Банкротство субъектов естественных монополий. Банкротство предприятий естественных монополий

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей .

Положения в законе

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Особенности

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

Управляющий По отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.

Таким образом, не имеет права на следующие действия:

  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделки Собственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.

Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:

  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Меры предупреждения кризиса

Современные PR технологии содержат в себе ряд действий, которые направлены на антикризисную деятельность. Вся совокупность мероприятий условно разделяется на два этапа.

Первый этап специалисты обозначили как стратегическое планирование.

Среди основных целей первого этапа можно выделить следующее:

  • определение слабых сторон предприятия;
  • анализ вероятных угроз;
  • разработка эффективных мероприятий по предотвращению сложившихся проблем.

Второй этап носит название посткризисных мероприятий. Специалисты утверждают, что при возникновении кризисной ситуации возникает необходимость разработки действий на начальный период, который как показывает практика, является самым сложным. Грамотно составленный план действий должен стать неким буфером, защищающим предприятие от негативной информации.

Руководящим лицам организации рекомендовано работать в прежнем режиме и обратиться к специалистам в сфере PR. В этом случае, на экстренной встрече соберется команда специалистов, которая была назначена PR агентством, к которому обратились руководители компании.

В антикризисных мероприятиях важно брать в учет ресурсы, которыми обладает предприятие. В данном случае речь идет о денежных средствах, интеллектуальных способностях, опыте работников, полезных связях и прочее. В кризисной ситуации важную роль играет оперативное использование всех ресурсов, взамен на недостаток временного ресурса.

Евгений Лавренов

Руководитель практики банкротства ЖКХ
Стаж арбитражного управляющего более 15 лет
Имеет допуск на субъекты естественных монополий
и к совершенно секретным сведениям (2 форма)

«Реформа ЖКХ по-русски, это когда вы потребляя в два раза меньше платите всего лишь в полтора раза больше»

Народная мудрость

Я сдал экзамен на 1ую лицензию арбитражного управляющего в 1998 году. До этого занимался инновационными разработками на оборонном предприятии и уже забытый кризис 98 года подтолкнул меня кардинально сменить сферу деятельности. Я не ошибся.

С того кризиса прошло уже 15 лет, а профессия арбитражного управляющего не менее актуальна. Первым доверенным мне Федеральной службой по банкротству предприятием стало коммунальное хозяйство города Ногинска Московской области и так повелось, что в основном на предприятиях ЖКХ я специализируюсь все последние 15 лет.
Плановоубыточные предприятия ЖКХ уже не встречаются.

Все тарифы проходят защиту и процедуру согласования в региональных энергетических комиссиях и поэтому, минимум 10% рентабельности заложено везде. Неплатежеспособность предприятий ЖКХ связано с неплатежами со стороны населения, управляющих компаний и отсутствием компенсации выпадающих доходов со стороны бюджета различных уровней. Встречаются и преступные схемы намеренного накопления кредиторской задолженности в целях использования высвободившихся средств и постоянного последующего банкротства. Не исполнение обязательств по налогам и сборам, перед энергетиками и газовиками, перед поставщиками и подрядчиками, часто является основанием для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий ЖКХ.

Далее ситуация развивается по двум стандартным сценариям. Первое, что подлежит анализу, - выведено ли собственником имущество с предприятия или нет? Чтобы МУПы не отвечали перед кредиторами по своим обязательствам всем имуществом муниципалитеты придумывают различные ухищрения. Держат имущество в казне и передают в аренду или в управление предприятиям, либо изымают все имущество на грани банкротства и передают из одно предприятия в другое. Создавая тем самым для себя дополнительные риски в связи с признаками преднамеренного банкротства.


Если у вас в должниках такое предприятие, вам необходимо постоянно отслеживать намерения администрации. Вошедшее уже в привычку решение бросить МУП с долгами и создать новый, вот чего вам стоит опасаться.


При малейшем подозрении на вывод активов, не откладывая, немедленно нужно подавать заявление о банкротстве должника.


Не вдаваясь в детали, скажу, что каждая ситуация имеет свои особенности, но в любом случае, если действуют профессионалы банкротства можно рассчитывать на возврат имущества в конкурсную массу, или привлечения администрации к субсидиарной ответственности по всем долгам предприятия ЖКХ. В последние годы в этой области стала складываться хорошая судебная практика. МУПы должны отвечать по долгам всем своим имуществом, а муниципалитеты не вводить в заблуждение рынок. Если администрация готова отвечать только уставным капиталом в 10 тыс. рублей, то и регистрировать нужно ООО, чтобы контрагенты поставляя товар или оказывая услуги без предоплаты, правильно оценивали свои риски. У нас есть очень хороший опыт, который в московском регионе стал практикообразующим.


Все имущество МУП, находящееся в муниципальной собственности составляет конкурсную массу и подлежит продаже конкурсным управляющим с торгов в форме конкурса. Единственным дополнительным условием для покупателя будет обязательная его эксплуатация в соответствии с целевым назначением.


С точки зрения частного инвестора самыми привлекательным считается водоснабжение и водоотведение. Менее рентабельно отопление и горячее водоснабжение, еще менее привлекательно обслуживание жилого фонда, где развивается борьба за новостройки, а ветхий фонд достается в нагрузку. Достаточно интересен вывоз мусора и эксплуатация свалок ТБО, но эту деятельность не всегда в рамках банкротства удается выделить в отдельный бизнес.

Примеры банкротства предприятий ЖКХ из нашей практики

Опыт - величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов РОСГАУ конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов

  • Алексей Рупчев Арбитражный управляющий г. Снежногорск, Мурманская область

    Оказывает услуги отопления и горячего водоснабжения населению трех закрытых административно-территориальных объединениях Мурманской области.

    Владеет тремя мазутными котельными, распределительной сетью и всеми обслуживающими и вспомогательными активами.

    Хозяйственная деятельность ведется в ходе процедуры банкротства предприятия и невозможно ее прекращение в связи с социальной значимостью.

    Формируется имущественный актив для реализации эффективному инвестору.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Калининград

    ОАО «Калининградская генерирующая компания» создана в соответствии с Соглашением между Правительством Калининградской области и РАО «ЕЭС России». В состав КГК вошли Гусевская ТЭЦ, ГРЭС-2, Зеленоградская ВЭС, ТЭЦ-1, РТС Южная. Калининградская генерирующая компания крупнейший производителей тепла и электроэнергии в Калининградской области. Компания производит в год: свыше 18 млн. кВт·ч электроэнергии.

    С заявлением о банкротстве Калининградской объединенной энергетической компании в суд обратилась нефтяная компания ЛУКОИЛ, в связи с задолженностью за поставки мазута на котельные области.

    Социальная значимость объекта, активная позиция администрации, кредитора и антикризисной команды позволило заключить мировое соглашение и предотвратить банкротство предприятия.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий г. Калуга

    Процедура возбуждена по заявлению ФНС России. В активах предприятия имелось два земельных участка, выделенных под организацию полигона ТБО и спецтехника для вывоза, складирования и рекультивации мусора и отходов г. Малоярославец Калужской области.

    Ситуация была осложнена решением городского суда о запрете эксплуатации свалок, в связи с расположением границ участков в близи от населенных пунктов. Антикризисной команде Гильдии удалось получить отсрочку на исполнение судебного решения. На протяжении двух лет в рамках процедуры конкурсного производства продолжалось ведение хозяйственной деятельности должника и удалось сконцентрировать денежные для частичного расчета с кредиторами.

    В последующем один земельный участок, в рамках замещения активов, был внесен в уставный капитал дочернего общества и реализован на торгах. Второй же в исполнение судебного решения был рекультивирован. Уже после изменения категории и разрешенного вида использования на ИЖС, тоже реализован с торгов.

  • Эдуард Курилов Арбитражный управляющий г. Клин, Московская область

    Предприятие отвечало за уборку, благоустройство, озеленение и вывоз мусора из городского округа Клин. Процедура банкротства инициирована по заявлению ФНС России, в связи с задолженностью по обязательным платежам.

    Вся хозяйственная деятельность предприятия и бизнес должника был передан новой организации. Обеспечена непрерывность оказания социально значимых коммунальных услуг населению города.

    Туда же переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности и расчетах с кредиторами.

  • Андрей Кондрашкин Арбитражный управляющий г. Сергиев-Посад, Московская область

    Сергиево-Посадское ЖКК является первой управляющей компанией Сергиева-Посада и оказывает услуги по содержанию и обслуживанию городского жилого фонда.

    Процедура банкротства предприятия была инициирована в связи с задолженностью перед энергоснабжающими организациями. Управление жильем передано в новые управляющие компании, туда же переведены все работники.

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности организаций и населения за коммунальные услуги. В том числе часть имущества реализована коллекторским агентствам.

  • Юрий Тарасов Арбитражный управляющий г. Воскресенск, Московской области

    Служба единого заказчика ЖКК объединило активы всех муниципальных предприятий Воскресенского района на общую сумму более 10 млрд. рублей. Оказывало полный перечень коммунальных услуг населению города и района.

    Отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, уборка территории, вывоз мусора и обслуживание жилого фонда. В преддверии процедуры банкротства администрация своим распоряжением изъяло все имущество МУП.

    По заявлению арбитражного управляющего прокурор Московской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного распоряжения.

    Решением суда заявление прокурора удовлетворено, действия администрации района признаны неправомерными и распоряжение недействительным. Решение суда обжаловалось во всех инстанциях и оставлено в силе Высшим арбитражным судом.

  • Евгений Сазонов Арбитражный управляющий г. Кировский, Ленинградская область

    Унитарное предприятие Кировский водоканал владело на праве хозяйственного ведения полным комплексом имущества для холодного водоснабжения города.

    Добыча, водозабор, очистка, подачи по сетям, водоотведение, канализации и очистные сооружения. Процедура банкротства возбуждена по заявлению ФНС России.

    В преддверии процедуры часть имущества была реализована службой судебных приставов Ленинградским областным коммунальным системам (ОАО ЛОКС).

    В ходе процедуры работа была сфокусирована на взыскании дебиторской задолженности, сдаче в аренду имущества ОАО ЛОКС, признании права хозяйственного ведения, регистрации и реализации оставшегося имущества.

  • Ольга Бессольцева Арбитражный управляющий г. Белоусово, Калужская область

    По заявлению ФНС России арбитражный управляющий Гильдии назначен на процедуру банкротства БКК. Городского предприятия коммунального хозяйства, оказывающего услуги отопления и горячего водоснабжения. Владеет 2 газовыми котельными, сетями и всем вспомогательным имуществом.

    В ходе процедуры банкротства предприятия проведено замещение активов и создано новое общество. Куда переданы все активы и переоформлена вся хозяйственная деятельность без остановки и сбоев в оказании услуг населению города.

    Также переведены все работники с сохранением заработной платы, всех компенсаций и льгот. Акции созданного предприятия проданы привлеченному инвестору.

  • Александр Погорелов Арбитражный управляющий

Особенности процедуры банкротства

Определение 1

Законом о банкротстве субъект естественной монополии понимается, как предприятие, которое осуществляет производство и (или) реализацию продукции (работы, услуги) при условии существования естественной монополии.

Деятельность субъектов естественных монополий обладает общественной и социально-экономической значимостью, поэтому необходима их бесперебойная работа (например, предприятия коммунального хозяйства). По этой причине процедура банкротства для таких субъектов регулируется определенным образом, в соответствии с отдельным параграфом главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности процедуры банкротства субъектов естественных монополий заключаются в следующем:

  • Понятие должника,
  • Критерии возбуждения процедуры,
  • Участие органов исполнительной власти в роли лиц, которые участвуют в деле,
  • Основание приостановки дела (оспаривание тарифа),
  • Особенности внешнего управления,
  • Особенности процесса продажи имущества и др.

Отнесение должника к субъектам естественной монополии

Отнесение определенных предприятий к субъектам естественной монополии - прерогатива суда, рассматривающего поступающее заявление о банкротстве данного лица. Самый достоверный признак отнесения должников к субъектам естественной монополии – наличие их в реестре субъектов, который формируется ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

В случае если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, это не может говорить об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.

Замечание 1

Для того, что бы определить наличие или отсутствие у должника статуса субъекта естественной монополии, в суде нужно определить, вел ли должник деятельность в сфере естественной монополии на момент введения процедуры несостоятельности. Суд при этом должен опираться на признаки, установленные Законом о естественных монополиях.

Возбуждение дела о банкротстве субъекта естественной монополии

Существует несколько критериев возбуждения процедуры банкротства для субъекта естественной монополии. Основным из них является наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, которые составляют более одного миллиона рублей. Этот факто должен быть подтвержден исполнительным документом, при этом требования не удовлетворены в полном объеме при обращении взыскания на имущество должника.

Взыскание имущества проводится в следующем порядке:

  • В первую очередь при взыскании имущества, производят взыскание движимого имущества, которое непосредственно не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
  • Во вторую очередь взыскиваются имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве продукции.

Специальные участники банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве субъектов естественной монополии существуют особенности в отношении круга лиц, которые участвуют в деле. Так, в соответствии с Законом в деле о банкротстве субъекта естественной монополии одним из участников признается федеральный орган исполнительной власти, который признан Правительством РФ к проведению государственной политики в отношении соответствующих субъектов естественной монополии.

Замечание 2

Законом о банкротстве предусмотрены ограниченные права РФ и ее субъектов (включая права муниципальных образований) в лице соответствующих уполномоченных органов при участии в делах о банкротстве.

Банкротство естественных монополий относится к принципиально новым аспектам правового регулирования, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Форма и порядок процедуры регламентируется параграфом 6 Главы IX Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Основные положения

Согласно со статьей 197 указанного Закона, субъектом естественной монополии является организация (юридическое лицо), осуществляющая реализацию и (или) производство продукции (товаров, услуг, работ) в условиях естественной монополии. Неплатежеспособность субъекта понимается, как невозможность исполнить им обязательства по уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и (или) удовлетворить денежные требования кредиторов в течение шести месяцев после наступления установленной даты исполнения.

Дело о признании банкротства (несостоятельности) возбуждается арбитражным судом при наличии у должника (субъекта естественной монополии) задолженности в размере не менее, чем 500 000 тыс.руб. (пятьсот тысяч рублей). Указанный долговой минимум достигается путем сложения денежных требований кредиторов и обязательств по уплате обязательных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды. Весомыми для составления заявления в арбитражный суд являются только требования, подтвержденные исполнительным документом, но не удовлетворенные в полном объеме вследствие обращения взыскания на имущество должника, оговоренное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Ключевые особенности

Законодательно особенности банкротства субъектов естественных монополий распространяются на лицо, участвующее в деле о признании несостоятельности (статья 198 Закона №127-ФЗ). Наряду с юридическими и физическими лицами, определенными ФЗ, в деле о банкротстве указанного должника принимает участие федеральный орган исполнительной власти, наделенный, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, полномочиями проводить государственную политику в отношении данного субъекта естественной монополии.
Существующая редакция Закона упраздняет процедуру добровольного признания несостоятельности, регламентируя особенности внешнего управления и продажи имущества задолжавшего субъекта естественной монополии, неспособного удовлетворить денежные обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Внешний управляющий должника при продаже имущества субъекта и исполнении договоров перед потребителем имеет право (статья 200 Закона):

  • отчуждать имущество должника, составляющее единый технологический комплекс указанного субъекта естественной монополии. К числу данного относится недвижимость, оборудование и иное имущества, используемое для реализации и (или) производства продукции (товаров, услуг, работ). Также, отчуждению могут подлежать запасы расходуемых материалов и сырья, использующиеся для исполнения договоров, связанных с осуществлением деятельности должника, как субъекта естественной монополии;
  • отказаться от исполнения обязательств должника перед потребителями, в отношении которых, согласно Федеральному законодательству и иным нормативно правовым актам, прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий не допустимо.

До принятия арбитражным судом заявления об инициализации процедуры несостоятельности (банкротства) должника, управляющий субъекта вправе подать исковое заявление о признании недействительными актов, составленных органами государственной власти, об утверждении тарифов (цен) на продукцию (услуги, работы), реализуемые и (или) производимые в условиях естественной монополии.

Понятие субъекта естественной монополии в конкурсном праве. Согласно ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»1, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Однако особенности банкротства до 1 июля 2009 г. предусмотрены только для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (далее - субъекты ЕМ ТЭК) , основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Правовые особенности

См.: О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ (в ред. от 4.05.06) // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

2 В качестве примеров субъектов естественных монополий ТЭК можно назвать акционерные общества «ЕЭС России», «Газпром», АК «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Росгазификация».

банкротства применяются также к иным организации топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа, и которые имеют имущество, отнесенное к единому производственно-технологическому комплексу, обеспечивающему непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого комплекса организации-должника утверждается Министерством промышленности и энергетики РФ1. Исключением являются атомные электростанции, которые не признаются банкротами.

Таким образом, банкротство других видов естественных монополий (например, осуществляющих железнодорожные перевозки) до 1 июля 2009 г. производится в соответствии с общими нормами конкурсного права.

Особенности банкротства субъектов ЕМ ТЭК регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 18 июля 2005 г.) , который утрачивает силу с 1 июля 2009 г. С 1 июля 2009 г. на всех субъектов естественной монополии будут распространяться положения § 6 гл. IX Закона о банкротстве.

Значение института банкротства субъектов естественных монополий. Значение бесперебойной работы субъектов естественных монополий для жизнеобеспечения и обороноспособности России трудно переоценить3. Тем не менее, проблема их банкротства может стать актуальной4. Введение особенностей банкротства субъектов ЕМ ТЭК преследует следующие цели:

1) обеспечить своевременное предупреждение несостоятельности;

2 СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3179.

2) предоставить больше возможностей для восстановления их платежеспособности;

3) усилить государственный контроль за ходом банкротства;

4) предотвратить экономически нецелесообразные попытки кредиторов инициировать признание монополиста несостоятельным;

5) ограничить доступ к арбитражному управлению лиц, не владеющих специальными познаниями;

6) не допустить дробление единого производственно-технологи-еского комплекса субъекта ЕМ ТЭК.

Особенности досудебного этапа банкротства. Полномочиями по участию в этом этапе наделено Министерство промышленности и энергетики РФ (далее - Минпромэнерго РФ). Этот орган осуществляет анализ экономического и финансового состояния субъектов ЕМ ТЭК и вырабатывает рекомендации по стабилизации их финансового состояния, а также осуществляет меры по предупреждению банкротства.

Особенности судебного этапа банкротства. Функции и полномочия органа управления топливно-энергетическим комплексом, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающим особенности банкротства в отношении субъектов ЕМ ТЭК, осуществляет Минпромэнерго РФ.

Критерий и признаки несостоятельности предоставляют должнику возможность в течение более длительного срока, по сравнению с иными организациями, избегать возбуждения производства по делу о банкротстве. Только для этой категории юридических лиц установлен критерий неоплатности в качестве единственного критерия несостоятельности. «Учитывая, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженности у субъектов естественных монополий, как правило, складывается не в пользу последней, можно с большой степенью вероятности предположить, что судебные дела о банкротстве таких должников станут редким явлением. Однако нельзя не видеть и «оборотную сторону медали»: длительное время не расплачиваясь с кредиторами и не испытывая при этом страха приближающегося банкротства, должник может попасть в ситуацию, когда исполнение судебных решений по искам кредиторов о взыскании задолжен

ности потребует обращения взыскания на имущество, в том числе входящее в единый производственно-технологический комплекс субъекта естественной монополии (трубопроводы, энергоустановки, турбины и т.

П.), при отсутствии возможности получить «спасательный круг» в виде одной из реабилитационных процедур несостоятельности (например, внешнего управления)»1.

Признаки несостоятельности: 6-месячный срок наличия непогашенной кредиторской задолженности, а также превышение суммы кредиторской задолженности над балансовой стоимостью имущества должника.

Дополнительные основания для возникновения обязанности руководителя должника по обращению в арбитражный суд с заявлением должника: в частности, если обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.

Условия подведомственности дела о банкротстве арбитражному суду таковы, что затрудняют возбуждение производства по делу. Минимальный размер требований кредиторов, достаточный для принятия заявления о банкротстве, составляет 50 000 МРОТ. Срок неудовлетворения требований кредиторов, необходимый для возбуждения дела, увеличен до 6 месяцев.

В состав лиц, участвующих в деле, включены представители государственной и местной власти (Минпромэнерго РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения должника).

Введены дополнительные требования к арбитражному управляющему: опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, прохождение аттестации Минпромэнерго РФ.

Особенности внешнего управления заключаются в следующем. Процедура может быть введена независимо от желания кредиторов. Для этого необходимо лишь ходатайство Минпромэнер-го РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления. В то же время срок внешнего управления может составлять до 5 лет. Сохранность единого производст

венно-технологического комплекса закон обеспечивает путем установления запрета на отчуждение внешним управляющим имущества, входящего в его состав. В ходе внешнего управления не допускается перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием данного комплекса.

Законодатель учитывает, что неплатежеспособность такого рода организаций может быть обусловлена политикой государства. Во-первых, применяется следующее основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве: если должником до принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом подано исковое заявление о признании недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на энергию, газ и т.п. Во-вторых, предусмотрено дополнительное основание отказа в признании должника банкротом -признание арбитражным судом недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения перечисленных тарифов (цен) при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности должника.

Усложнен порядок принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом: для этого необходимо 3/4 голосов.

Особенности конкурсного производства касаются продажи имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса. Торги проводятся в форме конкурса, где имущество выставляется единым лотом. В результате важный объект не будет дробиться и переходить в собственность нескольких лиц. Покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, обязан принять на себя обязательства должника по договорам энергоснабжения и сохранить целевое назначение единого производственно-технологического комплекса.

Контрольные вопросы:

1. Для каких юридических лиц предусмотрены правовые особенности банкротства?

2. Какими нормативными правовыми актами регулируются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц?

3. Какое значение имеют правовые институты банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

4. Какие органы государственной власти осуществляют меры по предупреждению банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

5. Чем отличаются критерии и признаки несостоятельности различных категорий юридических лиц от предусмотренных по общему правилу?

6. Перечислите особенности досудебного этапа банкротства сельскохозяйственных, кредитных и стратегических организаций, субъектов естественных монополий.

7. Назовите условия принятия заявления о признании банкротом различных категорий юридических лиц арбитражным судом.

8. Перечислите особенности судебного этапа банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

Еще по теме 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий:

  1. Государственная политика в отношении естественных монополий
  2. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  3. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  4. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  5. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  6. Основы правового регулирования временных монополий на объекты исключительных прав и государственных монополий, защищенных законом от конкуренции: общие вопросы. Основы правового регулирования государственных монополий
  7. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -