Гражданское общество и его происхождение. Есть ли гражданское общество в современной России? Гражданское общество базируется на

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Признаки гражданского общества:

    1. Индивид независим от государства,

    2. Наличие частной собственности,

    3. Многоукладная экономика,

    4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,

    5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

    6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

    7. Самоуправляемость общества,

    8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,

    9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

    10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества:

    1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

    2. Совокупность независимых от государства производителей;

    3. Общественные объединения и организации;

    4. Политические партии и движения;

    5. Система негосударственных СМИ.

Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гоббс, Гегель, Маркс и многими другими. Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека . Гражданское общество это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства государственной власти, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью саморазвития, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти. Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В структуру гражданского общества входят:

    негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

    совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

    общественные объединения и организации;

    политические партии и движения;

    сфера воспитания и негосударственного образования;

    система негосударственных средств массовой информации;

    семья; церковь и т.п.

Для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок: Предпосылки гражданского общества Экономические Социальные Политико-правовые Культурные Частная собственность, Большой удельный Юридическое равенство Обеспечение права многоукладная вес в обществе граждан, полное человека на инфор- экономика, свободный средних классов обеспечение прав и мацию, высокий рынок и конкуренция свобод человека и образовательный их защита, децентра- уровень населения, лизация власти, поли- свобода совести тический плюрализм Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений:

    первый связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, бытом, образованием, культурой;

    второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов;

    третий связан с политической жизнью общества, субъектами которой являются граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. Там и тут действуют одни и те же субъекты. Тем не менее, структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В политическую систему не входит семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условии для полной реализации прав и свобод граждан. Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин :

    государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства – управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам.

    гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства.

    деятельность государства построена на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

1. Определение гражданского общества

1.1. Понятие гражданского общества

Важнейшей предпосылкой и одно временно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие граж данского общества . Гражданское общество характеризует всю сово купность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощаю щую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое по нятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской само деятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, поли тическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически дли тельный процесс, и он связан с формированием гражданс кого общества .

Между понятием«граждан ское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма суще ственные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определен ной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория граждан ского общества отражает новое качественное состояние об щества , основанное на развитых формах его самоорганиза ции и саморегуляции, на оптимальном сочетании публич ных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. По этому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее ка чествами гражданского , а общество насилия подавления лич ности, государственного тотального контроля за обществен ной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не ох ватываемую государством, его структурами часть общества , т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возни кает и изменяется в ходе естественно-исторического разви тия как автономная, непосредственно не зависимая от го сударства сфера. Гражданское общество в широком значе нии совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении не разрывно связано с правовым государством, они не суще ствуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государствен ности. Это сфера свободной игры частных интересов и ин дивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуаз ной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон танно, как результат раскрепощения индивидов, их пре вращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, вклю чает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством полити ческие отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и соли дарности между юридически свободными и равноправны ми партнерами.

Для современного понимания гражданского общества не достаточно представление о нем лишь с позиции его проти вопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в совре менной, общедемократической концепции гражданского об щества должно быть определение собственных качествен ных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.

Гражданское общество - это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу обществен ных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» - это и не юридичес кое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «ус тановить» своими законами желательный для него образ гражданского общества .

Гражданское общество - это закономерный этап, выс шая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, ро­ста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового го сударства.Обязательным условием возникновения гражданс кого общества является появление возможности у всех граж дан экономической самостоятельности на базе частной соб ственности. Важнейшей предпосылкой формирования граж данского общества являются ликвидация сословных приви легий и возрастание значения человеческой личности, че ловека, который превращается из подданного в граждани на с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечи вает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая лич ность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с по мощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. Ис тория установления фашизма в Германии и Италии являет ся ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосудар­ствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.

В этом плане гражданское общество есть объективно сло жившийся порядок реальных общественных отношений, ко торый основан на признанных самим обществом требовани ях справедливости и меры достигнутой свободы, недопусти мости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пре вращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское обще ство, обретают способность нести в себе определенные тре бования, нормативные модели поведения граждан, долж ностных лиц, государственных органов и государства в це лом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Это означает, что в отношениях, составляющих граж данское общество, воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантировании равной для всех членов гражданского об щества меры свободы. Это те нормативные (общеобязатель ные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в та ком обществе и государстве приобретает правовой характер, т. е. они не только воплощают в себе государствен ную волю, но эта воля в полной мере соответствует требо ваниям справедливости и свободы.

Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества . Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и интеграции устремлений индивидов и социальных групп для поддержания целостности и прогресса всего общества . Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных инте ресов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохваты вающая человеческая общность, состоит из гражданского обще ства и государства.

Гражданское общество и государство представляют собой социальные универсалии, идеальные типы, отражающие раз личные стороны и состояния жизни общества , противостоя щие друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной сво боды частных лиц в отношениях друг с другом. По определе нию Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество предстает в виде социального, эко номического, культурного пространства, в котором взаимодей ствуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентирован ных взаимоотношений политически организованных субъек тов: государственных структур и примыкающих к ним полити ческих партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого граждан ского общества невозможно построить правовое демократиче ское государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человече ского общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хао су, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

Содержание статьи

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город , государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.

Проблемы с определением.

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Общества были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой Второй трактат о правлении . Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что общество в этом смысле отличается от природного состояния; оно существенным образом отличается от общности супругов, семьи. Кроме того, гражданское общество несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.

Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона Опыт истории гражданского общества (1767) отмечается разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека.

В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.

В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Одно из важнейших различий между странами выявляет ответ на вопрос: что возникло раньше – государство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии . Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании , а позже и в Португалии , государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Лорд Дарендорф

Гражданское общество принадлежит к числу понятий социологической и политической теории (наряду с понятиями свободы, справедливости, равенства, демократии), которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. Такого рода понятия нелегко определять, а их применение означает не только известную зону неопределенности, но и большие или меньшие различия в их толковании. Но, тем не менее, можно вычленить два специфических параметра или функции понятия гражданского общества: теоретико-аналитическую и нормативную.

В первом значении оно используется как теоретическая категория для анализа и объяснения явлений социальной реальности. В этом смысле, гражданское общество - агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются: гражданин со своими гражданскими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

В отличие от первой теоретико-аналитической функции, во второй функции понятие гражданского общества имеет преимущественно статус нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитие различного содержания и форм гражданской активности. Эта функция приобретает особое значение в обществах, находящихся в состоянии трансформации.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть модерным и демократическим. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.

Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества Кола Д. Гражданское общество. М. 1999. С.452.. Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы.

Само название “гражданское общество” происходит от понятия гражданин. Оно возникает с появлением самостоятельного индивида, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

Люди и их объединения (экономические, политические, религиозные, профессиональные, культурные и др.) и составляют гражданское общество.

Существенным элементом гражданского общества является верховенство права. Это шире, чем идея правового государства.

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, а это означает автономию различных общественных сфер и ассоциаций - экономики (т.е. предприятий), профсоюзов, университетов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений, т.е. церкви.

Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила игры, которых все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу такие же права и свободы других членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданина.

Автономия различных сфер общества подразумевает, что они могут самоорганизовываться в соответствующие ассоциации, демократическая внутренняя жизнь которых имеет важное значение для гражданского общества.

Главное условие активной жизни гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

Важным условием функционирования гражданского общества является гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.

И, наконец, основополагающим условием успешного функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать - быть или не быть гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная: 1. сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2. совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

  • -эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в некоторых странах сотни тысяч разного рода объединений граждан или предприятий (признак высоко развитого демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих первые шаги в демократическом развитии);
  • -объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;
  • -специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существует автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;
  • -составляющие гражданское общество объединения возникают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;
  • -гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его политической власти.

Существуют общие причины, питающие процесс создания и развития гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но существуют три главные, основополагающие.

Первая причина связана с частной собственностью. В развитом демократическом обществе подавляющая часть населения - частные собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством получения доходов, средством к жизни их семей является частная собственность. Им не просто есть что терять, с потерей собственности они лишаются самого важного - источника средств для жизни. Поэтому неудивительно, что на сохранение собственности, на создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены энергичные усилия ее обладателей.

Наиболее эффективными являются коллективные усилия: разного рода объединения собственников с одинаковыми интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условий функционирования частной собственности, принадлежащей членам данных организаций.

Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу.

Третья причина необходимости возникновения и функционирования гражданского общества заключается в следующем. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически государство не может иметь информацию обо всех этих интересах. Значит, необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. И опять же эффект достигается, если действовать через организации гражданского общества.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера, объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества вырастает до общегосударственных масштабов. Типичный в этом отношении пример - движение «зеленых» в западноевропейских странах.

гражданское общество право концепция

О гражданском обществе сегодня говорят немало. Кто о нем говорит? Да все кому не лень: политики во время своей агитации, представители оппозиции, заверяющие, что у нас в стране все совсем не так, как должно было бы быть, различные современные деятели и так далее.

Не нужно думать, что гражданское общество - это общество, представителями которого являются граждане, так как на самом деле оно является чем-то большим. На самом деле - это сфера самоуправления, основанная гражданами, которая появилась сама собой, то есть без вмешательства со стороны государственных органов.

Концепция гражданского общества

Если вникнуть в то, что говорят с экранов телевизоров наши правители, то можно сделать вывод, что они всерьез задумываются о создании такого общества. Да, оно существует во многих странах: почему Россия должна быть исключением?

Говорят о нем немало, но проблема как была, так и остается в том, что не каждый понимает, о чем идет речь вообще. Как и много лет назад первые лица страны ничего толком объяснить не могут. и зачем его вообще необходимо построить? Давайте попробуем разобраться в этом вместе. Оно обладает особыми отличительными признаками, которые необходимо рассмотреть по отдельности.

Гражданское общество - это общество, в котором соблюдаются права не только привилегированных лиц, но и всех остальных. Часто говорят, что мы все равны, но так ли это на самом деле? Оглянитесь вокруг: богатые принимают бедных за рабочий скот, неспособный ни мыслить, ни проявлять какие-то чувства, те люди, которые получают в свои руки власть, начинают думать только о своем дальнейшем обогащении, а на проблемы всех остальных им плевать.

Ресурсы распределяются неправильно. По причине этого и получается, что люди неравны. Ущемление прав до сих пор остается обычным делом.

Гражданское общество характеризуется и исполнением частных интересов. Как это понять? Дело в том, что мы живем в государстве, которому должны подчиняться. Да, подчинение обязательно, однако государство не может и не должно иметь над гражданами полной власти, точно так же, как и права вмешиваться в мысли людей, навязывать им свои идеи, решать за них что-то.

Гражданское общество имеет и такую основу, как плюрализм. Под ним принято понимать что-то вроде многоистинности. Речь о том, что нужно правильно относиться к тому, что мнение кого-то может не совпадать с вашим собственным мнением. Члены гражданского общества уважают мнения друг друга.

Ущемление кого-то по причине имущественного положения, уровня образования, национальности и всего подобного недопустимо.

Очень важен и такой как самоуправление. Люди должны уметь реализовывать то, о чем мыслят. Какой толк от великих идей, если их никто и никогда не попытается воплотить в жизнь? Со всех сторон кричат, что мы живем в демократическом обществе. Что такое демократия? Это народное управление, это когда вопросы, касающиеся будущего страны решают не отдельные лица, а все люди вместе.

Отметим, что самоуправление сегодня развито, однако оно развито не так, как хотелось бы. Большинство людей все равно не понимают того, как можно повлиять на людей, стоящих у власти.

Гражданское общество связано с экономическим благополучием. Не должно ощущаться разрыва между бедными и богатыми. Человек, выходя на пенсию, должен знать, что у него будет возможность наслаждаться заслуженным отдыхом, а учителя и врачи, устраиваясь на работу, должны ощущать то, что зарплата будет равна значимости их труда.

Возможно ли гражданское общество в современной России? Сложный вопрос, так как обстановка в нашей стране до сих пор не из лучших, а политики способны думать только о себе.