Занятие «Детям – о спасателях», направленное на знакомство детей дошкольного возраста с деятельностью спасателей МЧС России. Методическая разработка "путешествие в мир спасателей" Требования к сотрудникам

Соколова Светлана

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8 г. Иваново

ПРОЕКТ

«»

Разработал :

Воспитатель : Соколова С. В.

Паспорт проекта

Тема проекта : «Знакомство детей с профессией спасателя МЧС » .

Проект подготовила : воспитатель МБДОУ № 8 г. Иванова : Соколова С. В.

Тип проекта : информационно-творческий.

Продолжительность проекта : недельный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, сотрудник МЧС, воспитатели.

Актуальность темы проекта : дети имеют недостаточно представлений о профессии спасателя МЧС , которая считается одной из самых ответственных и опасных в мире. Это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. В основном работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях. Люди этой профессии должны владеть навыками многих других смежных профессий : врач, водитель, пожарный, альпинист, водолаз и другие. У детей еще недостаточно сформированы знания о правилах безопасного поведения в быту и на улице, а их основы закладываются в дошкольном возрасте. Для привлечения внимания детей к данной теме , воспитатель создает проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению профессии спасателя – героя нашего времени.

Цель проекта : развивать знания детей о профессии спасателя МЧС , о этих ответственных, исполнительных, дисциплинированных, выносливых и уверенных в себе людях, которые должны уметь действовать в команде.

Задачи проекта :

уточнить и пополнить представления детей о деятельности МЧС России;

раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни;

познакомить детей с историей развития пожарной охраны, с профессией пожарного ;

учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии ;

ориентировать дошкольников на выбор будущей профессии ;

воспитывать у детей такие качества , как мужество и самоотверженность.

Участие родителей в реализации проекта : помощь в оформлении фотоальбома по теме , приглашение сотрудников МЧС на встречу с детьми.

План реализации проекта :

НОД «Отважные спасатели МЧС » .

Встреча детей с сотрудниками МЧС .

Развлечение «Юные спасатели » .

Сюжетно – ролевая игра «Служба спасения » .

Дидактические игры : «Не ошибись» , «Что можно, а что нельзя?» , «Доскажи словечко» , «Экстренная помощь» , «Позови на помощь» , «Опасные предметы» , «Кому ты откроешь дверь?» .

Подвижные игры : «Помоги животным» , «Улицы и переулки» .

Словесная игра «Если случился пожар?» .

Разучивание пословиц и поговорок по безопасности жизни.

Предполагаемый результат : сформированность общих представлений о профессии спасателя МЧС ; правилах поведения при возникновении пожара, как необходимо действовать, чтобы спасти себя и окружающих ; способах эвакуации, как следует выходить из здания на присядках цепочкой за воспитателем, держа друг за друга рукой, чтобы не потеряться в дыму и не потерять ориентацию.

Продукт проектной деятельности : сюжетно – ролевая игра «Служба спасения » .

Презентация проекта : фотоальбом «Мир без чрезвычайных ситуаций» .

НОД "Отважные спасатели МЧС ".

Цель : закрепить знания детей о профессии спасателя ; активизировать словарь на эту тему; познакомить детей с переносным смыслом слов (доброе сердце) ; способствовать запоминанию и пониманию стихотворения, пословиц и поговорок; развивать творческие способности, умение фантазировать; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, не теряться и звать на помощь.

Методические приемы : вопросы; дидактические игры и упражнения; уточнения; напоминания; инсценирование; чтение стихотворения; пение песни; игровые ситуации.

Предварительная работа : беседа и занятие на тему "Профессия спасатель "; беседа "Безопасность дома"; совместное написание с детьми письма спасателям ; разучивание стихотворения; песни; чтение книг.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Ребята, мы с вами много беседовали на тему безопасности и знаем, что надо делать, чтобы не произошло несчастных случаев и как уберечься от возможных опасностей.

А как называется профессия человека

Дети : Спасатели .

Воспитатель : Ребята, какой он спасатель ?

Дети : Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, находчивый, умный, умелый, сообразительный, решительный, добрый, чуткий.

Воспитатель : А какого человека не возьмут в спасатели ?

Дети : Злого, трусливого, слабого, бесчувственного, ленивого.

Воспитатель : Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем ?

Дети : Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, чутким, уметь слушать, хорошо заниматься, надо освоить профессию спасателя .

Воспитатель спасатель . А вы ребята, хотели бы стать помощниками спасателей ?

Дети : Конечно, хотели бы.

Воспитатель : Вижу я, что ваше желание осталось в силе. Помните, мы с вами написали письмо спасателям , в котором спрашивали, можете ли вы ребята стать их помощниками. Сегодня пришел ответ. Спасатели пишут , что вы станете их помощниками, если выполните правильно все задания, которые они для вас приготовили. А задания в конверте. Вы готовы к испытаниям?

Воспитатель : Вот вам первое задание. Оно называется "Не ошибись". Слушайте внимательно. Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя , хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии , топайте ногами. Все ясно?

Дети : Да!

Воспитатель : Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, книга, вытаскивать, играть, спасать , краски, веревка, инструменты.

Воспитатель : Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется "Что можно, а что нельзя?"

Внимание : Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать "можно", если этого делать нельзя, сказать "нельзя".

1. Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Дети : Можно.

Воспитатель : Есть грязными руками?

Дети : Нельзя.

Воспитатель : Играть со спичками и зажигалками?

Дети : Нельзя.

Воспитатель : Закрывать рот платком при кашле?

Дети : Можно.

Воспитатель : Перегибаться через перила балкона, высовываться из окон?

Дети : Нельзя.

Воспитатель : Открывать дверь не узнав, кто за ней находится?

Дети : Нельзя.

Воспитатель : Прыгать на диване и с дивана?

Дети : Нельзя.

Воспитатель : Съедобный грибок - положить в кузовок?

Дети : Можно.

Воспитатель : Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Дети : Нельзя.

Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Ой, ребята, я слышу, что кто-то зовет на помощь. А вы слышите? Тогда закройте глаза, чтобы вам ничего не мешало, и вслушайтесь внимательно.

Прибегает Лиса, тащит Петушка.

Петушок : Ку-ка-ре-ку. Спасите , помогите. Меня похитила Лиса. Хочет съесть меня. Помогите, ну помогите же.

Воспитатель : Так ведь это же Лиса похитила Петушка. Надо нам его спасти . Давайте, ребята, позовем спасателей , /достает телефон, просит детей напомнить номер телефона "Службы спасения "/.

Дети : 01.

Дети : Алло-алло, спасатели ? Слышим голос Петушка, его похитила Лиса. Голос доносится со стороны детского сада № 8.

Спасатель 1 : /говорят по телефону/. Вас поняли, выезжаем. Сигнал принят, /едут под сигнал сирены/.

Лиса, услышав звук сирены, прислушивается, бросает Петуха и убегает.

Спасатель 2 : А где же хитрая Лиса?

Петушок : А она, как услышала сирену, испугалась. Меня бросила и убежала.

Спасатель 1 : Не послушался ты, Петушок, Котика. Ведь тебе Котик, уходя из дома, всегда говорит : "Двери, окна не открывай. Лисе в лапы не попадай".

Спасатель 2 : Не умел ты, Петя, слушать. Но ничего, не дадим тебя Лисе скушать.

Спасатель 1 : Не открывай чужому дверь. Запомни это правило /грозит пальцем/.

Воспитатель : А наши ребята знакомы с этим правилом безопасности и даже стихотворение об этом выучили. Ребята, кто расскажет стихотворение? Петушку будет полезно его послушать.

Дети рассказывают стихотворение.

Воспитатель : Надеюсь, Петушок, ты запомнил это правило. А теперь тебе домой пора.

Спасатель 2 : А где ты, Петушок, живешь?

Петушок : Ой, я не помню. Меня Котик учил, учил. … А я забыл. Что теперь будет /Петушок плачет/?

Воспитатель : Не плачь, Петушок. Я знаю твой домашний адрес. Я как-то в гостях у Котика твоего была. Город Иваново, улица Каткова, дом 37, квартира 44. Запомнил? Повтори.

Петушок повторяет.

Петушок : Я больше никогда его не забуду.

Спасатель 1 : Садись, Петушок, в машину, мы тебя домой отвезем.

Воспитатель : Ребята, вы видели, что произошло с Петушком? Так какое же правило безопасности он нарушил?

Дети : Открыл чужому дверь.

Воспитатель : Как вы думаете, какой урок усвоил Петушок?

Дети : Надо знать свой адрес.

Воспитатель : Правильно! Если знаешь адрес свой - попадешь всегда домой.

Воспитатель : Спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например, во время пожаров, и сейчас я предлагаю вам попробовать себя в качестве помощников спасателей .

Физкультминутка "Кошкин дом".

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево.

Загорелся кошкин дом. - поворот головы вправо и влево.

Идет дым столбом. - потягивания - руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед.

Глаза выпучила. - наклон назад.

Бежит курица с ведром - бег на месте.

Заливать кошкин дом. – бег на месте.

А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью.

А собачка – с помелом, - плавное вращение туловищем.

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем.

Раз! Раз! - дети машут руками.

И огонь погас. – руки вниз.

Воспитатель : Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарные. Хорошо справились вы с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется "Доскажи словечко".

Воспитатель : Ну-ка, дети, подскажите,

Разобраться помогите.

Я начну, а вы заканчивайте,

Хором, дружно отвечайте :

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар?

Дети : В квартире.

Воспитатель : Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил?

Дети : Утюг.

Воспитатель : Красный отблеск побежал,

Кто со спичками?

Дети : Играл.

Воспитатель : Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над?

Дети : Газом.

Воспитатель : Пламя прыгнуло в траву.

Кто из дома жег?

Дети : Листву.

Воспитатель : Бросил кто в огонь при этом

Незнакомые ?

Дети : Предметы.

Воспитатель : Дым увидел - не зевай

И пожарных?

Дети : Вызывай.

Воспитатель : Помни каждый гражданин-

Этот номер?

Дети : 01.

Воспитатель : Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется "Экстренная помощь". Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку , на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель : Если в дверь начнут ломиться - ?

Дети показывают карточку с телефоном - 02.

Воспитатель : Правильно, звони по номеру - 02!

Если чувствуется запах газа.

Дети : 04.

Воспитатель : Открыть окно и позвонить по номеру - 04.

Если возник пожар?

Дети : 01

Воспитатель : Правильно, нужно набрать - 01.

Если у соседки сердечный приступ?

Дети : 03.

Воспитатель : Обязательно вызвать "Скорую помощь" по номеру - 03.

Воспитатель : Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. А еще очень часто несчастья случаются из-за беспечности и неосторожности самих людей. Вот, как в этом случае.

Встреча с сотрудниками МЧС.

Цель : закрепить знания детей о профессии спасателя ; о ее уникальности и рисках; задать вопросы сотруднику МЧС; рассмотреть спасательное оборудование .

Предварительная работа : разучивание стихотворения «Мы – пожарные» ; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Служба спасения » ; дидактическая игра «Позови на помощь» ;конструирование «Пожарная машина» ; рисование «На службе» ; просмотр презентации «Спасатели – 01 » .

Оборудование : мультимедийный проектор , экран, ноутбук, иллюстрации, карточки.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» .

Воспитатель : «Ищут пожарные, ищет милиция.

Ищут фотографы в нашей столице…

Ищут давно, но не могут найти

Парня, какого – то лет двадцати…»

Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники теперь уже полиции?

Дети : Человека, который спас ребенка .

Воспитатель : Правильно, человека, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия – спасать людей . Как называются люди этой профессии ?

Дети : Спасатели .

Воспитатель : Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети : Быть ответственным, исполнительным, дисциплинированным, выносливым, уверенным в себе.

Воспитатель : Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель . А вы, ребята, хотели бы познакомиться с человеком , который приходит на помощь, когда случается беда?

Дети : Да!

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с человеком , который работает спасателем , он пришел к нам, это, Роман Михайлович.

Роман Михайлович : Здравствуйте, ребята.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Роман Михайлович, детям хочется узнать как можно больше о вашей профессии и они приготовили для вас много интересующих их вопросов, а сейчас они вам расскажут стихи о вашей службе.

1 – й ребенок.

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС .

Его отряд из самых

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

2 – й ребенок.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

На их счету есть сотни,

Спасенных человек .

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

3 – й ребенок.

Мой друг - спасатель . Этим словом,

Не просто так зовут людей,

От бед спасти кого угодно ,

Он может даже средь морей.

Не испугать его стихией,

Лавиной снежной, иль огнем,

Прикрыть друзей от туч ненастья,

Готов всегда своим плечом!

Тебе сказать хочу спасибо ,

И пожелать от нас от всех :

В семье делам и на работе,

Чтобы сопутствовал успех!

Роман Михайлович : В начале встречи я хочу рассказать вам, ребята, об истории создания поисково – спасательной службы в Ивановской области, о главных целях и задачах. А также ваше внимание следует обратить на опасность сжигания сухой травы и прошлогоднего мусора. Это может привести к непоправимым последствиям. Иногда именно из – за неконтролируемого пала травы сгорают целые деревни.

Воспитатель : А теперь, ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю.

4 – й ребенок. Роман Михайлович, как вы стали спасателем ?

Роман Михайлович : Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем учился в школе, потом – в Ивановском институте противопожарной службы.

5 – й ребенок. А почему вы в такой одежде? Почему у вас погоны, звездочки?

Роман Михайлович : Спасатели – люди военные , у нас специальная форма. Количество звездочек на погонах означает офицерское звание. Я – капитан.

6 – й ребенок. Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

Роман Михайлович : При необходимости помощи людям, спасатели всегда помогут , ведь мы всегда на посту. На пожар мы выезжаем на специально оснащенной машине ярко – красного цвета.

Роман Михайлович : Когда такие машины мчатся по улицам, все другие машины, заслышав громкий сигнал сирены, уступают им дорогу.

7 – й ребенок : А какую одежду надевают спасатели при тушении пожаров ?

Роман Михайлович : При тушении пожаров спасатели носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах сапоги. Ведь спасатель должен идти в огонь . Если в горящем помещении много дыма, он надевает противогаз с кислородным баллоном.

8 – й ребенок : Чем спасатели тушат пламя ?

Роман Михайлович : Заливают водой из специальных шлангов, их называют рукавами.

9 – й ребенок : Роман Михайлович, а какое еще бывает спасательное оборудование ?

Роман Михайлович : Еще бывают : ножницы для резки металла, бензопила, маска для эвакуации людей из задымленных помещений и многое другое.

Дети : Роман Михайлович, а можно примерить маску и рассмотреть спецсредства?

Роман Михайлович : Да, конечно.

Дети : Какие же тяжелые инструменты! И как спасатели с ними справляются ?

Роман Михайлович : Спасатели регулярно тренируются в спортзале, чтобы всегда быть в хорошей физической форме. Ведь для того, чтобы спасти людей , требуется много силы. Знаете, еще нам в нашей работе помогают специально обученные собаки. Эти собаки спасают людей во время пожаров и наводнений.

Роман Михайлович : Еще раз я хочу напомнить вам, ребята, что всегда и везде нужно быть осторожным, беречь свою жизнь и приходить на помощь нуждающимся!

Воспитатель : Спасибо , Роман Михайлович, за интересный рассказ.

Обобщение.

Цель, поставленная в начале проекта , была достигнута. Дети много узнали о профессии спасателя МЧС , получили новые умения и навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, познакомились с основным спасательным оборудованием и инструментами, узнали, как именно функционирует пожарно – спасательная техника и как спасатели снимают пострадавших с этажей горящего здания.

Благодаря этому проекту ребята поняли , насколько важно быть единой командой, физически и интеллектуально развитым, здоровым, ловким, выносливым, работоспособным, способным достигать поставленной цели. Многие ребята захотели стать спасателями МЧС и помогать людям в трудную минуту. А это важно!



Татьяна мартынова
Конспект познавательного занятия. «Спасатель МЧС»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко» . Воспитатель : Мартынова Т. И., Г. Приморско – Ахтарск. 2012 год.

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы. «Спасатель » .

Цель : закрепить знания детей о профессии спасателя ; активизировать словарь на эту тему; способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель , развивать творческие способности детей; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Предварительная работа : беседа на тему «Профессия спасатель » ; беседа «Безопасность дома» ; разучивание стихотворения «Мы – пожарные» ; изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Спасатель » ; дидактическая игра «Позови на помощь» ;конструирование «Пожарная машина» ;рисование «На службе» ; просмотр презентации «Спасатели – 01 » .

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации, карточки, значки «Юный спасатель » .

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» .

Воспитатель : «Ищут пожарные, ищет милиция.

Ищут фотографы в нашей столице…

Ищут давно, но не могут найти

Парня, какого – то лет двадцати…»

Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники теперь уже полиции?

Дети : Человека, который спас ребенка .

Воспитатель : Правильно, человека, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия – спасать людей . Как называются люди этой профессии?

Дети : Спасатели .

Воспитатель : Правильно. А какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети : Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый.

Воспитатель : А какого человека не возьмут в спасатели ?

Дети : Трусливого, слабого, ленивого, злого.

Воспитатель : А как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем ?

Дети : Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя .

Воспитатель : Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель . А вы ребята, хотели бы познакомиться с человеком , который приходит на помощь, когда случается беда?

Дети : Да!

Воспитатель : Сегодня мы познакомимся с человеком , который работает спасателем , он пришел к нам, это дядя Богдана, Владимир Викторович.

Владимир Викторович : Здравствуйте, ребята.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Владимир Викторович, детям хочется узнать как можно больше о вашей профессии, и они приготовили для вас много интересующих их вопросов, а сейчас они вам расскажут стихи о вашей службе.

1 –й ребенок.

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС .

Его отряд из самых

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

2 –й ребенок.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

На их счету есть сотни,

Спасенных человек .

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

3 – й ребенок.

Мой друг - спасатель . Этим словом,

Не просто так зовут людей,

От бед спасти кого угодно ,

Он может даже средь морей.

Не испугать его стихией,

Лавиной снежной, иль огнем,

Прикрыть друзей от туч ненастья,

Готов всегда своим плечом!

Тебе сказать хочу спасибо ,

И пожелать от нас от всех :

В семье делам и на работе,

Чтобы сопутствовал успех!

Воспитатель : А теперь, ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю.

4 –й ребенок. Владимир Викторович, как вы стали спасателем ?

Владимир Викторович : Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем учился в школе, потом – в Ивановском институте противопожарной службы.

5 –й ребенок. А почему вы в такой одежде? Почему у вас погоны, звездочки?

Владимир Викторович : Спасатели – люди военные , у нас специальная форма. Количество звездочек на погонах означает офицерское звание. Я – капитан.

6 –й ребенок. Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

Владимир Викторович : При необходимости помощи людям, спасатели всегда помогут , ведь мы всегда на посту. На пожар мы выезжаем на специально оснащенной машине ярко – красногоцвета

Владимир Викторович : Когда такие машины мчатся по улицам, все другие машины, заслышав громкий сигнал сирены, уступают им дорогу.

7 –й ребенок : А какую одежду надевают спасатели при тушении пожаров ?

Владимир Викторович : При тушении пожаров спасатели носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах сапоги. Ведь спасатель должен идти в огонь . Если в горящем помещении много дыма, он надевает противогаз с кислородным баллоном.

8 –й ребенок : Чем спасатели тушат пламя ?

Владимир Викторович : Заливают водой из специальных шлангов их называют рукавами.

Воспитатель : Спасибо за интересный рассказ. Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе «Юный спасатель » .

Воспитатель : Ребята, а вы хотели бы стать помощниками спасателей ?

Дети : Конечно, хотели бы.

Воспитатель : Для этого вам необходимо выполнить задания. Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись» . Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя , хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструменты.

Воспитатель : Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно – Нельзя» . Внимание : Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно» , если этого делать нельзя, сказать «нельзя» .

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Дети : Да!

Воспитатель : Играть со спичками и зажигалками?

Дети : Нет!

Воспитатель : Съедобный грибок – положить в кузовок?

Дети : Да!

Воспитатель : Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Дети : Нет!

Воспитатель : открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Дети : Нет!

Воспитатель : Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Дети : Нет!

Воспитатель : Закрывать рот при кашле?

Дети : Да!

Воспитатель : И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей .

Повторяйте за мной движения и слова.

Физкультминутка «Кошкин дом» .

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо – влево

Загорелся кошкин дом. - поворот головы вправо и влево

Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

Идет дым столбом. - потягивания - руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

Бежит курица с ведром - бег на месте

Заливать кошкин дом. – бег на месте

А лошадка – с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

А собачка – с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка – с листом. - вращение туловищем

Раз! Раз! - дети машут руками

Раз! Раз! - дети машут руками

И огонь погас. – руки вниз.

Воспитатель : Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко» .

Воспитатель : Ну-ка, дети,подскажите,

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте :

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар …

Дети : В квартире.

Воспитатель : Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил?

Дети : Утюг.

Воспитатель : Красный отблеск побежал,

Кто со спичками?

Дети : Играл.

Воспитатель : Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над?

Дети : Газом.

Воспитатель : Пламя прыгнуло в траву.

Кто из дома жег. ?

Дети : Листву.

Воспитатель : Бросил кто в огонь при этом

Незнакомые?

Дети : Предметы.

Воспитатель : Дым увидел – не зевай

И пожарных?

Дети : Вызывай.

Воспитатель : Помни каждый гражданин

Этот номер?

Дети : 01.

Воспитатель : Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется «Экстренная помощь» . Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель : Если в дверь начнут ломиться - ?

Дети показывают карточку с телефоном – 02.

Воспитатель : Правильно, звони по номеру – 02.

Если чувствуется запах газа -?

Дети : 04.

Воспитатель : Если возник пожар - ?

Дети : 01.

Воспитатель : Если у соседки сердечный приступ. ?

Дети : 03.

Воспитатель : Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру – 03.

Воспитатель : Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. Много бед может случиться из –за беспечности и неосторожности. Не зря в народе говорят : «Не зная броду, не суйся в воду» .

Воспитатель : А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

Дети : Осторожность – мать безопасности.

Друзья познаются в беде .

Не всякий встречный – друг сердечный.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Воспитатель : Вот и наступила долгожданная минута. Вы справились со всеми заданиями.

Ребята, мы вместе с спасателем поздравляем вас с вступлением в ряды «Юных спасателей » и вручаем вам памятные значки «Юный спасатель » .

Дети благодарят Владимира Викторовича за интересную встречу.

Цель: познакомить детей со службами спасения «01», «02», «03».

Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта

Развивать умение ориентироваться в незнакомой обстановке, не растеряться в различных жизненных ситуациях.

Вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Материалы и оборудование: телефонные аппараты, картинки с изображением номеров телефонов служб спасения, сюжетные картинки, карточки с номерами телефонов «01», «02», «03», элементы спецодежды и инструменты для служб спасения, памятка с номерами телефонов спасения.

Педагог: Ребята, у кого из вас есть дома телефон? А вы умеете им пользоваться? Куда вы звоните?

Ответы детей.

Педагог: Вы уже знаете номера телефонов?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Ребята, те номера телефонов, которые вы назвали, знают только ваши родные и близкие. А есть номера телефонов, которые знают все люди и очень важно, что-бы эти номера знали все дети. Сейчас мы с вами попробуем догадаться какие это номера. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой.

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

Печку, Леночка, не тронь,

Жжется, Леночка, огонь…»

С. Маршак

Как вы думаете, что могло случиться с девочкой?

Ответы детей.

Педагог: Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефо-ну можно вызвать пожарную службу?

Ответы детей.

Сам не справился с пожаром

Это труд не для детей.

Не теряя время даром,

“01” звони скорей.

Педагог прикрепляет на доску карточку «01», дети хором проговаривают этот номер те-лефона, чтобы его запомнить.

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался.

Я тогда “02” набрал

И полицию позвал.

Не пройдёт пяти минут,

Как воришку заберут.

Педагог: Какая служба необходима здесь? По какому номеру можно вызвать полицию?

Ответы детей.

Чтение стихотворения воспитателем

Каждый грамотный ребёнок должен твердо знать с пелёнок:

Если вас зовут купаться, в телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет, отвечайте твёрдо – НЕТ

Вам предложат обезьянку, или даже денег банку,

Или даже в цирк билет, отвечайте твердо – НЕТ

Педагог прикрепляет картинку с номером «02»

Физминутка “Я однажды потерялся”

Я однажды потерялся – (изобразить испуг)

Только быстро догадался – (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),

Посмотрел туда-сюда – (повороты),

Нету мамы – вот беда – (развести руки в стороны внизу)

Побежал направо я – (бег на месте),

Побежал налево я – (бег на месте),

Мама не нашлась моя – (руку “козырьком”),

Повернулся я вокруг – (поворот вокруг себя),

Может быть, увижу вдруг – (руку “козырьком”),

Нету. Я решил стоять – (руки скрестить на груди),

И на месте маму ждать.

Педагог: Ребята, а вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы или ваша мама сильно болели?

Ответы детей.

Если мама заболеет,

Не волнуйся и не плачь,

Набери “03” скорее,

И приедет к маме врач.

Педагог вывешивает картинку с изображением больной мамы и номером скорой помо-щи «03»

конкурс «Наши спасатели» на закрепление.

Дети, давайте представим, что вы дома одни и, вдруг с вами случилась беда, кто к вам первый придет на помощь? (ответ детей)

Правильно, в беде вас выручат всегда наши верные друзья – спасатели, это пожарные, полицейские, врачи. Но, чтобы они пришли во время, нужно наизусть знать номера их телефонов (воспитатель напоминает телефоны служб спасения и раздает всем детям карточки с номерами 01, 02, 03)

А теперь помогите сказочным героям вызвать необходимую в данный момент службу спасения (воспитатель читает отрывки из известных сказок)

1. А рядом бегемотики схватились за животики, У них, у бегемотиков животики бо-лят. (03)

2. Я кровожадный, я беспощадный

Я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, А только маленький, да очень маленьких де-тей (02)

3. Бом-бом! Бом-бом! Загорелся Кошкин дом. (01)

Что случилось? На вокзале

4. Плачет мальчик лет пяти.

Потерял он маму в зале.

Как теперь её найти? (02)

А чтобы наши пальчики могли быстро вызвать любую службу, давайте с ни-ми поиграем.

Пальчиковая игра «Вот помощники мои».

Вот помощники мои,

их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так,

не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

и работать захотели.

(потираем руками)

Поработают немножко,

(Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть.

(Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь.

(Хлопаем в ладоши)

Конкурс «Кто быстрее соберется к выезду»

Детям предлагается как можно быстрее надеть спецодежду и собрать необходимые атри-буты.

Педагог: Ребята, как вы думаете, службы спасения работают по определенным часам или круглосуточно?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Службы «01», «02», «03» работают круглосуточно, потому что в любой момент может произойти беда. Ребята, а какими качествами должен обладать чело-век, который работает в этих службах спасения?

Ответы детей (мужественность, выносливость, нежность, милосердие, доброта, ум и т. д.)

Педагог: Да, человеку необходимо иметь много важных качеств, чтобы он мог спасать людей.

Пришло, пожалуй, время подвести итог,

хоть каждый из нас сделал всё, что мог,

Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.

Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда,

И неприятность не пришла

И где-то вдруг тебя нашла.

И надо их не только знать,

А постоянно выполнять.

Дети, жизнь, конечно, прекрасна и удивительна, но полна неожиданностей и чтобы с вами не произошел несчастный случай – всегда выполняйте правила основ собственной жизнедеятельности. Я подготовила для вас небольшие памятки, они помогут вам в трудной ситуации вспомнить номера телефонов служб спасения.

Цели урока:

  • Познакомить с деятельностью МЧС России.
  • Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
  • Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер и медиапроектор для показа презентации.

Ход мероприятия

1. Слайд 3.

(Учитель читает историю создания МЧС, знакомит с эмблемой.)

У: Что такое МЧС? Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Вы знаете, что такое чрезвычайная ситуация?

(Ответы учащихся)

У: Правильно. Это опасность, которая угрожает сразу многим людям, называют чрезвычайной ситуацией. Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов. Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России. Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику.

Слайд 4, 5.

У: 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. Прочитайте, какой это героический человек.

2. Слайды 6 – 10.

У: Спасатель – профессия героическая Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. Только с 1992 года в нашей стране начали готовить специалистов по профессии – спасатель. Многие из них стали героями.

(Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о героизме спасателей)

Воробьёв Юрий Леонидович

В 1991 г. стал заместителем Председателя Российского корпуса спасателей. С 1991 по 1994 гг. – первый заместитель Председателя ГКЧС России, с 1994 по 2007 гг. – первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Является одним из организаторов Российского корпуса спасателей и основателей МЧС России. Внёс большой вклад в создание и развитие системы РСЧС. Непосредственно руководил рядом сложнейших операций по ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Герой Российской Федерации (2003).

Замараев Валерий Валентинович

Заместитель начальника ПСС отряда “Центроспас” МЧС России. Возглавлял самые ответственные и сложные поисково-спасательные операции. Погиб, спасая детей в городе Беслане Северной Осетии 3 сентября 2004 года. Указом Президента Российской Федерации №1532 от 11 декабря 2004 года за мужество и отвагу, проявленные при освобождении заложников, подполковнику запаса Валерию Валентиновичу Замараеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Чернышев Евгений Николаевич

Начальник службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по г. Москве, полковник внутренней службы. Погиб 20 марта 2010 г. при исполнении служебного долга. При ликвидации пожара в здании бизнес-центра на 2-й Хуторской улице Чернышев повторно вошел в горящее здание, чтобы убедиться в отсутствии там людей и попал под обрушившуюся кровлю. Приехал в свой выходной день на личной машине через 15 минут после сообщения о пожаре. Указом Президента Российской Федерации посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации 24 марта 2010 за №343.

Легошин Владимир Данатович

Сотрудники “Центроспаса”, в том числе и В.Д.Легошин, принимали участие в боевых действиях в период Первой и Второй чеченских войн. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению. Несколько сотрудников МЧС России погибли в Чеченской Республике.
28 мая 1995 года мощное землетрясение стерло с лица Земли город Нефтегорск на Сахалине. В.Д.Легошин прибыл туда с первым самолётом МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые В.Д.Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету В.Д.Легошина.

У: Предлагаю почтить минутой молчания память всех спасателей, отдавших жизнь, спасая людей.

3. Слайды 12-21

У. Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений. Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты, которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде. МЧС России входит в пятёрку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы является сотни тысяч спасённых жизней. Сотрудники МЧС принимали участие в международной операции по оказанию помощи населению Юго-восточной Азии пострадавшему от цунами. Жители Индонезии получили помощь в Аэромобильном госпитале МЧС За десять дней он принял 729 пострадавших, в том числе 333 детей.

У: Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели – собаки.

4. Слайд 22

В наше время для спасательных работ после схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используются ньюфаундленды, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держаться на воде и понимают свое важное предназначение. Сенбернары, как мы уже говорили, специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.

Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека: подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

5. Слайды 23, 24.

У: А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей. Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

У: Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Холодным осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Кто-то из соседей услышал ее и вызвал…

Как вы думаете, кого вызвали соседи? (Спасателей)

– Действительно, спасателей – бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель – профессия особенная!

– А вам интересно, чем закончилась спасательная операция, о которой я начала рассказывать? (Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а затем и балконную. Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело)

У. Пройдет время. Вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

Глава МЧС Владимир Пучков поздравил своих коллег с Днём спасателя и рассказал «АиФ» об итогах года:

Уходящий год был очень сложным. Возникали крупномасштабные чрезвычайные ситуации, серьёзные пожары - через день приходилось задействовать механизмы федерального реагирования. Это и ситуация в Челябинске, связанная с . Там в сложнейших зимних условиях спасатели срочно восстанавливали окна в зданиях. Это и наводнения в Магаданской, Ростовской, Челябинской областях, в Башкортостане, где оказались затоплены жилые дома, объекты социальной инфра-структуры, нарушены транспортные коммуникации, энергетика, связь. Это смерч в Тульской области, серьёзные пожары на севере страны, другие ЧС.

И конечно же, . Там работала сборная группировка сил в 46 тыс. человек, помощь оказывалась более чем в 150 городах и населённых пунктах шести дальневосточных регионов, было эвакуировано 32 тыс. человек. Всего за год спасено более 250 тыс. человеческих жизней, потушено более 130 тыс. пожаров.

События уходящего года подтвердили: каждый сотрудник МЧС - это прежде всего профессионал, человек, который морально готов к тому, чтобы порой в тяжелейших условиях выполнить свой долг - оказать всю возможную и невозможную помощь людям, попавшим в беду.

Но бок о бок вместе с нами в самых сложных ситуациях работали и военные, и сотрудники правоохранительных органов, и медики, и представители власти, и волонтёры. Мы благодарны волонтёрам и обычным людям, которые не проходят мимо чужой беды, оказывая возможную и необходимую помощь. День спасателя - и их праздник.

Почти как дядя Стёпа

Александр Мордвов полез в открытый огонь в пожарной куртке с чужого плеча и домашних тренировочных штанах. Фото: Из личного архива Александра Мордвова

У старшего лейтенанта пожарной службы самарца Александра Мордвова был выходной. Но около 6 утра его разбудила мама: «Посмотри в окно, напротив дом горит!»

Горела пятиэтажная хрущёвка. Пламя перекинулось на дом от кучи мусора, наваленной под балконом первого этажа, и с невероятной скоростью стало пожирать квартиру за квартирой. Александр профессионально быстро надел спортивный костюм и рванул к месту ЧП, хотя там уже работал пожарный расчёт. И вовремя - пламя явно переигрывало пожарных. Александр вывел из подъезда надышавшуюся гарью женщину. Но зайти опять внутрь стало ещё сложнее - из-за плотного дыма работать в подъезде дальше без спецсредств было уже невозможно. Одолжив у пожарных «боёвку» - специальную куртку, - он побежал за дом, там как раз устанавливали пожарную автолестницу, и полез вверх.

Одного за другим жителя буквально на руках спускал он вниз. Мужественно перенёс эвакуацию на сильных руках сотрудника МЧС даже полуторагодовалый малыш (на фото). Вскоре прибыла помощь, пламя было постепенно потушено. За 15 минут участия в спецоперации Александр сумел вынести из огня девятерых взрослых и троих детей. Придя в себя после пожара, спасённые жители дома пытались найти неизвестного героя, но в списках пожарных, которые в тот день были на смене, его, естественно, не было. В итоге разыскали своего спасителя с помощью сарафанного радио - опрашивая жителей соседних домов. О бескорыстном героическом поступке рассказали соседи скромного пожарного. Погорельцы добились для их спасителя в тренировочном костюме медали от мэра - за заслуги перед Самарой.

Эльвира Кагирова («АиФ-Самара»)

Вентиль-подкидыш

Щенка нашли в вентиляционной шахте... Фото: Из личного архива Александра Пермякова

Летним вечером в Уфим-ский поисково-спасательный отряд поступил странный вызов: «Внутри вентиляционной трубы что-то кричит нечеловеческим голосом!»

Неведомое существо второй день наводило на жильцов ужас: «А вдруг оно вылезет к нам на кухню?!» Поднявшись на чердак пятиэтажки, Александр Пермяков заглянул в вентиляционную шахту. В свете фонаря зажглись два зеленоватых огонька, «существо» заскулило и оказалось... обыкновенным щенком. Узкая шахта не давала ни развернуться, ни наклониться, пот заливал глаза. Но спасатель исхитрился ухватить пёсика кончиками пальцев за хвостик. «Ребята, тяните, я - всё!» - прокричал он обессиленно напарникам. Главный спаситель, пока изгибался, доставая неведомо как попавшего в вентиляцию узника, придумал ему кличку: Вентиль. Теперь существенно подросший Вентиль живёт при базе спасателей и даже сумел поймать вора, попытавшегося угнать машину одного из сотрудников МЧС.

Айгуль Нургалиева («АиФ-Башкирия»)

Принял удар на себя

На единственно верное решение оставались секунды. Фото: Из личного архива Константина Лукьянова

Бригада саратовских спасателей отправилась вызволять пассажиров автобуса, который застрял на залитой дождём улице. Ну какое, казалось бы, геройство, если нужно было просто «перевести людей через лужу»?

24 июня в Саратове ливень залил полгорода - почти полностью под воду ушла и улица Танкистов. Посреди неё, хлебнув двигателем воды, заглох автобус 90-го маршрута. Выручать жертв неожиданного «кораблекрушения» отправили спасателей. Водитель бригады Константин Лукьянов припарковался неподалёку и, сидя за рулём своего «КамАЗа», наблюдал, как его товарищи одного за другим переправляли пассажиров автобуса на тротуар, к автобусной остановке. И вдруг - о ужас! - к автобусной остановке, сминая одно авто за другим, несётся потерявший управление многотонный грузовик! Ещё несколько секунд - и многотонная фура врежется в толпу людей на остановке. Лукьянов принял решение мгновенно. Вырулив на проезжую часть наперерез грузовику, он нажал на тормоза... «О себе я в тот момент не думал, - вспоминает спасатель-герой. - На остановке были люди, их нужно было спасти». Позже сотрудники ГИБДД посчитают , сообщат о 17 пострадавших (все они водители и пассажиры стоявших в пробке машин) и отметят: благодаря оперативным действиям Лукьянова удалось избежать самого страшного - гибели людей.

Дарья Степанюк («АиФ-Саратов»)

К малышам

Единственная в Архангельске девушка-спасатель работает наравне с мужчинами. Фото: Из личного архива Олеси Берденниковой

На пожарах, в ДТП часто бывают жертвы... - рассказывает , спасатель из Архангельска . - Но есть истории и со счастливым концом.

Один раз нас вызвали в дет-ский садик. Приезжаем, а там крики, плач, суета: один из малышей играл с детской разборной пирамидкой, и в одном из колец у него застрял пальчик. Пришлось взять кусачки и, разломав игрушку, освободить малыша. Счастью не было предела - ведь к нему настоящие спасатели приезжали! Ещё один малыш умудрился надеть на голову железный детский горшок. Этот необычный головной убор мы сняли при помощи растительного масла.

Анна Нечай («АиФ-Архангельск»)

Поклон вам

Олег Кожемяко, губернатор Амурской обл .: «От тысяч спасённых амурчан большое человеческое спасибо всему личному составу МЧС, который в эти трудные месяцы вывозил людей из затопленных районов, доставлял гуманитарную помощь в отдалённые населённые пункты. Низкий поклон вам».

Владимир Груздев, губернатор Тульской обл. : «На помощь к тулякам прибыли спасательные подразделения из семи регионов. Мы ни на минуту не чувствовали себя брошенными. Люди трудились круглосуточно, помогая нам . - Ред.)».

Сергей Боженов, губернатор Волгоградской обл. : «После пожаров 2010 года сделаны выводы, с МЧС России налажено тесное взаимодействие. Областной бюджет находит средства на то, чтобы пожарные депо были оборудованы современной техникой».

Михаил Абызов, министр по вопросам открытого правительства : «Для повышения открытости системы госуправления запущен процесс публичного представления целей и задач министерствами и ведомствами. Министерства должны будут публично декларировать их на год. Мне очень приятно, что МЧС первым откликнулось, оно является примером открытого правительства по всем направлениям».