Бортовой коносамент. Виды коносамента

Реквизиты коносамента

На полях коносамента приводят описание товара, которое, возможно, есть важнейшая часть этого товарораспорядительного документа, потому что получатель груза или индоссат обычно не имеют возможности проверить количество и качество товара путем осмотра и платят покупную цену на основе описания, данного в коносаменте.

Коносамент (всякий его экземпляр) должен содержать следующие реквизиты:

  • – наименование судна, если оно известно в момент принятия груза к перевозке либо иное соответствующее указание о предполагаемом судне или о том, что груз принят к перевозке без предварительного определения судна;
  • – наименование перевозчика; место (порт) приема или погрузки груза;
  • – дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  • – наименование отправителя;
  • – наименование груза и имеющиеся на нем марки, необходимые для идентификации груза (так называемый общий характер груза);
  • – место (порт) назначения (разгрузки) груза; наименование получателя груза;
  • – число мест или предметов;
  • – вес груза или его количество;
  • внешний вид и видимое состояние груза;
  • – особые свойства груза;
  • – размер или порядок определения размера фрахта и иных причитающихся платежей за перевозку, либо указание на то, что они полностью уплачены;
  • – место выдачи коносамента;
  • – время выдачи коносамента;
  • – число оригиналов коносамента, если их больше одного;
  • – подпись перевозчика или капитана, или их представителей. Если сторонами согласованы условия о подчинении коносамента нормам Гамбургской конвенции, перевозке груза на палубе, времени сдачи в порту разгрузки, пределе ответственности, они также подлежат включению в коносамент.

Дата коносамента

Правильное датирование коносамента имеет важное значение.

Точная дата бортового коносамента – это дата принятия груза на борт, а небортового – дата поступления товаров в распоряжение перевозчика. Если небортовой коносамент обозначен как бортовой, дата отгрузки товаров не совпадает с датой получения товаров перевозчиком.

Когда погрузка длится несколько дней, в коносаменте указывают дату ее завершения, однако по торговому обычаю может быть указана и дата начала погрузки.

Неправильное датирование коносамента влечет за собой важные юридические последствия применительно к договору перевозки, договору купли-продажи и аккредитивным расчетам.

В отношении договора перевозки уже отмечалось, что грузоотправитель вправе требовать правильного датирования коносамента. Если капитан судна (или иной агент перевозчика) по небрежности ставит в коносаменте неправильную дату, перевозчик несет ответственность за ущерб как принципал при условии, что отправитель груза докажет, что ущерб связан с указанием неправильной даты, поскольку существует подразумеваемое обязательство проявить должное внимание при проставлении даты в коносаменте. Однако положение меняется, если неправильное датирование – результат небрежности со стороны грузоотправителя.

Что же касается договора купли-продажи, то предъявление неправильно датированного коносамента, по крайней мере при исполнении договора CIF, рассматривается как нарушение условий контракта и дает право покупателю отклонить коносамент, а договор считать расторгнутым, даже если товары фактически отгружены в договорный срок.

При платеже по аккредитиву, в котором часто помимо даты истечения его срока указывают дату отправки груза, дата коносамента приобретает весьма важное значение. Если выдающее коносамент лицо умышленно датирует его задним числом, чтобы увязать дату коносамента с датой отправки по аккредитиву, оно действует мошеннически, и в вопросе выдачи коносамента нет различия между подделкой коносамента и умышленным указанием в нем более ранней даты.

Морская транспортная накладная – это документ, содержащий подробные сведения о партии товаров и применяемый в качестве:

  • – контракта между судоходной компанией и экспортером (или зарубежным покупателем);
  • – расписки судоходной компании за полученные товары и, следовательно, свидетельства об отгрузке.

Однако морская транспортная накладная необратима и не является документом на право собственности. Если ее используют вместо коносамента, то транспортная компания передает товар грузополучателю, указанному в транспортной накладной, вне зависимости от того, представил он транспортной компании или нет оригинал транспортной накладной. Этим морская транспортная накладная отличается от коносамента, при использовании которого судоходная компания передает товары только лицу, которое предоставит подписанный оригинал.

Преимущество морской транспортной накладной перед коносаментом состоит в том, что она позволяет избегать задержек в порту назначения при передаче товаров грузополучателю. Коносамент может потребоваться при получении платежа экспортером от покупателя за доставленные товары. Если дела обстоят именно таким образом, то задержка из-за ожидания документов в порту назначения является вынужденным неудобством.

Если, однако, экспортер доверяет иностранному покупателю и желает передать документы на право собственности до получения платежа, морская транспортная накладная окажется удобнее, поэтому морские транспортные накладные могут использоваться с целью экономии времени при отправке экспортером товаров в свой зарубежный филиал или продаже товара на условиях открытого счета, т.е. когда экспортер готов передать право собственности на товары и доверяет иностранному покупателю как обычный кредитор.

Рейсовая транспортная накладная представляет собой распорядительный документ на товары, доставляемые на судне, которое совершает регулярные рейсы по расписанию и имеет зарезервированный причал в порту назначения.

К транспортным относятся также и иные документы, обеспечивающие перевозку: расписка в получении груза; гарантийное письмо; экспедиторское свидетельство о транспортировке; подтверждение на фрахтование тоннажа; заявление- требование об отправке; фрахтовый счет; извещение о прибытии груза; извещение о возникновении препятствий в перевозке груза; извещение о поставке; грузовой манифест; фрахтовый манифест; контейнерный манифест и некоторые другие.

Для облегчения составления международных торговых контрактов Международная торговая палата периодически издает стандартные торговые термины, получившие название "ИНКОТЕРМС". С тех пор как ИНКОТЕРМС был впервые издан в 1936 г., он обновлялся шесть раз. Его последняя версия вступила в действие с 1 января 2000 г.

Наиболее важными условиями отправки товара морем в международной торговле являются три условия: FOB, CIF и FAS. Согласно условию отгрузки FOB (Free on Board – "свободно на борту") риск переходит к покупателю в пункте FOB. Пунктом FOB может служить завод или склад продавца. В таком случае цена продажи товара не включает стоимость фрахта, оплачиваемого продавцом, на котором лежит риск, начиная со склада и далее. Если, тем не менее, условие поставки – "FOB – пункт назначения", продавец несет риск во время перемещения груза и должен оплатить фрахт.

Условие FAS (Free Alongside – "франко у борта судна"), после которого следует "судно в согласованном порту", – это вариант условия FOB. Продажа считается осуществленной, если продавец доставил товар к борту судна. Разница между условиями FOB и FAS заключается в том, что при условии FOB продавец несет риск, пока не завершится погрузка на судно.

Условие CIF означает Cost, Insurance, Freight – стоимость, страхование и фрахт, и далее следует порт назначения. Например, CIF London означает, что согласованная цена будет включать стоимость товара плюс стоимость фрахта до Лондона и стоимость страхового полиса.

Условие DDP (доставлено, пошлина оплачена) предполагает максимальные обязательства для продавца – поставка закончена, когда товары прошли таможенную очистку в стране импорта и предоставлены в распоряжение покупателя в названном пункте назначения. Покупатель на условиях DDP ответствен за разгрузку товаров с прибывшего судна. Большое преимущество нового ИНКОТЕРМС издания 2000 г. состоит в том, что они ясно трактуют обязательства по загрузке и разгрузке и для покупателя, и для продавца. Согласно ИНКОТЕРМС-2000 теперь следует обязательно указывать оговоренный географический пункт и даже конкретное место перехода рисков. Например, условие DAF (доставлено до границы) предполагает, что оно всегда сопровождается указанием точного места на границе, до которого должна быть осуществлена доставка товара. Если при заключении контракта пренебречь этой фундаментальной особенностью, то покупатель может оказаться в невыгодном положении, так как продавец тогда имел бы право выбрать любое удобное ему место (порт) поставки на границе.

По сравнению с предыдущим изданием 1990 г. в ИНКОТЕРМС-2000 принимается во внимание расширяющееся использование мультимодальных перевозок, предусматривается передача товаров от продавца покупателю в любом пункте транспортной цепи вместо установления критичной точки перехода рисков при пересечении поручней судна.

  • Ссылка на новую редакцию должна включаться в контракты, которые заключаются после 1 января 2000 г.

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

    расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

    товарно-транспортной накладной.

    подтверждения договора на перевозку.

    товарораспорядительного документа.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

    Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

    Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

    Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

    Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

Собственное наименование.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

    если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

    обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

    также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

    отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

    если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

    также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

    указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

    зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

    важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.



Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Коносамент: подробности для бухгалтера

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за апрель 2017

    Вместе с тем, обязательные условия коносамента прописаны в статье 144 Кодекса... назначения, необходимо исходить из содержания коносамента, согласно которому пункт отправления и...

  • Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?

    Выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...

  • Октябрь - 2018: правила для экспортеров скорректированы

    Налоговые органы не нужно; – копия коносамента, морской накладной или любого иного...

  • Обязательно ли проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов?

    2011 N 272, железнодорожной накладной, коносаментом, товарной накладной по форме, разработанной...

  • Доставку товара продавцом можно перевести на ЕНВД

    Выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...

Понятие, функции и виды коносамента

Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о коносаменте. Лицам, которые обслуживают перевозки грузов на морских судах, часто приходится сталкиваться с проблемами, связанными с коносаментом, а также выдачей груза, который перевозится по коносаменту. В частности, от правильного оформления коносамента зависит многое. Неправильное его оформление может повлечь значительные убытки для капитанов судов, отправителей и получателей грузов, экспедиторов, морских агентов, брокеров и других лиц, принимающих участие в осуществлении успешной морской перевозки. Большое значение правильного оформления коносамента имеет место при возникновении следующих ситуаций:

Требования выдачи чистого коносамента при явных повреждениях груза;

Требования выдачи груза без предъявления коносамента;

Наличие разночтений между коносаментом и штурманской распиской и т.д.

Защита прав и интересов ответственных лиц значительно усложняется в случае непонимания значения такого многофункционального документа, как коносамент.

Краткая история развития коносамента

С уверенностью можно сказать, что использование коносамента имеет многовековую практику. Так, первое упоминание об обязанности судовладельца составить перечень грузов на борту судна, было закреплено еще в Королевском своде законов Испании в 1255 году. Уже в X1V веке коносамент как необоротная расписка судовладельца (капитана) регулярно выдается купцам, которые не намерены были путешествовать со своими грузами. В этих расписках судовладельцы, как правило, отмечали наименование, количество и качество груза, принятого на борт. Впоследствии данный документ стал отражать и условия договора перевозки груза с целью разрешения споров, которые неизбежно возникали между грузовладельцами и перевозчиками. И, наконец, на рубеже ХVIII века коносамент приобретает свою третью основную «черту» - оборотного документа, позволяющего грузовладельцу распорядиться грузом до его прибытия в порт назначения с помощью индоссамента, передаточной надписи. XIX век ознаменовался становлением коносамента в таком виде, в котором он существует и в настоящее время.

С развитием линейного судоходства значение коносамента еще более возрастает. За счёт сокращения употребления чартера коносамент наделяется дополнительными функциями и выступает как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки груза, начинает регулировать отношения между перевозчиком и получателем груза даже при наличии чартера.

Источники регулирования

Началом унификации норм, регулирующих вопросы использования коносамента, считают работу Ассоциации для реформы и кодификации международного права, которая разработала и опубликовала Гамбургские и Лондонские правила фрахтования. Однако данные правила использовались в добровольном порядке и отражали, в основном, интересы грузовладельцев. Новая волна правотворческих усилий привела к разработке Гаагских правил о перевозках грузов по коносаменту 1921 г. Данные правила были одобрены Международной конференцией судовладельцев и нашли своё применение в виде условий коносаментов, однако ситуация осложнилась так, что национальное законодательство оставалось в силе, коллизии были неизбежны. Назревала острая необходимость в создании единой обязательной конвенции. Так, в Брюсселе в 1924 г. принимается Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, сохранившая название Гаагских правил. В связи с внедрением контейнеризации грузов усиливалась критика Гаагских правил, а именно - размер ответственности перевозчика, к тому же коллизии правил с национальными законодательствами не были исчерпаны. С целью дальнейшего усовершенствования международно-правового режима перевозок грузов был подписан Протокол об изменении Гаагских правил 1924 г., который получил название Правила Висби, вступивших в силу в 1977 г. Данные правила были приспособлены для регулирования отношений между развитыми странами, в свою очередь, развивающиеся страны оставались неудовлетворёнными. Впоследствии именно развивающиеся страны, которые составляли большинство в ООН, добились выработки новой Конвенции о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. Следует заметить, что эта конвенция ввела довольно непривычный правовой режим коносаментных перевозок. Упомянутая конвенция слабо учитывала специфическую роль судовладельца-перевозчика в морском бизнесе, международное сообщество считало, что конвенция не в полной мере регулирует отношения по поводу прямых смешанных (мультимодальных) перевозок, которые получили стремительное развитие в конце XX века наряду с тенденцией контейнеризации перевозок. Таким образом, все эти перипетии привели к разработке проекта новой конвенции в рамках работы Комиссии ООН по праву международной торговли. В результате Конвенция ООН о договорах полной или частичной морской перевозки грузов была подписана в Роттердаме в 2009 г. и получила название Роттердамских правил. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН в 2008 г. призвала все страны стать участниками данной конвенции.

Итак, на данном этапе разработка новых нормативно-правовых актов международного значения приостановлена, так как каждая из конвенций в определённой степени урегулировала проблемные аспекты, сложности, связанные с выдачей коносамента.

Понятие и функции коносамента

Коносаментом является документ установленной формы, который выдаётся перевозчиком (судовладельцем) в доказательство факта принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Основные функции коносамента сводятся к тому, что он содержит условия договора перевозки груза, играет роль расписки перевозчика (судовладельца) и выступает товарораспорядительным документом. Рассматривая каждую из функций коносамента, становится очевидна уникальность и многофункциональность данного документа.

В осуществлении морской перевозки центральное место занимает перевозчик. Отношения перевозчика с отправителями и/или получателями груза складываются в сложную многообразную систему. Она столь велика, что международной практикой были выработаны эффективные формы организации отношений перевозчика с получателем груза - проформы коносаментов. Таким образом, коносамент, выдаваемый перевозчиком отправителю, регулирует отношения не столько между отправителем груза и перевозчиком, сколько между перевозчиком и получателем груза. Также стоит заметить, что договор перевозки, который оформляется посредством коносамента, определяет взаимные права и обязанности между перевозчиком и грузополучателем, что свидетельствует о правовой природе договора в пользу третьего лица - получателя. При этом следует помнить, что коносамент - документ односторонний, содержит подпись и печать только перевозчика, так что формой договора морской перевозки груза он никак не может считаться. Тем не менее, он содержит все реквизиты, необходимые и достаточные для заключения такого договора .

Следующей важной функцией является то, что коносамент выступает как расписка перевозчика в приеме груза . Так, ч. 3 ст. 3 Правил Гаага-Висби закрепляет, что, «получив грузы и приняв их под свой контроль, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю коносамент, должным образом описывающий груз, содержащий опознавательные знаки, количество груза, внешний вид и состояние груза». Обязанность перевозчика подтвердить принятие груза выдачей коносамента также содержится в ч. 1 ст. 14 Гамбургских правил, которая гласит: «Когда перевозчик или фактический перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент».

Коносамент выдаётся после принятия груза к перевозке по просьбе отправителя. Приобретение бланков коносаментов и первоначальное их заполнение осуществляется отправителем груза. Далее коносамент поступает в сферу ответственности перевозчика, который должен оформить коносамент окончательно, сопоставить данные отправителя с информацией штурманской расписки. Штурманская расписка выдаётся отправителю до выдачи коносамента и также является распиской в приёмке груза к перевозке. После этого перевозчик должен выдать коносамент отправителю груза по его просьбе. Выдача коносамента связывается с установлением трёх важных фактов: получение груза перевозчиком; погрузка груза на борт судна; отход судна в рейс.

Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна, или же другим лицом, уполномоченным капитаном. Обычно подписание коносамента производится в день его выдачи. Также полномочия на подписание коносамента имеет морской агент, в частности линейный агент, а в отдельных случаях грузовой агент.

Важным элементом является дата выдачи коносамента. Как правило, дата выдачи свидетельствует о дате исполнения поставки и дате заключения договора морской перевозки. Дата выдачи коносамента также имеет большое значение в расчётных отношениях. Неправильное указание даты может быть в случае проставления даты в коносаменте более поздним днём (Stale Bill of Lading) и датирования коносамента более ранней датой, предшествующей погрузке груза на борт (Antedated Bill of Lading). Датирование коносамента задним числом является грубым нарушением (антидатирование), а иногда может представлять собой уголовно наказуемое деяние - мошенничество или фальсификацию документов.

Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой) . Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий названные в нем товары, может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что коносамент, являясь ценной бумагой, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз. Таким образом, отправитель, выступая законным держателем коносамента, сохраняет своё право распоряжаться грузом на протяжении его транспортировки, и затем передавая его должному лицу. Выдача груза в порту назначения производится после предъявления коносамента.

Виды коносамента

Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан «приказу отправителя» либо «приказу получателя», то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен «приказу отправителя». В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают.

С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого коносаменты подразделяются на линейные и чартерные . Линейный коносамент - это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.

В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской . Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку - от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.

Следует отметить, что в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы . Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.

Домашний коносамент

Отдельно выделяется такая разновидность коносамента, как домашний. Как было сказано ранее, коносамент выдаётся перевозчиком (судовладельцем) грузоотправителю в подтверждение принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Однако коносамент может быть выдан не только перевозчиком, но и экспедитором, выполняющим функции перевозчика (контрактным перевозчиком), и экспедитором, заключившим договор с перевозчиком. Коносамент экспедитора, как и всякий другой, может играть роль ценной бумаги, то есть быть оборотным документом.

Сравнивая особенности домашнего и линейного коносаментов, следует отметить, что их основные позиции и внешняя форма являются сходными. На лицевой стороне коносамента, как домашнего, так и линейного, обыкновенно будут содержаться такие реквизиты, как наименование груза, его описание, включая упаковку и маркировку; вес брутто; подпись уполномоченного представителя перевозчика; наименование судна и его флаг. Однако существует и ряд реквизитов, которые будут различны в зависимости от вида коносамента, в частности: грузоотправитель, грузополучатель и сторона, которую перевозчик обязан уведомить о прибытии груза (получатель) по коносаменту.

Право выдавать домашний коносамент принадлежит также NVOCC - перевозчику, не владеющему тоннажем. Одним из способов организации деятельности NVOCC является выдача грузовладельцу одного документа (домашнего коносамента) на весь процесс перевозки. Домашний коносамент NVOCC, оформленный в соответствии с требованиями сторон может быть использован и в расчётных операциях между сторонами сделки, в том числе с применением аккредитива

Домашний коносамент также выдаётся экспедитору, когда тот объединяет в одном контейнере партию грузов, которые принадлежат разным грузовладельцам и представляют собой различные партии грузов. В этом случае обычно выдаются несколько документов на каждую из партий, объединённых в одну. Такие документы обычно выдаются в форме деливери-ордера, который в некоторых юрисдикциях признаётся как ценная бумага - долевой коносамент. Грузы, указанные во всех долевых коносаментах, в сумме равняются грузам, которые перевозились по первоначальному коносаменту. Совокупность долевых коносаментов может быть выдана только в обмен на оригинал такого коносамента. Это также имеет место в случае, когда партия груза, находясь в пути, разбивается на более мелкие партии, которые продаются разным покупателям.

В заключение хотелось бы ещё раз указать, что коносамент - действительно универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции столь многообразны, что в общем случае он заменяет три документа. Коносамент широко используется в линейном, трамповом, торгово-промышленном судоходстве, а также для организации смешанных, мультимодальных и интермодальных перевозок. Практика использования коносамента доказала, что этот документ достаточно гибкий по своей природе, поэтому его можно приспособить для оформления грузовых перевозок в условиях появления не только новых форм судоходства, но и новых способов организации грузоперевозок в целом.

В практике Interlegal вопросы, связанные с применением коносамента, занимают особое место. Наши клиенты - перевозчики, экспедиторы, грузовладельцы, имея противоположные интересы, часто по-разному смотрят на правоотношения, опосредованные коносаментом. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и распространённость документа, эффективное решение практических проблем, связанных с коносаментом, без юристов представляется нецелесообразным и чреватым необоснованными потерями вовлеченных сторон.

Международная юридическая служба Interlegal

После приема груза к доставке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (Bill of Lading, в переписке обычно пользуются сокращением B/L или BOL). Он удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует условия, является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом, подтверждает право собственности на отгруженный товар. После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

Коносамент, как правило, выписывается в трех и более экземплярах, содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов имеется надпись ORIGINAL, указана информация о перевозимом грузе (наименование грузоотправителя/грузополучателя, судна, портов погрузки и выгрузки, указаны параметры груза, время и место выдачи, количество оригиналов и др.), на обороте - постоянные условия договора перевозки. На копиях, которые могут печататься на бланках по цвету или фактуре отличных от оригиналов, стоит отметка COPY.

Каждая морская линия имеет свой коносамент, но за основу часто принимается типовая проформа линейного коносамента Conlinebill, разработанного BIMCO (Baltic and International Maritime Council - Балтийский и международный морской совет). Рассмотрим содержание лицевой стороны коносамента на примере морской линии Maersk. Некоторые графы могут оставаться незаполненными, если не имеют значения для конкретного груза или перевозки (Табл. 1) .

Таблица 1. Содержание лицевой стороны коносамента морской линии Maersk

№п/п

Наименование графы

Содержание

BILL OF LADING FOR OCEAN TRANSPORT OR MULTIMODAL TRANSPORT

Название документа: морской или мультимодальный коносамент. Коносамент считается мультимодальным, если заполнена графа «Место получения» и (или) графа «Место поставки», т.е. когда у морской линии была заказана не только морская перевозка, но и наземная доставка в порт отправления и (или) из порта назначения.

SCAC

Код (Standard Carrier Alpha Code), используемый для идентификации перевозчика.

B/L №

Номер коносамента. Представляет собой набор латинских букв и (или) цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии можно узнавать информацию о движении груза.

Booking №

Номер букинга (заказа на перевозку). Также позволяет узнавать информацию о статусе груза. Номер коносамента и номер букинга часто совпадают.

ExportReferences

Svc Contract

Графа для указания ссылок на документы и т.п. (номер заказа, инвойса, др.).

Номер сервисного контракта с морской линией.

Onward inland routing (Not part of Carriage as defined in clause 1. For account and risk of Merchant)

Графа для указания деталей дальнейшей наземной доставки, которая не была заказана у морской линии и осуществляется за счет клиента, риски по которой несет клиент.

Shipper

Наименование грузоотправителя, обычно с адресом.

Consignee (negotiable only if consigned “to order”, “to order of” a named Person or “to order of bearer”)

Наименование грузополучателя, обычно с адресом.

Notify Party(see clause 22)

Компания, которую нужно информировать о прибытии груза. Может быть указана любая компания или лицо (грузополучатель, экспедитор, банк и т.д.).

10.

Vessel (see clause 1+19)

Название судна. В интернете можно найти его фотографии, а также текущее местонахождение.

11.

Voyage №

Номер рейса.

12.

Place of Receipt. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправления.

13.

Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера на борт судна.

14.

Port of Discharge

Порт разгрузки, порт назначения. Порт, куда должен быть доставлен контейнер и где будет осуществлена его выгрузка с судна.

15.

Place of Delivery. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место поставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю.

16.

PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER.

Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier

Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию о конкретном перевозимом грузе. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.

17.

Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.

Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указывается также вес и объем груза. Нужно обратить внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также часто содержатся контактные данные представительства морской линии в стране, куда направляется контейнер.

18.

Weight

Вес груза брутто.

19.

Measurement

Объем груза.

20.

Freight & Charges:

Rate, Unit, Currency, Prepaid, Collect.

Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту (ставка, база начисления, валюта). Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. Фрахт может быть уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если фрахт еще не был оплачен, делается пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

21.

Carrier’s Receipt (sea clause 1 and 14). Total number of containers or packages received by Carrier

Общее количество контейнеров или грузовых мест, принятых перевозчиком.

22.

Place of issue of B/L

Место выпуска коносамента.

23.

Number & Sequence of Original B(s)/L

Количество выпущенных оригиналов коносамента, порядковый номер конкретного экземпляра коносамента (например, 1 из 3).

24.

Date of Issue of B/L

Дата выпуска коносамента.

25.

Declared Value(sea clause 7.3)

Объявленная стоимость груза. Заполнение этой графы (указание в ней стоимости перевозимого груза) повышает пределы ответственности морской линии в случае порчи или утраты груза до указанной суммы. В случае желания грузовладельца объявить стоимость груза нужно будет заплатить более высокий фрахт.

26.

Shipped on Board Date (Local Time)

Дата погрузки на борт судна (по местному времени). В большинстве случаев совпадает с датой выпуска коносамента.

27.

Signed for the Carrier Maersk Line A/S As Agent(s)

Место для подписей перевозчика, капитана судна, агента.

В некоторых графах содержатся ссылки на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, где имеются важные оговорки. Например, графа Notify Party «отсылает» к п. 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза. Словом, необходимо внимательно читать содержащуюся информацию.

Если одновременно отправляется несколько контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию. Отдельный коносамент на каждый контейнер обойдется дороже, т.к. за оформление каждого документа взимается сбор, но в некоторых ситуациях это удобнее (например, если грузополучатель заранее знает, что не успеет своевременно рассчитаться с грузоотправителем за всю партию, это позволит ему избежать простоя в порту оплаченных контейнеров).

В случае, кода отправка осуществляется в составе сборного груза (LCL), на каждую партию товаров оформляется отдельный комплект коносаментов, т.е. контейнер может быть один, а выписанных коносаментов - 7, 11 и т.д. - в зависимости от количества перевозимых грузов.

Обратим внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя. Последний, как правило, предварительно присылает грузополучателю коносамент (draft bill of lading) на проверку. Пренебрегать ею не стоит, поскольку внесение изменений в уже выпущенные коносаменты - платная услуга.

На один и тот же груз может быть оформлен или только линейный коносамент, или линейный и домашний коносаменты. Выпуск исключительно домашнего коносамента невозможен.

Линейный коносамент (Master Bill of Lading, MBL) выпускается морской линией на фирменном бланке для ее заказчика, коим чаще всего выступает агент-экспедитор (и в этом случае линейный коносамент часто оформляется в форме sea waybill, чтобы не усложнять документооборот), реже - непосредственно грузоотправитель.

Домашний коносамент (House Bill of Lading, HBL) выпускается агентом-экспедитором также на своем фирменном бланке для конкретного грузоотправителя.

Получение контейнера

Чтобы забрать контейнер из порта назначения для дальнейшей доставки грузополучателю, необходимо выполнение любого из трех условий: сдать оригинал коносамента в стране назначения, иметь телекс-релиз или sea waybill (экспресс-релиз).

Рассмотрим эти условия подробнее.

После отправки груза агент оформляет домашний коносамент. Когда грузоотправитель выполняет свои обязательства перед агентом (в случае возникновения таковых, например, оплачивает счета за портовые сборы и наземную доставку контейнера в порт отправления), последний выдает ему комплект оригиналов коносамента. Грузоотправитель высылает их (обычно курьерской почтой) грузополучателю только после выполнения своих обязательств перед ним, в первую очередь - финансового характера. При использовании аккредитива коносаменты предоставляются в банк грузоотправителя, пересылаются в банк грузополучателя, выдаются банком грузополучателя грузополучателю. Грузополучателю следует своевременно рассчитываться с грузоотправителем и контролировать отправку оригиналов коносамента, чтобы не допустить простоя контейнера в порту прибытия.

Получив оригиналы коносамента, грузополучатель сдает их экспедитору. Только после этого возможен вывоз прибывшего в порт груза для дальнейшей доставки наземным путем.

Если по каким-то причинам бумажными версиями коносаментов пользоваться неудобно, например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения или существуют опасения, что оригиналы коносамента потеряются во время пересылки, можно воспользоваться другим вариантом - сделать телекс-релиз (telex release, TR). Это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения о том, что отправитель сдал оригиналы коносамента агенту-экспедитору. Наличие телекс-релиза отменяет необходимость предъявления оригиналов коносамента в пункте назначения для получения груза.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента агенту, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом может потребоваться оплата сбора за оформление телекс-релиза - обычно 25-30 долларов США за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза такова. На оригиналах коносамента проставляется штамп «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), оформляется уведомление о телекс-релизе (telex release notice, telex release instruction) и вносятся отметки о релизе в компьютерной системе. Телекс-релиз может быть оформлен только в том случае, если были выпущены бумажные оригиналы коносамента. Помимо того, он не используется для оборотных коносаментов и для sea waybill.

В большинстве случаев отправитель высылает получателю, а получатель сдает экспедитору полный комплект выпущенных коносаментов. Вместе с тем, для получения груза достаточно предъявить хотя бы один оригинал коносамента (аналогично грузоотправитель для оформления телекс-релиза должен сдать хотя бы один оригинал коносамента). После этого все остальные экземпляры становятся недействительными. Такая возможность обычно прописывается внизу на лицевой стороне коносамента: One of these Bills of lading must be surrendered duly endorsed in exchange for the goods. In witness where of the original Bills of Lading all of this tenor and date have been signed in the number stated below, one of which being accomplished the other(s) to be void, что в дословном переводе «Один из этих коносаментов должен быть должным образом индоссирован и сдан в обмен на товар. Удостоверяем, что оригиналы коносамента, идентичные по содержанию и дате составления, были подписаны в указанном ниже количестве, после выдачи груза по одному из оригиналов коносамента, остальные оригиналы теряют свою юридическую силу».

Таким образом, если был оформлен необоротный коносамент, достаточно предоставить один оригинал (желательно поставить на нем печать грузополучателя и подпись ответственного лица), а если был оформлен оборотный коносамент - предоставить один оригинал, заверенный печатью и подписью приказодателя и финального грузополучателя. Возможны исключения, когда дополнительно оговаривается, что для получения груза необходимо предоставить именно полный комплект оригиналов коносамента.

Оригиналы коносамента должны быть обязательно собраны до осуществления выдачи импортного груза. На практике возникают ситуации, когда клиент настоятельно просит экспедитора вывезти прибывший груз без предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза, ссылаясь на срочность и важность груза, огромные убытки от остановки производства, обещая при этом незамедлительно рассчитаться с грузоотправителем при первой возможности. Формально так делать нельзя. Экспедитор обязан выдавать грузы только после предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза. В противном случае, он будет обязан возместить пострадавшей стороне (чаще всего грузоотправителю) все возможные убытки, понесенные из-за таких действий.

Экспедитор иногда идет навстречу клиенту с хорошей репутацией (к тому же, если «на воде» имеются другие контейнеры от данного грузоотправителя) и «закрывает глаза» на несвоевременное предоставление документов. Однако это возможно только в случае оформления домашнего коносамента (если на груз был выписан только линейный коносамент, это невозможно) и осуществляется экспедитором. Впрочем, мы не рекомендуем так поступать.

При утере оригиналов коносамента (украдены, уничтожены и т.д.) грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма с описанием сложившейся ситуации, гарантией отсутствия каких-либо претензий к морской линии и экспедитору и гарантией оплаты возможных убытков в случае их возникновения. Помимо того - запросить перевыпуск коносамента с оплатой сбора за данную процедуру. Если коносамент был оборотный, понадобится внести залог или предоставить банковскую гарантию на срок от 6 месяцев до 2 лет в размере, пропорциональном стоимости груза (как правило, 150-200% стоимости груза).

Если на груз был оформлен sea waybill, предоставление оригиналов коносамента или оформление телекс-релиза для получения груза не требуется, т.к. является невозможным: оригиналы вообще не выпускались. Указанный в sea waybill грузополучатель может забрать груз без совершения каких-либо дополнительных действий. Процедура выдачи груза по sea waybill называется экспресс-релиз (express release).

Для получения груза грузополучатель должен сдать экспедитору оригинал(ы) коносамента или предоставить телекс-релиз либо sea waybill.

Параллельно с оборотом домашних коносаментов между агентом, грузоотправителем, грузополучателем и экспедитором происходит «круговорот» линейных коносаментов между представительствами морской линии в стране отправления, стране назначения, агентом и экспедитором. При этом работают все те же принципы: могут выпускаться оригиналы коносамента (с последующим оформлением телекс-релиза или пересылкой оригиналов) или оформляться sea waybill, что удобнее и чаще всего используется на практике. В случае утери оригиналов коносамента экспедитору придется осуществлять те же действия: писать письма, предоставлять гарантийный депозит. Морская линия может удерживать грузы и не выдавать их в порте назначения, если нарушаются согласованные финансовые аспекты договора: не вносится своевременная оплата за перевозки или предоплата, превышен размер кредитного лимита и т.д.

Если на груз оформлялся только линейный коносамент, то вместо двух «круговоротов» коносамента остается только один - передача линейного коносамента между участниками морской контейнерной перевозки.

В заключение отметим, что выбор соответствующего типа коносамента и процедуры его сдачи напрямую зависит от специфики каждой отдельной перевозки.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент - (франц. connaissement), документ, содержащий условия договора морской перевозки. Наиболее распространён во внешней торговле. Выдаётся перевозчиком отправителю после приёма груза к перевозке, служит доказательством приёма груза и удостоверяет факт заключения договора. является товарораспорядительным документом, предоставляющим его держателю право распоряжения грузом. Коносамент могут быть: именными, в них указывается определённый получатель, передача их осуществляется при помощи передаточной надписи - индоссамента или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования: ордерными (выдаются "приказу" отправителя или получателя), передача их также осуществляется посредством передаточной надписи; на предъявителя (передаётся посредством фактического вручения новому держателю К.).

В РФ порядок составления коносамента и его необходимые реквизиты установлены Кодексом торгового мореплавания РФ.

Коносамент - bill of lading - выполняет три основные функции:

  1. Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки.
  2. Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание.
  3. Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Согласно ст. 144 Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ в коносаменте указываются:

  1. Наименование перевозчика и место его нахождения;
  2. Наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  3. Наименование отправителя и место его нахождения;
  4. Наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  5. Наименование получателя, если он указан отправителем;
  6. Наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  7. Внешнее состояние груза и его упаковки;
  8. Фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  9. Время и место выдачи коносамента;
  10. Число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  11. Подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.

В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа при условии, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

В случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.

В случае, если перевозчик или другое выдающее коносамент от его имени лицо не указывает в коносаменте внешнее состояние груза, считается, что в коносаменте указано хорошее внешнее состояние груза.

За исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, допустимая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте. Доказывание перевозчиком иного не допускается, если коносамент передан третьему лицу, которое, исходя из содержащегося в коносаменте описания груза, действовало добросовестно.

Коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Ордерный коносамент, не содержащий указания о его выдаче приказу отправителя или получателя, считается выданным приказу отправителя.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов коносамента. После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

Коносамент передается с соблюдением следующих правил:

  • именной коносамент может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;
  • ордерный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям;
  • коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.

Отправитель имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи такого права получателю или третьему лицу. При передаче права распоряжения грузом получателю или третьему лицу отправитель обязан уведомить перевозчика об этом.

Отправитель имеет право потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому получателю, который указан в перевозочном документе, при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента или предоставления соответствующего обеспечения и с соблюдением правил, установленных статьями 155 и 156 КТМ РФ.

Применяются следующие виды коносаментов:

  • Бортовой коносамент (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна.
  • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment).
  • Чистый коносамент (clean bill of lading)
  • Коносамент с оговоркой (claused)
  • Оборотный коносамент (negotiable). Коносамент
  • Именной коносамент
  • Коносамент на предъявителя
  • Линейный пароходный коносамент
  • Чартерный (фрахтовый) коносамент
  • Сквозной коносамент (through bill of lading)

Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.

Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Как правило, изготавливается три и более экземпляров коносамента с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "Оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп "Копия" или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета.

Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.

Только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Перевозчик не будет нести ответственности за неправильную доставку товаров, если вручит товары держателю первого оригинала коносамента, который ему представлен (при условии, что перевозчик не осведомлен о незаконности владения коносаментом). И даже истинный владелец не вправе претендовать на товары, если он не может предъявить коносамент.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight bill of lading) - выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) - содержащий указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию - дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен.

Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин "приказу" не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза.

Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров.

Однако, на практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Даже необоротный коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент).

В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты "чистые" (clean bill of lading) и "с оговорками" (claused).

"Чистые" коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Представление "чистого" коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.

В международной практике "чистый" коносамент часто выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего. В международной практике различают также коносаменты бортовые (shipped on board bill of lading) и на принятый для погрузки груз (received for shipment). Если товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно являются бортовыми. На бортовых коносаментах указывается: "погружен в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода (название)"; на коносаментах для отгрузки: "получен в хорошем состоянии от (кого) для отгрузки на борт теплохода (название)". Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он подтверждает, что груз погружен на борт судна. Если же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. Коносамент такого типа обычно используется, если товары подготовлены к отправке в контейнерах на заводе, на складе экспортера или на контейнерном терминале вне порта (например, на железнодорожной станции).

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) - применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) - это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание "по чартер-партии", а договор на перевозку - ссылку на контракт о найме данного судна. Линейный коносамент содержит все существенные условия договора перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого коносамента. В чартерном коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента.

Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву. Т.е., если иное не предусмотрено в аккредитиве, банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки.

Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading).

Вместе с коносаментом активно используется счет-фактура или инвойс (invoice). Следует различать счет-фактуру, счет-проформу и предварительный счет. Счет-проформа (proforma invoice) содержит сведения о цене и стоимости товара, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар и наоборот. Обычно он выписывается на при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Предварительный счет (preliminary invoice) выписывается, когда приемка товара производится в стране назначения или при частичных (дробных) поставках товара. Он содержит сведения о количестве и стоимости партии товара и подлежит оплате. После приемки товара или поставки всей партии выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет.