Правовая помощь в международном частном праве. Международно-правовая помощь, ее значение для МЧП Виды международной правовой помощи по гражданским делам

1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.

Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissions rogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны».

2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:

1) обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;

2) обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;

3) назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);

4) непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.

Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).

В ч. 2 ст. 9 Конвенции 1954 г. указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.

Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.



Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.

Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».

В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.

Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы юстиции, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.

Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.

При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).

В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.

Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.

4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).

Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:

1) исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

2) исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:

1) исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;

2) исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;

3) подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.

Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.

Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

О.Г. НИКУЛЬШИНА, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


О.Г. НИКУЛЬШИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ

Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

Международная правовая помощь - необходимое условие осуществления правосудия (если в деле участвует иностранный элемент либо есть необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве). Соответственно уровень реализации правовой помощи должен учитываться при определении критериев эффективности судопроизводства. Надлежащее осуществление международной правовой помощи влияет на возможность обеспечения судами прав лиц, участвующих в гражданских и семейных делах.

Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам есть совокупность действий компетентных национальных органов и должностных лиц одного государства по оказанию содействия в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам соответствующим органам и должностным лицам другого государства, регламентированных комплексом международных и внутригосударственных юридических норм.

Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам на внутригосударственном уровне представляет собой межотраслевое образование. К ней должны применяться принципы соответствующих процессуальных отраслей, а также международного права. Несомненно, императивные принципы подлежат применению при регламентации вопросов международной правовой помощи. Наиболее близкими являются принципы сотрудничества, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод.

Первую группу составляют межгосударственные отношения, которые проявляются в следующем:

· государство вступает в отношения с другим государством по поводу заключения международного договора, регламентирующего порядок осуществления международной правовой помощи, либо возможности ее осуществления при отсутствии соответствующего договора;

· уполномоченный орган одного государства сообщается с уполномоченным органом другого государства с целью приема и передачи результатов международной правовой помощи (процессуальных документов, информации, лиц и т. п. в зависимости от института международной правовой помощи).

Вторая группа носит внутригосударственный характер и включает в себя отношения:

· учреждений юстиции запрашиваемого государства с национальными государственными органами, например с вышестоящим органом, иными государственными органами (правоотношение носит административный характер);

· учреждений, исполняющих поручение, с субъектом, который выполняет действия в порядке оказания международной правовой помощи (правоотношение носит процессуальный характер).

Наличие императивных принципов международного права порождает непосредственные права и обязанности у соответствующих субъектов. Принцип сотрудничества государств обязывает суверенные субъекты поддерживать контакты с другими государствами, взаимодействовать по важным для сторон вопросам, а не изолироваться в пределах своих границ или других объединений. Государства обязаны оказывать международную правовую помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) в форме сотрудничества, руководствуясь императивной нормой общего международного права.

Однако правовая регламентация отношений лишь на основе общей императивной нормы международного права явно недостаточна. Вполне логично детализировать и конкретизировать отношения путем создания писаной либо обычной нормы. Очевидно, что эта стадия не имеет места в каждом конкретном случае оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, тем не менее ее нельзя игнорировать.

Правоотношения, складывающиеся в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, относятся к публично-правовым - административным, процессуальным. Отношения между двумя уполномоченными органами различных государств носят международно-правовой характер, а не публично-правовой.

Основными субъектами в правоотношениях по оказанию международной правовой помощи являются государства. Это не случайно: поскольку международная правовая помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) носит международный характер, в осуществлении правосудия необходимо содействие другого государства. Для возникновения отношений сотрудничества нужно получить согласие государств на принятие результатов деятельности чужих государственных органов в целях собственных процессуальных действий. Государство, по сути, - абстрактное явление, вовне проявляется через созданные им органы. Применительно к международной правовой помощи государства определяют компетентные органы для последующих совместных действий. При невыполнении или ненадлежащем выполнении принятых на себя обязательств ответственность будет нести государство.

В юридической литературе наибольшие дискуссии возникают относительно объекта правоотношений, складывающихся в сфере международной правовой помощи. Наиболее обоснованна позиция В.М. Шуршалова. Объекты норм права и правовых отношений характеризуются им как определенные материальные и нематериальные блага, к достижению которых стремятся государства и которые отвечают жизненным интересам субъектов, участвующих в правовых отношениях. Важно, что эти блага не могут быть достигнуты силами одного государства. Автор выделяет три группы объектов международных отношений: 1) мир, мирное сотрудничество, безопасность; 2) материальные (экономические) блага; 3) блага культурного, научного и социального развития народов.

Объектом международной правовой помощи являются международные отношения третьей группы, направленные на культурное, научное и социальное развитие народов. Объект правоотношений международной правовой помощи неразрывно связан с объектом норм права, регулирующих ее оказание, и соотносится как частное и общее.

Объектом договоров о правовой помощи является «сотрудничество в области оказания правовой помощи». Эта формулировка употребляется в большинстве специальных международных договоров.

Объектом норм права, регламентирующих оказание международной правовой помощи, становятся отношения сотрудничества государств в области защиты семейных, наследственных прав граждан, а также в области правоохранительной деятельности (в широком смысле как деятельности правоохранительных органов - милиции, судов, прокуратуры и т. д.).

Международная правовая помощь по своему содержанию достаточно разнородна. Ее деление на классификационные группы обусловлено многими факторами. Наличие ветвей судебной власти позволяет утверждать о международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным, арбитражным делам. Различные задачи международного сотрудничества в деятельности органов судебной власти объясняют существование отдельных институтов в рамках международной правовой помощи.

Понятие «институт права» получило свою детальную разработку в юриспруденции, науке теории государства и права. Традиционно под институтом права принято понимать обособленную группу юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Сложный, или комплексный, институт входит в состав различных отраслей права. В рамках сложного института выделяют субинституты.

К институтам международной правовой помощи по гражданским и семейным делам относятся:

· выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий (опрос сторон, третьих лиц, свидетелей, производство экспертизы, вручение документов, исследование и передача доказательств);

· вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;

· предоставление информации о праве, а также иной информации (установление адресов и других данных);

· признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным делам, исполнительных надписей.

Институтам международной правовой помощи свойственна однородность фактического содержания, которая выражается в работе компетентных органов по оказанию содействия судам и другим учреждениям юстиции запрашивающего государства в связи с рассмотрением гражданских, семейных и уголовных дел.

Институты международной правовой помощи предназначены для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, складывающихся в сфере содействия осуществлению правосудия другого государства. Взаимодействие с иностранными государственными органами урегулировано национальным законодательством, той его частью, которая касается процессуальных отношений.

В национальных нормативных актах, как правило, закреплена возможность сотрудничества с иностранным государством. Непосредственное закрепление эти отношения получили в международных договорах. В них, в частности, указаны конкретные органы сношений, порядок взаимодействия, права и обязанности сторон.

Институты международной правовой помощи являются по своей юридической природе сложными, комплексными. Международная правовая помощь входит в состав различных отраслей внутригосударственного права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, международного частного), а также в состав различных правовых систем - международной и внутригосударственной. Объединяющим элементом институтов международной правовой помощи является объект правоотношений.

Библиография

1 См.: Шуршалов В.М. Международные правоотношения. - М., 1971.

Поделитесь статьей с коллегами:

Добрый вечер!Какие документы необходимы для оформления развода.Супруга развод не даст скорее всего.Куда обращаться в таком случае и каким образом происходит развод.И сколько это занимает времени,если учесть,что есть ребенок 2 года.Жена гражданка...

Хотим получить возврат аванса от отеля

Добрый день, интересует такой вопрос. В июне 2016 года я и мой молодой человек заключили договор с агенством, которое занимается организацией свадьбы в Черногории. Так чак они были нашими представителями - они заключали договора с иными...

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Можно ли подать в РФ в суд на гражданина Беларуси?

Можно ли подать в РФ в суд на гражданина Беларуси? Есть ли возможность в случае выигрыша взыскать денежные средства?

12 Июля 2016, 15:25, вопрос №1312256 Владимир, г. Санкт-Петербург

Как истребовать документ с территории другого государства?

Добрый вечер. Я гражданин Р.Ф. Мама гражданка Туркмении, не может получить заграничный паспорт для выезда из страны из за утери свидетельства о рождении. Родилась она в Грузии. Могу ли я по ее доверенности получить хоть какой-то документ...

Как взыскать алименты с бывшего мужа, уехавшего за границу?

Здравствуйте. Мой муж уехал за границу в 90-е годы. Попытки связаться с ним с целью обговорить получение алиментов, объяснить, что больному ребенку нужны средства на жизнь и лечение, были безуспешными. Алименты никогда не платил. Я обращалась за...

Как получить алименты на ребенка, если муж переехал жить в Германию?

Добрый день. С мужем в разводе 11 лет. Алименты платил исправно. Сейчас уехал из России в Германию на постоянное место жительства. Алименты прекратились. Могу ли я что-то сделать и получать алименты на ребенка из Германии? Куда обратиться? Спасибо.

Мать вывезла двоих детей на отдых в Испанию, возвращаться отказывается. Как вернуть детей отцу в Россию?

Находимся в разводе. Мать вывезла двоих детей на отдых в Испанию. Отец давал согласие на временный выезд с указанием периода поездки для отдыха. Мать нашла работу в Испании и заявляет отцу, что возвращаться не собирается, устроит детей в испанскую...

21 Июня 2016, 12:18, вопрос №1290626 Александр Р, г. Новосибирск

600 стоимость
вопроса

вопрос решен

Какие необходимы документы для регистрации брака с иностранцем в России?

Добрый день! Подскажите образец документа, для возможности подачи заявления о браке с иностранцем без его присутствия? и какие заверения надо сделать, чтобы это заявление приняли в ЗАГсе. Спасибо

Если с меня взыскивают алименты по решению азербайджанского суда.законно ли это?

Я ГРАЖДАНИН УКРАИНЫ У МЕНЯ ДВОЕ ДЕТЕЙ ОТ БРАКА С ГРАЖДАНКОЙ АЗЕРБАЙДЖАНА..С МЕНЯ ВЗЫСКИВАЮТ АЛИМЕНТЫ ПО РЕШЕНИЮ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СУДА......ЗАКОННО ЛИ ЭТО????????

Алименты: бывший супруг уехал работать в Европу

Здравствуйте! Я являюсь получателем алиментов по решению суда. Год исправно получала от компании-работодателя супруга на свой счет. Последние 4 мес. деньги стали приходить напрямую по переводу от супруга по онлайн банкингу и в 4 раза меньше сумма....

800 стоимость
вопроса

вопрос решен

Какие есть международно-правовые акты в области семейного права?

Мне нужно знать,какие есть международно-правовые акты в области семейного права и статьи,которые касаются семейного права из этих актов

Алименты с гражданина Украины в какой валюте будут перечислять?

Добрый день, я гражданка России, ребёнок тоже, а должник гражданин Украины. Скажите, пожалуйста, как будут взыскиваться с него алименты, по нашим российским рублям или в переводе га гривны? Если мы претендуем на 1/4 часть всех доходов, а он не...

20 Января 2016, 13:39, вопрос №1107629 Павлова Ольга Станиславовна, г. Санкт-Петербург

Правовая помощь по гражданским делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений.

Исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить следующие группы субъектов международной правовой помощи по гражданским делам:

а) осуществляющие правотворчество (международные организации, государства и государственные органы);

б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);

в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражданским делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным государственным органам и должностным лицам.

В области правотворчества роль международных организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных правоотношений, протекающих в данной сфере.

Центральное место среди международных организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, занимает ООН.

Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражданским делам. Среди них принятые в разные годы в Вене конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.); о праве международных договоров (1969 г.); о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

В рамках СНГ приняты следующие документы, регулирующие статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.), ставшая первой многосторонней конвенцией, послужившей базой для заключения многих двусторонних международных договоров между странами - участницами СНГ; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.).

Государство, будучи субъектом международной правовой помощи по гражданским делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как международного, так и национального права. Внешняя правотворческая деятельность государства предопределяет активизацию внутренних правотворческих функций.

Для Российской Федерации характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражданским делам в национальную правовую систему. Первый представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Второй способ заключается в принятии норм внутреннего законодательства. В данном случае принятие в гражданском, гражданско- и арбитражно-процессуальном законах комплекса норм, регулирующих вопросы статуса субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, свидетельствует об инкорпорации.

Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностранного государства); во-вторых, при исполнении международного правового поручения, поступившего из иностранного государства. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с международным правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражданским делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:

а) федеральные суды: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);

б) суды субъектов Федерации: конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Федерации.

в) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

г) органы прокуратуры Российской Федерации.

д) органы записи актов гражданского состояния;

е) нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий:

Нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Нотариусы государственных нотариальных контор;

Должностные лица органов исполнительной власти (в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса);

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющие нотариальные функции на территории иностранных государств;

ж) органы опеки и попечительства;

з) адвокаты.

10 ноября 2004 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Она открыта для подписания до 17 января 2007 г.

Многосторонние конвенции могут быть универсальными и региональными. Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами СНГ:

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и Протокол к ней 1997 г. Новая редакция Конвенции была принята в Кишиневе 7 октября 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.). Для участников Кишиневской конвенции Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г. прекратят свое действие. Однако для государств - участников Кишиневской конвенции, не подписавших Кишиневскую конвенцию (Туркменистан, Узбекистан), будут действовать Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г.;

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение 1992 г.);

Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение);

Евразийская патентная конвенция 1994 г.

В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).

Существенное значение имеет деление договоров на самоисполняемые и несамоисполняемые.

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:

Договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;

Договоры о правовой помощи;

Договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;

Договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;

Договоры по вопросам права собственности;

Договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;

Договоры о международных расчетах;

Соглашения об избежании двойного налогообложения;

Договоры в области интеллектуальной собственности;

Договоры в области семейного и наследственного права;

Договоры о социальном обеспечении;

Консульские конвенции;

Договоры в сфере международного гражданского процесса;

Договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.

По данным на 1 января 2005 г. Россия являлась стороной договоров о правовой помощи, заключенных с: Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1995 г.), Алжиром (1982 г.), Аргентиной (2000 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., 1971 г.), Вьетнамом (1981 г.), Грецией (1981 г.), Грузией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Индией (2000 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Испанией (1990 г.), Италией (1979 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), КНР (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Киргизией (1992 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Молдавией (1993 г.), Монголией (1988 г.), Польшей (1996 г.), Румынией (1958 г.), Турцией (1997 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.). С Белоруссией 17 января 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов по хозяйственным спорам.

Ряд положений, касающихся сферы международного частного права, содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.; вступило в силу в 1998 г.), а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии и других соглашениях. В связи с расширением состава ЕС 27 апреля 2004 г. Российской Федерацией и ЕС был подписан Протокол к этому Соглашению о партнерстве.

Развитие интеграционных процессов привело к заключению соглашений, действующих в отношениях между членами той или иной группировки государств. Так, европейское право, под которым обычно понимается право ЕС, согласно общепринятой классификации, состоит из так называемого первичного права ЕС, к которому прежде всего относятся договоры о создании ЕЭС, а также международные договоры, их изменяющие и дополняющие (Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г.), и вторичного права ЕС, которое создается органами этого Союза путем принятия регламентов, директив и иных актов (решений). Первоначально ряд соглашений был заключен между странами - членами ЕС (ранее - ЕЭС). К числу таких соглашений относится прежде всего Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Она вступила в силу для Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Франции, ФРГ, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии. Римскую конвенцию относят к сопутствующему праву ЕС. Однако ее значение далеко вышло за пределы ЕС вследствие того, что в этой Конвенции отражены современные тенденции развития международного частного права.

В 1968 г. страны - члены ЕЭС заключили Брюссельскую конвенцию о судебной компетенции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (новая редакция 1979 г.). Европейские государства, входящие в ЕАСТ, заключили в 1988 г. в Лугано соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. С 1 января 1992 г. оно вступило в силу в отношениях между Францией, Нидерландами и Швейцарией. Тем самым положения Брюссельской конвенции ЕЭС 1968 г. были распространены на Швейцарию, входящую в ЕАСТ.

После вступления в силу Амстердамского договора 1999 г. многие ранее заключенные многосторонние соглашения из так называемого первичного права ЕС перешли в категорию вторичного права ЕС. Эта тенденция особенно проявляется в области процессуального права, семейного права, трудового права и др. Наряду с рядом регламентов ЕС в отношении подсудности, признания и исполнения решений с 31 мая 2002 г. действует Регламент N 1346 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности.

Из многочисленных конвенций регионального характера, заключенных на Американском континенте в области международного частного права, следует отметить прежде всего Кодекс Бустаманте, названный по имени его составителя - известного кубинского юриста. Кодекс, состоящий из 437 статей, представляет собой наиболее детально разработанный международный договор по вопросам международного частного права. Он был принят в 1928 г. на VI Панамериканской конференции и ратифицирован 15 странами Центральной и Южной Америки.

Кодекс состоит из вступительного раздела и четырех книг (международное гражданское право, международное торговое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс был одобрен в полном объеме Кубой, Гватемалой, Гондурасом, Панамой и Перу, четыре страны (Бразилия, Гаити, Доминиканская Республика и Венесуэла) сделали оговорки в отношении конкретных статей, такие страны, как Боливия, Коста-Рика, Чили, Эквадор и Сальвадор, при ратификации сделали общую оговорку о том, что Кодекс не применяется в случае его противоречия в настоящем или в будущем их внутреннему праву, что сделало их отношение к конвенции весьма символичным. Аргентина, Колумбия, Мексика, Парагвай и США отказались подписать конвенцию, причем США сослались на то, что в компетенцию федерального правительства не входит подписание соглашений по вопросам частного права, которые относятся исключительно к компетенции штатов.

Начиная с 1975 г. регулярно проводились конференции по международному частному праву стран Американского континента. На первой конференции (1975) в Панаме были приняты шесть конвенций, на второй (1979) в Монтевидео - семь конвенций по различным вопросам международного частного права.

На конференции в Ла-Пасе в 1984 г. приняты четыре конвенции (межамериканские конвенции о право- и дееспособности юридических лиц в международном частном праве, о коллизионных нормах, касающихся усыновления несовершеннолетних, о юрисдикции и экстерриториальном действии иностранных судебных решений, дополнительный протокол к межамериканской конвенции о сборе доказательств за рубежом). На конференции в Монтевидео в 1989 г. были приняты четыре конвенции (об обязанности содержания лиц, о возвращении из других стран несовершеннолетних, о международных перевозках грузов автотранспортом).

На пятой конференции в 1994 г. в Мехико была принята межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам. Конвенция состоит из 30 статей, для которых характерен подход, значительно отличающийся от европейского, отраженного в Гаагских конвенциях 1955, 1978 и 1986 гг.

Для ряда развивающихся стран при отсутствии правового регулирования в ряде областей характерен интерес к проведению международной унификации как регионального, так и универсального характера. Так, в 1962 г. в Либревиле было подписано соглашение о создании Афро-Малагасийского ведомства промышленной собственности (ОАМПИ), предусматривающее единые нормы для охраны изобретений, регистрации товарных знаков и промышленных образцов. Это соглашение было пересмотрено и дополнено в 1977 г. В 1978 г. аналогичное соглашение было заключено группой других африканских государств, бывших английских колоний.

Афро-азиатский правовой консультативный комитет принял Типовое соглашение для двусторонних соглашений о правовой помощи и доказательствах.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

4. Задача . При производстве допроса обвиняемого его защитник адвокат Самсонов В.Я. попросил оставить их наедине для дачи своему подзащитному консультации в рамках оказания ему юридической помощи. Следователь отказался выполнить просьбу адвоката. Правомерен ли отказ следователя?

Статья 53. Полномочия защитника

1. С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:
1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 настоящего Кодекса;

5) участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) заявлять ходатайства и отводы;

2. Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации , задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.
Статья 46. Подозреваемый

4. Подозреваемый вправе:

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 настоящего Кодекса, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

Отказ следователя правомерен. Свидания наедине и конфиденциально имеют место быть до первого допроса.

Понятие международной правовой помощи

На современном этапе развития общества все большее значение приобретает сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства, а также в области гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. Указанное сотрудничество реализуется государствами посредством осуществления правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Прежде чем приступить к рассмотрению ее сущности и отдельных форм, необходимо дать определение и краткую характеристику юридической природы международной правовой помощи. В первую очередь следует соотнести два взаимосвязанных термина: "международное сотрудничество по гражданским и уголовным делам" и "международная правовая помощь".

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует законодатель-нос определение этих понятий, а также единое понимание и разграничение их содержания среди ученых и практиков. В науке международного права существует два подхода к соотношению данных понятий.

Представители первого подхода (П. А. Смирнов, Э. Б. Мельникова, М. П. Глумин, В. В. Милинчук и др.) считают, что "международная правовая помощь" является более узким понятием но отношению к термину "международное сотрудничество государств по гражданским и уголовным делам". По мнению этих ученых, международная правовая помощь являет собой вид международного сотрудничества и входит в него как самостоятельная часть . В обоснование данной теории исследователи указывают на три принципиальных различия между международной правовой помощью и международным сотрудничеством.

Первое различие состоит в том, что при осуществлении международного сотрудничества государства действуют в пределах своих полномочий, тогда как в рамках правовой помощи по гражданским и уголовным делам происходит частичная передача запрашивающим государством компетенции по собственному уголовному (гражданскому) делу другому государству .

В основе второго отличия лежит принцип интереса. Так, международное сотрудничество как вид совместной деятельности базируется на общности интересов государств, в то время как в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу .

Третье отличие международной правовой помощи от международного сотрудничества заключается в характере тех действий, которые предпринимаются в процессе их реализации. Так, ряд ученых сужают содержание правовой помощи по уголовным делам лишь до производства отдельных процессуальных действий. Как утверждает А. П. Юрков, "правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств... Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства".

Вместе с тем необходимо отметить, что на современном этапе развития межгосударственных отношений вышеуказанные различия между правовой помощью и правовым сотрудничеством носят весьма условный характер. Несмотря на то что при осуществлении правовой помощи одно государство передает другому свои процессуальные полномочия по уголовному (гражданскому) делу, по сути указанная "передача полномочий" предусмотрена двусторонними (многосторонними) соглашениями и нормами национального нрава, в связи с чем государство, исполняющее запрос о правовой помощи, фактически действует в рамках своей компетенции.

Кроме того, на наш взгляд, не вполне справедливо говорить о том, что в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за правовой помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу. Ведь, во-первых, борьба с правонарушениями, обеспечение законности и восстановление социальной справедливости, реализуемые посредством оказания правовой помощи по отдельным делам, нельзя отнести к интересам только лишь одного государства: достижение данных целей лежит в плоскости интересов всех без исключения государств. Во-вторых, правовая помощь по уголовным (гражданским) делам носит непрерывный и двусторонний характер, основана на принципе "обратной связи", в связи с чем сотрудничество государств в данной сфере отвечает интересам всех сторон взаимодействия.

Что же касается отличия правовой помощи от международного сотрудничества по содержанию, то, по нашему мнению, сущность правовой помощи по уголовным (гражданским) делам не ограничивается лишь процессуальными действиями. В частности, как свидетельствует практика, международный запрос о розыске лиц, скрывшихся от правосудия, получении доказательств по уголовному делу может быть успешно выполнен только при сочетании процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий .

На отсутствие различий между правовой помощью и международным сотрудничеством по уголовным (гражданским) делам указывают название и предмет некоторых международных договоров, например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 февраля 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем"; Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 4 июня 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи но вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере" и др.

На основании изложенного позиция представителей второго подхода к соотношению понятий "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" представляется, на наш взгляд, наиболее соответствующей современным правовым реалиям.

Представители этого подхода (А. И. Бастрыкин, Л. А. Лазутин, А. К. Строганова и др.) полагают, что "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" являются тождественными понятиями, между которыми нет существенных различий". Они признают, что правовое сотрудничество представляет собой более емкое понятие, однако подчеркивают, что в целом "правовое сотрудничество государств и правовая помощь суть явления одного порядка". Данный подход, на наш взгляд, отражает сущность международной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключающуюся в согласованности действий государств, взаимности интересов, организованности механизма сотрудничества и постоянном совершенствовании уровня взаимодействия.

Таким образом, в настоящей главе понятия "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" и "международная правовая помощь" будут употребляться как тождественные друг другу.

Определившись с соотношением рассматриваемых понятий, необходимо отметить, что в современной науке международная правовая помощь разделена на две составляющие, относящиеся соответственно к международному публичному и международному частному праву: международная правовая помощь по уголовным делам и международная правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Говоря о международной правовой помощи по уголовным делам, отметим, что данная система норм рассматривается в основном как институт международного уголовного права. Ученые (И. И. Лукашук, А. В. Наумов, Л. А. Лазутин, О. И. Рабцевич) считают, что международная правовая помощь по уголовным делам является частью международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Институт международного сотрудничества по уголовным делам направлен прежде всего на реализацию норм международного уголовного права и играет вспомогательную роль в борьбе с преступностью. Вместе с тем международная правовая помощь по уголовным делам представляет собой не только международно-правовые нормы в сфере сотрудничества государств по уголовным делам, по и разработанные на их основе организационно-правовые механизмы данного сотрудничества. Что касается характеристики норм о правовой помощи, то они представляют собой как материальные, так и процессуальные правовые предписания. Указанный факт позволяет сделать вывод о комплексном характере института правовой помощи: его нормы относятся как к международному уголовному, так и к развивающемуся в настоящее время международному уголовно-процессуальному праву.

Аналогичную характеристику можно дать и институту международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, развивающемуся в рамках международного частного права. Целью данного института является оказание государствами содействия друг другу в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам. Этот институт также состоит из материальных и процессуальных норм.

Таким образом, международная правовая помощь по уголовным и гражданским делам представляет собой комплексный институт международного права, включающий в себя нормы международного публичного и частного права, а также материальные и процессуальные правовые предписания. Комплексный характер института правовой помощи также проявляется во взаимодействии норм международного и национального права.

Несмотря на приведенное выше разделение системы норм международной правовой помощи в зависимости от категории дел (уголовные или гражданские) на две составляющие, данный институт международного права рассматривается в их совокупности. Ведь международная правовая помощь как по гражданским, так и по уголовным делам базируется на единых принципах, преследует общую цель (обеспечение законности, осуществление правосудия, восстановление социальной справедливости) и реализуется посредством схожих организационно-правовых форм и механизмов. Вместе с тем настоящая глава, исходя из характера и специфики изучаемой темы, посвящена рассмотрению прежде всего вопроса о международной правовой помощи по уголовным делам.

Особенность института международной правовой помощи, как уже отмечалось, состоит в его ярко выраженном практическом характере: он включает в себя не только международные правовые нормы в области сотрудничества государств по уголовным и гражданским делам, но и созданные на их основе организационные механизмы осуществления взаимодействия государств в данной сфере. Нормы и механизмы данного института вступают в действие тогда, когда возникает реальная и практически значимая потребность в совершении процессуальных действий на территории более чем одного государства в рамках конкретного уголовного или гражданского дела, производство по которому ведется в одной из сотрудничающих держав.

На основании изложенного дадим определение рассматриваемого понятия применительно к сотрудничеству по уголовным делам.

Международная правовая помощь по уголовным делам - это система международных норм, регулирующих сотрудничество государств по уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны, а также совокупность организационно-правовых механизмов, используемых при взаимном оказании помощи по указанным делам.

Правовую основу института международной правовой помощи по уголовным делам составляют международные договоры, а также нормы национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В основе международной правовой помощи лежат именно договоры между государствами, которые предусматривают официальный порядок деятельности их органов. Случаи предоставления международной правовой помощи без заключения договоров исключительны, возможны только на уровне центральных государственных органов и, как правило, основаны на принципе взаимности. Международные договоры о правовой помощи позволяют достигнуть максимального уровня упорядоченности межгосударственных отношений в данной сфере и исключить конфликт полномочий. Соглашения о правовой помощи регулируют такие вопросы, как выполнение отдельных поручений о производстве процессуальных действий, информационный обмен, исполнение решений суда иностранного государства, экстрадиция, а также разрешение правовых коллизий (конкретный перечень форм правовой помощи предусматривается договором и зависит от договоренности между государствами).

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие многосторонние международные договоры по вопросам правовой помощи и правовых отношений по уголовным делам :

  • 1) Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющие ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее;
  • 2) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.;
  • 3) Конвенция о передаче осужденных лиц (ЕТ5 № 112) от 21 марта 1983 г. (в рамках Совета Европы) вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 167) от 18 декабря 1997 г.;
  • 4) Европейская конвенция о выдаче (ЕТ5 № 24) от 13 декабря 1957 г. вместе с Дополнительным протоколом к пей (ЕТЯ № 86) от 15 октября 1975 г. и Вторым дополнительным протоколом (ЕТЭ № 98) от 17 марта 1978 г.;
  • 5) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ЕТЯ № 030) от 20 апреля 1959 г. вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 099) от 17 марта 1978 г.;
  • 6) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;
  • 7) Европейская конвенция о пресечении терроризма (ЕТБ № 090) от 27 января 1977 г. вместе с Протоколом о внесении в нее изменений (ЕТ8 № 190) от 15 мая 2003 г.;
  • 8) Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;
  • 9) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в рамках СНГ);
  • 10) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ) вместе с Протоколом к ней от 28 марта 1997 г. (государствами-участницами являются Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Армения, Украина, Киргизия, Молдова, Азербайджан, Грузия , Туркменистан);
  • 11) Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. (в рамках СНГ);
  • 12) Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. (в рамках СНГ);
  • 13) Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26 октября 1999 г.

Однако наибольшее распространение среди международных актов, регламентирующих правовую помощь по уголовным делам, получили двусторонние договоры. Что касается России, то еще во времена СССР с рядом государств были заключены подобные договоры, которые в большинстве своем в порядке правопреемства применяются в настоящее время Российской Федерацией. К числу данных соглашений относятся договоры о правовой помощи со следующими государствами: Австрией (11 марта 1970 г.); Албанией (30 июня 1958 г.); Алжиром (23 февраля 1982 г.); Болгарией (19 февраля 1975 г.); Венгрией (15 июля 1958 г.); Грецией (21 мая 1981 г.); Ираком (22 июня 1973 г.); Испанией (26 октября 1990 г.); Италией (25 января 1979 г.); Йеменом (6 декабря 1985 г.); Кипром (19 января 1984 г.); Кореей (16 декабря 1957 г.); Кубой (28 ноября 1984 г.); Монголией (23 сентября 1988 г.); Румынией (3 апреля 1958 г.); Тунисом (26 июня 1984 г.); Финляндией (11 августа 1978 г.; 8 ноября 1990 г.); Францией (11 августа 1936 г.); Чехословакией (12 августа 1982 г.) - ныне Чехией и Словакией; Югославией (24 февраля 1962 г.) ныне образовавшимися на ее территории государствами. Также было заключено Соглашение между СССР и США о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г. (в форме обмена нотами).

Российской Федерацией были заключены действующие в настоящее время соглашения о тех или иных формах правовой помощи со следующими странами: Азербайджаном (22 декабря 1992 г.; 26 мая 1994 г.); Анголой (31 октября 2006 г.); Аргентиной (20 ноября 2000 г.); Афганистаном (23 марта 2005 г.); Беларусью (17 января 2001 г.); Бразилией (14 января 2002 г.); Вьетнамом (25 августа 1998 г.); Египтом (23 сентября 1997 г.); Индией (21 декабря 1998 г. ; 3 октября 2000 г.); Ираном (5 марта 1996 г.); Испанией (16 января 1998 г.); Канадой (20 октября 1997 г.); Кипром (8 ноября 1996 г.); Киргизией (14 сентября 1992 г.); Китаем (19 июня 1992 г.; 26 июня 1995 г.; 2 декабря 2002 г.); Колумбией (6 апреля 2010 г.); Кореей (28 мая 1999 г.); Латвией (3 февраля 1993 г.; 4 марта 1993 г.); Литвой (21 июля 1992 г.; 25 июня 2001 г.); Мексикой (7 июня 2004 г.; 21 июня 2005 г.); Молдовой (25 февраля 1993 г.); Монголией (20 апреля 1999 г.); Панамой (30 апреля 2009 г.); Польшей (16 сентября 1996 г.); США (17 июня 1999 г.); Туркменистаном (18 мая 1995 г.); Францией (11 февраля 2003 г.); Эстонией (26 января 1993 г.); Японией (12 мая 2009 г.).

На сегодняшний день имеются также двусторонние соглашения, подписанные, но еще не вступившие в силу для Российской Федерации. К их числу относятся такие международные акты, как Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 сентября 1995 г.; Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 19 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи но уголовным делам от 25 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 5 ноября 2002 г.; Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 24 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г.

  • См.: Глумин М. П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 20-22 ; Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: лекции-очерки. М.: БЕК, 1997. С. 271 ; Смирнов П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2011. № 1. С. 3-5 ; Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010.
  • См.: Грузия не является участником СНГ с 18 августа 2009 г. - Примеч. ред.