставление документации всем задействованным сторонам.
- Проведение конкурса.
- Заключение контракта с победителем.
Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:
Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз
Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:
- необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
- предполагаемые порядки проведения торгов;
- способы отбора актуальных поставщиков;
- предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
- порядок подписания контракта между сторонами;
- особенности приема и оплаты предоставленных работ;
- возможные штрафные санкции;
- способы разрешения спорных ситуаций.
С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Ознакомьтесь с предложениями банков по спец счетам и банковским гарантиям
Исключения
Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:
- договор связан с государственной тайной;
- контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
- предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.
Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.
Сроки по 223-фз
Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:
Вид документации | Срок подачи | Соответствующая ссылка на закон | |
Статья | Часть | ||
Положение о предполагаемых покупках | До пятнадцати дней с момента подписания. | 4 | 1 |
Внесенные изменения в первоначальный документ. | До пятнадцати дней с даты утверждения. | 4 | 1 |
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. | В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. | 3 | 2 |
Скорректированное извещение. | С течение трех дней. | 4 | 11 |
Данные о необходимых покупках. | Подается вместе с извещением. | 3 | 2 |
Толкование особенностей договора. | В течение трех суток с момента запроса. | 4 | 11 |
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. | Не более трех суток после подписи. | 4 | 12 |
Конечный протокол. | На протяжении трех дней с момента его составления. | 4 | 12 |
Подписанный контракт. | Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. | 4.1 | 2 |
Изменения в договор. | До десяти дней с момента принятия решения. | 4.1 | 2 |
Отчет. | До десятого числа следующего за отчетным месяца | 4 | 19 |
Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.
Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:
- Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
- Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
- Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
- Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
- При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
- Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
- Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
- Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
- Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
- Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.
Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:
Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
- Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
- Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
- Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
- Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.
Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:
- Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
- Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
- Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.
Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .
Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.
Информация, содержащаяся в реестре
После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:
- Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
- Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
- Идентификационный номер налогоплательщика.
- Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
- Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
- Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.
Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.
Выход из реестра
На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.
Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.
Итоги
Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.
Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.
В этом году вступили в силу глобальные изменения законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, которые коснутся и поставщиков. Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center Дмитрий Казанцев рассказывает, что делать поставщикам в новых условиях.
Будьте внимательнее в переходный период
1 июля начался переходный период, который продлится 6 месяцев. Это значит, что заказчики могут работать и по новым правилам, и по старым. Поэтому внимательно изучайте документацию закупки, чтобы понять по каким правилам она проходит.
Заказчики имеют право в переходный период внедрять новые инструменты. Например, госзаказчики могут перевести весь закупочный процесс в электронную форму.
Обновленный закон строже регламентирует закупочную деятельность госкомпаний и обязывает отклонять заявки даже при формальных ошибках.
По новым правилам поставщик имеет право подать запрос на разъяснение противоречивых моментов в документации, а заказчик обязан предоставить ответ в течение трех рабочих дней. Но таких вопросов участник закупки теперь может задать не более трёх.
Конкурентные и неконкурентные закупки
Все виды закупок по 223-ФЗ теперь разделены на конкурентные и неконкурентные. Но не надо думать, что второй вид – это закупки у единственного поставщика. Просто такой вид закупки не описан в законе, и она проходит по правилам, которые закреплены в положении о закупке и закупочной документации.
В законе появляется и другая новая терминология. Например, разделены запрос цен и запрос котировок – теперь это разные виды закупок.
Запрос котировок имеет свои особенности:
- Если проходит по 44-ФЗ, то заявка разбивается на 2 части (цена и единая часть);
- Если по обновленному 223-ФЗ, то заявка разбивается на 3 части (описание продукции, документы участника и цена);
- Если по обновленному 223-ФЗ с участием МСП, то заявка разбивается на 2 части.
Полная версия выступления Дмитрия Казанцева:
Правила для малого и среднего бизнеса
Все закупки по 223-ФЗ для субъектов МСП будут проводиться в электронной форме по правилам, близким к правилам государственного аукциона. Правила участия подробно расписаны в статье 3.4 нового 223-ФЗ.
Внимательно читайте требования к обеспечению. Как правило будет 2 способа: банковская гарантия и резервирование. Однако, если способов предложено больше, то поставщик самостоятельно выбирает удобный для него. Обеспечение заявки сопровождается открытием спецсчета в аккредитованном банке. Про финансовую сторону участия в закупках можно прочитать в .
Для малого бизнеса установлен сокращенный срок расчета с поставщиками. Он равен 15 дням. Отчет начинается со дня подписания актов.
Если пришлось обратиться в суд
Верховный суд РФ 16 мая 2018 года утвердил обзор правоприменительной практики в закупках. Примеры обзора рекомендованы к исполнению. Поэтому если поставщик подает в суд и проводит параллели с кейсом из обзора, то вероятность победы увеличивается. Интересные моменты обзора:
- Поставщик имеет право продать долг заказчика третьим лицам, но исполнение контракта передать нельзя;
- Если в описании товара прослеживаются черты определенного производителя, то это ограничение конкуренции;
- Если поставщик одержал победу благодаря ложным сведениям, то закупка проведена с ограничением конкуренции;
- Если поставщики представлены группой лиц, то требования предъявляются к каждому, а не к кому-то в отдельности.
Важно помнить, что для победы в закупке необходимо читать не только 223-ФЗ или 44-ФЗ, но и законы о защите прав конкуренции и базовые гражданско-правовые нормы.
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
75 772 просмотра