Классный час "правила дорожного движения".

Классный час по Правилам дорожного движения для учащихся начальной школы.

Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вам методическую разработку по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Данный материал предназначен для оказания помощи в подготовке и проведении классного часа по Правилам дорожного движения для учителей, родителей и детей.

Методическая разработка классного часа по Правилам дорожного движения для учащихся начальной школы «Путешествие в страну Светофорию».

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о
правилах безопасного поведения на дороге.
Задачи:
формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся к данной теме;
учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
развитие у ребят координации, внимания, наблюдательности, качеств, необходимых для безопасного поведения на улице;
воспитание чувства ответственности у учащихся за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
прививать ученикам навыки соблюдения ПДД для снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Форма проведения: беседа, викторина, путешествие.
Демонстративный материал: дорожные знаки, книги по ПДД, рисунки и фото детей, таблицы и плакаты по ПДД.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы, фотографий и газетных вырезок для выставки, изготовление дорожных знаков, готовим стихи и частушки по ПДД.
Оформление кабинета, оборудование: таблицы, плакаты, фото на доске, дорожные знаки.

Ход классного часа:

Учитель: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы хотим представить Вашему вниманию развлекательно-игровую программу по правилам дорожного движения.
Ученик:
Рассаживайтесь, поудобней,
Места занимайте скорей
На праздник в страну Светофорию
Мы приглашаем друзей!
Звучит музыка, в класс входят ученики и рассаживаются на стулья.
Ученик:
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город всё время дает нам урок.
Ученик:
Вот она – азбука над головой:
Знаки мы видим повсюду с тобой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Вбегает Светофор Светофорович.
Ученик (Светофор Светофорович):
Торопился я, бежал
Ох, туда ли я попал?
Это школа №9 1 А класс?
Дети: Да!
Светофор Светофорович: Ох, извините, я не поздоровался! Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Вы меня узнали?
Дети: Да!
Светофор Светофорович: Кто я?
Дети: Светофор!
Светофор Светофорович: Да, Меня зовут Светофор Светофорович Мигалочкин, я доктор наук дорожного движения. А Вы знаете, что обозначают мои огоньки?
Дети: Знаем!
Выходят дети, читают стихотворения.
Ученик:
Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора!
Красный свет нам говорит
- Стой, опасно, путь закрыт.
Ученик:
Желтый свет - предупрежденье
Жди сигнала для движенья.
Ученик:
Зеленый свет открыл дорогу -
Переходить ребята - могут.
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Учитель: Сегодня, ребята, мы и проверим, как хорошо Вы знаете правила Дорожного движения, насколько Вы можете быть внимательными и определим знатока дорожного движения.
Звучит музыка, входят: ученик с перевернутым дорожным знаком на груди и ученик со знаком «!».
Светофор Светофорович: А Вы кто?
Ученица: Мы - Дорожные знаки. А какие Вы узнаете, выполнив наши задания.
Словесная игра «Это я, это я....!»
Ученица: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если вы не поступаете так, как говорится в загадке, то стойте тихо и ничего не говорите.
Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?
Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора?
Ученица: А теперь разгадайте загадки о дорожных знаках.
Выходят дорожные знаки (Дети - 10 человек).
Ученик:
Должен знать каждый знак рядовой гражданин.
Знак не просто стоит – за порядком следит,
Он подскажет, укажет и предупредит.
Знанье знаков дорожных нам жизнь сохранит!
Ученик:
Он имеет по три глаза.
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу.
Все глаза ему нужны.
Он весит тут с давних пор.
Что же это?
Ученик:
В школе мы – ученики,
А в театре - зрители,
А в музее, зоопарке -
Все мы - посетители,
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперёд
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу
Ученик:
Шли из школы мы домой.
Видим знак на мостовой.
Круг, внутри велосипед.
Ничего другого нет.
Ученик: Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Ученик:
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу.
Обрати внимание друг:
Знак дорожный - красный круг.
Человек, идущий в чёрном,
Красной чёрточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но …
Здесь ходить запрещено!
Ученик:
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
Медицинской …
Ученик:
Тут и вилка, тут и ложка
Подзаправишься немножко.
Накормили и собаку.
Говорим спасибо знаку.
Ученица: Какие Вы молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно! Пора нам показывать свои знаки.
Дети переворачивают нагрудные знаки. А какие группы дорожных знаков Вы знаете? Дети отгадывают.
Учитель: А что у тебя в руках?
Ученик: Это задания для детей.
Учитель, заглядывает в папку:
- Я, кажется, догадалась, какое задание вам будет нужно выполнить:
Собери картинку - дорожный знак.
Учитель: Молодцы! Знаки Вы знаете хорошо! А теперь посмотрим, насколько вы внимательны.
Игра малой подвижности «Будь внимателен!»
Дети действуют по сигналу
Красный - стоят
Желтый - прыгают
Зеленый – маршируют.
Учитель: А теперь, мы узнаем, знаете ли вы правила поведения на улице?
«Правила поведения»
Ведущий: Наши ребята приготовили частушки.
Частушки.
Ученица:
Осторожно на дороге!
Берегите руки - ноги.
Помни правила везде,
А иначе быть беде!
Ученик:
Для болтушек-хохотушек
Есть особенный приказ:
Подходя к любой дороге,
Замолкайте тот же час!
Ученица:
У штанов и у машины
Есть спасения ремни.
Ими ты свою машину
К себе крепко пристегни!
Ученица:
Кто бежит через дорогу,
Тех накажем очень строго!
Чтобы знали наперёд,
Есть подземный переход!
Ученица:
Ох, у папы за рулем
Нынче нарушение.
Повторять я буду с ним
Правила движения!
Ученица:
Мы пропели вам частушки
Про правила дорожные,
И сегодня вас попросим
Будьте осторожными!
Учитель: А теперь Викторина . Задание «Выбери правильный ответ».
1. Правила дорожного движения должны знать и выполнять:
пешеходы
водители
водители и пешеходы
2. Как называется место на улице, где можно ходить детям:
велосипедная дорожка
проезжая часть
тротуар
3. Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть:
компасом
биноклем
пешеходным переходом.
Учитель: Наше путешествие по Стране Светофория продолжается.
Подвижная игра «Специальная техника»
Детям необходимо пройти по маршруту как можно быстрее, не уронив мешочек (проблесковый маячок) с головы.
Учитель:
- Как вы думаете, знают ли наши дети правила дорожного движения. Кто из детей является знатоком дорожных правил?
Дети читают стихи.
Ученица:
И большим и маленьким
Всем без исключения –
Нужно знать и соблюдать
Правила движения!
Ученик:
На дороге целый день
Сильное движение,
Не остановить поток
Даже на мгновение.
Чтобы не случилось
Опасных столкновений,
Существуют Правила
Дорожного движения.
Футбольный мяч
Ученица:

В одной квартире проживал
Один спортивный мальчик,
А с ним в квартире проживал
Один футбольный мячик.
Красивый, новый, кожаный
И весь такой ухоженный!
Он лихо прыгал и летал,
Он спорил с высотой.
И вот однажды - день настал -
Решил, что он крутой…
Ученица:
Взлетел, как птица, новый мяч,
Ударившись об ногу
И позабыв футбольный матч,
Он прыгнул на дорогу:
Красивый, новый, кожаный
И весь такой ухоженный!
Ученица:
Он по дороге мчится вскачь,
Летит почти как ветер
Машины обгоняет мяч -
Одну, вторую, третью…
Но вскоре кончилась игра
Веселого мяча,
И под колеса он попал
Простого «Москвича»…
Ученица:
В одной квартире проживал
Один спортивный мальчик,
А на боку в углу лежал
Один футбольный мячик:
Несчастный, старый, кожаный
И весь такой скукоженный!
Чтоб не было несчастья,
Запомните, друзья,
Что на проезжей части
Играть нельзя!
Ученица:
С мамой через дорогу
Способ безопасный самый:
Перейти дорогу с мамой.
Уж она не подведет,
Нас за ручку доведет.
Но гораздо будет лучше,
Если нас она научит,
Как без бед и по уму
Сделать это самому.
Ученик:
«Зебра»

Рассказал Илья Володе,
Что с сестрой по зебре ходит,
И, пока они идут,
Все авто стоят и ждут.
Но решил Володя: «Жалко
Зебру брать из зоопарка!»
Ну никак он не поймет,
Что та зебра-переход –
Не скакун четвероногий,
А полоски на дороге.
Ученик:
Посмотри налево, посмотри направо!
У шоссе брат учит Славу:
«Взгляд налево, взгляд направо!
Если нет машин вблизи,
То иди, не тормози!
Если же машина близко,
Стой, как во поле редиска!»
Слава сразу загрустил:
«Долго тут еще расти?»
Ученица:
На дороге не играй
Ян, Тимур, Олег и Валя
Близ шоссе в футбол играли.
Вале пас, Олегу пас,
Ян Тимуру пас, и раз! –
Промахнулся Ян немного –
Мяч упрыгал на дорогу.
Будет там теперь лежать,
Ведь нельзя за ним бежать.
Их водители ругают:
«На дороге не играют!»
Ученик:
Велосипед
Витя Мухин сделал трюк:
Он решил катить без рук…
Рама - в яме,
Руль - в траве,
Колесо - на голове!
Ученица:
Уступайте в транспорте
Место старым людям,
Ведь однажды старыми
Мы и сами будем.
Сесть захочет мальчик
Через много лет,
А ему ответят:
- Обойдешься, дед!
Ученик:
Про сороконожку
Целых сорок ножек
У сороконожки.
Вечером бежала
По лесной дорожке.
Но два жука в автомобиле
Ей половину отдавили!
Стало 20 ножек
У сороконожки
И бежит, хромая,
По лесной дорожке.
Но два хорька в автомобиле
Ей половину отдавили!
Стало 10 ножек
У сороконожки -
И идет в больницу
По лесной дорожке!
Если людям в старости
Уступать места,
Мы и сами запросто
Доживем до ста!
Светофор Светофорович:
Кто ж у нас знаток сегодня,
Трудно это мне решить,
Потому хочу сегодня
Вам свидетельства вручить.
Учитель:
- Каждый из Вас заслужил сегодня право называться «Знатоком дорожного движения».
(Каждому ребенку вручаются свидетельства)
Учитель: Дорогие мои дети и уважаемые гости! Наша развлекательно -игровая программа подходит к концу. Классный час заканчивается стихами моего собственного сочинения, которые я хочу адресовать и всем Вам, дорогие коллеги:

Цели :

Продолжить знакомство учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения,способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умение предвидеть опасность

Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц,

Развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование : сигналы светофора, дорожные знаки, плакаты

Ход занятия

    Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

Делаем ребятам предостережение,

Выучим сегодня правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители

- Ребята, сегодняшний наш классный час посвящен правилам дорожного движения. Мы с вами отправимся в путешествие по волшебной стране ПДД.

А для чего нужно знать правила дорожного движения?

С каждым годом всё больше и больше появляется транспорта на дорогах городов и посёлков. Для того, чтобы движение было безопасным действует строгий закон Правила дорожного движения. Соблюдать эти правила обязаны все: водители, пешеходы и пассажиры общественного транспорта. Об этих правилах мы сегодня и поговорим. Твёрдо запомните, и строго соблюдайте их. Этим вы сохраните себе здоровье и жизнь.

Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице, не ходят просто так
Когда не знаешь правила легко попасть впросак.
Все время будь внимателен, и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход

Слайд 2-3

2 “Путешествие в прошлое”

Послушайте немного об истории правил дорожного движения.

Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались ещё во времена конных экипажей.

В России правила дорожного движения на лошадях были введены царем Петром I 13 января 1683 года. - Указ предупреждал извозчиков, что бы они ездили осторожно, не давили пеших людей.

В 1812 г были введены правила, которые установили правостороннее движение, ограничение скорости, введение номерных знаков для экипажей.

Слайд 4-14

3. Станция «Виды транспорта»

Отгадайте загадки.

Пьёт бензин, как молоко,

может бегать далеко (машина)

Бегу при помощи двух ног,

Пока сидит на мне ездок.

Мои рога в его руках,

А быстрота в его ногах.

Устойчив я лишь на бегу,

стоять на месте не могу. (велосипед)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках (автобус, троллейбус)

Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка. Кто такая?.. (электричка)

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держит их руками (трамвай)

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи: как называются такие чудеса? (поливальная машина)

Однорукий великан поднял руку к облакам.

Он работник очень важный, строит дом многоэтажный (кран)

К нам во двор забрался крот,

Землю роет у ворот.

сотню рук он заменяет,

Без лопаты он копает (экскаватор)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт (корабль)

Летит птица – небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолёт )

Молодцы! Вы знаете много видов транспорта: водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный.

А какое основное назначение всех видов транспорта? (перевозка пассажиров и грузов)

Слайд 15

4. Станция «Правила дорожного движения»

- Сейчас ребята расскажут правила дорожного дв ижения для наземного транспорта

1 ученик:

Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны.

Слайд 16-22

2 ученик:

Объяснить можно запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!

3 ученик:

Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.

4 ученик:

На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.

5 ученик:

Не висни на машине лучше –
Грозит тебе несчастный случай.
Напомни ротозею строго:

6 ученик:

Шум, движение, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора не умеешь разбираться.

Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвиться,
Потом окажется в больнице.

7 ученик:

Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать прекрасно.

8 ученик:

На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.

– В пешеходном деле самое главное и трудное - перейти дорогу. Вы уже многое знаете и умеете.

5. Станция «Светофор»

И вот … машина едет за машиной. Конца не видно. Такая вот улица, что никак не перейти. Будешь стоять до самого вечера? А вот есть один помощник, который может регулировать движение. --- -Послушайте загадку.

Я глазищами моргаю неустанно день и ночь,

Я машинам помогаю и тебе хочу помочь (светофор)

Слайд 23

- Ребята, а вы знаете, для чего нужен светофор?

(Чтобы помогать пешеходу правильно переходить проезжую часть)

Перед вами лежат листки с изображением светофора. Раскрасьте сигналы светофора в правильном порядке. (Раскрашивание сигналов светофора)

Слайд 24

Для тебя горят они,

светофорные огни:

Красный – стой,

жёлтый – жди,

А зелёный свет – иди.

- Такие цвета выбраны не случайно. Красный цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидев его, остановись, не переходи дорогу. Желтый цвет предупреждения: будь внимателен. Водители издалека видят жёлтый цвет, сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И вы, когда увидите желтый цвет светофора, не спешите, подождите. Наконец, зажигается зелёный цвет – теперь спокойно переходи дорогу. Зелёный цвет – спокойный, приятный – это цвет листьев и травы.

А сейчас поиграем. Встали все.

Игра «Светофор»

Показываю красный цвет – стоите тихо.

Жёлтый – хлопаете в ладоши.

Зелёный - идёте на месте.

Слайд 25

6. Станция «Дорожная азбука»

Знак “Движение запрещено":

Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: "Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!"

Знак "Пешеходный переход":

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

Знак "Движение пешеходов запрещено":

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

Знак "Подземный пешеходный переход":

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Знак "Пункт первой медицинской помощи":

Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.

Знак “Жилая зона”

Площадка детская у дома
По Правилам – жилая зона.
Подскажет знак водителю –
Во дворе – будь бдительным.
Едешь тихо, осторожно,
Припаркуйся, там, где можно.

Знак “Дети”

Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.

Знак “Велосипедная дорожка

Велосипедная дорожка
Обгоняй Максим Сережку.
Вам никто не помешает –
Этот знак все дети знают.

Знак “Пешеходная дорожка”

По пешеходной дорожке,
Шагают только ножки.
Лишь в коляске, малышам,
Можно ездить, не спеша.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

    Кто из вас идёт вперёд

только там, где переход?

    Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

    Кто из вас с дружком на пару

В школу шёл по тротуару?

    Кто автобус ожидая,

Прыгает и всех толкает?

    Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

    Знает кто, что красный свет

Означает «Хода нет»?

    Если жёлтый свет горит, кто идёт?..

    А кто стоит?

    Кто же правила все знает,

И всегда их выполняет?

Слайд 26

7.Станция «Вопрос – ответ»

    Можно ли играть на проезжей части?

На какой свет надо переходить улицу?

    Что надо сделать, прежде чем переходить улицу или дорогу, если нет светофора?

    Как вести себя в общественном транспорте?

Можно ли переходить дорогу на жёлтый сигнал светофора?

    Можно ли вам садиться на переднее сиденье автомобиля?

8.Итог классного часа

- И как итог, посмотрите небольшой ролик по правилам дорожного движения. (Показ видеоролика)

На улице будьте внимательны, дети,

Твёрдо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Чтобы вы помнили о правилах дорожного движения ученики 2 класса подготовили для вас Памятки пешехода. (вручение памяток)

Классный час по ПДД для начальной школы

Игра для повторения правил дорожного движения «Дорога в школу»

Цели : формировать правильное отношение к знаниям правил дорожного движения, как составной части здорового образа жизни; повторить лексику и правила русского языка на тему «Правила дорожного движения».

Ход занятия

1. В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.

Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук.

Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке?

2. - Вот и остановка.

Подъехали автобус, троллейбус, трамвай.

Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?

В классе три ряда. Значит, ученики первого садятся в автобус, второго - в троллейбус, а третьего - в трамвай.

Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.

От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы 1-го лица единственного числа:

переходить – перехожу

тормозить – торможу

бежать - ...

От существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

переход – переходы

вездеход – вездеходы

поворот – повороты

пешеход – пешеходы

транспорт - ...

От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени:

обгонял – обгоняю

пересекал – пересекаю

проезжал – проезжаю

регулировал - ...

От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

ядро – ядра

ведро – ведра

бедро – бедра

метро - ...

Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. - Что это за полосы?

3. - Верно, переход. Вспомнить правила перехода нам поможет игра «Доскажи словечко».

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись... (переход).

Чтоб тебя я повез.

Мне не нужен овес.

Напои меня бензином.

На копыта дай резину.

Поднимая всюду пыль,

Побежит... (автомобиль.)

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

Я зовусь... (велосипед).

Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут.

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись! Не зевай!

Отправляется... (трамвай).

Смело в небе пролетает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это? (Самолет.)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор,

Мы три родные брата.

Мы светим с давним пор

И взрослым, и ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий - красный цвет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он:

Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

Красный свет продолжает гореть.

5. Чтобы зажегся зеленый, нужно придумать предложение со словом светофор. (Дети выполняют задание.)

Вперед вырвался троллейбус, у его пассажиров предложения были более интересными. А теперь посмотрим в окошко, как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается...

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

Мне наплевать на красный свет!-

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер: -

Мне наплевать на светофор! –

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, где хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг.

5. - Ну вот, ребята, ваше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы дорожных наук. (Рисунок на доске.)

Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен:

1) Пассажиры в автобусе.

Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.

2) Пассажиры в троллейбусе.

Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.

3) Пассажиры в трамвае.

Составьте предложения со словами тормози, скорость, колесо.

6. Итог занятия.

Сценарий праздника «Знай правила дорожного движения».

В сценарии используются игры, которые помогут не только укрепить здоровье ребят, но и повторить с ними дорожную грамоту, выработать умение оценивать обстановку, быстро принимать решения, быть внимательным, собранным, дисциплинированным.

Цели:

повторить правила дорожного движения;

расширить знания детей о правилах поведения пешехода;

закрепить представления детей о назначении светофора и его сигналах;

воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материалы:

Игровое поле с изображением дорог, пешеходный переход, светофор, перекресток.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения. Каждый день вы ходите в школу, переходите через дороги. Вы замечали, сколько машин ездит по улицам? А как вы думаете, как при таком интенсивном движении машины и пешеходы договариваются друг с другом? Правильно, при помощи светофора, дорожных знаков и ПДД.

Делаем, ребята, предостережение:

Повторите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители.

Частушки

(Выступление агитбригады)

Мы частушки вам споем,

Вы нам помогайте,

Если чуточку соврем,

Вы нас не ругайте!

Ехал Петя на мопеде,

Не смотрел, кто рядом едет,

Лечит Петя перелом,

Сдан мопед в металлолом.

К переходу шли мы с Севой,

Посмотрели мы налево,

Хорошо, что посмотрели,

А иначе б здесь не пели.

Шел Сережа как-то в школу,

Пил из горла пепси-колу,

Не смотрел он на машины,

А сейчас он носит шину.

Шел танцор на красный свет,

Торопился на балет…

Он в больнице ПэДэДэ

Учит вместо падэдэ.

Две беды у нас в России,

Не чужие, а свои,

И за что они свалились

На инспектора ГАИ?

Должен помнить пешеход:

Есть сигналы светофора –

Подчиняйся им без спора!

Желтый свет – предупреждение:

Жди сигнала для движения.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут!

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

На улице будьте внимательны, дети,

Твердо запомните правила эти!

1 этап - это знание ПДД.

Всем, кто любит погулять,

Всем, без исключения,

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения.

Дети делятся на 2 команды.

Вопросы на знание ПДД.

(Вопросы задают командам по очереди, за правильные ответы команды получают жетоны.)

1.Где можно переходить проезжую часть? (На перекрестке со светофором или на пешеходном переходе)

2.В каком порядке расположены цвета светофора? (Сверху вниз)

3.Что означает жёлтый сигнал светофора? (Внимание)

4.Как обозначен пешеходный переход? (Зебра)

5.На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный)

6.Что означает красный сигнал светофора? (Стоп)

7.Что такое перекресток? (Пересечение улиц)

8.Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам? (Нет)

9.Где могут ездить велосипедисты? (По специально отведенной дорожке)

10.Если не работает светофор, как регулируется движение на перекрестке? (Регулировщиком)

11. Если вы видите мигающий зелёный сигнал светофора, как вы поступите? (Стоять, на мигающий сигнал переходить нельзя)

12.Можно ли перейти улицу на красный сигнал светофора, если поблизости нет машин? (Нельзя)

Где вы видели светофор?

Игра "Светофор” (на развитие внимательности и осторожности у детей)

Ребята находятся в зале. У ведущего желтые, зеленые, красные шары. Взмахнет он зеленым шаром, все ребята топают ногами, имитируя ходьбу. Взмахнет жёлтым – маршируют на месте. А на взмах красного шара дети отвечают молчанием.

2 этап - знание дорожных знаков.

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Эти знаки нужно знать,

Нужно знаки уважать!

Викторина "Пешеход”

Что называется улицей, и на какие части она делится?

Что такое перекресток, какие их типы вы знаете?

Для чего служат тротуары, и какой порядок движения по ним?

На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

Что нужно сделать пешеходу, прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть?

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем?

Где и как лучше переходить улицу?

Как пешеходы должны переходить по тротуару?

Командам выдают нарисованные дорожные знаки и таблички, на которых написано то, что они обозначают. Задача - правильно совместить одно с другим.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!".

Я вам задаю вопрос, если вы согласны, отвечаете:"Это я, это я, это все мои друзья!",

а если нет, молчите. Будьте внимательны!

Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что красный свет - это значит - хода нет?

Кто из вас идет на свет, говорящий "Хода нет"?

Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?

Если желтый свет горит, кто идет? А кто стоит?

3 этап - "Катим мы по улице"

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное - внимание.

(Выступление агитбригады).

Музыкальный номер на мелодию песни Л. Вайкуле

“ Ещё не вечер”

Инспектор:

Еще не вечер, еще не вечер,

Сегодня у меня нелегкий был денек:

Отчет держал я у начальника

Награды, порицанья,

Все в целях воспитанья

Пусть говорят, что мне домой идти пора,

Но задержусь-ка я еще на полчаса

Я точно знаю - мой участок трудный путь

И тормозну сейчас кого-нибудь.

Музыкальный номер на мелодию песни А. Пугачёвой

“ Мадам Брошкина”

Водитель (девушка):

А я на газ давлю,

Очень я спешу,

По пустякам в пути,

Редко торможу.

Скажите, ну, зачем он машет, машет палкою

Прикинусь-ка сейчас, я очень жалкою.

(Скрип тормозов, дама выходит из машины и между ней и инспектором происходит диалог).

Инспектор:

Инспектор ГИБДД, капитан Сумароковский!

Гражданочка, что за дела?

Нарушаем правила.

Так лихачить здесь нельзя!

Ваш техпаспорт и права.

Дама:

Ничего не нарушаю.

Просто я напугана!

Из-за вас педальку тормоз

С газом перепутала.

Вот они мои права

Инспектор:

Кто их выдал?

Как вам слёз своих ни лить,

Штраф придётся заплатить.

Шутить с дорогою опасно,

Случиться может вмиг беда

Дама:

Да, все мне ясно, все понятно,

Машину потерять могла.

Инспектор:

Аварию могли устроить.

Машина – это полбеды

Ведь не машины, своей жизни,

Могли, мадам, лишиться вы.

Дама:

Я знаю, что у меня, меня

Машина классная.

Инспектор:

Машина классная,

Но! Не безопасная.

В дороге каждый должен, должен

Законы соблюдать.

Дама:

Я вам, инспектор, обещаю, обещаю

Всегда их выполнять.

Ваша служба не простая,

И опасна и трудна.

Всё теперь я понимаю.

Завершается выступление агитбригады под мелодию песни Т. Овсиенко

“Под дождем”

Так давайте же дружить с ГИБДД,

Соблюдать законы на дорогах все.

И тогда всё будет меньше разных травм,

Мы это обещаем вам.

Эстафета по правилам дорожного движения.

10-15 ребят выстраиваются в шеренгу. У ведущего – жезл, который он вручает по очереди каждому участнику игры. Мальчик или девочка, принявшие жезл, называют (без обдумывания) любое правило дорожного движения и возвращает жезл ведущему.

Кто из ребят затрудняется назвать правило или называет его неправильно, выбывает из игры. (Последний выиграл)

Полоса препятствий.

По одному участнику от каждой команды на самокатах должны проехать полосу препятствий. Побеждает тот, кто виртуознее это сделает.

Подведение итогов.

Награждение.

Вы узнали много нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок.

Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

И сказать вам в заключенье

Я хочу, мои друзья,

Что без правил поведенья

И дорожного движенья

Обойтись никак нельзя!

Сценарий классного часа для 7 класса

«Береги свою жизнь! (опасности на дорогах)»

Подготовила:

Челик Е.Т., учитель физики и информатики

Раздольненской ОШ I - III ступеней, Старобешевского района.

Цели и задачи:

Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения

Повторить правила движения пешеходов по дороге и улице

Развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы

Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.

Подготовка : плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Введение (вступительное слово классного руководителя).

Соблюдение ПДД - закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.

Наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

Неподчинение сигналам светофора.

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.

Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.

2. Основная часть (Беседа с классом).

Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).

Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам - велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).

Викторина

Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).

С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

Конкурс “Знаете ли вы?”

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ - 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

2.Конкурс капитанов

Вопросы:

1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

3. Конкурс “Найди нарушения”

Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

4. Конкурс “Угадай знаки”

Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

велосипедное движение запрещено;

дорожные работы;

телефон;

пешеходная дорожка;

движение запрещено;

опасный поворот;

обгон запрещен;

дети.

5. Конкурс “Дорожная ситуация”

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.

Ситуации:

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

6. Загадки

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед. )

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)

По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)

Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

7. Задачки

1. Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса ? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)

2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город ? (1 - мальчик)

3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.

Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное - не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге - это не трусость, а умный расчет.