Новые подходы к устройству пожарных проездов и вертолетных площадок. Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники Разворотная площадка размеры

Для разъезда автомобилей при одностороннем движении устраивают разъездные площадки: на прямых участках не расстоянии не более чем 100м друг от друга, а на кривых – в пределах обеспечения видимости. Площадки для разъезда принимают шириной 2.5м и длиной не менее 12м, в случае движения транспорта с удлиненными кузовами на полуприцепах или автопоездов с прицепами и полуприцепами площадки следует устраивать длиной не менее 18 м.

а) б)

Рисунок 2 – Площадки разъезда автомобилей: а) для обычного транспорта при наличии тротуара, б) для транспорта с удлиненным кузовом

Разгрузочные площадки принимают такими же размерами, как и разъездные, при разгрузке длинномерных грузов (ферм, свай, колонн и т.д.) размеры площадки могут быть увеличены до 6м в ширину и 35 в длину.

Минимальные расстояния от кромки обочины дороги до других сооружений на строительной площадке

Таблица 2 – Минимальные расстояния от кромки обочины


Разворотные площадки

На тупиковых подъездах устраиваются площадки для разворота автомашин передним ходом размером не менее 12х12м, разворотные кольца радиусом не менее 12м.

а) б)
в) д)

Рисунок 3 – Разворотные площадки на тупиковых дорогах: а) для разворота машин передним ходом, б) кольцевой объезд, в, д) для разворота автомобилей задним ходом

Параметры временных автодорог

Параметрами временных автодорог являются: ширина полосы движения и ширина проезжей части, число полос движения, радиусы закругления.



Ширина проезжей части

Ширину проезжей части дороги принимают в зависимости от схемы движения транспорта. При одностороннем движении ширина проезжей части принимается 3 м, при двустороннем и в местах уширений для разъездов – 6 м. При использовании тяжелых транспортных средств грузоподъемностью более 25 т ширина проезжей части принимается до 8 м. Радиусы поворотов дорог определяют по радиусам поворотов транспортных средств, которые составляют 12 – 18 м. При однополосной дороге в местах её поворота делают уширения до 5 м.

Рисунок 4 - Размеры элементов временной дороги: а) при одностороннем движении; б) при двустороннем движении транспорта

Радиусы закругления

Радиусы закругления дороги принимают исходя из маневренных свойств автомашин, т.е. возможности их поворота при движении вперед без применения заднего хода. Минимальный радиус закругления дорог для обычных автосамосвалов и бортовых автомобилей (с габаритами по длине до 10м) составляет 12 м; при одностороннем движении уширение дороги на повороте должно быть не менее 5м. Для автопоездов ширина проезда увеличивается до 7 м.

При эксплуатации панелевозов, машин с прицепами, автопоездов, радиус закругления дороги следует принимать не менее 18 м. Дороги для перевозки длинномерных конструкций на автомобилях нестандартных габаритов более 25 м должны иметь радиус кривой в плане 30 м.

Рисунок 5 – Схема уширения дороги при повороте под углом 90 о

Р.И. Бега, канд. техн. наук, Л.В. Городецкий, канд. техн. наук, А.М. Балашов, Н.Н. Манылова, М.Ю. Соляников

В настоящее время уделяется повышенное внимание обеспечению пожарной безопасности строящихся в г. Москве высотных зданий. Столица оснащается современными пожарными машинами, вес которых существенно превышает вес машин, ранее находившихся в эксплуатации.

Новая пожарная техника, обеспечивающая безопасное проживание в мегаполисе с высотными зданиями, требует устройства особых пожарных проездов и вертолетных площадок.

Тушение пожара в здании МГУ.

Нормы пожарной безопасности и выпускавшаяся в те годы пожарная техника были разработаны в основном для зданий малой и средней этажности (до 25 этажей). К тем условиям эксплуатации и нормам безопасности были разработаны конструкции пожарных проездов.

Для пожаротушения в домах повышенной этажности в г. Москве имеются пожарные машины производства Финляндии (4 - с длиной стрелы 90 и 4- длиной 68 м). На рисунке 1 показан момент тушения пожара в здании МГУ.

Эксплуатируется машина с высотой коленчато-телескопического подъемника 101 м. Так, масса пожарной машины Bronto Skylift F101HLA с самым высоким в мире подъемником составляет 62 т. С повышением этажности строительства зданий увеличивается высота подъемников и лестниц, что значительно повышает общий вес пожарных машин и нагрузки на ось. Применение подобных машин требует пересмотра подходов к устройству пожарных проездов: ширины проезжей части, размеров разворотных площадок, радиусов поворота дорожных конструкций с использованием современных материалов и технологий их устройства. Увеличена ширина аутригеров до 8 м. Если раньше в соответствии с требованиями нормативов наибольшая ширина пожарных проездов составляла 6 м, то в настоящее время при проектировании ширина пожарных проездов должна быть не менее 9 м.


Последствия устройства дорожных конструкций без учета экстремальных нагрузок.

С учетом ожидаемых нагрузок конструкции пожарных проездов следует устраивать из высокопрочных, пожаробезопасных и технологичных материалов (рисунок 2).

Для установки аутригеров необходима жесткая опора размером 0,5 x 0,5 м, покрытие которой должно состоять из конструктивных слоев с использованием бетона или фибробетона класса > В35.

В качестве материалов для покрытий пожарных проездов с учетом ожидаемых нагрузок целесообразно применение фибробетона классов В40 и В45. Для повышения деформативной способности покрытия целесообразно устраивать основание из малоцементного укатываемого бетона классов В15 и В25. При устройстве пожарных проездов на переувлажненных глинистых и суглинистых грунтах целесообразно использовать геосетку, которая позволит повысить устойчивость конструкции в целом и сохранить требуемую ровность покрытия. Использование подъемников 90 - 100 м и лестниц на машинах требует не только высокой прочности, но ровности, что и достигается с применением геосеток.

Разработан альбом конструкций пожарных проездов для домов различной высоты и с учетом нагрузок от пожарных машин. Величина допустимой нагрузки делится на 3 класса: легкие с полной массой до 7500 кг (L - класс); средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М - класс) и тяжелые с полной массой более 14 000 кг (S - класс).

Для здания высотой до 10 этажей включительно расстояние от края пожарного проезда до стены здания принимается равным 5 - 8 м, и для более высоких зданий - 8 - 10 м.

В зоне пожарного проезда не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и сажать деревья.

Вдоль фасадов зданий, имеющих входы, ширина пожарных проездов назначается в зависимости от этажности зданий. При высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа ширину следует принимать не менее:

  • до 5-ти этажей - до 13 м с разъездными карманами - 3,5 м;
  • от 6 до 16 этажа - с 13,0 до 46, м с разъездными карманами - 4,2 м;
  • 17 этажей и выше - более 46,0 м с разъездными карманами - 6,0 м.

Тупиковые проезды в замкнутых дворах и полузамкнутых средней этажности зданий должны заканчиваться разворотными площадками размером не менее 20 х 20 м.

Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской), установкой дорожных знаков и антивандальных сигнальных устройств. Пожарные проезды у высотных зданий должны иметь кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами).


Посадка вертолета специального назначения.

Уклон пожарных проездов должен быть не более 6‰. Радиусы закруглений поворотов пожарных проездов для пожарных машин должны быть не менее 12 м. Вид разворотной площадки у зданий повышенной этажности представлен на рисунке 3, а схема движения пожарных машин на разворотных площадках минимальных размеров у домов сложившейся застройки на рисунке 4.

По контуру площадка ограничена комингсом с пропилами, защищенным антисептиком и лаком, а также водоприемным лотком из нержавеющей стали для сбора и отвода воды в две водосточные воронки.

На участках пожарных проездов с закруглениями и на разворотных площадках следует использовать криволинейные бортовые камни.

Толщины конструктивных слоев пожарных проездов устанавливают расчетным путем с учетом условий эксплуатации, расчетной нагрузки в зависимости от этажности зданий, гидрогеологических характеристик грунтов, принятых материалов для оснований и покрытий.

В отдельных случаях для пожаротушения применяются вертолеты, для которых требуются специальные площадки, которые устраивают на крышах зданий, у водоемов и пожарных проездов. Вдоль Калужского и Варшавского шоссе в границах «новой Москвы» предстоит обустроить 7 вертолетных площадок у водоемов.

На одном московском административном здании в течение ряда лет эксплуатировалась вертолетная площадка в виде равностороннего восьмиугольника площадью 40 кв. м. Потребовался ремонт покрытия площадки, выполненного из 2 слоев асфальтобетона общей толщиной 100 мм (крупнозернистый асфальтобетон - 50 мм и верхний слой из мелкозернистого асфальтобетона - 50 мм). Для замены существующего покрытия институт разработал рекомендации по устройству покрытия вертолетной площадки, обеспечивающего повышение прочности, пожаробезопасности, экологичности и долговечности покрытия. Было предложено взамен асфальтобетона по тем же отметкам уложить покрытие из литых фибробетонных смесей марки по прочности В35, по морозостойкости в солевых растворах F300.

Для фибробетонных смесей, предназначенных для ВПП, рекомендовано применять портландцемент без минеральных добавок марки 500 с содержанием в клинкере трехкальциевого алюмината не более 7%. Был использован низкоалюминатный портландцемент ЦЕМ 1 42,5Н ООО «Тула-цемент», в качестве добавки - суперпластификатор фирмы «Зика» для получения осадки конуса 19 - 21 см. Применена фибра из нержавеющей стали с длиной волокон 30 и толщиной 0,5 - 0,6 мм.

Перед укладкой фибробетонной смеси в покрытие на ВПП выполнялись подготовительные работы, включавшие удаление двух слоев асфальтобетонного покрытия, очистку, промывку, просушку и продувку поверхности, обработку поверхности бетонного основания (В25) катионактивной дорожной эмульсией марки ЭБК-1 (ГОСТ Р 52128-2003).

Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель, и смесь перемешивали в течение 1,5 мин. Бетонную смесь разравнивали по геодезическим отметкам, поверхность обрабатывали ручным инструментом типа Goldblatt.

Бетон на пожарных проездах и вертолетных площадках через 2 - 4 ч после его укладки закрывали полиэтиленовой пленкой, пергамином, толем и др., и выдерживали в течение 7 сут.

Цементнобетонная смесь доставлялась автобетоносмесителями, при этом объем бетонной смеси не должен превышать 6,0 куб. м. Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель и перемешивали в течение 3 мин. В случае необходимости подвижность бетонной смеси корректировалась дополнительным введением добавок.

Конструкции пожарных проездов и вертолетных площадок, построенных из фибробетона, пожаробезопасны, надежны в эксплуатации, срок службы между капитальными ремонтами составит не менее 30 лет.

Литература

1 ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

2 ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб

3 ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.

4 ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

5 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

6 СНиП 2.07.01-89* СП 42.13330.2011 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений

1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м .

3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 - дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м .

5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц -не ме нее 7,0 м , для проездов - не менее 3,5 м . Минимальный радиус поворота- 6 ,5 м. Минимальный радиус закругления проезжей части - 6,0 м .

6. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м . Расстояние между разъездными площадками должно быть не более 200 м . Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 м . Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12x12 м .

7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда сво-бодными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном со-стоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда.

8. Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 - не менее 25 м 2 , более 300 -не менее 60 м 2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 - прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 - не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

9. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Запрещается разведение костров, сжигание отходов в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 метров до зданий и сооружений.

10. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций, принимаются согласно табл.1.

11. Территория садоводческого товарищества должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения водоисточников, предусмотренных для целей пожаротушения, пожарного инвентаря. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (указатели водоисточников, пожарных щитов), в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

12. Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Расстояние от дороги


Что такое красная линия?

Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.

Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов - не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

Минимальное расстояние от границ соседнего участка

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники

СП 4.13130.2013
Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
- с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
- со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
- с одной стороны - при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
- с двух сторон - при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
- меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
- двусторонней ориентации квартир или помещений;
- устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
- 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру - не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра.

На заметку

Согласно действующим европейским нормам любое транспортное средство должно при
движении по окружности укладываться в габарит:

    при наружном 12,5 метров - внутренний 5,3 метра;

    коридор вписывания 7,2 метра;

    минимальный возможный наружный радиус не может быть более 12,5 метров.

СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

п.11.11.В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки для разворота автомобилей и, при необходимости, средств общественного пассажирского транспорта.

п.9.16 Дорожно-тропиночную сеть ландшафтно-рекреационных территорий (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека). При трассировке путей для МГН следует обеспечивать их освещение и не превышать уклоны: продольный - не более 8‰, поперечный - не более 2‰, ширину дорожки - не менее 1 м, а также предусматривать карманы для отдыха и разворота коляски через каждые 100-150 м.

п.11.15 Радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 м, при отсутствии движения допускается принимать 1,0 м.
Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.


СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт"
7.4.9. Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для маневрирования в пунктах разгрузки и погрузки следует предусматривать петлевые объезды или площадки, размеры которых определяют расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и перевозимых грузов, но во всех случаях принимают:
для одиночных автотранспортных средств общего назначения - не менее 12 x 12 м прямоугольного очертания или радиусом не менее 12 м для петлевых объездов;
для специализированных автотранспортных средств, включая автомобили особо большой грузоподъемности, диаметр разворотных площадок должен быть не менее 2,5 (для тягача с полуприцепом - не менее 3,5) конструктивных радиусов разворота по переднему наружному колесу.

Графическая иллюстрация минимальных радиусов разворота автотранспорта и пожарной и иной спецтехники для различных зданий

Трехэтажное офисное здание

Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.

Трехэтажный детский сад

Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.

Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.

Трехэтажного квадрохауса на 4 семьи

Радиусы разворота пожарных машин и спецтехники

Двухэтажного паркинга закрытого типа с офисными помещениями

Заводского комплекса (фабрики)

Нескоростные дороги складов

Почти на всех складах есть или должна быть а втомобильная дорога обычного типа (нескоростная дорога) категории V (ГОСТ Р 52399-2005).

Во многих случаях она идет снаружи вдоль одной из боковых сторон склада и имеет следующие основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна:

Примечания
1.Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы - в обочину.
2.Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м - для дорог остальных категорий.
3.Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

Поперечные профили автомобильной дороги должны соответствовать профилям, приведенным на рисунке:


ОБ - обочина, ПЧ - проезжая часть

Рисунок - Поперечные профили автомобильных дорог категории V

Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

Тупиковый проезд склада должен быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотной площадкой, обеспечивающий возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Поворотная площадка для стоянки автомобилей не должна предусматриваться.

СП 18.13330.2011 "Генеральные планы промышленных предприятий"

5.21 Здания, образующие полузамкнутые дворы, допускается применять в тех случаях, когда другое планировочное решение не может быть принято по условиям технологии либо по условиям реконструкции.

Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладающему направлению ветров или с отклонением не более 45°, при этом открытая сторона двора должна быть обращена на наветренную сторону ветров преобладающего направления.

Ширина полузамкнутого двора при зданиях, освещаемых через оконные проемы, должна быть не менее полусуммы высот до верха карниза противостоящих зданий, образующих двор, но не менее 15 м.

При отсутствии вредных производственных выделений во двор ширина двора может быть уменьшена до 12 м.

Примечания

1 Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы.

2 При отношении глубины двора к его ширине более 3, при возможности скопления производственных вредностей во дворе в части здания, замыкающей двор, необходимо предусматривать проем для проветривания шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м. Низ проема должен совпадать с планировочными отметками прилегающей территории. Устройство в проеме ворот, ограждений и других сооружений, нарушающих функциональное назначение проема, не допускается.

5.22 Применение зданий, образующих замкнутые со всех сторон дворы, допускается только при наличии технологических или планировочных обоснований и с соблюдением следующих условий:
а) ширина двора должна быть, как правило, не менее наибольшей высоты до верха карниза зданий, образующих двор, но не менее 18 м;
б) должно быть обеспечено сквозное проветривание двора путем устройства в зданиях проемов шириной не менее 4 м и высотой не менее 4,5 м при возможности скопления вредных веществ.

5.23 В замкнутых и полузамкнутых дворах пристройки к зданиям, а также размещение отдельно стоящих зданий или сооружений, как правило, не допускаются.

Примечания

1 В исключительных случаях при соответствующих обоснованиях допускается устраивать в указанных дворах пристройки с производствами, не выделяющими вредности, при условии, что пристройка будет занимать не более 25% длины стены, а ширина двора в месте пристройки будет не менее полусуммы высот противостоящих зданий, образующих двор, а также соблюдения требуемых противопожарных расстояний.

2 Отдельно стоящие энергетические или вентиляционные сооружения допускается размещать в полузамкнутых дворах; при этом расстояние от этих сооружений до зданий должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к устройству полузамкнутых дворов.

5.38 Ширину ворот автомобильных въездов на земельный участок надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.

5.40 Ширину проездов на территории объектов и их групп следует принимать минимальной исходя из условий наиболее компактного размещения транспортных и инженерных коммуникаций и элементов благоустройства.

5.41 Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в таблице 2.

Таблица 2

Здания и сооружения

Расстояние, м.

1 Наружные грани стен зданий, включая тамбуры и пристройки:

а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20 м

б) то же, при длине здания более 20 м

в) при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков

г) при наличии въезда в здание трехосных автомобилей

д) при наличии въезда в здание только электрокаров

2 Оси параллельно расположенных железнодорожных путей с шириной колеи, мм:

1520

3,75

3 Ограждение площадки предприятия

4 Наружные грани опор эстакад и путепроводов, дымовых труб, столбов, мачт, выступающих частей зданий: пилястр, контрфорсов, наружных лестниц и т.п.

5 Ось железнодорожного пути, по которому перевозится жидкий металл, шлак, тележки со слитками и изложницами, тележки с мульдами и коробами для перевозки шихтовых материалов

Примечания
1.При проектировании дорог для движения тягачей с роспусками для длинномерных грузов (бревен, балок и т.п.) на закруглениях и перекрестках указанные в таблице расстояния следует увеличивать соответственно величине свеса груза согласно требованиям свода правил по проектированию автомобильных дорог.
2.Расстояния от бортового камня, кромки проезжей части или укрепленной полосы обочины до стволов деревьев или до кустарников должны определяться в зависимости от породы деревьев и кустарников (но не менее величин, приведенных в таблице 4) с тем, чтобы крона деревьев с учетом ее подрезки и кустарников не нависала над проезжей частью или обочиной.
3.При ширине полосы движения двухполосной дороги менее 3,75 м и при отсутствии бортового камня или укрепленной полосы обочины расстояние должно быть не менее 4,25 м от оси дороги. При ширине автомобиля более 2,5 м указанное расстояние должно быть соответственно увеличено.
4.При въезде в цех автомобилей с прицепами расстояние от стены цеха до дороги надлежит определять расчетом.
5.Расстояния, указанные в позициях 1 "в" - 1 "д" настоящей таблицы, допускается при реконструкции сокращать до 3 м при условии обеспечения безопасности дорожного движения.