Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования дтп. Судебная экспертиза автомобиля после дтп Автотехническая экспертиза по делам о дтп

Последующие следственные действия зависят от той ситуа­ции, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то глав­ным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью пла­нируется установление идопрос новых свидетелей, проверка и уточне­ние показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории дел очень важную роль. В первую очередь это Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и вре­мени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, при­чиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказа­тельств.

Автотехническая экспертиза.

Судебная автотехническая экспертиза в основном решает технические вопросы, связанные с транспортным средством, участвующим в ДТП. Вопросы, решаемые этой экспертизой, можно разделить на три группы.

В первую группу входят вопросы, которые позволяют установить механизм происшествия. К ним относятся, например, скорость движения транспортного средства и пешехода к моменту происшествия, установление причинной связи между неисправностями транспортных средств и дорожным происшествием, установление причины заноса и опрокидывания транспортного средства и другие.

Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения. Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации с технической точки зрения и мог ли водитель предотвратить данное происшествие в данной ситуации и другие.

К третьей группе следует отнести вопросы, касающиеся установления причинной связи между действиями участников происшествия и наступившими последствиями.

САТЭ прово­дится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конк­ретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, привед­шими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: опре­деляет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникнове­ние момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать про­исшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия пра­вилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фак­тов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причин­ной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.


Трасологическая экспертиза

Она решает два вида задач: идентификаци­онные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Трасологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по следам, оставленным на месте происшествия. Однако следует иметь в виду, что если ходовая следообразующая часть транспортного средства съемная, то устанавливается эта часть, а не транспортное средство. Например, эксперт может установить, что след оставлен шиной, обнаруженной на определенном автомобиле. Однако это не значит, что след остался в результате движения данного автомобиля, так как шину после оставления следа могли переставить на другую автомашину.

Диагностическая задача: установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первично­го и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятель­ства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту получить пред­ставление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.

Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комп­лексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехническую экспертизу, при столкновении ТС – судебно-автотехническую и трасологическую.

В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, ла­кокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образо­ваны пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего проис­хождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не со­впадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потер­певшего.

При расследовании ДТП в зависимости от сложившихся обстоятельств проводится так же ряд других экспертиз. Прошу их изучить самостоятельно.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случа­ях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и степе­ни тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потер­певшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических сле­дов автотранспортной травмы. Они возникают вследствие уда­ра конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покры­тие; сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями; трения при волочении тела по дорожному по­крытию и т.д.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказа­ тельств исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов человеческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли волосы, обнаруженные при осмотре автомобиля. человеку и сходны ли они с волосами потерпевшего и др.

Поскольку важно установить фактические обстоятельства

ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следствен­ ного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, макси­мально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем прове­рять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами след­ственного эксперимента является проверка: угла обзора види­мости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.

При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия. Составив мотивирован­ное постановление о привлечении водителя в качестве обви­няемого, следователь производит его допрос. Затем может воз­никнуть необходимость повторных или дополнительных экс­пертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или

его защитником.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории

дел обычно проводится трех видов:

1) выясняется возможность совершения определенных действий;

2) устанавливается возможность восприятия какого-либо

3) определяется механизм ДТП. В первом случае посредством экспериментов определяют скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков. Во втором случае следственный эксперимент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся препятствие (человека, автомашину и т.д.) в кон­кретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транспортного средства и т.д. В третьем случае след­ственный эксперимент предполагает воспроизведение обста­новки расследуемого ДТП и выяснение по следам на автомо­биле, дорожном покрытии и других объектах механизма столк­новения, опрокидывания или наезда.

Условия проведения следственного эксперимента должны быть максимально приближены к действительным обстоя­тельствам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить та­кие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (поврежде­ние автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного покрытия

Автотехническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агре­гатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, опреде­лить техническую возможность предотвращения происшествия, дать техническую оценку действий водителя во время аварии, установить причинную связь между техническими неисправно­стями машины и происшествием, решить другие вопросы.

Своебразие автотехнической экспертизы состоит в том, что в ней в качестве исходных данных выступают не только мате­риальные объекты, но и фактические обстоятельства, зафикси­рованные в протоколах осмотра места происшествия и автомо­биля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в прото­колах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенные следователем, могут негативно повлиять на выводы эксперта. Кроме автотехнической по делам данной категории назначаются различные виды криминалистической экспертизы. Возможны и ком­плексные исследования объектов ДТП.

На разрешение эксперта обычно выносят следующие во­просы:

    какие повреждения имеются на автомашине;

    когда они образовались - до или после происшествия;

    с какой скоростью ехал автомобиль перед аварией;

    мог ли водитель при данной скорости движения, наличном состоянии проезжей части и при заданном расстоянии до препятствия остановить автомобиль путем торможения;

5) какое значение в данных условиях имела для развития ДТП неисправность тормозов или рулевого управления и др.

Вместе с постановлением о назначении экспертизы экспер­ту-автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного сред­ства, протокол следственного эксперимента (если он прово­дился), другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле доро­ги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и тд.

При производстве экспертизы нередко используются авто­матизированные системы «Автоэкс-2» и «Автоэкс-3». Системы включают компьютер, оснащенный программой для выполне­ния исследований и печатания заключений, а также графопо­строитель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП. Они позволяют получать результаты автотехнической экспер­тизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных.

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и из­делий назначается в тех случаях, когда необходимо определить, не однородны ли частицы лакокрасочного покрытия, смазоч­ных материалов, жидких и сыпучих грузов, изъятые с места происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного

средства.

Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы идентифицировать транспортное средство по следам протекто­ра шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определить последовательность возникновения следов, направ-леность приложения силы при их образовании; уточнить вза­имное расположение автомобилей в момент столкновения; определить направление их движения; идентифицировать че­ловека по следам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхностях ТС, отождествить целое по частям.

Любое дорожно-транспортное происшествие подразумевает тщательное изучение всех обстоятельств, при которых оно было совершено. Сюда входит и поиск виновного лица, и осмотр автомобиля, и оценка причиненного ущерба. Именно для этого существует автотехническая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Что устанавливает автотехническая экспертиза?

Она является одним из видов судебных экспертиз, проводимых при расследовании дел, которые связанны с различными авариями и другими дорожно-транспортными происшествиями.

Экспертиза необходима в первую очередь для того, чтобы выяснить все обстоятельства ДТП. Заключение эксперта в данном случае играет немаловажную роль для установления виновных в суде.

Это комплексное исследование, для проведения которого эксперту необходимы знания в самых разнообразных областях, включая медицину, криминалистику, обслуживания и ремонт транспортных средств и т. д.

Под транспортными средствами в этом ключе подразумеваются:

  • не только личные автомобили;
  • но и мотоциклы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • и общественный транспорт.

Все эти транспортные средства являются объектами автотехнической экспертизы. Помимо этого, к объектам экспертизы относятся место происшествия, протоколы осмотра и допроса участников ДТП и свидетелей, и т. д. Различают комиссионную, комплексную и единоличную автотехническую экспертизу.

Они отличаются сложностью обстоятельств совершения ДТП, поэтому при комиссионной экспертизе требуется несколько экспертов с одинаковой специальностью.

Комплексная экспертиза подразумевает участие нескольких разных экспертов, а единоличную экспертизу проводит только один человек.

Чем регулируется

Автотехническая экспертиза регулируется:

  • «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»;
  • «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
  • и Гражданско-процессуальным кодексом.

Виды автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП – это целый комплекс исследований, необходимый для выяснения всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Поэтому существует несколько видов экспертизы, каждая из которых имеет узконаправленные задачи.

Обстоятельств ДТП

Данная экспертиза необходима для того, чтобы выяснить:

  • механизм развития ДТП;
  • где находились транспортные средства перед столкновением;
  • скорость транспортных средств;
  • время, которое требуется ля остановки автомобиля при данных условиях;
  • соблюдали ли водители правила дорожного движения;
  • была ли у водителя возможность избежать столкновения;
  • какие требования ПДД нарушил виновник, и было ли это причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Технического состояния ТС

Экспертиза технического состояния автомобиля необходима для выяснения следующих вопросов:

  • исправность транспортного средства;
  • в чем заключается обнаруженная неисправность;
  • могла ли поломка привести к дорожно-транспортному происшествию;
  • в чем заключается причина появления неисправности;
  • когда конкретно возникла поломка, до аварии или после;
  • была ли у водителя возможность выявить неисправность автомобиля до поездки;
  • мог ли водитель избежать дорожно-транспортного происшествия с данной неисправностью.

Транспортно-трасологическая

Эта экспертиза необходима для выяснения обстоятельств ДТП и устанавливает:

  • место дорожно-транспортного происшествия;
  • траектория движения автомобилей до столкновения друг с другом;
  • какой автомобиль находился неподвижным на момент столкновения, а какой нет;
  • какие повреждения из имеющихся были получены в результате ДТП.

Инженерно-психофизиологическая

Экспертиза в первую очередь выясняет психическое состояние участников ДТП и их поведение в этом момент.

С ее помощью эксперт выясняет:

  • мог ли водитель оценить опасность;
  • мог ли он неправильно оценить ситуацию;
  • время, когда водитель отреагировал на создавшуюся на дороге ситуацию;
  • мог ли водитель предотвратить ДТП с учетом всех повлиявших на него в тот момент факторов.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Проведение любой экспертизы в рамках расследования невозможно без определенных процессуальных действий. В данном случае это ходатайство о проведении, без которого любая экспертиза признается незаконной и не имеет юридической силы.

Установленной формы ходатайства нет, но писать его лучше с соблюдением всех правил делопроизводства.

Документ состоит из трех частей. Это вводная, описательная и резолютивная части.

  1. В начале документа указываются данные сторон и прочие реквизиты.
  2. Описательная часть содержит основания для проведения данной экспертизы. Необходимо уточнить, какой именно вид экспертизы требуется.
  3. Далее обязательно указываются вопросы, на которые нужно ответить эксперту и документы, которые прикладываются к ходатайству.

    Если экспертизу будет проводить конкретный человек, то следует написать его данные.

  4. Также указывается, за чей счет будет проводиться экспертиза после ДТП.

Кто подаёт

Ходатайство можно подать как на досудебном этапе, так и во время судебного процесса. Сделать это может следователь, адвокат или судья. В уголовном и гражданском процессе разрешено подавать ходатайство устно, но делать этого не рекомендуется.

Впоследствии результаты такой экспертизы можно оспорить, поэтому лучше составить письменный документ.

Образец

Образец ходатайства о назначении экспертизы можно

Иногда заключение эксперта вызывает ряд споров у участников процесса, поэтому закон разрешает проведение дополнительной экспертизы.

Повторная экспертиза всегда отвечает на те же вопросы, которые изучались во время первого исследования.

При наличии дополнительных вопросов к эксперту следует назначить новую, а не повторную экспертизу.

Задачи исследования

Проведение судебной автотехнической экспертизы требуется для того, чтобы установить истину при расследовании уголовного дела. В итоге экспертиза должна ответить на основной вопрос: был ли это несчастный случай или ДТП произошло в результате пренебрежительного отношения к ПДД одного из участников.

Объекты и материалы

Помимо места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей, которым в результате столкновения был причинен ущерб, эксперт также имеет право на изучение дополнительных материалов дела.

Но это возможно только в том случае, если они относятся к предмету экспертизы. Он может участвовать в допросах и запрашивать необходимые протоколы у следователя. Помимо этого, эксперт принимает участие в следственных действиях.

Какими данными руководствуются

Свои исследования эксперт проводит на основании следующих предоставленных ему материалов:

  • ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по дтп;
  • протокол осмотра и схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол осмотра технического состояния автомобиля;
  • справка по ДТП.

Этот список нередко дополняется другими материалами по делу.

К примеру, это может быть протокол следственного эксперимента.

Служебный эксперт самостоятельно получает при выезде на место и других процессуальных действиях. Но эксперт не имеет права самостоятельно исследовать те материалы дела, которые не относятся к непосредственному объекту экспертизы.

Также ему запрещено изымать такие материалы из дела и приглашать для проведения экспертизы третьих лиц.

Вопросы эксперту

Чаще всего эксперт при проведении этой экспертизы обязан предоставить ответы на следующие вопросы следователя или суда:

  1. Определение технического состояния всего автомобиля и наличие неисправностей.

    Эксперт обязательно должен выяснить характер неисправности, причину ее появления, а также могла ли она спровоцировать ДТП.

  2. Какой ремонт теперь требуется для восстановления транспортного средства.
  3. Расположение транспортных средств участников ДТП на момент столкновения, скорость, а также возможность водителей предотвратить столкновение.
  4. Могло ли состояние дороги и другие факторы повлиять на возникновение ДТП.

Заключение

Этот документ является итогом всей проведенный экспертизы и выступает доказательством в судебном процессе. Он составляется по определенным правилам и обязательно содержит вводную и исследовательскую части, а также выводы.

Вводная часть экспертного заключения содержит наименование органа, в котором экспертиза проводилась, данные эксперта, вид экспертизы и т. д.

Вопросы, на которые эксперт обязан был ответить, должны приводиться в той же формулировке, что и в ходатайстве.

Никаких изменений не допускается.

Также эксперт должен указать:

  • перечень материалов и объектов, предоставленных для исследования;
  • обстоятельства дела;
  • данные лиц, которые присутствовали во время экспертизы;
  • список нормативных документов, которые эксперт использовал во время работы.

Документ подписывается самим экспертом и заверяется печатью организации, где проводились исследования. Схемы, чертежи и фототаблицы также обязательно подписываются.

Заключение, как и приложение к нему, должно иметь несколько копий, одна из которых направляется лицу, назначившему экспертизу.

Когда эксперт не может ответить на поставленные ответы, он подает сообщение о невозможности дать необходимое заключение. Если же он может ответить лишь на некоторые вопросы, то сообщение составлять не нужно.

Образец

Сроки проведения

Законодательство не устанавливает каких-либо сроков для проведения автотехнической экспертизы. Комплексная оценка транспортного средства занимает у эксперта 3–4 дня , но на практике это срок больше. К тому, же многое зависит от степени загруженности специалиста другими экспертизами.

Стоимость

Чаще всего экспертиза транспортного средства оплачивается виновником аварии. Определенную стоимость услуг эксперта назвать невозможно, так как она зависит от характера повреждений и т. д.

В целом, минимальная сумма, которую придется заплатить, составляет 5–7 тыс. рублей.

Если проводится независимая экспертиза, то при обращении в центр необходимо учитывать увеличение этой суммы.

Эксперт, осуществляющий автотехническую экспертизу, должен быть хорошим специалистом и иметь определенный опыт.

Ведь нередко от его профессионального заключения зависят достаточно серьезные вещи, особенно, если это касается уголовного дела. В любом случае, законом не запрещено проводить дополнительные исследования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

Дорожно-транспортные происшествия – сложные ситуации, сопровождающиеся сочетанием многих факторов, влияющих на возникновение самого ДТП и на его последствия. Задачей ГИБДД, страховых компаний и других вовлеченных сторон становится выяснение этих факторов, мер их воздействия и соотнесения с действиями участников аварии. Решает такую задачу автотехническая экспертиза при ДТП.

Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Когда нужна экспертиза

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом. Экспертиза проводится, когда разрешить спорную ситуацию нельзя без профессиональных автотехнических знаний, нет единодушия сторон в размере ущерба от ДТП, или одна из сторон-участниц аварии придерживается позиции, с которой другая не согласна.

Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.

В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.

Виды проводимых проверок

При оформлении бумаг на экспертизу нужно выбрать эксперта. Возможна и , если ходатайство подается не судом, а одной из сторон спора. Если запрос делает суд, эксперта выбирает он. В любом случае специалист должен иметь персональный идентификатор и лицензию от Минюста.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП можно скачать на нашем сайте.

Проведение экспертизы

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Вопросы для экспертов

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

Заключение эксперта


По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.

Оспаривание результатов

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП. Он предоставляет заявителю рецензию с перечислением всех нарушений. Документ подается в суд и на этом основании назначается повторная автотехническая экспертиза по ДТП.

Численность дорожных происшествий растет в огромных масштабах. И не всегда имеется возможность точно установить все обстоятельства аварийной ситуации и определить виновника столкновения. Чтобы это сделать, необходимо привлечь специалистов, которые проведут целый комплекс упорядоченных исследований. Среди этого комплекса действий особо выделяется трасологическая экспертиза.

Трасологическая экспертиза при ДТП является довольно объемным понятием, которое включает в себя проведение определенного комплекса важных мероприятий, которые позволяют не только определить виновника аварии, но и установить все причины и обстоятельства столкновения.

Трасологическая экспертиза охватывает множество ситуаций, и многие из них не имеют отношения к дорожным происшествиям. В случае с ДТП разбор проводится транспортно- трасологическим отделом. В его обязанности включаются разбор ситуации, изучение следов и многое другое.
Среди основных задач трасологической экспертизы выделяют:

  • определение и идентификация объектов по их следам;
  • определение наличия повреждений на транспортных средствах и установление, появились они в результате столкновения или присутствовали ранее;
  • определение происхождения элементов столкновения (например, от какого транспортного средства остались лежать битые стекла на дороге или другие запчасти).

Важно! Трасологическая экспертиза являет собой тип автомобильно-технического исследования, что позволяет детально изучить следы аварийной ситуации на машинах и месте аварии.

Трасологическое исследование обстоятельств ДТП является универсальным средством установления истины. Назначение транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП необходимо в том случае, если невозможно установить обстоятельства аварийной ситуации другим путем.
При назначении трасологической экспертизы при ДТП возможно выявить все причины аварии, а также изучить место столкновения. Для того, чтобы экспертная оценка была полной, она состоит из нескольких этапов. На каждом из них проводится анализ определенной части работ.

  1. Характер повреждений. Все транспортные средства, которые принимали участие в столкновении, обследуются экспертами на предмет повреждений. В процессе работы трасолог определит, какие повреждения появились в результате аварии, а какие присутствовали ранее. Причем исследованы будут не только серьезные поломки, а даже царапины на кузове машин.
  2. Механизм повреждений. На этом этапе квалифицированные специалисты определят, в какой последовательности появились повреждения, полученные транспортом в результате аварийной ситуации.
  3. Исследование места аварии. На месте столкновения в любом случае останутся следы, которые будут показывать, что же произошло тут. Среди этих следов отметки на дороге от шин в процессе экстренного торможения, битые стекла и фрагменты машины. По определенным параметрам и характеристикам, эксперт определит, как именно двигались автомобили на момент аварии, и составит схему ДТП, из которой станет понятно, можно ли было избежать опасной ситуации.


Вопросы для трасологической экспертизы ДТП

Экспертную оценку проводят квалифицированные специалисты. Только им под силу определить причинно-следственные связи в произошедшем. Среди широкого спектра вопросов, изучением которых они занимаются отдельно можно выделить:

  • определение механизма аварийной ситуации;
  • последовательность появления повреждений, которые возникают на автомобиле в результате столкновения;
  • оценка повреждений и их характеристика. Также проводится анализ имеющихся недочетов с обязательным установлением, какие повреждения присутствовали на авто до произошедшей аварии;
  • определение характеристики повреждений бампера, в частности установление, появились повреждения в результате аварии или из-за незаконных действий водителя.

Для проведения следственных работ, экспертную группу могут пригласить во многих ситуациях. Указать их все крайне сложно, поэтому выделим основные причины, которые чаще других встречаются на практике:

  • проблемы со страховой компанией. Страховщики сделают все, чтобы максимально снизить размер страховой компенсации и определить справедливость может только проведение экспертизы;
  • неразрешимые споры в процессе определения виновника аварии. Эта причина является одной из основных. Если в процессе разрешения конфликта участники ДТП не смогут определить виновника, судом будет назначена экспертная проверка, по результатам которой и определится виновник аварийной ситуации;
  • неправомерные обвинения в судебном порядке. Трасологическая экспертиза отвечает на вопросы, которые связаны с аварией. Получив результаты экспертизы, водитель сможет защитить свои интересы и права более эффективно;
  • разбирательства с определением материальной компенсации. Многие водители стараются выдвинуть к виновнику аварии большие претензии на значительные денежные суммы. При этом, они часто идут на обман, например, выдают давние повреждения за результат аварии. Экспертиза позволит выявить истину и подтвердит обоснованность претензий участников дорожного происшествия.

Таким образом, вопросы для трасологической экспертизы ДТП можно выделить в отдельные категории:

  1. Наличие повреждений и определение пригодности отпечатков для проведения идентификации.
  2. Период появления повреждений.
  3. Механизм появления повреждений.
  4. Последовательность образования повреждений.
  5. Техническое состояние машины на момент ДТП и после столкновения.
  6. Определение связи причинно-следственного характера.


Трасологическая экспертиза при ДТП: как проводится?

Для того чтобы определить причины аварийной ситуации, работы по исследованию всех обстоятельств дела должны проводится квалифицированными специалистами, что владеют соответствующими познаниями в данных делах и обладают нужной квалификацией. Самостоятельно установить все обстоятельства невозможно, это под силу только представителям такой специальности, как трасологи.

Для того, чтобы эксперты смогли максимально подробно и достоверно составить картину аварийной ситуации, им необходимо предоставить максимум исходной информации, чтобы получить постановление о назначении трасологической экспертизы при ДТП. Среди обязательных источников информации для трасолога можно выделить:

  • непосредственно само транспортное средство для проведения тщательного исследования;
  • схема ДТП, которая была составлена по установленным правилам сотрудниками ГИБДД или участниками столкновения;
  • официальный протокол, выписанный полицейскими;
  • фото и видео материал, который имеется в результате ДТП. Это записи с видеорегистратора, фотографии с места случившегося происшествия;
  • справка о произошедшей аварии;
  • протокол проверки по техническому состоянию машины.

Кроме того, в отдельных случаях эксперты могут захотеть посетить место столкновения, чтобы определить некоторые моменты по остаточным следам, среди которых фрагменты транспортных средств, следы шин и многое другое.

По времени проведения экспертной оценки государство не устанавливает никаких ограничений. Следовательно, результаты могут быть известными как через несколько дней, так и в течении нескольких недель. Оптимальный срок для проведения всех работ составляет от 1 до 10 дней. Здесь все будет зависеть от сложности процедуры и состояния каждого из пострадавших транспортных средств.

По итогам окончания всех исследовательских работ, трасолог предоставит официальное заключение, оформленное в письменном виде. Именно на его основании будет проходить дальнейшее судебное разбирательство.

Трасологическая экспертиза при ДТП: цена

Трасологическая экспертиза является независимой процедурой. Следовательно, это платная услуга, и участники ДТП будут вынуждены ее оплатить. В соответствии с текущим законодательством, вся расходная часть будет возложена на виновника аварии. Именно он понесет расходы за обязательное проведение независимой экспертизы.

Стоит отметить, что любой участник аварийной ситуации может заказать экспертную оценку. В любом случае, оплата услуг эксперта будет возложена на заказчика. А в дальнейшем возможен дополнительный иск в сторону виновника аварии с целью взыскания компенсации за расходы.

Определить точную стоимость экспертизы невозможно. Она будет зависеть исключительно от наличия документального сопровождения и сложности ситуации. Кроме того, часто на стоимость исследования оказывает воздействие срочность работ. В среднем эксперты оценивают свою работу в 15 тыс. рублей. Однако при отсутствии срочности и необходимости в дополнительном документальном сопровождении, цена на услуги может быть снижена в несколько раз.

Итогом проведения экспертной оценки обстоятельств ДТП будет письменное заключение. Оно будет выдано на руки заказчику, а в отдельных случаях может быть растиражировано на несколько экземпляров. По статистике, результаты экспертной оценки понадобятся для дальнейшего судебного разбирательства, и разрешении спорных моментов со страховщиками. Следовательно, заключение должно быть предоставлено не только заказчику, но и ответчику по судебному процессу, страховой фирме и суду.

Получив на руки экспертное заключение, заказчик должен предоставить его в суд. Именно на основании этого документа будет происходить дальнейшее разбирательство дела и определение виновного.
Заключение представляет собой письменный документ, состоящий из нескольких частей:

  1. Введение. Здесь будут прописаны все законодательные нормативы, которые соответствуют причинам ситуации, а также указаны все права и обязательства независимых экспертов.
  2. Основная часть. Здесь эксперт отметит все методики, которые он использовал в процессе работы. Также будут указаны все исходные данные по транспортному средству и документальное сопровождение.
  3. Выводы. В заключительной части эксперт на основании имеющихся данных и результатов исследований даст точный анализ ситуации с указанием причин и обстоятельств трагедии, а также укажет на виновного в сложившейся ситуации.


Видео, трасологическая экспертиза автомобиля после ДТП