Категории транспорта в водительских правах. Новое в законодательстве: водительские права категории B1 — что это

В настоящее время многие автолюбители даже не догадываются о существовании специальных подкатегорий, дающих право на управление особенными транспортными средствами. Одна из таких - В1. Что означает категория В1, для чего она нужна? Об этом и будет рассказано в данной статье.

Что представляет собой категория В1

Для получения возможности осуществлять управление квадрициклами и трициклами должна быть получена специальная водительская категория В1. Что это такое, как именно ее можно получить и для чего она нужна? Давайте разберемся.

Вес транспортного средства, управление которым можно осуществлять согласно категории В1, не должен превышать 550 килограммов. Объем двигателя у машины должен составлять максимум 50 см³. Стоит отметить и максимальную скорость, которая не должна быть выше 50 км/ч.

Какие транспортные средства подходят под упомянутые параметры? Сюда можно отнести, например, колясочные мотоциклы, одноместные или двуместные мини-автомобили и, как самый распространенный вид, - трициклы и квадрициклы (не стоит путать с квадроциклами, управлять ими с категорией В1 нельзя).

Здесь стоит выделить один особенно важный момент: В1 - категория прав, считающаяся "городской". Именно поэтому, если человек захочет управлять соответствующим транспортным средством не в пределах города, а где-нибудь на природе (а именно там и любят кататься любители квадрициклов), то придется получить специальные тракторные права.

Обучение на категорию В1 в автошколе

Сразу стоит отметить, что с 2016 года получение прав категории В не означает автоматическое получение прав рассматриваемой категории - отныне дополнительная категория присваивается отдельно.

Для записи в автошколу необходимо подготовить соответствующий пакет документов:

  • паспорт и его ксерокопии;
  • прописку или вид на жительство;
  • копию ИНН;
  • фотографии;
  • справки от врачей.

В автошколе обязательно расскажут, что представляет собой категория В1, что это за форма и для чего она нужна. Само же обучение продлится один, максимум - три месяца. Ученики должны будут пройти специальные лекционные занятия по правилам ПДД, основам психологии вождения и медицинские курсы. После прохождения обучения ученики сдают внутренний экзамен, а затем направляются в ГАИ.

Экзамен в ГИБДД на категорию В1

В1 встречается в водительских правах довольно часто. Но получить эту категорию может только тот, кому уже присвоена категория В. То есть не представляется возможным получение только одной отдельной категории В1.

Что это такое - экзамен в ГИБДД, благодаря которому можно стать обладателем названного допуска к вождению? Он представляет собой заключительный этап получения прав, полностью повторяющий порядок внутреннего экзамена, и также включающий в себя теоретическую и практическую части. Кандидат в водители должен решить специальный тест, именуемый билетом, и выполнить ряд упражнений на автодроме. Стоит упомянуть и езду в городских условиях как основной элемент экзамена.

Пересдача экзамена проходит по истечении нескольких недель после предыдущей попытки. Повторимся, что категория в В1 в правах сегодня не может быть получена отдельно. Обязательно придется осваивать общие навыки вождения автомобилем.

Взаимосвязь категорий В и В1

Как уже было сказано выше, отличия в получении категории В и В1 практически отсутствуют. Более того, замена водительского удостоверения В подразумевает и замену подкатегории В1.

Стоит рассказать об одном очень важном приказе МВД 2016 года. Так, согласно ему, все лица, сдающие на права категории В, должны сдавать экзамены на подкатегории отдельно. Сюда же относится и категория В1.

Что это за приказ и почему он был введен? Он связан с медицинскими показателями водителя. Так, кандидат на получение формы В1 должен обладать здоровьем, не противоречащим требованиям, прописанным в документе. О том, что именно сюда относится и какие критерии здоровья кандидатов в водители выделяются особо, мы расскажем далее.

О здоровье кандидата в водители

Получить водительскую категорию В1 можно только в том случае, если кандидат в водители обладает соответствующим здоровьем и не имеет противопоказаний к управлению транспортными средствами. Что значит категория В1 во врачебных документах и каким здоровьем нужно обладать, чтобы ее получить? Вот следующие основные моменты:

  • отсутствие хронических заболеваний оболочек глаз или слезного мешка;
  • отсутствие косоглазия, независимо от степени;
  • отсутствие слепоты на одном из глаз;
  • отсутствие глухоты на одно ухо;
  • наличие всех фаланг и пальцев;
  • длина нижних конечностей должна быть не более чем на 6 см короче стандартной или равна ей;
  • рост выше 150 см;
  • отсутствие проблем с цветовосприятием;
  • отсутствие диабета;
  • отсутствие проблем с сердечно-сосудистой системой (данный вопрос решается, однако, не всегда однозначно; необходим комплексный врачебный осмотр).

Стоит также отметить, что возможны небольшие отхождения от прописанного выше. Во всяком случае определяться допуск к получению прав будет строго в индивидуальном порядке.

Медицинская справка кандидата в водители

Кстати, без специальной медицинской справки не может быть получена никакая категория прав, в том числе и водительская категория В1. Что это за справка и как ее можно получить, будущему водителю объяснят в ГИБДД. Прежде всего необходимо пройти специальную комиссию, которая включает следующих врачей:

  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • окулиста;
  • нарколога;
  • хирурга;
  • невропатолога.

Справку же выписывает только терапевт - после того, как кандидат в водители пройдет осмотр у всех врачей.

Главной особенностью описываемой справки является длительность ее действия. Она действительна ровно 2 года. А после того как срок истечет, медицинскую комиссию придется пройти заново. Лица же, имеющие какие-то проблемы со здоровьем, обязаны проходить осмотр каждый год.

Таким образом, получение соответствующего медицинского документа для категории В1 может быть реализовано довольно легко - стоит только обратиться в поликлинику по месту жительства.

О правах

После того как человек сдал все необходимые экзамены в автошколе и в ГИБДД, успешно прошел медицинскую комиссию и оплатил все государственные пошлины, он может получить готовое удостоверение.

Что представляет собой категория В1 транспортного средства, мы уже говорили. Теперь расскажем о выдаваемом документе. Сегодня права выдаются в унифицированном формате, то есть в единственном экземпляре и без дубликатов. Они представляют собой специальную пластиковую карту, на обратной стороне которой и указаны все те подкатегории, которыми обладает водитель.

Права рассматриваемой категории ничем не отличаются от всех остальных. К тому же, как уже было сказано выше, категория В1 не может быть получена отдельно - без полной категории В.

О стоимости прав

На какую сумму стоит рассчитывать, чтобы получить форму В1? Если брать в расчет плату за обучение в автошколе, которая, кстати, может значительно отличаться в зависимости от региона, то в среднем выйдет порядка 15 тыс. рублей. Плата за получение прав включает в себя определенные расходы.

Как уже было сказано, это в первую очередь стоимость обучения в автошколе, где будут даны все необходимые теоретические и практические навыки. Затем стоимость самого удостоверения, которая составляет, как правило, 2500 рублей. И налог, который необходимо оплатить через сайт "Госуслуги", его размер составляет примерно такую же сумму.

Некоторые ученики платят и за дополнительное обучение. Так, стандартные 28 часов практики у частного инструктора (а для овладения транспортными средствами категории В1 без этого, скорее всего, не обойтись) выльются в 5-6 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что многие автошколы предлагают следующую услугу: обучение сразу на несколько видов категорий. В этом случае общая стоимость одного только обучения будет значительно дороже.

О процессе получения прав

На самом деле проходить обучение сразу на несколько видов категорий значительно выгоднее, чем получать только одну форму. Особенно это касается рассматриваемого случая - в пакетном варианте гораздо легче достанется и категория В1 водительских прав.

Что это за вариант и почему он выгоднее, можно понять из того, что, во-первых, в этом случае значительно экономится время обучения. Так, человек, не обладающий ни одной категорией, за достаточно короткий период времени сможет овладеть всеми необходимыми формами водительских прав. Во-вторых, зачастую автошколы позволяют сэкономить и денежные средства. Так, получение какой-либо подкатегории в дальнейшем чревато лишней передачей суммы в 10-15 тыс. рублей.

Несмотря на то что проходить обучение на квадрициклах и трициклах довольно просто - всем маневрам, заездам и поворотам можно научиться в скором времени, все же стоит обратить внимание на пакетный вариант (он включает в себя, как правило, категории B, B1, BE и M).

Транспортные средства категории В1

Итак, нами почти дан ответ на вопрос о том, что же представляет собой водительская категория В1 в правах, что обозначает и что дает данная пометка. Однако стоит еще раз подробно рассказать и про те транспортные средства, которыми способен управлять человек с соответствующей подкатегорией.

Сюда относят квадрициклы - электрические транспортные средства с четырьмя колесами, используемые на дорогах общего пользования. Управление ими осуществляется за счет работы специальных батарей. Их, в принципе, можно именовать мини-автомобилями и мотоколясками (как всем памятная советская "инвалидка"). Их особенностью является малогабаритность (вес не более 500 кг) и невысокая скорость (25 км/ч). Трехколесный вариант такого транспортного средства именуется трициклом.

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.

Категория «А» — мотоцикл

любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.

Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).

Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.

Подкатегория «А1»

К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.

Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».

Категория «M» — мопед / легкий квадрицикл

С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.

Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».

Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.

Категория «В» — легковой автомобиль

  • категория «В» — машина (за исключением ТС по категории «А») массой не более 3,5 тонны, числом мест (сидячих) не более восьми, не включая водительского;
  • в связке с прицепом весом не более 750 кг;
  • автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг, но массы машины без нагрузки он не превышает, а также с условием того, что масса состава автомобиль плюс прицеп не более 3,5 тонны.

В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:

  1. Нагруженный прицеп не может весить больше чем машина без нагрузки;
  2. Разрешенный максимальный вес состава «автомобиль плюс прицеп» не может быть более 3,5 тонн.

Категория «BE» — тяжелый прицеп

Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:

  • «ВЕ» – авто категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг и который весит более чем сама машина без нагрузки;
  • ТС категории «В» в связке с прицепом массой более 750 кг, но с условием того, что вес состава «автомобиль плюс прицеп» не должен превышать 3,5 тонн.

Подкатегория «B1» — трицикл / квадрицикл

На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.

Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.

Категория «С» — грузовой автомобиль

  • категория «С» – автомобиль (кроме транспорта из категории «D») весящий более 3,5 тонн;
  • в связке с прицепом весом не более 750 кг.

Водительские права категории «СE» — с тяжелым прицепом

Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).

Подкатегория «С1»

Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:

  • подкатегория «С1» — машины (кроме авто категории «D») с массой более 3500 килограммов, но менее 7500 килограммов;
  • авто подкатегории «С1» в связке с прицепом который весит не больше чем 750 килограмм;
  • к этой подкатегории относятся также и средние грузовики массой в пределах 3500-7500 кг
  • подкатегория разрешает управлять связкой с легким прицепом весом до 750 кг.

Подкатегория «С1E» — тяжелый прицеп

Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.

Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».

Категория «D» — автобус

Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:

  • категория «D» — транспорт перевозящий пассажиров с более чем 8 сидячими местами. Водительское место в общее число мест не входит;
  • в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм.

Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».

Категория «DE»

Подкатегория «D1»

  • подкатегория «D1» — автомобиль для транспортировки пассажиров имеющий больше 8 и меньше 16 сидячих мест, не включая водительское сиденья;
  • автомобиль подкатегории «D1» в связке с прицепом весом не более 750 килограмм;

Подкатегория «D1E» — тяжелый прицеп

Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:

  • подкатегория «D1Е» — машины подкатегории «D1» в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм и который не эксплуатируется для перевозки людей. Масса прицепа не должна быть больше массы самого основного транспорта без нагрузки и общая масса такой сцепки не должна быть больше 12 тонн.

Категория «E»

Категория «Tb» / «Tm» — трамвай /троллейбусы

Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».

Многие водители, которые обращаются в органы ГИБДД с заявлением о замене старого пластика на водительское удостоверение нового образца, введённого в действие с 2017 года, обратили внимание на ряд внешних изменений в новых «правах». Изменения в действующих нормах, регламентирующих форму российского водительского удостоверения, были вызваны стремлением привести ВУ национального образца в соответствие с требованиями Венской Конвенцией «О дорожном движении» от 8 ноября 1968 г.

Теперь, согласно Постановлению Правительства РФ № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») от 24.10.2014 в новых водительских правах имеются подкатегории транспортных средств, которые ранее не использовались, а точнее объединялись с более крупными категориями.

Водительское удостоверение нового образца - изменения и отличия

Если учитывать тот факт, что новые российские водительские права стали выглядеть иначе, у многих водителей возникает вопрос о смене документа. Но волноваться не стоит – менять старые права на новые не потребуется. Правила гласят, что замене на документы нового образца подлежат утраченные документы (кража, потеря) или утратившие юридическую силу. Как и прежде, водительское удостоверение нового образца будет действительно на протяжении десяти лет. Если автовладелец может подтвердить факт, что он обучался в автошколе и прошел все этапы экзаменов, то при выдаче новых прав сдавать дополнительные экзамены не потребуется.

Категории и подкатегории в новом водительском удостоверении

Если вы сидите за рулем мопеда, то вам следует получить водительское удостоверение нового образца, где будет стоять соответствующая отметка – новые виды категорий и подкатегорий автотранспорта озвучены в Приказе МВД РФ №6 от 09.01.2014. Законом установлено, что мопед относится к ТС категории «М». Если перевернуть водительское удостоверение, то на сетке содержатся такие новые категории: Tb – троллейбусы, и Tm – трамваи.


Фото: Максим Блинов / РИА Новости www.ria.ru
  • А - мотоциклы;
  • А1 - лёгкие мотоциклы с рабочим объёмом двигателя от 50 до 125 куб. см. и максимальной мощностью до 11 кВт;
  • В - автомобили, разрешённая максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  • В1 - трициклы и квадроциклы, в графе 12 при этом дополнительно ставится пометка «AS» (с автомобильной системой управления) - если не открыта категория «А» и «MS» (с мотоциклетной системой управления) - если не открыта категория «В»;
  • ВЕ - автомобили категории B с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • С - автомобили, разрешённая максимальная масса которых более 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг;
  • С1 - относятся автомобили с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т;
  • СЕ - автомобили категории C с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • С1Е - автомобили категории CE, разрешённая максимальная масса которого превышает 3,5 т но не превышает 7,5 т;
  • D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе с прицепом до 750 кг;
  • D1 - автомобили, оборудованные 9-16 сидячими местами кроме водительского;
  • DЕ - автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешённая максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает 3,5 т;
  • D1Е - автомобили категории DE, разрешённая максимальная масса которого превышает 3,5 т но не превышает 7,5 т;
  • M - мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с рабочим объёмом двигателя до 50 куб. см;
  • Tm - трамваи;
  • Tb - троллейбусы.

Дополнительные отметки в водительских правах нового образца

Водительское удостоверение нового образца (на оборотной стороне удостоверения, в самом низу) теперь содержит отметку «АТ», это значит, что водитель имеет право на управление только тем транспортным средством, в котором стоит автоматическая коробка передач. И если он решил пересесть за руль машины, где стоит ручная КП, то ему надо сдавать дополнительные экзамены в ГИБДД. В связи с введенными изменениями, в автошколах порядок обучения водителей стал иным. Если раньше водитель должен был знать в теории и на практике, как переключаются скорости механической коробки, то сейчас это уже необязательно.

Сегодня многие автовладельцы приобретают себе машины исключительно с автоматической коробкой передач, поэтому для них предусмотрено обучение на автомобилях с автоматом, о чем в водительском удостоверении нового образца будет стоять соответствующая пометка «АТ». Отметка «АТ» также относится к ограничениям для водителя, и тот, у кого в правах стоит данная категория, не имеет права управлять авто с ручной механической коробкой передач.

Еще одно ограничение – специфически устроенное транспортное средство, предназначенное для водителей с физическими недостатками, вследствие которых они не в состоянии водить обычный автомобиль.

Например, водитель имеет инвалидность (отсутствует одна или обе ноги), тогда его могут обязать водить машину, которая оснащена системой полного ручного управления автомобилем без педалей.

Хотя соответствующие изменения уже были вынесены на законодательном уровне, их реализация на практике происходит постепенно. Это вызвано тем, что для конкретизации схемы прохождения подготовки водителей в рамках управления транспортными средствами новых категорий, требуется принятие уточняющих и поясняющих документов. Автошколы должны будут модернизировать с учетом новых законодательных требований.